Янтарный лак как сделать

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Сегодня тема не совсем обычная для канала, посвященного домостроению, ремонту и благоустройству участка. Натолкнуло на создание материала сразу несколько моментов: возможный интерес для читателей канала, наличие личного опыта и просьба некоторых комментаторов.

Итак, обработка янтаря.

Думаю, все понимаю, что в таком виде янтарь в природе не встречается :)

Дикий, добытый из земли или моря янтарь выглядит совсем иначе. Не зная, что это такое, трудно предположить, какую красоту могут скрывать в себе под грубой "коркой" невзрачные "камешки".

Думаю, что такое янтарь и откуда он берется, рассказывать не надо. Если надо - пожалуйста, напишите в комментариях, тема на самом деле очень интересная, я с удовольствием сделаю такую статью. А пока поговорим об обработке.

И морской, и "земляной" янтарь имеет достаточно плотную и жесткую корку, образующуюся в результате выветривания, воздействия воды (и это касается не только морского), химических реакций и прочего. Именно эта корка превращает застывшую смолу древних деревьев в такое вот неинтересное на первый взгляд нечто. Корку эту необходимо удалять. Иногда это делают лишь частично, если наличие непрозрачной стороны изделия позволяет как-то обыграть обработанную прозрачную сторону.

Попытка сфотографировать один из кусков "на просвет". Таким образом определяется примерное качество фрагмента, наличие включений, загрязнений, трещин и так далее

Попытка сфотографировать один из кусков "на просвет". Таким образом определяется примерное качество фрагмента, наличие включений, загрязнений, трещин и так далее

Далее процесс обработки описан на базе вот такого кусочка (пробный, его было не жалко :)

Первичные работы велись с помощью мини-дрели, аналога "Дремеля". Думаю, многие знакомы с этим полезным устройством. Завершение - вручную.

Первый этап - обдирка корки и сглаживание поверхности. Для этого использовалась насадка с грубым абразивом, наждачным.

Вначале использовался абразив 80 грид, далее, по мере сглаживания камешка - 120, 180 и 240 грид, янтарь постоянно смачивался водой, самой обычной водопроводной водой, налитой в обычный пластиковый стаканчик (что-то приличное было жалко).

Из интересного: на первой скорости мини-дрели можно вести обработку и "насухо", но пыли при этом существенно больше, разлетается она дальше, а запах сильнее. Мокрый янтарь пахнет заметно меньше.

Аннотация: Изобретение относится к составам для защиты различных поверхностей от микроорганизмов и биокоррозии, в частности к составам, включающим янтарь в качестве одного из компонентов. Янтарный лак включает измельченный янтарь, льняное масло, при необходимости, уайт-спирит и/или скипидар. После растворения в горячем льняном масле измельченного до 6 мкм янтаря и термической обработке при 120-160°С в течение 40-80 мин, процеживании, и, при необходимости, разбавлении уайт-спиритом и/или скипидаром, проводят ультразвуковую обработку образовавшейся суспензии с плотностью мощности 0,1-10 Вт/см и частотой 22-35 кГц, что обеспечивает ускорение растворения янтаря и увеличивает его содержание в готовом продукте. 1 ил., 3 табл., 10 пр.

Основные результаты: Янтарный лак, включающий измельченный янтарь, льняное масло, при необходимости, уайт-спирит и/или скипидар, отличающийся тем, что после растворения измельченного до 6 мкм янтаря в горячем льняном масле осуществляют термическую обработку суспензии при 120-160°C в течение 40-80 мин, процеживание, и, при необходимости, разбавление уайт-спиритом и/или скипидаром, и суспензию подвергают ультразвуковой обработке с плотностью мощности 0,1-10 Вт/см и частотой 22-35 кГц.

Изобретение относится к области биотехнологии и, в частности, предназначено для защиты различных поверхностей (дерева, металлов, стекла, пластмасс) от микроорганизмов и биокоррозии. Защитный противомикробный лак содержит янтарь, льняное масло, уайт-спирит и/или скипидар.

Несмотря на все достижения техники получения лакокрасочных покрытий с заданными свойствами, янтарный лак до сих пор считается одним из лучших. Его применение весьма перспективно для покрытия музыкальных инструментов, мебели, подводной части кораблей. Покрытая янтарным лаком мебель долго сохраняет ровный сияющий блеск и свежесть полировки, днище корабля не обрастает моллюсками [1]. Известные технологии приготовления лака занимают длительное время (часы и даже дни) и сопряжены с потерей существенной части янтаря [2].

Известна технология (прототип заявляемого изобретения) приготовления янтарного лака [3], включающая грубое измельчение янтаря (1 часть), последующее нагревание до 160°С и плавление янтаря, смешение с льняным маслом (1 часть) и разбавителем уайт-спиритом или скипидаром (1,5-2 части), кипячение полученной смеси в течение 3-4 часов и длительное отстаивание до оседания грубых, не растворившихся полностью частиц.

Известна технология производства янтарного лака [4], включающая измельчение янтаря до частиц размером от 1 до 7 мм, с последующим нагреванием с олифой, в соотношении примерно 1 часть по массе янтаря и от 3 до 20 весовых частей масла, до температуры, при которой частицы янтаря размягчаются, начинают набухать и поднимаются на поверхность олифы и дальнейшем кипячении при температуре более 350°С и при ограниченном доступе кислорода в течение нескольких часов до формирования однородной консистенции.

Получение янтарных лаков по существующим технологиям требуют длительного времени, и при этом всего лишь 15-20% процентов исходного продукта - янтаря переходит в раствор [5].

Заявляемое изобретение обеспечивает ускоренное приготовление янтарного лака и более полное растворение янтаря.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что для ускорения процессов растворения янтаря используют ультразвук с частотами 22÷35 кГц, разрешенными МЭК для технологического применения, с плотностью мощности 0,1-10 Вт/см 3 . При более низких плотностях мощности ультразвука снижается эффективность его воздействия, при более высоких - повышается вероятность возникновения кавитации и нежелательных звукохимических реакций [6].

Предлагаемый способ получения янтарного лака включает (Чертеж):

- механическое измельчение кусочков янтаря до частиц размером 1-10 мкм (1);

- дозированная подача измельченного янтаря (2) в горячее льняное масло в соотношении 1:1,5 - 1:3 и термическая обработка полученной смеси при 120-160°С в течение 40-80 мин (3,4,5);

- фильтрование (процеживание) образовавшейся массы через сито с размерами ячеек 10 мкм (6);

- разбавление, при необходимости, уайт-спиритом в количестве до 10% или скипидаром в количестве до 10% (7);

- ультразвуковую обработку с плотностью мощности 0,1-10 Вт/см 3 и частотой 22-35 кГц в течение 5 мин до полного растворения частиц и гомогенизации (8);

- упаковка и маркировка (9) готового янтарного лака.

Изобретение поясняется примерами, которые не носят ограничивающего характера.

Пример 1: Небольшие кусочки (3-5 мм) янтаря в течение ~ 10 мин размалывали на планетарной мельнице, после чего 40% (по массе) измельченного до ~ 6 мкм и отсеянного продукта растворяли в горячем (100-160°С) льняном масле в течение часа. Образовавшуюся коричнево-золотистую массу процеживали через металлическое сито с калиброванными отверстиями размером 10 мкм и разбавляли, добавляя 10% (по массе) уайт-спирита, дополнительно подвергая ультразвуковой обработке (5-10 мин) с плотностью мощности 1 Вт/см 3 и частотой 22-35 кГц до полного растворения и гомогенизации раствора.

Пример 2: Небольшие кусочки (3-5 мм) янтаря в течение ~ 10 мин размалывали на планетарной мельнице, после чего 40% (по массе) измельченного до ~ 6 мкм и отсеянного продукта растворяли в горячем (100-160°С) льняном масле в течение часа. Образовавшуюся коричнево-золотистая массу процеживали через металлическое сито с калиброванными отверстиями размером 10 мкм и разбавляли, добавляя 10% (по массе) скипидара, дополнительно подвергая ультразвуковой обработке (5-10 мин) с плотностью мощности 1 Вт/см 3 и частотой 22-35 кГц до полного растворения и гомогенизации раствора.

Пример 3: Небольшие кусочки (3-5 мм) янтаря в течение ~ 10 мин размалывали на планетарной мельнице, после чего 40% (по массе) измельченного до ~ 6 мкм и отсеянного продукта растворяли в горячем (100-160°С) льняном масле в течение часа. Образовавшуюся коричнево-золотистая массу процеживали через металлическое сито с калиброванными отверстиями размером 10 мкм и разбавляли в смеси растворителей, добавляя 5% (по массе) уайт-спирита и 5% (по массе) скипидара, дополнительно подвергая ультразвуковой обработке (5-10 мин) с плотностью мощности 1 Вт/см 3 и частотой 22-35 кГц до полного растворения и гомогенизации раствора.

Пример 4: Небольшие кусочки (3-5 мм) янтаря в течение ~ 10 мин размалывали на планетарной мельнице, после чего 40% (по массе) измельченного до ~ 6 мкм и отсеянного продукта растворяли в горячем (100-160°С) подсолнечном масле в течение часа. Образовавшуюся коричнево-золотистая массу процеживали через металлическое сито с калиброванными отверстиями размером 10 мкм и разбавляли, добавляя 10% (по массе) уайт-спирита, дополнительно подвергая ультразвуковой обработке (5-10 мин) с плотностью мощности 1 Вт/см 3 и частотой 22-35 кГц до полного растворения и гомогенизации раствора.

Пример 5: Небольшие кусочки (3-5 мм) янтаря в течение ~ 10 мин размалывали на планетарной мельнице, после чего 40% (по массе) измельченного до ~ 6 мкм и отсеянного продукта растворяли в горячем (100-160°С) масле грецкого ореха в течение часа. Образовавшуюся коричнево-золотистая массу процеживали через металлическое сито с калиброванными отверстиями размером 10 мкм и разбавляли, добавляя 10% (по массе) уайт-спирита, дополнительно подвергая ультразвуковой обработке (5-10 мин) с плотностью мощности 1 Вт/см 3 и частотой 22-35 кГц до полного растворения и гомогенизации раствора.

Пример 6: Небольшие кусочки (3-5 мм) янтаря в течение ~ 10 мин размалывали на планетарной мельнице, после чего 40% (по массе) измельченного до ~ 6 мкм и отсеянного продукта растворяли в горячем (100-160°С) льняном масле в течение часа. Образовавшуюся коричнево-золотистая массу процеживали через металлическое сито с калиброванными отверстиями размером 10 мкм и разбавляли, добавляя 10% (по массе) уайт-спирита, дополнительно подвергая ультразвуковой обработке (5-10 мин) с плотностью мощности 0,1 Вт/см 3 и частотой 22-35 кГц. Обнаруживается нерастворенный осадок.

Пример 7: Небольшие кусочки (3-5 мм) янтаря в течение ~ 10 мин размалывали на планетарной мельнице, после чего 40% (по массе) измельченного до ~ 6 мкм и отсеянного продукта растворяли в горячем (100-160°С) льняном масле в течение часа. Образовавшуюся коричнево-золотистая массу процеживали через металлическое сито с калиброванными отверстиями размером 10 мкм и разбавляли, добавляя 10% (по массе) уайт-спирита, дополнительно подвергая ультразвуковой обработке (5-10 мин) с плотностью мощности 10 Вт/см 3 и частотой 22-35 кГц до полного растворения и гомогенизации раствора. Полученный раствор приобретает прогорклый запах.

Пример 8: Небольшие кусочки (3-5 мм) янтаря в течение ~ 10 мин размалывали на планетарной мельнице, после чего 40% (по массе) измельченного до ~ 6 мкм и отсеянного продукта растворяли в горячем (100-160°С) льняном масле в течение часа. Образовавшуюся коричнево-золотистая массу процеживали через металлическое сито с калиброванными отверстиями размером 10 мкм без добавления растворителей, дополнительно подвергая ультразвуковой обработке (5-10 мин) с плотностью мощности 1 Вт/см 3 и частотой 22-35 кГц до полного растворения и гомогенизации раствора. Полученная масса отличается повышенной вязкостью.

Пример 9: Небольшие кусочки (3-5 мм) янтаря в течение ~ 10 мин размалывали на планетарной мельнице, после чего 60% (по массе) измельченного до ~ 6 мкм и отсеянного продукта растворяли в горячем (100-160°С) льняном масле в течение часа. Образовавшуюся коричнево-золотистая массу процеживали через металлическое сито с калиброванными отверстиями размером 10 мкм и разбавляли, добавляя 10% (по массе) уайт-спирита, дополнительно подвергая ультразвуковой обработке (5-10 мин) с плотностью мощности 1 Вт/см 3 и частотой 22-35 кГц до полного растворения и гомогенизации раствора.

Пример 10: Небольшие кусочки (3-5 мм) янтаря в течение ~ 10 мин размалывали на планетарной мельнице, после чего 60% (по массе) измельченного до ~ 6 мкм и отсеянного продукта растворяли в горячем (100-160°С) льняном масле в течение часа. Образовавшуюся коричнево-золотистая массу процеживали через металлическое сито с калиброванными отверстиями размером 10 мкм и разбавляли, добавляя 10% (по массе) скипидара, дополнительно подвергая ультразвуковой обработке (5-10 мин) с плотностью мощности 1 Вт/см 3 и частотой 22-35 кГц до полного растворения и гомогенизации раствора.


Наиболее приемлемой композицией является композиция 1, в состав которой кроме янтаря входит льняное масло с небольшим добавлением уайт-спирита, т.к. обладала необходимой однородной невязкой консистенцией не резким запахом и без образования осадка. При плотности мощности ультразвука 0,1 Вт/см 3 янтарь медленно растворяется в масле, при плотности мощности ультразвука 10 Вт/см 3 наблюдается окисление масла за счет дополнительного нагрева, обусловленного высокой плотностью мощности ультразвука и появлением прогорклого запаха.

Для определения фунгицидной активности исследуемых, содержащих янтарь образцов использовали метод испытания защитных свойств янтарного лака по отношению к плесневым грибам (Aspergillus niger, Penicillum funiculosum, Trichoderma viride, Fusarium culmorum), который реализовали в соответствии с ГОСТ 9.049-91, ГОСТ 9.049-75 [7,8]. Для определения антимикробной активности исследуемых, содержащих янтарь образцов лаков использовали диско-диффузионный метод [9].


1, 2 - материал содержит питательные вещества, которые обеспечивают незначительное развитие грибов.

3, 4, 5 - материал содержит достаточное количество питательных веществ, благоприятствующих развитию грибов.

Из полученных данных следует, что лаки, содержащие янтарь, обладают высокой антимикробной активностью и позволяют создавать защитные пленки, препятствующие росту и развитию грибов Aspergillus niger и Penicillum funiculosum, Trichoderma viride, бактерий видов Bacillus subtilis, Bacillus thuringiensis и других, часто встречающихся на различных поверхностях в бытовых и промышленных помещениях, в биофильтрах, на стенах герметичных помещений, в том числе космических станций.

В результате использования предложенного способа удается повысить количество растворенного янтаря с 15% до 50%, а время приготовления лака сократить с 3-5 часов до 40-80 минут.

Таким образом, совокупность отличительных признаков описываемого изобретения обеспечивает достижение указанного результата. Использование предложенного изобретения позволяет сократить время получения готового продукта - янтарного лака, снизить потери янтаря.

Для заявленного изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в изложенной формуле, подтверждена возможность осуществления с помощью описанных в заявке средств и методов. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "промышленная применимость".

В результате проведенного анализа уровня техники получения янтарного лака источник, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного изобретения, не обнаружен, следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "новизна".

Дополнительный поиск известных решений показал, что заявленное изобретение не вытекает для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку применение ультразвука позволяет избежать потери исходного сырья. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "изобретательский уровень".

2. Мошков Н.Н. Неизвестное об известном. Янтарь - красота, здоровье и долголетие от природы. - Калининград, 2008 г. - 82 с.

4. Fels, Jr.; Donald С. (Greenwich, CT), Патент US №0013925, 1996.

5. Сребродольский Б.И. Мир янтаря. - Киев: Наукова думка, 1988 г. - 143 с.

6. Акопян В.Б., Ершов А.Ю. Основы взаимодействия ультразвука с биологическими объектами. - М.: Изд-во РГТУ им. Баумана, 2006, 223 с.

7. ГОСТ 9.049-91 и ГОСТ 9.049-75.

9. Хоулт Дж. Краткий определитель бактерий Берги. М.: Мир, 1980, 496 с.

ЛАК ЯНТАРНЫЙ

Янтарный лак, включающий измельченный янтарь, льняное масло, при необходимости, уайт-спирит и/или скипидар, отличающийся тем, что после растворения измельченного до 6 мкм янтаря в горячем льняном масле осуществляют термическую обработку суспензии при 120-160°C в течение 40-80 мин, процеживание, и, при необходимости, разбавление уайт-спиритом и/или скипидаром, и суспензию подвергают ультразвуковой обработке с плотностью мощности 0,1-10 Вт/см и частотой 22-35 кГц.

Обновил интерьер в яхте. Отмечу сразу, что применение янтарного лака сопряжено с проблемой его высыхания внутри каюты, поэтому пришлось использовать уф-лампу, но даже это не обеспечивало гарантированное высыхание за неделю. Но несмотря на это, результат получается интересный, даже если наносить слой лака на другой, но конечно самый лучший результат выходит при нанесении лака на дерево, желательно красное.
Теперь буду смотреть стойкость этого лака в жизни.

Прикрепленные изображения

Рулевой 2-го класса

Покрыл янтарным лаком деревяшки на брандерщите, через месяц они потеряли глянец.

Почему? Что я мог сделать не так?

Покрыл янтарным лаком деревяшки на брандерщите, через месяц они потеряли глянец.

Почему? Что я мог сделать не так?

Сколько слоев лака?

Рулевой 2-го класса

Сколько слоев лака?

Три слоя поверх янтарной пропитки.

Рулевой 2-го класса

Что значит - потерял глянец?
Стал матовым, но прозрачным, невидимым глазу. Или . что - то ещё?

Именно так, стал матовым. На выходных доберусь до лодки и сделаю фото.

Именно так, стал матовым. На выходных доберусь до лодки и сделаю фото.

Именно так, стал матовым. На выходных доберусь до лодки и сделаю фото.

Приветствую. Ждём фотографий, очень интересно. Перед пропиткой ни чем дополнительно дерево не обрабатывали?

Рулевой 2-го класса

Выкладываю фотографии брандерщита. На фотографии получается не очень видно, но одно точно, глянца нет уже.

Прикрепленные изображения

Выкладываю фотографии брандерщита. На фотографии получается не очень видно, но одно точно, глянца нет уже.

Спасибо, вот это было очень интересно.
Ну впрочем, так, я лично и ожидал. такой картины.

Знаю единственный способ сохранить дерево "лакированным" при постоянном воздействии солнца и воды.
Это . оклеить дерево тонкой стеклотканью, слоя в два, а то и три, на эпоксидку.
А потом сверху полачить недешевым специальным лаком с мощной защитой от УФ.
Вот тогда будет долго работать. Но труд весьма большой и "тонкий"

Все иные, известные мне, варианты -> ежегодная перешкурка и перелачка.

Выкладываю фотографии брандерщита. На фотографии получается не очень видно, но одно точно, глянца нет уже.


Приветствую. Извиняюсь за задержку с ответом. Ачто за дерево и чем оно раньше обрабатывалось? Мы не знаем почему так получилось, и слоёв нормально положено. С этой партией это единичный случай, да и вообще такого не было ни когда, чтобы лак становился матовым. У нас есть в планах его обесцветить, а потом колеровать.

Рулевой 2-го класса

Дерево по всей видимости сосна, брандерщит достался вместе с яхтой, изначально эти деревяшки были залачены, чем не знаю, в прошлом году я полностью снимал остатки лака до живой древесины, и покрывал их на несколько слоев полиуретановым яхтенным лаком. За год тот лак стал отщелкиваться от деревяшек, поэтому в этом году снова снял полностью лак до дерева, после чего покрывал слоями ЯП и ЯЛ.

Как бы ни был красив природный янтарь, люди на протяжении долгих лет пытались улучшить качество самоцвета. Мастера, занимавшиеся обработкой янтаря, хотели достигнуть полной прозрачности янтаря, расширить его цветовую гамму. Минерал, подвергшийся обработке, ценился гораздо выше, и использовался для изготовления ювелирных изделий.

Обработка янтаря, фото № 1

Один из самых древних методов обработки янтаря – просветление. Для этой цели применяли жир молодого поросенка, при кипячении в жире пузырьки, присутствующие в самоцвете в большом количестве, постепенно заполнялись жиром, и камень становился прозрачным. Потом вместо свиного жира стали применять льняное или сурепное масло. Просветленный янтарь в XIX веке использовался для изготовления увеличительных стекол, очков. От янтарного стекла порох вспыхивал быстрее, чем от простого стекла, поэтому из янтаря изготавливали и зажигательные стекла.

Обработка янтаря, фото № 2

Обработка янтаря, фото № 3

В каждую временную эпоху в разных ценился тот или иной цвет янтаря, поэтому окрашивание янтаря также очень широко применялось мастерами. Еще в Древнем Риме самоцвету научились придавать красный оттенок, который очень ценился в ту пору: для этого янтарь вываривали в козлином сале или масле при температуре 150-200 градусов, а в качестве пигмента для закрепления окраски добавляли морской пурпур, который добывали из моллюсков, ализарин, индиго и другие натуральные красители. Главный критерий при выборе красителя – он должен растворяться в масле.

Также для придания янтарю красноватых оттенков применяли варение самоцвета в меду, но при этом очень часто образовывалась мелкая сеточка трещин на поверхности камня, поэтому данный способ не пользовался популярностью.

Сегодня также используют осветление, как метод обработки янтаря, мутный или грязно-желтый янтарь обесцвечивают в специальных автоклавах, камни держат 16 часов под давлением в среде азота при температуре 250 градусов, а затем осветленный янтарь закаливают в специализированных печах с песком.

Обработка янтаря, фото № 4

Еще один метод обработки янтаря – прессование и формование. Кусочки янтаря очень пластичны при нагревании, именно это свойство и используют при прессовании. Самоцвет, предварительно очищают от окисленной корки, окислившуюся корочку смолы снимают в течение нескольких часов в барабане, в котором крутятся камни, на дне этого барабана находится шлифовальный круг, об который камешки и трутся. Затем измельчают янтарь в порошок и закладывают в пресс-формы. При температуре 180-220 градусов и давлении порошок превращается в вязкую массу, затем его разливают по формам и дают затвердеть, охлаждая. После прессования получают янтарь различных оттенков, благодаря добавлению в массу красителей, такой янтарь используют в ювелирной промышленности, для изготовления медицинской посуды и используют в промышленности как изолятор.

Как отличить прессованный янтарь

Физико-химические свойства природного цельного янтаря и амброида, формованного камня сходны, но присутствуют некоторые отличия. Для прессованного характерны:

Самым главным отличием амброида (плавленного прессованного янтаря) считается реакция на эфир. Если смочить поверхность естественного камня капелькой эфира, он не изменится, а прессованный станет липким, изменит цвет в месте реакции.

Обработка янтаря, фото № 5

Склеивание самоцвета

Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:

● 50 % водный раствор натрия или калия, которым смазывают поверхности деталей, после чего нагревают до определенной температуры и плотно зажимают между собой;
● янтарный лак и спиртовой раствор натрия;
● раствор целлулоида;
● раствор твердого копала в эфире.

Обработка янтаря, фото № 6

Отжиг. Данный метод улучшает декоративные свойства натуральных кусков янтаря. Необработанный янтарь закладывают в специализированные печи с песком и подвергают сильному калению при температуре свыше 200 С. В результате камень становится прозрачным, за счет того, что из него выходят пузырьки газов, которые замутняли янтарь. При длительном нагреве оттенок янтаря становится золотисто-желтым. При этом внутри самоцвета образуются многочисленные трещинки, что делают камень "блестящим" когда в них преломляется свет, проходящий сквозь камень.

Обработка янтаря, фото № 7

Помимо облагораживания янтаря каждый камень проходит стандартную обработку, которая включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку.

Обработка янтаря, фото № 8

Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной, диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм, его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 – 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия, это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.

Обработка янтаря, фото № 9

Обдирка янтаря – это снятие корки, которая образуется при обветривании минерала. Процесс происходит при помощи крупнозернистого наждачного камня. Получившуюся янтарную пыль собирают в специальный резервуар для получения лака. Обдирку породы обычно начинают с прозрачной стороны минерала, которая когда-то была повернута к солнцу. Корка снизу может быть отличной основой для задуманного изделия, где можно будет разглядеть различные фигуры, которые только можно нафантазировать.

Формовка – на этом этапе, заготовке придают определенную форму. Камню будет предан нужный объем и рисунок.

Обработка янтаря, фото № 10

Раскрой янтаря – спиливание камня до заготовок-пластин нужной толщины и размера при помощи лобзика, слесарной ножовки по металлу. Завернув камень в бумагу или ткань, его зажимают в тисках или струбцине. Чтобы избежать раскола минерала, распиливание никогда не доводят до конца. Как правило, оставляют нетронутой небольшую часть минерала. После, камень вынимают из зажима, переворачивают и делают новый спил навстречу. Проделав такую операцию несколько раз, инструмент вынимают из пропиленного участка и вычищают образовавшиеся опилки и стружку в специальный сосуд.

Обработка янтаря, фото № 11

Выравнивание заготовки проводят после обдирания, формирования или раскроя. Заготовка имеет шероховатую, достаточно грубую, неровную поверхность. Среднезернистой шкуркой, обычно 40 – 16, заглаживают всю поверхность. С помощью гладкой пластины, подложив ее под шкурку, прорабатывают ровные участки. Закругленные - обрабатывают руками, согнув шкурку в трубочку. Движения камня должны быть легкими, круговыми, вращательными и без особого надавливания.

Обработка янтаря, фото № 12

Шлифовка янтаря, по-большому счету копирует предыдущий выравнивающий прием, только шкурка используется здесь меньшей зернистости. Для лучшего эффекта, нужно осуществить процедуру несколько раз, постепенно снижая зернистость. Обработка ведется с увлажнением минерала, поэтому шкурку нужно выбирать водостойкую. Опытные мастера используют для шлифовки старый порошок пемзы.

Обработка янтаря, фото № 13

Полировка янтаря – заключение обработки изделия. Такое действие придает изделию завершенный, нужный вид. Процесс производится вручную с использованием войлока, кожи, фетра, фланели и вращающихся кругов, которые изготовлены из такого же материала. На поверхность наносят окиси олова, пасту ГОИ, зубной порошок и даже мел. Полировка янтарных продуктов на производстве осуществляется при помощи бязевого круга. Его натирают смесью из парафина, янтарных стружек и мела. Ручное полирование изделий происходит круговыми движениями. На движущихся кругах янтарь полируют, легко прикасаясь и постоянно перемещая изделие. Если обороты полировочного круга слишком велики или нажатие на минерал сильное, то поверхность пригорит, образуется расплавленная корочка. При температуре больше 100° янтарь становится мягким, а при 300° самоцвет уже плавится.

Окончание полировочного процесса определяется принципом зеркального эффекта. Если полировка янтарных самоцветов выполнена качественно, предметы, словно в зеркале, должны отразиться в идеально гладкой поверхности камня. Опытные мастера янтарной обработки используют некоторые хитрости, которые они позаимствовали у специалистов Древнего Востока. После завершения полировки камня, они натирают поверхность изделия сухим пальцем. Завершив все действия над камнем, протерев его отрезами фланели или замши, изделие нанизывают на нити - так получаются бусы из янтаря, вставляют в оправу - в результате, это кулоны и кольца, наклеивают на основу или устанавливают на предназначенное место в коллекции.

Читайте также: