Конструирование создание разнообразных построек из строительного материала изготовление поделок

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Актуальность развития творчества детей в настоящее время является одной из важных проблем, так как речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Развитием творческих способностей детей занимались ученые А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, отмечавшие, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления и воображения.

Исследованиями вопросов развития творческих способностей в процессе конструирования занимались также Е. И. Радина, Т.А. Макарова, В.Г. Нечаева, В.Г. Логинова, Д.В. Сергеева.

Конструктивная деятельность — это сильное средство умственного развития ребенка. В ходе конструирования могут быть смоделированы отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. В художественном конструировании, кроме интеллектуального развития ребенка, происходит развитие его творческих способностей.

При обучении конструированию воспитатель развивает у детей планирующую мыслительную деятельность, которая представляет собой важный фактор формирования учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • инициатива,
  • самостоятельность,
  • Организованность,
  • упорство при достижении цели.

Следует отметить, что такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность имеет только при условии осуществления систематического обучения, применения разнообразных методов и приемов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его интеллектуальных способностей.

Конструирование из бумаги относится к продуктивным видам деятельности, так как оно направлено на получение определенного продукта.

Целью конструирования из бумаги является формирование навыков, которые необходимы для создания поделки, умения анализировать образец или схему; преподнесение знаний о направлениях изготовления поделок и способах работы с бумагой с учитывая их свойства. Такая специфическая направленность конструирования из бумаги отличает его от других видов продуктивной деятельности дошкольников и вызывает огромный интерес у ребят.

Особое место можно отвести формированию простейших элементов учебной деятельности: ребенку необходимо понять задачу, которую поставил воспитатель, самостоятельно выполнить указания, определяющие способ действия.

При организации конструирования из бумаги необходимо учитывать указанные этапы творческой деятельности детей, а именно:

1 этап — возникновение замысла;

2 этап — процесс создания продукта творческой деятельности;

3 этап — анализ результатов.

Различают несколько форм конструирования:

Перечисленные выше формы оказывают положительное влияние на развитие у детей образного, наглядного мышления и являются основой творческого воображения.

Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обследования предметов, научить их выделять части предмета, определять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение.

Обследование предметов проводится в следующей последовательности:

Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.

Конструирование из бумаги развивает все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также наблюдательность, фантазию и творчество.

Задачей педагога является пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Процесс придумывания и изготовления поделок из бумаги является источником радости и вдохновения, обогащает личность ребёнка и способствует её всестороннему гармоничному развитию, а также воспитывает терпение, усидчивость и целеустремлённость.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Главная Конструирование

Конструирование с малышами из строительного материала (деревянный и пластиковый конструкторы)

Конструирование с малышами из строительного материала (деревянный и пластиковый конструкторы)

Подготовила: воспитатель Гордиенко Н.С.

«Желтые кубики – это песок,
Кубик зеленый – весенний лесок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.

Конструирование – это особая форма детской деятельности, основная цель- создание из различных материалов разнообразных игровых поделок. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Основная задача конструирования – ознакомление детей с базовыми строительными деталями — плоскостными и объёмными

Задачи конструирования:

Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.

Развивать мелкую и крупную моторику.

Развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость.

Формировать потребность в творческой деятельности, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность

Предметно – развивающая среда в группе:

Яркий красочный дидактический материал

Мелкий настольный и крупный строительный материал

Конструктор цветные кубики

Это набор больших разноцветных кубиков, различной формы, для детского строительства. Обучает геометрическим формам, цветам и размерам. Развивает фантазию.

В процессе игры дети знакомятся с цветами: красным, зелёным, жёлтым и синим.

В комплект конструктора входят: кубик, мост, полуцилиндр, конус, треугольник, цилиндр, прямоугольник, арка.

Самая популярная серия — "Строитель".

Направлены на всестороннее развитие детей: логику, мышление, координацию движений, цветовое восприятие, изучение основных цветов, изучение геометрических форм.

Дети с удовольствием занимаются конструированием

Для удобства строительный материал и конструктор разложен по коробкам по материалу

Все материалы соответствуют возрастным особенностям детей, и безопасны для использования детьми младшей группы.

Детали отличаются особой прочностью, не малым размером.

На сегодняшний день, конструкторы активно используются воспитанниками в игровой и самостоятельной деятельности.

Дети нашей группы любят строить разные постройки, обыгрывать их добавляя другие игрушки.

Дети нашей группы с удовольствием играют в крупный строительный конструктор и в мозаику

Значение конструирования для развития детей

Развивается:

Высокое сосредоточение внимания

Пространственное и творческое воображение

Умение принимать указания

Умение следовать инструкции

Нравственные качества (трудолюбие, желание приносить пользу другим)

Актуальность темы, обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, т. к. мы живем в век невиданной еще научно – технической революции. И жизнь во всех ее направлениях становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе.

Цель данной работы – показать необходимость развития конструктивных способностей дошкольников, как фактор готовности к школьному обучению; формировать сенсорные способности детей; развивать мышление, внимание, воображение, творчество, художественный вкус; воспитывать целеустремленность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.

Задачи – развивать у ребенка интерес к творческому конструированию в дошкольном возрасте через игровую деятельность; учить детей наблюдательности, умению сравнивать; приобщению к миру прекрасного.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения. Такие представления формируются в условиях активного познания ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.

Таким образом, предпосылками формирования конструктивного творчества детей являются: представления о предметах действительности и умения выделять их пространственные свойства и отношения; детский опыт, включающий разнообразные конструктивные умения и навыки создавать различные варианты одного и того же предмета. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

ü конструирование из строительных материалов;

ü конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

ü конструирование из природного материала.

В старшей группе конструирование характеризуется умением детей анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. В старшей группе дети на занятиях по конструированию из бумаги и других материалов могут изготавливать необходимые для игры предметы. Из природного материала – шишек, желудей, листьев, веток, ягод – дети учатся конструировать несложных по строению животных. Основными приемами, помогающими детям создавать изображения, являются наблюдения, рассматривание животных и птиц на прогулке, на иллюстрациях. При обучении конструированию предмета не следует постоянно прибегать к показу способов конструирования – необходимо активизировать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, эту вещь можно сделать, задавать наводящие вопросы, хвалить тех, кто ответит правильно. Такая методика способствует развитию детского творчества.

В подготовительной группе, дети уже, овладев достаточно широким кругом знаний, умений и навыков в создании разнообразных построек, дети способны конструировать более сложные сооружения, для которых необходимы различные конструкторы.

Детей продолжают учить не только из строительного материала, но и из бумаги и других материалов. Эти занятия имеют большое значение для подготовки к школе: в процессе конструирования развивается образное мышление. Конструкторские способности.

Следует развивать у детей умение использовать в сюжетно – ролевой игре постройки из строительного материала, формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.) ; сувениры для родителей, сотрудников детского сада малышей; украшения на елку.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой, это занятие способствует всестороннему развитию.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Конструирование в детском саду. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Типы конструирования Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов. К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Материал для конструирования Конструирование из строительных материалов. Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Конструирование из бумаги и дополнительных материалов. Этому виду конструирования детей обучают в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Соорудить из плоского материала (бумаги и картона) игрушку объемной формы не просто, так как и бумага и картон заготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

Конструирование из природного материала. Начиная со средней группы, для конструирования используют плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки, солому, желуди, семена клена и др. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма. Этот вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности.

Конструирование Конструирование по условиям В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам Это вид конструирования, в котором из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.

Конструирование по замыслу Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры.

2 младшая группа Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умения различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, трехгранные призмы, пластины, цилиндры), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание). Учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину. Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу; продолжать учить детей обыгрывать постройки. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Старшая группа Продолжать развивать умение устанавливать связи между создаваемыми постройками и объектами окружающего мира. Закреплять умения выделять основные части и характерные детали конструкций. Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами. Закреплять умение заменять одни детали другими. Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Значение конструирования в развитии дошкольника Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

Список рекомендуемой литературы: От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Конструирование в группах раннего возраста, Л.В. Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/, Л.В. Куцакова Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет, О.Ю. Старцева Лесные поделки. Азбука конструирования, И.А. Лыкова

Читайте также: