Музыкальная поделка баха

Обновлено: 06.07.2024

Автор более тысячи музыкальных произведений, талантливейший композитор и виртуоз Иоганн Себастьян Бах спустя несколько столетий нисколько не теряет своего признания по всему миру, а его музыка все еще востребована как среди рядовых слушателей, так и среди поклонников классики. Известные певцы и музыканты – не исключение.

Иногда музыканты и певцы, вдохновившись бессмертными произведениями классика, ставят себе задачу перенять у Баха некоторые черты его мелодий, что порой даже играет на руку. Сегодня мы рассмотрим целых пять успешных поп-хитов, создатели которых почерпнули материалы из работ Иоганна Себастьяна Баха и удачно смешали их с современным звучанием.

Классическая музыка жива и в наше время, в этом можно легко убедиться, если посетить концерт классической музыки, а билеты на интересующие мероприятия можно легко найти на сайте Ponominalu. Там представлена огромная серия мероприятий, которые точно придутся вам по вкусу независимо от предпочтений. Вот несколько из них.

Вот уже несколько столетий музыка Иоганна Себастьяна Баха является неотъемлемой частью фортепианной педагогики. Умение исполнять произведения великого композитора говорит об истинном профессионализме и музыкальной зрелости. Начиная с маленьких прелюдий и заканчивая четырёхголосными инвенциями, музыка Баха проходит через весь творческий путь каждого пианиста.

Урок музыки Баха или как разучивать музыку Баха

Небольшие баховские пьески, порой несложные на вид, таят в себе море сложностей и деталей, в которых кроется основной пианистический смысл.

Все дело в том, что произведения этого композитора эпохи барокко принадлежат к интеллектуальной музыке. Одна музыкальная фраза перетекает в другую, каждый мотив тесно взаимосвязан с предыдущими и последующими проведениями. Эффекты непрерывности, текучести, и при всем этом, логичности – основные свойства любого баховского шедевра. Стоит отметить, что Бах хоть и часто использовал мелизмы (украшения) в своих произведениях, его музыка не имеет ни единого намека на вычурность, свойственную эпохе барокко.

Как же правильно учить Баха и на что следует обратить внимание?

1. Основной целью исполнения Баха является передача стиля. Важно отметить, что композитор писал музыку для органа, клавесина и клавикорда, следовательно, в написанных им произведениях учтены особенности этих музыкальных инструментов. Например, на это указывает контрастная динамика – резкие переходы от forte к piano и наоборот. А все потому, что на клавесине не было возможности выражать crescendo и diminuendo.

2. В начале работы над Бахом нужно точно определить строение произведения. Если это фуга, важно отметить в нотах все проведения темы и их тональности, противосложения и интермедии.

3. Начинать учить произведение Баха лучше по кусочкам и сразу наизусть, выбирая опорные моменты. Например, в фуге сначала выучить все проведения темы в разных тональностях одной рукой. Затем подставить к этим темам противосложения. Отметить сходства и различия всех проведений.

4. Добившись уверенного исполнения всех проведений тем по отдельности, можно приступать к интермедиям. Для собственного удобства, целесообразно поступить таким образом – составить схему произведения, где по порядку отметить последовательность тем и интермедий, указав их тональности. По такой схеме без особых затруднений можно играть наизусть до тех пор, пока в голове не сформируется детальное строение произведения в целом.

5. Так как Бах – композитор-полифонист, особое внимание нужно обратить на голосоведение. Каждый голос должен быть логически выстроен. Важно, чтобы проведения темы выделялись среди других голосов. Однако это никак не означает, что темы нужно играть громче, специально выталкивая.

6. Особо важную роль в баховской музыке играет правильная артикуляция. В современных редакциях указаны основные артикуляционные детали. Стоит обратить внимание, что все незалигованные ноты в Бахе играются non legato, а указанные лиги играют исключительно фразировочную роль.

7. Исполняя произведения Баха, важно донести до слушателя интеллектуальный музыкальный стиль. Излишняя эмоциональность и несдержанность помешают передаче стилевого характера великого композитора.

Безусловно, баховская музыка сложна в исполнении, однако способствует логическому мышлению, улучшению памяти и повышению умственной активности.

История

Композиторы XVIII века считались мастерами с особыми умениями, необходимыми и ценными для общества, поэтому Бах и его коллеги обучали музыке сыновей точно так же, как гончар или сапожник передавал ремесло своим детям. Музыкальные сочинители в то время пользовались особым уважением и были весьма почитаемыми людьми, так как они обычно являлись либо членами дворянской семьи, либо занимали авторитетные должности в церквях или в хоровых школах. Помимо этого композиторы служили у разных богатых вельмож, ведь практически у каждого правителя в Европе имелся какой-либо музыкальный коллектив и, несомненно, капельмейстер, который обязательно должен был сочинять новые произведения.

Иоганн Себастьян Бах

До и после своего пребывания в Кётене с 1717 по 1723 год, Бах работал в церквях и школах хористов, но во время своей шестилетней службы у Леопольда, принца Ангальта Кётенского, сочинение кантат и хоралов, которые раскрыли Иоганна Себастьяна как истинного гения, ему пришлось отложить. Вместо этого композитор обратил своё творчество к светским жанрам, поскольку он руководил оркестром, и для выступлений на концертах ​нужна была совсем иная музыка.

Кётен

Бах
Леопольд, принц Ангальт Кётенский

Интересные факты

  • Когда Иоганн Себастьян Бах работал в Кётене, то они с Георгом Фридрихом Генделем находились всего в несколько километрах друг от друга. Ранее композиторы никогда не встречались. В 1719 году Бах совершил 35-километровое путешествие из Кётена в Галле с намерением познакомиться с Генделем, однако Георг Фридрих в то время, к сожалению, покинул город. Так композиторы никогда и не увиделись.

Георг Фридрих Гендель

Флейта

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Иоганн Себастьян Бах


Э. Г. Хаусман
Иоганн Себастьян Бах

Давным-давно, почти четыреста лет назад, в одном из маленьких средневековых германских городов в Тюрингии жил булочник из крестьян, по имени Фейт Бах. Он был небогат, трудолюбив и добр, как рассказывалось о нем в семейной легенде, и была у него в жизни большая привязанность — музыка. Говорят, Фейт Бах никогда не расставался со своим любимым инструментом — цитрой, на которой искусно исполнял народные песни и танцы.

Эта страсть к музыке передалась от Фейта Баха его сыновьям, внукам, правнукам, праправнукам. И почти все они стали музыкантами: канторами (учителями пения), органистами, скрипачами, флейтистами, трубачами, капельмейстерами, композиторами.

В поисках работы они разошлись по разным городам и расселились по всей Германии, а некоторые из них оказались даже за пределами родной земли. Двести лет назад в Тюрингии Бахов-музыкантов было уже так много, что люди стали называть Бахами всех, кто был причастен к музыке, даже тех, у кого было свое, совсем другое имя.

В роду Бахов не было богачей и лентяев. Они упорным, кропотливым трудом пробивали себе дорогу в жизни.

Раз в году в дом одного из самых уважаемых в семье Бахов съезжались все родственники. В этот день сразу за весь год отмечались все семейные даты и торжественные события. Каждая такая встреча становилась семейным музыкальным праздником: собравшиеся пели народные песни, которых знали великое множество, играли на разных инструментах, много шутили, смеялись. Так жили Бахи.

В 1685 году в небольшом тгорингском городке Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах — тот Бах, которому суждено было стать великим композитором мира.

Как все Бахи, Иоганн Себастьян был скромен, трудолюбив, горд. Как все, самозабвенно любил музыку и ей отдавал до конца свои силы. Жизнь его прошла в труде, невзгодах и в бедности.

В те времена музыканты в Германии были людьми подневольными и могли служить либо у богатых, знатных вельмож, либо при церквах. В десять лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Старший брат Христоф, взявший после смерти родителей на воспитание Себастьяна, служил учителем музыки в церковной школе. Только он серьезно и учил Себастьяна музыке. Человек образованный, но в искусстве мелочный и сухой аккуратист, Христоф не оценил в младшем брате необычайной музыкальной одаренности. Христоф запретил Себастьяну брать в руки сборник сочинений известных композиторов, считая, что это мальчику ни к чему. Тогда Себастьян стал по ночам тайком переписывать в свою тетрадь ноты. Работа длилась почти полгода. Мальчик испортил себе зрение, но был счастлив, что дело подходит к концу. И вдруг случилось непоправимое — Христоф случайно застал Себастьяна за ночной работой. Никакие просьбы и мольбы мальчика не смягчили жесткого воспитателя: он отобрал тетрадь, и Бах смог ее увидеть только много лет спустя, уже после смерти брата.

Пятнадцати лет, учась в лицее, Себастьян уже поступил на службу. У него был прекрасный голос, он блестяще играл на скрипке, органе и клавесине, и его охотно приняли старшим хористом в монастырскую школу в городе Люденбурге.

Теперь Себастьян был свободен от наставлений брата. При монастыре он обнаружил великолепную библиотеку, где нашел много интересных рукописей и собраний сочинений самых выдающихся композиторов того времени. Сбылась мечта — юноша углубился в изучение музыки. Библиотека люденбургского монастыря была первым музыкальным университетом Баха. Никто не руководил здесь его образованием. Сама музыка была учителем и воспитателем его таланта.

Окончив лицей, Бах имел право поступить в университет. Но мог ли он думать об учении, когда ему не на что было жить? Он старался найти службу повыгоднее.

Сначала его охотно брали: за ним шла слава искусного органиста и скрипача. Однако Бах не умел угождать церковному начальству, у него не было богатых покровителей, и потому часто он не уживался со служителями церкви. К тому же сочинения самого Баха были настолько яркими, живыми, что часто они были похожи на народные песни, а не на церковную музыку.

Не уживаясь с церковниками, Бах переходил с одного места на другое, переезжал из города в город, был и на светской службе. Но добиться положения, которое его бы удовлетворяло, так и не смог. Однако никакие жизненные невзгоды не погасили в композиторе вечного огня творчества.

Несмотря на то, что ему приходилось писать большей частью церковную музыку, творения Баха не были холодными и строгими, словно лишенными житейских тревог и радостей. Они передавали самые разнообразные человеческие чувства. Мудрый художник, Бах создавал не просто фон для молитв и аккомпанемент для песнопений, а отражал в своем творчестве глубокие раздумья над важнейшими жизненными вопросами. Слыша в храме произведения Баха, люди не могли уже по привычке обращаться с заученными словами к неведомому богу — они начинали думать Музыка вызывала в них свои, земные думы о чем-то важном и сокровенном, пробуждала переживания — чистые, светлые, возвышенные, но земные.

Бах творил почти во всех известных в его время музыкальных жанрах. Он писал для органа, оркестра, хора, клавира. Известно больше пятисот его сочинений. Кто учится в музыкальной школе, обязательно играет прелюдии и фуги Баха. Это так называемая полифоническая музыка. В ней один голос как бы разговаривает с другим, спорит, доказывает. Потом они сплетаются и звучат вместе.

При жизни самого Баха были напечатаны лишь единицы его произведений. Многие же и до сих пор не найдены.

Умер Бах в бедности. Современники так и не узнали, что произведения искусного церковного органиста и придворного музыканта были великим открытием в музыке.

Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов — все они ценили в музыке Баха глубокую задушевность, сердечность, простоту, человечность, национальную самобытность.

В 1850 году на родине Баха образовалось Баховское общество. Нашлись энтузиасты, которые, несмотря на отсутствие средств и другие трудности, взялись выпустить полное собрание сочинений Баха. В 1900 году вышел последний, 46-й том его сочинений.

Печатается по материалам книги Н. Колосовой "Здравствуй, музыка!" (Москва, "Молодая гвардия", 1964)

Читайте также: