Игрушки для больных детей своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Под мелкой моторикой подразумевается комплекс скоординированных движений кистей, а также пальцев рук и ног человека.

Чаще всего приходится слышать о важности развития мелкой моторики у детей начиная с младенческого возраста. И тому есть ряд веских причин:

Упражнения на развитие мелкой моторики буквально мобилизуют весь организм человека, заставляя слаженно работать сразу несколько систем: нервную, зрительную, костную и мышечную;

На ладонях и стопах человека находится множество нервных окончаний, которые тесным образом связаны с разными частями тела, органами и тканями человеческого организма;

В головном мозге человека участки, отвечающие за речь и движения (в том числе рук), располагаются очень близко. Иными словами, тренируя пальцы, мы развиваем речь.

Все это важно и крайне необходимо не только для детей, у которых навыки речи только зарождаются, но и для тяжелобольных, перенесших серьезное заболевание или травму людей, у которых эти навыки были утрачены.

Тренировка мелкой моторики

Способы развития мелкой моторики у тяжелобольного человека

В обычной жизни здоровый взрослый человек редко озадачивается выполнением комплекса специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Подобные упражнения ему преподносит сама жизнь: это каждодневное застегивание пуговиц, ремней и часов на запястье, завязывание шнурков, плетение кос и другие манипуляции.

Однако то, что кажется привычным и вовсе не обременительным здоровому человеку, может оказаться непосильным для лежачего больного, а потому для начала возьмем на вооружение…

…Простейшие упражнения на развитие мелкой моторики

Для упражнений понадобятся самые разные предметы. Некоторые из них можно приобрести в специализированных магазинах (такие, например, как шипованный резиновый мячик), а некоторые можно легко найти практически в любом доме, на полках универсама или даже на улицы: это орехи, крупы, шишки, морские камушки и ракушки, пуговицы разных размеров и многое другое.

Расскажем о самых простых упражнениях, которые можно выполнять при помощи каких-либо предметов или без них.

Упражнения без предметов

Разогреваем ладони, интенсивно потирая их одну о другую;

Поочередно сжимаем и разжимаем ладони;

Кладем ладони на ровную поверхность (или просто на живот) и поочередно, один за другим, поднимаем вверх пальцы, не отрывая при этом самой ладони;

Поочередно соединяем мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы руки с большим пальцем, образуя кольцо;

Упражнения с использованием доступных вспомогательных материалов

Дайте больному шишку или горсть орехов, чтобы он мог сжимать их в руке, а также перекладывать из одной руки в другую;

Насыпьте в одну емкость горох и фасоль разных сортов. Дайте больному несколько емкостей (по числу разновидностей круп) и попросите произвести сортировку;

Насыпьте в миску мелкую крупу (манку, рис, пшено или гречку) и предложите больному маленькими щепотками переложить крупу в другую емкость;

Дайте больному ленту или кусок бечевки, а также крупные бусины, чтобы он мог поочередно нанизывать и снимать их;

Возьмите шарик или небольшой мячик, чтобы больной мог покатать этот шарик между ладонями, а также по ровной поверхности (крышке стола или обычной разделочной доске);

Можно немного поиграть: подберите несколько разных по материалу, размеру и фактуре предметов, а затем попросите больного наощупь с закрытыми глазами распознать каждый предмет. В качестве предметов для этой игры можно использовать мягкие или керамические игрушки (в том числе фигурки животных), статуэтки, столовые приборы и многое другое.

Занимаемся рукоделием: реабилитация с пользой

Оказывается, рукоделие является одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики. Если больной уже в состоянии более уверенно, чем на начальном этапе реабилитации, работать руками, предложите ему выбрать какой-нибудь приятный ручной труд. Это может быть:

Вязание спицами или крючком;

Вышивка нитками-мулине или бисером;

Лепка из глины, теста или пластилина;

Пришивание пуговиц (в том числе создание аппликаций из пуговиц);

Оригами и многое другое.

И даже неважно, занимался ли больной подобным ручным трудом до болезни или нет. Важно соблюсти ряд условий. Занятие должно быть:

Желанным и приносить радость;

Безопасным: если у больного наблюдаются серьезные проблемы с координацией движений, не стоит предлагать ему в качестве рабочего инструмента иглы, спицы или иные острые предметы;

Не следует рассчитывать на то, что перечисленные упражнения и занятия окажут мгновенный эффект. Как и другие реабилитационные мероприятия, они действуют постепенно. Однако если не лениться, запастись терпением и планомерно, изо дня в день заниматься развитием мелкой моторики, то даже у самых тяжелых больных будет прослеживаться положительная динамика.


Автор: Вероника Цветкова
Мастер рукоделия

Как сшить развивающий кубик для детей от 0?

Как только малыш появляется на свет, он начинает изучать этот мир. К трем месяцам его взгляд становится сосредоточение, он интенсивно впитывает в себя все увиденное. К этому возрасту можно сшить для него развивающий кубик, которым младенец будет играть более активно, когда уже научиться сидеть.

Но и в самом юном возрасте такая вещь очень пригодится малышу, особенно если вы будете называть предметы, которые изображены на кубике. Ребёнок выучит их, поймет, как выглядит каждый предмет и животные.

Кубик этот мягкий и приятный на ощупь, так что малыш не поранится об него.

Важно взять экологически безвредные материалы и плотно пришить элементы кубика, чтобы ребенок не смог их оторвать.

  • хлопчатобумажную ткань (можно использовать лоскутки);
  • фетр;
  • флизелин;
  • мягкий наполнитель;
  • липучку;
  • исчезающий маркер;
  • булавки;
  • пуговицы или бусины для глазок;
  • ножницы;
  • атласные ленточки;
  • отрезки зелёного флиса;
  • мулине;
  • элементы погремушки.

Воспользовавшись представленными выкройками, распечатайте их, а затем перенесите на фетр и вырежьте.

У зайчика круглая голова, на шаблоне даны разметки его мордочки. Каждое ухо состоит из двух деталей — из белой и из внутренней розовой. Морковку сделайте оранжевой, а ботву для неё нужно будет вырезать из зелёного флиса. Для этого надо вырезать её из прямоугольника размером 5,5 на 3 см.

Мышку сделайте из серого материала, а к внутренней части ушей нужно пришить белые полукруги. Сыр мастериться из жёлтого фетра.

Теперь приступайте к раскрою следующей парочки — медведя и кошки. На выкройках даны названия цветов, которыми нужно воспользоваться. Следующими идут собака и белка.

У собаки в руке будет косточка, а у белки — лесной орех. Когда все детали вырезаны из фетра соответствующего цвета, можно переходить к их сшиванию.

Нарисуйте черты мордочки водосмываемым маркером. Теперь вышейте их на лице зайчика. Чтобы эти детали были более плотными, положите сзади клеевой флизелин прогладьте его утюгом, пусть приклеится. На носик зайцу приложите треугольник из чёрного фетра и пришейте его.

Нарисуйте исчезающим маркером на одной стороне кубика мордочку и ушки медведя, Пришейте сюда сначала двойные ушки, а затем мордочку, к которой уже прикреплены носик и глаза.

Малина вот такая полукруглая. Вышейте на ней чешуйки черной нитью, а затем пришейте наверх зеленый хвостик. Малина будет двойной, притачайте сначала к обратной стороне липучку, а затем уже пришейте липучку к самому кубику.

Ребёнок сможет сам приклеивать малину на место. Таким же образом он будет прикреплять морковку для зайчика. Но сначала нужно будет вложить между двумя половинками морковки зелень из фетра и ленту.

Чтобы сделать зелень, нарежьте с одной стороны прямоугольник из флиса бахромой.

Таким же образом создаются все персонажи и еда для них. Сыр, морковку, малину, рыбу, орех, косточку нужно прикрепить рядом с тем животным, для которого предназначена эта пища. Ребёнок выучит названия животных и будет знать, что ест каждый зверек.

Теперь эта игрушка для малыша должна быть собрана следующим образом. Сшейте стороны кубика между собой, сначала соединив четыре боковины. Затем пришейте к ним нижнюю и верхнюю.

Чтобы ребёнку впоследствии было ещё интереснее, располагайте еду для каждого зверька не только рядом с данным персонажем, но и вблизи другого животного.

Посмотрите, как собрать развивающий кубик.

На данной фотографии видно, как должны быть соединены между собой четыре стороны, а верх и низ пока оставляется свободным. Вот как вы притачаете эти элементы.

Такие развивающие игрушки для детей от 0 позволят им выучить названия зверьков, имеющихся на кубике, получить первоначальные знания о них. Теперь набейте через пока еще оставленное отверстие кубик синтепухом или другим мягким наполнителем. Чтобы малышу было интереснее, положите сюда элементы погремушки, которые будут издавать веселый шум.

Заколите этот свободный край булавками и стачайте его боковины, используя потайной шов.

Вот какие развивающие игрушки для детей от 0 под силу сшить своими руками.

Если вас позвали в гости посмотреть младенца, то вы вполне можете сшить такой развивающий кубик, чтобы подарить его родителям ребёнка.

Если вы обладаете даже небольшими навыками шитья, тогда сможете создать и другие развлекательные и познавательные вещи для малыша.

Развивающие игрушки для детей от 0 — мягкая гирлянда своими руками

Помогите ребенку познакомиться с окружающим миром. Создайте для него вот такую мягкую гирлянду.

  • отрезки тканей;
  • атласные ленточки;
  • прочная верёвка;
  • большие пуговицы;
  • бусины.

Чтобы сшить эти игрушки, для детей от 0, не нужна даже швейная машинка. Соедините парные детали и стачайте их швом через край.

Возьмите достаточно плотную и мягкую ткань, которая не махрится, например, фетр или флис.

Оставьте внизу каждого предмета по небольшому зазору, чтобы затем наполнить через эти отверстия игрушки наполнителем, а затем зашить здесь. А внизу тучки оставьте три отверстия, в каждое из которых вы вложите по перегнутой пополам ленте, а на середине каждой будет расположено по пуговице.

Потом нужно будет рассказывать ребенку, что это идёт дождь, а пуговицы — большие капли. Месяц декорируют лентой, слона — двумя глазами и хвостом, а звезду — кисточками на её лучах.

Пришейте к верху каждого предмета петлю, привяжите их к верёвке, которую нужно расположить над кроватью или над коляской малыша.

Для ребёнка можно сделать не только развивающий кубик, но и шар. Здесь также будут пришиты животные, солнце и другие предметы, с которыми можно знакомить младенца в силу его возраста. Вы можете связать цветок, у которого будут лепестки разного окраса. Знакомьте постепенно ребенка с названием каждого цвета. Развивающий коврик также будет отличным подарком и подспорьем для молодых родителей.

Такие развивающие игрушки вполне можно создать своими руками и не тратить большие средства на их покупку.

  • цветной картон;
  • карандаш;
  • шнурок;
  • ножницы;
  • шило.

Теперь ребёнок будет сопоставлять дырочки на грибах и колючках ежа и прикреплять трофеи животного ему на спинку при помощи шнурка.

У малыша до года режутся зубки, поэтому в этот период дети предпочитают чесать дёсны о различные предметы. В помощь молодым родителям продаются слингобусы, но их можно сделать и самим, причём — из подручных материалов.

Как сделать слингобусы своими руками для детей от 0?

  • хлопковые нитки;
  • подходящий по размеру крючок;
  • бусины;
  • пластмассовый шарик — контейнер от мелкой игрушки.

Затем таким же образом вам нужно будет спрятать бусину и небольшой моток ниток.

Теперь необходимо нанизать эти бусины разного размера на очень прочную нитку или верёвку. Для этого нужно сделать шилом в пластиковом контейнере два противоположных отверстия. А когда вы свяжете обрамление, начинайте его с 8 петель, чтобы остались отверстия. Крупные бусины расположите в центре, а более мелкие могут оставаться такими, как были — деревянными.

    На бусинах не должно быть покрытия из краски или лака, ведь ребёнок будет брать их в рот, и эти опасные материалы могут попасть ему в организм.

Развивающие тактильные игрушки для младенцев

  • носок;
  • наполнитель;
  • пуговицы для глазок;
  • нитку с иголкой;
  • веревочку или ленту.

В качестве наполнителя вы можете использовать горох, гречневую крупу, рис, фасоль, желуди или иные подобные материалы.

Гусеница состоит из нескольких сегментов. Чтобы сделать первый, насыпьте в мысок выбранный наполнитель, перевяжите этот отрезок веревочкой или лентой. Таким же образом нужно создать и все остальные сегменты насекомого. Пришейте пуговички или уже готовые глазки для животных.

Также сделав глазки, вы сможете развлекать ребенка, приклеив их на носок. Малышу будет интересно следить за сюжетом и за героем такой кукольной постановки, которого вы наденете прямо на руку.

Другие тактильные игрушки тоже приятные на ощупь и помогут развитию малыша. Вот такую змею вы создадите из отрезка ткани. Прикрепите к ней нитки в качестве волос и пуговицы, которые станут глазами и украшением этого персонажа.

Когда у ребенка режутся зубки, ему понадобятся не только слингобусы, но и мягкие колечки. Их вы сделаете, если обкрутите металлические либо пластиковые колечки нитью. Только лучше брать пряжу белого цвета, которая не окрашена. Можно пришить на заготовку колечка флис и нарезать его края на полоски, чтобы у ребенка была ещё одна игрушка.

Малышу в таком возрасте интересно кидать различные предметы и смотреть, как они падают, и что с ними происходит в это время. Конечно, бьющиеся и тяжелые ему нельзя давать, поэтому сшейте вот такие подушечки.

Для каждой нужно свернуть ткань пополам, зашить почти все края и вложить внутрь наполнитель. Затем надо закрыть оставшиеся боковины. Можно пришить на подушечки героев мультфильмов или цифры, чтобы ребёнок постепенно обучался счёту.

Такие тактильные игрушки можно трогать не только руками, но и переступать по ним ножками, когда ребёнок уже научится стоять, держась за края своей кроватки.

Сенсорные мешочки, сделанные из воздушных шариков, также послужат отличным развлечением для младенца. Их нужно набить солью или мукой, чтобы ребенку было приятно ощупывать такие предметы.

    Насыпайте в шарики макароны или иные подобные предметы, у которых не острые края.

Как сшить мяч для детей от 0?

Вот таким красивым он получится.

Такой мяч называется амишей. Это имя дано по названию некоторых христиан, которые образовали необычные поселки и решили здесь жить так, как жили их предки. Женщины амиши прекрасно шьют, у них в домах много лоскутных одеял. Из остатков тканей они шьют различные игрушки, в том числе и мячи для малышей.

    Развивают мелкую моторику крохи; учат малыша ползать, так как он пытается дотянуться до яркого предмета.

Как вы видите, нужно будет выкроить три вида элементов, от маленького к большому. Вырежьте их из лоскутов нескольких цветов или из двух, как в данном примере. Здесь 24 лепестка, которые будут расположены внутри, они имеют один цвет. А еще 12 находятся снаружи.

Возьмите два лепестка, сложите 1 и 2 пополам и сопоставьте их сгибы. Положите эти две заготовки сверху на третий.

Стачайте эти элементы между собой, но чтобы оставить небольшой зазор, через который вы набьёте эту готовку мягким наполнителем.

Сшейте 12 таких штук, набейте их наполнителем и положите внутрь каждой подушечки по небольшому звоночку. Потом нужно отверстия зашить.

Далее для такой игрушки для детей от 0 необходимо начать компоновать данные элементы. При этом лицевая сторона заготовок должна быть снаружи. Сначала возьмите три детали и сшейте их между собой.

Теперь соберите эти бублики в мяч. Возьмите три такие заготовки и соедините их вершины, сшив те. Теперь останется пришить четвёртую заготовку. Технология этой работы показана на следующей фотографии.

Всё, можно давать развивающий мячик малышу, чтобы он вдоволь поиграл с ним.

Из остатков ткани и ниток также можно создать очень хорошие игрушки для младенцев. Следующий мастер-класс и пошаговые фото научат этому.

Развивающие игрушки для детей от 0 из ниток и ткани

Чтобы сделать такого осьминожка, возьмите отрезок флиса и вырежьте его углы, чтобы у вас получился вот такой крестик.

Нарежьте края данной заготовки бахромой, теперь набейте цельный квадратик наполнителем и соедините края. Их нужно просто прочно привязать нитью. Теперь сплетите косички из нарезанных элементов и перевяжите их пряжей. Останется вышить улыбающиеся ротики осьминогам и прочно пришить им пуговицы, которые станут глазками.

Различные куклы мотанки также станут отличными развивающими игрушками для детей от 0. А вот как вы можете использовать остатки ниток.

  • плотные нитки;
  • яркие нити;
  • прямоугольный лист картона;
  • ножницы.

Разрежьте их справа и слева, а сверху перевяжите такой же пряжей.

Уберите верхушку вниз и перевяжите небольшой отрезок, чтобы у вас получилась вот такая круглая деталь сверху.

Чтобы сделать ушки лошадки, на средний и безымянный палец намотайте нитки и свяжите их по центру.

Разделите нитки пополам, приподнимите с одной стороны и положите туда ушки.

Чтобы сделать гриву коня, намотайте нитки на картон поперёк.

Обрежьте их с одной и другой стороны, затем обкрутите этой заготовкой шею коня и зафиксируйте ее при помощи яркой нити.

Теперь нужно сделать ножки для лошади. Для этого разделите нити основной заготовки пополам и обмотайте их нитками почти донизу. Затем закрепите.

Еще раз намотайте нитки поперёк листа картона, но разрежьте только с одной стороны. Это будут передние ноги. Поэтому отрежьте лишнее и перемотайте их ниткой. Вот какими они у вас должны получиться.

Разделите оставшуюся часть ниток на самой лошади пополам и вложите сюда ножки. А из самой нити сформируйте хвост.

Низ ног перемотайте красной нитью, завяжите на хвосте узелок, чтобы зафиксировать его.

Вот такая чудесная лошадка получилась. Если вы хотите увидеть, какие ещё можно создать развивающие игрушки для детей от 0, тогда можете сделать это прямо сейчас.

Вы убедитесь, что для этого можно использовать даже ненужные материалы, которые обычно отправляются в мусорное ведро.

Секретами того, как занять ребенка до года и чем, с вами поделится видеоблогер.


Развивающие игрушки очень важны для ребенка, особенно в возрасте до пяти лет, ведь они позволяют развивать у малыша определенные навыки, логическое мышление, дают представление о формах, размерах, цветах и прочем. Сегодня существует множество вариантов создания таких игрушек своими руками. Самодельные игрушки не только оригинальны и уникальны, но и наполнены заботой и любовью родителей о своем малыше, ведь в их изготовление они вкладывают частичку своей души. В статье вы узнаете о том, какие развивающие игрушки подойдут ребенку в разном возрасте и что можно сделать для крохи своими руками.


До 1 года

В этом возрасте ребенок только начинает осознавать возможности своего тела, опытным путем понимает, как действуют его ручки, ножки, язычок и так далее. Важно развивать у малыша координацию движений, умение сосредотачиваться на чем-то конкретном, стимулировать хватательный рефлекс.

0-3 месяца

В этот период активно развиваются зрение, слух и внимание ребенка. Основную часть времени малыш проводит лежа на спинке, поэтому нужно развивать умение сосредотачивать взгляд, много разговаривать с ребенком, петь ему песенки. Очень важен тактильный контакт с родителями.

Игрушки

Сначала ребенку подойдут статичные игрушки, которые можно рассматривать и тянуть в рот. Затем можно использовать игрушки, которые издают звуки. Важно, чтобы звуки не были громкими, монотонными, электронными. Лучше всего — шуршащие, шабуршащие звуки, для получения которых с предметом нужно произвести какие-либо действия. Игрушки не должны быть слишком яркими или пестрыми. Непосредственно к трем месяцам следует позаботиться о мобиле — конструкции, которую обычно подвешивают над кроваткой.

Что можно сделать своими руками:









В качестве шуршащих элементов в погремушках могут выступать обычный пакет, фольга, шелестящие фантики от конфет, самые разные крупы: греча, рис, пшено и т.д.

3-6 месяцев

В этот период малышу необходимы забавы, развивающие моторику рук. Он будет активнее все хватать и тащить в рот, а потому нужно с особой тщательностью подойти к безопасности игрушек.

Игрушки

Игрушки не должны включать мелкие детали, которые могут отвалиться, и иметь острые уголки. Материалы для их изготовления следует выбирать гипоаллергенные, не накапливающие большое количество пыли. Кроме того, игрушка должна быть разнофактурной, яркой, издающей звуки (не электронные), удобной и легкой, чтобы ребенок смог ее держать. Колечки, текстильные мячики, развивающие коврики с дугами — то, что нужно малышу до шести месяцев, наряду с погремушками и мобилем.

Что можно сделать своими руками:









Наполнителем для самодельных игрушек может быть обычная вата, поролон, качественный синтепон или холлофайбер .

6-9 месяцев

Ребенок умеет сидеть и учится ползать. Какое-то время может развлекать себя сам. Ему важно научиться брать предмет двумя пальчиками, а не всей ладошкой.

Игрушки

Следует поощрять двигательную и речевую активность малыша. В этом помогут пирамидки и развивающие коврики.

Что можно сделать своими руками:






9 месяцев-1 год

Малыш учится говорить и ходить. Для карапуза в этот возрастной период актуальны любые сенсорные игрушки.

Игрушки

Ребенку этого возраста необходимы игрушки, которые развивают логические способности. Ему отлично подойдут разные сортеры — игрушки, сортирующие предметы по цветам, размерам и формам. Следует позаботиться о наличии у ребенка в этот период кубиков, игрушек-вкладышей, например, матрешек . С девяти месяцев можно предложить пальчиковые и перчаточные куклы, а ближе к году — начать знакомство малыша с развивающей книжкой с тканевыми аппликациями .

Что можно сделать своими руками:











Элементы, включаемые в развивающую книгу , могут быть выполнены самым разным образом — здесь вы можете вовсю дать волю фантазии. В качестве материала отлично подойдет фетр — он мягкий и приятный на ощупь.

От 1 года до 2 лет

В этот период ребенка заинтересуют игрушки, которые можно собрать и разобрать. В полтора года актуальны предметы, которые можно обобщить по конкретному признаку: форме, размеру и так далее. Для двухлетнего малыша подойдут предметные игры (например, строительные), сенсорные карточки.

1-1,5 года

Малыш активно развивается и начинает вовсю познавать мир, который его окружает. В этот период нужно не только поощрять двигательную и речевую активность, но и развивать мышление.

Игрушки

Развитию мелкой моторики будут способствовать игрушки с отстегивающимися-застегивающимися элементами, например развивающие подушки. В качестве таких элементов могут выступать пуговки , липучки , кнопки , колечки , пряжки и т.д. Все также актуальны развивающие коврики, кубики, сортеры, пирамидки, игрушки-вкладыши, музыкальные игрушки. Активно используйте развивающие мягкие книжки , в том числе для знакомства ребенка с названиями животных, фруктов, овощей, предметов одежды и т.д. В этот период добавьте игрушки с сюрпризом — с элементами (например, шнуровкой или молнией ), скрывающими нечто интересное.

Что можно сделать своими руками:







В качестве звенящего элемента в самодельных игрушках может выступать обычный маленький колокольчик или бубенчик.

1,5-2 года

Ребенок активно развивается в социальном плане. Важно развивать у него понимание цвета, формы, размера. В этот период следует приучать малыша к самостоятельной игре.

Игрушки

Игрушки должны отражать предметы и ситуации, характерные для окружающего мира в реальности. Подойдут варианты, которые требуют называть и показывать конкретные цвета и формы, выбирать какое-либо действие. Актуальны сортеры, мягкие кубики, пирамидки, развивающие книжки .

Что можно сделать своими руками:




От 2 до 3 лет

Ребенок взаимодействует с другими детьми. Продолжаем развивать мелкую моторику рук, умение различать формы, цвета, размеры.

Игрушки

В этот период для ребенка актуальны все виды игрушек (см. выше). Делайте с малышом различные поделки из бумаги , пластилина , полимерной глины , играйте в сюжетные и предметные игры, в том числе те, которые проверяют определенные навыки и знания. Как никогда кстати придутся карточки , моделирующие различные ситуации.

Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания. По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать). И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.

  • Основные этапы развития ребенка
  • 0— 3 месяца
  • 3 — 6 месяцев
  • 6 — 9 месяцев
  • 9 — 12 месяцев
  • 1 год — 1 год 3 месяца
  • 1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев
  • 1 год 6 месяцев — 1 год 9 месяцев
  • 1 год 9 месяцев — 2 года
  • 2 — 3 года
  • 3 — 5 лет
  • Материалы для изготовления развивающих игрушек
  • Остатки ткани
  • Швейная фурнитура
  • Мебельная фурнитура
  • Шуршащие элементы
  • Гремящие элементы
  • Звенящие элементы
  • Блестящие и прозрачные элементы
  • Открывающиеся элементы
  • Старая одежда
  • Наполнители
  • Какими бывают развивающие игрушки
  • Варианты игрушек и умения, которые они развивают
  • Детский браслет-погремушка
  • Бусы (слингобусы)
  • Подушка с пуговицами
  • Книжка
  • Стенд с замочками
  • Коврик — сказка
  • Меры предосторожности при изготовлении игрушек
  • Мастер-классы по созданию развивающих игрушек своими руками

Развивающие игрушки своими руками

Автор игрушки — Татьяна Акчурина

Основные этапы развития ребенка

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что игрушка для годовалого ребенка не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.

Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно — нет.

0— 3 месяца

Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.

Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.

Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.

3 — 6 месяцев

Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.

Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки — гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.

Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.

6 — 9 месяцев

Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.

Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.

Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.

9 — 12 месяцев

Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.

1 год — 1 год 3 месяца

Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.

Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.

1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев

Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание — застегивание различными способами). Развитие операция мышления.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.

Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.

1 год 6 месяцев — 1 год 9 месяцев

Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.

Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.

Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.

1 год 9 месяцев — 2 года

У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.

Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.

Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.

2 — 3 года

Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.

Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.

Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.

3 — 5 лет

Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.

Виды игрушек: детское лото, пазлы. Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.

Материалы для изготовления развивающих игрушек

Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

Развивающие коврики для детей от 0

Остатки ткани

Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.

Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

Материалы для развивающих игрушек

Швейная фурнитура

В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

Швейная фурнитура

Мебельная фурнитура

Развивающая игрушка домик

Шуршащие элементы

Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

Гремящие элементы

Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

Развивающие игрушки погремушки

Звенящие элементы

Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

Блестящие и прозрачные элементы

К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

Материалы для игрушек

Открывающиеся элементы

Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

Развивающая игрушка машинка

Автор — Ольга Максимова

Старая одежда

Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

Развивающая игрушка из ткани

Наполнители

В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

Какими бывают развивающие игрушки

В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

Материалы и фурнитура для ковриков

Развивающая книжка своими руками

Развивающий коврик и стенд

Развивающая подушка

Развивающий домик и животные

Развивающий домик и пазлы-животные

Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

Сюжет для развивающих игрушек

Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?

Развивающая игрушка для мальчика

Развивающая игрушка мальчику

Развивающая книжка про малыша

А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

Развивающие кубики

Все игрушки можно разделить на 2 большие группы: те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого. Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику. После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

Развивающие игрушки для детей

Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

Игрушки развивающие

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Детский браслет-погремушка

Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

Детский браслет-погремушка

Бусы (слингобусы)

Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

Развивающая игрушка для девочек

Подушка с пуговицами

Несмотря на кажущуюся легкость — игрушка довольно интересна. Пуговки разной фактуры развивают тактильное восприятие малыша. Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

Развивающая подушка с пуговицами

Книжка

Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

Развивающая книжка девочкам

Развивающие игрушки своими руками

Стенд с замочками

Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.

Развивающий стенд

Коврик — сказка

Коврик развивает речь и фантазию ребенка. Несложные наводящие вопросы родителей помогут малышу быстрее освоить эти навыки (А представь, что Колобок повернул в другую сторону? С кем он встретится? и др.)

Не забывайте, что любая сказка — это и лишний повод напомнить правила поведения (о том, что нельзя убегать от родителей, что надо слушаться старших, быть прилежным и трудолюбивым).

Развивающий коврик

развивающий коврик для детей своими руками

Меры предосторожности при изготовлении игрушек

  • Все мелкие элементы должны быть крепко пришиты.
  • Проверьте на себе все элементы, которые вы собираетесь использовать. легко ли расстегивается молния? Не прищемит ли ребенок палец защелкой-карабином?
  • Внимательно осмотрите игрушку: на ней не должно быть острых элементов, которые могут поранить вашего малыша.
  • Материалы не должны содержать вредных добавок и примесей.

Мастер-классы по созданию развивающих игрушек своими руками

Читайте также: