Оригами на уроках биологии

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и с конкретными примерами применения этих методов на уроках биологии для развития творческого потенциала обучающихся в условиях внедрения ФГОС. Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В. А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”.

Творческие способности проявляются тогда, когда обучающиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, делать выводы, выразить свое отношение к нему.

Структура и содержание программы школьной биологии претерпели особенные изменения, в связи с переходом на ФГОС. Главное изменение - изучение биологии теперь начинается в 5 классе, взамен курсу природоведения.

Стремлюсь на уроках и во внеурочное время создать условия для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Чтобы каждый обучающийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, уделяю внимание активным методам обучения, а выбор этого метода зависит от цели занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя.

В своей практике применяю такие активные методы,как:

• Работа в малых группах – решение занимательных биологических задач;

Например: Найдите биологические ошибки и неточности в отрывке

• Сказки-игры, сказки загадки применяю для закрепления материала или при повторении домашнего задания.

1. В некотором царстве жила была очень дружная семья Розоцветных, они были очень хорошо воспитаны и сказочно красивы. Об этом узнала злая колдунья. Она была очень злая, завистливая и страшно некрасивая. Решила она внести смуту и разлад в их семью. Украла самое драгоценное – семейную формулу.

Задание: Составить формулу цветка.

• На уроках биологии широко использую загадки, пословицы, поговорки, легенды. Произведения устного народного творчества делают урок более интересным, познавательным, насыщенным. Позволяют ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.

• мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Например: "Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?";

Работа с учебником: обучающиеся самостоятельно читают текст и преобразовывают его в план, схему, таблицу. Такая работа эффективно активизирует и развивает логическое мышление учеников. Это позволяет дифференцировать работу с обучающимися, позволяет сочетать индивидуальную, групповую и фронтальные формы организации учебной деятельности.

• методы проблемного обучения. Их использование позволяет подвести школьников к противоречию и самим найти способ его разрешения. Метод проблемного изложения, достаточно сложен, но я обычно при постановке проблемы размышляю вслух и побуждаю обучающихся к логическому мышлению и соучастию в решении проблемного вопроса.

• метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по виртуальному музею или ботаническому саду. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах

Правильное сочетание теоретического материала с организацией опытно-практической работы, с последующим обсуждением результатов и выводами обучающихся также способствует активизации учебной деятельности на уроке. При проведении опыта, наблюдения, эксперимента обучающиеся получают практические навыки и привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей.

Например,при изучении Царства грибов ставим следующие задачи:

1. Показать строение шляпочного гриба ;

2. Рассмотреть многообразие грибов на нашей планете;

4. Развитие познавательной и творческой активности, умение наблюдать;

5. Повысить интерес к предмету биология;

5. Воспитание любознательности, бережного отношения к природе.

И в процессе изготовления гриба из пластилина и картона дети знакомятся со строением шляпочных грибов.

• обучение с использованием компьютерных обучающих программ. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся. Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии безусловно является новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, делает занятия более наглядными и интересными. Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

• метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.

Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы обучающихся, развития их творческихи познавательных способностей предоставляет им внеурочная исследовательская деятельность: олимпиады, конкурсы, научно-исследовательские конференции,

Повышение познавательного интереса к изучаемому предмету очень часто происходит и в результате участия обучающихся в дистанционных конкурсах, викторинах и олимпиадах.

С особым интересом ребята принимают участие в научно-практической конференции школьников, выступают с работами, которые для них познавательны, интересны и важны.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.

Есть древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету

Личностно-ориентированное занятие-игра, направленное на развитие творческого потенциала Тема занятия: Личностно-ориентированное занятие – игра, как развить творческий потенциал? Формат мероприятия: ролевая игра. Цель научить.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации Актуальность проблемы основывается на том, что изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека способности находить.

Развитие творческого потенциала дошкольников через знакомство с кубанскими традициями

Развитие творческого потенциала дошкольников через знакомство с кубанскими традициями Составила воспитатель МБДОУ детский сад №12 Косивченко Ю. А. ст. Каневская 2019 г. Развитие творческих способностей у дошкольников является.

Развитие творческого потенциала ребенка в процессе приобщения к литературным произведениям сибирских писателей Развитие творческого потенциала ребенка в процессе приобщения к литературным произведениям сибирских писателей. Приобщение дошкольников.

Развитие эстетического вкуса учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкаль-ной деятельности. Так в пении, во время слушания музыки, на занятиях.

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников Творчество является постоянным спутником.

(Слайд 1) Применение метода моделирования на уроках биологи.

Я представляю Вам свой мастер класс, как сделать сложное простым, а это можно сделать, при помощи применения метода моделирования на уроках биологии.

Цель моего мастер класса поделиться опытом применения метода моделирования на своих уроках биологии.

(Слайд 3)

Задачи, которые я поставила – это:

- рассмотреть различные виды моделирования, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся;

- рассказать как я применяю этот метод на своих уроках;

- провести совместную работу по изготовлению биологических моделей;

(Слайд 4)

- формирование через данную предметную область умения учебной, исследовательской деятельности;

- развивать способности к самопознанию, самообучению и самореализации.

С какими проблемами мы сталкиваемся на своих уроках :

отсутствие у учащихся внутренней мотивации к учебной деятельности;

ребенок не может применить теорию на практике;

- ребенок испытывает страх перед практической деятельностью.

Как же решить эти проблемы?

Для создания ситуации успеха на уроке биологии могут быть использованы различные педагогические технологии, и большое значение среди них занимает технология моделирования.

Использовать метод моделирования можно на уроках и как средство достижения метапредметных результатов.

Итак в основе моделирования лежит модель

Модель - материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал,

сохраняя только некоторые важные его свойства

Моделирование - построение и изучение моделей реально существующих

предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений

Элементы моделирования: Субъект (Кто исследует? - ученик), Объект (что

исследуется - молекула белка), Модель - продукт (результат) деятельности ученика.

(Слайд 8) Все модели можно разбить на 3 вида: модели предметные (материальные), модели информационные (знаковые) и игровые.

(Слайды 9 - 15 )

Все виды моделирвания я применяю на своих уроках, но предметное использую больше в 5 – 7 классах.

Приведу конкретные примеры использования и построения моделей на своих уроках.

В качестве материалов для создания предметных моделей используются: цветная бумага, клей, картон, пластилин, нитки, скотч, бисер, проволока и др.

С ребятами мы моделировали растительную и животную клетки, бактерии, грибы – шляпочные, плесневые, дрожжи, внутреннее строение стебля, простейших животных, процессы развития насекомых.

Кроме предметных моделей почти на всех уроках использую знаковое моделирование. Работа со схемами, таблицами, текстами.

(показать папки с раб. тетрадями)

Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя.

(Слайд 19) Примеры игр на слайде

(Слайд 20) Проиграть игру Путаница (Раздать группам карточки.)

(Слайд 21) ФРАЗА - Добыть здоровье сможет только сам человек!

Чтобы создать любую модель нужно изучить теорию.

(Слайд 22) И для начала немного теории (ВКЛЮЧИТЬ ФИЛЬМ)

Дальше работа с инструктивной карточкой и материалом

Формы бактерий

(Слайд 24) Такие модели получились у моих пятиклашек

1. Часто случается, что ребята в своей работе не укладываются в отведенный отрезок времени;

2. Ребята невнимательно читают инструкции, причем стремятся как можно быстрее приступить к практике, мало времени уделяя теории;

3. Данный метод требует от учителя длительной подготовки и подбора материалов.

Несмотря на все минусы, этот метод даёт больше плюсов, а занимаясь этим вопросом больше и оттачивая свое мастерство, я уверена, что все минусы в конце концов сойдут на нет.

(Слайд 26) ВЫВОД

( Слайд 27) Рефлексия.

На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите себе модели, которые можете использовать как наглядный материал. А Вас я попрошу заполнить анкету и поставить оценку нашей с вами совместной работе. Прошу ответить на 1-2 вопроса. (Раздать анкеты с вопросами). Выберите и наклейте смайлик.

Раздать открытки

Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу. Думаю, что используемый сегодня методический приём поможет Вам в работе.


Из личного опыта

Потом начала ходить в биологические музеи, ездить в туристические походы, собирать цветы и насекомых, чтобы потом делать гербарии и коллекции. Родители купили микроскоп и набор для препарирования, чтобы можно было изучать живые объекты. Я поняла, что, если совмещать чтение книг с практикумами, информация запоминается гораздо лучше, и занятия становятся увлекательными.

Эта история о том, как моя семья применила системно-деятельностный подход — основной компонент ФГОС — задолго до введения стандартов.

Нескучный урок о муравьях

Как применить системно-деятельностный подход на уроке? Проведем мысленный эксперимент. Допустим, вам надо рассказать школьникам о колониях муравьев. Накануне вы посмотрели увлекательный научно-популярный фильм на эту тему. Предложите ребятам тоже посмотреть этот фильм, потом раздайте таблицы с вопросами, которые позволят освежить в памяти содержание видео. Уделите внимание строению, систематике муравьев, особенностям их нервной системы и поведения. Можно провести дискуссию и вместе попытаться ответить на ряд вопросов. Как взаимодействуют муравьи, какая у них сложилась иерархия? Почему эволюция выбрала такую форму существования? У каких ещё животных есть схожая форма существования? При объяснении теоретического материала подготовьте презентацию, включите туда красочные картинки, вставьте цитаты, подготовьте кроссворд или какую-то проверочную в игровой форме через тестовое приложение на смартфоне.

Не стоит забывать и о прикладном аспекте. Можно сделать целый проект на эту тему: сравнить размеры и формы муравейников, особенности поведения муравьев в разных регионах России, попытаться ответить на вопросы: как муравьи живут в разных климатических зонах, зависят ли размеры колоний и поведение муравьев от окружающей среды? Если не хватает времени на уроке, эту тему можно осветить в рамках элективов, внеурочной деятельности. А полевой практикой школьники могут заниматься летом на каникулах: дайте своим ученикам задание понаблюдать за муравьями и снять о них свой собственный небольшой фильм.

Биология для жизни

Если следовать ФГОС, вы сможете помочь ученикам не только лучше запоминать новый теоретический материал, но и умело применять его в жизненных ситуациях, в будущей профессии.

Проведите лабораторный практикум — можно закупить раков и моллюсков. чтобы изучить их внутреннее строение, рассмотреть под микроскопом поперечный срез листа комнатного растения, которое стоит в вашем кабинете. Организуйте проектную деятельность — пусть школьники попробуют сравнить обсемененность рук бактериями после уроков физкультуры, мытья рук возле столовой, использования сушилок в общественных местах. Вообще школьный проект может быть на любую тему — главное, чтобы школьники заинтересовались ею. Возможно, именно ваши ученики, освоив навыки исследователя, займутся в будущем персонализированной и космической медициной, решат биоэтические вопросы редактирования генома и придумают искусственные модели фотосинтеза.

Биология — непростая наука, ведь прежде чем приступить к моделированию и управлению живыми системами, человек должен освоить очень большой теоретический материал и терминологическую базу.

Важно объяснять школьникам, зачем им столько учить, почему стоит это делать. Своих учеников я всегда мотивирую тем, что будущее за людьми, которые умеют учиться. Если ты умеешь самостоятельно добывать новые знания и понимаешь, в каких ситуациях их применять, то ты никогда не останешься без интересной работы, станешь успешным, а не растерянным и дезориентированным.

Об авторе. Полина Шлапакова, сотрудник лаборатории общей физиологии и регуляторных пептидов биологического факультета МГУ, студентка 4-го курса факультета фундаментальной медицины МГУ. Серебряный призер международной естественнонаучной олимпиады юниоров (IJSO)

Автор: Борисенко Ирина Петровна

Организация: МБОУ г. Иркутска СОШ № 9

Населенный пункт: город Иркутск

В начале педагогической карьеры мне, выпускнице Иркутского Государственного университета, пришлось столкнуться с рядом сложностей, которые чуть не привели к завершению этой самой карьеры. Как выяснилось позже, с подобными проблемами сталкивается чуть ли не каждый молодой учитель. Вот несколько задач, которые хочется решить быстро и без особого напряжения, но не всегда удается:

  1. Наполнение урока. Всегда думала, что проще всего работать учителям математики и русского языка: решай себе примеры или выполняй упражнения. И все! И урок пройдет незаметно, и оценки будут у каждого, и все делом заняты! А на уроках биологии, чем заполнить 40 – 45 минут? Проблема!
  2. Дисциплина! Почему так происходит: учитель зашел в класс, звонок прозвенел, а вожделенной тишины нет. Ученики не стремятся быть спокойными, молчаливыми, а всячески порываются дисциплину нарушить! Как быть?
  3. Отношение к предмету, выполнение домашнего задания – особая тема! Мне всегда казалось, что биология – самый интересный учебный предмет. И нет ничего интереснее, чем читать хорошую книгу о животных или приключениях. На деле оказалось, что не все ученики разделяют мой интерес и нужно сильно постараться, чтобы этот интерес появился!

Вот несколько историй из моей биографии учителя биологии. Может быть, кому – то из начинающих коллег поможет такая поддержка.

История 1. С чего начинается дисциплина на уроке биологии?

И в какой – то момент я поняла, что ученики в классе – это не тигры в клетке! Но так же, как на тигров, на них можно действовать любовью и лаской. И даже самые хулиганистые хулиганы – это дети. А шалят они потому, что им так интересно! Они против скуки и однообразия! И чтобы урок биологии стал для них интересным, нужно прогнать с урока этих скуку и однообразие! Любыми приемами и методами. И массой интересной информации.

История 2. Чем наполнить урок биологии.

Информация – это всегда просто информация. Ее можно подать различными способами. Сделать интересной и даже важной! Но нужно постараться заинтересовать в этой информации главных участников педагогического процесса – учеников! Значит, информация вторична! Первична потребность в этой информации.

И постепенно на первое место для учителя выходит формирование приемов, при помощи которых достигается потребность в получении учебной информации. Сегодня в моем арсенале много таких приемов и секретов. Вот один из них: использование игры на уроках биологии.

А самое важное – ученики должны понимать, зачем им нужна какая – либо информация! И не зря современный ФГОС во главу ставит системно – деятельностный подход к построению урока, это действительно очень важно для каждого ученика!

История 3. Отношение к предмету.

С того памятного дня, когда я неожиданно для себя стала учителем, прошло уже много лет. Ученики взрослеют, им на смену приходит новое поколение. И это процесс бесконечен. И я живу в ритме этого процесса, развиваясь, изменяясь, обучаясь, общаясь. И мне всегда интересно! И никогда не бывает скучно!

Применение методов моделирования на уроках биологии и во внеурочное время

-Я попрошу вас закрыть глаза и представить в своём воображении одну модель.

1. Опишите пожалуйста свою модель? Что вы вообразили? 2-3 человека спросить?

Задачи , которые я поставила – это:

- рассмотреть различные виды моделирования, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся;

- рассказать как я применяю этот метод на своих уроках;

- провести совместную работу по изготовлению биологических моделей;

- формирование через данную предметную область умения учебной, исследовательской деятельности;

- развивать способности к самопознанию, самообучению и самореализации.

С какими проблемами мы сталкиваемся на своих уроках :

- отсутствие у учащихся внутренней мотивации к учебной деятельности;

- ребенок не может применить теорию на практике;

- ребенок испытывает страх перед практической деятельностью.

Как же решить эти проблемы?

Для создания ситуации успеха на уроке биологии могут быть использованы различные педагогические технологии, и большое значение среди них занимает технология моделирования.

Использовать метод моделирования можно на уроках и как средство достижения метапредметных результатов.

Итак в основе моделирования лежит модель.

Модель - материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал,

сохраняя только некоторые важные его свойства

Моделирование - построение и изучение моделей реально существующих

предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений

Все модели можно разбить на 3 вида: модели предметные (материальные), модели информационные (знаковые) и игровые.

Все виды моделирвания я применяю на своих уроках, но предметное использую больше в 5 – 7 классах.

В качестве материалов для создания предметных моделей используются: цветная бумага, клей, картон, пластилин, нитки, скотч, бисер, проволока и др.

Итак, дорогие коллеги. Пришло время поучаствовать в моём мастер классе и мы с вами будем создавать предметную биологическую модель, попробовать освоить приемы моделирования по разным направлениям. Почувствуйте себя школьниками на уроке биологии и рассуждайте примерно так же. Образуем группы.

Уважаемая группа: у вас на столах есть материалы и задание. Прочитайте текст пожалуйста и сделайте мне модель гриба. Даю вам 5 минут.

Группа №1 –Объемная модель шляпочного гриба пластилин ( делаем пластинчатый и трубчатый грибы)

Группа №2 – Рельефная, нитки, ножницы,клей. ( делаем плесневые грибы)

Группа №3 - оформление информационной модели,

Какие же модели, и с какой целью я применяю их при изучении предмета БИОЛОГИЯ? Приведу конкретные примеры…

Предметные модели

Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).

Возможностей для такого действенного овладения предметным моделированием в школьном курсе биологии немало.

Аналогично можно смоделировать клетки простейших, простые и сложные вещества, тычиночные и пестичные цветки и т.д. Многие учащиеся с удовольствием создают модели, используя аппликацию из цветной бумаги. Подобные задания можно применять преимущественно в 5 и 6 классах, что объясняется психолого-физиологическими особенностями учащихся этого возраста. Модели выставлены в кабинете биологии, их можно использовать на уроках.

Информационные модели

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образная модель - это модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель - это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты и т.д.). Образные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму.

Я использую информационные модели как опору для изложения соответствующего учебного материала в виде граф-логических моделей (ГЛМ). Проектируя ГЛМ совместно с учащимися, действуем по следующему плану:

В итоге получится структура, которая графически отображает размышления

Очень эффективно использовать информационные модели при изучении семейств растений Класса Однодольные и Двудольные растения (6 класс), где в опорном конспекте по учебному материалу в виде значков, символов кодируется большой объем информации, но легко расшифровываются учениками, собенно когда эти символы выбирают и предлагают сами дети.

Игровое моделирование.

Знаковое моделирование.

Активно используется при изучении семейств двудольных и однодольных растений. Благодаря знакам, буквам и цифрам учащиеся небольшой текст преобразуют в формулу цветка, запись получается краткой, но ёмкой. Возможен обратный процесс, когда учащиеся на основании формулы дают словесное описание.

Преобразование текста в таблицы. Таблицы, которые дети заполняют в течение одного урока, я называю краткосрочными, таблицы, заполняемые в течение нескольких уроков, долгосрочными. Используя таблицы, слабые ученики могут составить рассказ, найти черты сходства и различия.

Модель-алгоритм.

При изучении следующих тем: моно-, ди-, полигибридное скрещивания, промежуточное наследование признака, анализирующее скрещивание, взаимодействие неаллельных генов, генетика пола и сцепленное с полом наследование я использую модель решения генетических задач, которая легко усваивается школьниками.

1. Определение по условиям задачи доминантных и рецессивных признаков

2. Запись фенотипов и генотипов родителей

3. Запись возможных гамет, образуемых при мейозе

4. Определение генотипов и фенотипов полученного от скрещивания потомства

5. Формулировка и запись ответа.

Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя.

(Слайд 19) Примеры игр на слайде

(Слайд 20) Проиграть игру Путаница ( Раздать группам карточки.)

(Слайд 21) ФРАЗА - Добыть здоровье сможет только сам человек!

метод моделирования для учителя:

1. Способствует формированию положительной мотивации у учащихся.

2. Активизирует познавательные способности учащихся.

3. Способствует росту качества знаний.

4. Вдохновляет преподавателя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Для ученика:

1. Делает занятия интересными, повышает мотивацию.

2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной, групповой работе, развития личных и социальных навыков.

3. Развивает творческие способности.

4. Способствует повышению навыков научного труда.

5. Способствует развитию рефлексивных качеств личности.

Созданные модели используются на разных этапах урока: при определении темы урока, постановке учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета.

Таким образом, моделирование превращается в один из универсальных методов познания, применяемых во всех современных науках, как естественных, так и общественных, как теоретических, так и экспериментальных, технических. При решении любой задачи моделирования основную роль играют эксперимент и модель, а также анализ полученных результатов. Для исследователя эти элементы неотделимы друг от друга.

Читайте также: