Неделя ломоносова в начальной школе поделки из мозаики

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Но было у учёного одно необычное увлечение - мозаика

Портрет Ломоносова. Неизвестный художник. Копия с несохранившегося оригинала Г. К. И. фон Преннера. 1755 г. На портрете учёный изображён в дворянском костюме красного цвета, который состоит из камзола, кафтана и кюлотов — штанов до колен. Кафтан и камзол декорированы золотным шитьём — вышивкой золотой нитью. Этот роскошный вид отделки в XVIII веке присутствовал на женских и мужских нарядах: официальных придворных костюмах и военных мундирах. На придворных костюмах золотное шитьё подчёркивало дороговизну костюма, а соответственно и высокое положение владельца - Ломоносов был действительным членом Академии наук в Петербурге, а также членом нескольких европейских академий.

Портрет Ломоносова. Неизвестный художник. Копия с несохранившегося оригинала Г. К. И. фон Преннера. 1755 г. На портрете учёный изображён в дворянском костюме красного цвета, который состоит из камзола, кафтана и кюлотов — штанов до колен. Кафтан и камзол декорированы золотным шитьём — вышивкой золотой нитью. Этот роскошный вид отделки в XVIII веке присутствовал на женских и мужских нарядах: официальных придворных костюмах и военных мундирах. На придворных костюмах золотное шитьё подчёркивало дороговизну костюма, а соответственно и высокое положение владельца - Ломоносов был действительным членом Академии наук в Петербурге, а также членом нескольких европейских академий.

Но давайте сначала познакомимся с Михаилом Васильевичем. При жизни с Ломоносова был написал всего лишь один портрет, и он перед вами. Именно благодаря этой картине мы имеем представление о том, как выглядел учёный. Скорее всего, если бы он жил в наше время, то не любил бы фотографироваться.

В композиции картины заслуживает внимания одна особая деталь. В правом нижнем углу под столом художник изобразил ящик, отдельные отсеки которого заполнены небольшими тонкими кусочками красного, жёлтого, зелёного цветов и других оттенков. Это образцы смальты — цветного непрозрачного стекла .

Открытие способа получения смальты и изготовление мозаичных произведений является одним из важнейших достижений Михаила Васильевича Ломоносова

Казалось бы, производство смальты известно ещё со времён Древнего Рима, что тут открывать? Но случилось так, что рецептура изготовления была утрачена , так как после падения Византийской империи все стекольные мастерские, а вместе с ними и мастера переместились в Италию, где искусство мозаики постепенно и заглохло.

Только в середине XVIII века Ломоносов предпринял попытку возродить это прекрасное и сложное искусство, которое лежало в основе всей русской православной культуры

Вдохновлённый долговечностью и насыщенностью цвета смальты, Михаил Васильевич активно приступил к химическим опытам. В мастерской Академии наук Ломоносов нашёл способ производства смальты ярких красных и зелёных цветов. В 1753 году императрица Елизавета Петровна пожаловала учёному в собственность село Усть-Рудица (недалеко от Ораниенбаума):

Кстати, считает, что изображённая на картине постройка слева и есть та самая фабрика.

Ломоносову удалось возродить искусство средневековой мозаики и создать более тысячи оттенков цветных смальт

Уже спустя год после закладки фабрика выпустила первую продукцию. Однако Ломоносов не собирался ограничиваться изготовлением галантереи из цветного стекла. Михаилу Васильевичу удалось не только возродить искусство мозаики, которое существовало в Киевской Руси в XI–XII вв., и средневековый способ получения ярко-красного прозрачного стекла, но и самостоятельно разработать рецептуру 112 тонов и более тысячи оттенков цветных смальт.

Благодаря этим открытиям Ломоносов приступил к созданию первых небольших мозаичных картин из тессеров — кубиков смальты .

Но Ломоносов был намерен продолжать работать и совершенствовать мастерство.

Вот, что из этого получилось. Эту мозаику собрали его последователи.

Открытие Ломоносовым способа производства цветного стекла произвело немалое впечатление не только на Санкт-петербургскую Академию художеств, но и на европейских учёных, а о мозаичных произведениях учёного писали в зарубежных журналах.

В апреле 1765 года Ломоносов скончался. Со смертью Михаила Васильевича прекратила свою деятельность и основанная им Усть-Рудицкая фабрика. Искусство мозаики вновь было позабыто в России почти на целое столетие.


Занятие познакомит детей с техникой выполнения мозаики, способствует развитию художественного вкуса, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости.

Описание разработки

Цель:

Познакомить детей с техникой выполнения мозаики.

Развитие художественного вкуса, глазомера, мелкую моторику рук, усидчивость.

Воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.

Ход занятия.

- Что вы видите на ней?

Какие улицы, площади, проспекты на этой карте?

На каких площадях мы с вами будем находиться при изготовлении этой поделки. ( Ответы детей).

Заполните пустые клеточки, и вы сможете смело открывать ворота Королевство.

Вот вы и разгадали наш ребус. Как и всякого путешественника, вас ожидает трудности и неождинные открытия, и вы узнаете много нового. В дороге вам помогут смекалка, настойщивасть, любознательность и желание научиться тому, что еще вы не умеете. И так в путь!

Подготовка к практической части.

- Что такое мозаика?Кто может объяснить, что означает это слово.

История мозаики

Мозаика –в переводе с французского изображение и узоры, выполненные из кусочков одного или различных материалов. Мозаика берет начало в Древней Греции. В древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Русская мозаика

В середине XVIII века русский ученый М. Ломоносов заново изобрел технику изготовления мозаики. В России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. На Урале по мере расширения добычи камня появилась русская мозаика, где в ход шли не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и т. д.

Самая сложная из всех мозаик — флорентийская.

Отличительная особенность флорентийской мозаики — тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости с использованием естественного рисунка камня.

Материал для мозаики:

Венецианское стекло (цветное стекло).

В древние, древние времена, много - много лет тому назад обнаружили мозаики из ракушек. Богатые горожане украшали стены и полы своих домов мозаикой.

Мозаики – используются в храмах. Эти изображения выполнялись из кубиков разносветного стекла и образовывали неровную поверхность. Поэтому свет отражающийся от нее создавал волшебное мерцающее сияние.

Мозаика Ломоносова. Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х.


Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х.

Первые работы Ломоносова

Сам Ломоносов был знаком с мозаикой по собору св. Софии в Киеве, а также по привезенной в 1746 г. из Италии мозаичной картине . Ломоносов решает сам заняться производством смальты.

Еще в 1742 г. он начинает хлопотать о создании химической лаборатории; к 1746 г. получает положительное решение Сената об ее строительстве и уже к 1750 г. были получены первые российские смальты.

Мозаика Ломоносова. Петр I. Мозаика ломоносовской мастерской


Петр I. Мозаика ломоносовской мастерской. 1752–1753.

Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова.

Портреты Петра Первого

Сам Ломоносов был таким в еще большей степени: его явление было ответом петровским начинаниям, поэтому не удивительно то, что мозаичное дело Ломоносова было посвящено главным образом утверждению и увековечению национального дела Петра.

Уже в 1752–53 гг. под его руководством М. Васильевым и Е. Мельниковым был набран овальный портрет Петра I. К 1754 г. относится парадный погрудный портрет Петра, выполненный Ломоносовым собственноручно по эскизу Таннауэра, подаренный императрице Елизавете.

Мастерской Ломоносова принадлежит ряд мозаичных портретов его современников: Елизаветы Петровны (1758–60), П. И. Шувалова (1758), Екатерины II (1763). Образцами для мозаик часто служили живописные работы еще молодого тогда Ф. С. Рокотова.

Мозаика Ломоносова. Петр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова


Петр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Фрагмент. 1754.

Мозаичные панно в Петропавловском соборе

Мозаика – несомненно, самый лучший материал для создания парадного портрета: ее яркость, декоративность не сравнимы ни с чем, ее свежесть вечна.

Осуществлением мечты Ломоносова – увековечения памяти Петра I в мозаике – должно было послужить воплощение проекта его надгробного памятника и серии мозаичных панно для усыпальницы императора в Петропавловском соборе. Подобную идею Ломоносов высказывает еще в 1757 г., однако, только в 1761 г. он получает финансирование.

Мозаика Ломоносова. Александр Невский. Мозаика ломоносовской мастерской.


Александр Невский. Мозаика ломоносовской мастерской.

Однако, работа состоялась и была закончена к январю 1765 г. В ней принимали участие семь помощников Ломоносова. Площадь мозаичного панно составила почти 30 м2 (4,81 х 6,44м), были использованы смальты пяти размеров общим количеством около 1300000 шт.

Скоро были забыты открытые им законы химии и физики, работы в области геологии. Была разорена и закрыта Усть-Рудицкая стекольная фабрика. Его ученики пытаются продолжить мозаичное дело: еще в 1769 г. они создают ряд станковых картин, интерьерных и прикладных работ, однако впоследствии мастерская, лишенная таланта ее создателя, прекращает свою деятельность.

Мозаика Ломоносова. Полтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерской


Полтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерской. Фрагмент. 1765.

С началом учебного года, в школе начинается и сезон разнообразных поделок.

Осенью обязательно школа устраивает конкурсы на осенние темы: Осенний букет или Дары осени. В декабре обязательно изготовление новогодних поделок. День Защитника Отечества, Международный Женский День, День космонавтики и так далее. Поводов показать мастерство своих рук для школьников много.


Конечно ученикам начальных классов помогают родители. А дети постарше вполне сами могут изготовить поделки своими руками, ведь это не сложный и увлекательный процесс. Рассмотрим фото поделок для школы своими руками и подробнее остановимся на изготовлении некоторых из них.


Содержание

Поделки для учеников начальной школы

Безусловно в каждом конкурсе поделок есть возрастные номинации, ведь сравнивать возможности первоклашки и ученика 7 класса совершенно бессмысленно.


Для изготовления поделок в начальной школе своими руками понадобятся следующие материалы: цветная бумага, пластилин, картон, ножницы, втулки от туалетной бумаги, природные материалы (шишки, каштаны, желуди, семена клена или ясеня).


Из втулки с использованием цветной бумаги можно изготовить великое разнообразие животных и птиц. Втулка – это тело животного или птицы. Из цветной бумаги вырезаются крылья, лапы, хвосты, уши и приклеиваются к втулке. Остается нарисовать глазки, носик или клюв. Фантазию здесь не остановить: медвежонок, страус, павлин, заяц, мышка, лиса и так далее.


Сочетая пластилин и природные материалы, можно сделать целую лесную полянку. Из шишек отлично выходят совы, медведи, мышки, ёжики. Из желудей можно изготовить насекомых, грибы. Семена клена или ясеня пойдут на изготовление цветов, деревьев, хвостов или крыльев.






















Поделки своими руками на конкурс в школу

Чтобы сделать поделку своими руками на конкурс в школу, сначала нужно придумать эскиз изделия или композиции. Оценивать будут оригинальность идеи, аккуратность изготовления и сложность.


Композиция всегда смотрится намного интереснее и обращает на себя больше внимания.

Основой композиции может послужить картон или фанера. А дальше полет фантазии ничто не ограничивает.


Очень оригинально смотрится композиция из домика, окруженного растительностью с фигурками животных. Домик можно сделать из круглой коробки от чипсов, баклажки или даже маленького пенька.


Основа домика обматывается пеньковой веревкой или обклеивается палочками от мороженого, или веточками деревьев. Для крыши подойдут веточки, кора деревьев, мох. Деревья, животных, растения изготовить можно из природных материалов (шишек, семян деревьев, желудей, веточки можжевельника, ягоды кустарников).


Хорошо сочетаются с природным материалом фигурки из соленого теста или папье-маше. Можно использовать в композиции готовые фигурки из магазина. Если в поделке задуман забор, его можно сделать из веточек деревьев или палочек от мороженого.


Поделка из мусора

Тема экологии сейчас очень популярна. И в школе обязательно будет задание на создание поделки из мусора своими руками.


Для создания своего шедевра подойдет все что угодно: лотки от яиц, пробки, крышки, трубочки для коктейля, бумажные или пластиковые стаканчики, коробки от конфет и прочее.


Например, из коробки, яичного лотка и трубочек можно сделать домик. Возьмите квадратную коробку от конфет Рафаэло или упаковку от будильника. В ней нужно прорезать окошки и дверь. Из яичного лотка можно сделать крышу.


Стены домика и крышу можно украсить разноцветными соломинками для коктейля. Клей можно использовать ПВА или горячий клей. Для склеивания бумажных элементов подойдет клейстер.









Поделки из бутылок

Пластиковая бутылка – неиссякаемый источник необычных и креативных изделий.

Самый простой вариант изготовить поделку из бутылки своими руками для школы – раскрасить баклажку акриловыми красками, превратив ее в любое животное или даже Деда Мороза.


Не сложнее будет изготовить самолет. Можно взять бутылку любого размера – это основа самолета. Из картона вырезать крылья, хвост и винт. Сбоку в баклажке сделать 2 надреза и вставить в них крылья. Приклеить на клей хвост. Винт надеть на горлышко и закрутить крышку.


Поделка из вторсырья

К вторсырью можно отнести газету, бумажная или пластиковая посуда, жестяные баночки от напитков, яичные лотки, пластиковые стаканчики от йогурта, картонная упаковка от продуктов.


Какую же поделку можно сделать из вторсырья для школы? Из пластиковых или бумажных стаканчиков получится отличный снеговик. Стаканчики необходимо соединить между собой, собирая шар. Для снеговика потребуется 2 шара. Затем шары скрепляются между собой, добавляется нос, глаза, головной убор, шарф и другие аксессуары по желанию.


Из газет можно накрутить трубочек. А затем использовать из для плетения корзинки, как из ивовой лозы. Следуя фантазии, можно сплести не только корзинку, но и чашку с блюдцем, сову, вазочку.


Готовое творение можно покрасить краской и покрыть лаком. Ещё один способ декорирования плетеных изделий — сделать декупаж, используя бумажные салфетки с красивым рисунком.


Простые поделки

Чтобы сделать легкую поделку в школу своими руками, можно использовать природные материалы. Отлично подойдет тыква. К ней нужно приклеить глаза, собранные из белого и цветного картона, нарисовать рот, добавить шляпу из бумаги или сизаля.

Читайте также: