Японская гравюра своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Техника ксилографии, или печати с деревянных досок пришла в Японию из Китая около VII века н.э. вместе с распространением буддизма. Печать с деревянных досок использовалась при изготовлении чёрно-белых оттисков с изображениями различных буддийских святых и при иллюстрировании текстов сутр, но своего подлинного расцвета ксилография достигла лишь в XVIII–XIX столетиях.

В процессе создания японской цветной гравюры на дереве, или ксилографии, участвовали художник, резчик и печатник. Важная роль принадлежала также издателю, изучавшему спрос и определявшему тираж. Зачастую именно он задавал тему гравюры и влиял на характер издания, приглашал художника, резчиков и печатников для выполнения работы.

Создание ксилографии начиналось с того, что художник делал рисунок (сита‑э) кистью, чёрной тушью на тонкой бумаге. Эскиз корректировался автором многократно, утверждался издателем, а позднее и цензором. Затем выполнялся окончательный вариант композиции, который предназначался для копирования на доске уже с марками издателя, цензора, подписями автора (хансита-эхан).

Photo1

Photo2

Photo3

На следующей стадии – изготовлении основной доски (омохан) – в работу включался резчик-гравёр. Рисунок наклеивался (Фото 1) лицевой стороной вниз на подготовленную нужного размера доску из горной вишни. Все линии были чётко видны, но в зеркальном отражении (Фото 2). Резчик изолировал области чёрного цвета контурным ножом, обрезая линии рисунка с высочайшей точностью (Фото 3). Все места, которые должны были остаться неокрашенными или печатались другими красками, выскребались специальными резцами разной толщины.

Photo4

Photo5

По этим отпечаткам художник различал, в каких местах листа будут использованы другие краски. С отпечатка, выполненного с главной, ключевой доски, вырезались остальные доски (кёōгōсури). Для каждого цвета соответственно вырезалась отдельная доска (Фото 4). На основании разметки резчики изготовляли отдельные доски для каждой краски. На каждой доске вырезались так называемые отметки совмещения (кэнтō),

а на углах в нижней части каждой доски вырезались невысокие выступы в форме буквы L (Фото 5), фиксировавшие положение бумажного листа при печати, что и обеспечивало точное попадание последовательно печатавшихся цветов на каждом оттиске.

В студийной системе производства гравюры среди резчиков существовала узкая специализация, свидетельствовавшая о квалификации мастера. Гравёры делились на три категории: касирабори – мастера высшего разряда, специализировавшиеся на изображении лица, причёски и пр., затем – дōбори, вырезавшие менее сложные линии тела и костюмов, и, наконец, ханчия – подмастерья-досочники.

Photo6

Photo7

Photo8

В конце концов набор из нескольких готовых досок переправляли печатнику, который наносил на каждую доску краски (Фото 6). После этого мастер накладывал бумагу на каждую из вырезанных досок (Фото 7) и делал оттиски вручную при помощи специального овального плоского валика барэн (Фото 8). Краски для печати на гравюрах были минерального или растительного происхождения на водяной основе с добавлением рисовой пасты и кроличьего мездряного клея в качестве связующего вещества. Бумага васи, или японская бумага, на которой делали оттиск, была ручного отлива, длинноволокнистая, более плотная, чем та, на которой делали первоначальный рисунок и предварительный оттиск. В её состав входила обработанная пульпа бумажной шелковицы (кōдзо), растительная проклейка, известь и измельчённые раковины, придававшие бумаге дополнительную белизну. Существовало множество разновидностей бумаги васи: для обычных гравюр использовалась бумага более низкого качества, изготавливавшаяся из японского бересклета маса, в состав которой входило также текстильное волокно (рами) из дикорастущей крапивы, а для гравюр, выполненных по специальному заказу, использовалась плотная бумага высшего качества хōсёгами, в которой содержание пульпы кōдзо составляло сто процентов.

Традиционно печатали до двухсот оттисков с каждой композиции, в зависимости от последующих продаж тираж гравюры мог допечатываться. Впоследствии в случае необходимости стёршиеся линии на досках корректировались и подрезались.

Общий контроль над всем процессом создания ксилографии – от рисунка и последующего производства до продажи и распространения – осуществлял издатель.

Техника была основана на точности и жёстком линеарном исполнении рисунка, не допускавшем никаких живописных размывов кисти. Традиционность художественного языка, условия, которые диктовала техника ксилографии, студийный процесс, когда работа разделялась на несколько этапов, – всё это вместе взятое обеспечивало изобразительную логику элементов линии, пятна и орнамента.

АЙНУРА ЮСУПОВА

Фотографии любезно предоставлены для использования на сайте японской гравюры ГМИИ им.А.С. Пушкина Институтом изучения гравюры Адати©

© 2011-2019 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В начале октября провели курс по японской гравюре. Рассказывает Кэйко Кобаяси, ведущая:


Автор фотографии: Юлиана Горнаева-Книгина

"Моку-ханга - это гравюра на дереве в японской традиции. Трехдневный курс был ознакомительным. Мы делали цветные гравюры с двух досок.

1-й день. Краткая история японской гравюры на дереве и подготовка эскиза

На этом занятии мы познакомились с тенденциями и стилями современной японской гравюры, которая принципиально отличается от традиционной гравюры укиё-э.

Готовые эскизы разложили по цветам на две доски. Эскизы к гравюре - не живопись: они должны быть сильно упрощены из-за требований техники. Мы "рисуем" на деревянных досках штихелями.

2-й день. Гравирование досок

Переносили эскиз на две доски через кальку: каждой доске - свои элементы. Очертили раму картины на кальке, перенесли левую и нижнюю стороны этой рамы в одинаковых расстояниях от левого и нижнего краев доски для совпадения изображения.
Потом гравировали доски разными штихелями. Доски предварительно покрасили, чтобы лучше было видно вырезанное.

3-й день. Печать

Цели
- Понять особенность печать водной (акварельной) краской.
- Напечатать на сухой бумаге для рисования и на влажной японской бумаге васи. Если осталось время, попробовать печатать на разных сортах бумаги и сравнить результат.

Содержание
Печатали акварелью. Сперва приготовили нужные цвета и напечатали пробники на сухой бумаге для рисования. В процессе искали нужную густоту краски путем проб и ошибок. Краска должна быть довольно густой, но на практике краску подбирают под доску (как она прорезана, состоит из линий, или из крупных плоскостей), состояние бумаги (сухая или влажная). На печать влияют температура и влажность комнаты. Если краска плохо ложилась, добавляли немного клея нори. Итоговую работу печатали на влажной японской бумаге васи.

Пробная печать двух досок:

Оттиск с двух досок на японской бумаге:

Левая верхняя – бумага для рисования; правая верхняя – черная японская бумага; левая нижняя – европейская бумага для высокой печати; правая нижняя – влажная японская бумага:

На европейской бумаге четче (нижняя):

Серая краска лучше легла на японской бумаге (нижняя):

В разных цветах:

Хорошая печать на сухой европейской бумаге:

Хорошая печать на влажной японской бумаге:

Спасибо всем, что занимались с интересом и серьезно!"

Отзывы
Мы отправили участникам анонимную форму для отзывов. Публикуем все без редактуры.

"Я ожидала чего-то стремительно интенсивного, а получились спокойные, вдумчивые занятия. Как раз именно три дня оказалось хорошим периодом, чтобы и погрузиться в тему, и подумать о своей работе. Предшествовавшая занятиям подготовка в соц. сетях была очень важна, чтобы созрела идея, что сделать. Иначе, у меня например, вряд ли получилось бы так резко перестроиться. Преподаватели удачно разделились по функциям и само рабочее пространство было удобно и практично решено. При этом, мне кажется, если бы были еще предварительные мелкие пробы и резки и печати, участникам было бы легче делать эскиз и работать с досками. Любая ручная техника печати требует индивидуальной подстройки и практики и именно этого хотелось больше, и совсем отдельно от лекционной части. Дерево и печатающая акварель создают свой особенный язык, доступный скорее не через примеры, а через собственный опыт. Очень благодарна ведущим, идейным вдохновителям, организаторам и мастеру точных инструментов - Саше за прекрасную слаженную работу. Была атмосфера счастливого погружения в любимое дело. Спасибо.
Даша"

"Большое спасибо за курс. Очень интересная лекция с красивейшими примерами. Конечно, найти столько информации без знания японского языка почти невозможно. В моку-ханге, как везде и во всём, есть разрыв между традиционалистами и новаторами, притом новаторы оказались чуткими к традиции. Практическая часть тоже классная: заставляет думать по-другому, упрощать, думать о пересечении цветов, помнить об ограничении по детализации в резьбе. А потом, когда доски (т.е. композиция, слои и форма) готовы, нужно попасть в технику, почувствовать густоту краски, импровизировать. а также ощутить разницу между японскими материалами (бумагой, резцами и кисточками), и теми, что доступны для нас. Хочется пробовать дальше, максимально использовать всё богатство техники, приручать российские материалы и бумагу, увы, не васи :)
Александр"

"Очень понравилось, как проходили занятия: настроение, атмосфера. Я была в Кружке впервые, оказалось очень уютно. Сам процесс создания цветной гравюры не был для меня чем-то новым, но поработала над ней с удовольствием. Впечатлил рассказ Кейко о японской гравюре ХХ века — до этого я мало знала о ней. И конечно, главное — печать! Это чудо какое-то! Акварель ведёт себя удивительно, открылся огромный простор для экспериментов с легко доступными материалами. Осталась маленькая деталь — обзавестись барэном. Пока что нашла вот такую штуку на Амазоне, возможно, кому-то пригодится ссылка.
В связи с этим небольшое предложение на будущее — может, стоило включить в стоимость курса этот необычный инструмент? Продолжаю поиски, а пока притираем по старинке ложечкой)
Спасибо Кейко, спасибо Марине! Надеюсь еще вернуться к вам))
Юлия Потресова"

"Здравствуйте! очень было интересно и познавательно! спасибо за открытие такой техники и возможность знакомства и работы с Кейко.
Здорово, что помогала Марина особенно в первый день и хорошо, что разделили группу на 2.
я довольна и процессом и результатом.
Чуть только переживаю о материалах, возможно ли приобретать такую бумагу и кисти и барены как у Кейко, но уже понятно,что возможно в Японии."

"По времени может чуть больше на возможность печати оттисков, но в целом хватило и времени и сил. И даже здорово, что было разнесено Лекция и работы на разные дни через неделю.
Спасибо Вам большое!
Кейко и Марине особая благодарность и любовь!
Давайте еще!
Катя Воскресенская"

"Классный курс. Понравилась динамика - времени было мало, это дало возможность включиться сразу без раскачек, максимально присутствовать в процессе и делать всё четко. Очень интересно и сложно было изловчиться и получить светлые цвета без добавления белил или воды - требует сноровки.
Понравилась непосредственность и неторопливость Кейко и то, как она задавала атмосферу занятию. Вроде много людей, много действий, все в движении и в то же время так плавно и никакой суеты.
Единственный момент, который сильно выбил из колеи это история с досками. На первом занятии преподаватель подсказал, что лучше использовать три доски, когда приступили к работе, в третьей доске отказали, не знаю по какой причине - пришлось умещаться в две.
А вообще техника заинтересовала и захотелось ещё попробовать в ней разные штуки.
Здорово, что Кружок расширяет сферу творчества."

"Очень благодарен за такую уникальную возможность, за педагогический талант, тонкую внимательность и чуткие наставления Кейко Кобаяси. Полученный опыт для меня - материал будущей самостоятельной работы. Курс прошёл на одном дыхании, был максимально насыщен, полностью соответствовал своему формату. Для дальнейшей работы интересным было бы расширение этого курса и раскрытие темы выразительных средств моку ханга, процесса печати, способов добиться определённых характерных, детальная и с каждым разом всё более осмысленная проработка эскиза."

"Спасибо за мастер-класс. Самое большое впечатление произвела возможность печатать акварелью - это просто новый мир какой-то)
Для меня это было первое посещение кружка, теперь стараюсь изыскать время, чтоб ходить регулярно. Потому что такое место, куда хочется приходить часто."

"Я уже неоднократно занималась гравюрой на дереве и на линолиуме, но решила, что техника японской гравюры расширит горизонты моих познаний и даст новый творческий толчок. Кейко очень хорошо владеет русским языком, но во время теоретической части хотелось более глубокого анализа произведений, а также более подробных объяснений по технике. Создалось впечатление, что курс рассчитан на новичков, которые никогда не держали в руках штихеля. Из курса я вынесла несколько новых имен, а также узнала пару нюансов по печати. И конечно, рада знакомству с Кейко (мне очень понравились ее работы). В любом случае, спасибо."

"Курс мне понравился, и я надеюсь применить новые умения на практике. Рада была попробовать работать хорошими инструментами, большое спасибо за письмо с материалами лекции. Преподаватели и группа очень приятные люди. Спасибо!"

От АТС-мании ещё не излечилась. Делаю АТСочки и меняюсь.
Тройное удовольствие: от процесса создания, от того, что карточки кому-то приглянулись, и от получения карточек в обмен.
Нравятся японские гравюры. Использовала их для создания карточек.


Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"


От АТС-мании ещё не излечилась. Делаю АТСочки и меняюсь.
Тройное удовольствие: от процесса создания, от того, что карточки кому-то приглянулись, и от получения карточек в обмен.
Нравятся японские гравюры. Использовала их для создания карточек.
Читать полностью
+29 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> Гайдаенко Елена 12.06.2011 291 6 комментариев

Построим каркасный дом вашей мечты

Каркасный дом с 3 спальнями и террасой V235 "Гавайи"

Каркасный дом с 3 спальнями и эркером V126 "Форт Ли"

Каркасный дом с цокольным этажом V359 "Милдред"

Каркасный дом с 3 спальнями и мансардой V342 "Мирамар"

Комментарии

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:

. или указать адрес картинки в интернете:

Загрузка списка альбомов.

Вставка изображения


Чаще всего на сайте читают:

Я отношусь к малочисленному виду "мамаша-пофигист". Учится ребенок, и ладно. Золотая медаль в доме уже есть, висит-пылится на видном месте. Свой мозг в головы дочерей все равно не вложишь, поэтому приходится обходиться заводской комплектацией. На каждое собрание прихожу с открытой душой новорожденного ребенка: закономерные вопросы других, ответственных мам, типа "как вы решали №768 со страницы 878787 по учебнику Засланца-Марсианского" вводят меня в ступор. Однако и меня не обошел стороной конфликт с учителем. Но я смогла решить его с наименьшими потерями. Как? Об этом расскажу в своей записи.

В жизни каждого из нас однажды происходят те события, которые сильно меняют нашу жизнь. И я не исключение. Вот об этом я и хочу поведать другим. На дворе тогда был 2006 год. Мне было 27 лет. Я уже 3 года была замужем, но деток у нас пока не было. Работала я в одной крупной компании бухгалтером. Считала зарплату на всю фирму. И наступил момент, когда на меня взвалили очень большой объем работы.

Когда давно ходишь беременной, весь мир кажется сказочным, а ты в нем, как минимум, фея. Круглая такая фея. Глаза блестящие, улыбка загадочная, походка… опущу про походку. И ты ждешь. И думаешь, съедая второе мороженое на скамеечке парка, ВОТ-ВОТ! Еще чуть-чуть и вот оно счастье! Ты много читала, ты спрашивала, ты всё-всё можешь себе представить. Но проходит время… и ты понимаешь… НЕПРАВДА! Итак, список того, к чему я была абсолютно не готова.

Многие фотографии трогают до глубины души. Ниже представляю те, которые затронули струнки моей души. Вы можете приложить те фото, которые в чем-то затронули вас.

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

Картины в японском стиле своими руками добавят индивидуальности и философского настроения в интерьер. Японская живопись уникальна и самобытна. Одним из самых выразительных направлений является пейзаж.

Его характерные особенности:

  • Легкая сюрреалистичность композиции. Не добивайтесь фотографического сходства, главное – передать настроение и чувства, возникающие при вдумчивом созерцании.
  • Отсутствие ярких красок – только легкие, пастельные, почти прозрачные полутона.
  • Четкие, но в то же время плавные контуры фигур.

Своими руками вы можете создать, конечно, не шедевр, но оригинальное и самобытное произведение в японском стиле, идеально подходящее для украшения интерьера.

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

Самый простой вариант

Для тех, кто располагает минимумом времени, и не может похвастаться способностями к рисованию, есть следующий вариант картины своими руками.

На листе плотного картона густой черной гуашью или тушью изобразите ветку дерева. Затем в нескольких блюдцах или одноразовых пластиковых тарелках в разных пропорциях смешайте красную и белую краску, чтобы получить различные оттенки розового. Цвета не должны быть излишне яркими. Поочередно в каждое блюдце окунайте спонж или кусочек губки и наносите отпечатки на картон, изображая цветы сакуры.

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

Традиционный пейзаж

Если вы хотите традиционный японский пейзаж, приобретите акварельные краски и специальную бумагу для рисования ими. Бумагу можно заменить картоном. Еще понадобится остро заточенный карандаш, пастель, палитра и кисти.

Не забудьте, что прежде чем начать рисовать, бумагу для акварели пропитывают водой.

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

Учтите, что картон хорошо впитывает воду, значит, краску нужно разводить водой сильнее, чтобы получить необходимый прозрачный тон. На бумаге, наоборот, появятся потеки. Поэтому сначала поэкспериментируйте, чтобы найти нужную пропорцию.

  • Те, кто умеет рисовать, изображают на листе набросок своими руками. Если вы лишены способностей, берите готовый пейзаж, копируйте на кальку и переносите на бумагу. Сильно нажимать на карандаш нельзя. Линии должны быть чуть заметными и плавными. Обозначьте только основные контуры. Все остальное нужно дорабатывать кистью.
  • Приступайте к нанесению краски. Начните с фона (небо, вода) и самых крупных деталей (горы, зелень). Используйте толстую кисть. Помните, что цвета используются легкие, полупрозрачные. От верхнего края листа двигайтесь к нижнему. Оставьте рисунок до полного высыхания.
  • Затем самой тонкой кистью начинайте прорисовывать мелкие детали – стволы и ветви деревьев, дома на горном склоне, птиц в небе, вершины гор в снегу, бабочек на цветках. Линии должны быть четкими и плавными. Не старайтесь быть фотографически точными. Главное – передать впечатление. Легкое ощущение незавершенности и размытости идеально подходит для картины в японском стиле.
  • Пастельными мелками изобразите тени на склонах гор и на земле, блики на воде. Но совсем немного.
  • Последний штрих – стихотворение, отвечающее теме и настроению пейзажа. Их вы найдете на тематических интернет-сайтах. Предварительно потренируйтесь в написании иероглифов, чтобы добиться требуемой легкости и изящества росчерков. Чтобы создать впечатление старины, смешайте черную гуашь или тушь с коричневой или темно-синей.

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

Полотно на шелке

Главное здесь – интуиция и чувство меры. Эффектно смотрится картина из черных линий на алом или желтом фоне, созданная своими руками. Если ткань пастельного цвета, те, кто знаком с техникой батик, могут на мокром полотне изобразить пейзаж или просто абстрактный цветной фон. Приступайте к работе только тогда, когда ткань полностью просохнет.

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

  • Подберите соответствующий рисунок и с помощью кальки или копировальной бумаги перенесите его на кусок шелка (лучше натурального). Чем больше линий, тем интереснее получится произведение.
  • Зафиксируйте ткань в натянутом положении, чтобы она не сминалась. Можно просто прижать края чем-то тяжелым, но лучше растянуть ее на специальных больших пяльцах для вышивки.
  • Далее из нитей мулине нужных цветов начинайте скручивать шнуры разной толщины. Для основных элементов (ствол дерева, склон горы, журавль) – 2-4 мм, для мелких деталей – 1 мм или меньше. Все зависит от формата полотна и масштаба изображения. Как сделать шнурок? Возьмите несколько нитей за концы и крутите в противоположные стороны. Затем сложите пополам.
  • Тончайшим слоем, иглой или зубочисткой понемногу наносите клей ПВА на контуры. И тут же, пока он не успел высохнуть, приклеивайте шнур, придавая наброску объем, а всему изображению – рельефность. Законченная картина похожа на гравюру наоборот.
  • Особенно тщательно прорабатывайте концы и пересечения линий. Аккуратно подрезайте шнур и прячьте все торчащие нитки на стыках. Два конца друг на друга накладывать не стоит – перепады толщины плохо смотрятся.
  • Подождите, пока высохнет клей, и вставьте полотно в рамку. Если оно длинное и узкое, вденьте по верхнему краю кулиску, нижний утяжелите и вешайте так.

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

Лоскутная живопись в технике кинусайга

Японцы – люди очень практичные. Именно поэтому старые, не пригодные для дальнейшей носки кимоно они разрезают на мелкие кусочки и создают замечательные лоскутные картины.

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

Чтобы своими руками создать шедевр, вам понадобится следующее:

  • Лист плотного картона;
  • Тонкий лист пенопласта (подойдет квадрат потолочной плитки);
  • Лоскутки ткани одинаковой толщины;
  • Синтепон или вата;
  • Клей-карандаш;
  • Зубочистка или тонкая спица;
  • Принадлежности для шитья – нитки, игла, портновские булавки, ножницы;
  • Краски (лучше всего акриловые).

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

  • Проще всего приобрести готовый шаблон в магазине рукоделия. Там уже намечено, как именно разрезать его. В комплект входит два одинаковых рисунка. Иначе вам придется создавать его своими руками.
  • Перенесите рисунок на кальку и разрежьте на фрагменты. Чтобы не запутаться, каждый кусочек пронумеруйте.
  • Вырежьте детали из ткани подходящего цвета. Со всех сторон добавьте минимум 2 мм для припуска.
  • Пенопласт наклейте на картон. На него приклейте второй экземпляр шаблона и острым ножом прорежьте линии контуров. Желобки должны быть примерно той же глубины, что и припуск на ткани.
  • Края желобков промажьте клеем. Зубочисткой или иглой аккуратно заправляйте каждый лоскуток на свое место. Оставляйте небольшое отверстие, чтобы набить его ватой или синтепоном.
  • Прорисуйте краской мелкие детали. Также для отделки можно использовать тонкие шнуры. Японская картина готова.

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

Объемные произведения в технике осиэ

Картины в технике осиэ – это объемные аппликации из бумаги. Этот вид декоративно-прикладного искусства напоминает предыдущий вариант, но техника требует большей усидчивости, аккуратности и кропотливости. В Японии эти картины своими руками делают даже маленькие дети.

  • Лист плотного картона и лист ватмана;
  • Японская бумага-васи;
  • Тонкий поролон или ватин;
  • Клей;
  • Ножницы.

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

Вам нужна именно бумага-васи, так как по текстуре она напоминает ткань. Обычная цветная бумага не имеет необходимой эластичности, легко мнется и рвется по сгибам.

Читайте также: