Поделка мой ребенок под защитой профилактика детского травматизма на дорогах

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Авторы проекта

  • Лускань Елена Александровна
  • Гайваронский Денис Владимирович
  • Гуринович Наталья Анатольевна

Краткая аннотация проекта

Направляющие вопросы

План проекта

Публикация учителя

Данная публикация адресована родителям учащихся. Она должна показать зачем нужен данный проект, каковы его цели и задачи.

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Данная презентация нацелена на то, чтобы заинтересовать учащихся данным проектом.

Пример ученической работы

Вступление

Должен знать ты каждый знак – Он стоит не просто так! Чтобы в мире был порядок, Знак всегда с тобою рядом, На дороге, на пути Помогает нам идти! Ты вниманье обращай, знак дорожный уважай

Вывод:

Для чего нужны правила дорожного движения?? Мы считаем, что:

  • Перед выходом на проезжую часть остановиться для наблюдения за дорогой и ни в коем случае не перебегать через неё, не убедившись в своей безопасности;
  • УБЕДИСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, ДАЖЕ НА ЗЕЛЁНЫЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА

Описание процедур оценивания

Презентация ученика должна содержать: от 10 до 25 слайдов, не более 2-3 графических изображений на одном слайде, цитату или гипотезу по теме исследования, таблицы или выводы, полученные в результате работы над проектом, ссылки на использованную литературу, ссылки на Интернет-ресурсы При оформлении слайдов учитывается: стиль оформления, использование цвета, анимационные эффекты, содержание и расположение информации на слайде, способы выделения информации, шрифты, виды слайдов.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Цель: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
  7. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Этапы реализации:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Ресурсное обеспечение:

Результаты работы:

  1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
  2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
  3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  4. Повышение активности родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Организация работы с дошкольниками

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы ( развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др), внедрено во все виды деятельности ребенка ( занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

Формы работы с дошкольниками: Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры ( подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Организация работы с педагогами

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий МДОУ совместно со старшим воспитателем организуют следующие формы работы с сотрудниками:

Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические семинары, семинары-практикумы, консультации, конференции; обучение на проблемных тематических курсах; изучение методического инструментария; организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий; тематический контроль. (Смотри Приложение 2)

Организация работы с родителями

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями: Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами травматологами; просмотр открытых занятий, инсценировок по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков; участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания; анкетирование, диспуты; тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке

Цель: Анализ работы по обучению детей правилам дорожного движения в разных видах деятельности.

Сроки проведения: Согласно графика

Материалы тематического контроля:

Анализ результатов тематического контроля: Справка по тематическому контролю

План тематического контроля.

-Анализ организации педагогической работ по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма

-Анализ проведения занятий

- Анализ ПРС с точки зрения ее содержания ( наличие демонстрационного материала, дорожных знаков, дидактических игр по ПДД и др)

Памятка для родителей по профилактике детского дорожного травматизма


По профилактике детского дорожного травматизма

Безопасность детей – забота родителей!

1. Обсудите и разработайте с ребёнком наиболее безопасный путь до детского сада. Пусть он сам проведет Вас в детский сад и обратно домой.

2. В городе дети должны ходить только по тротуару. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти. Повторяйте это каждый раз, когда выходите с ребёнком на улицу.

5. Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребёнка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдёт автобус и только потом начать переход.

6. Прежде чем ребёнок пойдёт кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нём надеты средства защиты и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала, или надет светоотражающий жилет.


7. Не разрешайте ребёнку и не позволяйте себе использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги! Дети всегда копируют поведение родителей. Объясните, как важно слышать дорогу. Научите отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.

8. Научите ребёнка различать транспортные средства. Расскажите, как могут быть опасны грузовики, трамваи, автобусы, легковые машины. Дети должны запомнить какие транспортные средства представляют наибольшую опасность.

Памятка для родителей

По профилактике детского дорожного травматизма

Безопасность детей – забота родителей!

1. Обсудите и разработайте с ребёнком наиболее безопасный путь до детского сада. Пусть он сам проведет Вас в детский сад и обратно домой.

2. В городе дети должны ходить только по тротуару. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти. Повторяйте это каждый раз, когда выходите с ребёнком на улицу.

5. Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребёнка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдёт автобус и только потом начать переход.

6. Прежде чем ребёнок пойдёт кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нём надеты средства защиты и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала, или надет светоотражающий жилет.


7. Не разрешайте ребёнку и не позволяйте себе использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги! Дети всегда копируют поведение родителей. Объясните, как важно слышать дорогу. Научите отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.

8. Научите ребёнка различать транспортные средства. Расскажите, как могут быть опасны грузовики, трамваи, автобусы, легковые машины. Дети должны запомнить какие транспортные средства представляют наибольшую опасность.

Памятка для родителей

По профилактике детского дорожного травматизма

Безопасность детей – забота родителей!

1. Обсудите и разработайте с ребёнком наиболее безопасный путь до детского сада. Пусть он сам проведет Вас в детский сад и обратно домой.

2. В городе дети должны ходить только по тротуару. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти. Повторяйте это каждый раз, когда выходите с ребёнком на улицу.

5. Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребёнка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдёт автобус и только потом начать переход.

6. Прежде чем ребёнок пойдёт кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нём надеты средства защиты и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала, или надет светоотражающий жилет.


7. Не разрешайте ребёнку и не позволяйте себе использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги! Дети всегда копируют поведение родителей. Объясните, как важно слышать дорогу. Научите отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.

8. Научите ребёнка различать транспортные средства. Расскажите, как могут быть опасны грузовики, трамваи, автобусы, легковые машины. Дети должны запомнить какие транспортные средства представляют наибольшую опасность

Памятка для родителей

По профилактике детского дорожного травматизма

Безопасность детей – забота родителей!

1. Обсудите и разработайте с ребёнком наиболее безопасный путь до детского сада. Пусть он сам проведет Вас в детский сад и обратно домой.

2. В городе дети должны ходить только по тротуару. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти. Повторяйте это каждый раз, когда выходите с ребёнком на улицу.


5. Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребёнка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдёт автобус и только потом начать переход.

6. Прежде чем ребёнок пойдёт кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нём надеты средства защиты и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала, или надет светоотражающий жилет.

7. Не разрешайте ребёнку и не позволяйте себе использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги! Дети всегда копируют поведение родителей. Объясните, как важно слышать дорогу. Научите отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.

8. Научите ребёнка различать транспортные средства. Расскажите, как могут быть опасны грузовики, трамваи, автобусы, легковые машины. Дети должны запомнить какие транспортные средства представляют наибольшую опасность.

Памятка для родителей

По профилактике детского дорожного травматизма

Безопасность детей – забота родителей!

1. Обсудите и разработайте с ребёнком наиболее безопасный путь до детского сада. Пусть он сам проведет Вас в детский сад и обратно домой.

2. В городе дети должны ходить только по тротуару. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти. Повторяйте это каждый раз, когда выходите с ребёнком на улицу.

5. Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребёнка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдёт автобус и только потом начать переход.

6. Прежде чем ребёнок пойдёт кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нём надеты средства защиты и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала, или надет светоотражающий жилет.

7. Не разрешайте ребёнку и не позволяйте себе использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги! Дети всегда копируют поведение родителей. Объясните, как важно слышать дорогу. Научите отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.

8. Научите ребёнка различать транспортные средства. Расскажите, как могут быть опасны грузовики, трамваи, автобусы, легковые машины. Дети должны запомнить какие транспортные средства представляют наибольшую опасность.

Памятка для родителей


По профилактике детского дорожного травматизма

Безопасность детей – забота родителей!

1. Обсудите и разработайте с ребёнком наиболее безопасный путь до детского сада. Пусть он сам проведет Вас в детский сад и обратно домой.

2. В городе дети должны ходить только по тротуару. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти. Повторяйте это каждый раз, когда выходите с ребёнком на улицу.

5. Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребёнка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдёт автобус и только потом начать переход.

6. Прежде чем ребёнок пойдёт кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нём надеты средства защиты и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала, или надет светоотражающий жилет.


7. Не разрешайте ребёнку и не позволяйте себе использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги! Дети всегда копируют поведение родителей. Объясните, как важно слышать дорогу. Научите отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.

8. Научите ребёнка различать транспортные средства. Расскажите, как могут быть опасны грузовики, трамваи, автобусы, легковые машины. Дети должны запомнить какие транспортные средства представляют наибольшую опасность.

Памятка для родителей

По профилактике детского дорожного травматизма

Безопасность детей – забота родителей!

1. удите и разработайте с ребёнком наиболее безопасный путь до детского сада. Пусть он сам проведет Вас в детский сад и обратно домой.

2. В городе дети должны ходить только по тротуару. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти. Повторяйте это каждый раз, когда выходите с ребёнком на улицу.

5. Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребёнка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдёт автобус и только потом начать переход.

6. Прежде чем ребёнок пойдёт кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нём надеты средства защиты и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала, или надет светоотражающий жилет.

7. Не разрешайте ребёнку и не позволяйте себе использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги! Дети всегда копируют поведение родителей. Объясните, как важно слышать дорогу. Научите отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.

8. Научите ребёнка различать транспортные средства. Расскажите, как могут быть опасны грузовики, трамваи, автобусы, легковые машины. Дети должны запомнить какие транспортные средства представляют наибольшую опасность.

Памятка для родителей

По профилактике детского дорожного травматизма

Безопасность детей – забота родителей!

1. удите и разработайте с ребёнком наиболее безопасный путь до детского сада. Пусть он сам проведет Вас в детский сад и обратно домой.

2. В городе дети должны ходить только по тротуару. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти. Повторяйте это каждый раз, когда выходите с ребёнком на улицу.


5. Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребёнка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдёт автобус и только потом начать переход.

6. Прежде чем ребёнок пойдёт кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нём надеты средства защиты и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала, или надет светоотражающий жилет.

7. Не разрешайте ребёнку и не позволяйте себе использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги! Дети всегда копируют поведение родителей. Объясните, как важно слышать дорогу. Научите отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.

8. Научите ребёнка различать транспортные средства. Расскажите, как могут быть опасны грузовики, трамваи, автобусы, легковые машины. Дети должны запомнить какие транспортные средства представляют наибольшую опасность.


В последнее десятилетие отмечается рост дорожно-транспортного травматизма, в том числе и детского. Неутешительная статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России - наглядное подтверждение тому, что наши соотечественники недостаточно подготовлены к безопасному участию в дорожном движении. На автомобильных дорогах России ежегодно погибают 35 тысяч, а получают ранения в результате ДТП несколько сотен тысяч россиян.

Проблема дорожно-транспортного травматизма по своим масштабам и тяжести последствий приобретает признаки национальной катастрофы. Детский дорожно-транспортный травматизм из года в год остаётся стабильно высоким, опережая все другие виды травматизма, а в последние годы в стране отмечается даже рост количества ДТП с участием детей. За год более 1,5 тысяч детей погибают и свыше 25 тысяч получают ранения.

В ходе исследования определено, что дети в подавляющем большинстве случаев (91%) получили травмы от транспорта, являясь пешеходами или велосипедистами. Сотрудники государственной автоинспекции подвели итоги и подтвердили эти исследования. Общее количество ДТП выросло на одну пятую, а число раненых при этом подростков возросло с 254 до 289.

В настоящее время названы и проанализированы основные причины и обстоятельства детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ). Вот наиболее часто встречающиеся:

1. Нарушение ПДД участниками движения.

2. Слабое использование возможностей пассивной безопасности. Сегодня эта проблема решена лишь отчасти: используются ремни и подушки безопасности, подголовники, специальные детские сидения и удерживающие устройства также не являются большой редкостью.

3. Влияние поло - возрастных особенностей детей: среди детей, пострадавших на дорогах от транспорта, мальчиков в два раза больше чем девочек, подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 -16 лет.

Анализ травматизма, проведённый раздельно среди 11 и 14 летних детей, показал, что максимальное количество транспортных травм (19%) дети 11 лет получили в период с 14 до 15 ч., а у 14 летних подростков пик травматизма (30%) отмечается с 15 до 16 часов, т. е. время получения травм - это внеурочное время.

4. Отсутствие должного контроля над передвижением школьников. При выборе мер профилактики необходимо учитывать время пребывания детей в школе, знать, когда школьники находятся под контролем родителей и учителей, а когда предоставлены сами себе.

Результаты изучения травм детей, полученных ими в ДТП, показали, что наибольшее число их дети младшего школьного возраста и подростки получили по дороге в школу или по возвращении из нее. Наименьшее количество травм отмечалось во время, отведенное для сна, но и в эти часы имели место случаи транспортного травматизма преимущественно с участием подростков.

Наиболее аварийное время суток:

  • с 08 до 09 ч. - 78 ДТП, в том числе 36 - с участием детей;
  • с15 до 16 ч. - 80 ДТП, в том числе 41 - с участием детей;
  • с 16 до 17 ч. - 76 ДТП, в том числе 31 - с участием детей;
  • с 18 до 19 ч. - 100 ДТП, в том числе 55 -с участием детей.

Известно, что день недели и время года влияют на число детей, находящихся на улице, и количество транспорта в городе. Изучение детских транспортных травм показало, что если в течение всего учебного года факты травматизма распределяется относительно равномерно, то во время летних каникул частота травматизма практически одинакова в любой день недели.

И в этом случае данные исследователей и сегодняшние данные ГИБДД совпадают:

ДТП с участием детей по дням недели:

  • понедельник - 147; пятница-139;
  • вторник-110; суббота-121;
  • среда-118; воскресенье - 109.
  • четверг - 98;

Сезонные и погодные условия

Наибольшее число травм (31%) отмечено весной. Летом их число снижается до 25%, а осенью и зимой факты детского дорожно-транспортного травматизма составляют до 44% от общегодового показателя.

Возрастные особенности поведения детей на дороге

Современное состояние постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной системы страны, и в первую очередь автомобильного транспорта, предъявляет всё новые и новые требования к обеспечению безопасности на транспорте. Сложность решения этой проблемы именно в системе "человек- автомобиль-дорога - среда" обусловлена тем, что участниками дорожного процесса является почти всё население страны, в том числе и дети.

Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми замедленная – времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0.8 - 1 секунды. Ребенку требуется 3 - 4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого надо иметь в виду маленький рост ребенка, скрывающий его от водителей. Шаг ребенка не такой, длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, – во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста во многом определяют их поведение на дороге. Учитывая их, учителя и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми. Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих, обусловливают резкие изменения в поведении ребенка (смена направления движения, внезапная остановка), которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего школьного возраста к категории пешеходов с повышенным риском. В этой связи особенно актуальной представляется необходимость начала преподавания Правил дорожного движения в начальных классах школы.

Всем детям, особенно в подростковый период жизни, свойственно переоценивать не только технические возможности автомобиля и возможности водителя, но что особенно опасно – свои возможности и недооценивать вероятные последствия. Свойственная им быстрота реакций нередко сочетается с поверхностной оценкой реальной ситуации, недооценкой угрозы приближающегося транспортного средства. Чувство бравады, стремление к эффектным и демонстративным действиям является основой рискованных поступков. Это вполне соответствует поступкам детей с повышенной склонностью к риску.

Однако есть дети, совершающие рискованные поступки, базирующиеся не на переоценке своих возможностей, а на замедленной реактивности и неспособности реально взвесить ситуацию в силу запоздалого, медленного анализа.

Излишне говорить, что риск на дороге со стороны пешехода недопустим. Воспитание психологической установки на исключение риска должно осуществляться с учетом психофизиологических, возрастных особенностей детей, их повышенной склонности к рискованным действиям и половой принадлежности (имеется в виду готовность к риску, свойственная в большей мере мальчикам, чем девочкам).

Станет ли ребенок здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции родителей, педагогов и других социальных субъектов, причастных к проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

В период школьной жизни ребенка доминирующей в решении этой проблемы становиться роль педагогов и образовательных учреждений в целом.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении

Анализ научных работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма позволяет сформулировать основные направления обучения детей правилам безопасности дорожного движения, необходимым современному человеку:

  • во-первых, должны быть определены дорожные ситуации, являющиеся наиболее опасными для детей с учётом их возрастных особенностей;
  • во-вторых, обучение детей безопасному поведению на дорогах должно выработать у них навыки осознанного понимания дорожных ситуаций, правильной ориентации и принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения;
  • в-третьих, успех обучения детей не возможен без обязательного и активного участия в нём взрослых, в первую очередь родителей;
  • в-четвертых, процесс обучения Правилам дорожного движения нельзя отрывать от воспитания культуры безопасности дорожного движения.

Исходя из обозначенных положений, можно определить основные подходы к организации профилактической работы в образовательном учреждении.

Цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – формирование культуры безопасного поведения на дороге как ключевой составляющей культуры нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.

На основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Концепции фундаментального ядра содержания общего образования соотнесем содержание профилактической деятельности с основными направлениями развития личности.

В сфере формирования личной, социальной, семейной культуры школьника деятельность образовательных учреждений может быть направлена:

  • на осознание детьми ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • формирование способности школьников к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • на принятие детьми необходимости бережного отношения к жизни человека, заботы о продолжении рода;
  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок.

Задачи образовательного учреждения по осуществлению профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:

  • формирование у школьников мотивации к безопасному поведению на дорогах на основе знания Правил дорожного движения, умения применять их в конкретных жизненных ситуациях;
  • развитие активных деятельностных практик школьников по освоению культуры безопасного поведения, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности;
  • построение партнерских отношений с субъектами профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • организация профилактического процесса на основе системно-деятельностного, аксиологического, событийного подходов, принципах дифференцированности, последовательности, легитимности;
  • формирование материальной базы для осуществления профилактической работы.

Определив цели и задачи, образовательному учреждению необходимо четко сформулировать представления о результате профилактической работы.

В соотнесении с уровнями воспитательных результатов представим уровни результатов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

  • Первый уровень – приобретение школьниками знаний правил дорожного движения, понимание необходимости освоения безопасного поведения на дорогах. Реализуется этот уровень в процессе общения детей с педагогами, представителями Госавтоинспекции и другими субъектами профилактики.
  • Основными формами профилактической работы могут стать различного вида беседы, лектории, образовательные экскурсии, ролевые игры, конкурсы, посещение выставок.
  • Второй уровень – понимание и принятие школьниками ценности человека и человеческой жизни, значимости безопасного поведения на дорогах и в транспорте как основного условия ее сохранения. Для достижения этого уровня важно организовать взаимодействие детей между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Достижение этого уровня возможно в проблемно-ценностных дискуссиях, диспутах, дебатах, КТД,

Методическая разработка внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Направления работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.

Читайте также: