Я сделал все так как указал евсеич

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

КНИГИ 414549 АВТОРЫ 126959 СЕРИИ 42932 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1133 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16403 ТЕГИ 325972 СТАТЬИ 593

Только нам троим1: отцу, мне и Евсеичу – было не грустно и не скучно смотреть на почерневшие крыши и стены строений и голые сучья дерев, на мокреть и слякоть, на грязные сугробы снега, на лужи мутной воды, на серое небо, на туман сырого воздуха, на снег и дождь, то вместе, то попеременно падавшие из потемневших, низко подвешенных облаков.

Заключённый в доме из-за дождя, я тем не менее следил за каждым шагом весны. В каждой комнате, чуть ли не в каждом окне, были у меня замечены особенные предметы или места, по которым я производил мои наблюдения: из новой горницы с одной стороны виднелась Челяевская гора, с другой – часть реки давно растаявшего Бугуруслана; из гостиной чернелись проталины на Кудринской горе, особенно около круглого родникового озера; из залы стекленелась зыблющаяся лужа воды, подтоплявшая грачовую рощу.

Переполнилась мера моего терпенья. С помощью отца, слёз и горячих убеждений выпросил я позволенья у матери, одевшись тепло, потому что дул сырой и пронзительный ветер, посидеть на крылечке, выходившем в сад2, прямо над Бугурусланом.

Шире, длиннее становились грязные проталины, полнее наливалось озеро в роще, и, проходя сквозь забор, уже показывалась вода между капустных гряд в нашем огороде.

Всё замечалось мною точно и внимательно, и каждый шаг весны торжествовался, как победа!

(С.Т. Аксаков, 327 слов)

1 Допустимо: Только нам троим, отцу, мне и Евсеичу, было не грустно и не скучно смотреть…

2 Допустимо без запятой.

Комментарий составителя

Незначительно изменённый, практически неадаптированный фрагмент повести, взятый за основу диктанта, с одной стороны, даёт возможность комплексно отработать следующие орфографические и пунктуационные нормы: правописание прописных и строчных букв, окончаний причастий, слов с одной и двумя буквами н; постановку знаков препинания при однородных членах предложения, при обособленных членах предложения, в сложных предложениях с разными видами связи и др.; с другой – позволяет актуализировать лексику, исчезающую, к сожалению, из активного словарного запаса наших современников и зачастую требующую специального толкования.

Наталья Кириллова

Русский мир и образование

Русский мир и образованиеВыпуск 2 (21)

Спецпроекты ЛГ / Словесник / Инфоповод

Классное чтение

Классное чтениеВыпуск 2 (21)

Спецпроекты ЛГ / Словесник

Литературная Газета 6571 ( № 41 2016). Иллюстрация № 67

Теги: Дарья Тимошенко , Сделано: сож­жён домик Пушкина

Дарья Тимошенко. Сделано: сож­жён домик Пушкина. - Великие Луки, 2016.- 452 с. - 500 экз.

Так что же тогда на самом деле произошло? Об этом можно узнать, прочтя историческое исследование Дарьи Тимошенко.

Права на ошибку нет

Права на ошибку нетВыпуск 2 (21)

Спецпроекты ЛГ / Словесник / До самой сути

Литературная Газета 6571 ( № 41 2016). Иллюстрация № 68

Книги как основа общего коммуникативного пространства

Теги: русский язык , образование

Тексты учебников и нормы государственного языка

В июле теперь уже бывшим министром образования и науки Д.В. Ливановым был подписан приказ об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых для использования в школе. Трудно переоценить значимость этой работы именно сейчас. Достаточно сказать, что сегодня в школах используется более 70 (!) учебных комплексов по русскому языку. При этом, судя по опросам, 80% учителей хотели бы использовать базовую линейку.

Планируется, что экспертиза как уже используемых, так и новых учебников должна носить комплексный характер. Вот здесь-то и возникают сомнения. При определении предмета научной экспертизы говорится о ключевых и актуальных теориях, идеях, понятиях и фактах, методах научного познания, передовых достижениях науки и техники. По отношению же к педагогической экспертизе речь идёт о соответствии содержания учебников примерным образовательным программам, формировании навыков

– Мы люди привышные! – говорили одни, – мы претерпеть мо́гим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить – мы и тогда противного слова не молвим!

– Это что говорить! – прибавляли другие, – нам терпеть можно! потому мы знаем, что у нас есть начальники!

– Ты думаешь как? – ободряли третьи, – ты думаешь, начальство-то спит? Нет, брат, оно одним глазком дремлет, а другим поди уж где видит!

Но когда убрались с сеном, то оказалось, что животы[55] кормить будет нечем; когда окончилось жнитво, то оказалось, что и людишкам кормиться тоже нечем. Глуповцы испугались и начали похаживать к бригадиру на двор.

– Так как же, господин бригадир, насчет хлебца-то? похлопочешь? – спрашивали они его.

– Хлопочу, братики, хлопочу! – отвечал бригадир.

– То-то; уж ты постарайся!

В конце июля полили бесполезные дожди, а в августе людишки начали помирать, потому что все, что было, приели. Придумывали, какую такую пищу стряпать, от которой была бы сытость; мешали муку с ржаной резкой, но сытости не было; пробовали, не будет ли лучше с толченой сосновой корой, но и тут настоящей сытости не добились.

– Хоть и точно, что от этой пищи словно кабы живот наедается, однако, братцы, надо так сказать: самая эта еда пустая! – говорили промеж себя глуповцы.

– А ведь это поди ты не ладно, бригадир, делаешь, что с мужней женой уводом живешь! – говорили они ему, – да и не затем ты сюда от начальства прислан, чтоб мы, сироты, за твою дурость напасти терпели!

– Потерпите, братики! Всего вдоволь будет! – вертелся бригадир.

– То-то! мы терпеть согласны! Мы люди привышные! А только ты, бригадир, об этих наших словах подумай, потому не ровён час: терпим-терпим, а тоже и промеж нас глупого человека не мало найдется! Как бы чего не сталось!

Громада разошлась спокойно, но бригадир крепко задумался. Видит и сам, что Аленка всему злу заводчица, а расстаться с ней не может. Послал за батюшкой, думая в беседе с ним найти утешение, но тот еще больше обеспокоил, рассказавши историю об Ахаве и Иезавели.

– И доколе не растерзали ее псы, весь народ изгиб до единого! – заключил батюшка свой рассказ.

– Очнись, батя! уж ли ж Аленку собакам отдать! – испугался бригадир.

– Не к тому о сем говорю! – объяснился батюшка, – однако и о нижеследующем не излишне размыслить: паства у нас равнодушная, доходы малые, провизия дорогая… где пастырю-то взять, господин бригадир?

– Ох! за грехи меня, старого, бог попутал! – простонал бригадир и горько заплакал.

И вот сел он опять за свое писанье; писал много, писал всюду.

Рапортовал так: коли хлеба не имеется, так по крайности пускай хоть команда прибудет. Но ни на какое свое писание ни из какого места ответа не удостоился.

А глуповцы с каждым днем становились назойливее и назойливее.

– Что? получил, бригадир, ответ? – спрашивали они его с неслыханной наглостью.

– Не получил, братики! – отвечал бригадир.

– Гунявый ты! вот что! – укоряли они его, – оттого тебе, гаденку, и не отписывают! Не стоишь!

Одним словом, вопросы глуповцев делались из рук вон щекотливыми. Наступила такая минута, когда начинает говорить брюхо, против которого всякие резоны и ухищрения оказываются бессильными.

– Да, убеждениями с этим народом ничего не поделаешь! – рассуждал бригадир, – тут не убеждения требуются, а одно из двух: либо хлеб, либо… команда!

Как и все добрые начальники, бригадир допускал эту последнюю идею лишь с прискорбием; но мало-помалу он до того вник в нее, что не только смешал команду с хлебом, но даже начал желать первой пуще последнего.

Встанет бригадир утром раненько, сядет к окошку и все прислушивается, не раздастся ли откуда: туру-туру?

– Словно и бог-то наш край позабыл! – молвит бригадир.

А глуповцы между тем всё жили, всё жили.

К довершению бедствия глуповцы взялись за ум. По вкоренившемуся исстари крамольническому обычаю, собрались они около колокольни, стали судить да рядить и кончили тем, что выбрали из среды своей ходока – самого древнего в целом городе человека, Евсеича. Долго кланялись и мир и Евсеич друг другу в ноги: первый просил послужить, второй просил освободить. Наконец мир сказал:

– Сколько ты, Евсеич, на свете годов живешь, сколько начальников видел, а все жив состоишь!

Тогда и Евсеич не вытерпел.

– Много годов я выжил! – воскликнул он, внезапно воспламенившись. – Много начальников видел! Жив есмь!

– Ведомо ли тебе, бригадиру, что мы здесь целым городом, сироты, помираем? – так начал он свое первое искушение.

– Ведомо, – ответствовал бригадир.

– И то ведомо ли тебе, от чьего бездельного воровства такой обычай промеж нас учинился?

– С правдой мне жить везде хорошо! – сказал он, – ежели мое дело справедливое, так ссылай ты меня хоть на край света, – мне и там с правдой будет хорошо!

– Это точно, что с правдой жить хорошо, – отвечал бригадир, – только вот я какое слово тебе молвлю: лучше бы тебе, древнему старику, с правдой дома сидеть, чем беду на себя накликать!

– Нет! мне с правдой дома сидеть не приходится! потому она, правда-матушка, непоседлива! Ты глядишь: как бы в избу да на полати влезти, ан она, правда-матушка, из избы вон гонит… вот что!

– Что ж! по мне пожалуй! Только как бы ей, правде-то твоей, не набежать на рожон!

- Ведомо ли тебе, бригадиру, что мы здесь целым городом сироты поми- раем? - так начал он свое первое искушение.

- Ведомо, - ответствовал бригадир.

- И то ведомо ли тебе, от чьего бездельного воровства такой обычай промеж нас учинился?

Первое искушение кончилось. Евсеич воротился к колокольне и отдал ми- ру подробный отчет. "Бригадир же, видя таковое Евсеича ожесточение, весьма убоялся", - говорит летописец.

Через три дня Евсеич явился к бригадиру во второй раз, "но уже преж- ний твердый вид утерял".

- С правдой мне жить везде хорошо! - сказал он, - ежели мое дело справедливое, так ссылай ты меня хоть на край света, - мне и там с прав- дой будет хорошо!

- Это точно, что с правдой жить хорошо, - отвечал бригадир, - только вот я какое слово тебе молвлю: лучше бы тебе, древнему старику, с прав- дой дома сидеть, чем беду на себя наклика'ть!

- Нет! мне с правдой дома сидеть не приходится! потому она, прав- да-матушка, непоседлива! Ты глядишь: как бы в избу да на полати влезти, ан она, правда-матушка, из избы вон гонит. вот что!

- Что ж! по мне пожалуй! Только как бы ей, правде-то твоей, не набе- жать на рожон!

И второе искушение кончилось. Опять воротился Евсеич к колокольне и вновь отдал миру подробный отчет. "Бригадир же, видя Евсеича о правде безнуждно беседующего, убоялся его против прежнего не гораздо", - при- бавляет летописец. Или, говоря другими словами, Фердыщенко понял, что ежели человек начинает издалека заводить речь о правде, то это значит, что он сам не вполне уверен, точно ли его за эту правду не посекут.

Еще через три дня Евсеич пришел к бригадиру в третий раз и сказал:

- А ведомо ли тебе, старому псу.

Но не успел он еще порядком рот разинуть, как бригадир, в свою оче- редь, гаркнул:

- Одеть дурака в кандалы!

Надели на Евсеича арестантский убор и, "подобно невесте, навстречу жениха грядущей", повели, в сопровождении двух престарелых инвалидов, на съезжую. По мере того как кортеж приближался, толпы глуповцев расступа- лись и давали дорогу.

- Небось, Евсеич, небось! - раздавалось кругом, - с правдой тебе вез- де будет жить хорошо!

Он же кланялся на все стороны и говорил:

- Простите, атаманы-молодцы! ежели кого обидел, и ежели перед кем согрешил, и ежели кому неправду сказал. все простите!

- Бог простит! - слышалось в ответ.

- И ежели перед начальством согрубил. и ежели в зачинщиках был. и в том, Христа ради, простите!

С этой минуты исчез старый Евсеич, как будто его на свете не было, исчез без остатка, как умеют исчезать только "старатели" русской земли. Однако строгость бригадира все-таки оказала лишь временное действие. На несколько дней город действительно попритих, но так как хлеба все не бы- ло ("нет этой нужды горше!" - говорит летописец), то волею-неволею опять пришлось глуповцам собраться около колокольни. Смотрел бригадир с своего крылечка на это глуповское "бунтовское неистовство" и думал: "Вот бы те- перь горошком - раз-раз-раз - и се не бе!" Но глуповцам приходилось не до бунтовства. Собрались они, начала тихим манером сговариваться, как бы им "о себе промыслить", но никаких новых выдумок измыслить не могли, кроме того что опять выбрали ходока.

Новый ходок, Пахомыч, взглянул на дело несколько иными глазами, неже- ли несчастный его предшественник. Он понял так, что теперь самое верное средство - это начать во все места просьбы писать.

- Знаю я одного человечка, обратился он к глуповцам, - не к нему ли нам наперед поклониться сходить?

Услышав эту речь, большинство обрадовалось. Как ни велика была "ну- жа", но всем как будто полегчало при мысли, что есть где-то какой-то че- ловек, который готов за всех "стараться". Что без "старания" не обой- дешься - это одинаково сознавалось всеми; но всякому казалось не в при- мер удобнее, чтоб за него "старался" кто-нибудь другой. Поэтому толпа уж совсем было двинулась вперед, чтоб исполнить совет Пахомыча, как возник вопрос, куда идти: направо или налево? Этим моментом нерешительности воспользовались люди охранительной партии.

- Стойте, атаманы-молодцы! - сказали они, - как бы нас за этого чело- века бригадир не взбондировал! Лучше спросим наперед, каков таков чело- век?

- А таков этот человек, что все ходы и выходы знает! Одно слово, прожженный! - успокоил Пахомыч.

Оказалось на поверку, что "человечек" - не кто иной, как отставной приказный Боголепов, выгнанный из службы "за трясение правой руки", ка- ковому трясению состояла причина в напитках. Жил он где-то на "болоте", в полуразвалившейся избенке некоторой мещанской девки, которая, за свое легкомыслие, пользовалась прозвищем "козы" и "опчественной кружки". За- нятий настоящих он не имел, а составлял с утра до вечера ябеды, которые писал, придерживая правую руку левою. Никаких других сведений об "чело- вечке" не имелось, да, по-видимому, и не ощущалось в них надобности, по- тому что большинство уже зараньше было расположено к безусловному дове- рию.

Тем не менее вопрос "охранительных людей" все-таки не прошел даром. Когда толпа окончательно двинулась, по указанию Пахомыча. то несколько человек отделились и отправились прямо на бригадирский двор. Произошел раскол. Явились так называемые "отпадшие", то есть такие прозорливцы, которых задача состояла в том, чтобы оградить свои спины от потрясений, ожидающихся в будущем. "Отпадшие" пришли на бригадирский двор, но ска- зать ничего не сказали, а только потоптались на месте, чтобы засвиде- тельствовать.

Несмотря, однако, на раскол, дело, затеянное глуповцами на "болоте", шло своим чередом.

На минуту Боголепов призадумался, как будто ему еще нужно было старый хмель из головы вышибить. Но это было раздумье мгновенное. Вслед за тем он торопливо вынул из чернильницы перо, обсосал его, сплюнул, вцепился левой рукою в правую и начал строчить:

"ВО ВСЕ МЕСТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

города Глупова всенижайшие и

всебедствующие всех сословий чины и

людишки, а о чем, тому следуют

1) Сим доводим до всех Российской империи мест и лиц: мрем мы все, сироты, до единого. Начальство же кругом себя видим неискусное, ко взыс- канию податей строгое, к подаванию же помощи мало поспешное. И еще дово- дим: которая у того бригадира, Фердыщенка, ямская жена Аленка, то от нее беспременно всем нашим бедам источник приключился, а более того причины не видим. А когда жила Аленка у мужа своего, Митьки-ямщика, то было в нашем городе смирно и жили мы всем изобильно. Хотя же и дальше терпеть согласны, однако опасаемся: ежели все помрем, то как бы бригадир со сво- ей Аленкой нас не оклеветал и перед начальством в сумненье не ввел.

2) Более сего пунктов не имеется.

К сему прошению, вместо

людишек города Глупова, за

неграмотностью их, поставлено

двести и тринадцать крестов.

Когда прошение было прочитано и закрестовано, то у всех словно отлег- ло от сердца. Запаковали бумагу в конверт, запечатали и сдали на почту.

- Ишь, поплелась! - говорили старики, следя за тройкой, уносившей их просьбу в неведомую даль, - теперь, атаманы-молодцы, терпеть нам не дол- го!

И действительно, в городе вновь сделалось тихо: глуповцы никаких но- вых бунтов не предпринимали, а сидели на завалинках и ждали. Когда же приезжие спрашивали: как дела? - то отвечали:

- Теперь наше дело верное! теперича мы, братец мой, бумагу подали!

Но проходил месяц, проходил другой - резолюции не было. А глуповцы все жили и все что-то жевали. Надежды росли и с каждым новым днем приоб- ретали все больше и больше вероятия. Даже "отпадшие" начали убеждаться в неуместности своих опасений и крепко приставали, чтоб их записывали в зачинщики. Очень может быть, что так бы и кончилось это дело измором, если б бригадир своим административным неискусством сам не взволновал общественного мнения. Обманутый наружным спокойствием обывателей, он очутился в самом щекотливом положении. С одной стороны, он чувствовал, что ему делать нечего; с другой стороны, тоже чувствовал - что ничего не делать нельзя. Поэтому он затеял нечто среднее, что-то такое, что до не- которой степени напоминало игру в бирюльки. Опустит в гущу крючок, выта- щит оттуда злоумышленника и засадит. Потом опять опустит, опять вытащит и опять засадит. И в то же время все пишет, все пишет. Первого, разуме- ется, засадил Боголепова, который со страху оговорил целую кучу злоумыш- ленников. Каждый из злоумышленников, в свою очередь, оговорил по куче других злоумышленников. Бригадир роскошествовал, но глуповцы не только не устрашались, но, смеясь, говорили промеж себя: "Каку таку новую игру старый пес затеял?"

- Постой! - рассуждали они, - вот придет ужо бумага!

Но бумага не приходила, а бригадир плел да плел свою сеть и доплел до того, что помаленьку опутал ею весь город. Нет ничего опаснее, как корни и нити, когда примутся за них вплотную. С помощью двух инвалидов брига- дир перепутал и перетаскал на съезжую почти весь город, так что не было дома, который не считал бы одного или двух злоумышленников.

- Этак он, братцы, всех нас завинит! - догадывались глуповцы, и этого опасения было достаточно, чтобы подлить масла в потухавший огонь.

Разом, без всякого предварительного уговора, уцелевшие от бригадирс- ких когтей сто пятьдесят "крестов" очутились на площади ("отпадшие" вновь благоразумно скрылись) и, дойдя до градоначальнического дома, ос- тановились.

- Аленку! - гудела толпа.

Бригадир понял, что дело зашло слишком далеко и что ему ничего друго- го не остается, как спрятаться в архив. Так он и поступил. Аленка тоже бросилась за ним, но случаю угодно было, чтоб дверь архива захлопнулась в ту самую минуту, как бригадир переступил порог ее. Замок щелкнул, и Аленка осталась снаружи с простертыми врозь руками. В таком положении застала ее толпа; застала бледную, трепещущую всем телом, почти безум- ную.

- Пожалейте, атаманы-молодцы, мое тело белое! - говорила Аленка осла- бевшим от ужаса голосом, - ведомо вам самим, что он меня силком от мужа увел!

Помогите с русским! Задание - Спишите предложения , поставьте пропущенные знаки препинания , подчеркните однородные члены . Определите морфологические свойства и лексическое значение союзов , соединяющих однородные члены предложения . Само упражнение- 1) Меня отпускали с Евсеичем на реку всякий день или поутру или вечером . 2) Гаврила решил , что немой либо бежал либо утонул вместе со своей собакой . 3) Звезды то мигали слабым светом то исчезали . 4) На сердце не то лень не то умиление . 5) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость

2. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
а) И хот бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.
б) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.
в) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.+
г) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

3. Придаточное предложение может находиться в этой части сложноподчинённого предложения:
а) В начале предложения
б) В середине предложения
в) В конце предложения
г) В любой части предложения+

4. Определите, как отделяется придаточное предложение от главного в составе сложноподчинённого предложения:
а) Точкой
б) Запятыми+
в) Точкой с запятой
г) Тире

5. Данной придаточной части у сложноподчинённого предложения не бывает:
а) определительной
б) Притяжательной+
в) Изъяснительной
г) Обстоятельственной

6. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
а) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
б) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.+
в) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.
г) Что он не придет, мне было ясно сразу.

7. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
а) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.
б) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.
в) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.
г) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.+

8. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
а) Скажи ему, что дома никого нет.
б) Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.+
в) Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.
г) Как ни малы реки Подмосковья, они питают влагой окрестные луга.

9. Определите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
а) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.
б) Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, сколько им лет.
в) Каков привет, таков и ответ.
г) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.+

10. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
а) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
б) Служи народу так, чтобы за него в огонь и в воду.
в) Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.+
г) Я сделал все так, как указывал Евсеич.

11. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
а) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.+
б) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!
в) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.
г) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

12. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным:
а) Я не люблю жаркие страны, где солнце палит с самого утра
б) Смотри, как зеленеют деревья в саду+
в) Время шло медленнее, чем тикали часы
г) Дождь закончился так быстро, что земля под берёзой даже не успела намокнуть

13. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
а) Знаменитый спортсмен прыгнул намного дальше, чем ожидали судьи
б) Она выглядела так, будто ей не здоровилось уже много дней
в) Дайте мне такое дело, чтобы сердце радовалось+
г) Нужно прожить свою жизнь так, чтобы было о чём вспоминать в старости

14. Подчинительные союзы, которые относятся к изъяснительным:
а) Едва, лишь
б) Что, так, чтобы+
в) Словно, будто
г) Точно, чем

15. Определите, в чём отличие союза от союзного слова в сложноподчиненном предложении:
а) Союзное слово может состоять из нескольких слов, а союз только из одного
б) Союз является членом предложения, а союзное слово нет
в) Союзное слово является членом предложения, а союз нет+
г) В союзном слове больше букв, чем в союзе

16. Выберите лишнее предложение.
а) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
б) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
в) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.+
г) Мы стояли там, где жила наша бабушка.

17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)?
На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.

19. Отметьте количество знаков препинания:
И тем не менее молодые должны знать что когда все они будут старыми то опыт старых может пригодиться и опыт и знания и мудрость и юмор и рассказы стариков и даже их докучливые нравоучения.
а) 7
б) 8+
в) 6
г) 9
д) 10

20. Схема […],(подч.союз, (подч.союз…),…) соответствует предложению:
а) Он почувствовал что больше не может что никакая сила не сдвинет его с места.
б) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
в) Когда бричка выехала со двора он(Чичиков) оглянулся назад и увидел что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и как казалось приглядывался желая знать куда гость поедет.
г) Я убеждён что хотя ваша бабушка или бабушка ваших друзей не Арина Родионовна том не менее и она и почти каждая любая женщина несёт в себе её черты.+
д) Кучер Трофим наклоняясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать до Парашина что мы запоздаем.

21. Придаточное определительное предложение отвечает на следующие вопросы:
а) Как? Каким образом?
б) Где? Когда?
в) Почему? Зачем?
г) Какой? Чей?+

22. Выберите часть речи, к которой относится придаточное со значением места:
а) Глаголу
б) Имени существительному
в) Имени прилагательному
г) Наречию+

23. Подчинительные союзы, которые относятся к причинным:
а) Когда, пока
б) Так как, потому что+
в) Несмотря на то что
г) Если, кабы

24. Отметьте схему, соответствующую предложению:
Яков встал рано утром когда солнце ещё не палило и с моря веяло бодрой свежестью но было ощущение предосенней прохлады.
а) […],( когда… и …), но […].
б) […], (когда…), (но…).
С)[…], (когда…), но[…].
г) […], (когда…) и (…), но […].+
д) […], (когда…), и(…), но[…].

25. Отметьте количество запятых в предложении:
Потом я был в музее где в великолепных саркофагах спят тысячи лет блистательные фараоны Египта забинтованные в какие-то особые ткани разрисованные поверх этих бинтов и забальзамированные таинственными способами секрет которых никому не был известен.
а) 3
б) 2
в) 6
г) 4+
д) 5

26. Выберите характеристику, которая соответствует данному предложению:
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
а) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
б) сложносочиненное предложение
в) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
г) сложное предложение с подчинительной связью+

27. Отметьте предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).
а) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.+
б) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.
в) Мы знали что завтра будет не сделано.
г) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.

28. Определите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).
а) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.
б) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.+
в) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.
г) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.

29. Определите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
а) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.
б) Такой звон и пенье стояли на главной лице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную вузыкальную ноту.
г) Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.+

30. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
а) И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку.
б) Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.+
в) Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.
г) Едва я накинул бурку, как повалил снег.

Читайте также: