Осенняя пора очей очарованье поделки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Что-то завораживающее есть в печальной осенней поре. Недаром русские поэты особенно любили это время года. Отчаянная красота желтеющих листьев, прощание с теплом и солнцем, ожидание "сезона дождей" и первого мороза вдохновляли на грустные стихотворения, минорную музыку, яркие картины с изображениями осени во всех ее проявлениях.

Но восторг от осенних красот быстро исчезает, стоит лишь небу покрыться тяжелыми тучами. О приходе настоящей, хмурой осени заявляют беспрерывные грозы и ливни. У редкого человека не наступает какая-то непонятная меланхолия в конце осени. То ли погода сказывается, то ли это просто массовый "психоз", но мы все уже переболели и еще не раз переболеем осенней хандрой. Бороться с ней бесполезно, легче расслабиться, погрустить два-три дня, и тогда, если особой причины для этакого "сплина" не было, ваши эмоции вскоре придут в норму.

И ни в коем случае не надо ассоциировать эту дивную пору года со смертью. Это всего лишь процесс перехода природы в состояние летаргического сна.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Выберите документ из архива для просмотра:

Краткое описание документа:

Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок.

Осень замечательная пора. Она заглянула в каждый дом, каждый двор и конечно в наш детский сад. В это время года мы, взрослые, стараемся рассказать и показать нашим воспитанникам всё её великолепие. Знакомим наших малышей с разнообразными литературными и художественными произведениями. Вместе рисуем и мастерим всевозможные поделки. Организуем и проводим осенние выставки рисунков и стенгазет. Ежегодное проведение этих мероприятий стало своего рода ритуалом для нас. Вот и в этом году мы не отступились от своих традиций, организовав осеннюю выставку в нашем детском саду.

Участники выставки удивили нас своей фантазией, оригинальностью и творческими способностями. Очень порадовало то, что родители не остались равнодушными и приняли активное участие вместе с детьми в изготовление поделок. Совместная продуктивная деятельность воспитанников и родителей положительно влияет на развитие семейных ценностей. Помогает сплочению членов семьи воспитанников. Приобщает детей к культурным ценностям. Воспитывает в детях любовь к искусству и красоте, что несомненно приносит неоценимый вклад нашему обществу.

Тема: “Подготовка к сочинению-описанию “Унылая пора! Очей очарованье!…” (по картинам И.И. Левитана).

    Портрет И.И. Левитана.
  • Репродукции картин И.И. Левитана: “Золотая осень”, “Слободка”, “Октябрь”, “Осень. Долина реки”, “Саввинская слободка”.
  • Раздаточный материал со стихами А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И. Бунина, А Фета.
    Вступительное слово учителя.
  1. Рассказ о художнике И.И. Левитане, демонстрация репродукций его картин.
  2. Словарно-стилистическая работа по отрывкам из стихов.
  3. Собирание рабочих материалов.
  4. Составление плана сочинения.
  5. Работа над текстом сочинения.
  6. Самостоятельное написание сочинения.

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня на уроке мы будем работать с картинами художника И.И. Левитана, с его удивительными осенними пейзажами. Их много. Здесь на репродукциях представлены только некоторые из них. Наша задача заключается в том, чтобы ответить на вопрос, как относится к осени художник, какими красками он сумел показать, что осень – прекрасная пора, “очей очарованье”. В этом нам помогут, поэты: А.. Пушкин, И. Бунин, Ф.Тютчев, А. Фет.

2. Рассказ о художнике И.И. Левитане, демонстрация репродукций его картин.

(Рассказ подготовлен группой учащихся)

- Понравились ли вам картины И.И. Левитана?

- Что общего в этих картинах, в чём разница? (Время года одно - осень, но на одних картинах осень ранняя, а на других – поздняя)

- Левитан на этих картинах говорит нам не только о календарном времени года, но и передаёт своё настроение. Какое настроение передано в этих картина? (В картинах: “Золотая осень”, “Слободка”, “Осень. Долина реки”, “Осень” - художник передаёт нам радость, восторг при виде этой торжественной красоты. Картины: “Октябрь”, “Саввинская слободка”, “Деревня” - очень грустные)

Мы чувствуем это настроение потому, что художник сумел передать его нам с помощью красок. Изображение на холсте – это отражение того, что звучит в душе художника. Свои душевные переживания он передаёт в картинах.

3. Словарно-стилистическая работа по отрывкам из стихов.

- Подобрать слова для описания картин и своих впечатлений нам помогут строки из стихотворений наших любимых поэтов. Вспомните и прочитайте строки из стихотворений, которые приходят на память, когда вы смотрите на картины Левитана (учащиеся читают известные им строки).

- Отрывки из некоторых стихотворений русских поэтов русских поэтов даны вам на карточках. Прочитайте выразительно эти отрывки и найдите среди них те, которые созвучны по настроению левитановским картинам.

1) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера… Ф. И. Тютчев

2) Унылая пора! Очей очарованье…
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса! А.С.Пушкин

3) Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. И.А.Бунин

4) Когда на серый, мутный небосклон
Осенний ветер нагоняет тучи
И крупный дождь в стекло моих окон
Стучится глухо, в поле вихрь летучий
Гоняет жёлтый лист…
Тогда я сам осенняя пора… А. Фет

- Какие картины наиболее контрастны по настроению? (“Золотая осень” и “Октябрь”)

- Какие отрывки стихотворений созвучны этим картинам? (“Унылая пора. ” и “Когда на серый, мутный небосклон…”

- Какие цвета осени отметил Пушкин? (Багрец и золото)

- Что обозначает слово багрец? Подберите однокоренные слова, запишите в тетрадь. (Работа по словарю В.И. Даля)

Запись в тетради: Багрец – багряный, цвет, цвет пламени.

- Какой цвет передаёт слово золото? (Жёлтый, золотистый, цвета золота, с блеском золота)

- Какая осень у Пушкина в целом? (Багряная, пламенная, огненная, золотая, яркая)

- В первой строке стихотворения, взятой в заголовок сочинения, поэт говорит об осени: “…Очей очарованье!”. Что обозначает слово очарованье? (Очарованье – чарующая сила, прелесть осени. Чары – волшебство, колдовство, очаровать – обворожить, околдовать, пленить кого-то)

- Теперь представьте, какой показалась поэту осень? (Осень для Пушкина – волшебница, колдунья, обладающая пленительной силой, очаровательная и красивая)

- Какие цвета, краски осени отметил А. Фет? (Серый и жёлтый)

- Какой цвет преобладает? (Серый)

- А как вы это поняли? (Все предметы, о которых говорит автор, серые: и небо, и тучи, и дождь, и стёкла окон, и поле).

- Раз все предметы серые, то какова погода, которую описывает автор? (Погода тоже серая, т.е. ненастная, пасмурная)

- Подумайте над последней строкой этого стихотворения “Тогда я сам осенняя пора…” Что ещё “серое” в этом стихотворении? (Серое настроение автора)

- Что означает это слово применительно к настроению автора? (Грустное, тоскливое)

- Обратите внимание на сочетание цветов в этом стихотворении. Жёлтый цвет – тёплый цвет, солнечный, яркий. А каким он становится в сочетании с серым цветом? (Жёлтый цвет теряет свою яркость, бледнеет, становится более холодным)

- Есть ли в стихотворении А. Фета слово или слова, которые не обозначают цвет, но дополняют наше восприятие цветовой гаммы стихотворных строк? (Прилагательное “мутный” - непрозрачный, потускневший, затуманенный, неяркий, бесцветный)

- Итак, осень у Фета преимущественно серая, пасмурная, грустная. От “золотой осени” остался только неяркий жёлтый цвет.

4. Собирание рабочих материалов.

Учащиеся под руководством учителя подбирают слова, обозначающие оттенки цвета различных предметов и объектов, изображённых на картине художника, и записывают на доске и в тетради.

По картине “Золотая осень”

Осень – пламенная, огненная, золотая, яркая, праздничная, торжественная.

Настроение – праздничное, радостное, приподнятое.

Деревья – жёлтые, золотые, багряные, разноцветные, отливающие бронзой.

Травы – Изумрудные, зелёные, жёлтые, желтовато-коричневые.

Небо – голубое, светло-голубое, лазурное, с лёгкими белыми облаками.

Река, берега – синяя, тёмная, более светлая, голубая вдали, берега – обрывистые, рыжеватые, желтовато-коричневые.

Воздух – бесцветный, прозрачный, чистый.

По картине “Октябрь”.

Осень – неяркая, неброская.

Настроение – грустное, печальное, тихое.

Деревья – жёлто-коричневые, облетевшие, голые, лес – тёмный, мрачный.

Трава – жёлтая, серая, сухая.

Небо – мутное, серое, пепельное, тучи низкие, темные, тяжёлые.

Воздух – туманный, непрозрачный, размывающий очертания.

5. Составление плана сочинения (коллективное).

1) Художник, очарованный осенью.

2) Краски осени в картине И.И. Левитана “Золотая осень”.

3) Гамма цветов на полотне “Октябрь”.

4) Говорящие краски.

6. Работа над текстом сочинения, редактирование.

- Итак, в заголовок нашего сочинения вошли слова А. Пушкина: “Унылая пора! Очей очарованье!”. Как вы понимаете выражение “унылая пора”? (Грустная пора). Как понять выражение “очей очарованье”? (Осень, хоть и грустное время года, но прекрасное)

- На какой основной вопрос мы будем отвечать в своём сочинении? (Какими красками художник показал очарование осени?)

- Для какого типа речи характерен такой вопрос? (Описание)

- Какой вопрос неизбежно возникает при внимательном прочтении заголовка? (Как художник И.И. Левитан относится к осени?)

- Для какого типа речи характерен такой вопрос? (Рассуждение)

- Следовательно, для нашего сочинения мы выбираем тип – описание с элементами рассуждения.

- Какие части сочинения будут содержать элементы описания? (Вторая и третья), а элементы рассуждения? (Первая и четвёртая)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия для кружка проектной деятельности " Осенняя пора, очей очарованье" направлена на знакомство с осенними месяцами. В сценарий включены стихи, загадки, приметы осени, описание картин. Данный сценарий обеспечивает занятость всего класса, реализация за 2 занятия. На втором занятии выполнение коллективного панно из бумаги " Краски осени".

Основополагающий вопрос:

Какого цвета осень?

Проблемные вопросы:

Зачем природе осень?

Почему листья осенью разноцветные?

Как меняется природа осенью?

Почему идет дождь?

Почему опадают листья?

Что происходит с животными?

Как погода влияет растения и животных?

С давних пор человек замечал периодические изменения в жизни природы. Начало наблюдений над сезонными явлениями природы восходит к древнейшим временам. Необходимость в таких наблюдениях диктовалась повседневными хозяйственными нуждами. Задолго до христианства появился на Руси народный календарь, по которому землепашцы определяли сроки пахоты, посева семян, уборки урожая. Начало работ связывали с явлениями, происходящими в живой природе, т.е. с фенологическими явлениями. Поэтому важно не только понимать явления природы, но и познакомиться с богатым наследием устного народного творчества, творчества русских писателей, поэтов и художников.

Цель: найти, показать отличительные черты сентября.

Приметы первого осеннего месяца.

Загадки сентября, сентябрьские пословицы и поговорки.

Игры, заклички, кричалки.

Картины русских художников о сентябре.

Стихи русских поэтов о сентябре.

Цель: найти, показать отличительные черты октября.

1.Осенняя экскурсия.

2. Приметы октября.

3. Загадки позимника, пословицы листопада, игры.

4. Песни, заклички.

5. Картины русских художников.

6. Стихи русских поэтов об октябре.

Цель: найти, показать отличительные черты ноября.

Картины русских художников о поздней осени.

Стихи русских поэтов о ноябре.

Ты шумишь сухой листвой,

Наступает праздник твой.

Это праздник увядания

Рощ, полей, садов, лугов.

Это с летом расставание,

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Эта первая примета,

Что у нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета.

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди,

Пеленой затянут просинь,

Значит, наступила осень.

Я пёстрым листопадом рассыплюсь по лугам,

Прекрасные наряды деревьям я раздам.

Слышите, доносится песенка моя.

Здравствуйте, я Осень!

Кто не любит, кто ругает тучи.

Нет на свете леек лучше

Для хлебов и для трав.

Солнце к верху тянет травы,

Тянет к верху рожь,

Чтобы выросли на славу – Помогает дождь.

Просмотр и анализ картин

Прослушивание музыкальных фрагментов.

Учитель:В сентябре деревья начинают менять окраску, погода еще теплая, но небо частенько хмурится и проходят дожди. От того месяцу дали имя Хмурень: Сентябрь - Хмурень, потому что погода начинает хмуриться и капризничать. Приглядись-ка к деревьям. Листья пожелтели, некоторые едва-едва, а некоторые совсем желтые и начали уже опадать. Пора одевать куртку и брать с собой зонтик, чтобы не промокнуть. Ведь осенью дождь не такой теплый, как летом. Что мы делаем в сентябре?

Начало осени - сентябрь. Это пора бабьего лета, когда сухо и тепло, а природа постепенно готовится к холодам. Самая грибная пора и время, когда можно понаблюдать за тем, как первые птицы готовятся к отлету в теплые края. Если посмотреть в небо, то можно увидеть, как птицы все больше кучкуются и сбиваются в стаи. А в лесу становится тише, листья заметней желтеют и скоро начнется листопад.

Сыплет дождик большие горошины, Рвётся ветер и даль нечиста. Закрывается тополь, взъерошенный Серебристой изнанкой листа. Но взгляни: сквозь отверстие облака, как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь , летит. Значит, даль не навек занавешена Облаками, и значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, Орешина засияла в конце сентября. Вот теперь живописец выхватывай Кисть за кистью на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой, Нарисуй эту девушку мне. Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце, С беспокойно скользящей улыбкою, На заплаканном юном лице. (Н. Заболоцкий)

Медленно и неспешно наступала осень, и по пословицам и поговоркам дальновидный народ уже смотрел на предстоящую зиму, а об этом говорило многое, например: стаи перелетных птиц, дождливая или теплая погода, со снегом ли поздняя осень. Ведь по многим приметам осени можно было строить догадке о том, какова будет зима, короткая и мокрая, либо долгая и холодная.

Народ следил за погодой на дворе, приглядывался к стаям птиц, готовящихся к отлету, смотрел на осенний дождь и поговаривал: какова ягодка на вкус, сколько теплых дней подарило бабье лето, а выпадет ли снег на Покров. Так в народе гуляло много самых разных пословиц про осень, а некоторые поговорки слагали и в стихах.

Давайте познакомимся с самыми интересными пословицами и поговорками об осени.

Приметы первого осеннего месяца. - Если осенью паутина стелется по растениям – это к теплу.

- Если рябины в лесу много – осень дождливая, если мало – сухая.

- Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

- Много желудей в сентябре – к лютой зиме.

- Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

- Синица у дверей – к осенней поре.

Пословицы и поговорки сентября

-В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт и снизу метёт.

- От осени к лету назад поворота нету.

- Осень - время собирать урожай

- Осень -припасиха, а зима -подбериха.

- Весна красна цветами, а осень плодами.

- В сентябре огонь и в поле и в избе.

- В сентябре синица просит осень в гости.

- Батюшка сентябрь не любит баловать

- Холоден сентябрь, да сыт.

- Кто раньше встаёт – тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

- Не всякий гриб в лукошко кладут.

Загадки сентября.

Осень - это деревья в золотых красках, теплые деньки бабьего лета, стаи перелетных птиц, листопад, шуршание листьев под ногами, дождь и ветер. Увлекательные осенние загадки рассказывают о природе осенью этого красочного сезона в году.

Спадает каждый день жара, Уж птицам улетать пора. Разрешения не спросит - И придет неслышно. Ответ: (осень)

Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? ( Осенью)

Платье потерялось – пуговки остались. ( Рябина ) Стоит лепёшка - На одной ножке, Кто мимо пройдёт, Всяк поклонится. (Гриб)

По поднебесью верёвка протянулась. (Журавли летят)

Растут – зеленеют, Упадут – пожелтеют, Полежат – почернеют. (Листья)

Тучи нагоняет, Воет, задувает, По свету рыщет, Поёт да свищет. (Ветер)

Кто всю ночь по крыше бьёт, Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

Осень (русская народная песня – закличка )

Кукушечка, кукушечка, Птичка серая, рябушечка! К нам осень пришла, Нам добра принесла: В коробью холста, На гумно зерна! В корбью – лён, конопель, На гумно – рожь и ячмень! Прощай, прощай, кукушечка, Прощай, прощай, рябушечка, - До частых гроз, До зелёныхберёз, До новой травы, До красной зари!

В листопаде октября

В октябре желтеют листья и деревья их сбрасывают, если в начале месяца в лесу красиво, то потом продолжительные дожди образуют лужи с мокрыми листьями под ногами. Этот месяц называют Грязник.

Октябрь - Грязник, потому что золотую осень начала октября сменяют дожди второй половины месяца. Смотри! Весь лес стал золотым. Листья от легкого дуновения ветра слетают, искрясь пестрыми красками на солнце. Эту пору называют "Золотая осень". Совсем немного времени и листья слетят с деревьев полностью.

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

На зиму для печек. (С. Маршак)

М. Маликов Октябрь

Дождик льётся каждый день, Будто из ушата. Мокрый гриб залез на пень, На макушке шляпа. Он ещё кого-то ждёт: В этот день осенний… Только кто к нему придёт? Разве белка подберёт Гриб в лесу последний?

Ученик 8
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье

А кто из вас, друзья, видал,
Как все в лесу переменилось?
В лесу был дан осенний бал!
Деревья все принарядились:
Кто в пестрый шелк, а кто в атлас —
Лишь сосны строгие да ели
Свой хвойный бархат — радость глаз —
Опять снимать не захотели.
Нагладив желтый свой батист,
Пришла красавица березка
И вдруг стряхнула первый лист,
Как тонкий волос у прически.
Явившись раньше всех на бал,
Оркестром ветра оглушенный,
С рябиной ясень танцевал,
На удивленье приглашенных.
И, позабыв про этикет,
Так громко клен в ладоши хлопал,
Что сбросил золотой манжет
И сделался чуть-чуть растрепан.
А старый дуб, качавшись в такт,
Не в силах был остановиться.
А вы хотели б тоже так
В осеннем вальсе закружиться?

Дождик льётся каждый день, Будто из ушата. Мокрый гриб залез на пень, На макушке шляпа. Он ещё кого-то ждёт: В этот день осенний. Только кто к нему придёт? Разве белка подберёт Гриб в лесу последний?

Приметы октября

- Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме.

- Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная. Кверху изнанкой – тёплая.

- Воробьи перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром.

- Если в октябре листья с берёзы и дуба опадают не чисто – готовься к суровой зиме.

- Октябрьский гром сулит бесснежную зиму.

- Морозный иней на траве – к дождю.

- Облака идут низко – ожидай стужи.

- Гусь стоит на одной ноге – к морозу.

- Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме.

Загадки позимника.

Королева наша ,Осень, У тебя мы дружно спросим Детям свой секрет открой Кто слуга тебе второй? Ответ: (октябрь)

Собрались в небе дружно, На юг лететь им нужно. Далёк их путь, мои друзья, Туда, где тёплые края. Ответ: (перелётные птицы)

Разукрасит листья в разные цвета, Курточку, сапожки надевать пора. Собирает листья дворник во дворе, Какое название этой золотой поре? Ответ: (осень)

Под ногами лежат, Зашагаешь - шуршат, Яркие, цветные, Краешки резные. Ответ: (листья)

Кто калиткой громко хлопал, Во дворе гудел и топал, Задувал за воротник, В дом влетел. и сразу сник? Ответ: (ветер) Толстый ствол, могучий, крепкий. Жёлуди растут на ветках. Ответ: (дуб)

Не балует дуб детей, Одевает без затей: Все в его семейке - Носят тюбетейки Ответ: (жёлуди)

На дороге - вот дела! - Появились "зеркала". Кто наступить захочет, Тот ноги все промочит (лужи )

Лето целое старалась: одевалась, одевалась, А как осень подошла, все наряды отдала- Сотню одежонок сложили мы в бочонок. Ответ: (капуста)

Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? Ответ: (картошка)

Пословицы листопада

- Плачет октябрь холодными слезами.

- В октябре ни на колесах, ни на санях.

- В октябре только и ягод , что одна рябина.

- Октябрь развезёт – ноябрь подберёт.

- Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

- Осень идёт и за собою дождь ведёт.

Падают, падают листья

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осеннним грибом.

Взгляд художника обращен вдаль на просторы, простирающиеся за рекой. На картине изображена ранняя пора осени Она еще только начинает вступать в свои права. Лишь кое-где раскрасила деревья удивительными красками. На том берегу, где стоит художник, еще все зелено. Здесь еще царствует лето. А вот на противоположном яркими пятнами светятся преобразившиеся деревья. Желтые, красные, они как пожар полыхают на фоне зелени еще не преобразившихся по-осеннему деревьев, которые оттенены темной, почти черной зеленью хвойных.

В сумерках ноября

А.С. Пушкин. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора —
Стоял ноябрь уж у двора.

Осень (отрывок)

Я узнаю тебя время унылое: Эти короткие, бледные дни, Долгие ночи, дождливые, тёмные, И разрушенье – куда ни взгляни. Сыплются с дерева листья поблекшие, В поле, желтея, поникли кусты; По небу тучи плывут бесконечные… Осень докучная. Да, это ты! (А.Плещеев)

Скинуло кафтан зелёный лето, Отсвистели жаворонки всласть, Осень в шубу жёлтую одета, По лесам с метелкою прошлась, Чтоб вошла рачительной хозяйкой, В снежные лесные терема Щеголиха в белой разлетайке – Русская румяная зима! (Д. Кедрин)

В ноябре на деревьях остается так мало листьев, что лес обнажается, а погода становится сырой и холодной, с дождем выпадает первый снег. Месяц этот Листогной. Ноябрь - Листогной, потому что опадают последние листья и природа готова к зиме. Вот и потеряли деревья последние листья. Лес стал просвечивать, стал пустым и мокрым. Стало заметно холодать, тут не далеко и до морозов, но вот показался первый снег. И радость заполнила прохожих, ведь на улице все в одночасье стало белым бело, значит, наступает зима. А значит скоро новый год

Что мы делаем в ноябре.

Становится все холодней и пришло время для теплых вещей, таких, как пальто, шарфик, шапка и резиновые сапоги. Ведь на улице сыро и холодно, а до зимы еще долго будут моросить дожди, иногда с мокрым снегом. Но вот в один из дней ноября можно выглянуть утром в окно и увидеть, как все белым-бело. Всюду лежит снег. И может он еще, скорей всего, растает, но зима уже недалеко.

Пословицы ноября.

Осенние ночи до снега темны. Ноябрь зиме дорожку торит. В ноябре зима с осенью борются. Один мороз не приносит зимы. Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзает. Невелика в ноябре кузница, а на все реки оковы куёт.

Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.

Приметы полузимника.

В ноябре первый прочный снег выпадает на ночь. Иней на деревьях - к морозам. Пасмурная погода проясняется к ночи - будет заморозок. Ясная безоблачная погода в ноябре – признак скорого понижения температуры. Если ноябрь и стоит сухая погода – значит, будет он опасен для урожая будущего года. Если снег выпадет в ноябре на мокрую землю, то он останется на зиму, если на сухую – скоро сойдет. Комары в ноябре – быть мягкой зиме. Длинные ноябрьские сумерки – к ненастью, короткие к хорошей погоде. Свистит снегирь – скоро зима будет. Если первый осенний снег выпадет так, что свисает с крыш, то он скоро растает. В ноябре с утра может зарядить дождь, а к вечеру сугробами снег лежит. Кошка мордочку прячет - на холод.

Загадки листокоса

Всех наградила, всё загубила. (Осень)

Поле черно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало – Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц подскажи?

Самый хмурый месяц года, Хочется домой, - Скоро сонная погода - Встретится с зимой.

Кто тепло к нам не пускает, Первым снегом нас пугает? Кто зовёт к нам холода, Знаешь ты? Конечно, да! Сентябрев внук, Октябрев сын, Зиме - родной брат. (Ноябрь)

1. Кадка стара, покрышка нова.

2. Я вода да по воде ж и плаваю.

3. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)

Белый Тихон с неба спихан, где пробегает, ковром устилает. (Снег)

Осень (отрывок)

Я узнаю тебя время унылое: Эти короткие, бледные дни, Долгие ночи, дождливые, тёмные, И разрушенье – куда ни взгляни. Сыплются с дерева листья поблекшие, В поле, желтея, поникли кусты; По небу тучи плывут бесконечные… Осень докучная. Да, это ты! (А.Плещеев)

Скинуло кафтан зелёный лето, Отсвистели жаворонки всласть, Осень в шубу жёлтую одета, По лесам с метелкою прошлась, Чтоб вошла рачительной хозяйкой, В снежные лесные терема Щеголиха в белой разлетайке – Русская румяная зима! (Д. Кедрин)


Родная русская природа. Спокойно течет река. Вдали она чуть поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов. Ее пологий берег зарос небольшим лесом и кустарником. На кустах еще кое-где держатся листочки. В глубине стоит одинокое дерево.

На землю лег первый снег. Тяжелые свинцовые тучи затянули небо. Вдали оно сливается с белыми полями. День стоит пасмурный, серый. Ни один луч солнца не пробивается сквозь мутную пелену.

Тихую грусть вызывают картины поздней осени.

Результаты проектной деятельности:

В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров; на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с картинами, рассказами, стихами, песнями, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом; большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Читайте также: