350 лет со дня рождения петра 1 секулярный мир и религиозность поделка

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Цели и задачи урока:

  1. Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей Родины.
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о России при Петре I.
  3. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся с источниками исторической информации, оценки исторических явлений и событий.
  4. Способствовать развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные результаты:

  • овладевать целостным представлением об эпохе Петровских реформ;
  • использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности Петровских преобразований;
  • сопоставлять и обобщать изученный материал;
  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей, проводить поиск исторической информации в источниках разного типа при характеристике личности Петра I; критически анализировать источник исторической информации.

2. Метапредметные УУД:

  • Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач, решают творческие задачи и представляют результаты своей деятельности.
  • Коммуникативные:организовывают учебное сотрудничество, участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные:планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществляют контроль своей деятельности, оценивают правильность выполнения действия.

3. Личностные УУД:

  • осмысливать исторический опыт предшествующих поколений и осознавать важность эпохи Петровских преобразований для дальнейшего развития России;
  • понимать роль личности в истории;
  • проявлять уважение к историческому наследию страны.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (обобщение и систематизация знаний).

Оборудование урока:

Формы и методы обучения:

  • Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
  • Методы (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: модернизация, реформы, меркантилизм, империя, Сенат, Синод, коллегии, Табель о рангах, рекрутские наборы, гвардия, ассамблея.

Форма проведения урока: дидактическая игра в форме исторического квеста.

Условия игры

После прохождения каждой станции участники квеста смогут получить правильный и исчерпывающий ответ на все задания, предложенные им модераторами на станции.

Подготовка к уроку: За две недели до урока класс делится на команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

При составлении электронной газеты используйте цифровые образовательные ресурсы:

Далее представлены станции исторического квеста и перечень заданий для учащихся на каждой из них.

Ход исторического квеста

Вступительное слово учителя: В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения легендарного царя-реформатора Петра I, который кардинально изменил ход русской истории. Петр I – последний царь всея Руси (1682-1721) и первый российский император (1721-1725). При его правлении созданы регулярная армия и флот, основан Санкт-Петербург (1703), страна провозглашена империей (1721) и реформирована по западному образцу. Петр Великий расширил географические, культурные и экономические границы своей страны. Петр I возглавлял войска в Азовских походах (1695-1696), Северной войне (1700-1721), Прутском (1711) и Персидском (1722-1723) походах. Россия получила ключевую роль на международной арене и обрела статус великой империи.

Под воздействием гениальной музыки М.П. Мусорского перед мысленным взором слушателей встает обновленная Россия, начинается новая эпоха – эпоха Петра I, преобразователя России.


Натье, Жан-Марк. Портрет императора Петра I (1672-1725), 1717 год.

Получение маршрутных листов с указанием станций в определенном порядке.

Соберите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном из рассыпавшихся слов высказывание Карла Маркса. Прочитайте и объясните его смысл.

1. На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном расставьте события в хронологическом порядке и укажите их даты.

Дата (год)

Событие

Первая победа русских в Лифляндии. Захват Нотебурга

Захват русской армией Нарвы

Поражение Саксонии. Триумф Калиша

Поход Карла ХII в Россию

Последний успех шведов в битве при Головчине. Битва при Лесной

Захват Риги и Выборга

Первая крупная морская победа при о. Гангут

Смерть Карла ХII

Морская победа над шведами у о. Гренгам

2. Карл ХII оказался не единственным полководцем, который всего после одной битвы остался без армии. Назовите этих полководцев.

Ответ:
Гай Варрон, Канны (2 августа 2016 г. до н.э.).
Роман IV Диоген, Манцикерт (25-26 августа 1071 г.).
Ги де Лузиньян, Хаттин (4 июля 1187 г.).
Иоанн II Добрый, Пуатье (19 сентября 1356 г.).
Наполеон, Ватерлоо (18 июня 1815 г.).


А.Е.Коцебу. Полтавская победа

Опираясь на знания истории и представленную картину, прокомментируйте, что дала России победа под Полтавой в 1709 году?

Ответ: Победа под Полтавой сделала Россию ведущей европейской державой, а Швецию лишила занимаемого положения. Петр Великий одержал блестящую победу, которая привела к уничтожению шведской армии.


А.И.Шарлемань. Петр I объявляет Ништадтский мир на Троицкой площади в С.-Петербурге.

Каковы итоги Северной войны для России и для остальной Европы?

Ответ: В августе 1721 года между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мирный договор. Согласно ему, Россия получила выход в Балтийское море. После этого, Шведская империя, долгие годы властвовавшая над Балтикой, распалась и превратилась во второстепенную державу.

Великая Северная война изменила расстановку сил в Европе. Россия стала великой державой, в ознаменование чего 22 октября 1721 года Петр I титул Императора Всероссийского.


Что означает эта скульптурная группа и как она связана с Северной войной?


Каравак, Луи. Полтавская баталия, 1718 год.

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном найдите ключевое слово из 7 букв, обозначающее монархическое государство во главе с императором (по вертикали) – (империя).

По горизонтали впишите:

  1. В России в 1711-1729 гг. – государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников – (Фискал).
  2. Светлейший князь, генералиссимус, сподвижник Петра I. – (Меншиков).
  3. Должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона. – (Прокурор).
  4. Гетман Украины. Во время Северной войны перешел на сторону шведов. – (Мазепа).
  5. Отборная привилегированная часть войск. В России создана Петром I в 90-х гг. ХVII в. – (Гвардия).
  6. Название высшего правительственного учреждения в Российской империи ХVIII в. – (Коллегии).
  7. Основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 гг. – (Губерния).

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном соотнесите имена, портреты и характеристики сподвижников Петра I.

№ п/п

ФИО
сподвижника Петра I

Портрет

Характеристика

Меншиков
Александр
Данилович
(1673-1729)

Шереметев
Борис
Петрович
(1652-1719)

Он стал первым русским фельдмаршалом

Лефорт
Франц
Яковлевич
(1656-1699)

Учитель Петра I. Один из руководителей Великого посольства

Толстой
Петр
Андреевич
(1645-1729)

Дипломат, будет блистать при российском и европейских дворах, сидеть в турецком заточении и окончит свои дни в каменном мешке Соловецкого монастыря.

Демидов
Никита
Демидович
(1656-1725)

Русский промышленник, которому были переданы в управление казенные мануфактуры, поставщик оружия для русской армии

Ягужинский
Павел
Иванович
(1683-1736)

Апраксин
Федор
Матвеевич
(1661-1728)

Один из создателей российского флота, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии

Брюс
Яков
Вилимович
(1669-1735)

Организатор Навигацкой школы, создатель первой обсерватории в Москве

Головин
Федор
Алексеевич
(1650-1706)

Глава Посольского приказа, один из руководителей Великого посольства

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном представлен парусный корабль – символ реформ Петра I.


Аллегория реформ Петра I в виде парусного корабля

Подумайте, почему корабль может служить символом реформ Петра I?
Почему корабль смотрит налево? (Запад).
Впишите петровские реформы в паруса корабля.

  • реформы армии и флота,
  • реформы государственного управления и государственной службы,
  • финансово-податная реформа,
  • реформы Русской Православной церкви,
  • реформы в сфере образования и культуры.

А). На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном распределите то, что Петр I взял у Запада, и что отверг.

Ответ:
Взял: Табак; камзол; ассамблея; 12 коллегий; газета; политес; структура управления государство; календарь.
Не взял: Парламент; частная собственность; отсутствие крепостного права; независимость церковной и светской власти.

Б). Что от времени и дел Петра I сохранилось до наших дней?

Ответ:
Мощное государство,
имперская политика,
вывоз сырья,
ВПК,
сильная бюрократия.

На разных станциях нашего исторического квеста за правильно выполненные задания модераторы выдавали Вам магнитные пазлы.

Соберите, из ранее полученных пазлов, изображение скульптуры.

Назовите скульптуру, ее автора и расскажите об истории создания этого памятника.


Заключительное слово учителя: В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру I по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, напоминающей гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в Мировой океан. Образ великого преобразователя, попирающего на вздыбленном коне врагов России, как нельзя лучше отражает суть его личности и дух эпохи.

Жюри подводит итоги исторического квеста.

Команда победитель в историческом квесте награждается почетной грамотой и сувенирами.


Конференция началась с молитвы.

С приветственным словом выступили: епископ Козельский и Людиновский Никита, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан.

Приветственное слово заместителя Губернатора Калужской области Константина Михайловича Горобцова огласил начальник управления молодёжной политики министерства образования и науки Калужской области Михаил Александрович Артамонов.

Приветственное слово министра культуры Калужской области Павла Александровича Суслова огласила заместитель министра культуры Калужской области Анастасия Викторовна Абрамова.

На конференции выступили с докладами:

Далее участники конференции приняли за основу предложенный проект резолюции конференции, дополнив его предложением провести в рамках Чтений 17 октября 2021 г. в Людиново празднование Дня отца. Такой праздник впервые в регионе будет отмечаться в этом году.

После этого состоялась церемония награждения педагогов образовательных организаций, расположенных на территории Козельской епархии и концерт. Завершилась конференция молитвой.

Конференция началась с молитвы.

С приветственным словом выступили: епископ Козельский и Людиновский Никита, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан.

Приветственное слово заместителя Губернатора Калужской области Константина Михайловича Горобцова огласил начальник управления молодёжной политики министерства образования и науки Калужской области Михаил Александрович Артамонов.

Приветственное слово министра культуры Калужской области Павла Александровича Суслова огласила заместитель министра культуры Калужской области Анастасия Викторовна Абрамова.

На конференции выступили с докладами:

Далее участники конференции приняли за основу предложенный проект резолюции конференции, дополнив его предложением провести в рамках Чтений 17 октября 2021 г. в Людиново празднование Дня отца. Такой праздник впервые в регионе будет отмечаться в этом году.

После этого состоялась церемония награждения педагогов образовательных организаций, расположенных на территории Козельской епархии и концерт. Завершилась конференция молитвой.


Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за их грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

(Эти слова одного из наших классиков вполне уместны
и в отношении Петра Великого)

Петру I Липецк обязан не только зарождением металлургии, но и своим становлением в качестве курортного города, благодаря открытию им на месте современного Нижнего парка целебного источника минеральных вод.

Царь-преобразователь с его многочисленными реформами, коснувшимися всех сторон жизни не только общества той эпохи, но и простирающимися далеко в будущее, вызывает неоднозначное отношение к своей личности по настоящее время.

Отношение Петра Великого к Церкви, несмотря на известные всем некоторые негативные моменты, в целом носит положительный поддерживающий характер.

Иноверцев же Петр стремился привлечь к православным истинам монаршими милостями. Принявших Православие раскольников освобождали от двойного оклада и поборов, жителей Казанской губернии, пожелавших креститься, не брали в солдаты, новокрещенных татар в Сибири освобождали от холопства.

Всем православным подданным повелел бывать за Богослужением в день Полтавской победы, а кроме того, церковной молитвой встречать начало календарного года и памятные даты царской фамилии.

Препятствуя разделению прихожан по имущественному признаку, царь издал указ, запрещающий богатым приглашать духовенство к себе домой для совершения Богослужений, что вменяется в тщеславие.

Не осталось без благочестивых начинаний и такое грандиозное свершение, как возведение новой столицы. Государь не решился перекраивать на европейский лад самобытную архитектуру Москвы, но основал столицу будущей империи на месте славных побед великого князя Александра Невского. Выстроив в Санкт-Петербурге монастырь во имя святого защитника Руси (ныне это Александро-Невская лавра), царь с подобающими почестями повелевает перенести из Владимира в стольный град нетленные мощи благоверного князя и лично участвует в этой процессии.

Несмотря на административное стеснение под крылом государева попечения не оскудела в ту эпоху Православная Церковь и своими тружениками, не превратилась в некую бюрократическую организацию, лишенную творческих сил и высоты духа. Уже в царствование самого Петра она дала Отечеству и всему православному миру подвижников благочестия, ставших значительными деятелями русской культуры и церковного просвещения. Среди них и сподвижники царя Преосвященные: Стефан (Яворский) Рязанский и Феофан (Прокопович) Новгородский, Димитрий Ростовский и Митрофан Воронежский. Бывая на воронежских верфях, Петр не упускал случая побеседовать со святителем Митрофаном, находя в его словах духовное утешение и опору своим лучшим начинаниям, так как чувствовал в его личности своего единомышленника.

Даже если преобразования общества не произойдет в грандиозных масштабах, не нужно унывать, – спасти душу можно в любых государственных условиях, о чем свидетельствуют сонмы православных святых, просиявших в нашем Отечестве, как в допетровский период, так и в синодальный, и еще в большей степени – в жестокие годы советского богоборчества.

Благословение Божие и мир Его да пребудут со всеми нами!

МИТРОПОЛИТ
ЛИПЕЦКИЙ И ЗАДОНСКИЙ,
ГЛАВА ЛИПЕЦКОЙ МИТРОПОЛИИ

Читайте также: