Окружающий мир 3 класс поделка почва практическая

Обновлено: 06.07.2024

3 п е с о к корень в о д а п а у к п о ч к а Сыпучее вещество, которое получается в результате разрушения камней. 2. Часть растения, которая находится глубоко в земле. 3. Образование на ветке, из которого появляется листок, цветок. 4. Вещество, которое необходимо для каждого растения. 5. Насекомое, которое имеет 8 ног. Назовите тему урока

4 Рассмотрите рисунок на стр. 65. Какое значение имеет почва для растений и животных? Какие животные живут в почве? Обратите внимание на цвет почвенного слоя. В каком слое находится больше всего животных? Подумайте, почему? Назовите главное свойство почвы. Работа в парах

5 1.Медведка. 2. Личинка жука. 3. Сверчок. 4. Крот. 5. Многоножка. 6. Жаба. 7. Лесная мышь. 8. Дождевой червь.

6 Почва – это верхний плодородный слой земли. Что такое почва? Какое главное свойство почвы? Плодородие - главное свойство почвы.

7 почва воздух вода песок соли глина перегной Практическая работа Из чего состоит почва?

9 Что растения получают из почвы? Перегной Кислород воздуха Вода Растворённые соли Соли

10 Кто участвует в образовании почвы растения лишайники животные: черви, личинки, кроты и др. микроорганизмы, прежде всего бактерии

11 Докучаев Василий Васильевич (1846 – 1903) – великий русский учёный. Он создал науку о почвах – почвоведение. Его исследования имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы. Докучаев Василий Васильевич (1846 – 1903)

12 Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за лет. Слой в 20 сантиметров за 5-6 тысяч лет. К почве надо относиться бережно! Что приносит вред почве? Уничтожение лесов Строительство Испытание оружия на полигонах Разведение костров Поджигание сухой травы

13 обработка почвы внесение удобрений полив посадка лесополос вокруг полей борьба с оврагами снегозадержание зимой на полях Для сохранения почвы проводятся работы:

14 22 апреля – Всемирный День Земли

15 Кто покорит высоту? Начать

16 Увы! Вам высота не покорилась! Начать сначала Начать сначала Закончить игру Закончить игру

17 почва плодородие песок перегной Верхний слой земли, на котором растут растения.

18 почва плодородие песок перегной Основное свойство почвы

19 почва плодородие песок перегной Одна из составных частей почвы

20 почва плодородие песок перегной Вещество, повышающее плодородие почвы

21 Ура! Вершина покорена!

22 Давайте будем Беречь планету, Во всей вселенной Похожей нету! Зубарев Д.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Окружающий мир 3 класс

Матвеенко Анна Викторовна

учитель начальных классов

    У планеты __________

есть спутник – это Луна.

босыми ногами по _________

и ощутить прохладу росы.

Как образовалась почва?

Под действием _______ и _____________

________ начинается ____________ горных пород . Появляется почвообразующая порода – основной источник минеральных __________ почвы. Первыми на ней поселяются ___________ , __________ , ___________ , которые создают условия для __________________ . Потом различные микроорганизмы перерабатывают растительные и животные остатки превращая их в ___________ . Это самая _____________ часть почвы. Образуется


1. Почву положили в воду. Вывод: В почве есть воздух. 2. Почву греем на огне. Вывод: В почве есть вода. 3. Продолжаем нагревать почву. Вывод: В почве есть перегеой. 4. Ту почву которая была на огне насыпаем в стакан с водой. Вывод: В почве есть песок и глина. 5. Профильтруем воду где была почва. Вывод: В почве есть минеральные соли

Новые вопросы в Окружающий мир

название Российской федерации: республики, области ,края ,города или автономного округа, в Североморске​

помогите) запиши какие правила поведения нужно соблюдать чтобы не нанести вред опорно двигательной системе

Zivert - CRY | Премьера клипа

04:24

LOBODA - Americano (Премьера сингла, 2021)

03:31

Баста – Любовь и страх (feat. Дворецкая)

05:41

Ozoda - Esla Meni (Offıcıal Clıp 2021)

05:02

Султан Лагучев - Cкучает осень (премьера 2021)

02:29

Oliver Tree & Little Big - The Internet [Music Video]

03:36

Coldplay X BTS - My Universe (Official Video)

04:43

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с почвой — верхним плодородном слоем земли. Провести практическую работу с целью ознакомления с составом почвы.

Цель: познакомить с почвой — верхним плодородном слоем земли.

Предметные результаты:

На основе схемы моделировать связи почвы и растений.

Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения

Метапредметные результаты:

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растений.

Коммуникативные: Высказывать и обосновывать гипотезы о плодородии почвы, давать характеристику процессу образования и разрушения почвы.

Личностные результаты:

Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям.

Характеристика деятельности:

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам,

высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их.

Оборудование: карточки с заданиями; спиртовка, стакан, стек­ло, стеклянная палочка, образец почвы.

I Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

I) Нарисуй рисунки, рассказывающие о правилах экономного расходования воды. Объясни смысл пословиц о воде.

• Вода и мельницу ломает.

• Вода путь найдет.

• Вода студена — тело ядрено.

2. Фронтальный опрос

III Самоопределение к деятельности

Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много-много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семейкой огурцов. Крошечное яблоневое семечко - горой румяных яблок.

Как называется эта волшебная кладовая? (Земля.) Поссешь в землю один мешок пшеницы, снимешь урожай — гору на грузовике везти. Чем не волшебная кладовка! Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, когда они умело землю обрабатывают: Пашут, удобряют, поливают. Иначе земля хлеб родить перестанет, в овощах, фруктах, ягодах.

И правильно. Как это так: все у нее брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовка. Так и с волшебной кладовкой - землей.

IV. Работа по теме урока

Что такое почва

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 64. Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)

— Какое значение она имеет для растений и животных?

— Какие животные живут в почве?

— Почему почва плодородна? Докажите. (Ответы учеников.) Ваши ответы-предположения называются гипотезами. (Учитель записывает термин на доске.) Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо

растениям для жизни.

— Вспомните, какие условия нужны для развития растения. (Воздух, вода, питательные вещества — соли.)

Проверим, есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать, изучим ее состав.

2. Практическая работа

Опыт 1

Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы.

— Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.) Вывод: в почве есть воздух.

Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Про­должим изучение почвы.

Опыт 2

Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подер­жим холодное стекло. Стекло становится влажным.

Вывод: в почве есть вода.

(По окончании этого опыта почву продолжают нагревать.)

Опыт 3

Будем продолжать нагревать почву.

— Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.)

Это сгорает перегной, который образовался из остатков расте­ний или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

— Рассмотрите почву. Что вы в ней видите? (В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червейэто перегной, или гумус.) Вывод: в почве есть перегной. Чем больше перегноя, тем пло­дороднее почва.

Опыт 4

Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она се­рого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешаем. Через неко­торое время на дно осядут песок и глина.

Вывод: в почве есть песок и глина.

Опыт 5

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Не­сколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это минеральные соли.

Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: в почве есть соли. — Итак, из чего состоит почва? (Ученики диктуют, а учитель записывает на доске.) Почва: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследо­ваний, что в почве содержатся вода, воздух, минеральные соли, то есть то, что необходимо для роста растений. Итак, мы выдвинули гипотезу и доказали ее.

3. Работа по учебнику

- Прочитайте в учебнике текст на с. 66.

- Что растения получают из почвы?

- Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополня­ется?

- Как животные повышают плодородие почвы?

Как образовалась почва

Сейчас вы будете моими помощниками в сочинении сказки

— Дополните мой рассказ.

Жила-была маленькая гора. Ее согревало ласковое. (солнышко), нежно обнимал легкий. (ветерок). Гору часто поливал теплый. (дождик).

Но вот пришла разноцветная . (осень). Днем гору еще согревало . (солнышко). Но ночью прилетал злой северный . (ветер). Он приносил с собой холодный . (дождь).

Осень сменила морозная, метельная . (зима). И снова наступила долгожданная . (весна), днем с веселыми ручейками и ласковым сол­нышком, ночью с холодами.

Ах, как не нравились горе эти перемены! Ночью приходилось съежи­ваться от холода, а днем греться на солнышке. Все это не прошло даром: у горы появились морщины — трещины.

Она очень переживала и плакала, а трещины становились все глуб­же и глубже. Ветер часто проносил над горой тучи песка. Многие пес­чинки прятались от ветра в трещинах горы. Однажды там спряталось и зернышко травы. Вскоре дождик полил его, и выросла зеленая трав­ка. Осенью она пожелтела. А потом и вовсе упала. Зимой под снегом высеялись новые зернышки, а стебельки сгнили. И так повторялось тысячи лет.

Из перегнившей травки, мхов и лишайников образовалась почва. Она все укреплялась, выращивая новые травы, цветы и деревья: ведь она была молодая и сильная. В ней поселились различные животные: насе­комые, дождевые черви, жуки, кроты, землеройки и др. Они повышали плодородие. Поселились и живые организмы — микробы. Под действием микробов остатки растений превращались в перегной.

А гора, теперь уже старая и добрая, уступала почве место. Вскоре от горы ничего не осталось, кроме маленьких камешков и песка, среди густых трав и молодых деревьев. Вот так и образовалась почва.

Охрана почвы

(Учитель записывает на доске.)

Перегной — минеральные соли — . (растения) — животные — перегной.

— Кто помогает перегною превращаться в минеральные соли? (Бактерии.)

— Кто помогает умершим растениям и животным превращать­ся в перегной? (Бактерии.)

Значит, бактерии являются составной частью почвы.

Почва: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли, бактерии.

Мы узнали еще об одном круговороте веществ в природе — круговороте веществ в почве.

— Какое вещество делает почву плодородной? (Перегной.) Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Самая пло­дородная почва называется черноземом. Есть еще и другие виды почвы: красноземы, сероземы, подзолистые, солонцы.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250—300 лет, 20 см — за 5—6 тыс. лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, вы­дувает сильный ветер. Этот процесс называется эрозией почвы.

Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, а зимой про­водить снегозадержание.

Почва многого боится. Например, ядохимикатов. Если их бе­рут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений или ее слишком обильно поливают, в ней на­капливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.

Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода сможет смыть за 500 тыс. лет, на лугу — за 3225 лет, а там, где нет растений, — всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых?

Когда люди начинают строить дорогу, завод, жилой дом, не­обходимо снять слой почвы. Его можно будет потом использо­вать, например, при озеленении территории. То же самое нужно делать и перед добычей полезных ископаемых в карьерах. Когда использованный карьер закапывают (а делать это необходимо), слой почвы кладут на прежнее место. Надо, чтобы эти важные правила всегда строго выполнялись.

V. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают —

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре —

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 27).

— Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится самопроверка по учебнику.)

4 (с. 28).

— Прочитайте задание. С помощью учебника найдите в тексте определение почвы и запишите его. (Почва — это верхний плодородный слой земли.)

(Учитель предлагает желающим участвовать в сценке, распре­деляет роли — составные части почвы. Остальные дети должны отгадать эти части. Разыгрывается сценка.)

— Послушайте мой рассказ о приключениях Жука. Глубоко-глубоко в земле жил маленький Жучок. Был он очень

С ними и вы сейчас встретитесь.

Ученик 1. Я помогаю корням растений дышать. (Воздух.)

Ученик 2. Я помогаю растениям пить, жить и развиваться. (Вода.)

Ученик 3. Я являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечи­ваю доступ воздуха к корням растений. (Песок.)

Ученик 4. Я хорошо удерживаю воду. (Глина.)

Ученики 5, 6. Мы являемся питательными веществами, необходимыми для роста и развития растений. (Минеральные соли.)

Ученики 7, 8. Мы — остатки растений и животных. Все­гда дружим. Вместе образуем вещество темного цвета. (Перегной.)

Ученики 9, 1 0. Мы —живые организмы, превращающие перегной и умершие организмы в минеральные соли. (Бактерии.)

Ученик 11. Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а я и не знаю. (Крот.)

Ученик 12. Мой хвост не отличишь от головы. Меня в зем­ле найдете вы. (Червяк.)

— Кто из вас догадался, что же является домом для этих оби­тателей? (Почва.)

Читайте также: