Что не развивает у детей с овз изготовление поделок из природного материала

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Государственное автономное учреждение социального обслуживания Амурской области Малиновский дом интернат для умственно отсталых детей.

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Роль творческой деятельности. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому работы детей субъективны и часто не понятны. Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности.

Н.П.Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Необходимо использовать разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие). И нетрадиционные: рисование пластилином, свечой, витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян. Пуговиц, скорлупа, декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация. Применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.

В.П.Кащенко известный ученый, педагог отмечал большую значимость трудовой терапии. Он неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в реабилитационном центре или даме интернате нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни – воспитание ребенка должно быть трудовым.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна.

Моя специфика работы в доме интернате заключается в том, что я работаю с детьми ОВЗ различной тяжести. Поэтому мне приходится подбирать направления и формы работы индивидуально к каждому ребёнку. У меня в швейной мастерской занимаются дети по подгруппам с 12 лет до 18 лет (25 детей), так как дети неоднородные: дети разного возраста и с разными физиологическими и психологическими (психическими) возможностями. Выявлены большей частью левши, это очень важно. Приходиться создавать условия для левшей, (свет с другой стороны, специальные ножницы для леворуких людей, приспособление для карандаша для левшей для самостоятельной работы этими инструментами), все образцы и показы выполнения их на оборот не так как у правшей, все тех карты приходится изготавливать индивидуально.

Почему я применяю направления развития творческой деятельности декоративно- прикладное творчество, потому что в нём можно выбирать разные направления и методы приёмы. В декоративно-прикладное направление включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, бисероплетение, папье-маше, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, кожи, поделки из ниток, изготовление народной куклы. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

В ходе работы нужно найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ (сказкатерапия), беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей, игровые вхождения детей в занятия, арт-терапия и т.д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе применяются различные дидактические игры. Занятиядолжны быть разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Необходимо создать ситуацию успеха, для каждого ребёнка, пусть хоть и в малых начинаниях.

У меня в мастерской в одной из подгрупп занятий одна девочка ДЦП. Она работает чаще левой чем правой рукой. Она усидчива, легкостью осваивает новые техники. Она умеет писать и читать с ней в плане общения и объяснения легче чес с другими, которые этого не умеют. Для неё я готовлю доступное среду в мастерской всё по уровню коляски и на расстоянии руки как вверх, так и в стороны. Чтоб она могла организовать своё рабочее место самостоятельно передвигаться по мастерской.

Одна девочка глухонемая. Для неё я готовлю тех карты по выполнению тех или иных технологических операций. У нею очень развита зрительная память. До этого я с ней использовала игры найди такую же, что лишнее, как должно быть, повтори поэтапно всё в наглядном виде. И она к тому же чаще работает левой, чем правой рукой. Малая усидчивость постоянно необходимо мотивировать. Инновационное направление я выбрала для неусидчивых.

Одним из новых направлений обучение детей с ОВЗ является организация и проведение интегрированных уроков с использование компьютерных технологий. Особое место в развитии творческих способностей принадлежит наглядному методу с использованием ИКТ, которому присущи элементы творчества, новизны, процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка моделей. Те дети, которые не умеют читать они проходят теорию на тренажёрах в компьютерном виде со звуковым сопровождением слайдов по теме, выбирая правильные ответы или варианты тем самым закрепляя самостоятельно тему. Использование в творчестве ИКТ: развивает коррекционные цели: Корригирует внимание, психические процессы (памяти, мышление), развивает зрительные восприятия, способствует развитию тактильного восприятия, развитие мелкой моторики кистей рук, развитие мыслительной деятельности, развитие словарного запаса.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к предмету, уметь работать в парах, команде, воспитывать самостоятельность, воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение сопереживать и т.д). Использование презентаций на занятиях делает процесс познавательным и более эффективным.

«Истоки творческих способностей и

дарование детей на кончиках их пальцев.

От пальцев образно говоря, идут ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

Бумагопластика: (разрывная аппликация, декупаж, попье- моше)

Декупаж эта техника тоже включает разрывание салфеток, но она более тонкая работа, поэтому эту технику может попробовать , у кого более развита мелкая моторика. Бумага тонкая, может сразу не получиться у ребёнка. Поэтому эта работа должна с начало индивидуальной быть. Эту технику я применяю со старшими детьми для участия в различных конкурсах и ярмарках-распродажах.

Папье- моше тоже очень кропотливая работа, поэтому детей с часто меняющей сменой деятельности не стоит знакомить в групповом методе(индивидуально , мотивируя и т.д) . Есть дети некоторые бояться, когда руки в клею, липнут, с начало им надо провести арт –терапию с липкими и тому подобными веществами, они должны понять , это нестрашно, а должно быть приятно и интересно), опять же играя.

Бисероплетение - создание поделок из бисера (стеклянных шариков или трубочек), нанизанного на тонкую нить, леску или тонкую проволоку. Это могут быть картины, украшения, игрушки, подушечки, ожерелья и колье, цветы и деревья. Популярность бисер приобрёл в силу своих качеств, малый размер, высокая художественная выразительность (обширная цветовая гамма, бесцветный (прозрачный), матовый бисер, бисер любых оттенков и тонов.

Бисероплитение – это одно из увлекательных занятий. Хорошо, если оно надолго захватит внимание детей. Ведь мелкая моторика нужна не только детям, но и взрослым. Кроме того бисероплитение успокаивает, снимает напряжение и стрессы. Вот так простая игра в духе Монтессори может стать надёжной палочкой-выручалочкой на всю жизнь. Но начинать нужно с простого. Перед работой с бисером я предлагаю: ребёнок должен познакомиться с бусинами, поиграть с ними привыкнуть к ним на ощупь различать и цвету и т. п. Для того, чтоб взять маленькие бусинку, нанизать её на ниточку или даже просто переложить в другую коробочку, нужно виртуозно владеть рукой. А это значит, что тренируясь, ребёнок не только учится управлять своим телом, но и совершенствует интеллект, А для моих воспитанников эта тема актуальна как некогда.

Лепка (тесто), глина (полимерная глина).

Так же я применяю много других техники, тем самым ребёнок должен выбрать, что ему по силам. Тогда я в том направлении и начинаю индивидуальную работу. Всегда сложно начать и понять, где ребёнок может себя проявить. Почувствовать превосходство своих сил ручного труда. Ведь необходимо создавать ситуацию успеха для начинающих творческих личностей.

Макароны, коллаж, аппликация из ткани, ниткография: Техника рисования нитками называется ниткографией. Рисовать нитками так же, как и рисовать фломастером, только линию нужно приклеивать к основе. Для того, чтобы окунуться в мир ниткографии нужно запастись средней толщины нитками - это лучший вариант, но подойдут практически все. В качестве основания пригодится толстый картон, бархатная бумага, ДВП, флизелин, ковралин однотонной окраски. Состав ниток не имеет, значение Материал в одной картине следует, использовать одинаковой толщины, правда, если, есть задача добиться рельефности - можно брать нитки разные по толщине.

Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. Дает понятие о разных углах, величине, длине сторон, об окружности, хорде разной длины. Упражняются в количественном и порядковом счете. Закрепляют знание направлений: вверху, внизу, слева, справа. Дает понятие о середине, центре, вершине, крае. Развивает цветовое восприятие: понятия о холодных и теплых тонах, научит подбирать цвет к фону, научит различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия. Развивает абстрактное мышление, учит детей владеть иголкой, шилом, ниткой, научит работать с трафаретом. Развивает мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз. Воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность. Познакомит с новым видом художественной деятельности, прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности. Развивает активный и пассивный словарь детей; развивает объяснительную и доказательную речь.

У нас дети, мало знающие или вообще не знающие цифры и цвета. Изучая эту тему, я нахожу к каждому ребёнку индивидуальный подход. Чтобы выполнить, хоть один из примеров изонити, необходимо ориентироваться в заданиях, право – лево, верх низ. Для этого я детям намечаю так: тех карта нарисована вверху птичка внизу лисичка, слева луна справа солнце. Они ориентируются либо, по словам чередуя их либо по тех карте, которые изготавливаем сами. Где проколы место цифр рисую цветным карандашом жёлтый ведёт к жёлтому чередуя с синим направляя по цветовым линиям или точкам. Или рисую плюсик, чередуется минусом.

Все занятия я начинаю с какого-нибудь обряда: например использование смайликов. На доске пишу имена присутствующих, напротив имён прошу поставить выбранный смайлик своего данного настроения. Они разные: одни означают весёлое настроение другие грустное, обыкновенное. После каждого занятия прошу выбрать смайлик настроения и предлагаю добавить смайлики: я узнал много нового или мне понравилось занятие или мне не понравилось. Затем мы обрабатываем выбранные смайлики, а почему это так, а что не получилось, а что бы ты хотел и т.п.

Для более взрослых я применяю листок настроения за месяц. На листке в таблице помещаю имена присутствующих и напротив черчу на месяц ячейки, в которых ребёнок рисует в начале урока своё настроение цветным фломастером, цвет который ему приглянулся, и в конце тоже рисуем полоску настроения (это если дети плохо рисуют), те кто может рисовать фигуры или смайлики, определяя настроение мимикой в нутрии фигур или смайликов. И потом тоже беседуем, аргументируем, почему я выбрал именно этот цвет. Но цвета имеют свою расшифровку настроения. Я в конце месяца или можно для первого раза в конце каждой недели, обрабатываю значения цветового настроения, выявляю, как ребёнок себя чувствует в начале урока на протяжении недели и в конце видно, что некоторые дети приходят с плохим или расстроенным настроением. А в конце занятия меняется или нет. Затем я выявляю, какое занятие у ребёнка вызвало негатив, при этом я на каждом занятие конспектирую себе заметки поведения каждого ребёнка, выявив причину страха или неуспеха, подбираю потом индивидуально приём работы или усложняю и отмечаю скорость усвоения работы и интерес к материалу.

Художественный труд – это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок создаёт красивые, выразительные предметы (на уровне своих возможностей) и украшает, благоустраивает окружающую среду. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, материале, композиции.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 11 лет, проявляющих интерес к природным объектам, желающих мастерить поделки своими руками с использованием природных материалов и подручных средств. Большая часть занятий посвящена работе с природными материалами.

Природный материал – это кладовая фантазии, изготовление из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит знания и умения, необходимые детям на уроках окружающего мира, труда, но обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, и пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.

Поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу можно разделить на: конструирование и аппликацию из природного материала.

Конструирование – это художественная техника создания объемных изделий путем соединения деталей друг с другом.

Аппликация – это художественная техника создания изображения путем присоединения деталей к фону.

Обучать детей работать с природными материалами желательно с дошкольного возраста. Дошкольники любознательны, у многих из них есть желание сделать какую-то вещь своими руками, подарить её маме, бабушке, другу. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.

Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

Цель программы:

Данная цель находится в зоне ближайшего развития потенциала детей, проявляющими интерес к художественному труду. Для успешной реализации цели формирование групп проводится дифференцированно.

Данная цель конкретна: все детские работы можно увидеть на постоянно действующей выставке в кабинете художественного труда, а также поделки – сувениры, которые готовятся для друзей, родителей, гостей.

Достижение этой цели приводит к формированию устойчивого интереса к художественному труду, расширяет кругозор детей, развивает творческое мышление, формирует навыки самостоятельной работы.

  • Обучающие:
    • изучение различных природных материалов и подручных средств.
    • освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна.
    • выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.
    • развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция).
    • развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта.
    • развитие произвольной ручной моторики.
    • развитие креативного мышления.
    • развитие самостоятельности мышления
    • выработка настойчивости в достижении цели.
    • воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия.
    • воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости.
    • воспитание умения довести начатое дело до конца.
    • развитие коммуникабельности.
    • приобщение детей к совместно-разделенной дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.

    Планируемый результат:

    • знать разнообразный природный материал и уметь его применять для изготовления поделок;
    • иметь представление об элементах дизайна;
    • получить знания о природе, ее кладовых.
    • уметь работать со скульптурным пластилином,
    • соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,
    • подбирать правильно размеры и формы глаз и носа,
    • выполнять объёмные формы фигурок животных, рыб, птиц и др.,
    • научиться украшать свои изделия
    • желание самостоятельно что–то создавать, творить
    • мелкая моторика рук
    • трудолюбие,
    • аккуратность,
    • умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.

    В процессе реализации программы по окончании 2 года обучения дети должны:

    • пополнять знания о разнообразии природных материалов и уметь его применять для изготовления поделок.
    • иметь представление об элементах дизайна.
    • знать способы крепления материалов,
    • знать о природе, ее кладовых,
    • уметь работать со скульптурным пластилином,
    • соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,
    • защищать собственные идеи творческого замысла,
    • выполнять более сложные объёмные фигуры ( животных, птиц) и аппликации,
    • самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий,
    • уметь составлять композиции
    • желание самостоятельно уметь фантазировать на заданную тему.
    • совершенствуется моторика рук
    • трудолюбие,
    • аккуратность,
    • умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности
    • чувство взаимопомощи и уметь представлять работу, как совместный труд,
    • чувство прекрасного.

    Механизм оценки и критерия:

    1. Участие в выставках разного уровня:

    2. В разной тематике.

    Учебно-тематический план для детей 6-7 лет.

    Итого: 72 часа

    Учебно-тематический план для детей 7-10 лет.

    Итого: 72 часа

    Содержание программы

    • Показ и объяснение педагога.
    • Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога
    • Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.

    Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого изделия к сложному изделию.

    Количественный состав учебной группы: 4-6 человек

    Режим занятий: 2 раза в неделю с одной группой по 1 часу.

    Продолжительность занятия с детьми:
    дошкольного возраста – 35 мин. занятие, 15 мин. перерыв, 10 мин. консультация родителей.
    с младшими школьниками – 45 мин. занятие, 15 мин. перерыв.

    Годовое кол-во часов: 72 ч.

    На вводном занятии знакомлю детей с разнообразием природного материала и его сбором. Провожу тест на выявление у детей знаний и умений работать с пластилином. Затем изготавливаем поделку вместе.

    Что такое природный материал и где его можно найти. Как правильно собирать разнообразный природный материал. Как правильно сушить листья, растения, цветы. Как хранить природный материал.
    Что такое подручные средства. Как правильно работать с пластилином. Какой пластилин лучше подходит для работы.
    Способы изготовления различных поделок. Работа с технологическими карточками. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с веточками, ножницами, красками, клеем.

    Тема № 1. Объёмные поделки и композиции. 25 ч.

    Изготовление объёмных поделок: фигурок животных, рыб, птиц, грибов, цветов, композиций и т.д. с использованием шишек, коры, веточек, мха, соломы, семечек, скорлупы орехов, кожуры цитрусовых и др.

    Тема № 2. Аппликации и картины. 18 ч.

    Изготовление картин, аппликаций на темы русских народных сказок, произвольные темы путём приклеивания специальным клеем подручного и разнообразного природного материала на основу.

    Тема № 3. Отделочные работы. 6 ч.

    Украшение готовых изделий и предметов (деревянных шкатулок, стеклянных бутылочек, баночек и др.) природными материалами и подручными средствами (бисером, бусинками, ленточками, бумажными салфетками и др.).

    Тема № 4. Творческие работы. 25 ч.

    Проектная деятельность: выбор темы, определение круга участников проекта, составление плана, подбор материалов и средств деятельности. Изготовление отдельных изделий и составление целой композиции.

    Данная программа рассчитана на учебный план 72 ч., согласно которому в неделю проводится два занятия.

    Методическое обеспечение:

    В воспитании дошкольников и младших школьников большое значение имеет продуктивные виды деятельности.

    • словесные
    • наглядные
    • игровые
    • практические.

    В зависимости: от возраста, значения уровней развития зависит место каждого метода обучения.

    • позволяет рассказать теорию,
    • дать знания
    • дать правильную и четкую инструкцию.

    Важным методом является и наглядный метод.
    Главная роль метода – показ педагога с практической деятельностью ребенка. Важно, чтобы дети умели работать с пластилином. Дошкольники умели делать простейшие формы, а младшие школьники – могли самостоятельно применять умения и навыки работы с пластилином для изготовления поделок.

    Игровой метод:

    • когда вместе с педагогом дети сочиняют или вспоминают сказку,
    • дети планируют применение этих поделок для постановки какой-то сказки или игры.

    Через игру происходит вхождение детей в социум и знакомство с явлениями окружающего мира.

    • отрабатываются все знания и умения детей
    • происходит закрепление знаний и умений,
    • формируется мелкая моторика,
    • формируется мыслительная операция.

    Условия реализации:

    Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем предметам, создаваемым детьми.

    В работе используется разнообразный природный материал:

    Аннотация

    Ключевые слова: реабилитация, коррекция, развитие, дети-инвалиды и дети с ОВЗ, художественно-творческая деятельность, арт-терапия.

    Увеличение количества детей, имеющих разные виды нарушений в развитии, является реальностью наших дней и вызывает необходимость активного поиска инновационных подходов к коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Одним из эффективных педагогических средств является обучение таких детей прикладному творчеству, рассматриваемому как одно из направлений метода арт-терапии.

    Занятия художественно-творческой деятельностью занимают важное место в коррекционной работе с детьми. Они направлены не только на то, чтобы научить, обучить ребенка изобразительным умениям и навыкам, но и на то, чтобы помочь детям решить их многие психологические и поведенческие проблемы. Эти занятия способствуют формированию у ребенка познавательных процессов, сенсорики, развитию коммуникативных навыков, воображения, мелкой моторики, речи и многому другому.

    Посещая мои занятия, дети знакомятся с разнообразными техниками декоративно-прикладного творчества: аппликацией, папье-маше, мозаикой, лепкой, изготовлением поделок из природного и бросового материалов, объемным моделированием из бумаги и картона и другими.

    В этом многообразии используемых мной изобразительных техник и видов рукоделия, особо хочу выделить работу с нитками.

    Удивительный материал – нити! Что только с ними ни делают: шьют, вяжут, плетут различные изделия, вышивают удивительные по красоте картины.

    Моя любовь к этим видам рукоделия имеет семейные корни: вышивали и вязали мои бабушки и мама, сейчас вышиваю и вяжу я и мои дочери, поэтому мое трепетное отношение нашло свое выражение в желании вызвать и у своих воспитанников интерес к этому виду ручного труда, сформировать практические умения и навыки, которые они смогут применять в жизни.

    Многочисленные исследования педагогов, психологов и медицинских работников свидетельствуют о том, что занятия ручным трудом улучшают качество жизни детей с ОВЗ. В процессе изучения психолого-педагогической литературы в области коррекционной педагогики таких авторов, как А. И. Копытина, М. В. Киселевой, А. Е. Глуховой, и знакомства с положительным опытом педагогов-практиков Е. А. Гурбиной, Т. И. Еременко, М. Кузьминой, М. Максимовой, я пришла к следующему выводу: различные техники и виды работ с нитками заключают в себе большие возможности — это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей; средство совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. Данные техники способствуют созданию ситуации успеха в творчестве (более быстрого достижения результата), что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить. Сам вид материала, простота работы с ним побуждают творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.

    Основная цель программ — создание условий для развития творческого потенциала детей – инвалидов и детей с ОВЗ посредством художественно-творческой деятельности и их самореализации. Срок реализации программ: 1 год.

    Далее хочу предложить Вам рассмотреть развивающие и коррекционные возможности различных техник и видов рукоделия с нитками в рамках проведения коррекционно-развивающей работы с детьми по вышеназванным дополнительным общеразвивающим программам.

    Дети в восторге от такого вида деятельности!

    Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.

    Отмечено, что эта нетрадиционная техника имеет терапевтический эффект – отвлекает от грусти, плохих событий, конфликтов, снимает нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. А самое главное – это уникальное средство для развития мелкой моторики пальцев рук.

    ©Лемешева Н. Е.

    Выбор игрушек, выполняемых детьми на занятиях, и организация художественно — творческой деятельности, определяется мной с учётом уровня развития моторики детей (умение завязывать узелки, плести косички, навыков владения ножницами), и способности детей прослеживать алгоритм изготовления игрушек.

    Практика показала, что создание различных игрушек из ниток — это не только творческая работа, это еще увлекательное и захватывающее занятие, которое способствует становлению речи ребенка, развитию волевых качеств личности, внимания, воображения, сенсорики, глазомера и мелкой моторики, улучшает координацию движений, формирует эстетический вкус и позволяет ребенку видеть прекрасное в привычных вещах, фантазировать и изобретать.

    В процессе творчества над созданием картин или игрушек, осуществляя работу в сотворчестве с педагогом или сверстниками, дети переживают минуты совместной радости и успеха, что так необходимо в формировании социально-личностного развития ребёнка.

    Новизна этих программ состоит в том, что за короткий курс обучения (18 учебных часов) дети и подростки имеют возможность познакомиться с одним из видов народных ремесел и освоить основные технические приёмы и навыки. Программы позволяют сформировать у несовершеннолетних интерес к указанным видам рукоделия и пробудить в себе желание совершенствоваться в данных техниках, помогают получить допрофессиональные и начальные профессиональные навыки и умения и сориентироваться в мире профессий.

    ©Лемешева Н. Е.

    В процессе занятий данным видом рукоделия развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие речи, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве. В этом виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал. Занятия вышивкой — это не только рукоделие, но и арт-терапевтическая технология – естественная, древнейшая форма изменения психологического и эмоционального состояния. Вышивка помогает восстановить душевное равновесие, лечит нервное перенапряжение, болезни суставов и связок.

    ©Лемешева Н. Е.

    Помимо формирования необходимых технических знаний и развития трудовых умений и навыков, занятия вязанием способствуют воспитанию художественно — эстетического вкуса у ребят, личностных качеств, развитию положительной самооценки подростка, преодолению имеющихся задержек и нарушений развития.

    Техника вязания имеет существенное терапевтическое значение:

    — вязание крючком помогает успокоить нервную систему, улучшить самочувствие при головных болях, разрабатывать суставы кистей рук, и облегчить боли в них, особенно из-за старых травм,

    — вязание на спицах смягчает последствия тяжёлых нервных потрясений, помогает выходу из депрессии, а также оказывает благоприятное воздействие на нервную, сердечно-сосудистую системы, и органы пищеварения, облегчает головную боль.

    Не могу не сказать ещё об одном важном направлении моей педагогической деятельности — работе с родителями.

    Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Чтобы развитие творческих способностей детей проходило успешно, необходимо сотрудничать с родителями, так как именно их помощь и поддержка в развитии детского творчества, понимание ценности этой деятельности формирует самую важную особенность ребенка, — его индивидуальность.

    На моих занятиях вместе с детьми могут присутствовать и принимать живое участие родители или члены семьи. В таком сотворчестве, взаимодействии, они становятся значительно ближе, интереснее друг другу.

    В ходе индивидуальных бесед я стараюсь сформировать у родителей чувство уверенности в возможностях и способностях своего ребёнка, нацеливаю их на поддержку его интереса к художественно-творческой деятельности в кругу семьи.

    ©Лемешева Н. Е.

    В результате проведения мониторинга эффективности выполнения вышеназванных дополнительных общеразвивающих программ за период с 2017 по 2019 прослеживается положительная динамика в развитии творческих способностей детей. Проведенные занятия позволили развить у них интерес к данным видам рукоделия. Повышение самооценки детей, приобретение уверенности в себе стали положительными показателями. Обучение техническим навыкам работы с нитками было достаточно успешным (в силу индивидуальных возможностей детей). Личные достижения каждого ребенка в области декоративно — прикладного искусства (выставки, конкурсы, акции) служат доказательством правильно выбранной тактики работы с обучающимся, показателем созданных комфортных условий для социализации и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В заключении хочу сказать следующее: сложившийся опыт работы с детьми в реабилитационном центре дает мне возможность утверждать, что применение разных видов работы с нитками, являющимися приёмами метода арт-терапии, даёт положительные результаты в реабилитации детей с ограниченными возможностями и эффективно для развития их творческих способностей. Считаю работу с детьми с использованием данного материала интересной, доступной и полезной.


    Пояснительная записка

    В последнее время все большее значение в области социальной политики России имеют проблемы, связанные с активным включением в общественную жизнь такой социальной группы как дети с ОВЗ.

    В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей-инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты, разработаны федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Однако проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ остается сложной.

    Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке детей с ОВЗ к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования в нашей стране. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей с ОВЗ, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.

    Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей с ОВЗ к интеграции в социальную среду занимают вопросы художественно- эстетического воспитания.

    Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

    Актуальность обусловлена тем, что, в настоящее время возникает необходимость в новых способах решать современные задачи творческого восприятия и развития творческой личности в целом, в приобщении детей с ОВЗ к творчеству, развитии их способностей, воспитания чувства коллективизма, чувства прекрасного.

    В проекте ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья одной из целей, связанных с модернизацией содержания коррекционного образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

    Что же понимается под творческими способностями?

    В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

    Таким образом, творчество — создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

    В образовательном процессе художественное творчество существует в таких видах как рисование, лепка и аппликация.

    В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни.

    Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств. В процессе занятий по аппликации происходит знакомство с материалами, техникой и способами обработки бумаги, овладение умением образно и творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривании иллюстраций и т. д.

    Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т. п.).

    Творчество ребенка с ОВЗ имеет свои особенности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, аппликации и т. п. (Е. А. Флёрина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, К. И. Чуковский, Дж. Родари, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта имеет едва ли не первостепенное значение для детей. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, О. А. Христ и др.). И это — вторая особенность детского творчества. В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцев и др.).

    Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

    Цель обучения: создание условий для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проявления их индивидуальных способностей через аппликативную деятельность.

    Задачами обучения аппликативной деятельностью детей с ОВЗ являются:

    1. Создание мотивационной основы продуктивных форм деятельности обеспечивается организацией совместных действий и формированием парных отношений взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности. Организация деятельности осуществляется в соответствии с возможностями детей. Взрослый фиксирует различные способы принятия ребенком инструкции, приемы выполнения заданий, виды и меры используемой помощи, оценивает готовую работу. В занятие вводится четко повторяющий ритуал действий, направленный на сохранение их последовательности. Материалы, предметы (объекты) с которыми работает ребенок, меняются. Последовательность видов деятельности сохраняется. Усвоение последовательности действий обеспечивается несколькими условиями: многократностью повторения, введением правила чередования сопряженных и самостоятельных действий ребенка, постепенным увеличением количества самостоятельно выполненных действий, фиксацией результативности действий ребенка. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие со взрослым и предметным миром. Реализации этих задач в немалой степени способствует организация коллективной деятельности детей (общая поделка, рисунок).
    2. Формирование целостного зрительного образа предметов/объектов осуществляется в ходе первичного ознакомления ребенка с системой сенсорных эталонов (формой, величиной, текстурой), соотнесения реальных предметов и их плоскостных изображений.
    3. Формирование изобразительных умений с использованием доступных для детей способов действия: совмещенных движений, показа способа действия, инструкции:

     стимуляция активных движений руки в заданном направлении (пространственная упорядоченность движений)

     пространственная ориентировка на ограниченной плоскости (формирование поля зрения и поля движения)

     формирование соотнесенности движения и звучания. Использование приема комментированного действия, эмоциональных и речевых стимулов в виде потешек, стихотворных текстов способствует соединению графического образа со словом;

     работа над пониманием речевых инструкций, содержащих название предмета/объекта и действия.

    Аппликация является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным видам искусства в целом.

    Аппликация является сложным видом деятельности для детей с ОВЗ, так как осуществляется через серию последовательно выполняемых действий, усвоение и удержание которых представляет определенные трудности для ребенка — инвалида. Выполнение различных видов работы по аппликации (отрывать, намазывать, прикреплять, прижимать) должно быть обеспечено высоким уровнем развития мелкой моторики руки (сформированным захватом).

    Постепенно увеличивается количество операций, выполняемых ребенком с пошаговой инструкцией сопряженно или по показу взрослого.

    Демонстрация аппликации детям сопровождается комментированием действий, эмоциональным выражением отношения взрослого к процессу и результату деятельности. Дети учатся узнавать в аппликации реальные предметы. С этой целью в структуру занятия включаются игры на соотнесение аппликации с предметами (выбор из 2–4 предметов или аппликаций). Ознакомление детей со свойствами материалов (бумаги, ткани, природных материалов), обучение предметно-орудийным действиям с клеем — карандашом, салфеткой проводится в игровых упражнениях. Взрослый организует взаимодействие детей с материалами, используемыми на занятии, фиксирует их внимание на существенных признаках материала, которые необходимо учитывать в работе.

    Также формируется умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

    Формы и методы

    Предусмотрены такие формы занятий как:

     коллективное творческое дело

    Аппликативная деятельность как образовательный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Занятия аппликацией, при правильной их постановке, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребёнка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

    Успешность обучения детей с ОВЗ зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых воспитателем. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими аппликативной деятельностью.

    В процессе обучения овладению аппликативной деятельностью младших школьников с ОВЗ целесообразно использовать следующие методы иприемы:

     совместные действия ребенка и взрослого,

     действия по подражанию

     действия по образцу

     действия с контурными изображениями,

     использование приемов наложения и обводки шаблонов

     выполнение изображений по натуре

     предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;

     соотнесение предметов с соответствующими им изображениями

     наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира

     обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств

     использование готовых аппликационных работ в процессе других занятий

    Основной формой для достижения целей первостепенное значение имеют:

     забота о здоровье, эмоциональном благополучии

     создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам

     максимальное использование разнообразных видов детской деятельности

     творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

     вариативность использования образовательного материала

     уважительное отношение к результатам детского творчества.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, аппликативная деятельность, аппликация, действие, детское творчество, ограниченная возможность здоровья, окружающий мир, предмет, младший школьный возраст, оригинальный продукт.

    Похожие статьи

    Развитие творческих способностей детей с ограниченными.

    ребенок, аппликативная деятельность, предмет, действие, аппликация, ограниченная возможность здоровья, окружающий мир, детское творчество, младший школьный возраст, оригинальный продукт.

    Аппликация как средство развития творческих способностей.

    1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

    Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    дошкольный возраст, аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое.

    Развитие личности ребенка средствами аппликации

    В детском саду изобразительная деятельность представлена такими видами как: лепка, рисование, конструирование, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои особенности в отображении впечатлений ребенка об окружающем его мире.

    дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие. Творческая деятельность как основа формирования.

    Диагностическая методика по определению аппликационных.

    Ключевые слова: аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое упражнение, дошкольный возраст.

    Диагностическая карта определения навыков действий сбумагой на основе ее свойств удетей 1 младшей группы. Имя ребенка.

    Развитие декоративного творчество у детей старшего.

    дошкольный возраст, аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое упражнение.

    Каждое наше занятие — это новый шаг в познании окружающего мира. Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной.

    Условия активизации детской самостоятельной изобразительной.

    Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру

    В статье представлены игровые упражнения и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой.

    ребенок, способность, аппликация, развитие, изобразительная деятельность, старший дошкольный возраст, творческая способность

    мелкая моторика рук, мелкая моторика, уровень развития, продуктивно-творческая деятельность, окружающий мир, работа, развитие, рука.

    Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности.

    . моторики в изобразительной деятельности с помощью различных аппликативных техник.

    изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие

    мелкая моторика, ребенок, аппликация, работа, развитие, материал, дошкольный возраст.

    Похожие статьи

    Развитие творческих способностей детей с ограниченными.

    ребенок, аппликативная деятельность, предмет, действие, аппликация, ограниченная возможность здоровья, окружающий мир, детское творчество, младший школьный возраст, оригинальный продукт.

    Аппликация как средство развития творческих способностей.

    1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

    Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    дошкольный возраст, аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое.

    Развитие личности ребенка средствами аппликации

    В детском саду изобразительная деятельность представлена такими видами как: лепка, рисование, конструирование, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои особенности в отображении впечатлений ребенка об окружающем его мире.

    дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие. Творческая деятельность как основа формирования.

    Диагностическая методика по определению аппликационных.

    Ключевые слова: аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое упражнение, дошкольный возраст.

    Диагностическая карта определения навыков действий сбумагой на основе ее свойств удетей 1 младшей группы. Имя ребенка.

    Развитие декоративного творчество у детей старшего.

    дошкольный возраст, аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое упражнение.

    Каждое наше занятие — это новый шаг в познании окружающего мира. Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной.

    Условия активизации детской самостоятельной изобразительной.

    Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру

    В статье представлены игровые упражнения и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой.

    ребенок, способность, аппликация, развитие, изобразительная деятельность, старший дошкольный возраст, творческая способность

    мелкая моторика рук, мелкая моторика, уровень развития, продуктивно-творческая деятельность, окружающий мир, работа, развитие, рука.

    Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности.

    . моторики в изобразительной деятельности с помощью различных аппликативных техник.

    изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие

    мелкая моторика, ребенок, аппликация, работа, развитие, материал, дошкольный возраст.

    Читайте также: