Узкий круг людей сосредоточивших в своих руках значительный объем политической власти

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Наряду с тоталитаризмом к недемократическим режимами относится и авторитаризм. Сегодня большинство недемократических режимов являются авторитарными.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — это недемократический политический режим, основанный на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Этот тип политического режима не является однородным, но одна это один из самых распространенных в истории политических режимов.

Как отмечал известный американский политолог С. Хантингтон, единственное, что объединяет авторитарные режимы, — это процедуры демократических выборов, в остальном же они слабо связаны между собой. Сюда входят самые разные по характеру, содержанию и формам власти виды авторитаризма.

Исторически авторитаризм существовал в разных формах, странах и в различные периоды. Примером тому могут служить древние деспотии и тирании (Персия, Спарта), многие феодальные абсолютистские режимы. Далее, можно назвать военные режимы в Африке,

Латинской Америке, на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии (режимы Перона в Аргентине, Насера в Египте, Пиночета в Чили, традиционные абсолютистские монархии в Эфиопии (до 1947 г.), Марокко, Саудовской Аравии). Таким образом, авторитаризм может рассматриваться в самых разных вариантах, как диктатура, тирания, монархия, военная хунта, деспотия и т.д.

Содержание авторитаризма

Теория авторитаризма начала разрабатываться ультраконсервативными теоретиками начала XIX в. Ж. де Ментром и Л. де Бональдом. Сегодня авторитаризм ассоциируется, прежде всего, с неограниченной властью одного человека или группы лиц, но вместе с тем таким способом правления, который допускает ограниченный плюрализм. Разные авторы предлагают различные варианты его основных черт и характеристик.

Широкое признание в этом плане получила концепция одного из авторитетных специалистов в этой проблематике американского политолога Хуана Линца (р. 1926), который выделил следующие основные содержательные характеристики авторитарных режимов.

Отсутствие руководящей идеологии. Власть при авторитаризме не выдвигает каких-либо строго обозначенных и четко разработанных и сформулированных идей, концепций, доктрин и т.д. Это вполне объяснимо, ибо авторитарный правитель (или группа, элита, хунта и т.д.) не хочет ограничивать себя какими-либо жесткими идеологическими рамками. Хотя авторитаризм может имитировать принятие приемлемых для нее идеологических доктрин, пользующихся популярностью у основной массы населения, и включать их в свой арсенал. Поэтому идеология авторитарных режимов часто представляет собой эклектическую смесь идей национализма, патриотизма, социальной справедливости, возвращения к духовным истокам, модернизации, экономического роста и т.д. В этих режимах идеологию могут заменять традиции, религия, культурные и моральные ценности, которые, с одной стороны, используются для определенной легитимации власти, а с другой — служат хотя и весьма слабыми, но все-таки некоторыми ограничителями власти. При этом окончательный выбор идеологических ориентаций, как правило, остается за лидером (элитой). Это отсутствие четко обозначенной руководящей идеологии весьма затрудняет для власти формулировку каких-либо идеалов для мобилизации масс. Вместе с тем самим гражданам в условиях идеологической эклектики и неопределенности бывает весьма трудно идентифицировать себя с тем или иным политическим режимом. Поэтому всем видам авторитаризма присущи апатия и политическое отчуждение.

Низкий уровень политического участия. Авторитарная власть вполне сознательно стремится разрушить те институты, которые открывают путь к политическому участию и способствуют мобилизации политических сил и настроений. Это касается и СМИ, и свободы митингов и демонстраций, и оппозиционных партий и т.д. Характерная черта авторитарного режима — наличие репрессий как способа подчинения и наведения порядка и стабильности в обществе, хотя они и не носят всеобщего характера. При этом в отличие от тоталитаризма авторитаризм вынужден допускать некоторые формы и виды политического участия граждан. Например, возможность на местном уровне высказать гражданами свои претензии, жалобы и т.д. Конечно, эти формы политического участия не являются важными и имеют небольшой удельный вес в политике, но зато создают видимость обратной связи между властью и населением. Помимо того, эта так называемая обратная связь используется властью для мобилизации масс в поддержку режима и создания видимости ее легитимности. Хотя такая мобилизация и является весьма ограниченной.

Формально обозначенные границы власти. Авторитарный лидер (правящая элита) вовсе не стремится к радикальному переустройству политической системы, а использует власть в формально ограниченных и предсказуемых границах. Таким образом, авторитаризм все-таки не подавляет полностью гражданское общество. Он скорее стремится привить обществу политическую апатию. К этому следует добавить, что в условиях авторитарного режима сохраняется также некоторая автономия личности и гражданского общества, но только в неполитических сферах жизни. Гражданское общество хотя и находится под определенным контролем власти, но полностью не ликвидируется. То же самое можно сказать и о свободе индивида.

Система признаков авторитарного режима

Представленные содержательные характеристики авторитарного режима, выделенные X. Линцем, являются общепринятыми в политологии. Однако современная политическая наука в целом не ограничивается только этим набором характеристик. Политологи выделяют и другие характеристики или признаки авторитаризма. Их достаточно много, и у разных авторов комбинация их различна и по содержанию, и по количеству. Достаточно сбалансированная система признаков авторитарного режима может быть представлена сегодня следующим образом:

(1) власть принадлежит одному лицу или небольшому числу ее субъектов и носителей;

(2) отсутствует руководящая идеология в качестве интеграционного и мобилизационного фактора;

(3) принцип разделения властей не действует, главная роль принадлежит небольшому числу носителей власти: монарху, диктатору, военной хунте и т.д.;

(4) власть неподконтрольна народу, роль представительных органов власти ограниченна, действие принципов выборности государственных органов значительно урезано;

(5) власть и политика монополизированы лидером (или правящей элитой), реальная оппозиция или не допускается вовсе или ее деятельность существенно ограниченна и носит формальный характер;

(6) отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

(7) методами государственного управления являются, прежде всего, командные, административные методы, в то же время

отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

(8) права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

(9) силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях;

(10) личность выступает главным образом в качестве объекта, а не субъекта политики, она лишена гарантий безопасности во взаимоотношении с властью;

(11) наблюдается низкий уровень политического участия, политическое поведение масс характеризуется апатией и аномией.

Отмеченные признаки авторитарного режима образуют определенную систему, потому что все они взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. Хотя в действительности, безусловно, встречается различная комбинация признаков авторитарного режима. Некоторые из перечисленных признаков могут отсутствовать, другие, не названные здесь, напротив, присутствовать. И конечно, отсутствие какого-либо из названных признаков не может служить основанием для отказа квалифицировать политический режим в качестве авторитарного. Более того, совершенно очевидно, что в реальной действительности всегда имеется конкретный набор признаков, некоторые из которых образуют противоречивое единство, потому что они вроде бы должны отнесены к другому (тоталитарному или демократическому) режиму. Поэтому бывают случаи, когда вообще трудно однозначно идентифицировать страну с каким-либо политическим режимом.

Авторитарный режим в определенной степени промежуточный между тоталитаризмом и демократией. Он может быть переходом как от тоталитаризма и демократии, так и наоборот. Авторитаризм близок к демократии, прежде всего, по экономическому признаку, ибо здесь люди, не имея политических прав, имеют экономические права. (О конкретном соотношении авторитаризма и демократии речь пойдет в следующей главе.) Но авторитарный режим близок и к тоталитаризму, прежде всего, по политическому признаку.

Типология авторитарных режимов

(1) традиционные абсолютистские монархии (Эфиопия до 1947 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и др.). Отсутствует разделение властей, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц;

(2) традиционные авторитарные режимы олигархического типа — характерны для стран Латинской Америки (Гватемала, Никарагуа до 1979 г. и др.). Политическая власть сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворотов или фальсификации итогов выборов. Правящая элита тесно связана с военной верхушкой;

(3) гегемонистский авторитаризм новой олигархии (Камерун, Тунис, Филлипины при президенте Ф. Маркосе в 1972— 1985 гг.). Этот режим создавался как выражающий интересы компрадорской буржуазии (т.е. бывший посредником между местными производителями и иностранными торговцами);

(4) страны социалистической ориентации со всеми особенностями восприятия социализма, его эгалитаристских традиций, собственной культуры и т.д. (Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и др.);

(5) военные режимы (режим Г.А. Насера в Египте, X. Перона в Аргентине, авторитарный режим X. Переса в Перу и др.). Эти режимы возникают, как правило, в результате заговоров, переворотов и путчей. В своем большинстве эти режимы появились в странах Латинской Америки и Африки. В них власть часто используется для подавления сопротивления граждан.

Существуют и другие виды типологий авторитарных политических режимов. Так, X. Линц предложил классифицировать авторитаризм следующим образом:

(1) военно-бюрократический (правления генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии и другие);

(2) корпоративный (правление Салазара в Португалии (1932— 1968), режим генерала Франко в Испании (1939—1975));

(3) дототалитарный (фашистские мобилизационные режимы, государства где ранее была установлена демократия, а после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении);

(4) постколониальный (режимы, возникающие после обретения бывшими колониями независимости, например Республика Конго при П. Лумумбе);

(5) расовая, или этническая, демократия (политический процесс характеризуется тем, что, с одной стороны, к участию в нем допущено расовое или этнической меньшинство, и это характеризует его как демократический режим, но, с другой стороны, другие подобные группы исключены из политики. Например, бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида).

Иная типологизация авторитарных режимов предложена в концепции Дж. Соренсена — классификация по отношению к экономическому развитию страны:

(1) режимы развития, которые стимулируют экономический рост и рост благосостояния (Тайвань, Китай, Южная Корея);

(2) режимы экономического роста (Бразилия, Уругвай 1970-х годов, Чили времен Пиночета);

Существуют и другие классификации типов авторитарных режимов, которые имеют актуальный смысл и значение, а следовательно, их также следует учитывать при конкретном анализе того или иного авторитарного режима. Чем больше сторон и аспектов режима будет учитываться, тем более полное и конкретное описание режима мы получим.

Причины и значение современного авторитаризма

При рассмотрении вопроса о причинах авторитаризма современного вида политологи отмечают ряд условий его возникновения. Среди них, прежде всего, обращается внимание на неспособность в силу различных причин гражданского общества контролировать имеющиеся государственные структуры, особенно часто это происходит, когда само общество находится в кризисе. В этих случаях власть прибегает к чрезвычайным средствам для поддержания законности и порядка, которые сами оказываются незаконными.

Все сказанное находит свое наиболее яркое подтверждение и проявление в развивающихся странах. Когда после Второй мировой войны произошел распад колониальной системы на независимые государства, идеология борьбы за национальную независимость в них была основана на вполне демократических принципах. Однако после завоевания ими независимости демократия там не укоренилась. С политической демократией плохо сочеталась политическая культура народов, которые не были к ней готовы и не знали ни самоопределения, ни самоуправления. Развивающиеся страны имеют доиндустриальную, аграрную экономику, в которой семейные и племенные связи играют гораздо большую роль, нежели экономическая конкуренция и личное обогащение. А демократия западного образца в большой степени обусловлена рыночной экономикой, основанной на конкуренции. Это существенным образом отрицательно влияло на укоренение в них демократии. Кроме того, практически во всех развивающихся странах уровень образования национального дохода весьма низок, большинство населения во главу угла ставят не политику, а ведет борьбу за выживание.

В силу всех названных причин большинство развивающихся стран отвергли не только тоталитарный коммунистический путь развития, но и демократию западного образца. Эти страны выбрали свой путь развития, который заключается в господстве в обществе какой-то одной партии. Так, например, в Зимбабве в 1980 г. было две партии, но вскоре оказалось, что наличие в стране двух партий приводит к вражде племен и к партизанской войне. Р. Мугабе, лидер наиболее многочисленной партии, прибегнув к помощи воинов одного из основных племен, совершил переворот и установил однопартийную систему управления, заявив, что он не видит другого пути к национальному единству и что Зимбабве останется демократическим государством и при однопартийной системе правления. Используя такие же доводы, многие страны третьего мира незаметно превратились в авторитарные государства. Они сохраняют относительную стабильность, но достигается она путем ущемления политических свобод и свободы прессы, а также единовластного правления, что, конечно, несовместимо с демократией.

Такова реальная политическая практика, которая показывает необходимость комплексного подхода к анализу значения авторитарного режима и к его оценке. Хотя, конечно, генеральная линия прогрессивного развития общества связана с его демократизацией. Но для этого нужны определенные экономические, политические, социальные и духовные предпосылки.

Абсолютная (неограниченная) монархия - форма правления, при которой власть монарха абсолютна и ничем (никем) не ограничивается.

Авторитаризм - политический режим, основанный на узурпации (присвоении) власти одним правителем или группой лиц, подавлении политической сферы жизни общества.

Анархия - отсутствие легальной государственной власти.

Власть - в широком смысле способ влияния на людей; в узком смысле отношения господства и подчинения; комплекс полномочий, дающих право принимать решения, обязательные для подчинённых.

Государство - главный политический институт, понимаемый в широком смысле как страна с политически организованным народом, а в узком - организация верховной власти.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан, добровольно сформированных общественных организаций, союзов, ассоциаций, в которую прямо не вмешивается государство.

Демократия - политический режим, предполагающий опору на большинство населения, свободные выборы, многопартийность и политический плюрализм (политическое многообразие мнений, идей, идеологий), свободу слова, собраний, союзов, минимальное вмешательство государства в жизнь общества с целью защиты людей от насилия, нарушений прав человека и т.д.

Дуалистическая монархия - форма правления, при которой законодательная власть разделяется между монархом и парламентом; монарх возглавляет исполнительную власть.

Избирательная кампания - совокупность действий участников политической системы по выборам органов государственной власти.

Конфедерация - это союз государств, который предполагает сохранение основной массы политических полномочий в регионах (государствах-членах конфедерации) и передачу лишь некоторых функций центру.

Легальность власти - соответствие власти закону.

Легитимность власти - признание власти народом в качестве законной.

Личная власть - влияние на конкретных людей.

Мажоритарная избирательная система - система избрания органов власти, предполагающая голосование за конкретных кандидатов; если необходимо избрать коллективный орган власти (парламент), то страна делится на одномандатные округа, каждый из которых избирает одного кандидата.

Местное самоуправление - социально-управленческий институт, созданный для решения жителями района или города местных проблем (дороги, освещение улиц и т.п.), который не входит в систему органов государственной власти.

Митинг - собрание граждан в заранее оговоренном месте с политическими лозунгами, плакатами и т.д.

Монархия - форма правления, пр которой власть передаётся по наследству.

Общественно-политическое движение - добровольная, самоуправляемая организация, сформированная по инициативе людей, объединившихся на основе общности политических интересов для влияния на политику государства.

Ограниченная (парламентская, конституционная) монархия - форма правления, при которой власть монарха реально ограничена конституцией и (или) парламентом.

Охлократия - власть толпы, случайных людей.

Парламентская республика - республика, в которой парламент занимает ведущее положение в структуре власти; он избирает президента и формирует правительство; правительство несёт ответственность перед парламентом.

Пикетирование - собрание граждан у зданий органов государственной власти с политическими требованиями.

Политика - деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны; вопросы и события общественной, государственной жизни; определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т.д.

Политическая власть - право, способность и возможность влиять на управление обществом, отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политическая партия - это группа людей, объединённая на основе общности политических интересов для достижения главной цели - получения власти; это также политический институт, чьей задачей является отражение и представление разнообразных политических и общественных интересов.

Политическая система общества - это совокупность политических и общественных организаций, связей между ними, политических норм, культуры, идеологий.

Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Политический конфликт - столкновение мнений, позиций, интересов разных политических сил.

Политический плюрализм - политическое многообразие (мнений, взглядов, идеологий, партий).

Политический режим - система методов осуществления власти, взаимодействия власти и общества, характеризующая уровень свободы в обществе, возможность общества влиять на государственную политику.

Политическое лидерство - поведение человека, способного управлять обществом, государством, вести за собой людей и представлять их интересы во власти.

Политическое участие – совокупность действий, посредством которых рядовые члены (граждане, группы людей, общественные организации и т.п.) любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности, на политику государства.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом и признающее права человека высшей ценностью.

Представительный орган власти - это орган, который избран народом и представляет его интересы во во власти.

Президентская республика - республика, в которой президент имеет очень высокий статус, является одновременно главой государства и главой правительства; исполнительный орган власти (правительство) формируется президентом и несёт ответственность перед ним.

Пропорциональная избирательная система - система избрания органов власти, предполагающая голосование за политические партии, избирательные блоки и т.п.; места в парламенте распределяются пропорционально полученным партиями или блоками голосам.

Публичная власть - власть в отношении потенциально неопределённого (обезличенного) круга лиц.

Республика - форма правления, при которой высшая власть периодически переизбирается народом в ходе голосования.

Ротация - это периодическое омоложение элиты, частичное изменение её состава.

Смешанная республика - форма правления, при которой правительство формируется президентом и парламентом совместно; оно должно получить вотум доверия парламента; президент является только главой государства, при этом существует отдельный пост председателя правительства.

Средство массовой информации - периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопередача, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Суверенитет - независимость государства на внешней арене (от других государств) и верховенство внутри страны.

Тирания - власть жестокого правителя, уничтожающего собственный народ.

Тоталитаризм - политический режим предполагающий полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни.

Унитарное государство - как правило, небольшое по площади государство, суверенитет которого не разделён и сосредоточен в центре; это единое государство, обладающее единством правовой системы, судоустройства и бюджета.

Федерация - это государство, которое предусматривает разделение суверенитета между центром и регионами, автономию региональных властей в отдельных вопросах, как минимум двухуровневую систему законодательства (нормативно-правовые акты всей страны и регионов), двухуровневую бюджетную систему.

Форма правления - один из компонентов формы государства (наряду с политическим режимом и и формой государственного устройства), характеризующий способ организации власти.

Форма государственного устройства (форма территориально-государственного, административного устройства) - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, который характеризует территориальное деление государства и баланс (соотношение) полномочий между центральной и региональными властями.

Фракция - группа депутатов одной партии, представленная в парламенте.

Шествие - передвижение граждан по заранее определённому маршруту с политическими лозунгами и т.п.

Основные понятия: политическая элита, характерные черты политической элиты, причины существования политической элиты, признаки политической элиты, классификации политических элит, функции политической элиты

Политическая элита (от фр. elite — лучшее, отборное) — это группа людей, которая в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом.

Характерные черты

  • Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа.
  • Высокий социальный статус.
  • Значительный объём государственной и информационной власти.
  • Непосредственное участие в осуществлении власти.
  • Организаторские способности и талант

Гарантии против деградации

  • Отсутствие монополии на СМИ, наличие альтернативных органов печати, радио, телевидения (гласность, свобода слова).
  • Политический плюрализм, реальная конкуренция политических элит.
  • Открытость элит для социальной мобильности (установление сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц).
  • Разделение властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных групп).
  • Строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса

Критерии эффективности деятельности

  • Достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа.
  • Политическая стабильность общества.
  • Национальная безопасность и достойное место страны в системе международных отношений.
  • Оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством, умелое направление и использование социальной энергии населения.
  • Высокая оценка в обществе интеллектуальных, моральных и волевых качеств людей из элиты общества

Политическая элита — группа, выделяющаяся из остального общества привилегированным положением, престижем, влиянием на власть, непосредственно участвующая в принятии политических решений.

Причины существования политической элиты

  • Необходимость профессионального управления обществом.
  • Психологические и социальные особенности людей, их неодинаковые способности, возможности и желание участвовать в политике.
  • Разделение труда, требующее профессионального занятия управлением, определённой специализации.
  • Высокая социальная значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование.
  • Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (так как она прямо связана с распределением ценностей).
  • Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями.
  • Политическая пассивность широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики

Признаки политической элиты

Линии сравнения

Недемократическое общество

Демократическое общество

Закрытая система отбора на основе родства, знакомства, личной преданности, обладания богатством, военной силой, связями в политической сфере

Открытая система отбора на основе выборности и чётко прописанных правовых регламентов. Позволяет отобрать людей, обладающих важными для управления обществом качествами

2. Степень сплочённости

Характеризуется сплочённостью, так как преследует свои эгоистические интересы

Характеризуется невысокой сплочённостью. Существует несколько политических элит, которые конкурируют друг с другом за право принимать политико-управленческие решения: идут на компромиссы, борются за голоса избирателей

3. Отношение между элитой и массами

Политическая элита замкнута, преследует свои интересы и мало заботится об общественном благе. Методы воз действия на управляемых в государстве часто основаны на силе. Отношения между политической элитой и бесправными массами — это отношения господства и подчинения

Граница между элитой и массой размыта. Конкуренция элит, механизм выборов не позволяют отрываться от избирателей. Отношения между политической элитой и массами — это отношения представительства, в ряде сфер — непосредственное руководство, основанное на согласии управляемых

4. Способ формирования (рекрутирования)

Соответственно элита, как правило, комплектуется из собственной среды, т. е. из представителей господствующих социальных слоев общества. Такая элита склонна к консерватизму, бюрократизации, отрыву от общества и деградации

Основным механизмом, который позволяет элите стать правящей, являются выборы. При такой системе доступ к власти получают люди, которые обладают особыми личными качествами и активностью, могут увлечь избирателя, профессионально грамотны, имеют соответствующие способности. Такая система формирования элиты позволяет войти в политику молодым и способным лидерам

5. Задачи политической элиты

Обеспечение и сохранение своего собственного господства, доступа к экономическим богатствам, поэтому остальные задачи решаются постольку, поскольку это необходимо для удержания власти

Руководствуется прежде всего общественными интересами, даже непопулярные меры направлены на благо общества

Классификации политических элит

Основа классификации

Виды политических элит

Отношение к власти

Правящая; неправящая (контрэлита)

Высшая (общенациональная); средняя (региональная); местная

Профессиональные; демографические; этнические; религиозные

Результаты деятельности (эффективность)

Функции политической элиты

Наименование функции

Её содержание

Определение политической программы действий путём выработки новых идей (доктрин, проектов конституции, законов и др.), отражающих интересы общества, классов, слоев и т. д.

Осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь: назначение кадрового аппарата управления; создание и коррекция институтов политической системы; выдвижение политических лидеров

Укрепление стабильности и единства общества

Полезная обществу политическая элита должна формироваться при помощи демократических процедур и быть подконтрольной обществу.

Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Политическая элита — относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объём ________(А). Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках _______(Б) различных слоёв общества. Политическая элита создаёт _______(В) воплощения политических замыслов. К характерным чертам элиты относят также организаторские способности и ____(Г).

3) семейное положение

4) политическая власть

5) социальная стратификация

7) политический плюрализм

8) социальная мобильность

Вставим слова в текст.

«Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объём политической власти (4) (А). Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересы (9) (Б) различных слоёв общества. Политическая элита создаёт механизм (6) (В) воплощения политических замыслов. К характерным чертам элиты относят также организаторские способности и талант (2) (Г).

Читайте также: