Поделка конь с розовой гривой

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Главная тема произведения — детство.

сочинение анализ конь с розовой гривой

Автор приглашает читателя совершить вместе с ним увлекательное путешествие в прошлое и взглянуть на мир глазами маленького мальчика. Рассказ ведется от имени главного героя. Все его наивные чувства и переживания переданы очень ярко.

Мальчик живет с бабушкой и дедушкой. Его мать утонула, а отца посадили за растрату. Он не чувствует себя одиноким, ведь в деревне все живут одной большой семьей.

Проблематика

На примере незатейливого эпизода из детства писатель рассматривает проблему становления и воспитания человеческой души.

Главный герой еще не умеет смотреть в будущее и оценивать значение своих поступков. Награда и наказание представляются ему чем-то далеким., почти что нереальным. Мальчик действует под влиянием мгновенных порывов, демонстрируя перед сверстниками свою храбрость.

Попытки отсрочить наказание не приносят успеха. Мальчик понимает, что настоящее мужество заключается не в обмане, а в готовности признать свою вину и сказать правду.

Другой важный урок для главного героя — неожиданное прощение бабушкой. Конь с розовой гривой на всю жизнь становится для него одним из самых светлых воспоминаний, позволяющих верить в добро.

Чему учит автор

Характер и душевные качества человека начинают формироваться с самого раннего детства. На собственном примере Астафьев показывает, насколько важно нести ответственность за свои поступки. От ошибок никто не застрахован (тем более, ребенок), но нужно научиться признавать их, иначе вся жизнь превратится в непрерывную цепь лжи и обмана.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь учащимся понять, что спасение человека происходит через осознание своих ошибок.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.

Метапредметные: развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества с взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Личностные: создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности учеников к уроку. Психологический настрой на плодотворную работу

2.Актуализация и пробное учебное действие

- В начале урока посмотрите видео и скажите, какие ассоциации, воспоминания возникли?

- Какая связь между видео и высказыванием, записанным на доске?

- Как вы понимаете данное высказывание?

-Что же такое детство?

Детство – это лучшая пора!

Детство – это радость и игра.

Детство – мама, бабушка, щенок…

Детство – в школе радостный звонок!

Детство – то, когда среди людей,

Ты находишь преданных друзей.

Детство помнить будем мы всегда,

Пусть проходят месяцы, года! (Дети читают, прикрепляя лепестки ромашки)

Именно в детстве, из детства мы выносим самые первые жизненные уроки нравственности, сталкиваемся со злом в очень простых и обычных обстоятельствах.

- Знаете ли вы, что такое жизненные уроки?

- Что такое нравственность?

Я как и все мы родом из детства и очень любила ходить за ягодами. В руках у меня туесок, а у вас на партах ягодки, много ягод. Ягодки не простые. Выберите ягоды с нравственными ценностями. Какие ягоды соберем в наш туесок? (справедливость, милосердие, честность, доброта, доверие к людям, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм и т.д.)

- А какие ягоды мы бы не стали срывать? Почему? (они безнравственные).

Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор?

3. Выявление места и причины затруднения

Что мне известно по данной теме?

Что я хочу узнать по теме?

-Обсудите результат в паре с одноклассником.

Оцени свою работу в группе знаком + или –

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в группе труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в группе

- Что вам известно по теме?

Так что же нового мы узнаем сегодня? Заполняем вторую колонку нашей таблицы.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Теперь вы сами можете сформулировать цель и задачи нашего урока.

К вам на подмогу спешат слова – помощники:

Итак, какие основные задачи предстоит нам решить сегодня, в чем

•разобраться …….(в содержании прочитанного),
•понять что (авторский замысел);
•участвовать в чем (в коллективном обсуждении вопросов и проблем);

•учиться чему (высказывать свое мнение);
•развивать что (устную речь);

Цель урока: определить, какую же роль играет нравственность в жизни героев рассказа, в жизни людей

-Оцените свою работу в группе знаком + или –

5. Актуализация знаний. Работа в группах.

Поработайте в группах. Обсудите все вопросы, постарайтесь найти к ним ответы и выступить перед классом. Самая активная группа должна себя показать.

1 группа – Бабушка и внук

1. С чего начинается рассказ?

3. Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

4. Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? Послушайте, как об этом говорится в тексте ( чтение наизусть)

5. Расскажите о героях этого рассказа (о бабушке и внуке). Как воспитывали Витьку?

2. Какого они возраста? Из какой семьи?

3. Кто их родители?

4. Как воспитывали детей в семье Левонтия?

5. Найдите в тексте эпизод (отдельное небольшое событие) сбора ягод.

В словаре мы можем найти такое определение .Провокация СЛАЙД - побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые повлекут за собой тяжелые последствия.

2. Как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?

3. Почему главный герой пошел на поводу у Саньки?

4. Какой совет дал Санька главному герою?

5. Какой еще проступок совершил главный герой, чтобы Санька не проболтался бабушке?

2. Только ли страх перед бабушкой мучит героя?

3. Как мальчик меняется в ходе своих размышлений?

4. Почему же бабушка Катерина Петровна, всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука

5. Осознал ли мальчик свою вину?

1. Какова развязка истории? Чем заканчивается рассказ?

2. Какой совет дает дедушка внуку?

3. Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой?

4.Символом чего теперь можно назвать этот пряник?

5. О чём же, по-вашему, этот рассказ? (Ответы учеников.)

6.Физминутка

7. Закрепление с комментированием

Ребята, на столах у вас лежат слова : искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение . Возьмите их, выйдите к доске и расположите эти слова в хронологической последовательности. Получается цепочка нравственного взросления героя

Цепочка нравственного взросления героя

Запишите данную цепочку в лист оценки

Молодцы. Хорошо поработали. Оцените работу группы и свою деятельность при анализе произведения

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

8. Повторение

-Ребята, поднимите руки, у кого есть бабушки?

-Как вас воспитывают ваши бабушки? Как вас любят? Как помогают?

- А как вы относитесь к своим бабушкам? Как помогаете?

-Вернитесь в первую таблицу, которую вы заполняли в начале урока. Что я хочу узнать по теме?

– Как вы считаете, цели, которые вы поставили в начале урока, достигнуты?

9 Итог урока. Рефлексия деятельности . Домашнее задание

- Какие нравственные уроки получил герой?

- Нравственные уроки, полученные героем рассказа, мы можем применить в своей жизни?

2.* Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.

– Оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке:

На уроке для меня было важно…

На уроке мне было сложно…

Я оцениваю свою работу на…


А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

Прочитайте краткую справку о жизни и творчестве В.П. Астафьева. Исправьте ошибки.

Проверьте себя

Сибирь – родина писателя

Сибирь – родина писателя

Детство Астафьева Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева.

Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму. Мать вскоре утонула. Виктор Астафьев живёт с бабушкой, никак не примирившись с мыслью, что потерял и отца, и мать. О детстве, проведённом с бабушкой, Виктор Астафьев с большой теплотой рассказал в своих произведениях.

Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму.

Мать вскоре утонула. Виктор Астафьев живёт с бабушкой, никак не примирившись с мыслью, что потерял и отца, и мать.

О детстве, проведённом с бабушкой, Виктор Астафьев с большой теплотой рассказал в своих произведениях.

Писатель в детском доме

Писатель в детском доме

На войне Виктор Петрович награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2 степени, медалями

Виктор Петрович награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2 степени, медалями "За отвагу", "За победу над Германией", "За освобождение Польши".

(запись в тетрадь) Теория литературы Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

(запись в тетрадь) Теория литературы

Как автор при помощи текста показывает,

что действие происходит в Сибири?

При помощи диалектизмов

Словарная работа Увал – пологий холм Туесок – берестяная корзина с крышкой Заполошная – суетливая Бадога – длинные поленья Шаньга – булочка с творогом Заимка – земельный участок, вдали от села Поскотина – пастбище, выгон Яр – крутой край оврага

Увал – пологий холм

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Заполошная – суетливая

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага

Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?

Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?

Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?

Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в ходе своих размышлений?

Домашнее задание: Найти пословицы и поговорки о дружбе, предательстве, обмане (3-5 шт.)

Найти пословицы и поговорки о дружбе,

предательстве, обмане (3-5 шт.)


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь учащимся понять, что спасение человека происходит через осознание своих ошибок.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.

Метапредметные: развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества с взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Личностные: создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности учеников к уроку. Психологический настрой на плодотворную работу

2.Актуализация и пробное учебное действие

- В начале урока посмотрите видео и скажите, какие ассоциации, воспоминания возникли?

- Какая связь между видео и высказыванием, записанным на доске?

- Как вы понимаете данное высказывание?

-Что же такое детство?

Детство – это лучшая пора!

Детство – это радость и игра.

Детство – мама, бабушка, щенок…

Детство – в школе радостный звонок!

Детство – то, когда среди людей,

Ты находишь преданных друзей.

Детство помнить будем мы всегда,

Пусть проходят месяцы, года! (Дети читают, прикрепляя лепестки ромашки)

Именно в детстве, из детства мы выносим самые первые жизненные уроки нравственности, сталкиваемся со злом в очень простых и обычных обстоятельствах.

- Знаете ли вы, что такое жизненные уроки?

- Что такое нравственность?

Я как и все мы родом из детства и очень любила ходить за ягодами. В руках у меня туесок, а у вас на партах ягодки, много ягод. Ягодки не простые. Выберите ягоды с нравственными ценностями. Какие ягоды соберем в наш туесок? (справедливость, милосердие, честность, доброта, доверие к людям, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм и т.д.)

- А какие ягоды мы бы не стали срывать? Почему? (они безнравственные).

Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор?

3. Выявление места и причины затруднения

Что мне известно по данной теме?

Что я хочу узнать по теме?

-Обсудите результат в паре с одноклассником.

Оцени свою работу в группе знаком + или –

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в группе труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в группе

- Что вам известно по теме?

Так что же нового мы узнаем сегодня? Заполняем вторую колонку нашей таблицы.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Теперь вы сами можете сформулировать цель и задачи нашего урока.

К вам на подмогу спешат слова – помощники:

Итак, какие основные задачи предстоит нам решить сегодня, в чем

•разобраться …….(в содержании прочитанного),
•понять что (авторский замысел);
•участвовать в чем (в коллективном обсуждении вопросов и проблем);

•учиться чему (высказывать свое мнение);
•развивать что (устную речь);

Цель урока: определить, какую же роль играет нравственность в жизни героев рассказа, в жизни людей

-Оцените свою работу в группе знаком + или –

5. Актуализация знаний. Работа в группах.

Поработайте в группах. Обсудите все вопросы, постарайтесь найти к ним ответы и выступить перед классом. Самая активная группа должна себя показать.

1 группа – Бабушка и внук

1. С чего начинается рассказ?

3. Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

4. Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? Послушайте, как об этом говорится в тексте ( чтение наизусть)

5. Расскажите о героях этого рассказа (о бабушке и внуке). Как воспитывали Витьку?

2. Какого они возраста? Из какой семьи?

3. Кто их родители?

4. Как воспитывали детей в семье Левонтия?

5. Найдите в тексте эпизод (отдельное небольшое событие) сбора ягод.

В словаре мы можем найти такое определение .Провокация СЛАЙД - побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые повлекут за собой тяжелые последствия.

2. Как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?

3. Почему главный герой пошел на поводу у Саньки?

4. Какой совет дал Санька главному герою?

5. Какой еще проступок совершил главный герой, чтобы Санька не проболтался бабушке?

2. Только ли страх перед бабушкой мучит героя?

3. Как мальчик меняется в ходе своих размышлений?

4. Почему же бабушка Катерина Петровна, всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука

5. Осознал ли мальчик свою вину?

1. Какова развязка истории? Чем заканчивается рассказ?

2. Какой совет дает дедушка внуку?

3. Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой?

4.Символом чего теперь можно назвать этот пряник?

5. О чём же, по-вашему, этот рассказ? (Ответы учеников.)

6.Физминутка

7. Закрепление с комментированием

Ребята, на столах у вас лежат слова : искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение . Возьмите их, выйдите к доске и расположите эти слова в хронологической последовательности. Получается цепочка нравственного взросления героя

Цепочка нравственного взросления героя

Запишите данную цепочку в лист оценки

Молодцы. Хорошо поработали. Оцените работу группы и свою деятельность при анализе произведения

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

8. Повторение

-Ребята, поднимите руки, у кого есть бабушки?

-Как вас воспитывают ваши бабушки? Как вас любят? Как помогают?

- А как вы относитесь к своим бабушкам? Как помогаете?

-Вернитесь в первую таблицу, которую вы заполняли в начале урока. Что я хочу узнать по теме?

– Как вы считаете, цели, которые вы поставили в начале урока, достигнуты?

9 Итог урока. Рефлексия деятельности . Домашнее задание

- Какие нравственные уроки получил герой?

- Нравственные уроки, полученные героем рассказа, мы можем применить в своей жизни?

2.* Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.

– Оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке:

На уроке для меня было важно…

На уроке мне было сложно…

Я оцениваю свою работу на…

Читайте также: