Абашевская игрушка из глины своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА

Абашевская игрушка из глины традиционно изготавливалась мастерами села Абашево Пензенской губернии (сегодня – Беднодемьяновскогорайона). Свистульки предназначались для детских игр, однако в то же время уже с тех пор абашевские игрушки обладали мистической функцией – функцией оберега.
Для абашевской игрушки характерны пластическая выразительность, лаконизм, упрощенность скульптурного языка, яркая образность, отсутствие четкой натуралистичности изображения. Абашевская игрушка, сделанная руками истинного мастера, несет в себе черты сатирическогомироосмысления.
Традиционно мастера-гончары производят глиняные игрушки-свистульки такого размера, чтобы они помещались на ладони. Кроме того, существуют и устойчивые мотивы подобных изделий: домашние и дикие животные, городовые, офицеры, барыни.
Начало истории абашевской игрушки относится к девятнадцатому веку, когда на базе гончарного ремесла возникло производство игрушки. Затем в начале двадцатого века происходило угасание гончарного промысла вследствие возникновения кустарных производств посуды. Приблизительно в тот же период наблюдается выделение игрушки в самостоятельный промысел. Интересно, что в истории абашевской игрушки упоминается, что в производстве были задействованы преимущественно мужчины.
В конце двадцатых годов двадцатого века абашевская игрушка приобретает большую известность благодаря талантливому мастеру из села Абашево Лариону Зоткину. Ларион Зоткин стал популярным как автор целого ряда причудливых игрушек в виде животных: львов, собак, медведей. Ремесло абашевской игрушки процветает и в настоящее время. Среди современных мастеров стоит отметить Н.Зоткина, И.Л.Зюзенкова, А.И. Еськина.

Чудо звери, чудо – птицы
Скачут, прыгают, поют,
Рядом барыни неспешно,
Словно с ярмарки идут.
Здесь от ярких красок пестро,
Здесь фантазии полет!
Мастер с глиною колдует,
В руки он комок берет,
Разминает, греет, лепит.
И из-под волшебных рук
Птица - модница возникла,
Рядом с ней запел петух.
И пространству стало тесно
В этой ауре добра;
Ведь игрушка - это детство,
Радость, свет и красота!

Абашевская1

Абашевская2

Абашевская3


1. Учить приёмам лепки игрушки-свистульки на примере абашевской игрушки.

2. Развивать внимательность и воображение.

3. Воспитывать чувства патриотизма и любви к народной культуре, культуре родного края, народному творчеству.

Задание: лепка (импровизация) по мотивам народных вылепленных игрушек.

Материалы: глина, стеки, подставки для лепки.

Оборудование: Абашевские игрушки, фильм о процессе изготовления абашевской игрушки, презентация.

Содержание.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Ребята! Как вы думаете, о чём говорится в этой загадке. (об игрушке-свистульке)

Кто и когда впервые начал лепить, сказать сложно, известно только, что первым материалом для лепки человек выбрал глину. Первоначально все изделия, вылепленные из глины, носили чисто хозяйственный характер (использовались как ёмкости под воду и пищу). Затем появились различные украшения и игрушки из глины. С развитием промышленности в нашу жизнь вошли производственные изделия, сделанные на станках и прессах, по определённому стандарту, похожие друг на друга, а так хочется чего-то нового, не такого как у других – индивидуального. Помочь нам в этом смогут изделия сделанные руками человека. Это они скрашивали трудные крестьянские дни, давали прилив силы.

Давайте себе представим, что мы оказались на весёлой, яркой городской ярмарке, только не в наше время, а в начале 20 века. Чего там только не было: продавали одежду, ткани, домашнюю утварь, конфеты, пряники расписные – толпится народ около всего этого добра, выбирают. Ребятишки же толпятся около лотков с игрушками. Давайте и мы посмотрим поближе на них и попробуем определить, какими игрушками порадовали мастера:

1. (слайд с дымковской игрушкой) Это вятские, из села Дымково мастера постарались. Игрушки у них нарядные, светлые, яркие. Они своей глине дышать дают, только белилами подкрашивают, наносят на фигурки полоски, волнистые линии, обязательно кольца, точечки, кружочки. Любят дымковцы лепить барынь, кавалеров, домашних животных и птиц. Есть у них и свистульки – кони, уточки, олени.

2. (слайд с филимоновской игрушкой) Это из села Филимоново, что под Тулой. Удивительные мастера создают эти игрушки. У них длинные шеи и вытянутые туловища, а всё это благодаря необыкновенно тянущейся глине. Расписывают их обязательно чередующимися полосками тёмного, жёлтого и красного цветов.

3. (слайд с каргопольской игрушкой) Это из далёкого севера с юга Архангельской области городка Каргополь. Фигурки тёмные, немного тяжёлые, суровые, простые, как и сама жизнь на русском севере.

Все эти и многие другие произведения декоративно-прикладного искусства можно увидеть в различных музеях нашей страны, например в Загорске – Музее игрушки или в московском Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Достойное место среди представленных экспонатов занимают и наши родные абашевские игрушки, сделанные мастерами села Абашево Беднодемьяновского района.

4. (слайд с абашевской игрушкой) Это наша абашевская игрушка.

Разработка и презентация урока по ИЗО по теме Абашевская игрушка

Гончарство в Абашееве процветало с незапамятных времён. Как правило, гончарным делом были заняты мужчины, игрушки лепили мальчики.

Полную информацию смотрите в файле.


-75%

Впервые захотелось разобраться в разновидностях народных игрушек после этой статьи. Действительно, как это я не могу отличить каргопольскую игрушку от жбанниковской или филимоновской? Но всё было как-то не до того. Ждала третьей части БИСов, боялась, что не получится разобраться самой.

Информация взята из невероятно увлекательной книги Л.Д.Рондели
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Книга 1984 года, так что не судите за оговорки про Советское время)

Иллюстрации взяты из упомянутых статей, либо отсканированы из книги.

Абашевская игрушка

abash11102

У абашевцев монументальный характер присущ изображениям не только крупных зверей и животных, к примеру, таких, как лев или корова, но даже и птиц. Ну как не подивиться, глядя на абашевских кур с утками: батюшки-светы, да за что же им худородным, честь такая — словно с герба старинного, с княжеского сошли ..


025

Из рассказов абашевских ветеранов можно установить, что в начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури, приобрести их стало невозможно — страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски; на них абашевские мастера и переключились, им они даже по душе пришлись. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски, перешли на них — излишен стал этап лакирования.


Абашевские мастера избегают пользоваться красками открытых цветов — их палитра представлена цветами более сложными, приглушенными, а это, в свою очередь, освобождает керамику от присущих детским игрушкам черт простодушия и переводит ее в план скульптуры.

Цвет в абашевской керамике подобен аккомпанементу, который как бы оттеняет звучание солирующего голоса. И как сольное исполнение может существовать без аккомпанемента, так и абашевская керамика не перестает оставаться художественным произведением, когда она после обжига никакой отделке не подвергается.


Так уж ведется, что ни об одном народном промысле нельзя точно сказать, когда и при каких обстоятельствах возник он в том или ином месте. Не является исключением и абашевское гончарство. По свидетельству стариков, которые ссылаются на дошедшие до них предания, гончарству здешнему никак не меньше трехсот лет, и породила его нужда в хозяйственной посуде, а с другой стороны — наличие под руками качественной глины. Производство глиняной игрушки в Абашеве возникло позднее.

В период расцвета игрушку делали, почитай, в каждой избе, не одна сотня сельчан занята была этим делом; определились и ведущие роды мастеров, среди которых первое место на протяжении многих лет занимали Зоткины и Еськины.


В непосредственности натуры Тимофея много от ребенка. Он добр, очень добр, как от природы добр ребенок. Его преследует тяжелый недуг, требующий упорного лечения, и все же раздражительность ему не свойственна. Наоборот, в творчестве его разлито какое-то исполненное мудрости спокойствие. Правда, это не мешает ему в работе быть одержимым. Он жаден до познания всего нового в его специальности, вне которой он не представляет себе своей жизни. Ему чужд ремесленнический подход к своему труду, как чуждо безразличное отношение к любой его стадии, какой бы тягуче-однообразной ни казалась она постороннему неискушенному свидетелю.

0111


Зоткин Т.Н. Львы. 1970е гг. Абашево, Пензенская область

На первый взгляд львы как будто одинаковы, но они отличаются друг от друга своей пластикой. Интересен вариант льва с птицами. Эта находка декоративного свойства создает масштаб — мощный лев и маленькая беззащитная птичка у него на лапе,— содействует большей монументальности. У одного из львов трактовка хвоста реалистическая, у другого условно-декоративная — в форме ручки от глиняной посуды. По-разному представлены и усы. В одном случае они обозначены приемом прочерчивания. А в другом — усы даны с помощью налепа, который чуть прочерчен внутри. Есть у Зоткина множество вариантов и других животных и птиц. В зависимости, например, от настроения, он может сделать одному оленю рога очень большие, другому — средней величины, третьему — маленькие. Разными они будут и по форме, и по строению и т. д. Проявляют себя и здесь присущие народному творчеству черты — обилие вариантов небольшого круга одних и тех же тем и сюжетов, достаточная свобода их решений.


Присущи глиняной игрушке и торжественная, праздничная декоративность, нарядность. Фигурам львов это впечатление во многом придает их чешуйчатая грива. Мастер, чувствуя, что его подстерегает опасность натуралистической трактовки, делает не волосы, а своего рода чешую, которая не требует особой фантазии, чтобы быть воспринятой как волосяной покров. Кстати сказать, такого приема не могло быть в самодеятельном творчестве, где художники пытаются идти от натуры. Сохраняя ей верность, они непременно прочертили бы львам волосы. К такому решению их подтолкнул бы и материал: в глине это легко сделать — пластически оформить растительность, изобразить ее путем прочерчивания чуть ли не отдельных волос. Такое же pешение для создания впечатления волос может быть и в металле, отчасти и в дереве. Но Зоткин не идет по этому пути, он лепит чешуйки, как лепестки, добиваясь тем самым декоративной условности.

Строгости, экономности решения способствуют и связь технических приемов с материалом, и максимальное самоограничение мастера в выразительных средствах и в деталях, хотя глина и дает возможность для более подробной разработки форм.


Традиционный характер творчества Зоткина дает себя знать лаже тогда, когда он ставит новые для себя задачи, берется за новое дело. Так, плодотворность использования им традиционных для народного искусства художественных канонов, проявилась и тогда, когда Т. Зоткин принял участие в оформлении современного общественного здания.

В начале 70-х годов в одном из районных центров Пензенской области — в Беднодемьяновске — строилось придорожое кафе. Кому-то, а это, надо полагать, был человек мышления не стандартного, пришла в голову идея оформить интерьер зала кафе изделиями местного народного мастера Тимофея Никитича Зоткина. Однако, не за счет обычной его продукции — глиняных игрушек, получивших широкое признание у любителей народного искусства, а путем привлечения Зоткина в качестве скульптора монументалиста. Предполагалось, по-видимому, что особенности и достоинства художественной природы его игрушек найдут свое отражение и в скульптурных произведениях этого мастера. Идея была не лишена значительного риска, ведь Зоткин нужного для выполнения поставленной задачи опыта не имел.


Получив столь заманчивое предложение, Тимофей Никитич как истинный художник загорелся и в кратчайший срок вылепил тридцать четыре крупноразмерные глиняные фигуры, все разного содержания, а сверх того семь круглых, тоже из глины, медальонов с барельефными орнаментальными изображениями.

abash11106
zotkin6-735x1024

На высоте Зоткин оказался и в решении совершенно новой для него задачи создания художественного облика крупной декоративной скульптурной фигуры в неразрывной ее связи с архитектурой общественного здания. Он взял на вооружение все то, чем сильна абашевская пластика, но понял, что одного присутствия характерного для абашевских игрушечных фигурок элемента монументальности недостаточно — монументальность должна господствовать.


Этот факт приводит к выводу о полной оправданности и несомненной перспективности предпринятого в Беднодемьяновске; опыта — использования образцов местного народного искусства, в качестве архитектурного декора в общественных зданиях. Надо сказать, что строительству придорожных объектов сейчас начали уделять заслуженное внимание: ставится задача не только удовлетворить потребностям проезжих в отдыхе и питании, но и придать архитектуре этих зданий (естественно, она должна быть на высоком уровне) местный колорит, чтобы благодаря ему сохранялось в памяти посещение данного, конкретного района страны. Конечно, дело это непростое, так как непременно должно быть выполнено требование гармонической увязки декора с архитектурой здания.

Вот бы побывать в таком интерьере, правда?)

Про городецкие игрушки и про Т.Ф. Красноярова здесь,
Про кожлянскую, филимоновскую, каргопольскую и дымковскую игрушку достаточно коротко здесь


Автор часто сравнивает разные виды игрушек и объясняет, что их особенности определены во многом материалом, из которых они сделаны.

1

«Язык знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному искусству. В росписях, узорах, утвари всегда читаются зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия. Прежде всего, это касается солярных знаков — солнечного символа. Его можно встретить на глиняных филимоновских игрушках в виде лучистого круга, солнечный полукруг мы встречаем на юбках женских фигур из Каргополя, циркульный орнамент является одним из основных декоративных мотивов. Зерновидные овалы и точечный орнамент напоминают о древнем культе зерна, злака. Часто они располагаются среди цветных полос или в ячейках квадратов, что символизирует распаханную землю, горизонтальные и вертикальные волнистые линии в орнаментах - знак воды небесной и земной.

Скопинская игрушка (рязанская)

Несколько скопинских игрушек мне дороги, прежде всего, тем, что были одними из первых, как эта птичка (все тех же начала 90-х годов).


А рыбка-свистулька на переднем плане относится к суджанской глиняной игрушке (г. Суджа, Курская обл. мастер Спесивцев ). Эта форма свистулек только для этого промысла характерна, свисток - вещь ритуальная (две птички-свистульки для влюблённых; барышня ждёт, когда оба одновременно свиснут)), так что жаль, что одна. . ..)

6


Конечно, есть и одиночные игрушки Жбаниково, Торжок, описывать которые можно лишь для того, что бы назвать, обозначить промысел.

Ведь уровень игрушек в принципе тоже отличается, бывают игрушки традиционные промысловые, бывают художественные авторские, музейные или сувенирные… (умолчу про кич).

Часто игрушки мне привозят, дарят друзья, интересно сравнивать, например две кошки.

8

Каргопольские глиняные игрушки


Каргопольские всегда были одними из любимых.
Такие узнаваемые, радость в этой игрушке просто разлита, улыбка, задор, юмор, в сюжетах, в цвете, но роспись то еще от архаики осталась.

Каргопольские лепила когда-то и сама, сохранилось еще несколько).

Есть у меня семейка родом все с тех же лет, парочка, коза, конь, барышня, всадник..

Очень люблю и эту каргопольскую парочку в технике обварной керамики.

12а

А имя самой самобытной каргопольской мастерицы - Ульяна Бабкина, баба Уля.
Я когда-то чуть не стала обладельницей ее игрушки, уже после института разговорившись с одним однокурстником, который не будучи увлеченным обладал и предлагал от всей души), что-то тогда не сложилось, а вспоминаю)) ..реликвия..

Нужно сказать, что у меня никогда не было самых известных промыслов, Дымки, Филимоново, Абашево, ну почти.
НЕ было, до недавнего времени.

14

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.

Филимоновских у меня раньше не было.

Промысел настолько известен, и с прекрасной судьбой, что стоит почитать о нем отдельно, что от себя добавить.

15

Фантастична! Во всех смыслах, мистическая, тягучая пластика форм, ритм ярких красок, а цвет. Притягивает взгляд, где бы ни стояла, выделяется даже среди моего яркого окружения, удивительно современна, вписывается везде. Первое время видела только ее), пройти мимо не могла, руки тянулись и хотелось тянуть-тянуть вверх эту линию, повторяя замысловатое движение танца..

А инопланетная пластика игрушек свойством местной глины прежде всего обусловлена, жирной, тягучей, тяжелого верха не выдерживающей, но белой после обжига, так, что и грунтовать не нужно.

16

Романовская игрушка

Я ее не знала. Точнее не знала такой.

У меня была одна романовская игрушка, совсем иная.

Загадка.. может ошибка..

Непривычные (масштабом), очень крупные (возвышающиеся среди моих прочих), мистически серебристо поблескивающие. Пропорции удивительные, и загадочность в них какая-то есть, и радость..

И удивительное чувство, мы с ними на Вы, они все время сохраняют какую-то дистанцию..

19

Абашевские игрушки

И конечно абашевские игрушки - моя невероятная последняя любовь.

«Абашевская глиняная игрушка свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район Пензенской области).

Почему их не было у меня раньше?
ТАКИХ не попадалось, настоящих! Сувенирных была парочка, но не трогала..

Чем разнятся? Лепкой. Формой, эмоцией!

Вот просто видишь, чувствуешь по форме как пальцы мастера выводили, лепили форму, где единым движением, где мощным мазком, а контур, завиток, силуэт, осанка..

Какая мощь в них, монументальность, скульптурность, сконцентрированная сила, собранность. И не зависимо от размера, и в малой игрушке все тоже.
Цвет локальный – энергия.

А энергетика! нереальная, простраство вокруг просто трещит..

Олень-утро, олень-древо, олень-огонь, оберег, защитник в доме.

23

Полюбились они мне так сильно, что сложно было остановиться).
Настолько они мои.

А в "Лавке образов" игрушки, которые находит, заказывает, привозит Аня Кива, самые, самые, лучшие, от настоящих мастеров, эти от Евгения Валентиновича Соловьева, что продолжает традиции Зоткина.

Что сказать, невероятные, нереальные, по силе, по пластике, ведь и в рамках одного промысла уровень довольно разный может быть.
Сравнивать можно и нужно, к сожалению, лицо современного абашевского промысла ныне совсем иное. Есть у меня один олень для сравнения, на одной из прошлых выставок долго беседовала на стенде игрушки с мастером, без игрушки уйти не смогла (но понимая в душе, нет, нет, не то, не мое), а поставила подальше, всегда она вызывала во мне дискомфорт.

Сравнить можно, две игрушки, двух мастеров, объяснить тут сложно, нужно почувствовать. Какая вялая (а в больших игрушках, я бы даже сказала манерная, на выставке их много, видно) линия и контур в одной, и какая сжатая энергия в другой, и даже если сравнить ее с простыми сувенирными абашевскими игрушками, как далеко это от истинно народной традиции, по смыслу, по эмоции, или просто эмоция это не моя.

Сувенирные (детские) справа и авторская слева..

И как хороши игрушки. … вот когда они так собираются вместе (Антоша любит их так вместо со своими расставлять)).

И сам силу в себе ощущаешь достоинство, энергию.

Вот такие они игрушки и разные, и веселые, и глубокие, сил придают, воспитывают , вдохновляют.

Читайте также: