Поделка тундра 4 класс окружающий мир

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 15.09.2024

Цели: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебнопознавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест

1. Природная зона арктических пустынь расположена;

а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана +

2. Территория Арктики:

а) плотно заселена людьми

б) не имеет коренного населения +

в) не пригодна для жизни людей

3. В Арктике для растений и животных:

а) суровые условия +

б) комфортные условия

в) заповедные условия

4. В зоне арктических пустынь растут:

а) кедры, березы, черемуха

б) лишайники, мхи, полярные маки +

в) бузина, орешник, айва

5. Верная схема цепи питания:

а) водоросли рачки —> рыбы -> гагарки -> белый медведь

б) водоросли —> рачки —> сайки —> тюлень +

в) мхи —> кайры —> морж —> овцебык

6. Большое скопление птиц на скалах называют:

а) птичьи базары +

в) птичьи гнездовья

7. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары +

8. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь?

а) температура повысится

б) температура не изменится

в) температура понизится +

9. Арктический заповедник расположен на:

а) Земле Франца Иосифа

б) Северной Земле

в) острове Врангеля +

2. Конкурс рисунков

— Как вы представляете себе Арктику?

(Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок.)

3. Индивидуальное задание на карточке

- Исправьте географические ошибки в тексте.

Арктика — это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно — островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно — косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно — полярная ночь), а летом — полярная ночь (правильно — полярный день). Температура воздуха зимой опускается до - 6О °C, а летом не поднимается выше нуля (правильно — поднимается на несколько градусов выше нуля).

4. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 39 рабочей тетради.

- Что вы узнали о людях, которые работают в Арктике? Поделитесь новой информацией. (Рассказы детей.)

— Кто из вас хотел бы работать в Арктике? (Мнения детей.)

III. Самоопределение к деятельности

Кроссворд

Новая природная зона приглашает нас —

Снова в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать.

1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля.) 4. Арктика — это снег и . (Лед.) 5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли.)

6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: тундра.)

— Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

— Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)

— А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

— Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)

По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до -50 °C), прохладное короткое лето.

3. Работа в группах

- А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут.

(Ученики рассаживаются по группам.)

1. Какие растения растут в тундре?

2. Как растения приспособились к жизни?

— Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 86—90), ответьте на вопросы.

1. Какие животные обитают в тундре?

2. Как они приспособились к жизни?

• Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.

• Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.

• Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.

• Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

— Экологи, пользуясь учебником (с. 90-92), ответьте на вопросы.

1. Основные занятия населения тундры.

2. Экологические проблемы тундры.

3. Охрана природы тундры.

(Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.)

V. Первичное закрепление

(Выступления представителей каждой группы.)

Рассказ ботаников

В тундре растут мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала или слайдов). Все растения низкорослые. Мох ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

— Итак, какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)

Рассказ зоологов

Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек или слайдов). Белая куропатка — травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец — хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снег и выкапывать мох из-под снега.

— Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех.)

Рассказ экологов

Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство (показ фотографий или слайдов). Ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота — браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографий).

— Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)

Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Выполним задание 4 на с. 44. Составим схему цепи питания, характерную для тундры. (Лемминг песец —> волк.)

— Сейчас поработаем в парах и выполним задание 5 на с. 44. Рассмотрите знаки. Подумайте, какие экологические проблемы они отражают? (/. Разрушение почвы от вездеходов и тракторов. 2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти. 3. Ягель исчезает, так как оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище. 4. Незаконная охота — браконьерство.)

— А какие меры охраны природы помогут решить эти проблемы? (Высказывания детей.)

2. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

- Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?

Зима в тундре продолжается \(7\)–\(8\) месяцев. Зимой очень холодно (мороз до \(-50\) °С). Лето здесь короткое (\(2\)–\(2,5\) месяца), температура не поднимается выше \(+10\) °С. Около двух месяцев в тундре продолжается полярная ночь.

Почвы в этой зоне бедные. Они сильно заболочены и содержат мало перегноя. С глубины \(8\)–\(10\) см начинается вечная мерзлота, которая не оттаивает даже летом. Мерзлота задерживает дождевую и талую воду на поверхности, не пропускает её вглубь. Поэтому здесь большое количество болот и озёр.

Коллаж 1.jpg

Из млекопитающих животных в тундре водятся северные олени, волки, зайцы, лемминги. Из птиц постоянно живут в тундре белая куропатка, полярная сова и гагара. На лето в тундру прилетают кулики, гуси, лебеди, журавли. Летом много комаров и мошек.

Коренными жителями тундры являются ненцы, саамы, манси, ханты. Они разводят оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей, собирают гагачий пух.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Тундра (4 класс). Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

108112 108128 108121 108114 108135 108126 108124 108116 108117 108130 108134 108132 108119 108113 108115 108133 108111 108110 108108 108122 108127 108136 108120 108125 108129 108118 108109 108123 108131 108107

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок основан на основе технологии обучения в сотрудничестве (организации групповой работы учащихся) при изучении нового материала.

Наименование и местонахождение образовательного учреждения: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" п.Пуровск Пуровский район Ямало-Ненецкий автономный округ

Название номинации: разработка урока

Автор: Купцова Елена Михайловна

Должность: учитель начальных классов

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: начальное общее образование

Класс: 4 класс

Предмет: окружающий мир

сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями; исследовать растительный и животный мир тундры, деятельность человека и её последствия для экологии изучаемой природной зоны.

Тип урока: комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): 15

Используемые учебники и учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2013.

Используемая методическая литература:

Используемое оборудование:

Компьютер учителя, интерактивная доска, проектор, учебник, мультимедийная презентация, корзина из бумаги, листы бумаги для учащихся, таблицы для групповой работы, изображения растений, животных и деятельности человека, клей, маркеры.

Технологическая карта урока

Учебный предмет: окружающий мир

Автор УМК: Плешаков А.А. “Школа России”

Тема урока: Тундра

Тип урока: комбинированный урок

Цель: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями; исследовать растительный и животный мир тундры, деятельность человека и её последствия для экологии изучаемой природной зоны.

Формируемые УУД:

самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; сопоставлять свои наблюдения с информацией учебника;

действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом.

Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

Учитель загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

- Что общего у оставшихся на слайде у рисунков?

- Тема фиксируется учителем на доске.

Актуализация знаний.

Учащиеся записывают термины, вопросы, имеющиеся знания по данной теме и помещают в корзину.

Учитель организует работу учащихся с картой природных зон России. Учащиеся находят тундру на карте, рассказывают о местоположении. (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.)

Организация познавательной деятельности.

Читайте также: