Усилитель на кт808а своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Знаю многих любителей музыки и аудиоаппаратуры, которые уверенно держат паяльник в руке и имеют в своей системе, или на хранении в подсобке, а может уже только в бумажном архиве, 20-30 лет назад построенные усилители, которые служат, или служили им, верой и правдой много лет. Лично для меня, посмотреть конструкции прошлых лет всегда очень интересно. Недавно разбирал старые фото и наткнулся на свой древний архив, где увидел изображения и даже описания параметров своих усилителей из стародавних времен. Возможно, что это тоже будет кому-то интересно.

Вспомнил свой любимый мощник - этот аппарат был спроектирован в 1999 году и уже в 2000-м занял свое место в аудиосистеме. Это не начальный этап творчества, но то, что собиралось в период с 1988 по 1996 г.г., не имело какого-либо оформления в корпус и больше было похоже на макеты. Оконечник был первым собранным усилителем, который имел заказной корпус, изготовленный на заводе по моим чертежам. До этого, как правило, использовал корпуса от старых советских усилителей. На заказ изготавливались только передняя панель и ручки из алюминия, которые химически чернились, а надписи на лицевую панель наносились фрезеровкой. Еще, этот усилитель был последним, собранным по чужой схеме, хотя с небольшими изменениями и на собственной топологии печатной платы. В данном случае, это схема А. Мельниченко из журнала "Радио" №12 за 1986 год. В статье есть авторский рисунок платы, но мне он не понравился, есть и ошибка в схеме - резистор в цепи Цобеля (R12 в оригинальной схеме) указан номиналом 1 Ом, а должен быть 10 Ом.

Усилитель по этой схеме собирал дважды: первый раз это случилось в период 1997-1998 г.г., тогда был собран полный усилитель с выходной мощностью 105 Вт на канал - первая моя конструкция, доведенная до полного завершения - с корпусом, с ручками, с разъемами. Он был не очень красив, в корпусе от Амфитона, на отечественной элементной базе (кроме электролитических конденсаторов), с ошибкой в подписи к выходу на наушники, но по качеству звучания оказался на порядок лучше Technics SU-A700, который тут же уступил ему место в моей аудиосистеме. Сохранилось даже несколько фото того усилителя:

На лицевой панели присутствовали: ручка громкости, селектор входов со светодиодной индикацией, селектор АС на 4 положения (откл.. АС1, АС2, АС1+АС2), выход на наушники, кнопка сеть с индикацией режимов работы. На тыловой панели размещались 4 линейных входа, выход для записи на магнитофон, вход оконечника, выход преда, кнопка переключения режима (полный усилитель или раздельный), выход на две пары АС и выход 5 В для включения внешнего устройства.

Этот полный усилитель использовался, какое-то время, вместо предварительного усилителя для оконечника, пока не был сделан к нему свой пред. В оконечнике тоже есть соответствующий вход для управляющего 5 В и этим напряжением он включался одновременно с усилителем (кнопки "сеть" на передней панели оконечника нет, только на тыловой).

Этот полный усилитель стал прототипом для будущего двухблочного усилителя. Схемотехника его перешла полностью в оконечник и пред, только печатные платы, общий конструктив и БП совсем другие.

Сначала был построен оконечник, который имел на борту:

  • Оптронную защиту АС, индивидуальную для каждого канала
  • Экранированный трансформатор мощностью 2 кВт (намотан на сердечнике от латера выпуска 1956 года)
  • Автоматическую двухступенчатую активную систему защиты от перегрева. Обеспечивает нормальный тепловой режим работы УМ, практически при любых нагрузках и окружающей температуре
  • Систему "мягкого" заряда конденсаторов фильтра (54000 мкФ) при включении усилителя
  • Задержку подключения АС

Параметры оконечного усилителя:
Класс АВ с током покоя 400 мА
Частотный диапазон: 5 Гц - 160 кГц на нагрузке 4 Ом (+0, -2дБ)
Номинальная выходная мощность: 2 х 155 Вт/4Ом, 2 х 85 Вт/ 8 Ом (Sin)
Максимальная долговременная выходная мощность (меандр 1 кГц) - 285 Вт/4 Ом.
Отношение сигнал/шум - 106 дБ (во всем частотном диапазоне)
Кни: 0.009% (1 кГц, 150 Вт), 0.005% (1 кГц, 80 Вт)
Чувствительность входа: 2.5 В
Скорость нарастания выходного напряжения: более 30 В/мкс (без входного фильтра - около 50 В\мкс)
Коэффициент демпфирования нагрузки: 700 (4 Ом), если сигнал снимать до контактов реле защиты АС, то этот параметр 4000
Разделение каналов: не хуже - 84 дБ (1 кГц)
Вес: 24 кг


В этой статье я опубликую усилитель, название которого я даже не знаю, но знаю знаю только то, что у него отличное качество звучания.
Предположительно, он называется "Одисей", а ещё есть вариант того что это Шушуринский. Если кто-нибудь знает точно, то напишите. На просторах Интернета я её не видел, поэтому решил добавить. За качество ручаюсь. Итак, вот схема, а комментарии потом:

Схема более-менее простая, но качественная. С печаткой ещё проще:

Файл Usil.lay закопан вот здесь.
ПЕРЕМЫЧЕК ЗДЕСЬ НЕТ. ТАК ОТМЕЧЕНЫ НЕКОТОРЫЕ ДЕТАЛИ.

С деталями приведенными на рисунке усилитель развивает мощность примерно в 30Вт. Что получить большую мощность(80Вт) надо применить другие транзисторы: VT1,VT2 - KT312; VT3 - KT307; VT4 - ГТ321; VT5 - KT307; VT6 - KT601; VT7 - KT817; VT8 - KT816; VT9, VT10 - KT801; VY11, VT12 - KT808A. Напряжение питания надо увеличить до 35В на канал. Примерно так. Но это не предел. Если кому-то надо ввести его в экстремальный режим пишите. Я раскачал его до 160Вт. При питании в 60В на канал.
Теперь о настройке. Прежде чем подключать динамик подключите резистор на 4Ом мощностью на 10Вт. При помощи R6 выставьте напряжение на выходе . Оно должно быть не более 0,1В. Лучший вариант 0,025. Теперь надо выставить ток покоя. Отпаяйте провод от эммитера кт808 (любого). Ток в разрыве должен быть не более 50мА. Его выставляют резистором R18. Печатная плата рабочая, если у вас что-то не работает, то ищите ошибку в монтаже.
Долгое время я не мог разобраться с одной проблемой. Сильно грелись выходные транзисторы. У вас может быть такая же шляпа. Надо разбираться с фильтром. C7 должен быть на напряжение не менее 63В, а резистор на 2Вт (желательно побольше).
Вот вроде и всё. Если у кого-нибудь есть интересная информация или предложения, пишите, я с радостью опубликую это на сайте.

Данная статья является продолжением работы на тему использования усилителей работающих в А классе для высококачественного звуко-усиления.
Представляю на Ваше рассмотрение, хорошо отработанную схему усилителя на кремниевых транзисторах.
Неоспоримым преимуществом кремния - является способность работать при гораздо более высоких температурах (по сравнению с германием). При хорошем тепловом контакте транзистора с радиатором, можно считать допустимой температуру радиатора 90…95 град.

КТ818 КТ819

Понятно, что при столь высокой разнице температур радиатора и окружающей среды, теплообмен происходит очень эффективно.
Поэтому при одинаковых площадях радиаторов выходных транзисторов, на кремнии можно получить примерно в 2 раза больше мощности по сравнению с германием.
Большой ассортимент кремниевых средне и высокочастотных транзисторов большой мощности, позволяет построить высококачественный усилитель А класса при совсем простой схеме.

Данная схема обеспечивает выходную мощность 20 ватт на нагрузке 4 ом. Диапазон рабочих частот усилителя 20…25000 Гц.
В качестве транзистора VT1 здесь можно использовать КТ208Д, КТ209Д, КТ361Г, Е, КТ3107Б, Г, И, К. В качестве транзистора VT2 можно использовать транзисторы КТ815, КТ801, П701, транзистор VT3 КТ814, VT4 - КТ818БМ, ГМ, транзистор VT5 - КТ819БМ, ГМ.
Схема может работать без подбора транзисторов по коэффициенту усиления, однако поскольку она содержит всего 2 каскада усиления, желательно иметь коэффициент усиления транзистора VT1 - не менее 150, транзисторов VT2, VT5 - не менее 50, транзистора VT4 - не менее 80.
Оценить коэффициент усиления транзистора не сложно. Достаточно включить испытуемый транзистор по вот такой схеме (для мощных транзисторов).

Резистор R1 обеспечивает ток в базу примерно 1 ма. Измерительный миллиамперметр измеряет ток коллектора (я использовал стрелочный тестер с пределом измерений 300 ма). Отношение тока коллектора к базовому току - будет коэффициентом усиления транзистора.
Для транзисторов средней мощности, надо уменьшить базовый ток в 10 раз (R1 36k), а для транзистора малой мощности, базовый ток уменьшаем в 100 раз (R1 360k). В качестве источника питания, я использовал 3 щелочные (алкалиновые) батарейки размера АА, которые просто спаял между собой хорошо разогретым паяльником, с использованием не толстого провода (паять надо быстро, чтобы не перегреть батарейку).

При использовании нагрузки 8 ом, напряжение питания нужно увеличить до 39…40 вольт, резистор R10 до 0,25 Ом.
Настройка усилителя сводится к установке половины напряжения питания на коллекторе VT5.
Усилитель потребляет значительную мощность, примерно 100 ватт на каждый канал. Поэтому источник питания должен быть серьезным.
Силовой трансформатор для блока питания, нужно применять мощностью не менее 250 ватт, либо использовать два однотипных трансформатора (на каждый канал) с такой же общей мощностью.
Схема источника питания показана на рисунке ниже.

Вторичная обмотка силового трансформатора должна иметь выходное напряжение ХХ 26 - 27 вольт. Такая схема должна быть на каждый канал усилителя, причем при нагрузке 4 ом, возможно лучше сразу поставить конденсаторы по 22000 мкФ.
Диодный мост с номинальным током не менее 10 А либо 4 диода на 10 А. Большая емкость конденсаторов объясняется значительным током потребления, в том числе и в режиме покоя усилителя, когда пульсации особенно заметны.
Применять электронные фильтры или стабилизаторы я не стал, поскольку они иногда являются причиной самовозбуждения усилителя и источником помех и наводок.

Детали для усилителя:
Резисторы могут быть любой мощности не менее 0.125 ватт за исключением R9 5 ватт, R10 2 ватт. Очень важен номинал резистора R10. От этого зависит правильный режим работы усилителя.
Конденсатор С1 лучше поставить пленочный, С4 пленочный или слюдяной.
Выходные транзисторы КТ818, КТ819 обязательно с буквой "М" в конце (в металлическом корпусе), БМ, ГМ. Радиаторы под них я использовал ребристые размером 120*170, толщиной 35 мм. Если радиаторы будут меньше, то необходим принудительный обдув.
На КТ815 небольшой радиатор-пластинка 2-3 кв. см. На П701 радиатор не нужен.
На резисторе R9 рассеивается значительная мощность. При наличии осциллографа и генератора можно попробовать ее уменьшить. Подаем сигнал на вход,на выход подключаем эквивалент нагрузки и осциллограф. Резистором R4 добиваемся симметричного ограничения максимально возможной амплитуды сигнала. Далее увеличивая резистор R9 добиваемся начала ограничения сигнала сверху. Выпаиваем и измеряем номинал. После этого устанавливаем резистор на 25…30% меньше.
При желании поэкспериментировать можно собрать совсем упрощенную схему.

Транзисторы здесь должны иметь больший К ус. Первый не менее 200, второй не менее 100.
Резистор R7 мощностью не менее 50 ватт. При отсутствии такого можно использовать электрический чайник и утюг по 2000 ватт на220в, соединенные параллельно, либо 2 ТЭН на 2000 ватт. - получается сопротивление около 10 ом. Кстати это можно использовать и как эквивалент нагрузки.
Данная схема позволяет получить 4…5 ватт (потреблять будет все равно около 90 ватт.) На коллекторе VT2 нужно выставить 12 вольт.


Ну что ж начало полезное.
Только как нам ? Благодаря этому общению узнать кто хороший мастер а кто криворукий олень копирующий высказывание других мастеров на других сайтах и выдающих высказывания и советы за свои? Как быть с этим? siola,Это высказывание не относится к вам!
В мастерской хотя бы Квитанцию дают и если чё то можно предъявить за косяки.
А какие гарантии предложат нам подпольные мастера?

Ну, с подготовкой мастера все не так страшно - один раз лопухнулся, - и все уже про это знают Если сделал хорошо - такая же ситуация. Везет или не везет первому клиенту Есть еще и другие проблемы: сама техника. Недавно лечил усь adcom, клиент наполовину выжег акустику. Лечение прошло без проблем, даже чуть улучшил надежность, но пришлось предупредить, что возможно повторное наступание на грабли ввиду голимости схемы и отсутствия защиты АС. Как правило, так никто не делает - чем больше ремонтов, тем выше зарплата Квалификации "ремонтников" обычно хватает только на то, чтобы заменить мертвое на живое

sergegb, интересные вопросы задали. Трудно ответить сразу. но логика в них есть.
Думаю, что поживем-увидим .

Alekses:

Ну, с подготовкой мастера все не так страшно - один раз лопухнулся, - и все уже про это знают Если сделал хорошо - такая же ситуация.

Вот это и есть главное!

sergegb:

В мастерской хотя бы Квитанцию дают и если чё то можно предъявить за косяки.
А какие гарантии предложат нам подпольные мастера?

Не знаю как там в Минске с квитанциями и гарантией.Я почти тридцать лет занимаюсь ремонтом и очень часто без всяких квитанций.Если(не дай бог) поползут слухи,просто к тебе никто не пойдет. А это твой хлеб.А нюансов в этой профессии хватает и не всегда каждому угодишь.Одно дело отремонтировать 3-5 аппаратов в месяц,другое столько же за день.

meandr 63, То что каждому не угодишь это и ежу понятно. Тем более что 30% клиентов вообще не адекватны.
siola, правильную ветку организовал мы таки выберем пару тройку честных и отечественных спецов.
Есть у меня одна мыслишка. Как бы это правильно описать? Есть у меня винажный магнитофон WF 939 требующий востановки внутрянки. Это неработающий тюнер и сделана не понимаю на кой хрен перекамутация c первой деки на вторую Первая дека звук воспроизводит только после того как нажмешь плей на второй . Так вот я хочу предложить как лицо не заинтересованное в каком либо, специалисте передать в ремонт отмечу добросовестному и как siola, говорит руки с мылом несколько раз вымоют!
Специалисту Он в свою очередь не берет его если у него ОООчень большая загрузка. Специалист который берет его в ремонт и в месте с заказчиком выкладывают в эту ветку свои переговоры и действия о ходе ремонта. Это и реклама и признание как специалиста высокого уровня. Тем у кого завышена самооценка можно не учувствовать он и так уже специалист.
P.S. Да я не хочу преврощать это в соревнование о ремонте Sharp 939.
Я выбираю госпадина siola, в качестве специалиста. Предупреждаю ценник ремонта должен быть одекватен!
siola Вы готовы принять мои условия ? И еще простите если многа букав то коньячёк виноват.

sergegb, я писал вам в личку насчет 939-го.
За доверие спасибо. На ремонт возьму, но предупреждаю сразу, как и писал вам - сразу взяться у меня не получится. Мне к зиме нужно кое-что еще сделать успеть - крышу террасы еще накрыть надо. Не говоря и про один еще небольшой заказец с катушечником, что человек ждет практически все лето и уже "кусок" осени захватил. но думаю, что он меня понял правильно. Тем более, ему не срочно это было нужно.
Можете привозить 939-й, пусть и постоит пока у меня, места хватает - но возьмусь за его ремонт только тогда, как почувствую себя относительно свободным. Говорю, как есть. Даже свои катушечники, что выставил в продажу - нет просто у меня времени сейчас, чтоб провести даже банальную профилактику аппаратам. Да и деньги нужны.
Насчет цен на ремонт вашего 939-го - думаю, что разберемся. да и в личку эти вопросы только.
ПЫ_СЫ. какой пьем коньячок ?

siola, Мне не горит. Но если решу раньше проблему отпишусь.
А коньяк как коньяк не вискарь

Тем у кого завышена самооценка можно не учувствовать он и так уже специалист.

Тут некоторые с фигой в кармане (и не тока из Могилёва ) пытались мной поманирулировать и "на слабо" и на "завышеную самооценку", в лбщем собака лает, караван идёт, не в том я уже возрасте, что бы опускаться до их уровня и приводить доводы своего ценообразования или уровня подготовки, то же мне, РАБотадатели херовы

Усилитель звуковой частоты, самая простая конструкция в домашнем радиокомплексе Как по количеству применённых деталей, так и по принципу работы (детекторные радиоприёмники не в счёт )

Радиоприёмник. в принципе тот же усилитель, но вот приборы для его настройки совсем другие нужны. Снимаю шляпу перед фанатами в состоянии сделать (мотая катушки вручную) и главное НАСТРОИТЬ супергетеродинный радиоприёмник. Этой категорией оборудоваяния я не занимаюсь (только лично для себя и в жутком долгострое)

Магнитофон..Пожалуй самый сложный агрегат (сложнее только видак и то из древних).
1) сложен для ремонта кинематики по принципу видит око, да зуб неймёт ибо просто негде заказать новые запчасти
2) регулирровка и настройка. нужна эталоная измирительная лента

Вертушка винила.
При рабочем двигателе и нормальном пассике, вопросов с механикой вроде как и не олжно быть. А электроника. там не такая уж и сложна в основной массе моделей (исключение Эстония 010, Электроника 017..возможно ешо нечто)
Для настройки скорости и коррекции усилителя винил-корректора нужна измерительна граммпластинка, а её у меня нет

Бкрусь делать только усзкий модельный ряд советский усилителей, ибо на них рука уже набита. И вот при набитой руке ценник ниже 55 (исключение Вега 120, там 2 не опущусь. Мне выгоднее за меньшую сумму не тратить своё вемя на решение ЧУЖОЙ проблемы. И даже этот ценник, это не ценник прираьотка и тем более заработка, это всего лишь оплачиваемое хобби, где цель не деньги, а достижение результата (рабочий усилитель), а деньги всего лишь атереальное вознагрождение за достижение результата

Реально в лучшем случае у меня уходиь на усилок два дня на Вега 120 и от трёх дней на другие модели. И очень редко приходится корпеть по несколько дней с паяльником и осцилографом над некоторыми мозгрклюйными аппаратами, тогда вообще дней на 5 растягивается.
Первый заход, если усилитель засран, то его продуваю-пылесошу, потом мою. Сохнет МИНИМУМ сутки

Второй заход, тотальная замена всех мелких электролитов, при этом все новые электролиты проверяю прибором и ставлю по каналам симетрично приближенные ёмкости. При замене кодненсаторов (и других радиоэлементов) плату мою спиртом, в том числе и со стороны установки деталей. Замер ёмкости основных банок по питанию

Третий заход (если плата высохла окончательно, то сразу же после второго захода). "Пробный пуск" без подачи питания, то есть прозвонка выходных транзисторов, визуальный поиск выгоревших элементов, далее. ну в общем обычная поэтапно-каскадная проверка работоспособности усилителя под напряжением. Ремонт.
Обработка химией потенциометров (для восстановления)

Четвёртый заход. Установка (замена) основных банок по питанию. Регулировка, электропрогон. Окончательная сборка усилителя.

И это с какой ни будь Лортой 202 на которую рука набита почти как на АКМ от суммы ниже чем 55 баксов эмоции . Рвотный рефлекс на то, что не хотят оценить МОЁ время, венее его пытаются оценить в разы оскорбительно ниже
Могу ли я чинить эти же самые модели усилителей, с тем же самым подходом (качества и внимания), но за меньшиее деньги? Могу, но для этого, нужно
1) помещение со стелажами где будут сохнуть, отстаиваться проблемные усилки в разобраном виде. Возможно отдельный стелаж для готовой продукции и для принятой в ремонт
2) специальная ванна (+вытяжка) для обдува и мойки усилителей
3) рабочее место соответсвующее гигиеническим, санитарным, противопожарным и нормам электробезопасности
4) уборка помещения не входит в мои обязаности
5) на мне не лежит бремя снабжения запчастями
6) добираться до рабочего места, не более 20 минут
7) полный соцпакет, 40-ка часовая рабочая неделя с возможностью брать отгулы

Вот тогда, я вправе считать десятку-двадцатку за усилок достойной оплатой (при условии, что усилков будет не менее 4шт за смену)
Мечтаю ли я о ТАКОЙ работе - нет, сломя голову не полечу туда устраиваться.

А так..55 за тонкий Амфитон и Ваши проблемы за МОЁ время. За магнитофоны не берусь по причине того, что времени на них уйдёт в разы больше. Сомневаюсь, что кто-то захочет делать Вильму -104 за 100 баксов!

У многих есть знания. но есть и такие индивидуумы, что знаний много, но руки растут не и "нужного места". или совсем наоборот - напаяют так, что без содрогания смотреть на платы не хочется.
.

аккуратность требует времени, а время - деньги
Помимо знаний схемотехники, нужно обладать ещё и парком измерительной техники (и уметь ей пользоваться)

Пусть клиент и выбирает среди нас достойного ремонтника для себя, читая эту тему

ну, я уже перерос это, что бы в ДАНОМ сегменте бороться за клиента , нет, я не достоен . низкой оплаты!

И стимула квалификацию (в даном случае производительность) поднимать, нет ни какого, пока на поклейке обоев можно набомбить граздо больше и главное разводя срач у клиента в квартире, а не у себя

Очень Простой усилитель на одном транзисторе! Всего три детали! Сможет собрать даже ребенок!

Еще одна супер-простая схема. На этот раз соберем простейший усилитель на одном транзисторе! Вместе с обвязкой, в .

Простой усилитель звука на транзисторах

Давно планировал и вот наконец воплотил свою задумку в жизнь, а именно - собрал усилитель звука на транзисторах.

Читайте также: