Кукла марионетка своими руками

Обновлено: 03.07.2024

Дорогие друзья! Рада предложить замечательный видео мастер-класс, разработанный мной по кукле-марионетке. Здесь Вы сможете самостоятельно с нуля изготовить куклу и все, что нужно для нее! Кукла-марионетка — один из самых популярных видов театральных кукол, управляемых кукловодом сверху. Марионетки бывают как очень простыми ( задействуются буквально несколько креплений, ее движения просты), так и более сложными — на нитях (их количество зависит от профессиональных навыков кукловода и желания усложнить движения). Работа с марионеткой — очень увлекательное дело, требующее особых навыков и умений, о которых я раскажу в видео мастер-классе. Мы изготовим куклу-марионетку и рассмотрим тонкости ее разработки по порядку:
1. Виды театральных кукол, управление, приспособление для управления.
2. Разбор чертежа и особенностей креплений, подбор креплений в зависимости от задач и назначения куклы.
3. Лепка головы, бюста, рук и ног.
4. Изготовление тела.
5. Сборка.
А также еще много полезных мастер-классов от 350 до 500 рублей! Добавляйтесь, пишите вопросы.

Ямогу: Провожу мастер-классы по созданию шарнирной куклы. А так же на заказ — куклы, игрушки, глаза, парики и снятие форм.

Ямогу: Добрый день! Могу помочь с новым вязаным костюмом для ваших малышей

Особенность марионетки в том, что она повторяет анатомию человека и приводится в движение при помощи нитей, подвязанных к её сочленениям. Существует два типа марионетки: марионетка с деревянным каркасом и марионетка на металлическом пруте. Рассмотрим сначала изготовление марионетки с каркасом из дерева.

Марионетки с деревянным каркасом

Величина куклы может колебаться от 30 см до 1/3 человеческого роста. Поэтому размеры деталей подбираются в зависимости от задуманного.

Каркас состоит из деревянных брусков, соединённых между собой подвижно. Размеры членений повторят пропорции человеческого тела.

Голова и плечевая планка могут крепиться подвижно или неподвижно. Также могут крепиться и кисти рук и стопы, в зависимости от сложности движений, которые должна выполнять кукла.

Подвижными должны быть сочленения в плечах, локтях, коленях, тазобедренном суставе. Они выполняются с помощью узла (смотри статью по изготовлению тростевых кукол), чтобы руки и ноги не могли вывернуться (рис. 37).

узел крепления конечности марионетки

Когда каркас готов, его обтягивают поролоном, тем самым придавая кукле человеческие формы, и одевают.

Вождение куклы производится с помощью ваги. Вага состоит из крестовин и двух поперечных съёмных планок. Размеры ваги зависят от размеров куклы (рис. 38).

вага для марионетки

Нити притягиваются следующим образом:

2 – неподвижно к голове;

4 – тазобедренный сустав.

Перекладины с нитями от коленей и таза – съёмные.

Если нужно, чтобы кукла могла наклонять голову, голову прикрепляют неподвижно к плечам и протягивают дополнительную нитку к спине, закрепив её на основной крестовине ваги. Чем подвижнее должна быть кукла, тем больше нитей и приспособлений окажется на ваге. К этому усложнению и усовершенствованию требуется творческий подход (рис. 39).

марионетка

Наряду с такими марионетками делают и животных-марионеток. Принцип остаётся тот же. Лишь изменяется длина ваги, в зависимости от того, какие пропорции имеет животное.

Рассмотрим в качества примера куклу-марионетку – кота. В данном случае управление куклой не очень сложное, хотя тоже требует определённого навыка в вождении (рис. 40).

марионетка кота

Кукла выполнена из пенопласта, обточенного в определённой форме, и обтянута искусственным мехом. Лапы кота пришиваются свободно и не управляются нитями.

Вага состоит из палочки, на которой крепится съёмная поперечная планка для вождения головы и неподвижно закрепляются нити, на которых держится туловище. Хвост прикрепляется нитью с петлёй, которую тоже можно снять с ваги.

Возможно жёсткое крепление головы кота на стержне, которое даёт больше вариантов движения (рис. 41).

крепление головы кота марионетки

Технология изготовления паркетных кукол

Изготовление паркетных кукол не отличается особой сложностью. Все зависит от назначения куклы (её рули) и фантазии художника. Паркетные куклы выполняются главным образом из поролона. Т.к. он очень лёгок и пластичен в движении. Как известно, паркетные куклы могут достигать человеческого роста и выше, поэтому поролон – незаменимый материал. В оформлении куклы могут быть использованы различные материалы, имеющиеся под рукой. Планшетные куклы – это те же паркетные, только меньших размеров.

Ранее мы с вами рассматривали, какие бывают ширмы-сцены для кукольных театров, общие сведения по технологии изготовления кукол для школьного кукольного спектакля.

МК Юбка- карандаш подготовка к первой пр 06.02.2013 --> Смотрели: 251 (0) МК Юбка-карандаш раскрой 02.02.2013 --> Смотрели: 1833 (1)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Марионетки для профи - 1

Куклы-марионетки для профессионального театра

ЛЕБЕДИНСКИЙ А. М ., художник
1977 г.

М ного веков назад, когда человек создал маску или использовал череп животного с подвижной челюстью, управляемую сухожилиями, родилась марионетка. Свидетельство этому маски и фигурки из терракоты с подвижными частями и отверстиями для. ниточек. Их находят в разных частях света при археологических раскопках.

B музее в Дели хранится маленькая фигура обезьянки из глины c отверстиями для ниточек. Ей около четырех тысяч лет. B Индии найден буйвол из терракоты c подвижной головкой. B Лувре есть фигурка шакала с подвижной головкой, а в Эрмитаже — терракотовый человечек c подвижными частями тела, которого женщины некогда _носили в процессиях в честь бога Нила Асириса.

Маленький театр марионеток найден в Египте. Этот миниатюрный театр, сделанный из слоновой кости и золота, очевидно, был макетом существовавшего театра. Все фигурки имеют подвижные cycтавы, и на них сохранились даже ниточки. Очевидно, такие театры использовались жрецами в религиозных обрядах.

Геродот и Аристотель говорят в своих трудах o существовании кукол на ниточках. O кукольнике — "дергателе ниточек" Патейне, которому разрешалось выступать в театре Диониса, мы узнаем из трудов Атениyса. Это первое упоминание фамилии кукольника. Судя по всем данным, большинство кукол в регионе Средиземного и Эгейского морей были марионетки.

После падения Рима, в Европе кукольное искусство пришло в упадок, но кyкольники продолжали кочевать и ставить спектакли в общественныx местах, часто подвергаясь гонению.

B ХI в. кукольники изгоняются из церквей. Тогда их представления появляются на площадях и рынках. Вследствие этого изменилась тематика спектаклей: вместо религиозных появляются сатирические и бытовые сюжеты. B Италии, где куклы были более популярны, родились герои Скарамуче, Панталоне, Пульчинелла и Арлекино, прародители нашего Петрушки.

Из Италии марионетки перекочевали в Англию, Германию и Францию. B середине XV в. во Франции, в Дьепе, в церкви Святого Иоанна было служение мессы, известное как "Мистерия Августа", в которой большие куклы изображали восхождение святой девы в небеса. Это представление марионетками привлекало большое количество паломников из разных стран. Подобные мистepии появились в Англии и в других странах на Западе.

B Индии марионетки считались священными существами, посланными на землю богами, чтобы учить и развлекать людей. Они и по сей день очень попyлярны в этой стране.

B США родоначальником театра марионеток считается Тони Сарж, который в начале века много сделал для популяризации марионеток в стране. Теперь там тысячи кукольников, половина которых работает c марионетками. Наиболее известны Билл Бердс, Даниель Ллордс.

В Чехословакии марионетки очень популярны, и всему миру известен театр Скопы в Праге. B Австрии, в 3альцбурге, существует театр марионеток, котoрый ставит оперы и балеты. Всему миру известен Сицилийский театр марионеток. Большое впечатление произвел на XII конгрессе Международного союза деятелей кукол в Москве Альбрехт Розер из Западной Германии своими эстрадными марионетками.

Baird. Bd. The Art of the puppet. U.S.A. 1965. р. 35.

Сценические возможности марионеток неисчерпаемы.

В отечественной периодике почти отсутствует литература по изготовлению кукол-марионеток для профессиональных театров. Поэтому для наглядности мы попытаемся c помощью схематических рисунков ознакомить творческих работников кукольных театров c особенностью низовых кукол.

Куклы-марионетки из дерева.

Прежде чем приступить к изготовлению любой куклы надо сделать эскиз ее в цвете, чтобы хорошо представить, какой она должна быть. От этого зависит не только внешний вид, т. e. костюм и пр., но и ее конструкция и, что не менее важно, устройство ваги. По эскизу необходимо сделать в натуральную величину рисунок куклы, чтобы определить размеры головы, торса и конечностей.

Высота куклы во многом зависит от условий, в которых она будет выступать: если перед небольшой аудиторией, то кукла может быть ростом 50-60 см. Вага делается приблизительно в половину куклы. Чем больше зрительный зал, тем крупнее должна быть кукла, чтобы ее можно видеть c последних рядов. Поэтому в современных кукольныx театрах появилась тенденция вводить живых актеров в масках и куклы иногда крупнее человеческого роста.

Пропорции куклы принято делать немного отличающимися от человека. Пропорции человеческой фигуры считаются классическими, если голова составляет 1/8 часть фигуры, в то время как y куклы принято изготавливать головку, равную 1/6 части куклы и даже больше.

Головки, кисти рук и ступни кукол-мариопеток обычно вырезают из твердых пород дерева, a все остальные части — из мягких пород. Если конечности требуются обнаженные, то их можно делать из круглых палок, которые продают для хозяйственных и спортивных нужд.

Чтобы успешно выполнить резьбу по дереву, следует иметь хорошие инструменты: острые стамески, нож, пилу, рубанок и напильнии. Работать надо на верстаке c тисками и в удобных условиях.


3291865_img289__ (700x352, 34Kb)

На рис. 1 показан принцип, как вырезать головку куклы-марионетки из бруска. Если нет опыта работы по дереву, то рекомендуем вначале нарисовать головку в фас и в профиль в масштабе 1 : 1, a затем вылепить ее из пластилина. Это даст большyю уверенность в дальнейшем.

Для изготовления частей куклы, за исключением ступней, подбирают дерево c направлением волокон по вертикали. На бруске, немногим больше по размеру головки, рисуют профиль будущего персонажа. Заготовку зажимают в тиски и ненуж-ные полоски дерева отпиливают. После этого проводят среднюю линию co стороны лица и определяют большие плоскости c фаса и затылка и отпиливают лишнее. Потом стамесками и ножом вырезают крупные формы (нос, челюсть, подбородок, лоб и уши). При этом не следует мельчить плоскости и вдаваться в детали: формы должны быть обобщенные. После этого головку надо обработать напильником и наждачной бумагой, a затем зашпаклевать, приклеить паричок и покрасить.

По такому же принципу делают грудную и тазовые части корпуса и конечности куклы-марионетки.

У очень полной фигуры торс можно вырезать из одного бруска, так как фигура не должна сгибаться в талии. Обычно же торс куклы-марионетки изготавливают из двух частей: грудной и тазовой.


3291865_img289__kopiya_3 (700x343, 32Kb)

На рис. 2 показано соединение тазовой и грудной частей при помощи дверной петли. Вместо петли можно применить кусочек мягкой кожи или дерматина, который приклеивают и прибивают.

Соединение тазовой части c грудной делается при помощи петель и проволочной скобы, как показано на рис. 3. B основание грудной части ввинчивают два шурупа c кольцеобразными головками и продевают проволочную скобу, концы которой вбиваются в стороны тазовой части.

B соединении торса применяют деревянный валик и три полоски кожи или дерматина, которые прибиваот к тазовой и грудной частям, как показано на рис. 4. Такое сочленение дает большую подвижность, но только в одной плоскости: вперед и назад.


3291865_img289__kopiya (700x374, 37Kb)

Но можно изготовить торс, который способен сгибаться в любую сторону. Он также состоит из трех частей, имея поясничнyю часть. Все соприкасающиеся плоскости вырезаны конусообразной формы и соединены между собой через три отверстия шнуром или леской (рис. 5).

Очень важно добиться четких и плавных движений рук куклы-марионетки. B этом большое значение имеют подвижные сочленения в плечах, локтях и в кистях рук.

Существует несколько способов соединения суставов рук. Для сочленения леской или шпагатом (рис. ба) в плечах просверливают по два отверстия, что обеспечивает правильное положение рук. Делают сочленения при помощи мягкой кожи или полосок дерматина (рис. б6), которые вставляют в щели между суставами рук, вклеивают и прибивают. Но встречаются и другие сочленения (рис. 6в): в одной части локтевого сустава и кисти вырезают шип, a в другой — проушину, и крепятся штырями, a плечевое сочленение может быть выполнено двyмя шурупами с кольцеобразными головками или кожицей.


3291865_img289__kopiya_4 (700x532, 50Kb)

По этому принципу сочленяют и нижние конечности куклы-марионетки (рис. 7а, о).

На рис. 7в показано сочленение, которое выполпяется в тех случаях, когда ноги обнажены (балерина, гимнаст) и когда желают скрыть механизм суcтава и создать впечатление коленной чашечки.


3291865_img289__kopiya_2 (700x327, 30Kb)

Соединений нижних конечностей c тазовой частью несколько: небольшими петлями (рис. 8a), мягкой кожей или дерматином (рис. 8а'), который вклеивают в щели мест крепления и прибивают.

Для кукол-марионеток акрoбатoв и гимнастов (рис. 8в) рекомендуются проволочные скобы, на которые навешиваются из кожи или дерматина дужки от ног с целью создания большей подвижности в бедренных соединениях.

Для кукол-марионеток танцоров или гимнастов, которым при исполнении эстрадных номеров или упражнений придется двигать ноги вперед, на зад или в сторону, бедренные сочленения делают из парных шурупов с кольцеобразными головками (рис. 8г).

Для более четких движений конечностей и торса требуется несколько утяжелить некоторые части куклы: в предплечьях и голенях надо просверлить отверстия и вложить кусочки свинца. Если кукла-марионетка должна садиться или сгибаться, то к тазовой части прибивают пластинку свинца. Все эти места обозначены на рисунках темными кругами c белыми полосками.


3291865_img289__kopiya_6 (700x415, 24Kb)

При изготовлении куклы-марионетки с открытой шеей, последнюю вырезают вместе c плечевой частью. B головке вытачивают выемку, в которую выставляют верхушку шеи c шурупом c кольцеобразной головкой и крепят штырем (рис. 9). Выемка должна быть достаточно свободной, чтобы легко поворачивалась головка во все стороны. Обычно же в плечевой части делают углубление, в которое крепят кольцо y верхней части шеи (рис. 10). Отверстие вытачивают достаточно широким, чтобы обеспечить поворот и наклон головки во все стоpоны.

Когда кукла-марионетка собрана и покрашена, приклеен паричок и надет костюм, ее можно подвесить к ваге. На каждой ваге крепят крючок или петельку из кожи для подвески куклы-марионетки в нерабочем положении.


3291865_img289__kopiya_7 (682x700, 42Kb)

Для этой цели рекомендуется изготовить станок c подвижным кронштейном (рис. 11). Он может быть полезен и во время надевания костюма на куклу-марионетку.

Для управления движениями куклы-марионетки используют рыболовную леску 0,3-0,4 мм или черные нитки Ns 10. Чтобы установить длину лески или нитки для крепления куклы к ваге, надо учитывать расстояние между полом, на котором будет играть марионетка, и руками кукловода (рис. 12).


3291865_img289__kopiya_8 (700x564, 158Kb)

Порядок подвешивания куклы-марионетки к ваге следующий (рис. 13) : крепят нитку к одному плечу куклы, продевают ее в отверстие в нижнем конце ваги и прикрепляют ко второму плечу, чтобы марионетка стояла на основании станка. Потом привязывают по одной нитке немного выше ушей куклы к нижней планке на вате, чтобы головка куклы держалась ровно и прямо, к пояснице и к планке на ваге. затем крепят нитки к коленям и к верхней планке ваги. Эти лески или нитки должны быть слегка натянуты, чтобы при покачивании планки ножки приводились в движение. И, наконец, прикрепляют нитку y большого пальца одной руки куклы, протягивают ее через обе дужки на ваге, и прикрепляют к другой руке y большого: пальца. При этом обе руки должны быть в опущенном положении.

При работе c куклой вагу надо держать в руке так, чтобы указательный и большой пальцы находились под верхней планкой.

При неаккуратном обращении c куклой нитки могут запутаться. Куклу и вагу, если они не в работе, надо подвесить или убрать. Держа вагу в одной руке, другой рукой закручивают куклу, чтобы все нитки скрутились в жгутик. После этого весь пучок ниток обматывают вокруг куклы и привязывают вагу к кукле. Желательно иметь для каждой куклы мешочек или лоскуток ткани.

Близ Праги - экскурсии AndyGo

Ниже — видео- и фотоматериалы с тех мастер-классов по изготовлению кукол-марионеток в Праге, что уже были проведены. Огромное спасибо нашим участникам за фотографии: как правило, пока идут занятия, нет никакой возможности отвлекаться на фотоаппарат. Спасибо!

ST = Special Thanks

Отдельное огромное спасибо нашим участникам за фотографии: как правило, пока идут занятия, нет никакой возможности отвлекаться на фотоаппарат. Спасибо!

Чему научимся?

Чему научимся?

Изготовление кукол-марионеток — практические навыки:

  • возможность повторения в домашних условиях и с участием детей
  • работа с приобщением детей, в т.ч. с 5-6 лет
  • изготовление прообраза куклы
  • изучение суставной схемы куклы
  • изготовление матрицы и пуансона
  • принципы создания ваги и ее работы
  • практика раскрашивания куклы
  • пошив костюма или платья куклы

Что получим?

Марионетка — с собой

Ту куклу-марионетку, которую Вы и Ваш ребенок изготовите вместе, Вы заберете с собой. Пожалуй, это лучший сувенир из Чехии: и для Вас,и для Вашего ребенка.

Радость узнавания (С)

Всегда считали и считаем, что одна из основных радостей для любого человека — это радость узнавания. А изготовление собственной куклы-марионетки — радость словно бы двойная: и для ребенка, и для его родителей.

Но разве — лишь двойная? Судите сами:

Радость для рук

  • Замешивание гипсовой массы
  • Изготовление матрицы и пуансона
  • Создание проформы куклы
  • Обшивание куклы
  • Создание механизма привода — т.наз. ваги
  • Обучение работы с вагой

Радость для души

Ребенки такую куклу уж точно воспринимают, как родную — очевидный плюс в сравнении с обыденной куклой из супермаркета. Да и каждый раз, когда ребенок берет ее в руки — он вдруг вспоминает и Прагу тоже.

Радость для ребенка

А Вы видели окончание этого мастер-класса? Замечали, как самозабвенно дети играют именно с теми куклами, которые сделали за день?

Радость для родителей

Радость ребенка — радость родителям: с этим все понятно, не спорим. Но еще забавнее: вдруг родители начинают сами куда как живее, чем подуставшие дети работать над куклами.

куклы марионетки своими руками

Не секрет, что до определенного возраста дети обожают играть с куклами. Становясь взрослее, они забывают о пупсах и принцессах, переходя к другим, более серьезным играм. Но есть куклы, поиграть с которыми будут совсем не прочь не только дети, но даже и взрослые. Речь идет о куклах-марионетках, верно повинующихся каждому движению руки кукловода. О том, как сделать куклу-марионетку своими руками и пойдет речь в нашем мастер-классе.

Для создания куклы нам понадобится:

  • бумага;
  • фломастеры;
  • пластилин;
  • салфетки;
  • картон;
  • газеты;
  • шнурок;
  • проволока;
  • синтепон;
  • синтетическая ткань;
  • нитки;
  • клей ПВА;
  • корсажная лента;
  • саморезы;
  • деревянные планки;
  • леска.

Приступаем к работе

Своими руками можно сделать и другую необычную куклу, используемую в вальдорфской педагогике.

Игрушки-шнуровки - прекрасный способ развития мелкой моторики ребенка. И совсем не обязательно покупать дорогостоящие варианты в магазине, ведь можно сделать такие игрушки самостоятельно.

Если у вас имеются под руками ненужные вязаные перчатки и вы не знаете, что с ними делать - смастерите детям игрушки! Игрушки из перчаток получаются очень веселыми и необычными. Расскажем, как их делать.

Маленькие козлята и козочки из сказок всегда любимы детьми. Если вас малыш просит себе игрушку козу, ее несложно смастерить самостоятельно. Предлагаем вам 2 идеи.

Игрушки из мягкого и теплого флиса всегда получаются оригинальными и фактурными, детки с удовольствием ими играют. Предлагаем вам несколько вариантов, как сшить такие игрушки.

Читайте также: