Консультация для родителей создание дидактических игр своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Всем известно, что подготовку детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры. Ведь в игре закладываются первоначальные навыки учебной деятельности.

Содержимое публикации

Консультация для родителей

Всем известно, что подготовку детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры. Ведь в игре закладываются первоначальные навыки учебной деятельности.

Дидактические игры для дошкольного возраста в ДОУ

Современные дидактические игры для детского сада помогают в развитии ребёнка. Именно с помощью игры маленький человек познает окружение.

Как проводятся игры в детсаду

Требуемый минимум компетенции преподавателя состоит в умении различать дидактические игры в дошкольном возрасте от прочих игровых форм. Педагог должен знать:

  • структурирование;
  • разновидности;
  • картотеку базы;
  • нормативы регламента.

Применяя игровые методики, воспитатель детсада должен помнить, что во время игры ребёнок удовлетворяет свои базовые потребности, происходит освоение деятельности, труда и учебы. Малыш растет как индивидуальность, исходя из чего очень важно правильно организовать игровой процесс, подойти к делу со всей ответственностью, опираясь на базу педагогики.


Цели и задачи в разные периоды детства

Выявлено, что дидактические игры (ДИ) для дошкольников решают следующие задачи по обучению:

  • узнавание и понимание новых знаний;
  • совершенствование навыков работы ума;
  • применение знаний в разных ситуациях;
  • формирование и прогресс речи ребенка в ДОУ.

ДИ может выступать:

  • как организационно-обучающая форма;
  • методика образования и закрепления знаний;
  • средство воспитания нравственности и воли человека.

К сведению! Особенное значение имеет игровое действие, цель его — создание игровой ситуации и взаимных отношений между играющими малышами. Если оно отсутствует, это уже не игра, а беседа или дидактическое упражнение.

Классификация дидактических игр ДОУ

По содержанию ДИ могут иметь различные предметные направления:

  • окружающий мир;
  • развитие речевого аппарата;
  • языковедение;
  • математические знания;
  • ОБЖ.

Любое занятие может выполняться в данной форме. Более успешны и результативны интегрированные мероприятия.


По применяемому материалу воспитатели подразделяют ДИ:

  • с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Характеристика у каждого вида своя.

Содержание и выбор предметов для игры

По содержанию и материалам игры различаются. В детсадах применяются ДИ:

  • С предметами. Предметы в них — это обучающий материал. Применять можно все: игрушки, материал природного происхождения, вещи, используемые в быту, поделки. Творческий подход педагога дает возможность организовать игровое мероприятие, применяя и уникальные магазинные игрушки, инновационные комплексы для игр и любые имеющиеся дома предметы, даже то, что обычно выкидывают, или то, что валяется под ногами. Варианты игр с предметами — это инсценировки, сюжеты и ДИ с игрушками, развивающими моторику (пирамиды, матрёшки, кубики). Обучение при игре с предметами первостепенно развивает мышление. Ребенок учится анализировать, искать общее в вещах и отличать их, осваивает навыки пользования предметами различной направленности. Играя с предметами, малыши расширяют кругозор, узнают о самоконтроле поведения, концентрации внимания. Действия улучшают память, позитивно влияют на работу мозжечка.
  • Настольно-печатные. Эти ДИ решают важнейшие обучающие задачи. Улучшают кругозор и показывают ребенку окружающий мир, систематизируют знания, которыми малыш обладает, развивают мышление, логическое восприятие, внимание, а также воображение. В данной категории более актуальны игры на основе парности карточек, которые распределяются по задачам обучения и сложности.
  • Словарные. Для них характерно то, что решение задачи обучения дошкольника идет как процесс мышления. Играя, участник игры может пофантазировать, пользуясь знаниями без помощи игрового материала, не наглядно. Среди данного типа ДИ много известных пословиц, загадок, шуток. Педагог может применять стихотворения, небольшие отрывки из книг.

К сведению! Благодаря игровому процессу получается развивать детей младшей, средней и старшей групп.

Самодельные ДИ для дошкольников разного возраста

Воспитатели в детсаду, да и мамы, папы дома могут делать многое для воспитанника. Не исключение — игры по развитию речи в средней группе своими руками.


Цель занятий направлена на то, чтобы ребенок стал творческим, умел фантазировать, придумывать, объяснять идеи. Помимо этого, ДИ для дошкольников, сделанные самостоятельно, помогают сформировать навыки и различные знания о планете, окружении. Также помогают:

  • усовершенствовать их умения последовательно и связно излагаться;
  • расширять запас слов;
  • развивать мыслительный процесс, память, внимательность;
  • социально адаптироваться.

Хорошо игры влияют на моторику и тактильное восприятие.

Создание дидактических игр самостоятельно

Игры можно сделать самостоятельно дома с ребенком. ДИ для дошкольников своими руками могут быть связаны, к примеру, с разными необычными поделками. В украшениях, делать которые ребенок будет сам, применяют разные материалы:

  • цветные пуговицы;
  • мелкие камни;
  • трубки разной длины;
  • бусины;
  • ракушки;
  • шишки;
  • счётные палочки;
  • фишки;
  • шнурки;
  • проволоку.

Разглядывая подготовленный самостоятельно материал, малыш на выбор будет нанизывать его на проволоку, делать различные украшения. Такие игры развивают ловкость и силу рук, моторику, координацию, творческие способности. Можно сделать музыкальное сопровождение и готовиться к новогодним праздникам. Сегодня продается много шаблонов, поделок для детей раннего и более старшего возраста.

ДИ для дошкольников

ДИ длятся примерно 10-20 мин. Важно, чтобы в этот период не понижалась работа ума участников, детям было интересно.

Важно! Необходимо создать безопасность. Особенно надо за этим следить в групповых мероприятиях.

Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один малыш, а другие ничего не делали. Иная ситуация наблюдается, если та же задача поставлена всем участникам: они должны тщательно разглядеть и запомнить, где находятся игрушки на столе, затем педагог закрывает предметы или предлагает участникам закрыть глаза и путает местами предметы. Играющие должны заметить перемены.


Особенности и отличия

Руководить различными возрастными группами надо с отличительными особенностями. В ясельных группах детям после первого года жизни педагог сам рассказывает правила, участвует, ощупывает предмет, дает описание картинки из картотеки. Играть с младшими детьми просто, можно:

К сведению! Малышу не интересен результат игры, его привлекает само действие: пинать, убирать, переносить.

Для дошкольников более старшего возраста действие игры должно устанавливать наиболее сложные отношения между играющими. В игру обычно входит выполнение определенной роли. Здесь требуется абсолютная самостоятельность.

Старшая группа ДИ (в основном для взрослых воспитанников) предусматривает соревновательный процесс: кто быстрее подберет пару, выкрикнет слово, антоним тому, что сказал педагог, угадает, что подходит для определенной профессии.

Важно! Необходимо, чтобы прослеживались соревновательные элементы: кто-то победит, а кто-то в следующий раз будет в центре внимания.

Как проводятся игровые мероприятия в детсаду

Для подбора дидактической игры следует знать подготовительный уровень дошкольников, потому что в играх они должны руководствоваться своим опытом. Определяя задачу, нужно первостепенно иметь в виду, какие знания, представления у ребенка о мире, окружении, социальных явлениях должны запоминаться ребенком, какие возможности ума должны развиваться. Личностные качества получится сформировать средствами определенной игры (например, честность, внимательность, скромность, настойчивость).


Как создать мотивирующую среду

Созданию мотивирующей составляющей уделяется особенное внимание. Воспитатели стремятся применять инновации и принципы выстраивания предметного и игрового пространства, потому что группа детсада для многих дошкольников является их вторым домом, где они находятся очень много времени. В детсаду воспитанники играют, занимаются творчеством, кушают, отдыхают, гуляют, общаются с ребятами и работниками садика.

К сведению! Доказано, что от того, как комфортабельно создана развивающая мотивирующая среда в детсадовском учреждении, полностью зависит результат развития интеллекта малыша, уровень его адекватности, моральной основы, подготовленности к школьной программе, эмоциональное состояние.

Структура и временной план

Структура определена ФГОС. Название расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. ДИ состоит из:

  • задач, которые ставятся педагогом и отражают его роль в обучении;
  • игровой задачи, выполняемой воспитанниками в период мероприятия: дидактические и игровые отображают взаимную связь игры и учения. В отличие от прямой задачи на мероприятии, в ДИ она выполняется через задания, определяет действия, становится задачей для маленького участника. Вызывает желание и необходимость разрешить ее, запускает действия;
  • игровых действий, составляющих базу игры. Без них не может проходить игра. Это не любые действия, а те, которые идут в игровой ситуации: прятки, поиск, нахождение, изображение сюжета, ролевых отношений, загадки, соревновательный процесс. Таким действиям обучают воспитатели. Только тогда мероприятие имеет смысл;
  • игровых правил, организующих и направляющих поведение дошкольников, взаимных отношений между всеми, кто участвует;
  • итога игры. Показатель уровня достижения воспитанника в получении знаний, развитии ума, взаимоотношений, а не просто победа любым путем.

Задачи, действия и правила, результат — все это взаимосвязано между собой, отсутствие хотя бы одной составляющей разрушает цель и сокращает уровень воспитания.

Мероприятия полезны для детсада как основа развития и воспитания личности, но важно выбрать хороший садик с грамотными педагогами.

Занятия по сенсорике посредством дидактической игры можно начинать в 2-3 года, в это время мозг малыша очень пластичен и способен воспринимать сложные, на первый взгляд, понятия. Главное – проводить домашние тренировки на позитивной волне, не нервничать и не кричать на ребенка, если что-то у него не получается, а вот хвалить необходимо даже за незначительный успех – это станет отличной мотивацией для дальнейших стараний.

Можно использовать многочисленные формы и приемы работы.

Не стоит думать, что все будет просто, на практике для сенсорного развития детей могут потребоваться годы. Но, занимаясь регулярно, можно будет заметить успех. Ребенок не просто начнет ориентироваться в различных типах поверхности, но и постепенно запомнит характеристики: гладкий, шероховатый, скользкий, мягкий и твердый.


Играя с этим пособием,
решаются следующие задачи:

-соотнесение цвета предмета
с цветовым полем.

-соотнесение формы предмета
с отверстием.

-развитие речи за счет слов,
обозначающих цвета и форм предметов.

-развивать умение находить
предметы на ощупь.

Самок
главное, его можно носить по группе и
дому, с ним можно играть там, где захочется
ребенку, потому что предмет, извлекаемый
из ведра, туда же и возвращается по
дидактической задаче.







Развиваем словесно-логическую и слуховую память

Дети с удовольствием играют со словами и в слова, потому что их речь становится более сложной и динамичной, и подобные игры для них нетрудны. В этом возрасте ребенок уже отличает и узнает буквы, его постепенно учат читать. 3-4 года – период расцвета чтения сказок. Детям нравится их слушать, потому что, как правило, в них человечески черты и характер приписываются животным, а это так интересно и необычно! Но нужно быть осторожным с выбором сказок: малыши возрастом около трех лет еще с трудом отличают вымышленные от настоящих персонажей, и если в сказке есть отрицательный, злой и жестокий герой, это здорово может их напугать.

Двигательная и зрительная память

В три, а тем более в четыре года малыш вполне способен лучше задерживать на чем-то свое внимание. Он дольше может рассматривать картинку и запоминать большее количество деталей

Ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает больше о внешнем мире, о животных, его ручки уже ловкие – постройки из конструктора усложняются. Дидактические игры по развитию зрительной и двигательной памяти становятся все насыщеннее.

Дидактические игры по сенсорному развитию своими руками

Козлова Татьяна Дидактические игры по сенсорному развитию своими руками

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего возраста.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для сенсорного развития детей. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, которые я сделала своими руками.















Дидактические игры своими руками Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Для пробуждения.

Дидактические игры своими руками В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что.

Дидактические игры своими руками Начиная с самого раннего возраста ребенок активно познает мир,исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают важнейшее.

Дидактические игры своими руками для детей 2–3 лет Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет Собери букет в вазу Цель: развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста..

Музыкально-дидактические игры своими руками Музыкально-дидактические игры своими руками Сколько полезного можно сделать из контейнеров от киндер-сюрпризов! Разнообразные поделки, средства.

Задеваем чувственные струны

Если у ребенка не достаточно сформирован уровень произвольных процессов, то занятия в детском учреждении, а потом и в школе, не будут давать высокого результата. А ведь всем нам хочется видеть своего непоседу в рядах первых учеников, хочется, чтобы учеба давалась легко, а уровень знаний у ребенка повышался.

Сегодня мы и поговорим о том, как помочь малышу добиться достаточного уровня развития сенсорных систем, и как это использовать в занятиях с детьми до 4 лет.

Основой жизни маленького человека пока еще остается восприятие окружающего мира на уровне воздействия на психику яркими образами. Через восприятие начинается познание. Детская психика устроена таким образом, чтобы собрать в единую картину мира окружающую действительность с помощью:

Все эти органы чувств активно участвуют в развивающем процессе, это наиболее актуальные пути познания нового материала.

Какие игры с участием органов чувств вы проводите со своими детьми? Придумываете ли вы эти игры самостоятельно? Обратите внимание на то, что упражнения должны охватывать каждый из анализаторов

Расширяем кругозор

Ребенка трех, а тем более четырех лет необходимо научить различать время суток, года, виды деревьев, фрукты и овощи… И в этом участвуют не только мама и папа, но и все члены семьи: от братьев и сестер до бабушек и дедушек.

Гуляя с ребенком, показываем ему, где березка, клен, елка, липа, тополь

Чтобы он лучше их запомнил, акцентируем внимание на различии листьев, коры, кроны. Рассказываем, что елочка – вечнозеленое дерево (вводим новое слово и поясняем его), липа цветет, а тополь пускает пух, березка выпускает сережки, а у яблони после цветочков появляются плоды

Дидактические игры могут быть совершенно разными, и необязательно для них покупать дорогие игрушки. Заинтересовать ребенка, независимо от того, сколько ему лет, несложно, ведь он сам стремится к исследованию мира, желает вступить с ним во взаимодействие. А это начинается с восприятия и познания предметов и явлений. Не жалейте своего времени, развитие малыша нельзя пускать на самотек. Помогите ему сейчас, и семена своевременного обучения дадут щедрый урожай уже завтра.

Дидактические игры сегодня считают одним из самых эффективных средств, помогающих в обучении дошкольников. Такие игры используют не только в качестве формы обучения, но и как средство личностного развития и, в сущности, как самостоятельный игровой вид деятельности.

Создавать дидактические игры своими руками для дошкольников – достаточно непростое занятие, однако есть некоторые секреты, которые смогут значительно его облегчить.

дидактические игры своими руками для дошкольников

Классификация дидактических игр для дошкольников

Выделяют такие типовые виды дидактических игр для дошкольников:

  • С предметами. Используют игрушки и другие подручные предметы. Этот вид дидактических игр наиболее эффективно развивает логическое мышление, знакомит детей с основными свойствами предметов: их цветом, формой, текстурой, величиной.
  • Настольно-печатные. Это, наверное, наиболее разнообразный тип игр. Использование такого рода игр позволяет поставить перед ребенком множество различных развивающих задач.
  • Словесные игры помогают устанавливать связь между вновь приобретенными знаниями и теми, которые ребенок получил ранее. Во время таких игр дети отыскивают различия и сходства предметов, описывают их, отгадывают предметы по их описанию. Таким образом, дошкольники углубляют свои знания об окружающем их мире.

Также существует иная классификация дидактических игр для дошкольников:

  • поручения,
  • загадки,
  • путешествия,
  • предположения,
  • беседы.

дидактические игры по математике для дошкольников

Кроме того, при создании дидактических игр своими руками для дошкольников нельзя упускать из вида тот факт, что любая дидактическая игра имеет конкретную структуру, которой необходимо придерживаться:

  • дидактическая задача,
  • игровая задача,
  • правила игры,
  • игровые действия,
  • подведение итогов.

Чем руководствоваться при выборе типа дидактической игры?

Важно принимать во внимание возраст ребенка. Так, для детей младшего дошкольного возраста лучше использовать как можно больше наглядных пособий как для пояснения правил, так и для самой игры. Ребенку постарше можно предложить командную игру, ведь у него уже есть некоторый опыт сотрудничества. А дети старшего дошкольного возраста уже обладают необходимым опытом для решения более сложных логических задач. Не требуйте от ребенка того, на что он просто не способен.

виды дидактических игр для дошкольников

Примеры дидактических игр своими руками для дошкольников

Игры по математике

Дидактические игры по математике для дошкольников не только развивают навыки счета, углубляют знания геометрических фигур, но и помогают развить логику и абстрактное мышление. Так, например, можно помочь ребенку в произведении арифметических действий. В ходе игры взрослый и ребенок бросают друг другу мяч. Взрослый при броске называет элементарный арифметический пример (к примеру, 5-3). Ребенок, бросая мяч в ответ, называет правильное число.

Другая дидактическая игра, которую можно создать своими руками буквально из бросового материала, способна научить детей правильно составлять различные геометрические фигуры и анализировать их. Для такой игры понадобится несколько толстых ниток длиной 20-25 сантиметров или пару десятков счетных палочек. Нужно предлагать ребенку различные задания. Например, составить одинаковые фигуры разного размера, составить прямоугольник из определенного количества палочек, составить геометрические фигуры в определенном порядке.

классификация дидактических игр для дошкольников

Для игры необходимо подобрать несколько черно-белых рисунков (их можно без труда найти в интернете и распечатать на принтере), на которых изображены различные виды спорта, а также предметы, относящиеся к тому или иному виду спорта. Взрослый называет ребенку определенный вид спорта, а ребенок должен правильно выбрать картинку и раскрасить черно-белое изображение.

В конце игры можно подготовить мозаику-пазл, разрезав одну из картинок на разные части, и предложить ребенку собрать картинку заново. В ходе такой деятельности у ребенка развивается логическое мышление. Когда картинка готова, можно вместе с малышом составить небольшой рассказ по сюжету картинки.

авторские дидактические игры

Взрослый показывает несколько кукол, которым нужны украшения для праздника. У некоторых из них есть бусы, но другим куклам их не хватило. Чтобы они не огорчались, нужно самим сделать бусы для оставшихся кукол. Взрослый предлагает ребенку собрать на каждую из ниточек колечки нужного цвета и надеть готовые бусы на кукол.

Надеемся, что приведенные нами примеры помогут вам создать и другие дидактические игры своими руками для дошкольников. Создавая свои авторские дидактические игры, учитывайте способности и потребности малышей, для которых они предназначаются. Такие игры принесут неоценимую пользу и могут сыграть ключевую роль в интеллектуальном развитии детей.

Читайте также: