Усиливая патриаршую власть постепенно взял в свои руки назначение митрополитов

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 16.09.2024

Эти почетные митрополиты наряду с патриархами и теми, кто занимает кафедры настоящих митрополий, носят титул архиепископа. Иногда они пытались установить свою власть над другими кафедрами и стать полноправными митрополитами. В двух случаях епархия была поделена на две: в Памфилии, где город Сида с 458 г. подчинил себе половину городов этой провинции, подчинявшихся ранее Перге (главный город Памфилии, расположенный на р. Кастрос); и в Евфратисии (Евфратской Сирии), где город Сергиуполь (Эр-Русафа), ставший митрополией, приобрел себе определенное количество епископов-суффраганов. Но в этом случае имеются в виду новосозданные епископии.

Халкидонский собор обязал епископов каждой провинции собираться два раза в год, однако Юстиниан не требует более одного ежегодного собрания. Областной собор решает общие вопросы: споры между епископами, исследует их дела согласно поданным апелляциям. С другой стороны, митрополит исполняет важные гражданские функции: губернатор провинции приносит в присутствии митрополита присягу при вступлении в должность; в 569 г. Юстин II, обобщая одно из положений Прагматической санкции 554 г., постановил, что митрополит участвует в выборе кандидатов на пост губернатора.

Формирование патриаршей системы

Организация Церкви менее ясна при описании уровня церковного управления, высшего, чем митрополичий. С появлением патриархатов в IV и V вв. наблюдается существенный прогресс, но столкновения, характерные для церковной истории того времени, происходят по большей части в результате соперничества между крупнейшими кафедрами.

Второй Вселенский собор (первый Константинопольский, 381 г.) 3-м правилом устанавливает положение Константинопольской кафедры и уделяет ей второе почетное место после Ветхого Рима, поскольку Константинополь — это Новый Рим. Этот же собор устанавливает как непреложный принцип, что епископам не подобает вмешиваться в дела Церквей, которые им не принадлежат, и определяет различные округа: епископ Александрии управляет Египтом; епископы Востока — только Востоком, преимущества Антиохии, как и на Никейском соборе, сохранены; епископы Асии управляют Асией, то же самое имеет силу для Понта и Фракии. Таким образом, принимаются во внимание пять восточных диоцезов, в то время как диоцезы Иллирика, которые недавно присоединились к Константинополю в гражданском отношении, в церковных вопросах продолжают находиться в косвенной зависимости от Рима. И на этом этапе организация Церкви формируется, хотя и несовершенно, по образцу административного устройства империи.

На деле воплощение данных принципов продолжает развиваться. В Константинополе деятельные епископы расширяют привилегии своей кафедры. Ефесский собор не принимает новые решения, но на нем ощущается умаление Антиохийской кафедры: Кипрским епископам удается, по крайней мере предварительно, добиться признания независимости своей Церкви от Антиохии. Ювеналий Иерусалимский, в свою очередь, намеревается стать независимым от Антиохии, собрав Церкви Палестины под своей властью. Осуждение Нестория на первом Эфесском соборе и способ проведения второго Эфесского собора, казалось, знаменуют умаление Константинополя и победу Александрии. Однако эта тенденция была изменена на IV Вселенском соборе.

Выходные данные книги: Le Monde Byzantin I. L'Empire romain d'orient (330-641) / Sous la direction de Cécile Morrisson. Paris: Press Universitaires de France, 2004. P. 111-141 (Chap. 4. Bernard Flusin. Les structures de l'Église impériale). Русский перевод был выполнен с учетом новогреческого перевода: O Βυζαντινός κόσμος Ι. Ἡ Ανατολική Ρωμαική Αυτοκρατορία (330-641). Αθήναι, εκδόσεις ΠΟΛΙΣ, 2007. Σ. 193-224 (Κεφ. 4).

При переводе был сделан ряд кратких добавлений, необходимых по смыслу, которые поставлены в круглые скобки. Ссылки на литературу, указанную в конце, приводятся в квадратных скобках.

[1] Во франц. тексте: имеет статус отчасти.

Переведено игуменом Дионисием (Шленовым) совместно с П.В. Кузенковым

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яшина Марина Анатольевна

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Яшина Марина Анатольевна

PATRIARCH OR TSAR: DEBATABLE QUESTIONS

In article relationship of the Moscow princes with Byzantium after the agreement of the Constantinople patriarch Josef and the emperor Ioann Paleologa with the Roman Catholic Church, and also about adoption of the union by bishops by orthodox Greek church is considered. About the beginning of autocephaly of Russian Orthodox Church as after adoption of the union on the Florentine cathedral Russians have lost the head in the person of the Constantinople patriarchy. By the end of the 16th century orthodox governors of the states looked at the Moscow princes as on the predominating power in legislative management, and just as on the defender of Orthodoxy around the world. After creation of patriarchal department the rank of “the locum tenens of a patriarchal throne” is for life assigned to the bishop Krutitsky. The chronological moments of formation of the state and church authorities, and also an order of formation of patriarchal department and an imperial throne are lit.

УДК 9 (с) 13 ББК 63.3 (2 Рос) 45

патриарх и царь: этапы возникновения двух ветвей власти

Ключевые слова: Флорентийский собор, уния, патриарх, митрополит, царь, православие.

Одной из проблем Российской истории является взаимоотношение российских государей с патриархами. Становление православия на Руси было долгим и при значительных затратах финансовых средств и духовных сил, не исключая человеческих жертв. Появляются первые Всероссийские и местночтимые святые: Феодор Варяг и его сын Иоанн (дата смерти 978 год) [8, с. 132], равноапостольные Ольга и Владимир, Ростовский князь Борис (в крещении Роман) и Муромский князь Глеб (в крещении Давид), св. Феодосий, св. князь Андрей Боголюбский и другие.

В середине XV века во Флоренцию на Собор из Москвы отбыл митрополит Исидор. Присутствующие на Флорентийском соборе в 1439 году Константинопольский патриарх Иосиф II (Шишман) и император Иоанн Палеолог унию приняли и утвердили. Вслед за ними и епископы ортодоксальной греческой церкви письменно дали согласие на объединение с римско-католической церковью (среди соборян был и Исидор митрополит Московский). В том же году в Киевскую митрополию1 возвратился митрополит-униат и папский легат Исидор. Впрочем, Польша и Литва унию не признали, католический епископат в этих государствах был настроен весь негативно относительно православных догматов и обрядов [12]. Зато Смоленск и Киев приняли униата с «распро-

1 Киевская всея Руси митрополия — православная митрополия Константинопольского патриархата на территории Руси, Великого княжества Литовского и Королевства Польского.

Соборяне осудили Исидора за измену православию, составили грамоту к Константинопольскому патриарху, в которой в категоричной форме указали о не признании унии, а также высказали просьбу о назначении другого православного митрополита на Московское княжество. Почти семь лет, до 1448 года, Россия дожидалась ответной грамоты из царьграда, весь этот период митрополия была вдовствующая (вакантна). Не дождавшись ответа, Василий Васильевич встал за защиту православия и решился на последний шаг — созвал всех епископов своей земли и предложил им, чтобы они сами поставили для России митрополита. На Поместном Соборе в Москве, в декабре 1448 года, объявили главою церкви митрополитом2 Киевским и всея Руси Иону епископа Рязанского [10, с. 156—161].

Фактически это явилось началом автокефалии Русской православной церкви, так как после принятия унии на Флорентийском соборе русские лишились главы в лице Константинополя. Им казалось невозможным, чтобы столица мусульманского государства одновременно была и столицей

2 Титул предстоятеля Русской Церкви, входившего в состав Константинопольского патриархата. Все митрополиты Владимирские и Московские именовались Киевскими и всея Руси до 1461 года. С 1461 года митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться Московскими и всея Руси, а митрополиты западной Руси, имевшие кафедру в Вильне, стали именоваться Киевскими, Галицкими и всея Руси.

православия. Они были твердо убеждены, что православная вера в ее чистом, неизменном виде сохранилась только у них, что теперь самая заветная и священная их обязанность состоит в том, чтобы всячески сохранить наследованную от предков веру во всей ее чистоте, не допуская никаких перемен. Автокефальность Русской церкви, вызванная её верностью Православию, стала началом духовного возвышения Московского царства.

После получения милостыни и обнадеживающего обещания на щедрые подарки в будущем, домогательство московского князя на признание себя потомком и преемником византийских императоров не встретило каких-либо серьезных препятствий со стороны Константинопольского патриарха.

Митрополит Евгрипский, как патриарший экзарх, отправился в далекую Московию за обещанной милостынею. В сентябре 1562 года он по прибытию вручает Грозному грамоту с патриаршим благословением. В ней патриарх совместно с Собором признает Ивана Васильевича только как законного преемника и наследника византийских императоров. Далее указывается, что венчание на царство «не только митрополит, или кто иной во власти сущий не имеет права сего совершить, но

Все народы православного Востока стали смотреть на московского князя как на главу и представителя всего православия, как на их естественную опору и защиту от внешних и внутренних врагов. Рядом с московским князем не стало таких представителей государств, которые считали бы равными ему, не зависимым от него. На русского князя смотрят уже как на преемника Константинопольского императора.

Несколько столетий князья и митрополиты желали открытия на Руси патриаршей кафедры, ссылаясь при этом на обязательные условия: 1) государь является главой православного государства, представитель, поборник и защитник Вселенского Православия; 2) митрополит — представитель Вселенской церкви; 3) имеется особенно ценная и чтимая всеми православная святыня, которая придает столице особый характер.

Прошло два года, а государственная власть по-прежнему оставалась в полном неведении относительно интересовавшего их дела. В Москву пришло известие, что сам Вселенский Константинопольский патриарх Иеремию просит разрешения приехать в Москву. Во время приема патриарха элите Московского государства пришлось сильно разочароваться в своих ожиданиях, оказалось, что Иеремея приехал в Россию исключительно только за милостынею.

Итак, в Москве пересмотрели методы для достижения своих заветных желаний. дело по всем правилам московского дипломатического искусства поручили Годунову. Борис быстро и хитро опутал Иеремею и добился от него согласия на проставление патриарха в России из русских.

На основании преемственности православной греческой церкви в торжественной обстановке в Успенском соборе Кремля 26 января 1589 года прошла интронизации митрополита Иова в патриархи Московским и всея Руси. На данное событие константинопольский патриарх Иеремея вынужден был

Патриарх и царь: этапы возникновения двух ветвей власти

Понимая всю сложность сложившейся ситуации и ради церковного мира, Константинопольский Собор, 1590 года, признал законность учрежденной Иеремею в Москве патриаршества, но предоставил Московскому патриарху в ряду других восточных патриархов только последнее пятое место в хронологическом порядке, а не по иерархическому достоинству.

Благодаря созданию патриаршей кафедры появились новые митрополии и епископии, при этом туда поставляли архиереев из великороссов. Во время правления патриарх Иов [2, с. 253—264] (в миру Иван (Иоанн); ок. 1525 года — 19 (29) июня 1607 года) создал митрополии Новгородскую, Ростовскую, Казанскую и Крутицкую (вместо Сарской и Подонской). Кафедрами Вологодской, Суздальской, Рязанской, Тверской, Смоленской и Нижегородской руководили архиепископы. Епископы получили назначения в Астраханскую, Псковскую и Карельскую епархии. Немалые труды патриарха Иова были направлены на распространение священного писания в Поволжье и Сибири. Пастырскую помощь получала и отдаленная единоверная Грузия. В период патриаршества он особо уделял внимание книгопечатанию. Впервые, по благословению патриарха, были изданы Триодь Постная и Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник.

Русская православная церковь является наследницей Византии, которая в свою очередь переняла каноны от Рима. Избранник на царский престол проходит через определенные процедуры: желание и выборы народа, провозглашение и, наконец, венчание на царство совершает только патриарх, в юрисдикции которого находится выборное лицо. Данную процедуру внешний патриарх совершить не имеет право.

Литература и источники

1. Булгаков, М. История Русской Церкви /М. Булгаков, митрополит. — М. : Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994—1996. — 3056 с.

2. Иов //Православная энциклопедия. — Т. XXV. — М. : Православная энциклопедия, 2011. — 752 с.

3. Кавелин, Л. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи / Леонид Кавелин, иеромонах. — Калуга, 1876. — 316 с.

4. Каптерев Н. Ф. Собрание сочинений : в 2 т. / Н. Ф. Каптерев. — Т. 1. — М., 2008. — 896 с.

5. Каптерев, Н. Ф. Характер отношений к православному востоку XVI и XVII столетиях /Н. Ф. Каптерев. — Сергиев Посад, 1914. — 585 с.

7. Николаевский, П. Сношения русских с Востоком об иерархической степени московского патриарха / П. Николаевский. — Христианское чтение. — 1880. — С. 128—158.

8. Романов, Б. С. Роковые предсказания России / Б. С. Романов. — М. : ОДМА Медиа Групп, 2006. — 320 с.

9. Россия перед вторым пришествием. Пророчества русских святых / сост. С. В. Фомин. — М. : Адрес-Пресс, 2001. — 560 с.

10. Синицына, Н. В. Автокефалия Русской церкви и учреждение Московского патриархата /Н. В. Синицына // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. — С. 156—161.

11. Успенский, Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России: византийская модель и ее русское переосмыс-

ление /Б. А. Успенский. — М. : Язык русской культуры, 12. Флоря, Б. Н. Флоренитийская уния и Восточная

1998. 676 с. Европа (конец 30-х — конец 60-х гг. XVв.) /Б. Н. Флоря. —

Поступила в редакцию 27 февраля 2017 г

patriarch or tsar: DEBATABLE Questions

In article relationship of the Moscow princes with Byzantium after the agreement of the Constantinople patriarch Josef and the emperor Ioann Paleologa with the Roman Catholic Church, and also about adoption of the union by bishops by orthodox Greek church is considered. About the beginning of autocephaly of Russian Orthodox Church as after adoption of the union on the Florentine cathedral Russians have lost the head in the person of the Constantinople patriarchy. By the end of the 16th century orthodox governors of the states looked at the Moscow princes as on the predominating power in legislative management, and just as on the defender of Orthodoxy around the world. After creation of patriarchal department the rank of "the locum tenens of a patriarchal throne" is for life assigned to the bishop Krutitsky. The chronological moments of formation of the state and church authorities, and also an order of formation of patriarchal department and an imperial throne are lit. Keywords: Florentine cathedral, union, patriarch, metropolitan, tsar, Orthodoxy.

1. Bulgakov M., mitropolit (1994-1996). IstoriyaRusskoj Cerkvi. [History of the Russian Church]. 3056 p. Moscow.

2. Pravoslavnaya ehnciklopediya. Iov. (2011) [Orthodox Encyclopedia. Job]. Vol.XXV. 752 p. Moscow.

3. Kavelin Leonid, ieromonah (1876). Istoriya cerkvi vpredelah nyneshnej Kaluzhskoj gubernii i kaluzhskie ierarh. [History of church within the present Kaluga province and the Kaluga hierarches]. 316 p. Kaluga.

4. Kapterev N.F.(2008). Sobranie sochinenij [Collected works]. Vol. 1. 896 p. Moscow.

5. Kapterev N.F. (1914). Harakter otnoshenij kpravoslavnomu vostoku XVI i XVII stoletiyah [Character of the relations to the orthodox East XVI and XVII centuries]. 585 p. Sergiev Posad.

8. Uspenskij B.A. (1998). Car'ipatriarh. Harizma vlasti v Rossii: (Vizantijskaya model'i ee russkoepereosmyslenie). [Tsar and patriarch. Charisma of the power in Russia: (Byzantine model and its Russian reconsideration)]. 676 p. Moscow.

9. Romanov B. S. [2006]. RokovyepredskazaniyaRossii [Fatal predictions of Russia]. 320 p. Moscow.

11. Sinicyna N. V. (1990) Avtokefaliya russkoj cerkvi iuchrezhdenie Moskovskogo patriarhata [Autocephaly of the Russian church and institution of the Moscow patriarchy]. Cerkov, obshchestvo i gosudarstvo v feodalnoj Rossii. [Church, Society and the State in feudal Russia].Pp.156-161. Moscow.

12. Florya B. N. (2007). Florenitijskaya uniya i VostochnayaEvropa (konej 30-h —konec 60-h. XV.) [The Florenitiysky union and Eastern Europe (horses of the 30th — the end of the 60th of the 15th century).]. Moscow.

Митрополит Стефан в декабре 1701 г. был избран экзархом – блюстителем патриаршего престола после смерти патриарха Адриана и упразднения патриаршества российским царем Петром Алексеевичем.

Назначение местоблюстителем

Назначенный игуменом Никольского Пустынного монастыря, Стефан Яворский играл роль главного помощника Киевского митрополита в его отношениях с правительством в Москве. Поэтому именно ему доверяли выполнять поручения церковно-административного характера, требующие посещения столицы. В январе 1700 г. Киевский митрополит направил Стефана с другим игуменом в столицу с письмом, в котором излагалась просьба к патриарху создать Переяславскую епархию. В качестве епископа предлагалось назначить одного из посланцев.

1700. Назначение митрополита Стефана Яворского Местоблюстителем Патриаршего Престола

Во время нахождения Яворского в Москве умер воевода А. Шеин. Погребальную проповедь поручили читать Стефану. Делал он это в присутствии Петра I, который был впечатлен проповедником. Русский царь предлагает патриарху возвести Яворского в архиереи, отдав тому великорусскую епархию. Несмотря на попытку отказа, в апреле Яворский стал митрополитом Рязанским и Муромским. В этом же году умирает патриарх Адриан. По приказу царя Стефан Яворский начал выполнять функции Местоблюстителя Патриаршего престола.

В пользу кандидатуры Стефана говорила его образованность по западному образцу. Назначая его местоблюстителем, Петр хотел найти человека, лишенного связи со старыми московскими традициями. Сторонники старины выступали категорически против Яворского, считая его носителем латинской учености и ереси. Однако в итоге царь не был доволен осторожностью митрополита, указывая на его чрезмерную консервативность. Для старорусской партии же Стефан оказался не слишком большим реформатором. Поэтому не удивительно, что со временем отношения с царем охладели, а с духовенством Стефан начал сближаться.

Участие Яворского в делах светских и церковных

В период активных военных действий Петра Алексеевича, который заботился о просвещении, Стефан поддерживал начинания государя. Он назначал иностранцев на архиерейские посты, привнося образованность в церковную среду. Это соответствовало убеждениям Петра. Была реформирована Славяно-греко-латинская академия с внедрением в практику латинских учений.

В церковно-административной деятельности Стефан Яворский не проявлял активности. Для этого не было возможностей, поскольку властные полномочия местоблюстителя были крайне ограничены. Он учреждает монастырский приказ, заменивший патриарший. Управлялся приказ светской властью.

Участие Яворского в делах светских и церковных

Для решения духовных дел Яворскому приходилось проводить совещания с собором епископов. При этом Петр Алексеевич стремился все больше ограничивать церковную власть. Государь не просто не спешил с назначением патриарха, он вообще планировал отказаться от патриаршества. В 1711 г. в состав церковных судов включают светских фискалов, а в 1715 г. государь организует шутовские пародии на церковно-духовные церемонии.

Наблюдается сближение Петра Алексеевича с представителями протестантизма. В таких условиях Стефан становится сторонником старины и уже не может рассматриваться помощником государя в делах церковных. Католическая мораль Стефана была препятствием для оказания поддержки реформаторским устремлениям русского царя. Поэтому он и противился намерениям государя ограничить церковную власть. Хотя открыто он и не выступал с критикой, оставаясь при государе до самой своей смерти и благословляя его реформы.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) расстрел демонстрации в Новочеркасске

2) Парижская коммуна

3) восстание под предводительством С.Т. Разина Ответ:

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) Берлинский конгресс

B) взятие Киева войском хана Батыя

Г) стрелецкий бунт

ГОДЫ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют общественный строй восточных славян накануне образования Древнерусского государства.

1) племенное княжение; 2) наместник; 3) вервь; 4) вече; 5) уроки; 6) дружина.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Ежегодные погашения крестьянами части денежной суммы, выплаченной правительством за получение в собственность крестьянских наделов в ходе Крестьянской реформы 1861 г.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) укрепление самодержавия в годы правления первых Романовых

B) формирование территории государства Русь

ФАКТЫ

1) издание Приказа № 1

2) принятие Соборного уложения

3) секуляризация церковных земель

4) создание ВЧК по борьбе с саботажем и контрреволюцией

5) захват Олегом Вещим Киева

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

«Юный государь взял в свои руки бразды правления и стал царствовать один. Вскоре он почувствовал свою силу и, рождённый завоевателем, бесстрашно напал на Оттоманскую Порту: вначале с многочисленной армией под командованием генерала Шереметева и гетмана казаков Мазепы он предпринял осаду Азова, но, поскольку в России не знали тогда искусства атаковать крепости, юный герой был вынужден снять осаду и заменить её блокадой.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В отрывке описываются события, которые произошли в конце XVII в.

2) Правитель, имя которого пропущено в отрывке, лишился трона в результате дворцового переворота.

3) Описываемые в отрывке события произошли в XIX в.

4) Правитель, имя которого пропущено в отрывке, был первым российским императором.

5) Результатом описываемых в отрывке военных действий стал выход России к Чёрному морю.

6) Упоминаемый в тексте иностранный правитель был противником России в годы Семилетней войны.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Какие из перечисленных территорий вошли в состав Российского государства в XIX в.? Выберите три территории и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3) Восточная Сибирь

4) Правобережная Украина

6) Бухарский эмират

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Крымский полуостров был освобождён в ____.

Б) В водружении Знамени Победы над Рейхстагом участвовал ____.

B) Заключительным этапом Сталинградской битвы была наступательная операция советских войск, получившая кодовое название ____.

3) ноябрь 1943 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) битва на реке Шелони

Б) оборона Смоленска от польско-литовских войск

Г) советско-польская война

УЧАСТНИКИ

5) М.Н. Тухачевский

6) М.Б. Барклай де Толли

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите название государственных органов управления, пропущенное в тексте.

«Н.С. Хрущёв был по натуре реформатором. Им была осуществлена (в числе прочих) экономическая реформа. Были упразднены министерства и созданы территориальные ____. Многие вопросы управления из центра были переданы в республики. Эта реформа

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Объединение ГДР и ФРГ

Присоединение Пскова к Московскому княжеству

Образование Речи Посполитой

Подписание Туркманчайского мира

3) присоединение Новгородской земли к Москве

4) начало княжения Ярослава Мудрого в Киеве

5) назначение Бисмарка рейхсканцлером Германской империи

7) начало Крестовых походов

8) советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманский

9) война Алой и Белой розы в Англии

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Прочтите отрывок иЗ выступления Председателя Центральной избирательной комиссии.

Разрешите прежде всего от имени Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР сердечно поздравить вас с избранием в высший орган государственной власти нашей страны.

Выборы и подготовка к ним проходили в условиях широкой, невиданной доселе гласности и открытости, бурного роста политической активности трудящихся. Это особенно убедительно подтвердил воскресный день 26 марта, когда более 172 миллионов советских людей — почти 90 процентов всех избирателей, включённых в списки, пришли на избирательные участки, чтобы, выражая все оттенки общественного мнения, поддержать перестройку.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Высшим органом государственной власти, название которого пропущено в отрывке, является Верховный Совет СССР.

2) В то время, когда прозвучало данное выступление, шестая статья Конституции СССР 1977 г. уже была отменена.

3) Выборы, упоминаемые в отрывке, проходили на альтернативной основе.

4) Среди народных депутатов, к которым обращается выступающий, были М.С. Горбачёв и А.Д. Сахаров.

5) Автор высказывает обеспокоенность низкой активностью избирателей на упоминаемых в отрывке выборах.

6) Данное выступление прозвучало в 1980-е гг.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.

13. Напишите век, когда произошли события, отражённые на схеме. Ответ запишите словом.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На схеме отражены события, происходящие на одном фронте.

3) На схеме обозначена крепость, при взятии которой российская армия под командованием А.В. Суворова показала образцы доблести и военного искусства.

4) Участниками войны, события которой отражены на схеме, были М.Д. Скобелев и И.В. Гурко.

5) На схеме обозначено место подписания мирного договора по итогам войны, события которой отражены на схеме.

6) Военные действия, отражённые на схеме, развивались в годы правления двух российских императоров.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

2) Произведение было создано в XVI в.

3) Действие произведения происходит в 1920-х гг.

5) Произведение было создано в XV в.

6) Действие произведения происходит в Смутное время.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данная карикатура была создана в 1940-е гг.

2) Карикатура отражает мощь западных держав.

3) Организации, названия которых упоминаются на карикатуре, были созданы в период пребывания у власти одного и того же руководителя советского государства.

4) Автор карикатуры использует мотивы русских былин.

5) Одна из организаций, название которой упомянуто на карикатуре, на сегодняшний день прекратила своё существование.

19. Какие из представленных сооружений были возведены в ту же половину века, когда была создана данная карикатура? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из послания русского правителя

20. Укажите имя автора данного документа. Назовите его отца, упоминаемого в отрывке. Укажите век, к которому относится создание данного документа.

21. Укажите три обвинения, выдвигаемых автором в адрес своих приближённых.

22. Под каким названием вошло в историю неофициальное правительство, существовавшее в начальный период самостоятельного правления автора документа? Привлекая исторические знания, укажите две любые реформы, проведённые по инициативе данного правительства.

23. Когда армия Наполеона вторглась в Россию, император Александр I послал французскому императору генерал-адъютанта Балашова с предложением мира. Однако переговоры не дали результата. В дальнейшем уже Наполеон делает попытки начать мирные переговоры, которые игнорируются российской стороной. Укажите три причины, которые заставили Россию изменить позицию по вопросу скорейшего прекращения войны.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1132-1236 гг.; 2) ноябрь 1796 г. — март 1801 г.; 3) март 1921 г. — октябрь 1928 г.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Читайте также: