Поделка пограничник с собакой

Обновлено: 06.07.2024

Бороздя просторы интернета, мы наткнулись на совершенно любопытнейший факт истории создания фигуры Ленинградского завода ЛФЗ "Мальчик с собакой" или "Юный пограничник" скульптора Столбовой Галины Сергеевны и художника Лупановой Елизаветы Николаевны. Биографию авторов можно почитать здесь, на нашем канале.

Изображение детей и животных - в том числе, и мальчиков с собаками - во все времена было одним из беспроигрышных, а поэтому и излюбленных сюжетов европейской живописи эпохи ренессанса. Привлекательность образа заставляла художников всех времен и народов вновь и вновь его эксплуатировать в своих произведениях.

Не исключение и советские авторы, которые, однако, внесли в образ патриотическую составляющую защитника Родины.

Конспект представленного материала может быть использован для проведения занятия по изобразительному искусству в старших группах детского сада, для развития и отработки не только творческих навыков, но и для привития патриотических чувств, уважения и гордости к Родине, поможет интересно и увлекательно провести время с детьми. Особенности проведения в подготовительной и старшей группе: в игровой форме, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской.

План рисования пограничника с собакой в подготовительной группе:


Фото пограничника с собакой

Занятие можно приурочить к праздникам 23 февраля Дню защитника Отечества, Дню войск национальной гвардии России (27 марта), Дню создания вооруженных сил России (7 мая), Дню пограничника в России (28 мая), Всероссийскому дню призывника (15 ноября).

Вопросы, которые можно задать детям:

  • Кто знает, кто такой пограничник?
  • Какой праздник отмечается 28 мая (27 марта или 23 февраля)?
  • В чем задача пограничника (защитника)?
  • Кто такие военные?
  • Какие виды войск вы знаете?
  • Кто такие солдаты, моряки, летчики, пограничники?

Урок следует начать с повествования о Дне пограничника (защитника Отечества) и о том, какие стоят задачи перед людьми данной профессии (защищают родную землю от захватчиков, охраняют границу, несут нелегкую и ответственную службу даже в мирное время). Для наглядности нужно выставить соответствующие картинки.


Рисунок пограничника с собакой

Задачи урока — поупражняться в рисовании человека и животного, научиться передавать эмоции служащего и характерных элементов одежды военного и собаки, познакомить детей с военными профессиями, отработать уже имеющиеся приемы и техники рисования, правильно располагать изображения в плоскости (пес и пограничник на одной горизонтальной линии), воспитать уважение к военным, привить патриотизм.

Цель — сформировать уважительное отношение к защитникам Отечества и тем, кто защищает в мирное время (охраняет границы), развить чувство гордости за Родину.

Материалы и оборудование, которые понадобятся на занятии

Демонстрационный материал: картинки с пограничником, с собакой, пограничным столбом.


Иллюстрация юного пограничника с овчаркой

Материал для раздачи: альбомный листок бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, ластик.

Вспомогательный (для использования нестандартных техник): кусочек губки, краски, трафарет, скомканный кусочек бумаги.

Предварительная работа с детьми, обсуждение темы

Воспитатель должен выставить на все обозрение несколько картинок с изображениями военных, собак и предложить детям обсудить по предложенным изображениям, из чего состоит рисунок. Далее необходимо разобрать, какие детали и элементы указывают на то, что человек на фото — пограничник (защитная или пятнистая форма, автомат, каска, ремень, мощные ботинки или сапоги).


Воспитатель вместе с детьми должен рассмотреть собаку, ее породу, обратить внимание на крупный размер пса (так как он служебный, обычно это овчарка). Вместе с детьми разобрать окрас: спинка — черная, брюшко собаки — рыжее и изучить строение тела собаки: вытянутое овальное туловище, четыре лапы, особенности строения морды, ушки, сзади — хвост.


Обратите внимание! В конце обсуждения нужно выбрать, кто как будет рисовать по теме. Демонстрационные картинки, использовавшиеся как образец, можно убрать, чтобы рисунки создавались с творческим подходом, не придерживаясь конкретно заданных рамок и шаблонов.

Необходимо обсудить вместе с детьми, в какой позе они будут изображать пограничника: стоит на посту, идет с собакой или обучает пса, животное сидит или стоит на четырех лапах. Следует дать задание детям подумать о содержании рисунка и рассказать, что будет находиться вокруг пограничника: поле с зеленой травой, лес или водоем.


Фото пограничник идет с собакой

Практическая часть урока: процесс рисования на военно-патриотическую тематику

На этом этапе урока разбирается процесс рисования с детьми. Можно предложить им посмотреть, как будет рисовать воспитатель, после чего дети смогут приступить к самостоятельной работе.

Важно! Воспитатель должен описать пошаговый процесс, уточнив, есть ли возможность придерживаться заданного шаблона картинки либо нет.

Рисунок можно выполнить различными техниками в зависимости от материалов, которые имеются в наличие. Из нестандартных рекомендуется воспользоваться трафаретом: можно нанести на форму пограничника серые, черные, коричневые и зеленые пятна, а также использовать губку и подготовленную краску. С помощью поролона или кусочка скомканной бумаги можно нанести цвет на собачку, создав эффект шерсти на ее теле.


Процесс рисования губкой

Воспитатель вместе с детьми рисует поэтапно либо делает это в начале, как пример пошагового выполнения, после чего дети приступают к работе самостоятельно.


Пошаговый процесс и объяснения воспитателя:

  1. На чистом листе бумаги простым карандашом нужно обозначить горизонтальной линией место, где будут располагаться пограничник с собакой.
  2. Следует изобразить схему военного: круг — голова, полукруг на голове — каска, овал — туловище, линии — где и как будут располагаться руки и ноги, середина туловища — ремень.
  3. После следует обозначить схематически собаку: овал — туловище, маленький овал — мордочка, два треугольника — ушки, четыре линии — лапы, пятая — хвост.
  4. Далее более детально прорисовываются руки и ноги пограничника. На лице изображаются глаза и суровый взгляд, нос, рот, брови военного, мужественные скулы и подбородок, ремень, каска на голове. У пса обозначаются мордочка, можно добавить свисающий язык, глаза, ушки.
  5. Ластиком убираются все вспомогательные линии, подготавливая тем самым рисунок к нанесению цвета.
  6. Нужно разобрать, какие цвета будут использоваться в работе: собака — черная или рыжая с черным, для закрашивания пограничника — темно-зеленый, черный, коричневый и серый цвета.
  7. Начало процесса раскрашивания (если будут использоваться нестандартные техники, следует разобрать их процесс нанесения с детьми, оказать помощь в ходе рисования, если это будет необходимо).
  8. Когда человек с псом готовы, следует закрасить фон (землю, поле или лес, реку, траву, пограничный столб), чтобы рисунок имел завершенный вид.


Важно! По ходу занятия могут быть включены элементы игры, пальчиковая гимнастика и др.

Вопросы к детям по нарисованным ими рисункам

В конце урока в подготовительной группе нужно выставить и подписать рисунки, вместе с детьми выбрать лучшие. После желательно обсудить занятие, задать вопросы детям:

  • Какой характер у нарисованных персонажей?
  • Что понравилось в процессе рисования?
  • Чем отличаются более выразительные рисунки от остальных?

Можно разобрать отдельно каждый рисунок, сказав про него пару слов, обратив внимание на те элементы, которые лучше всего получились у ребенка.


Стенд с работами

Ю. Циркунов - Тревожная группа (1970-е)

Предусмотрительный интеллигент и самонадеянный приспособленец: Психологический портрет Ильхама Алиева Портретная галерея "Тонкий дипломат" и "азартный игроман" - такие достаточно непохожие друг на друга ассоциации возникают в головах очень многих людей при…

Большинство выглядит так, будто пытались иллюстрировать книжку про Алого для издательства "Малыш", но провалились :)

В принципе я с Вами согласен - для того чтобы пересчитать более или менее интересные картины из этой подборки хватит пальцев одной руки.
По большей части представленное здесь являет пример скучного соцреализима, каковым и являлось типичное советское искусство 60 - 70-х годов

Я не пограничник, но как мне кажется, картина Зазерской "Суровые будни" должна быть несколько обидной для погранцов. Уж больно неправильно цвета пограничной фуражки изображены. Они ведь к своим фуражкам весьма трепетно относятся, насколько я знаю. А тут - околыш пограничного зелёного цвета, который должен быть у тульи, а тулья - общевойскового защитного цвета. Это всё равно как десантников в зелёных беретах нарисовать:)

Я не думаю что следует подходить так строго к картине, выполненной в стиле примитивизма.
И вообще полагаю, что погранцы, увидев что ее автором является женщина, окажутся великодушно снисходительными и легко простят ей мелкие огрехи в работе

Я смайлик в конце своего комментария поставил вполне с определённой целью, так что не стоит принимать его очень уж всерьёз:)

Да я тоже не то чтобы очень всерьез.
Просто мне присуща склонность к ироничному философствованию на любые околосерьезные темы. Вот я потихоньку и изощряюсь в этом смысле

Понятно. Тогда позволю себе ещё пару заметок по поводу.

"В дозоре", Н. Соломин. Довольно милый пейзаж. Пограничники выглядят на нём какими-то сиротливыми и ненужными. Такое ощущение, что они дописаны в последний момент. Видимо, автору подвернулась какая-нибудь выставка типа "50-летию Советской Армии посвящается" (кстати, дата как раз подходит), и он придумал, как ему пристроить залежавшееся без движения полотно:)

По поводу первого. Я не стал бы так сильно придираться к бедным художникам и пытаться ставить знак равенства между реализмом и соцреализмом (это немножко разные вещи). Да и в конце то концов они создавали не учебные плакаты, а художественные произведения и поэтому имели полное право учинить какую-нибудь отсебятину (в смысле проявления своего художественного воображения).

А во по поводу второго на 100 % с Вами согласен. Меня самого посетили сходные мысли, когда я в первый раз увидел эту картинку. Но тем не менее она была напечатана в 1972 году в издательстве "Советский художник" в составе сборника репродукций картин под названием "Современная советская армия". А это, как говорится, не хухры-мухры - наверное не всем дано понять скрытой глубины ее художественного смысла.

Понятно, что художник не может и не должен знать всех деталей. Тем более, что сегодня он рисует военных, завтра - хирургов, послезавтра - рыбаков. Так что всерьёз предъявлять художнику претензии по поводу количества заклёпок - неумно. Другое дело, что у меня вызывают огромное уважение те художники, которые всё-таки знают про тонкости изображаемого, входят в детали, так сказать, и используют это знание для добавления нюансов, которые придают произведению дополнительные грани, делают его более живым и многомерным.

Что-либо подобное могут позволить себе лишь достаточно узкоспециализированные художники.
Во времена СССР таковых практически не было по причине отсутствия разнообразного и разветвленного бизнеса.


Детские поделки это отличный способ развить мелкую моторику, внимательность и усидчивость ребенка. На нашем сайте собрано огромное количество разных поделок, которые вы можете сделать совместно с детьми. Кроме того на сайте собраны различные идеи и конкретные примеры оформления для помещений садика и школы. Так например на данной странице разбирается очень увлекательная тема: лепка пограничника с собакой, и еще, вы сможете посмотреть близкие по тематике видеоролики, которые вас могут заинтересовать. Теперь вы знаете чем заняться на выходных, по вечерам и просто в непогоду

Читайте также: