Как сшить казачий бешмет своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024


• Верхние штаны имели тот же вид что и нижние, они заправлялись в ноговицы, подвязывающиеся под коленом ремешками. Иногда ноговиц не было, и штаны были заправлены в кожаные чулки, на которые надевали кожаные же мягкие башмаки со швом. Парадная обувь делалась из красного сафьяна, украшалась галуном и плотно обтягивала ногу.


• Газырницы являлись неотъемлемой частью мужского костюма черкеса, они представляли собой карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывались круглые деревянные или костяные трубочки – газыри с отмеренной мерой пороха для ускоренной зарядки оружия. У более богатых крышечки от газырей прикреплялись к плечам серебряными цепочками (Ф.Д. де Монпере ). Позже с появлением пяти зарядной винтовки образца 1891 г. в них носили патроны. Количество газырей на одной стороне черкески колебалось от 8 до 10, размеры газырей и газырниц были различными. В отдельных случаях под газырницами имелись продолговатые внутренние карманы для натруски с порохом (позже в них носили часы).

Хан – Гирей так же отмечает, что кроме всяческого оружия воин – черкес носил с собой арканы, маленькие оковы для пленников, огниво, восковые свечи, шило, запас ремней, бритву и прочее. Он так же имел при себе готовую погребальную одежду – род савана. Это доказывало, что он готов умереть в любой момент.


Черкес оружием обвешан;
Он им гордится, им утешен,
На нём броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан,
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет: пеший, конный –
Всё тот же он, всё тот же вид
Непобедимый непреклонный.
(А. С. Пушкин)
Эти стихи в полной мере показывают удобность и ловкость черкесского оружия и одежды мужчин. Все это создало определённый идеал мужской красоты и удали, сформировало общий подтянутый воинский стиль мужской одежды. Следствием стало превращение оружия в неотъемлемый элемент черкесского мужского костюма, оружие стало главным и единственным его украшением.


• Бурка была важной походной принадлежностью и одним из древнейших (по Интериано) элементов костюма, она представляла собой плащ из валенной шерсти. Про кабардинца можно было сказать, что он носит на плечах свой дом. Подстилая под себя один край бурки, другой полой он укрывался во время сна; в жару она защищала от палящих лучей солнца, причём, т.к. спереди она распахивалась, то под неё проникал ветерок; из бурки в любой момент черкес мог соорудить себе укрытие наподобие шалаша; в дождь и снег она закрывала не только всадника, но и лошадь; а когда была не нужна путник аккуратно сворачивал её в рулон и помещал позади седла. Бурки в основном были чёрные, изредка на заказ шились белые для высшей знати, которые ценились значительно дороже чёрных.

Список литературы:
1. Васильев А.А. Красота в изгнании. М.: Слово, 2000
2. Вейденбаум Е. Черкесы – кабардинцы. Путеводитель по Кавказу. Тифлис: 1888
3. Дубровин Н. Черкесы (Адыгее). Краснодар: 1927
4. Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа. Сухуми: 1937
5. Из Истории Русско-Кавказской Войны (документы и материалы) / составитель, автор предисловий, комментариев и примечаний А.М. Эльмесов; редактор Х.М. Казанов. Нальчик: 1991
6. История Кабардино-Балкарии / под редакцией Т.Х. Кумыкова и И.М. Мизиева. Нальчик: Эльбрус, 1995
7. Культура Адыгов (по свидетельствам европейских авторов) / составитель Х.К. Казанов. Нальчик: Эльбрус, 1933
8. Лермонтов М.Ю. Избранные произведения / под редакцией Б.М. Эйхенбаума. М.- Л.: ДЕТИЗДАТ, 1940
9. Очерки истории Адыгеи. Майкоп: 1967
10. Пейсонель. Исследование торговли на черкесско - абхазском берегу чёрного моря. 1750-1752 г.г. Краснодар: 1927
11. Покровский М. Русско-адыгейские торговые связи. Майкоп: 1957
12. Пушкин А.С. Сочинения / под ред. Б.В. Томашевского и К.Н. Халабаева. Л.-М.: ОГИЗ, 1933
13. Студенецкая Е.Н. Украшение одежды у кабардинцев. Учённые записки, том V. Нальчик: КНИИ при совете министров КАССР, 1950
14. Студенецкая Е.Н. Одежда Народов Северного Кавказа XVIII – XX в.в. М.: Наука, 1989.
15. Хан – Гирей. Записки о Черкесии, машинопись КНИИ. Нальчик: Эльбрус, 1992
16. Чулков М. Историческое описание российской коммерции, т. II, кн. I. СПБ.: 1785


В реке времени. Часть 1. Газыри. Адыгский (Черкесский) костюм

Цикл из 8 частей. Создан при инициативе художника-модельера Мадины Саральп. Режиссер - Марьяна Калмыкова, выпускница мастерской .



Различные виды кроя , форм и цвета черкески ШВХКО"Корогод" фланкировка шашкой

Читайте также: