Поделки из луба

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 07.09.2024

Береста- верхний слой коры берёзы, она надежно защищает ствол березы от перегрева. Заготавливают бересту с конца мая по июнь. Изделия из бересты:

Щепа - измельчённая древесина (щепки) Изделия из щепы: Птица солнца

Луб - волокнистая внутренняя часть коры липы Изделия из луба:

Основной материал в крестьянском быту дерево и береста. Из бересты делают посуду – туеса и бураки для хранения еды, питья, а в старину делали берестяные грамоты (письма Древней Руси XI—XV в) . Из луба, т.е. слоя дерева под корой, короба, хлебницы, набирухи для ягод и грибов.

Из тонкой легкой щепы умельцы мастерят сказочных птиц с пышным, словно веер, хвостом и крыльями. Подвешенная к потолку птица кружится даже от легкого дуновения ветерка.

Сколотень , пластовая береста, берестяная лента (лыко) – это виды заготовки бересты ; Берестяную рубашку северяне украшали тиснеными узорами. С помощью прочных деревянных штампиков создавали нарядный рельефный узор.

Мезенская роспись. Роспись по дереву и бересте. Роспись зародилась на реке Мезень. работа известного мастера Ивана Фатьянова

Мезенские мастера украшали своими узорами и прялки. На золотистом фоне преобладает обычно красно-коричневый цвет, дополненный четким графическим рисунком.

Мезенская роспись отличается от других традиционных росписей цветовой сдержанностью и отточенной графикой. Для этого мастера используют металлические перья с тушью, специальные ручки – изографы или тонкие кисти.

Элементы мезенской росписи

Элементы мезенской росписи для орнамента

Предварительный просмотр:

Задания выполни и отправь в срок с 07.04. до 14.04.20

Прочитай текст и посмотри презентацию.

  1. ЗАДАНИЕ 2: Выполни рисунок предмета посуды, в которой представлена мезенская роспись. Требования к рисунку : аккуратность, правильно подобраны цвета.

рисунок выполни в любом из двух вариантов:

А. Цветной графический рисунок с использованием цветных мелков или фломастеров (фото рисунка отправь)

Б. В любой компьютерной программе ( отправь документ с граф.рисунком)

При отправке задания НЕОБХОДИМО ПОДПИСАТЬ . (Фамилия и класс)

Задания выполнены и сданы в срок с 07.04. до 14.04.20г

Если задания сданы позднее 14.04.20 - штраф - минус 1 балл

Т.к. результаты оценивания будут известны 14 04.20г

1. Какой материал использовали для изготовления туесов?
а) луб;
б) береста;
в) щепа.

а) дерево ;
б) верхний слой березовой коры ;
в) нижний слой березовой коры.

3. Как называли письма и записи на коре берёзы - памятники письменности Древней Руси XI—XV в?

а) берестяные грамоты ;
б) березовые дощечки ;
в) пергамент .

4. Какое свойство у бересты?

а) украшает дерево ;
б) защищает дерево от удара ;
в) надежно защищает ствол березы от перегрева .

5. Когда заготавливают бересту?

а) с августа по сентябрь ;
б) с мая по июнь ;
в) с декабря по январь .

6. Что такое пластовая береста, берестяная лента (лыко); сколотень?

а) виды берестяных изделий ;
б) виды инструментов ;
в) виды заготовки бересты .

Ранее я писала о рождественском ангеле, которого научилась делать на мастер-классе, проведенном в ДК Подмосковье в Красногорске Мариной Коломенцевой:

Птица счастья из лыка своими руками славянский оберег

В этот же день проводил мастер-класс по изготовлению птицы счастья из лыка, изготовленного из луба молодой липы, Александр Коломенцев.

Интересна славянская легенда о птице счастья. У одного селянина заболел сын, которому не могли помочь знахари. Мальчик сказал отцу, что помочь ему может солнце, но на улице была зима и солнца не было. Тогда отец сделал из дровяной щепы птицу, которую подвесил над печью. Теплый воздух, исходящий от печи, создавал иллюзию полета. Мальчик радовался птице, т.к. она создавала иллюзию полета, и выздоровел. Таким образом, птиц, изготовленных из древесины, ассоциируют с солнцем и называют оберегами.


Александр дал нам по два пучка лыка, моток белой нити. Один пучок необходимо туго связать узлом - это будут крылья и грудка птицы. Второй пучок - будущие голова, туловище и хвост. Для их изготовления необходимо согнуть 1/3 часть пучка. В части, где будет голова, необходимо по бокам выделить несколько веточек, туго их обмотать ниткой, кончики обрезать, чтобы получился клюв. Под клювом туго перетянуть часть пучка, обозначив головку птицы. Затем необходимо центральную часть первого пучка протянуть под центром второго, перетянув их нитками крест на крест. Мне захотелось после мастер-класса украсить птицу счастья, украсив ее ленточками и прошив нитками для более устойчивого формирования птицы.


Так своими руками я сделала оберег - птицу счастья, которая у наших предков была символами хранительницы семейного счастья и благополучия, солнца и весны, счастья и светлых желаний, добра и любви. Древние славяне верили, что в птиц входят души умерших родственников, которые любят и помогают в земной жизни своим потомкам. По верованию славян, оберег забирает все отрицательное, с чем входит в дом человек, и пропускает только хорошее. Благодаря этому в доме нет предрасположенности к скандалам, и все добрее друг к другу относятся. Если оберег сломается, значит, он выполнил свою миссию и его необходимо сжечь.


Но чтобы оберег приобрел свою силу, необходимо его активировать. По древнеславянской традиции в период от Рождества до 18 января у православных наступают святые дни - Святки, посвященные радости рождения Христа. В данный период проводят святочные гадания и, следовательно, это благотворное время для активации оберега.

Для активации амулета необходимо взять
10 церковных свечей и ладан. Ритуал проводят в солнечный день (что в Москве в зимнее время редкость). Необходимо выйти на открытую местность. Свечи втыкают в землю, поджигают. Воскуривают ладан и произносят молитву, подняв птицу к небу:

Росло дерево в лесу темном, в бору сыром. Росло, к небу тянулось, роняя на землю веточки. Детям твоим не расти и не цвести, моим болезням и горестям от меня уйти. Огнем сжигаю, беду прогоняю. Все лишнее в огонь, беда иди вон. Господь, помилуй и спаси меня, рабу Божью (имя). Аминь.

После этого птица счастья приобретает свою энергетическую силу.

Церковные свечи у меня есть, ладана нет. Постараюсь с внучкой провести обряд. Она сделала свою птицу счастья и тоже будет рада ритуалу.


Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала разобраться, что это за материал — луб.


Снятый с древесного ствола, очищенный от коры и высушенный луб представляет собой довольно грубое и в то же время гибкое полотнище. У некоторых деревьев, например, у липы, луб легко разъединяется на отдельные волокна, которые называются лыко.

В прошлом из луба делали множество нужных в хозяйстве вещей, да и сейчас он широко применяется в декоративно-прикладном искусстве.

Чаще всего использовали подкорье липы. Оно хорошо гнется и разделяется на волокна, имеет приятный золотистый цвет и ароматно пахнет медом.

Из липового луба делали короба всех размеров – в них в старину хранили разнообразные вещи и продукты питания; корзинки, туеса, лукошки, хлебницы и даже люльки-колыбели. Из более тонких волокон луба – лыка – плели самую распространенную обувь – лапти, делали мочалки, веревки, на особых станках ткали рогожи для хозяйственных нужд.

Изготовление традиционной щепной
"Птицы счастья"
(Сибирь)


Птица счастья — деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Элемент поморского ремесла.Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.Изготавливается из цельного бруска, щепки, без применения клея и крепежных элементов, путем нарезки тонких лепестков и специального метода изгибания, лепестки получившихся крыльев и хвоста могут соединяться нитками.Обычно делается из дерева сосны, ели, пихты или сибирского кедра.

Есть у древесины замечательное свойство — расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон. Но и позже, когда появились пилы, деревенские зодчие предпочитали изготавливать доски для кровли по старинке. И вот почему. Пила, перерезая древесные волокна, открывала доступ влаге внутрь доски, и от этого она быстрей загнивала. У колотой доски цельность волокон не нарушалась, а значит, и кровля из таких досок служит дольше.

Уже давно на смену кровельным доскам и щепе пришли жесть и шифер, а на смену светцу с березовой лучиной — электросветильники, но люди по-прежнему продолжают использовать, чудесную способность древесины раскалываться вдоль волокон. Их привлекает высокая декоративность колотой древесины: ее блеск, красивый текстурный рисунок и сочные янтарные оттенки.



Настенное панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, научитесь правильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении и в радиальном. Если полено раскалывать так, чтобы плоскость раскола проходила через сердцевину, то получатся баклуши, у которых поверхности скола будут радиальными. А если раскалывать в любом другом направлении, только не через сердцевину, то из-под топора будут выходить баклуши с тангентальными поверхностями скола. На любом куске дерева радиальный и тангентальный сколы можно определить по рисунку годичных слоев. На первом годичные слои видны в виде параллельных полос, а на втором — в виде характерных дугообразных линий.



Чтобы получить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке тоже должны иметь определенную направленность. Так, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани. Если же годичные слои в бруске на торце параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальными сколами.

Не забывайте о том, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание. При тангентальном расколе они, наоборот, словно суровыми нитками стягивают древесные волокна. Эти особенности дуба учитывают заготовители бондарных клепок.

Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях, поэтому она является основным материалом при производстве спичек.

Хорошо колется во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.

Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.

Если поместить лучину напротив горящей лампы, то лучина как бы засветится мягким теплым светом. Возьмите сразу несколько лучинок из древесины разных пород и сравните их цвет и рисунок. Каждая из них будет светиться по-своему. Древесные волокна осины против света из белых превращаются в золотисто-соломенные. Примерно такой же цвет приобретают лучинки тополя и липы. А лучинки более плотной древесины березы просвечиваются слабее — они окрашиваются в густой желто-охристый цвет. Особенно красива на просвет древесина хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы и кедра. Лучины этих деревьев против света словно наливаются янтарем самых разнообразных оттенков — от светло-оранжевого до малиново-красного. Множество оттенков имеют лучинки из сосны. Почти малиновый цвет приобретают те их участки, которые расположены близко к сучкам и содержат много смолы. На просвет хорошо различается текстура, которая делает древесину еще более выразительной.

Все эти особенности нужно учитывать в первую очередь при работе над различными светильниками. С декоративными полями абажур можно набрать из лучинок с различной окраской, чередуя сосновую лучину с осиновой, липовую с еловой. Чередуя две темно окрашенные лучины с одной светло окрашенной и наоборот, вы можете строить композицию на четком ритме цветовых пятен. Лучины из цветной древесины ольхи, дуба, яблони, груши и вишни почти совсем не просвечиваются, поэтому для светильников они малопригодны. К тому же яблоня и груша довольно плохо раскалываются в заданном направлении.

Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов: они плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких — корни ели и сосны.

Поскольку у абажура должна быть жесткая конструкция, лучины друг с другом желательно сплачивать корнями. Если корни заготовить не удалось, то вместо них используйте бечевки из луба или пеньки. Только в этом случае с внутренней стороны абажура для жесткости укрепите обручи из распаренной лучины.


Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучины, увлажните ее, положив в какую-нибудь посуду и залив горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще немного подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком разбухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос, которые в основном идут на плетение. Из полос можно сплести корзину, коврик под вазу или подставку под горячее.

Чтобы упростить работу, вы можете в считанные минуты сделать простейшее приспособление из двух брусков. В торцах брусков, примерно на высоте миллиметра, сделайте два пропила и вставьте в них нож. Бруски прибейте к краю стола или верстака. Между брусками с тыльной стороны ножа сделайте на верстаке неглубокий желоб, обеспечивающий свободное прохождение лучины. Подавая заготовку на острие ножа, вы довольно быстро расщепите заготовку на лучины одинаковой толщины.

Для декоративных «панно и светильников лучины дополнительно украшают фигурными прорезями. Совершенно одинаковые Очертания прорезей на отдельных лучинах достигаются благодаря прорезанию желобков на ваготовке до ее расщепления. Готовые резные лучины в зависимости от назначения изделия переплетите бечевкой или корнем, сложенным пополам. Прорезные узоры, которые можно составить из лучин, имеют множество вариантов.

Высокая пластичность, которой обладают тонкие лучинки, дает возможность придавать им определенный изгиб, необходимый при создании изделий более сложной формы. Чтобы изготовить абажур, имеющий криволинейную боковую поверхность, образованную из множества гнутых лучин, нужно из толстой доски вырезать два одинаковых шаблона. Одна сторона каждого шаблона должна точно повторять линию изгиба поверхности абажура. Шаблоны соедините врезными рейками. Длина реек должна быть несколько больше периметра самой широкой части абажура. При этом условии «можно согнуть сразу все лучины, входящие в абажур. Перед тем как вставить лучины в готовое приспособление, распарьте их в кипятке в течение 5—10 минут. Приспособление вместе с заправленными в него влажными лучинами поместите где-нибудь около теплой батареи или печи. Сохнуть они должны не менее суток. После полного высыхания лучины сохранят сообщенный им изгиб. Остается только переплести их расщепленными корнями.

Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Нетрудно догадаться почему. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться. Деревянную жар-птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые — нож да топор. Отец передавал свое мастерство сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей — так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло. Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.

Щепная жар-птица.
Последовательность ее изготовления.


Для изготовления жар-птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечением 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска. Сосна одинаково хорошо расщепляется как в тангентальном, так и в радиальном направлении.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1–1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево. неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.

Освоив технологию изготовления простейшей птицы, вы можете приступать к выполнению более сложного задания по предварительно разработанному эскизу. Современные народные мастера создают не только отдельных щепных птиц с оригинальными пластическими решениями, но порой очень сложные многофигурные композиции.

Читайте также: