Дидактическая кукла в детском саду своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

3. Дидактическое оборудование куклы и её применение в ДОУ.

Дидактическая кукла в младшем дошкольном возрасте является тем
инструментарием - методическим приемом, который используется, в первую
очередь, в организованном обучении (на занятиях по развитию речи,
ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности и как игровая мотивация.
В свободное внеучебное время кукла играет роль специального тренажера - при
обучении малышей одеванию и раздеванию, при укладывании спать, в игровых
ситуациях сюжетно-ролевой игры "Семья", "Больница", "Пароход" и др., с ее
помощью дети осваивают игровые действия и правила, учатся действовать с
предметами-заместителями.
Образовательная работа с детьми может быть организована с помощью самых
различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами,
выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в
зависимости от целей, ради которых она проводится.
Игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами
проводятся с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 15-25 минут.

5. При организации игровых занятий необходимо

2 - Привет! Я Акварелька! Со мной любят играть дети самого разного возраста, от 2 лет и до 7. Самым маленьким нравится рассматривать мой яркий разноцветный кокошник, перебирать пальчиками бусы, ленточки, косички, двигать мои ручки и ножки, представляя, что я танцую; Ну а детям постарше интересно играть со мной в развивающие игры, узнавать что-то новое, развивать свои художественные способности и воображение

4 Цели: Поддерживать интерес дошкольников к русским народным промыслам. Обогащать речь детей исконно-русскими словами. Автоматизировать поставленные звуки в активную речь детей посредством фольклора. Развивать психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память, мышление). Закреплять у детей практические и теоретические знания по усвоению фольклорного наследия. Изучение и закрепление практических и теоретических знаний о названиях цветов, смешении цвета, цветах радуги Изучение холодных и теплых тонов цвета Изучение геометрических фигур т. д. Изучение частей тела куклы и человека. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

t1622460842aa.jpg

Кукла Иришка является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Применение данного дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. Иришка вызывает у детей огромный интерес: красочная, большая и необычная, она надолго привлекает внимание ребенка. Разнообразие манипуляций с куклой, неожиданные сюрпризные моменты от Иришки являются стимулом для развития познавательной активности детей.

Логопедическая кукла Иришка представляет собой мягконабивную куклу из фетра ростом 65 см. из разряда куклы для театра. Кукла одевается на руку и может служить сюрпризным моментом на любом мероприятии, можно использовать как настенный вариант. Для создания пособия были использованы: фетр различной плотности и текстуры, наполнитель, круглые липучки, афрокосички, нитки, клей. На кукле не снимающиеся платье и туфли, съемные карман и аксессуары для волос. В кармане хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, сенсорного развития, счёта, речи.

Функции логопедической куклы:

Цель дидактической игрушки:

Развивать речь дошкольников как средство общения через использование элементов игровой деятельности. С помощью игрушки решаются следующие коррекционно - развивающие задачи :

формирование артикуляционных укладов, постановка и автоматизация звуков;

активизация, уточнение и обогащение словарного запаса;

развитие грамматического строя речи;

развитие диалогической и монологической форм речи;

о бучение началам грамоты;

развитие интонационной выразительности речи;

совершенствование мелкой моторики;

формирование сенсорных способностей;

развитие психических процессов.

Целевая аудитория.

Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, имеющими нарушения речи.

Области применения пособия:

• организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;

t1622460842ad.jpg

• совместная деятельность детей и взрослых подгруппами и в группе;

• индивидуальная работа с детьми;

Методические рекомендации к работе с дидактической куклой Иришкой.

На занятии кукла может выполнять разные функции:

1. Кукла, управляемая педагогом, обращается к детям или говорит вместе с ними.

2. Кукла, управляемая ребенком, говорит с другими детьми.

3. Педагог общается с куклой, а дети слушают и наблюдают.

4. Ребенок общается с куклой, остальные слушают.

5. Круговой полилог: дети сидят в кругу, кукла спрашивает каждого.

6. Педагогом совместно с детьми разыгрываются сценки с участием нескольких кукол.

Кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком.

К уклу можно использовать для выполнения практически любых задач. Например, она с удовольствием послушает, как дети рассказывают стихи, пересказывают сказки, поучаствует в создании описательных рассказов. Она является прекрасным собеседником в диалоге, причем голос ее меняется в зависимости от обстоятельств. Куклу можно использовать также и при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказала Иришка?), находить ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения.

t1622460842af.jpg

Дети охотно отвечают на различные вопросы куклы, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. При озвучивании речи куклы произнесение вызываемых или автоматизируемых звуков утрируется, что, безусловно, помогает воспитанникам совершенствовать свои речевые навыки.

Игровой материал предназначается для индивидуальных и самостоятельных занятий. Играть могут дети 2-7 лет.


  • формирование начальных знаний о строении человеческого тела и разделении гардероба по сезонам и назначению;
  • расширение представлений об ежедневном приведении себя в порядок, об особенностях сезонов года;
  • закрепление правильной очередности надевания предметов гардероба;
  • получение представления о разделении гардероба на девичий и мальчишечий;
  • получение навыка обслуживания себя;
  • развитие внимания, логики, фантазии, речевых навыков;
  • усиление любознательности, стремления к познанию;
  • улучшение зрительного восприятия и моторики пальцев, подготовка к школьным занятиям;
  • развитие коммуникабельности, формирование положительного отношения с организованным действиям.
  • мальчишечья сезонная одежда – две куртки (на осень и зиму), две шапки (зимняя и осенняя), свитер, майка, рубашка, колготы, штаны, шорты, кепка, рукавицы, сапоги, ботинки, кеды;
  • девичья сезонная одежда – две куртки (на осень и зиму), две шапки (зимняя и осенняя), пуловер, платье, сарафан, топ, юбка, колготы, шорты, штаны, панама, рукавицы, сапожки, ботинки, сандалии;
  • комплект одежды по цвету (пальто, платье, шапка, банты, сапожки разной окраски);
  • комплект рабочих костюмов (врача, пожарника, огородника, строителя, летчика);
  • комплект национальных нарядов России (русский, чукотский, чеченский, башкирский, мордовский, калмыцкий, татарский).

Прикрепите к одежде липучки или закрепляющие вставки, чтобы удобно было цеплять на кукол.


Варианты игры

Назови одежду

Игра для дошкольников 3-4 лет. Учит узнавать и верно называть предметы гардероба.

Покажите вещь. Ребенок должен назвать ее, сказать, кому (мальчишке или девочке) и когда ее следует носить.

Назови одежду

Разбери одежду

Игра учит разделять элементы гардероба на девичьи и мальчишечьи.

По сюжету кукол пригласили на праздничное мероприятие, но они разбросали по комнате одежду, теперь не разберутся, где чья. Задача играющего – помочь куклам разобрать вещи: вправо отложить для девочки, влево – для мальчика. Когда ребенок правильно распределит одежду, пусть нарядно оденет каждую куклу.


Подбери по цвету

Игра формирует навык подбора одежды по одинаковой расцветке, способствует закреплению названий колеров.

По сюжету у куклы день рождения, она просит помочь ей подобрать к платью остальные вещи, чтобы весь наряд был одного цвета. Например, платье красное. Значит, ребенок должен найти среди игрового материала, красное пальтишко, обувь, бантик.


Нарисуй наряд

Игра подходит для дошкольников 3-5 лет, развивает художественные навыки и мелкую моторику.

Предложите воспитаннику обвести предмет гардероба по контуру, затем раскрасить. Например, пусть нарисует на свитере красивый узор.

Обведи по контуру

Одень куклу по сезону

Занятие закрепляет последовательность действий при надевании одежды. Ребенок учится различать сезонные вещи, нижние и верхние, воспитывает в себе аккуратное обращение с гардеробом.

Аналогично игровой процесс строится по другим сезонам года.

Одень по сезону

Национальный наряд

Национальный наряд

Рабочая одежда

Одень куклу по профессии

Модный показ

К этой игре приступают дошкольники, уже освоившие навыки подбора гардероба. Теперь они самостоятельно составляют для куклы наряд, рассказывают, почему использовали тот или иной предмет. Педагог должен поощрить интересное и красивое сочетание вещей.

Читайте также: