Как сшить рясу священника своими руками для сценки

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Повседневные облачения священнослужителя, ряса и подрясник

Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания. Они не похожи на одежду обычного человека, и тем самым выделяют духовное лицо из среды мирян — даже самые невоцерковленные люди без труда отличат одеяние батюшки от обычной повседневной одежды современного человека. Это имеет свой смысл и историю, подчеркивает, что Церковь — вне мирского, сиюминутного, вне течения времени и требований моды, а для священнослужителей является постоянным напоминанием того, какое высочайшее служение на них возложено Богом.

От качества и удобства церковных облачений во многом зависит самочувствие и комфорт священнослужителей. При всей традиционности церковных облачений, полностью изолироваться от новых реалий швейного производства – невозможно. Какие требования к облику священника предъявляет церковная дисциплина в наши дни? Как они реализуются с помощью современных технологий?

В этой статье мы остановимся на повседневном одеянии священнослужителей – рясе и подряснике.

Общее символическое значение подрясника и рясы — это внутреннее отречение от мирской заботы и суеты, мир и покой сердца, знамение духовного покоя. Подрясник и ряса — это образ той верхней одежды, которую носил Господь Иисус Христос во время земной жизни. Таким образом, надевая их, представители духовенства и монашества подражают Иисусу Христу по заповеди, которую он дал Своим ученикам.

— это нижнее одеяние священнослужителя. Его цвет свидетельствует о том, к какому духовенству — черному (монашествующим) или белому (приходскому священству) принадлежит тот, кто его носит. К монашествующим священникам требования более жесткие — подрясник у них может быть только черного цвета. Белому духовенству в этом отношении дается послабление, и кроме черного они могут выбрать темно-синий, коричневый, серый и белый цвет одеяния. В современном швейном производстве для подрясников также используются меланжевые ткани – комбинация волокон разного оттенка (например, бело-голубых нитей), что при различном освещении выделяет тот или иной тон.

подрясники.jpg

Подрясники могут быть украшены вышивкой по воротнику или по бортам. При этом для орнамента берутся нити в тон подряснику, что придает ему сдержанную красоту, или контрастные по цвету, что делает подрясник ярче и наряднее.

подрясник греческий бордовый.jpg

Материалы для ряс те же, что и для подрясников, притом, и те, и другие могут быть на подкладке.

Все богослужения, кроме Литургии, должны совершаться священником в подряснике и рясе. Кроме этого в разные моменты разных служб поверх них надеваются другие богослужебные одеяния (ризы), использование каждой из которых определяется Уставом. При служении Литургии и в других случаях, когда священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается так называемый подризник и другие ризы.

рясы.jpg

Особенности кроя.

В наши дни в России священники носят два основных фасона ряс и подрясников: русский и греческий. Это допускается церковным уставом, но на некоторые официальные мероприятия духовенство обязывается являться в рясах русского покроя Церковная дисциплина требует, чтобы одеяния были достаточно длинными и находили на край ботинок. Обувь должна быть черной, без узоров, закрытой.

Русский крой

Русские подрясник и ряса происходят от кафтана-однорядки, который носили наши предки. Кстати, до XVII столетия духовенство носило именно такие кафтаны, а не рясы, формирование же русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. Кафтаны, в которых ходили батюшки, могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого. Они имели узкие рукава – в отличие от возникшей позднее русской рясы. Кстати, известно, что любовь русского духовного сословия к одеяниям ярких цветов сохранялась вплоть до самой революции, например, хорошо носились малиновые одежды.

У подрясника рукава узкие, у рясы – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу.

Русский крой подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло.

Греческий крой

Ряса застегивается только на вороте и груди. По сути, такая ряса – трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. Удобны такие одеяния и тем батюшкам, чей вес постоянно колеблется.

В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. А вот эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.

Болгарский подрясник.

Выбор одеяний – дело вкуса и личного удобства священнослужителей. Многообразие современных тканей, а также различные преимущества того или иного фасона позволяют подобрать вариант, наиболее комфортный для каждого.

Торгово-производственное предприятие ORTOX предлагает подрясники русского и греческого кроя из льна, хлопка, габардина, мокрого шелка, меланжа, вискозы, полушерсти, кашемира. Цвета и вышивка – в ассортименте.

Изделия отшиваются под заказ в течение недели. Для оформления заказа необходимы ваши размеры и рост. Низ по вашему пожеланию может быть подшит и ли оставлен неподрубленным.

Для уточнений вопросов обращайтесь по контактам, указанным на сайте

Добрый вечер, дорогие осиночки!
Уже года три посещаю вас, да только как гость. Вот наконец решила написать. Дело в том , что один мой знакомый получил в церкви должность чтеца и само собой понадобился ему подрясник. Вот жаловался, что портниха, которая ему шьет, уже третий раз переделывает воротник–стойку. Понимаю, что подрясник вещь специфическая, но может у кого есть какая выкройка или ссылочка, где можно посмотреть?
Заранее спасибо.

Axenia, поисковая система выдала тут посмотрите
Построение индивидуальной выкройки подрясника
Построение
А выкройка есть еще в "Настольной книге священнослужителя", спросите у знакомого, может там есть более подробное описание, чем в интернете выложенные. Удачи и ровных строчек.

Nikol_san!
Большое спасибо. Занкомый будет рад.

С подрясником есть две маленькие хитрости: 1) Мерку нужно снимать не по шее, а по воротнику рубашки, поскольку чтецы обычно надевают подрясник на обычную гражданскую одежду.

2) Нужно делать потайную застежку на втором конце воротника-стойки, иначе действительно перед будет провисать и получатся заломы. Проще всего ее сделать из клеевой липучки. Я обычно еще проглаживаю потом не очень горячим утюгом, тогда клей с тканью схватывается намертво.

А в остальном стойка как стойка, никаких хитростей нет. Кстати, выкройка с "ребяток" мне не очень понравилась, слишком острый угол у полочки и широченный клеш. Нижняя часть вполне может быть раза в полтора поуже, а верх можно делать как у "летучей мыши" с отрезным бочком. Кроме того, и там, и в "Настольной книге" расчет стойки очень тугой, не предполагает ношение рубашки.

Поэтому горловину нужно на примерке просто подгонять по клиенту с учетом той одежды, которую он будет носить под подрясником, а дальше делать обычную стойку.

Мне тут перепали лекала подрясников, которые много лет подряд шил нашему о.настоятелю один профессиональный портной. Разница с выкройкой в интернете в следующем:

1. Диагональная линия проймы по спинке не такая крутая, соответственно, спина получается шире.

2. Верхняя часть рукава в пройму вшита, нижняя плюс два небольших отрезка по вертикали просто настрочены на пройму сверху.

3. Нижняя часть рукава со стороны спинки шире, чем нижняя часть со стороны переда. При этом передняя часть рукава шире проймы, а задняя уже. Таким образом, линия шва рукава не совпадает с линией бокового шва, а оказывается смещена примерно на 2 см в сторону центра спинки.

4. Нижняя часть рукава притачивается к боку по горизонтали, т.е. линия проймы внизу имеет форму почти прямоугольную, а не остроугольную как это выглядит на интернетовской выкройке. С внутренней стороны подрясника выше линии шва тем не менее остается выкроенный треугольник, который вершинкой крепится к боковому шву.

А вообще я последний подрясник шила на мужчину ОЧЕНЬ крупного, поэтому выкроила все детали с большим запасом по срезам проймы и рукава, сшила боковые и рукавные швы, закрепила в пройме нижнюю часть рукава, а все остальное подгоняла непосредственно по фигуре.Вроде бы, получилось нормально. А выкройка с "ребяток" действительно идеально сидит только на очень худых мужчинах с широкими плечами и хорошей осаенкой. Я дважды такое видела - смотрится просто фантастически.

Кстати, если у Вас есть знакомые священники или диаконы, попросите у них отсканировать соответствующий раздел в "Настольной книге священнослужителя", там все есть - и выкройки облачений, и технология пошива. Это в нашем дальнем Забугорье такого раритета не найти, а в России подобная книга далеко не редкость.

Не буду углубляться в историю поповского одеяния, скажу лишь, что теоретически считается, что подрясник – это вроде нижней рубахи или домашнего одеяния священнослужителя, а на улицу он должен выходить только в надетой на подрясник рясе, которая как бы и считается настоящей одеждой священника.

Некоторые попы, с повышенной хитрозадостью, делали просто: они приезжали в епархию по-простому, в штанах и рубашке (с коротким рукавом летом), а потом сверху накидывали рясу, чтобы в случае встречи с архиереем не попасть под горячую руку. Выглядело это довольно нелепо, особенно когда священник поднимал руку, и из широкого рукава виднелась голая до плеча рука.

Когда я работал в храме перед рукоположением, я ужасно мечтал носить подрясник, скуфью, считал это высшим даром – право надеть все это. И когда мне объявили, что скоро хиротония, то встал вопрос о собственном подряснике и рясе.

В епархии в то время купить подрясник было нельзя, не привозили. Стали привозить на несколько лет позднее, но или под заказ без примерки, или рассчитанные на солидного батю выше среднего роста и с большим аналоем спереди.

Мне повезло: один священник посоветовал швею, которая обшивала многих попов города и даже епархии. Так я познакомился с чудесной женщиной и ее дочкой, жившими вдвоем в маленькой комнатке в коммуналке (только много лет спустя они смогли купить более приличную комнату в двушке). Эта женщина (назовем ее Маша) была кротким болезненным существом, худенькая, приветливая.

Ее историю я знал вкратце от нее самой: когда-то она пыталась подвизаться в одном из женских монастырей епархии, постриг вроде бы не успела принять, зато случилась негаданная любовь, результатом которой стала дочка (копия мамы). Из монастыря пришлось уйти, начать трудную жизнь добывания хлеба.

У нее я сшил свой первый подрясник. К сожалению, я не спросил ее совета по поводу ткани, поэтому когда я принес ей отрез шерстяной материи, она сочувственно покачала головой:

Но делать было нечего: время поджимало, лишних денег не было. Подрясник был сшит.

Рукоположили меня в середине июня. На сорокоусте, т.е. на ежедневных утренних и вечерних богослужениях я находился до конца сентября… Город южный, средняя температура летом — 35-40 С…

Но вы думаете, дурака это вразумило? Ха: он пошел и сшил рясу. Да, теперь он был умный, шерстяную шить не стал, а решил (без совета швеи) купить синтетический материал, немнущийся (что важно для имеющего только одно одеяние – на сорокоусте я жил при соборе, в поповской комнатке, постирать и погладить рясу и подрясник не имел возможности).

Для тех, кто не в теме: есть два основных вида подрясников и ряс: греческие и русские. Греческий подрясник – это рубаха, надеваемая через голову, обычно с рядом пуговиц сверху донизу. Греческая ряса – типа плаща с широченными рукавами, который застегивается только у горла, а впереди распахнут.

Русский подрясник и русская ряса – это халат, который запахивается с большим запасом на сторону, закрепляясь на пуговицу или на завязки сбоку, и у горла. Разумеется, ряса отличается широкими рукавами, подрясник – узкими. В греческой рясе карманов нет, в русской – обычно есть. Как шутили отцы в соборе: в подряснике или рясе карман должен быть такой глубины и ширины, чтобы помещалось пару бутылок водки и хорошая закуска.

Когда я впервые надел рясу на подрясник, я почувствовал себя рыцарем в латах, которому надо сражаться с сарацинами в Аравийской пустыне. Ряса была невероятно тяжелой. Но я был горд и молод, благодать так и перла из всех щелей, поэтому я мужественно надевал рясу по поводу и без, а в подряснике вообще старался ходить везде, особенно во время сорокоуста (через годик я практически перестал надевать рясу, кроме как по большим праздникам и во время сослужения архиерею, но в подряснике старался всегда ходить в храм и обратно, на требы). Когда я спал в поповской комнате в соборе, я накрывался рясой вместо одеяла.

Уже после швея посоветовала мне приобрести практичный синтетический материал: габардин – недорого, и не мнется. Именно габардиновые подрясники я и носил до конца поповства. Рясу тоже потом сшил легонькую. Некоторые отцы, которые побогаче, шили себе летние хлопчатобумажные (льняные) подрясники и оставляли их в храме: пришел, переоделся и служишь в удобном подряснике. Ходить же по улицам и ездить в общественном транспорте в таком подряснике невозможно – будешь выглядеть, будто тебя пожевал бегемот и выплюнул.

Со швеей мы встречались нечасто, несколько раз в год, по мере возникающей потребности сшить какое-нибудь облачение для службы (фелонь, епитрахиль и т.п.) или для престола и жертвенника, или новые подрясники, хотя за 11 лет я сшил их буквально три или четыре. Веселая Маша, обмеряя меня перед шитьем нового подрясника (раз в три-четыре года), заносила цифры в потрепанный блокнотик, где были собраны данные на сотню других отцов, и шутила:

— О, отче, благодать-то в талии опять выросла! На пять сантиметров! Ну ничего, — хихикала она в утешение, — я всем батюшкам так и говорю: батюшки не толстеют – они добреют! Хорошего батюшки должно быть много!

Она же рассказала мне анекдот, бывший у нее с одним игуменом, тощим неприятным типом. Когда она сшила ему подрясник, тот присмотрелся и с обидой заметил:

— А что это вы мне пуговицы пришили на женскую сторону?

Маша прикинулась дурочкой и невинно спросила:

— А разве вы мужчина, отче.

— А кто же я, по-вашему?

— Ну, я думала, вы – ангельского чина!

Да, помимо подрясников и ряс священники носят еще и скуфью.

Так до конца и не понятно: то ли скуфья – это обычная шапка для попа, то ли это первая награда, выдаваемая архиереем, поэтому вроде как носить ее до официального получения не следует. Но как бы то ни было, скуфьи я тоже любил, сшил себе несколько. Даже во время увлечения греческой модой сшил себе летнюю светлую скуфью не в виде остроконечной шапочки с крестообразным верхом, а виде круглой тюбетейки с плоским верхом. Мало того, носил я ее, сдвинув на затылок, чем, вкупе с пышным чубом, напоминал казака. Один раз в маршрутке водитель с сомнением долго косился на меня (я сидел рядом с ним), потом рискнул спросить:

— А вы кто: батюшка?

Я показал крест:

— Шапка у вас какая-то… странная, на кубанку похожа…

Еще одной модной фишкой был пояс. Мне от одного умершего протоиерея советского времени достался красивый широкий пояс, черный, расшитый золотыми нитками – узор был в виде колосьев. Первый год я носил этот пояс, не снимая. Потом стало потихоньку вываливаться пузцо, поэтому пояс стал тесноват.

Тогда появилась новая мода: шнурок, толщиной в палец, красиво сплетенный в косичку. Отец Макар, второй священник нашего прихода, умел плести такие. Вот с таким поясом я красовался несколько лет.

Еще одна модная деталь: жилетка. Некоторые отцы носили ее поверх подрясника. Кстати, удобная штука: чтобы крест не болтался во все стороны, когда наклоняешься, можно его запрятать под жилетку. У меня тоже была одно время.

Но в последние годы всякий модный интерес пропал полностью: накинул подрясник и пошел. Ряса пылилась в шкафу, пояс валялся там же, подрясник удерживался пузом (или наоборот?), скуфья тоже перестала использоваться.

Я не был самым добрым – просто всегда любил (и люблю) маленьких девочек, а она выросла на моих глазах, из крошки превратилась в почти подростка. Я иногда дарил ей приятные мелочи, даже записал для нее на диск свои аудиосказки.

Я скучаю по ним, двум кротким созданиям, которые живут тихо-тихо, никому не предъявляя претензий, не ропща, а улыбаясь и радуясь добрым батюшкам.

Помогите сшить подрясник сыну ⇐ Семья - малая церковь

Модератор: olinka

Сын служит в храме, просит сшить ему подрясник (разрешение получил).
подскажите как построить выкройку на него (рост 135 см, худой очень).
может кто шил поделитесь проверенной выкройкой или постоением
из какой ткани лучше и практичнее шить
спасибо

Может быть сыну нужен не подрясник ,а стихарь ?Такие маленькие мальчики ,мне кажется ,в подрясниках не ходят .
Это из личного опыта (работала швеей в храме )

.радистка.,
стихать у него есть, ему нужен именно черный подрясник

Шахматова Ольга, я шила несколько раз по выкройкам из настолькой книги и специальным сборникам. Там есть один нюанс- промеряйте ширину спины.
А вообще, возьмите любую выкройку маленького размера женского халата с запахом - увеличьте пройму и уменьшите горловину.

Спасибо Господи за все что у меня есть!
Сынок Кирилл - 25.03.2002г., дочка Машенька - 10.02.2007г., малышка Лиза - 21.11.2011г., муж Константин :-), очень хочу еще сыночка.

Шахматова Ольга, на здоровье:)
Если шить без выкроек умеете, ещё проще подскажу. Берете его рубашку, каждую полочку увеличиваете по горловине до плеча, а по талии до бокового шва, а от талии пришиваете юбку А- силуэта( по перед выкраиваете тоже 2 части.
Технологию сборки представляете?

Спасибо Господи за все что у меня есть!
Сынок Кирилл - 25.03.2002г., дочка Машенька - 10.02.2007г., малышка Лиза - 21.11.2011г., муж Константин :-), очень хочу еще сыночка.

Читайте также: