Критерии оценивания поделки по технологии

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

1. КОНСТРУКТОР УРОКА по технологии формирующего оценивания

по технологии формирующего оценивания
Патрикова Т.С., заведующий
кафедрой профессионального
образования и менеджмента, к.т.н.
Патрикова Т.С.

2. Технология формирующего оценивания

ПОД ОЦЕНКОЙ ПОНИМАЕТСЯ ПРОЦЕСС СООТНОШЕНИЯ РЕАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПЛАНИРУЕМЫМИ ЦЕЛЯМИ
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ
информационная
контролирующая
регулирующая
внешняя
суммативная
внутренняя
формирующая
ОЦЕНКА
ЩЕКИНО, 28.02.2014

3. Сравнение оценивания

Внешняя (суммирующая) оценка
КТО?
ЗАЧЕМ?
КАК?
Производится субъектом,
непосредственно не участвующим в
процессе обучения
Призвана единый образом
зафиксировать уровень достижений
учащихся по итогам освоения
конкретного содержания образования
Предполагает сравнение одного
ученика с другим, но не посредством
сравнения работ этих учащихся, а путем
сравнения каждой работы с эталоном
Ориентирована на всю совокупность
учащихся
Используется система заданий,
ИНСТРУМЕНТ стандартизированных по содержанию,
процедуре и способам проверки.
ДЛЯ КОГО?
Внутренняя (формирующая) оценка
Учителем, который их обучает, то есть
человеком, находящимся внутри процесса
обучения тестируемых учащихся
Призвана выявлять пробел в освоении
учащимися содержания образования с тем,
чтобы восполнить его с максимальной для
данного учащегося эффективностью
На определение индивидуальных
достижений каждого учащегося и не
предполагает как сравнения результатов,
продемонстрированных разными
учащимися, так и административных
выводов по результатам обучения
испытуемых.
Ориентирована на конкретного учащегося
Используются единичные задания, не
стандартизированные по содержанию,
процедуре и способам проверки.

4. 9 шагов технологии формирующего оценивания

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
• Спланировать образовательные результаты обучающихся по темам
• Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности обучающихся
• Сформировать задачи урока как шаги деятельности обучающихся
• Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке
• Оценивать деятельность обучающихся по критериям
• Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель
• При оценивании сравнивать данные результаты достижений обучающихся с предыдущим уровнем
достижений
• Определить место обучающегося на пути достижения цели
• Откорректировать образовательный маршрут обучающегося

5. Преимущества формирующего оценивания

1. Встраивается в компететностное и личностно-ориентированное обучение
2. Носит системный характер
3. Оценивается не только результат, но и процесс
4. Ориентировано на обучающихся
5. Отслеживается прогресс каждого обучающегося
6. Ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений
Соответствует комптенстностному подходу

6. Различные техники формирующего оценивания

Оценивание по
итогам изучения
темы (подтемы,
блока, раздела,
параграфа и т. д.)
Оценивание
в ходе урока
Оценивание
метапознавательных
процессов
Инструменты
оценочной
деятельности,
используемые на
уроке при
безотметочном
обучении

7. Оценивание по итогам изучения темы

Индекскарточки
Одноминутное
эссе
Цепочка
заметок
Вопросы для
тестов
Матрица
запоминания
Таблицы
оценивания
Карты
приложения
Недельный
отчет
Аффективный
опросник
Две звезды и
желание
Квадраты
Карта ЗИУ

8. Индекс-карточки

Описание:
• учитель периодически раздает обучающимся карточки с заданиями на обеих их сторонах:
• 1-ая сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и
обобщите их.
• 2-ая сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе),
и сформулируйте вопросы.
Оцениваемые результаты:
• предметные.
Кто проводит оценивание:
• учитель, учащиеся (самооценка).
Цель проведения:
• анализ трудностей, возникших у обучающихся в результате изучения темы; повторение
материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.

9. Одноминутное эссе

(возможны варианты: двух-, трех-, пятиминутное эссе)
Описание:
написание короткого эссе по вопросам.
Например:
Что самое главное ты узнал сегодня на уроке?
Какой материал остался для тебя непонятным?
Оцениваемые результаты:
• предметные.
Кто проводит оценивание:
• учитель, учащиеся (самооценка).
Цель проведения:
• повторение материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.

10. Цепочка заметок

11. Вопросы для тестов

12. Матрица запоминания

13. Таблицы оценивания

Описание:
• универсальные таблицы оценивания определенных типов работ (сочинение, изложение,
математический тест, пересказ, портфолио и т. д.). Таблицы имеют одинаковые критерии
оценивания для всех типов работ вне зависимости от предмета изучения. Например,
сочинение по литературе и по истории будет оцениваться при помощи универсальной
таблицы критериев.
Оцениваемые результаты:
• предметные.
Кто проводит оценивание:
• учитель, учащиеся (самооценка, взаимооценка).
Цель проведения:
• анализ с точки зрения учителя и учеников различных аспектов выполнения работы,
сравнительные анализ результатов оценивания учителя и учеников.

14. Карты приложения

Описание:
• после изучения теории, принципа или научного закона ученикам дают задание описать по крайней
мере один вариант применения на практике того теоретического материала, который они только что
изучили. Задание может быть выполнено в письменной и устной форме.
Оцениваемые результаты:
• предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание: учитель.
Цель проведения:
• анализ понимания изученного материала, умение применять на практике теоретические знания.
Пример использования:
• После изучения на экономике темы ресурсы, потребности и блага, предложить обучающимся
привести примеры использования полученных знаний на практике: перечислить примеры
потребностей, ресурсов и благ и т. п.

15. Недельный отчет

Описание:
• недельные отчеты – листы, которые обучающиеся заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:
• Чему я научился за эту неделю?
• Какой изученный материал остался для меня неясным?
• Если бы я был учителем, какие вопросы я задал бы ученикам для проверки понимания изученной темы?
Оцениваемые результаты:
• предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание:
• учитель, учащиеся (самооценка).
Цель проведения:
• недельные отчаты дают ученикам возможность провести рефлексию вновь приобретенных знаний и
сформулировать вопросы о том, что им неясно. Учитель может:
• узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников;
• получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса;
• проникнуть в то, как учащийся осознает собственную учебную деятельность (метакогнитивные процессы).

16. Аффективный опросник

Пример использования:
(опросник отношений)
Описание:
• в таблице приводятся вопросы об отношении
учащегося к предмету в целом, к различным аспектам
деятельности, к выполнению домашнего задания и т. д.
Таблица вопросов сопровождается шкалой
оценивания.
Оцениваемые результаты:
• метапредметные.
Кто проводит оценивание:
• учащиеся (самооценка).
Цель проведения:
• дает возможность учителю оценить метапредметные
результаты обучающихся во время разных уроков.
Достижения
Я умею планировать свое
время
Я умею ставить цели
Я умею искать нужную мне
информацию в различных
источниках
Я умею составлять графики,
схемы, таблицы,
визуализировать данные
Я умею находить оптимальный
способ решения проблемы
Я умею найти главную мысль в
прочитанном тексте
Я могу кратко пересказать
большой текст
Я могу сделать выводы из
прочитанного
Я умею задавать вопросы и
отвечать на них
Я могу корректно отстаивать
свое мнение
Я умею работать в группе с
одноклассниками
0
Математика
I
II
III
0
Информатика
I
II
III
0
История
I
II
где 0 – контроль в начале
учебного года;
I – контроль в конце первого
семестра;
II – контроль в конце второго
семестра;
III – итоговый контроль
Критерии оценки
2 балла – умею хорошо, всегда получается, мне это легко;
1 балл – иногда получается, мне это трудно;
0 баллов – не умею, не получается, такие задания нам не дают.
Дополнительные вопросы:
Мой любимый предмет … потому что …
Я мог бы учиться лучше, если бы…
Мои предложения
III

17. Две звезды и желание

18. Квадраты

19. Оценивание в ходе урока

20. Сигналы рукой

21. Светофор

22. Речевые образцы

Описание:
• учитель периодически дает обучающимся речевые образцы (выражения, подсказки),
помогающие строить ответ.
• Например:
• Основной идеей рассказа является…, потому что… и т.д.
• Речевой образец предъявляется в письменной или устной форме. Ответ учащегося – в устной
форме.
Оцениваемые результаты:
• предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание:
• учитель.
Цель проведения:
• анализ понимания обучающимися основных идей, принципов, логики выполнения задания.

23. Поиск ошибок

24. Матрица наблюдения

Описание:
• таблицы наблюдений различных процессов (работа в процессе выполнения
проекта, исследовательской работы и т. д.).
Оцениваемые результаты:
• предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание:
• учитель.
Цели проведения:
• анализ умения работать с точки зрения различных метапредметных результатов;
корректировка поведения обучающихся во время урока.

25. Оценивание метапознавательных процессов

Измерение
температуры
Рассуждение по
алгоритму
Метапознавательное
интервью
Уточнение с
помощью вопроса
почему?
Упрощение
Если бы я был
учителем
Перевод
информации

26. Измерение температуры

27. Метапознавательное интервью

Описание:
• учащегося просят обдумать сделанное задание и вслух объяснить, как он выполнял и
почему именно так. Данный вид оценивания проводится в устной форме.
Оцениваемые результаты:
• предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание:
• учитель, учащиеся (взаимооценка).
Цель проведения:
• цель интервью для учителя – выслушать учащегося и понять ход его мыслей. В ходе
ответа ученика учитель понимает, в каком месте своего объяснения ученик делает
ошибку.

28. Уточнение с помощью вопроса почему?

29. Рассуждение по алгоритму

Описание:
• на первом этапе работы учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм выполнения
задания. Разработанный алгоритм записывает на доске (выносит на слайде; распечатывает и
раздает учащимся и т. д.). На втором этапе учащиеся выполняют задание самостоятельно. На
третьем этапе, используя алгоритм, ученики рассказывают о результатах работы, объясняя
вслух логику своего рассуждения.
Оцениваемые результаты:
• предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание:
• учитель, учащиеся (взаимооценка).
Цель проведения:
• высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте
алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины ее возникновения.

30. Упрощение

Описание:
• упрощенный пересказ изученного материала, например, языком, доступным учащимся младших классов.
Данный вид оценивания может проводиться в устной и письменной форме.
Оцениваемые результаты:
• предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание:
• учитель, учащиеся (взаимооценка).
Цель проведения:
• понять причины непонимания и ошибок учащихся в пересказе. Если у учащегося нет четкого понимания,
как он получил данный результат, то он не сможет однозначно сформулировать правильно.
Пример использования:
• старшеклассник объясняет ученикам младшей школы права и обязанности граждан на основе законов
РФ и Конвенции о правах ребенка.

31. Если бы я был учителем

Описание:
• учащимся предлагается, поставив себя на место учителя, объяснить классу темы, ход
выполнения задания, теорему и т. д. Данный вид оценивания осуществляется в
устной форме.
Оцениваемые результаты:
• предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание:
• учитель, ученик (взаимное оценивание работы).
Цель проведения:
• учитель сможет выявить ошибки, трудности, неточные объяснения ученика и
откорректировать их.

32. Перевод информации

Описание:
• учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например
текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т. д. Данный вид
работы выполняется в письменной форме.
Оцениваемые результаты:
• предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание:
• учитель.
Цель оценивания:
• анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.

33. Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении

34. Символы

35. Диаграмма выполнения

Процент выполнения:
95–100 % – высокий уровень усвоения;
75 – 95 % – средне-высокий уровень
50–74 % – средний уровень
Меньше 50 % – низкий уровень

36. Эмоциональная оценка

37. Волшебная лесенка

– ученики на ступеньках лесенки
отмечают, как усвоили материал:
Нижняя ступенька – не понял,
Вторая ступенька – требуется небольшая помощь или
коррекция;
Верхняя ступенька – обучающийся хорошо усвоил
материал и работу может выполнить самостоятельно.

38. Волшебная линеечка

– на полях тетрадей ученики
чертят шкалы
и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению,
выполнена работа
(внизу – не справился, посередине – выполнил, но
допустил ошибку, вверх – справился без ошибок).
При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика,
обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже
или выше.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу

полностью освоил учебный материал;

умеет изложить его своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его

изложении своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы.

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить его своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

полностью не усвоил учебный материал;

не может изложить знания своими словами;

не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

творчески планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

правильно планирует выполнение работы;

самостоятельно использует знания программного материала;

в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

допускает ошибки при планировании выполнения работы;

не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

не может правильно спланировать выполнение работы;

не может использовать знания программного материала;

допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

не может спланировать выполнение работы;

не может использовать знания программного материала;

отказывается выполнять задание.

Проверка и оценка практической работы учащихся

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

Критерии оценки проекта:

1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

В этой статье хотелось бы затронуть проблему оценивания творческих предметов, таких как ИЗО, Музыка, Технология.

Сын учится во втором классе. Если музыка у него идет на "5", то с ИЗО и технологией возникают проблемы. И проблемы не в том, что он что-то там не может нарисовать или слепить, а в системе отметок за эти предметы.

Должны ли быть вообще эти отметки? И справедливо ли ставить плохие отметки за творческие предметы, не все же обязаны быть художниками?

Когда я сама училась в школе, мне ставили отметки за эти предметы и у меня никогда не было ниже "пятерки". И я не ходила в художественную и музыкальную школу, у меня просто были адекватные учителя в школе, которые не ставили плохих отметок никому из класса. Это было в постсоветское время.

Потом я закончила школу и институт и сама стала учителем в начальной школе. И мне было запрещено ставить какие-либо отметки за творческие работы моих учеников. В дневнике я могла написать только "зачтено" или "не зачтено". Естественно, я всем ставила "зачтено" и была рада, что меня освободили от оценивания. Я всего лишь учитель, я не могу оценивать искусство. Я считала это справедливым.

Почему-то думала, что эта "система зачетов" повсеместна по всем школам. Но оказывается нет, в других школах сейчас учителя продолжают по старинке ставить ученикам за их искусство разные отметки. Даже "четверки" и "тройки". И это ставят учителя начальных классов без специального творческого образования. Ведь ИЗО с технологией, как правило, преподает тот же учитель, что и математику с русским языком.

Я этого не понимаю. Может, я слишком застряла в том своем классе, где я ставила только "зачтено" и не догоняю, как можно поставить ученику за его старания, за его прилежную и кропотливую работу на уроке что-то кроме "пятерки". Как бы он там ни нарисовал, он в любом случае ещё ребенок, который только-только учится и старается.

Показываю работы своего сына с плохими отметками

Задание было такое: нарисовать отрицательного сказочного персонажа. Сын выбрал Бабу Ягу. В правом нижнем углу рисунка стоит 3. Мне почему-то хочется спросить: а почему не "два"? Не понравилась учительнице Баба Яга. Ребенок объяснил: это у Бабы Яги такой длинный, крочковатый нос, рядом ступа с метлой, на голове маленький красный бантик, ещё лес и кусок избушки на курьих ножках.

Да, не спорю, черный цвет пугает и отталкивает, платья нет, для возраста восьми лет можно лучше и так далее.

А вы сейчас можете сесть и с ходу нарисовать Бабу Ягу? Лучше, чем у сына. Я вот вообще бы этого персонажа не смогла бы нарисовать. Да и как у него переданы отрицательные эмоции лица! Просто линия губ и линия бровей! Я бы не додумалась так передать злость своего персонажа.

Задание: нарисовать зиму . Поставили не "тройку", а "четверку". Ребенок все равно расплакался. Пришел домой, говорит:

- Мама, а как бы ты нарисовала снег на белом листе?

- Я бы голубым цветом нарисовала.

- Так и я голубым! А мне за это "4" поставили, сказали не по теме.

Достает листок с работой. Многое просто не понятно нарисовано, сын объясняет: там дом, а в нем стол, стул, на столе самовар с чаем и тортик, а рядом с домом ёлочка, и там сидит белка на макушке.

Я смотрю и мне так уютно стало: самовар с горячим чаем и тортик - вот она, Зима в понимании моего ребенка. И белочка кушает свои запасы. Какая разница, что ёлка нарисована неправильно? Атмосфера зимы и эмоции переданы на рисунке, душа чувствуется. И почему вдруг такая оценка учителя: "не по теме"? Не понятно.

Итоговая оценка творческого проекта не только подводит итог труда учащегося, но и как оценка творческой (проектной) работы имеет большое воспитательное значение. Рассмотрим и выделим основные критерии оценки проекта по технологии и рекомендации по защите творческого проекта.


Рассмотрим подробно оценку выполнения проекта, эффективности и результатов творческого проекта по технологии, его итоговую оценку при защите в школе.

Если работа по проекту выполняется на занятиях в рамках учебной программы, то на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы.

Для этого целесообразно, чтобы учитель выставлял эти оценки согласно критериям оценки творческого проекта в зачетный лист (по оценке в неделю), а к защите творческой работы выводил среднеарифметическую оценку текущей работы каждого ученика.

Основные критерии оценки творческого проекта по технологии для учащихся в школе приведены в качестве примера и образца, представляем их ниже.

Оценка творческого проекта

  • за текущую работу;
  • за изделие;
  • за пояснительную записку;
  • за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на грамотность оформления, на оформление титульного листа творческого проекта, на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

Критерии оценки проекта


"Отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям.

Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны.

Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.

"Хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям.

Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны.

Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.

"Удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.

Итоги защиты проекта желательно отразить в стенгазете или фотогазете. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д.

Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Оценка творческой работы":
Оформление оценки творческого проекта

Ход мастер-класса:

1. Психологический настрой на работу.

Участники сидят по группам.

Задание №1: на листе формата А4 нарисовать снеговика. После группы обмениваются рисунками.

Задание №2: оценить работу коллеги (по пятибалльной шкале, сделать письменный комментарий, почему поставлена та или иная оценка. После группы возвращают рисунки назад.

- Все ли довольны полученной оценкой? Почему.

- Вот это и будет темой нашей встречи – Критериальное оценивание.

2. Выступление с презентацией

а) В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т. е. результатами большинства школьников.

При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.

Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:

• учитель выполняет контролирующую функцию;

• отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

• отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

• система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;

• традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;

• такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации;

б) Широкое распространение технология критериального оценивания получила в школах Международного бакалавриата с 1968г. В выборе и определении учебных планов, методов, форм, приемов оценивания принимала участие группа профессиональных педагогов из союза международных колледжей (A. Peterson, J. Goormaghtigh, R. Peel, K. Hahn и др.) Критериальное оценивание всецело опирается на концепцию компетентностного и системно-деятельностного подходов и, безусловно, является личностно-ориентированным.

Определение понятия критериального оценивания и его роли в формировании ключевых компетентностей учащихся

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на образовательные достижения учащихся и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Критериальный подход к оценке позволяет получить возможность:

• определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

• получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

• дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы);

• выразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;

• повысить объективность оценки знаний.

Критериальная система оценивания особенно хорошо работает в средних и старших классах школы, когда школьники начинают рассматривать процесс обучения как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание.

Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию.

индивидуального результата с заранее определенными критериями.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования; способствующий формированию ключевых компетентностей учащихся.

Критерии оценивания разрабатываются по каждому предмету. При грамотном составлении критериальной шкалы учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что стимулирует достижение более высокого результата образования и формирование учебной самостоятельности.

Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе, осуществления оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Формирующие отметки не влияют на итоговые. Цель – снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении материала. Формирующее оценивание позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Количество формирующих оценок не регламентируется. Право учителя – выставлять при формирующем оценивании отметки или нет.

Предназначение констатирующего (итогового) оценивания – определение уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки ключевых компетенций, отработанные в процессе изучения материала. Констатирующее оценивание проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и т. д.). Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по предметам за отчетные периоды (четверть, полугодие). Констатирующая отметка выставляется по критериям, которые доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам (учащимся, родителям). В течение отчетного периода учащийся получает не менее двух отметок по каждому из критериев в зависимости от общего количества учебных часов, выделенных на изучение предмета.

Общая оценка изученного предоставляет учащимся сведения о результатах процесса преподавания и обучения, а также совершенствует его, измеряет понимание ключевой идеи и стимулирует деятельность учащихся. Цель общей оценки – показать учителям четкую картину понимания учащихся. Это – кульминация процесса преподавания и учения.

3. Демонстрация критериальной работы по познанию мира в 3 классе

Читайте также: