Фридрих фребель оригами

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 15.09.2024

20 сентября 2018 Дыдалина Валентина Александровна, Яремчук Татьяна Игоревна, Губайдуллина Гузель Ильфатовна, Лебедева Людмила Викторовна.

Содержимое публикации

В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Мало кто из педагогов задумывался, кем создана эта методика и почему.

Фридрих Фрёбель известен, как создатель первого детского сада. Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра.

Мы скатали, красивый снежок получился, показали друг другу. Что же дальше делать с ним? Что делают со снежками? Бросают! И мы бросаем друг в друга снежки, разговаривая с детьми, рассказывая стихи.

Но вот ребята устали, и устали снежки. Что же с ними делать? Надо их покачать. Ребята ложатся на ковёр, закрывают глазки, берут свой снежок и начинают его баюкать. При этом можно петь песенку, мурлыкать её себе. А могут надеть мячик на руку и раскачивать как маятник. Вот наш снежок успокоился, отдохнул и теперь мы можем устроить соревнование — поставить ведро и отойдя всего на 1 шажок, попытаться бросить туда наши снежки. Когда мы наберём полное ведро снежков, мы сможем построить из них целый город. Вот так шерстяные мячики выполняют роль заместителей предметов, позволяя развивать детей в игре. Тем самым мы снимаем лишнюю агрессию у детей, развиваем координацию движений, а дети играют. Происходит интеграция нескольких образовательных областей — социально — коммуникативной, физической, речевой.

Сделав комочки из условного снега, мы рассказываем детям, что снег состоит из снежинок, снежинки дружат, сцепляются между собой, становятся одним большим комком. Но что делать, если подул ветер и снежинки разлетелись и не могут найти друг друга? Чтобы защитить снежинку, нам нужно её оградить от ветра, и в этом нам помогут вот такие кирпичики (продолговатые блоки), они не имеют цвета, так как в этом возрасте очень важно, чтобы каждый предмет был заместителем, мог играть роль чего угодно. Важно, чтобы ребёнок закончил композицию и не оставил дырочку, что домик со всех сторон ровный. Как вариант можно организовать коллективную форму работы, ведь дети в этом возрасте ещё не умеют играть друг с другом, они играют рядом, поэтому для них важно научиться играть вместе. Мы обязательно должны попробовать, что получилось, улетит ли наша снежинка, наклоняемся и дуем. Вот таким образом проходят в этой возрастной группе все занятия, они могут соединятся со стихами, музыкой, песнями.

Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Для его обогащения необходим разнообразный дидактический материал.

Сейчас стало модным использовать в работе с детьми развивающие игры. Существуют разные развивающие программы. Но многие даже не задумывались над тем, что систему развивающих занятий для детей дошкольного возраста разработал немецкий педагог Фридрих Фребель. Наверное, не многие знают, что именно Ф. Фребель рекомендовал во всей полноте использовать в работе с детьми природный материал: камешки, дощечки, воду и песок, плитки и опилки.

Начинали мы свою работу по использованию наследия Фребеля с 1 младшей группы. Цветные мячики на ниточках – первый дар Фребеля, который используют для сенсорного воспитания детей раннего возраста, начиная уже с 2-3-х месяцев. Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик).

Мячики можно изготовить из поролона, одев на цветную сетку, связанную крючком. Размер мячика по диаметру должен соответствовать детской ладошке, чтобы ребёнок мог хорошо обхватить мяч пальчиками. Набор состоит из 7 мячей (по цветам спектра).

Мячи могут быть использованы

Последовательность работы с мячиками Фребеля такова:

Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание, метание, ловля и катание)

Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения

4. Знакомство с направлением движения: упражнения

«Я пила, пила, пила,

Всё пилю, пилю, пилю,

«Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,

5.Знакомство с окружающим:

6. Хороводы с использованием шерстяных мячиков

Помимо использования на занятиях мячи успешно можно применять при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук, как предметы – заместители при формировании навыков сюжетно-ролевой игры.

Каждое занятие с мячами Фребеля сопровождается с детьми маленькими стихами. А по окончании игры исполняется песенка:

Вот и кончается наша игра

Мячик, с тобой расставаться пора.

Мы, возвратимся снова домой,

Вспомним, где побывали с тобой.

Вот и закончилась наша игра,

Нам отдохнуть настала пора.

Скоро мы снова придём поиграть.

Будем о чём-то новом с тобой узнавать!

Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. — 206 с.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. М.,1978.

Создание условий для дополнительного образования.

Объекты программы

 Семьи детей, посещающих детский сад.

 Педагогический персонал детского сада.

 Игровой метод (дидактические игры).

 Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

 Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

Памятка для родителей

По сенсорному развитию детей 2-4 лет .

1. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.

2. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

3. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда над ними не шутите. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.

6. Проводите совместные наблюдения и опыты.

7. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность . Создавайте условия для реализации его замыслов.

8. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Цель: Развитие двигательной активности, общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, мелкой моторики, ловкости.

Оттолкни и поймай

Для игры нужен: шерстяной мяч.

Взрослый встаёт с ребёнком в пару. Игроки садятся на полу напротив друг друга. Сидящий отталкивает мяч партнёру, тот ловит и отталкивает его обратно.

Докати мяч до стены

Для игры нужны: скамейка или стул, мяч.

Взрослый приносит скамеечку и прячет под ней мяч. Затем предлагает ребёнку сесть на скамейку, наклониться к мячу и толкнуть его так, чтобы он докатился до стены.

Скати с горки

Цель: Совершенствовать умение действовать с различными предметами, в том числе и с вязаными мячиками: прокатывать, ловить.

Для игры нужны: горка и мяч (или шар).

Взрослый показывает ребёнку горку и просит скатить с неё мячик

Попади в ворота.

Цель: развитие координации движений, двигательной активности, развитие глазомера, мелкой моторики, учить детей оценивать расстояние между предметами.

Прокати в ворота

Цель: Развитие двигательной активности, общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, мелкой моторики, ловкости.

Для игры нужны: ворота и мяч из набора №1

Взрослый предлагает ребёнку встать напротив ворот, присесть на четвереньки и катить мяч в ворота. Затем до- 1 бежать до ворот, забрать мяч и повторить движение.

Подбрось, поймай, упасть не давай

Цель: Развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики.

Для игры нужен: мячик из набора №1

Ребёнок берёт мяч. Взрослый предлагает подбросить мяч вверх и поймать.

Цель: Развивать координацию движений при метании, глазомер, ловкость.

Для игры нужны: вязаные мячики из набора №1

На уровне глаз ребёнка подвесить вязаный мяч, встать с малышом на расстоянии 1 м от мяча и предложить ему бросить свой вязаный мячик в подвешенную цель.

Попади в комара набор №1

Для игры нужны: любой предмет, прикреплённый к палке длиной 1 м, и мячики (2—3 штуки).

Ребёнок берёт несколько мячиков, взрослый поднимает палку с прикреплённым к ней предметом, который обозначает комара, и предлагает детям попасть в него.

Цель: Развитие интереса к совместным играм со сверстниками. Формирование позитивных установок.

Дети встают по кругу, передают друг другу

Вязаный мячик из набора № 1, перекатывая его

из ладошек, сложенных чашечкой в ладошки

следующему игроку. Вместе с мячиком нужно

ронять его нельзя. Ребенок, кинувший мяч или

уронивший его выбывает из игры.

(для более старших детей возможны модификации –

Забрось в корзину

Цель: Развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании.

Для игры нужны: корзина и мячик.

Взрослый предлагает малышу забросить в корзину (диаметром 1 м), находящуюся на расстоянии 1,5 м

Содержание работы:

развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти, игровой деятельности.

Модификации игры:

В возрасте 3 года: предметы сначала демонстрируются ребенку, затем ребенок ищет и называет предмет до того, как он появится из мешка.

Дети осуществляют поиск предмета в мешке после демонстрации аналогичного.

Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи.

Младший возраст

Игра: "Спой, как я"

Цель: развивать длительный выдох; учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении (к взрослому) из положения сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперед.

Описание: взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.

Игра "Назови ласково"

Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова; учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.

Описание: взрослый, передавая мяч ребенку, называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котик, яблоко-яблочко, белка-белочка и т.д.

Игра "Кто как кричит?"

Цель: развивать слуховое внимание и закреплять произношение звукоподражаний; учить детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его.

Описание: взрослый бросает мяч ребенку и предлагает угадать, кто зовет малыша. Вариант: взрослый, бросая мяч малышу, спрашивает, как кричит петух, собака, кошка и т.д.

Игра: "Один-много"

Цель: учить правильному употреблению существительных множественного числа в родительном падеже; закреплять умение передавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди (мяч необходимо захватывать ладонью с разведенными пальцами), учить детей группировать предметы по цвету, закреплять понятия один-много.

Описание: взрослый передает вязаный мячик одному из детей и спрашивает- какого цвета мячик?, далее предлагает продолжить фразу: "У меня один мяч, а у тебя много (чего?) - мячей. Ребенок принимает мяч, передает его взрослому и отвечает на вопрос.

Цель: Развивать координацию движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Цель: учить детей различать и называть основные цвета; учить прокатывать мяч, соблюдая направления и постепенно увеличивая расстояние между ребенком и воротами.

Описание: взрослый показывает ребенку три "домика", построенных из LEGO-конструктора, предлагает найти мячику домик и прокатить мяч к нему

Цель: Игра направлена на развитие внимания и, в дальнейшем, на изучение правила дорожного движения.

Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей.

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, находить определённый предмет, действовать по сигналу воспитателя, двигаться не наталкиваясь друг на друга.

Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте мяч и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится мячик, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к мячику и принести ее.

Цель: учить находить в группе круглые вязаные мячики по цвету; развивать внимание и запоминание.

Цель: Формировать умение действовать с предметами.

Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).

Формировать у детей первоначальный интерес к познанию. Развивать мыслительные операции. Воспитывать усидчивость и внимание. Учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.

Развивать мелкую моторику рук.

Цель: учить различать один и много предметов, формировать практические знания о цвете: красный, зелёный, синий и жёлтый.

Воспитатель достаёт красочную коробку, в которой лежат разноцветные мячики по количеству детей. (4 основных цвета).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Трясет коробочку).

- Слышите, что же там такое? (Дети высказывают свои предположения).

- Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке. (Открывает ее).

- А тут мячики! Сколько мячей?

Воспитатель: - Возьми, Максим, мяч. И Данила возьми один мяч.

В процессе раздачи мячей, спрашивает детей о цвете и их количестве у каждого.

Воспитатель: - Саша, какого цвета у тебя мячик?

Воспитатель: - Сколько мячей у Маши?

Воспитатель: - У Юры, у Вари один… у всех по одному. А в коробке сколько мячей?

Дети: - Ни одного. Пуста коробка.

Воспитатель: - Посмотрите, у меня еще есть коробочки.

Цель: развивать умение группировать однородные объекты по цвету.

Выставляет 4 коробочки основных цветов.

Воспитатель: - Какого цвета эта коробочка?

Воспитатель: - Несите красные мячики. Положите в эту коробочку только красные мячики. У кого еще такие же мячики?

Воспитатель: - Алина, какого цвета у тебя мячик? В какую коробочку ты его положишь?

Воспитатель: - Максим, у тебя красный мячик, положи его в красную коробочку.

Аналогично группируем по цвету мячи в остальные 3 коробочки.

Воспитатель: - Арина, у тебя такой шарик, как эта коробочка, зеленый. Положи зеленый мяч в зеленую коробочку.

Вот какая красота, правильно нашли цвета!

Молодцы, ребятки. Все мячики положили в коробочки.

Мишка. Ой, ребятки, засиделся я, а давайте поиграем в мячик?! Вы согласны?

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя.

Материал: мячик из набора №1

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

Материал: вязаный мячик из набора №1.

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, находить определённый предмет, действовать по сигналу воспитателя, двигаться не наталкиваясь друг на друга.

Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте мяч и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится мячик, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к мячику и принести ее.

Цель: учить находить в группе круглые вязаные мячики по цвету; развивать внимание и запоминание.

Цель: Формировать умение действовать с предметами.

Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).

Формировать у детей первоначальный интерес к познанию. Развивать мыслительные операции. Воспитывать усидчивость и внимание. Учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.

Развивать мелкую моторику рук.

Цель: учить различать один и много предметов, формировать практические знания о цвете: красный, зелёный, синий и жёлтый.

Воспитатель достаёт красочную коробку, в которой лежат разноцветные мячики по количеству детей. (4 основных цвета).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Трясет коробочку).

- Слышите, что же там такое? (Дети высказывают свои предположения).

- Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке. (Открывает ее).

- А тут мячики! Сколько мячей?

Воспитатель: - Возьми, Максим, мяч. И Данила возьми один мяч.

В процессе раздачи мячей, спрашивает детей о цвете и их количестве у каждого.

Воспитатель: - Саша, какого цвета у тебя мячик?

Воспитатель: - Сколько мячей у Маши?

Воспитатель: - У Юры, у Вари один… у всех по одному. А в коробке сколько мячей?

Дети: - Ни одного. Пуста коробка.

Воспитатель: - Посмотрите, у меня еще есть коробочки.

Цель: развивать умение группировать однородные объекты по цвету.

Выставляет 4 коробочки основных цветов.

Воспитатель: - Какого цвета эта коробочка?

Воспитатель: - Несите красные мячики. Положите в эту коробочку только красные мячики. У кого еще такие же мячики?

Воспитатель: - Алина, какого цвета у тебя мячик? В какую коробочку ты его положишь?

Воспитатель: - Максим, у тебя красный мячик, положи его в красную коробочку.

Аналогично группируем по цвету мячи в остальные 3 коробочки.

Воспитатель: - Арина, у тебя такой шарик, как эта коробочка, зеленый. Положи зеленый мяч в зеленую коробочку.

Вот какая красота, правильно нашли цвета!

Молодцы, ребятки. Все мячики положили в коробочки.

Мишка. Ой, ребятки, засиделся я, а давайте поиграем в мячик?! Вы согласны?

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя.

Материал: мячик из набора №1

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

Материал: вязаный мячик из набора №1.

Да, самый первый детский сад появился в Германии в первой половине XIX веке. Именно тогда немецкий педагог Фридрих Фрёбель сформировал принципы дошкольного учреждения, которое должно помогать родителями воспитывать, развиваться и обучать детей — через игру и без всякого принуждения. И многими его методиками пользуются до сих пор. Даже если не знают, кто их придумал.

Став старше, он переехал к своему дяде, пастору, окончил школу, учился в университете на факультете математики и естественных наук, но из-за нехватки денег ему пришлось бросить учёбу и начать работать. Он был лесничим, библиотекарем, секретарём. Одно время интересовался архитектурой, но потом подружился со школьным учителем, начал преподавать сам и понял, что нашёл своё призвание.


В то время в Европе на слуху было имя другого педагога и просветителя — швейцарца Иоганна Генриха Песталоцци. Он открыл частную школу и звал туда не только детей, но и учителей — учиться педагогике. Фрёбель провёл в этой школе два года: одновременно учился и преподавал.

В 1816 году Фрёбель открыл собственную школу: изначально в ней училось шесть человек. Преподавали там военные друзья педагога (он участвовал в партизанской войне против французов в 1813 году), которых он заразил своей страстью к педагогике.

Надо сказать, что увлекать своим делом Фрёбель умел: его жена прониклась идеями мужа и пожертвовала на устройство школы всё своё состояние

Фрёбель с женой много переезжали, пытаясь организовать школы то там, то тут. В Швейцарии, например, местные власти даже предложили Фрёбелю возглавить дом для сирот в городе Бургдорфе. В то время большинство приютов принадлежало церкви: там была строгая дисциплина, но с детьми почти не занимались. То, что маленьким детям нужен педагог, вообще мало кому приходило в голову. Но Фрёбель сам был сиротой и отлично знал, как нужны ребёнку забота и внимание. Он общался с детьми, придумывал для них стихи, песни, игры и игрушки, которые стали первыми в истории развивающими пособиями. Но задержаться в Швейцарии ему не удалось: жена Фрёбеля плохо переносила местный климат, и они вернулись в Германию.


Например, первый дар — это небольшие шерстяные шарики семи цветов радуги, привязанные к длинным ниткам. Мама раскачивает шар и объясняет, в каком направлении он движется: вперёд, назад, вправо, влево, вверх, вниз, по кругу. Опускает шар в коробочку и вынимает его, прячет его в ладонях и показывает. Ребёнок наблюдает за этим и развивает пространственное мышление. Потом он пробует играть с шарами сам, вращать их — тренирует координацию движений. Кроме того, он учит основные цвета.

Второй дар Фрёбеля — это деревянные шар, куб и цилиндр, которые показывают ребёнку основные геометрические тела и их свойства. Шар — символ бесконечности и движения, куб — символ покоя и единства в многообразии, ведь он выглядит по-разному, если смотреть на ребро, на вершину или на сторону. Цилиндр соединяет свойства куба и шара, он может стоять, а может катиться.


Следующие дары Фрёбеля — это кубы, разделённые на более мелкие части разной формы. Ими можно играть как конструктором. Были и двухмерные дары — разноцветные плоские кольца, полукольца, точки. Ещё Фрёбель (не зря он интересовался архитектурой) придумал игру с размоченным горохом и заострёнными палочками: втыкая их в горошины под разным углом, можно сконструировать буквально всё, что угодно.


Что стало с идеями Фрёбеля

Фрёбель умер в 1852 году в 70 лет. Его надгробие состоит из шара, куба и цилиндра — символов многообразия и единства мира и первых форм, с которыми Фрёбель знакомил детей.

Но, увы, как это часто бывает, методы стали популярными, но при этом потеряли свой смысл: дары, по сути, свели к набору палочек и деревяшек. Педагоги заставляли детей играть, но не понимали смысла и не объясняли детям значения предметов. Не говоря уже о всестороннем развитии и общении с природой — его попросту не было.

Поэтому методику Фрёбеля часто (и незаслуженно) обвиняли в сухости и оторванности от жизни. И когда в Италии спустя полвека с детьми стала работать Мария Монтессори, её метод противопоставляли детским садам Фрёбеля как системе общепринятой.

Но по сути оба этих педагога говорили об одном: в ребёнке от природы заложено всё необходимое — мы можем только немного помочь ему подружиться с миром и создать для этого подходящее окружение.

изготовление квадрата фребеля своими руками мастер-класс с пошаговым фото

Сложите пополам неровно обрезанный лист бумаги

изготовление квадрата фребеля своими руками мастер-класс с пошаговым фото

изготовление квадрата фребеля своими руками мастер-класс с пошаговым фото

Сложите вдвое, как показано

изготовление квадрата фребеля своими руками мастер-класс с пошаговым фото

Сделайте на бумаге надрез ножницами

изготовление квадрата фребеля своими руками мастер-класс с пошаговым фото

Верните верхний двойной слой в прежнее положение. Разрежьте по линии между надрезами. Разложите и разгладьте.

изготовление квадрата фребеля своими руками мастер-класс с пошаговым фото

Равносторонний четырехугольный лист бумаги

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже. Расскажите друзьям. Спасибо :)

Да, самый первый детский сад появился в Германии в первой половине XIX веке. Именно тогда немецкий педагог Фридрих Фрёбель сформировал принципы дошкольного учреждения, которое должно помогать родителями воспитывать, развиваться и обучать детей — через игру и без всякого принуждения. И многими его методиками пользуются до сих пор. Даже если не знают, кто их придумал.

Став старше, он переехал к своему дяде, пастору, окончил школу, учился в университете на факультете математики и естественных наук, но из-за нехватки денег ему пришлось бросить учёбу и начать работать. Он был лесничим, библиотекарем, секретарём. Одно время интересовался архитектурой, но потом подружился со школьным учителем, начал преподавать сам и понял, что нашёл своё призвание.


В то время в Европе на слуху было имя другого педагога и просветителя — швейцарца Иоганна Генриха Песталоцци. Он открыл частную школу и звал туда не только детей, но и учителей — учиться педагогике. Фрёбель провёл в этой школе два года: одновременно учился и преподавал.

В 1816 году Фрёбель открыл собственную школу: изначально в ней училось шесть человек. Преподавали там военные друзья педагога (он участвовал в партизанской войне против французов в 1813 году), которых он заразил своей страстью к педагогике.

Надо сказать, что увлекать своим делом Фрёбель умел: его жена прониклась идеями мужа и пожертвовала на устройство школы всё своё состояние

Фрёбель с женой много переезжали, пытаясь организовать школы то там, то тут. В Швейцарии, например, местные власти даже предложили Фрёбелю возглавить дом для сирот в городе Бургдорфе. В то время большинство приютов принадлежало церкви: там была строгая дисциплина, но с детьми почти не занимались. То, что маленьким детям нужен педагог, вообще мало кому приходило в голову. Но Фрёбель сам был сиротой и отлично знал, как нужны ребёнку забота и внимание. Он общался с детьми, придумывал для них стихи, песни, игры и игрушки, которые стали первыми в истории развивающими пособиями. Но задержаться в Швейцарии ему не удалось: жена Фрёбеля плохо переносила местный климат, и они вернулись в Германию.


Например, первый дар — это небольшие шерстяные шарики семи цветов радуги, привязанные к длинным ниткам. Мама раскачивает шар и объясняет, в каком направлении он движется: вперёд, назад, вправо, влево, вверх, вниз, по кругу. Опускает шар в коробочку и вынимает его, прячет его в ладонях и показывает. Ребёнок наблюдает за этим и развивает пространственное мышление. Потом он пробует играть с шарами сам, вращать их — тренирует координацию движений. Кроме того, он учит основные цвета.

Второй дар Фрёбеля — это деревянные шар, куб и цилиндр, которые показывают ребёнку основные геометрические тела и их свойства. Шар — символ бесконечности и движения, куб — символ покоя и единства в многообразии, ведь он выглядит по-разному, если смотреть на ребро, на вершину или на сторону. Цилиндр соединяет свойства куба и шара, он может стоять, а может катиться.


Следующие дары Фрёбеля — это кубы, разделённые на более мелкие части разной формы. Ими можно играть как конструктором. Были и двухмерные дары — разноцветные плоские кольца, полукольца, точки. Ещё Фрёбель (не зря он интересовался архитектурой) придумал игру с размоченным горохом и заострёнными палочками: втыкая их в горошины под разным углом, можно сконструировать буквально всё, что угодно.


Что стало с идеями Фрёбеля

Фрёбель умер в 1852 году в 70 лет. Его надгробие состоит из шара, куба и цилиндра — символов многообразия и единства мира и первых форм, с которыми Фрёбель знакомил детей.

Но, увы, как это часто бывает, методы стали популярными, но при этом потеряли свой смысл: дары, по сути, свели к набору палочек и деревяшек. Педагоги заставляли детей играть, но не понимали смысла и не объясняли детям значения предметов. Не говоря уже о всестороннем развитии и общении с природой — его попросту не было.

Поэтому методику Фрёбеля часто (и незаслуженно) обвиняли в сухости и оторванности от жизни. И когда в Италии спустя полвека с детьми стала работать Мария Монтессори, её метод противопоставляли детским садам Фрёбеля как системе общепринятой.

Но по сути оба этих педагога говорили об одном: в ребёнке от природы заложено всё необходимое — мы можем только немного помочь ему подружиться с миром и создать для этого подходящее окружение.

Читайте также: