Дымковская игрушка поделка 2 класс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Цель : познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки- барыни.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: индивидуальная, фронтальная.

Образовательные: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность;

- формировать умение лепить полые формы (юбка барышни),соблюдать пропорции фигуры, сглаживать поверхность для последующей росписи;

-передавать характерные признаки дымковской игрушки (кокошники, оборки и прочее).

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;

- углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров России ;

Познавательные: планировать последовательность практической действий для реализации замысла, поставленных задач;

Регулятивные: организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов;

Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками;

Личностные: соблюдать при работе безопасных приёмов труда;

Методы урока: словесный/объяснительно – иллюстративный, демонстрационный (презентация); наглядный (выставка изделий учащихся, учителя, предметы дымковской игрушки, иллюстрации с изображением дымковской игрушки, инструктаж); практический.

Материалы и оборудование:

- для ученика: пластилин, стеки, цветной картон, клей, дощечка, карандаш.

I . Организационный момент.

Цель: психологический настрой детей на плодотворную работу на уроке.

- Я очень рада приветствовать вас в нашей мастерской, где благодаря вашим стараниям, появляются на свет неповторимые изделия, глядя на которые хочется восклицать: "Глазам - радость, душе - отрада!"

- У вас хорошее настроение?

- Вы настроены на работу? Тогда начнём.

- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей

Проверка готовности рабочих мест

- Посмотрите на парте у вас должны быть пластилин, дощечка, стеки.

II . Актуализация знаний

Цель: выявить полученные знания у детей при наблюдении за животными.

Вводный инструктаж

Правила безопасной работы с пластилином

1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

1) Переход к теме урока.

Послушайте стихотворение:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей!
В ней что-то есть от радуги
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы!
У барыни на коромысле
Ведерки синие повисли.
А у другой румяной пышки
Под боком милые детишки.
А вот и они, милые дымковские барыни
.

- Ребята, сегодня мы вновь продолжаем знакомиться с творчеством традиционной, народной дымковской игрушкой. Сегодня это будет – дама.

Выставляются для показа детям 3-4 дымковских барынь.

hello_html_m5bbb7b47.jpg

2) Название темы в четкой и краткой форме.

- Какая тема нашего урока? ( Лепка дымковской игрушки. Барыня. )

Учащиеся формулируют задачи:

- мне будет интересно узнать.

IV . . Изложение нового материала.

Цель: создать условия для получения новых знаний.

Вступительная беседа.

- Для начала давайте вспомним, что вы знаете об этом удивительно – сказочном народном промысле?

Дымковская игрушка— один из русских народных глиняных художественных промыслов.

Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Такой игрушки как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли. Чаще всего используются такие сюжеты как няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

hello_html_m254bfb63.jpg

(На доске висят картинки с элементами дымковской росписи.)

Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками.

Цвета, используемые в дымковской игрушке, это (стандартно): красный,

оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

- Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент.

- Какие элементы росписи присутствуют в дымковской игрушке?

- Попробуйте назвать, что означают эти узоры.


Круги - солнце.

Волнистые линии - вода.

Маленькие круги - семена.

Полосочки - ростки.

Клетка - засеянное поле.

- Ребята, я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и слепить игрушку, которая называется дымковская барыня.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2839338/f7bca486-7466-4c0a-aebf-28469d671947/s1200?webp=false

- Дымковская барыня, всегда красивая, яркая, нарядная. Одна - не похожа на другую. Лепят женщин в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, с пирогами, с коромыслами.

Посмотри, как хороша, эта девица – душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня уж так красива!

-На голове этой барыни одет головной убор, который называется кокошник. (Учитель показывает на картинке).

Кокошник – это нарядный женский головной убор.

По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой,
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками.)

И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами.)

V . Практическая работа

Цель: создание условий для воплощения в продуктивную деятельность об объекте наблюдения.

Приступаем к работе в нашей скульптурной мастерской. - Что нам нужно для лепки? (стеки , дощечка, салфетки, пластилин)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0194/000afe13-44d4c4db/img6.jpg

- Р ассмотрите, потрогайте барыню. Из каких частей состоит игрушка? (Голова, туловище, руки, юбка.)

- Что особенного у барышни? Для чего эти узоры? А что у барышни на голове?(Кокошник).

Объяснение выполнения задания

- Давайте подумаем ,с чего начнем лепить барышню?

А) Мы начинаем лепить с какой детали? (из самой большой- юбки). На какую геометрическую форму похоже - на конус. Беру кусок глины и делю его на две части. Из одной части делаем юбочку, скатываем шар круговыми движениями и большими пальцами вдавливаем вовнутрь, а сверху разглаживаем. Пластилин постепенно обминают вокруг большого пальца. По мере такой обработки стенки колокола будут становиться все тоньше , и расширяться к низу. Вот юбочка и готова!

Б) А какую часть мы сейчас будем лепить? На какую геометрическую фигуру она похоже? Другую часть глины делим еще на две равные части? Из этой части лепим туловище. Сначала лепим шар. Положите на доску шар, скатываем его движением вперёд- назад, столбиком. Приклеиваем к юбочке, слегка прижимая, примазываем.Все части, как и фигурка, должны быть ровными, гладкими.

-Каким приемом скрепляем детали (примазыванием). Примазываем со всех сторон .

В ) А теперь лепим что?(голову). Кусок глины делим еще на две равные части. Берем одну часть. Она какой формы? Как делаем шар? Его надо скатывать круговыми движениями ладони. Шею лепим вытягиванием, скрепляем к туловищу голову примазыванием.

Г) Это руки, а на что похоже руки?(На столбики).Кусок пластилина делим на две равные части и из одной части лепим шар и из него овал движениями вперёд- назад. Этот столбик делим на две равные части. Примазываем к туловищу руки, затем вытягиваем их в виде конусов и придаем рукам нужную форму, в зависимости от того, что будет в руках у барышни.

Д ) Лепим кокошник. Раскатываем жгутик и расплющиваем середину , надеваем его на голову. Вот и готова наша барыня.

А теперь подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
А теперь приступайте к работе.

http://900igr.net/up/datai/100718/0007-012-.jpg

- Перед тем как начать выполнять, повторим правила построения.

-Приступаем к выполнению.

V I . Анализ и оценка работы.

Цель: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит

-Учащиеся каждого ряда поочереди показывают свои работы, а зрители выбирают лучшие работы, отмечают в игрушке то, что лучше всего удалось.

Учитель контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного изделия, соблюдение норм безопасности во время работы. Помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности.

Представляют свои работы, и оценивают.

V II . Подведение итогов.

Цель: создание условий для рефлексии и оценки собственной деятельности.

- К какому народному промыслу относится игрушка, которую вы сегодня слепили?

- Каковы отличительные черты дымковской дамы?

- Какие приемы вы использовали в процессе лепки игрушки?

V III . Рефлексия.

1). Вам понравилось наше путешествие?

2). Вам понравилось расписывать дымковские игрушки?

3). Вы любите получать пятёрки?

- Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.

Уборка рабочих мест: вылить воду, поставить баночки в коробку, положить альбомы на тумбочку, протереть парту.


Материал способствовует эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства, поможет закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке.

Описание разработки

Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. На белом фоне–грунте ярче вспыхивают звучные цвета: красный, желтый, оранжевый, синий.

Живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.

Вид занятия: декоративная роспись

Цель: - способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;

закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;

развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;

воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.

Оборудование: поделки из глины

модели глиняных дымковских игрушек

образцы рисунков - упражнений - “Геометрический орнамент на дымковской игрушке”;

таблицы на доске - “Цвет и форма”.

Словарь: Гончар – мастер, который работает с глиной.

Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с развлечениями.

Сегодня мы будем расписывать геометрическим орнаментом Дымковскую игрушку, которую сделали сами на прошлом уроке.

Ход урока:

Вводная часть урока

Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.

Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.

Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.

Как называют мастера, который работает с глиной? (Такого мастера называют гончар)

ГОНЧАР – это мастер, который работает с глиной.

И на прошлом занятии мы были гончарами. Только лепили из соленого теста.

Из истории дымковской игрушки

Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).

Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

Какие цвета брали для росписи игрушек?

(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

Работа по таблице

Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках?

( Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)

Видите, как по - разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.

в шахматном порядке;

в клетке между линиями.

Обратите внимание на точки:

А сейчас мы отдохнем и продолжим работу

Физ. минутка (Элементы танцевальных движений под народную музыку)

презентация по технологии Дымковская игрушка

Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами. .

II Основная часть

Для того чтобы начать работу художника - оформителя, необходимо:

Выберите рисунок - шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня или лошадка.

Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.

Выполните рисование орнамента графическим способом Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на доске

Практическая работа

Задание: Оформить геометрическим узором

Заключительная часть урока.

Анализ работ учащихся.

Какие замечательные работы получились у всех.

Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

У Никиты красивая барышня с яркими узорами на юбке.

У Павлика лошадка в кружочках и с пышной гривой, как в сказке

Мы оформим все работы выставкой - ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы.

Не зря говорят в народе:


-75%

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как зародился этот промысел?

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковские игрушки (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

дымковская игрушка

рассказ о дымковской игрушке

дымковские игрушки

дымковская игрушка картинки

дымковская роспись

глиняные игрушки

дымковская игрушка фото

дымково

глиняная игрушка

дымковская игрушка рассказ для детей

дымковская игрушка раскраска

игрушки из глины

история дымковской игрушки

дымковская слобода

дымковская игрушка своими руками

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой.

Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

роспись дымковской игрушки

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки.

В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

изготовление дымковской игрушки

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие поделки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

дымковская роспись в детском саду

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

дымковская игрушка лошадка

Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести своего корпуса.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.

Лепка

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.

Барыня

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животные

Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

лепка дымковской игрушки

Сушка

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.

Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

Обжиг

В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

глиняные игрушки своими руками

Побелка

В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

как появилась дымковская игрушка

Цвета

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.

Главная › Детская тема › Дымковская игрушка: дымковская игрушка своими руками, мастер класс, видео и фото

Дымковская игрушка: дымковская игрушка своими руками, мастер класс, видео и фото

Дымковская игрушка: дымковская игрушка своими руками, мастер класс, видео и фото

Ценность дымковской игрушки заключена в том, что это уникальная ручная работа. Нет в мире двух одинаковых дымковских игрушек, ведь даже один и тот же мастер не сможет создать две дымковские игрушки похожие друг на друга, как две капли воды. Дымковские игрушки лепят из ярко-красной глины, затем обжигают и впоследствии разукрашивают.

Дымковская игрушка история видео:

В этой статье мы хотим предложить Вам научиться делать дымковские игрушки своими руками. Так как специальные печи у нас в квартирах не имеются, да и настоящую ярко-красную глину раздобыть тоже не представляется возможным, то делать мы будем дымковские игрушки из подручных материалов.

Дымковская игрушка: дымковская игрушка своими руками, мастер класс, видео и фото

Дымковская игрушка: дымковская игрушка своими руками, мастер класс, видео и фото

Дымковская игрушка: дымковская игрушка своими руками, мастер класс, видео и фото

Эта техника будет интересна и понятна, как взрослым, так и детям. Поэтому обязательно попробуйте, и у Вас получится что-то прекрасное, с чем можно будет играть, подарить или поставить в комнате в качестве предмета интерьера.

Дымковская игрушка: дымковская игрушка своими руками, мастер класс, видео и фото

Итак, давайте приступим…

Дымковская игрушка своими руками

Дымковская игрушка: дымковская игрушка своими руками, мастер класс, видео и фото
Необходимые материалы:

Изготовление:

Прежде всего, необходимо при помощи острых ножниц отрезать горловину у бутылки. У вас должна получиться заготовка для будущей дымковской игрушки (см. фото).

Дымковская игрушка: дымковская игрушка своими руками, мастер класс, видео и фото

Теперь необходимо обклеить получившуюся заготовку из пластиковой бутылки пластилином. Очень важно сделать ровный и аккуратный слой без разводов и неровностей.

Затем соорудите небольшие пластилиновый шарик, который будет выполнять роль головы в будущей дымковской игрушке. Обязательно сделайте из пластилина высокий кокошник, заплетите косу, оденьте венок и т.п. Не забудьте и про руки, а так же всевозможные дополнительные элементы: корзинка, сумочка, ведро, ребенок, самовар и т.п.

Дымковская игрушка: дымковская игрушка своими руками, мастер класс, видео и фото
Дымковская игрушка: дымковская игрушка своими руками, мастер класс, видео и фото

Теперь пластилиновую форму необходимо тщательно промазать мукой, это необходимо для того, чтобы краска (к примеру, гуашь) хорошо ложилась и не сбивалась в капли.

Теперь можно приступать к покраске и разукрашиванию. Перед началом разукрашивания обязательно покрасьте всю фигурку в единый белый цвет. Дождитесь, пока белый слой просохнет, и приступайте к творческому процессу разрисовывания.

Ниже мы прилагаем некоторые примеры узоров и цветовую гамму, которые используются при разукрашивании дымковских игрушек.

Читайте также: