Как сделать зил 157 из лего

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

В книге излагаются устройство и работа механизмов, агрегатов и приборов автомобиля ЗИЛ-157К и его модификаций - седельного тягача ЗИЛ-157КВ и автомобля с экранированным электрооборудованием ЗИЛ-157КГ; приведены сведения по регулировке механизмов, уходу за ними, а также указываются возможные неисправности и способы их устранения; даются рекомендации по вождению автомобиля в различных дорожных условиях. Книга предназначена для читателей, связанных с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом автомобилей.

Автомобиль ЗИЛ 157 считается первым крупным успехом советских автомобилестроителей. Модель, выпускавшаяся на протяжении почти 30 лет, является символом целой эпохи. Более того, свою нелегкую службу в многообразных отраслях народного хозяйства автомобиль продолжает нести. Главное достоинство грузовика – проходимость – в настоящее время менее актуальным не стало.

ЗИЛ 157 запомнился миру ярким дебютом на Всемирной выставке, проходившей в Брюсселе. Там автомобиль получил Гран-при. Изначально спецтехника предназначалась для нужд Советской Армии, но позднее стала использоваться в сельском хозяйстве и промышленности.

Количество ЗИЛ 157 в последнее время на дорогах страны заметно поубавилось, но полностью списывать модель со счетов еще рано. Автомобиль с 3 осями и отменной проходимостью в условиях плохих российских дорог остается очень востребованным.

История и назначение

ЗИЛ 157 ведет свою историю с середины прошлого века. В тот период на заводе имени Сталина началась разработка трехосного грузовика с полным приводом, ориентированного на армию. Руководил работами по созданию нового продукта А. М. Кригер.

Прототипом для ЗИЛ 157 стала модель ЗИС 151, появившаяся сразу после Великой Отечественной войны. Выявленные недостатки послужили толчком к созданию принципиально нового автомобиля. Потребность армии в многофункциональном грузовике с большой мощностью и проходимостью ЗИС 151 не удовлетворял. Именно эти параметры и намеревались повысить разработчики.

У базовой модели была укорочена рама, а грузовая платформа сместилась ближе к кабине оператора. Дополнительно были установлены большие колеса с износостойкими покрышками и система многократного спуска-подкачки шин. Новая конструкция мостов с одинаковой колеей положительно сказалась на проходимости, а уменьшение числа колес сделало машину легче и позволило обойтись одной запаской.

В 1958 году руководству страны была представлена окончательная версия ЗИЛ 157. Разработчикам удалось показать все преимущества автомобиля над конкурентами. В том же году началось серийное производство грузовика, которое выполнялось на заводе имени Лихачева в Москве. Технические характеристики модели оценили во всем мире. На Всемирной выставке в Брюсселе советская разработка получила Гран-при.


За время выпуска ЗИЛ 157 неоднократно модернизировался. Первые изменения произошли в 1961 году. Для автомобиля разработали новую коробку передач, однодисковое сцепление и телескопические амортизаторы. Модернизированную модификацию назвали ЗИЛ 157К, седельный тягач на основе данной модели – ЗИЛ 157КВ.

В 1977 году выпуск автомобиля был организован на Уральском автомоторном заводе (г. Новоуральск). Модель получила новый индекс – ЗИЛ 157 КД. Спустя 5 лет производство ЗИЛ 157 на предприятии в Москве прекратилось. На Уральском заводе серийный выпуск продолжался до 1991 года. Полностью производство автомобиля завершилось в 1994 году. Последние версии получили новый мотор, унифицированный с агрегатом ЗИЛ 130. В модельном ряду бренда ЗИЛ 157 заменили на ЗИЛ 131.

Автомобиль пользовался большим спросом из-за надежности и простоты конструкции. ЗИЛ 157 предназначался, главным образом, для вооруженных сил и лесного хозяйства. Однако позднее модель стали использовать в промышленности и сельском хозяйстве. Автомобиль активно применялся на Алтае, в многообразных областях Украины, на песках Средней Азии и на Крайнем Севере. Везде он чувствовал себя одинаково уверенно и не подводил в самых трудных ситуациях. Среди машин своего класса у ЗИЛ 157 долгое время не было конкурентов. Седельный тягач ЗИЛ 157В имел немалую популярность и выпускался в малых количествах.


Основные версии ЗИЛ 157:

  • ЗИЛ 157 – базовая модель;
  • ЗИЛ 157В – седельный тягач;
  • ЗИЛ 157К – базовая модель, начиная с 1961 года;
  • ЗИЛ 157КВ – седельный тягач, начиная с 1961 года;
  • ЗИЛ 157Г – модификация с экранированным оснащением;
  • ЗИЛ 157КГ – модификация с экранированным оснащением, начиная с 1961 года;
  • ЗИЛ 157Е – экспортная версия;
  • ЗИЛ 157Ю – тропический вариант;
  • ЗИЛ 157Е – специализированная вариация с 2 топливными баками по 150 л;
  • ЗИЛ 157КД – базовая модель, начиная с 1978 года;
  • ЗИЛ 157 КДВ – седельный тягач, начиная с 1978 года.

Автомобиль выпускался в многообразных вариациях, но наибольшее распространение получило армейское исполнение машины – серия БМ. Для инженерных служб была разработана модификация с буровыми установками. Помимо военного назначения, ЗИЛ 157 использовали в строительных и нефтяных компаниях, фермерских и сельских хозяйствах, геологических организациях и других направлениях. Модель была невероятно востребованной, что объяснялось значительными показателями надежности и качества, а опять же простотой конструкции.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 6684 мм;
  • ширина – 2315 мм;
  • высота – 2360 мм (с тентом – 2915 мм);
  • колесная база – 3120 мм;
  • дорожный просвет – 310 мм;
  • передняя колея – 1755 мм;
  • задняя колея – 1755 мм;
  • минимальный радиус поворота – 12000 мм.

Размеры платформы:

  • длина – 3570 мм;
  • ширина – 2090 мм;
  • высота с решеткой – 926 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 5540 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2400 кг;
  • нагрузка на заднюю тележку – 3140 кг;
  • полная масса – 10190 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2770 кг;
  • нагрузка на заднюю тележку – 7420 кг;
  • грузоподъемность – 2500 кг.

Средний расход топлива на скорости 40 км/час составлял 42 л. Емкость топливного бака – 150+65 л. Автомобиль не был рассчитан на протяженные транспортировки.

Динамические характеристики:

  • максимальная скорость – 65 км/час;
  • максимальная глубина преодолеваемого брода – 850 мм.

Двигатель

ЗИЛ 157 получил 4-тактный карбюраторный агрегат, разработанный специализированно для него. В процессе эксплуатации ЗИС 151 были выявлено множество недостатков: мотор регулярно перегревался, имел большой расход топлива, а тяговые характеристики не позволяли буксировать прицеп с грузом значительной массы. опять же двигатель не отличался надежностью. При создании ЗИЛ 157 разработчики учли данные минусы и существенно доработали силовую установку.


Агрегат получил головку из алюминиевого сплава, установленную на рядный блок с 6 цилиндрами. Подобная система повысила надежность и производительность. Силовая установка получила новый радиатор с шестилопастным вентилятором, исключающим возможность перегрева. опять же были доработаны схема вентиляции картера замкнутого цикла и уплотнения в водяном насосе. Мотор устанавливался на новой подвеске. Благодаря доработке масляного насоса и сальника коленвала смазочную систему удалось улучшить. Модернизация позволила сократить потребление горючего на 7-22% при увеличении производительности.

За время производства двигатель дважды улучшали. В 1961 году его мощность увеличили до 109 л.с., а с 1978 года грузовик стали комплектовать мотором, унифицированным по некоторым узлам с агрегатом ЗИЛ 130.

Несмотря на все улучшения, новый двигатель зимой вел себя весьма привередливо, многим водителям приходилось надевать на радиатор кожухи-утеплители.

Характеристики агрегата ЗИЛ 157:

  • рабочий объем – 5,56 л;
  • номинальная мощность – 104 (109) л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 343 Нм;
  • количество цилиндров – 6;
  • степень сжатия – 6,2;
  • рекомендованный тип топлива – А-66 или А-72.
  • система охлаждения – жидкостная.




Устройство

В качестве трансмиссии использовалась 5-ступенчатая механическая коробка передач с пятой повышающей передачей. После изменений, произошедших в 1961 году, ее исключили. В основу коробки передач легла модель, позаимствованная у ЗИС 151. Однако она получила принудительное включение, износостойкие шестерни и новые сальники. Почти полной переделке подверглась карданная передача. На среднем мосту появилась промежуточная опора для кардана заднего моста. При этом значительное усиление получили кожухи полуосей ведущих мостов. Сцепление применялось сухое, однодисковое. Механические раздаточная коробка имела 2 понижающие передачи и механизм отключения переднего моста.

Особое внимание было уделено разработке шин для новой модели. В итоге появились шины с повышенной эластичностью, увеличенной шириной профиля и внутренним слоем из мягкой резины. Они позволяли двигаться при пониженном давлении. В плане износостойкости новая разработка уступала предшественнику, но давала заметное увеличение проходимости. На ЗИЛ 157 устанавливали дисковые колеса с распорными кольцами и разъемными ободьями. Благодаря централизованной системе изменения давления в шинах из кабины оператора оператора степень контроля данного параметра существенно увеличилась. Грузовик мог продолжать движение даже с поврежденным колесом за счет непрерывной подкачки воздуха.

Рулевое управление на ЗИЛ 157 было представлено глобоидальным червяком и кривошипом с роликом. Тормозная система состояла из колодок, действующих на все 6 колес посредством пневматического привода.

Электрооснащение включало однопроводную систему проводки с напряжением в 12 В. Для грузовика использовались 2 аккумуляторные батареи 3-СТ-84-ПМС-3 и генератор Г12-В.


кабина оператора в сравнении с предшественником была модернизирована. Если в более ранних грузовиках отсутствовал отопитель, имелась плохая вентиляция, а уровень комфорта оставлял желать лучшего, то в ЗИЛ 157 данные параметры заметно улучшились, хотя полностью убрать недостатки не удалось. Гидроусилителя у автомобиля по-прежнему не появилось, потому процесс управления был достаточно сложным. В салоне установили радиатор отопителя, который имел дополнительный вывод на лобовое стекло, регулируемые кресла и качественные уплотнения. Уровень комфорта для водителя существенно вырос. Укороченные сопки позволили снизить силу удара, передающуюся рукам от колес в процессе движения. Для улучшения плавности хода на грузовик установили доработанные амортизаторы.

кабину оператора модернизировали несколько раз, но общие характеристики сохранились. Она представляла собой цельнометаллическую конструкцию с 3 посадочными местами. На крыше кабины оператора оператора находился круглый люк. В салоне располагались педали, ножной переключатель света и необходимые рычаги. опять же машина комплектовалась лебедкой для самовытаскивания. Приборная панель получила минимум изменений. Центральное место на щитке было отведено спидометру с круглым циферблатом.

Внешность ЗИЛ 157 оказалась довольно интересной. Слегка удлиненная кабина оператора, односкатные колеса и широкие плоские крылья делали дизайн гармоничным. На боковых крыльях находились круглые фары, защищенные металлической решеткой. Сзади располагалась деревянная платформа со съемными бортовыми решетками и откидными сиденьями.

Цена нового и б/у ЗИЛ 157

Производство ЗИЛ 157 завершилось довольно давно, потому на продаже данных автомобилей практически не осталось. Ценники на них невысокие. Модели 1982-1987 года выпуска можно приобрести за 40000-90000 рублей, версии 1990-1994 года – за 100000-200000 рублей.

Грузовой внедорожник ЗИЛ-157

Грузовой автомобиль ЗИЛ-157 стал настоящей легендой в СССР. Автомобиль, построенный на базе ЗИС-151, превосходит по проходимости не только грузовые автомобили тех лет, но и многие современные внедорожники. Если бы не двигатель автомобиля ЗИЛ-157, который в настоящее время является слишком устаревшим и маломощным, машина бы до сих пор состояла на службе в армии России.

Первые разработки грузового автомобиля повышенной проходимости были начаты на заводе ЗИС во второй половине 1940-х годов.

История появления ЗИЛ-157

ЗИС-151

Хотя Советская Армия успешно победила в Великой Отечественной войне, она до сих пор испытывала огромные трудности в связи с отсутствием мощного грузовика повышенной проходимости. ЗИС-151, серийный выпуск которого был налажен в 1948 году, не устраивал армию своей низкой проходимостью. Данный автомобиль строился на основе американских грузовиков, переданных СССР по ленд-лизу, и к концу войны был уже достаточно устаревшей и маломощной машиной.

Уже в 1946 году была проведена попытка создания автомобиля, которому суждено было стать ЗИЛ-157, но в те годы правительство решило, что дешевле будет создать военный грузовик на базе американского Студебекера. Данное решение затормозило разработку советской модели ЗИЛ-157 как минимум на 10 лет.

Новая машина получила следующие изменения в конструкции:

  • Все мосты ЗИЛ-157 получили одинаковую колею;
  • Автомобиль получил схему полного привода, при этом передний мост грузовика был подключаемым;
  • Колёса стали односкатными, а шины ЗИЛ-157 очень широкими. Это было сделано для увеличения проходимости;
  • Общий вес автомобиля значительно снизился, что позволило снизить расход бензина и увеличить внедорожные качества.

Первая партия бортовых ЗИЛ-157 была выпущена в Москве в 1956 году, где они выпускались на протяжении 20 лет. В 1978 году производство было перенесено на автомоторный завод на Урале, где он выпускался вплоть до 1994 года.

Новые шины и система автоматической подкачки колёс

Шины для ЗИЛ-157

Для того чтобы увеличить проходимость ЗИЛ-157 по бездорожью, конструкторам потребовалось разработать совершенно новые шины, которые могли бы обеспечивать движение грузовика даже при пониженном давлении. Был дан спецзаказ на шинный завод, и в течение короткого времени появились новые шины, обладающие следующими характеристиками:

  • Высокой эластичностью;
  • Увеличенной шириной профиля;
  • Сниженным количеством слоёв корда;
  • Использованием специальных мягких сортов резины для изготовления внутренних слоёв шин.

Хотя снижение давления в шинах существенно ограничивало максимальную скорость машины (технические характеристики двигателя ЗИЛ-157 позволяли развивать скорость до 65 км/ч), тем не менее, по своей проходимости он не имеет серийных аналогов до сих пор. С максимально сниженным давлением в шинах, ЗИЛ мог двигаться со скоростью до 10 км/ч. Если грузовик всё же застревал, то его могла выручить лебёдка, которая устанавливалась на некоторые модификации.

С помощью системы автоматической подкачки колёс можно было выставлять различное давление в шинах при движении по разным типам грунта:

  • Давление в 2,8 кг/см2 устанавливается для движения по дорогам с твёрдым покрытием и позволяет двигаться с максимальной скоростью до 60 км/ч;
  • Если грузовому автомобилю предстояло двигаться по полю или лесу, давление в шинах снижалось до 2 кг/см2, а скорость должна была быть до 30-40 км/ч;
  • Если двигаться предстояло по пескам или целине после затяжных ливней, то давление снижалось до 1 кг/см2. Скорость при этом не превышала 20 км/ч;
  • Двигаться по болотистым или заснеженным участкам пути предстояло с давлением 0,5 кг/см2. Скорость в этом случае не превышала 10 км/ч.

Компрессор подкачки способен не только менять давление в шине, в случае получения прокола, он дает возможность автомобилю доехать до места ремонта. Естественно, данный вариант возможен только при обычном проколе колеса. Если шина лопнет, никакой компрессор её не спасёт.

Изначально, система подкачки колёс размещалась на внешней стороне колёс, но это было достаточно ненадёжное место, так как элементы системы могли повреждаться в процессе эксплуатации ЗИЛ-157. После модернизации автомобиля, которая прошла в 1961 году, систему подкачки установили на внутреннюю сторону колёс. Следующая модернизация, которая прошла в 1978 году позволила системе подкачки поднимать давление в шинах до 3,5 кг/см2 при движении на дорогах с твёрдым покрытием. Это позволило увеличить максимальную скорость до 65 км/ч.

Весьма интересно и необычно для того времени было организованно управление централизованной системой подкачки шин. Она управлялась непосредственно с места водителя и допускала менять давление в шинах прямо во время движения.

Особенности конструкции карбюраторного двигателя ЗИЛ-157

Двигатель ЗИЛ-157

Так как в основе конструкции лежал грузовик ЗИС-151, конструкторы учли все недостатки его карбюраторного мотора. Двигатель был недостаточно мощный для буксировки тяжёлых прицепов, имел повышенный расход топлива, при больших нагрузках постоянно перегревался. Кроме того, ресурс карбюраторного двигателя был небольшим, да и надёжность его не удовлетворяла потребителей, поэтому перед установкой на ЗИЛ-157 данный двигатель был серьёзно доработан и усовершенствован. Главные усовершенствования заключались в следующем:

  • Появилась новая алюминиевая головка, которая была установлена на блок, что позволило увеличить степень сжатия. Также был установлен усовершенствованный карбюратор. Все эти нововведения позволили увеличить мощность двигателя до 104 л/с;
  • В системе охлаждения появился новый радиатор и мощный вентилятор, который прогонял воздух через него. Благодаря этому усовершенствованию удалось разобраться с проблемой перегрева двигателя;
  • В системе смазки появился масляный насос новой конструкции;
  • Появились новые сальники коленвала;
  • Водяной насос получил новые уплотнения;
  • Силовой агрегат получил новую подвеску.

За всю историю выпуска ЗИЛ-157, его двигатель был подвергнут модернизации 2 раза. Первая модернизация состоялась в 1961 году, тогда у мотора увеличили мощность до 109 л/с. Второй раз мотор был модернизирован в 1978 году. Тогда двигатель частично унифицировали с мотором ЗИЛ-130.

Сейчас в продаже можно часто встретить ЗИЛ-157 дизель. Это самостоятельная доработка, которая к заводу не имеет никакого отношения. Дизельные двигатели часто устанавливаются на ЗИЛ-157 лесовоз, которые ещё можно встретить на лесозаготовках. Обычно устанавливается дизельный двигатель МТЗ или ЯМЗ.

Трансмиссия и эргономика ЗИЛ-157

ЗИЛ-157 самосвал

На автомобили первых годов выпуска устанавливалась пятиступенчатая коробка передач с понижающей пятой передачей. После модернизации автомобиля, которая прошла в 1961 году, понижающая передача была убрана.

В качестве раздаточной коробки использовалась стандартная раздатка ЗИС-151, которая подверглась глубокой доработке. Карданная передача тоже была переделана, а кожухи полуосей усилены.

Тормоза были установлены новой конструкции, а колёса стали крепиться на восьми шпильках.

Серьезные изменения произошли и в кабине. Теперь водительская кабина была оборудована отопителем салона, системой обогрева переднего стекла, регулируемым водительским сиденьем и прочими полезными мелочами. Если сравнить кабину ЗИЛ-157 с современными грузовиками, то кажется, что ни а каком комфорте не может быть и речи, но по сравнению с первыми послевоенными грузовиками, это был настоящий люксовый салон.

Хотя рулевое управление было лишено гидроусилителя, имеется неофициальная информация, что в середине 1980-х годов в армию была отправлена партия экспериментальных ЗИЛ-157, оснащённых гидроусилителем руля. Хотя многие просто модернизировали свои автомобили, устанавливая на них ГУР от ЗИЛ-131.

Краткие ТТХ грузовика ЗИЛ-157

ЗИЛ-157 КУНГ

Автомобиль обладал следующими техническими характеристиками:

  • Длина составляет 6 684 мм;
  • Высота с тентом – 2 915 мм, без тента – 2 360 мм;
  • Ширина – 2 315 мм;
  • Полный вес составляет 10 190 кг;
  • Масса перевозимого груза зависит от того, по каким дорогам передвигается ЗИЛ-157. На дорогах с твёрдым покрытием он может перевозить до 5 тонн груза, по грунтовым дорогам – не более 2,5 тонн.

Расход топлива ЗИЛ-157 значительно ниже, чем у ЗИС-151 и составляет 40 литров на 100 км пути. Этот показатель может меняться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Реальные показатели расхода топлива, по отзывам современных владельцев ЗИЛ-157, составляют около 50 литров бензина на 100 км пути.

Модельный ряд ЗИЛ-157

ЗИЛ-157 в камуфляжной расцветке

За годы производства было выпущено множество модификаций данной модели:

  • ЗИЛ-157 КУНГ, который использовался в армии. КУНГи были самые разнообразные, начиная от жилых модулей, заканчивая различными мастерскими и лабораториями;
  • ЗИЛ-157 самосвал, который использовался как в армии, так и в народном хозяйстве;
  • Седельный тягач ЗИЛ-157В;
  • ЗИЛ-157Г – специализированная военная модель с защитным экраном;
  • ЗИЛ-157Ю – модель для тропиков, которая имела увеличенный радиатор и модернизированную систему охлаждения.

Кроме того, после модернизаций 1961 и 1978 годов выпускались те же модификации, только модернизированные.

В настоящее время грузовики ЗИЛ-157 иногда ещё используются на лесозаготовках. Кроме того, небольшим, но устойчивым спросом пользуются КУНГи на базе ЗИЛ-157 у профессиональных охотников и рыбаков. Военный грузовик ЗИЛ-157 – очень харизматичный советский автомобиль, который неизменно привлекает всеобщее внимание на улицах.

ЗиЛ трактор

Интересную самоделку, сделал своими руками, один умелец из Волгоградской области. Это полноценный трактор с полным приводом 4х4 и дизельным мотором.


установлены мосты и раздатка ЗиЛ-157

самодельный трактор

На трактор установлен гидроцилиндр и полноценная навеска.

ЗиЛ трактор

ЗиЛовскую раму пришлось укоротить.

двигатель трактора

На трактор установлен дизельный двигатель (90 л.с)






трактор своими руками


самодельный трактор

Автор использует свою самоделку для полевых работ, как полноценный трактор.

Читайте также: