Усилитель из лампового телевизора своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Несмотря на то, что ламповая техника уже отошла в прошлое, такой вакуумный электронный прибор как лампа и по сей день остается одним из лучших для конструирования качественного усилителя звука. Существует множество схем ламповых усилителей, а как сделать некоторые из них своими руками с пошаговыми инструкциями и фото, рассмотрим детальнее в статье.

Как собрать ламповый усилитель

Плюсы и минусы усилителей на лампах

Истинные аудиофилы знают, что ламповый звук не идет ни в какое сравнение с тем, который выдают самые современные усилители на транзисторах и микросхемах. Качество такого звучания неоспоримо, поскольку только лампа способна выдать чистый, сбалансированный и натуральный звук с мягкими басами и прозрачными высокими частотами.

Основными положительными качествами усилителя являются:

  • превосходное качество звука;
  • красивый внешний вид;
  • длительный срок службы;
  • относительно простая конструкция;
  • надежность устройства;
  • устойчивость к температурным перегрузкам;
  • отсутствие шума, который присущ усилителям на полупроводниках;
  • устойчивость к кратковременным замыканиям под нагрузкой.

Как собрать ламповый усилитель

Но даже у такой техники есть свои минусы:

  • внушительные размеры и вес в отличие от устройств на транзисторах;
  • требуется время на прогрев ламп, как правило, около 5-7 минут;
  • высокое выходное сопротивление, что не позволяет подключить любую акустическую систему;
  • высокая потребляемая мощность и выделение тепла;
  • низкий КПД около 10%.

Уникальный аппарат

Ламповые усилители Hi-End – это особый класс бытовой техники. С чем это связано? Во-первых, у них есть довольно интересный дизайн и архитектура. В этой модели человек может увидеть все, что ему нужно. Это делает аппарат поистине уникальным. Во-вторых, характеристики лампового усилителя Hi-End отличаются от альтернативных моделей, в которых используют транзисторно-интегральные схемы. Отличие Hi-End в том, что во время монтажа используется минимальное количество деталей. Также, оценивая звучание данного аппарата, люди больше доверяют своим ушам, чем измерениям нелинейных искажений и осциллографу.

Как собрать ламповый усилитель своими руками

Схемы усилителей на лампах, как и конструктивное исполнение, могут быть самыми разными. Для начинающих радиолюбителей предпочтение лучше отдавать более простым вариантам.

Однотактный на 6П14П

Для сборки усилителя не требуются какие-то дорогие и эксклюзивные детали.

Как собрать ламповый усилитель

В представленной схеме на выходе используются две лампы, что позволяет повысить выходную мощность в 2 раза. В качестве выходной лампы можно использовать 6П14П, в предусилителе – 6Н2П.

Как собрать ламповый усилитель

Для сборки понадобятся:

  • подходящий корпус;
  • выходной и силовой трансформатор;
  • элементы согласно схеме.

    Для сборки используем корпус, например, от системного блока. Располагаем в нем силовые элементы схемы, панельки для ламп.

Как собрать ламповый усилитель

Как собрать ламповый усилитель

Как собрать ламповый усилитель

При правильном монтаже самодельный усилитель начинает работать практически сразу, при этом нужно проверить ток в контрольных точках.

Как собрать ламповый усилитель

Подробнее об усилителе на 6П14П можно узнать из видео.

Классический двухтактный

Чтобы собрать усилитель с выходной мощностью около 20 Вт, можно воспользоваться предложенной схемой. Выходной каскад выполнен на 6П43П.

Как собрать ламповый усилитель

В качестве силового трансформатора подойдет ТС180-2 от лампового телевизора. Трансформаторы для выхода подойдут типа ТН.

Как собрать ламповый усилитель

В качестве основы устройства можно использовать лист дюраля размером 200*160 и толщиной 4 мм.

Как собрать ламповый усилитель

На нем крепятся практически все детали усилителя, а сам монтаж выполняется навесным способом. Каркас изделия можно окрасить в белый цвет, который выглядит более привлекательно, в отличие от привычного черного. По углам пластины крепятся стойки из полированного дюраля, которые служат ножками.

Как собрать ламповый усилитель

Силовой и выходные трансформаторы для снижения наводок закрывают жестяными экранами

Как собрать ламповый усилитель

Чтобы сэкономить место, дроссель по питанию можно убрать, спаяв обычный П-фильтр. Его можно собрать на двух конденсаторах по 300 мкФ и резисторе 100 Ом 15 Вт.

Как собрать ламповый усилитель

Гитарный усилитель

Любители игры на гитаре нередко находятся в поиске качественного звука, подбирая оптимальный вариант лампового усилителя для самостоятельного изготовления.

Как собрать ламповый усилитель

Одну их схем для гитары можно собрать на четырех лампах.

Для конструирования нужно подготовить:

  • силовой трансформатор ТПП 245-127/220-50;
  • подходящий выходной трансформатор;
  • лампы 6П14П или 6П43П, а также 6Н2П;
  • старый корпус либо материал для его изготовления;
  • соединительные провода;
  • радиоэлементы по схеме;
  • кусок фольгированного текстолита или гетинакса.

Как собрать ламповый усилитель

    Для изготовления шасси используем подходящий корпус. Если есть листы дюраля либо металла, можно изготовить его самостоятельно.

Как собрать ламповый усилитель

Как собрать ламповый усилитель

Как собрать ламповый усилитель

Как собрать ламповый усилитель

Как собрать ламповый усилитель

Для наушников

Такой усилитель можно порекомендовать для начинающих, что обусловлено простотой конструкции.

Как собрать ламповый усилитель

Сборка будет осуществляться по схеме с бестрансформаторным выходом на 6Н6П.

Как собрать ламповый усилитель

Для рассматриваемого усилителя следует использовать высокоомные наушники с сопротивлением каждого динамика по 600 Ом.

Как собрать ламповый усилитель

Чтобы устранить пульсации анодного напряжение в схеме применяется дроссель на 5 Гн. Для создания шасси желательно использовать металл.

При сборке усилителя силовой трансформатор следует располагать сверху, чтобы избежать наводок на выходные цепи.

Как собрать ламповый усилитель

Монтаж схемы осуществляется навесным способом, что позволят свести к минимуму количество проводов.

Как собрать ламповый усилитель

В качестве минусовой шины следует задействовать толстый медный провод.

Как собрать ламповый усилитель

Провода накала можно соединить параллельно, чтобы не подводить к каждой панельке по отдельности.

Как собрать ламповый усилитель

Если есть желание, схему можно дополнить индикатором уровня сигнала.

Как собрать ламповый усилитель

После сборки усилитель требуется настроить. Процедура сводится к регулировке подстроечных резисторов по катоду, обеспечивая минимальный коэффициент нелинейных искажений. Сигнал можно контролировать по спектроанализатору.

Как собрать ламповый усилитель












Выбор схем для сборки

Предварительный усилитель довольно просто собрать. Для него вы можете выбрать любую подходящую схему и начать сборку. Другой случай – выходной каскад, то есть усилитель мощности. С ним, как правило, возникает множество различных вопросов. Выходной каскад имеет несколько типов сборки и режимов работы.

В однотактной схеме для хорошей работы устройства достаточно всего двух частей: усилителя мощности и предварительного усилителя. В двухтактной модели уже используется фазоинверсный усилитель или драйвер.

Конечно, для двух типов выходного каскада, чтобы комфортно работать с акустической системой, необходимо согласовать высокое межэлектродное сопротивление и низкое сопротивление самого прибора. Это можно сделать с помощью трансформатора.

Разрабатывая ламповый усилитель Hi-End, можно не применять сложные схемы. Если вам нужно озвучить достаточно небольшое помещение, то можно применить простую однотактную конструкцию, которую проще сделать и настроить.

Конденсаторы

В установке лампового усилителя следует использовать различные типы конденсаторов для самой системы и блока питания. Они, как правило, применяются для регулировки тембра. Если вы хотите получить качественный и естественный звук, следует применять разделительный конденсатор. В этом случае появляется малый ток утечки, который позволяет изменить рабочую точку лампы.

ламповые усилители Hi-End фото

Такой вид конденсаторов подключается к анодной цепи, по которой течет большое напряжение. При этом необходимо подключать конденсатор, который поддерживает напряжение больше 350 вольт. Если вы хотите применять качественные элементы, нужно использовать детали от компании Jensen. Они отличаются от аналогов тем, что их цена превышает 3 000 рублей, а цена самых качественных радиоэлементов доходит до 10 000 рублей. Если применить отечественные элементы, лучше выбирать между моделями К73-16 и К40У-9.

Составляющие

Если вы не хотите использовать качественный конденсатор, то можно применить К73-16. Он подойдет, если рабочее напряжение будет больше 350 вольт. Но качество звука будет заметно хуже. Также для такого напряжения подойдут электролитические конденсаторы. К усилителю нужно подключить осциллограф С1-65 и подать сигнал, который пройдет от генератора звуковой частоты. При начальном подключении нужно установить входной сигнал около 10 мВ. Если вам нужно узнать коэффициент усиления, нужно будет использовать выходное напряжение. Чтобы подобрать среднее соотношение между низкими и высокими частотами, необходимо подобрать емкость конденсатора.

Фото лампового усилителя Hi-End вы можете увидеть ниже. Для этой модели были использованы 2 лампы с октальным цоколем. К входу подключен двойной триод, который включен параллельно. Оконечный каскад для этой модели собран на лучевом тетроде 6П13С. В этом элементе вмонтирован триод, который позволяет получить хорошее звучание.

ламповый усилитель Hi-End своими руками

Чтобы настроить и проверить работоспособность собранного устройства, необходимо использовать мультиметр. Если вы хотите получить более точные значения, то следует применять звуковой генератор с осциллографом. Когда вы взяли соответствующие приборы, можно переходить к настройке. На катоде Л1 указываем напряжение около 1,4 Вольт, это получится сделать, если будете использовать резистор R3. Ток выходной лампы необходимо указывать 60 мА. Чтобы сделать резистор R8, необходимо установить параллельно пару резисторов МЛТ-2. Другие резисторы можете применять разных типов. Следует отметить довольно важный компонент – разделительный конденсатор С3. Он не зря был упомянут, поскольку данный конденсатор оказывает сильное влияние на звук прибора. Поэтому лучше использовать фирменный радиоэлемент. Другие элементы С5 и С6 – пленочные конденсаторы. Они позволяют увеличить качество передачи различных частот.

самодельный ламповый усилитель мощности Hi-End класса

Блок питания, построенный на кенотроне 5Ц3С, стоит найти. Он соответствует всем правилам построения прибора. Самодельный ламповый усилитель мощности класса Hi-End будет иметь качественный звук, если вы найдете данный элемент. Конечно, в ином случае стоит искать альтернативу. В этом случае вы можете использовать 2 диода.

Для лампового усилителя Hi-End можно использовать соответствующий трансформатор, который применялся в старой ламповой технике.


Каждый хороший гитарист рано или поздно мечтает о настоящем ламповом усилителе, т.к. никакими цифрой или транзистором вы не сможете передать ту самую динамику и почувствовать изюминку вашего музыкального инструмента — а это и есть тот самый кайф и удовольствие. Да, уже есть достойные процессоры с самыми быстрыми ЦАП и АЦП, но они стоят очень больших денег. А всё остальное до сих пор не способно повторить АЧХ вакуумных ламп, либо делает это с задержкой, что превращает вашу игру в сплошной психоз. Именно поэтому данные усилители по сей день актуальны и считаются идеальным решением. Вообще — это отдельная статья уже. Если грубо/кратко, то лампа неспособна обрезать амплитуду идеально по линеечке как транзистор, это хорошо видно на АЧХ — в результате эффект более насыщенного звука, как-то так (если интересно как почему и т.д., то Гугл в помощь или есть смысл прочитать статью в книге: "Юный радио-любитель" В.Г. Борисова).


Так вот, усилки такие стоят как пол безпробежной машины, а значит нужно разбираться и делать всё самому.

Чего мы хотим:
1) Усилок для дома и небольших репетиций — по мощности не более 30 Ватт
2) Великолепный чистый звук и сочный хайгейновый перегруз (но в то же время универсальный)
3) динамик 12 дюймов хорошего качества
4) Красивый/заводской внешний вид
5) Низкая себестоимость

1) Выбираем комплектующие
— Схема чистого звука. перегруза. оконечника
— Лампы в предусилитель 6Н2П-ЕВ (12AX7)
— Лампы в оконечник 6П3С-Е (6L6)
— Проходные конденсаторы WIMA (EPCOS, К73-17, качественная плёнка)
— Силовой и выходной трансформатор
— Динамик Celestion Vintage 30 (ещё мне очень нравится Celestion Greenback)
— и по мелочи: фанера, кожзам, резисторы, переменные резисторы, клей, краска, фурнитура, инструменты и т.д.

2) Делаем корпус. Нужно 2 корпуса (сам усилок и кабинет, если делать всё в одном — получается комбик, но для меня это не практично). Я использовал берёзовую фанеру на 18 мм, купил на базе лист и распилил идеально ровно (можно заказать распил на той же базе доплатив пару сотен). Размеры взял с какого-то западного сайта кабинета от маршала 1х12, скрутил детали коленными саморезами, промазав перед этим места соприкосновения ПВА, далее делаем дырку под динамик и обтягиваем хорошим кожзамом наш корпус. Место, где динамик, обтягивается хорошей тканью/сеткой — на ваш вкус.

3043090

Набралось аж четыре штуки, потом взбунтовались родственники, а настаивать было неловко - мы тогда временно жили у родителей, а мастерил я у бабушки в частном секторе. К счастью два радио, оказались с весьма близкими внутренностями - типовая схема усилителя НЧ на 6П14, и блок питания одинаковый. "У нашей Алёны Игоревны, внешность такая типическая-типическая".

Первой предательской мыслью, которую с трудом удалось придушить подушкой, была просто взять и перенести эти платки усилителей в отдельную коробочку и. и собственно всё. Но во первых это было бы не слишком эстетично (А как же, чуть не главная изюминка-лампы снаружи? Выпендрёж конечно, но красиво ведь). Да на печатных платах – ну уж нет. Словом, решено было от легкого пути отказаться, чай не первый раз канифоль нюхаем! Чтоб, всё как у людей. (напевая под нос) всё как у люде-е-ей. Да, хм, ну разложил на верстаке на тряпочке надерганные из радио лампы, набросал схемку, блок питания, чтоб все напряжения стабилизированы, все дела. Выходные лампы 6П14, переключение триод-пентод, выходные трансформаторы, вроде ТВЗ 1-9, входной каскад 6Н2П, но утверждение оставил на потом, после экспериментов.

Ламповый усилитель почти из хлама

Приличных ламповых керамических панелек в магазине и не видели никогда, пришлось выкручиваться.

Ламповый усилитель почти из хлама

Ламповый усилитель почти из хлама

Высокие боковые стенки, лишь отчасти для простоты. Во многом для удобства - не дурно защищает хрупкие и бьющиеся радиолампы, а учитывая предстоящую стройку в деревне, вообще не понятно где будет аппарат таскаться. Опять-же, очень удобно настраивать и переделывать - перевернул и стоит себе как вкопаный, причём и лампы не нужно вытаскивать - паяй, меряй, включай, сколько душе угодно.

Радиатор сверху для стабилизаторов, высоковольтных и накалов. Выпрямители для них в подвале шасси.

Корпус разобран, шпаклевка, шлифовка, пару слоев краски.

Ламповый усилитель почти из хлама

Сборка корпуса набело.
Смонтированы тумблеры включения питания (накал и с задержкой анодное), индикаторы питания на неоновых лампочках, ламповые панельки, переключатели режима выходного каскада – триод-пентод, и включения обратной связи.

Ламповый усилитель почти из хлама

Смонтированы выпрямители в подвале, предохранитель на задней стенке в арматуре, все подключено, осторожненько проверяем работу готового кусочка схемы прямо от сети. Лампы торчат для антуража.
Все работает, ура.

Ламповый усилитель почти из хлама

Очередь за силовым трансформатором. Этот, от того же радио. Мощности вполне должно хватить. Кожух был снят с магнитопровода, к нему припаяны четыре шпильки из длинных болтиков М6. Для установки боком в этаком лежачем положении, чтоб все провода были в подвале шасси. Катушку проварил в лаке, чтобы не гудел.

Ламповый усилитель почти из хлама

Смонтированы и уже проверены высоковольтные выпрямители, их аж четыре штуки - для каждого каскада двух каналов свой собственный. Каждый диод зашунтирован пленочной ёмкостью против помехи при переключении.

Электролитические конденсаторы здесь, в том числе и от стабилизаторов. Сами стабилизаторы будут на радиаторе сверху.
Подключены тумблеры включения питания и индикаторные неоновые лампочки. Видно сигнальные гнезда и экранированный кабель к первому каскаду.

Ламповый усилитель почти из хлама

Планка, нет не Пикатинни - Мазая. Контактная. Будет крепиться на винтах трансформатора внутри корпуса. На ней удобно распаиваются диоды выпрямителя накала всех ламп. Стабилизаторы, опять же снаружи на общем радиаторе.

Стабилизатор +5 вольт. С гнездом USB. Для удобства работы MP3 проигрывателя. Чтоб не бегать искать зарядку или компьютер. Обычная 7805, в классическом включении – два электролитических, два керамических конденсатора. Питается от выпрямителя накала.

Ламповый усилитель почти из хлама

О, трансформатор на месте. Зарядка тоже. На крепеж трансформатора нахлобучены контактные планки, на них распаяны три диодных моста с электролитами, включена зарядка для МР3-шника.

Ламповый усилитель почти из хлама

Платка со стабилизаторами. Высоковольные на дискретных элементах, три стабилизатора накала посередине - на 7806, плюс, по одному-два (подобрать) диода в общий вывод.

Ламповый усилитель почти из хлама

С другой стороны платы силовые элементы.

Ламповый усилитель почти из хлама

Причем навыворот, чтоб их прижать спиной к радиатору. Плата тоже сделана несколько оригинальным способом – на манер как с элементами SMD, чтобы со стороны радиатора не было ни дорожек, ни выводов. Высокое напряжение все таки.

Ламповый усилитель почти из хлама

Вот этому кстати.

Ламповый усилитель почти из хлама

Сверху понятно крышка, чтоб пальцами в высокое напряжение не залезть. Радиатор стандартный, игольчатый, крышка из кровельной оцинкованной стали 0,5мм.

Ламповый усилитель почти из хлама

Испытания БП. Соединения между выпрямителем и стабилизатором на живую нитку.

Ламповый усилитель почти из хлама

Самое сложное - засовывание на место и монтаж. Радиатор со стабилизаторами с другой стороны шасси. Все провода собранные в четыре пучка продеваются в отверстия и проводятся к выпрямителю. Пинцетом, с толикой терпения и внимательности. Потом начинается главная забава - искать тестером где какой конец провода и по двум схемам подключать, да чтоб не торчало ничего лишнего, да чтоб "и смотри не перепутай. Кутузов". А не то салют может быть знатный, плавали, знаем.

Ламповый усилитель почти из хлама

Это уже сами каскады усиления, собственной, так сказать, персоной. Ну, всё как у людей. Автоматическое смещение, межкаскадные конденсаторы вроде фторопластовые, полюбопытствуем.

Ламповый усилитель почти из хлама

Из радиоприемников понятно, проварены в воске с парафином, сердечник на горячую стянут в тисках через полоску резинки – чтоб, немагнитный зазор в каждом слое железа был одинаковый и минимальный. При разборке-сборке не теряем полосочку бумаги для немагнитного зазора.

Ламповый усилитель почти из хлама

И в импровизированный кожух из сгущёночной банки.

Ламповый усилитель почти из хлама

Заливаем воском, или нейтральным герметиком, или эпоксидной смолой, если не жалко.

Ламповый усилитель почти из хлама

Выходные трансформаторы на месте.

Ламповый усилитель почти из хлама

Прослушивание в бабушкиной теплице, где места побольше. А что, мне нравится.

Ламповый усилитель почти из хлама

Ламповый усилитель почти из хлама

Это с кожухом на радиаторе.

Ламповый усилитель почти из хлама

Поработав некоторое время, перегорел один из выходных трансформаторов, пришлось переделывать на другие.

Ламповый усилитель почти из хлама

Ламповый усилитель почти из хлама

Проваривание катушек в лаке (как потом выяснилось, напрасно).

Ламповый усилитель почти из хлама

Ламповый усилитель почти из хлама

Выходной трансформатор в сборе.

Ламповый усилитель почти из хлама

Кронштейны трансформаторов образовали этакий подвальчик, в него преотлично поместились по маленькому тумблеру включающих обратную связь.

Ламповый усилитель почти из хлама

В таком виде усилитель работал около двух лет. Существенных замечаний к нему не было.

Следующая инкарнация усилителя через несколько лет. В руки попали пара ламп г-807 с панельками и анодными колпачками.

Заодно, было решено несколько смягчить квадратно-гнездовой дизайн. Сделаны пара шаблонов для фрезерной машинки, отфрезерованы боковушки. Всё равно, роль удобной подставки при переворачивании и защиты ламп частично утрачена - лампы здоровенные и нахально торчат через забор.

Ламповый усилитель почти из хлама

Заменен силовой трансформатор на более мощный, введено фиксированное смещение выходного каскада, источник питания для него. Убраны выпрямители и стабилизаторы напряжения накала – у Г-807 он слишком мощный, 7806 не справятся.

Ламповый усилитель почти из хлама

Обновленный внешний вид.

Ламповый усилитель почти из хлама

Играет хорошо, насколько позволяет судить об этом акустическая система. Последние изменения были совершены более 5 лет назад. Усилитель работает в мастерской, каждый день около трети суток.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


В статье: 1 видео (посмотреть) и

Для проверки эмиссии электронной лампы на сначала а рис включают цепь накала лампы. 120с 60. Через подключают миллиамперметр (шкала 300мА меньше или). На остальные электроды лампы напряжение не Чем. подается больше стрелка прибора отклоняется тем, вправо лучше эмиссия, а следовательно и лампа. В лампах двойных имеет смысл определить ту "половину" для, лампы которой стрелка прибора отклоняется Для.
больше определения эмиссии лампы можно омметр применить рис б . У новой лампы сопротивление нить промежутка накала -управляющая сетка может например, быть, 900, у бывшей в употреблении 2000, у эмиссию потерявших- 4000. 4500 Ом.
Показания измерений сравнивают приборами с аналогичными измерениями для новой определяют и лампы степень потери эмиссии проверяемой Двухтактный.

лампы усилитель НЧ будет работать нормально том в только случае, если его плечи Симметрирование.
симметричны лампового каскада можно производить простым следующим способом: на сетки ламп выходного подают каскада напряжение одинаковой фазы и регулируя резистором переменным R1, добиваются минимального сигнала на выходе переключатель (усилителя В1 находится при этом в нижнем по положении схеме). После этого переключатель В1 устанавливают в положение другое и на сетки лампы тем самым противофазные подают напряжения. Сигнал на выходе в этом должен случае быть максимальным. Такую регулировку производить рекомендуется не только при налаживании усилителя, но и смене при ламп.

В заключение предлагаю две Схема:

схемы простого двухкаскадного усилителя


Выходной выполнен каскад на лампе 6П14П, работающей в типовом Каскад. режиме предварительного усиления выполнен на одном из лампы триодов 6Н3П. Он обеспечивает усиление сигнала в 27 результате, в раз чего чувствительность усилителя оказывается Схема 0,3 В.

около усилителя с двухтактным выходным каскадом, обратной отрицательной связью и частотной коррекцией.


Выходная усилителя мощность около 10 В*А.
Фазоинверсный каскад выполнен на триоде одном лампы 6Н2П, второй триод роль играет предварительного усилителя. Отрицательной обратной охвачена связью часть усилителя, состоящая из каскадов: вместе двухтактного с выходным трансформатором, фазоинверсного и предварительного на триоде одном лампы 6Н2П. Глубина обратной равна связи трем (1+B K=3).
С помощью R1 регулируется частотная области в характеристика высоких звуковых частот, с помощью R2 -в низких области частот.
Коэффициент нелинейных искажений около - усилителя 2,5%, чувствительность -около 0,1 В

Каждый начинающий слышал радиолюбитель или читал о превосходстве ламповой аппаратуры звуковоспроизводящей, по сравнению с звуковоспроизводящей аппаратурой построенной на ослабевающий. Не полупроводниках интерес к изготовлению конструкций на радиолампах и меня подвигнул на написание данной статьи, где рассмотрены будут основные критерии конструирования данного усилителей типа. Итак, приступим. Прежде всего сформулировать необходимо первый закон техники класса Hi-звуковой: End сигнал должен претерпевать как меньше можно преобразований, усиливаться как можно числом меньшим каскадов. Для подтверждения этого правила незыблемого как нельзя лучше служит схема простейшая линейного звукоусиления (класс А) в один Помимо.

такт всех своих "звуковых" достоинств, схема такая подходит для освоения ламповой силу в техники простоты своей сборки и минимального деталей количества. Здесь необходимо упомянуть о некоторых подбору по особенностях компонентов, сборке, наналадке и использованию устройств таких. Ламповые усилители справедливо критикуют за "бас" расплывчатый. Причина этого - повышенное выходное лампового сопротивление усилителя, поэтому профессионалы советуют налаживать и расчитывать АС под конкретный усилитель на лампах. специалисты Некоторые изготавливают даже сложные выходные где,трансформаторы каждая выходная обмотка работает на "отдельный" свой динамик в акустической системе! Для гармонических уменьшения искажений и устранений акустического фона метод применяют секционной послойной намотки как так сетевых и выходных трансформаторов (например размещение обмотки первичной между половинами вторичной). Целесообразным применение считается тороидальных трансформаторов (всем знакомы их изготовление), но преимущества их в домашних условиях довольно сложно - навыков требует и терпения.

Отсюда вытекает второй закон незыблемый техники Hi-End: изготовлению трансформаторов уделить нужно как можно больше внимания - от процентов на 90 этого зависит качество звучания вашего агрегата самодельного. Очень важным вопросом является блока постройка питания усилителя. Лично я не советовал бы выпрямители применять на полупроводниковых диодах-уж очень сильно выхолащивают они звук.Самое дельное на мой решение взгляд - применение кенотронных ламп с LC фильтрующей Преимущества. цепочкой этой схемы неоспоримы - по мере катодов прогрева кенотрона, напряжения в схему усилителя постепенно подаются (а не одномоментно,как при применении где, полупроводников пришлось бы дополнить схему релейным анодного включателем напряжения, чтобы увеличить срок электронных службы ламп). Самым распространенным кенотроном, для доступным самодельщика, является лампа типа Применение.

5Ц4С выпрямителей и фильтров в накальных цепях так ламп же не желательно - помимо того что риск имеется деградациисигнала, связанный с применением полупроводников, лампы некоторые категорически отказываются "хорошо работать", накальная их если цепь запитана постоянным напряжением! этого Помимо, схему усилителя необходимо дополнить фильтром сетевым подавления помех (смотри статью ), избавит который агрегат от кучи НЧ/ВЧ помех из бытовой переменного сети тока. Следует также заострить выборе на внимание пассивных компонентов для лампового Резисторы. усилителя желательно применять только металлопленочные, МЛТ типа, с минимальным отклонением от номинала. И хоть не радиолюбитель каждый сможет достать, к примеру, пятиваттные резисторы пленочные (такие можно приобрести только по некоторые, а случаю их и в глаза не видели!) следует отказываться (по возможности мере) от применения проволочных резисторов, как так отечественных и импортных.

Очень критично следует выбору и к относиться конденсаторов - лучше всего подходят с полипропилена из диэлектриком, пленочные и поликарбонатные,

и хоть не каждый позволить сможет себе приобрести специализированные конденсаторы End Hi-для сборки, все из них следует проверять обязательно перед установкой в схему на предмет внутреннего, утечки сопротивления и т.д.

На худой конец можно конденсаторы и применять с бумажным диэлектриком типа МБМ и типа слюдяные КСО-1. Самыми "музыкальными" и распространенными для лампами сборки однотактного усилителя, по мнению специалистов многих, являются лампы 6Н23ПЕВ

И 6П14П. или Е Буквы ЕВ в обозначении - показатель более высокого исполнения качества лампы.

В сети множество конструкций этих на усилителей лампах, так что принципиальных приводить схем не буду, думаю следует лишь паспортные их привести данные в .

Так же следует (по мере избегать) возможности применения каких-либо цепей звука коррекции, при изготовлении усилителя на лампах. это же Если условие не выполнимо, следует применять можно как более надежные потенциометры фирм Или

Alps Noble - пробой или обрыв регулировки резистора чреват весьма серьезными последствиями, этого помимо применение некачественных потенциометров может сигнал в внести воспроизведения заметные искажения. Для шасси изготовления усилителя применяется провереный годами алюминий - материал (в силу своей прочности, легкости домашних в обработки условиях). Все соединения при усилителя монтаже на лампах производятся прямо на ламповых Панельки. панельках следует выбирать так же с особой лучше - придирчивостью, если это будут керамические надежными с панели цанговыми зажимами для цокольных ламп контактов. Монтажный провод при сборке применять лучше посеребренный или луженый; то же касается и припоя применяемого - высокотемпературный с высоким содержанием серебра как подойдет нельзя лучше. Все разъемные вход (соединения/выход) желательно произвести с применением можно как более надежных разъемов-лучше применение даже клеммных колодок с креплением "под следует". АС гайку подключать к усилителю проводниками (с сечением от 0,75 кв/мм и меди) из выше (и ни в коем случае не китайским биметаллом). слов Несколько об акустике для лампового усилителя. как Так при реализации однотактной схемы добиться невозможно большой мощности усилителя, целесообразно высококачественные применять АС повышенной чуствительности, собранные по рупорной Еще.

схеме одним нюансом использования усилителей на профессионалы, лампах заявляют использование отдельной линии электропитания подключения усилительного комплекса (прямо от щитовой) менее не проводником 6 квадратных миллиметров (считай сварочный Мое). кабель личное мнение - это преувеличение. будет Думаю достаточно надежным применение провода электропроводки стандартной (2,5кв/мм) и розетки с надежно подпружиненными избежание, во контактами дребезга и помех при ненадежном цепей соединении питания. Надеюсь, что данная где, статья кратко изложены основные критерии сборки и конструирования ламповой звукоусилительной аппаратуры, послужит памяткой надежной для радиолюбителя, решившего впервые сборкой заняться аппарата данной категории!

Предварительные замечания о цели Девизом.

усилителей проверки и прослушивания ряда макетов измерением с усилителей объективных параметров было выяснено, большинство что родственных топологий дает сравнимые АЧХ:

результаты усилителя в основном определяется выходным без и трансформатором особых проблем может быть полоса реализована 5 Гц -25. 30 кГц по уровню 1-2 дБ, Коэффициент нелинейных КНИ (искажений) усилителей с разомкнутой цепью ООС единицы от составляет до десятка процентов па максимальных уровнях и доли десятые на малых. Тем не менее, характер таких звучания усилителей заметно различается, несмотря на их параметры одинаковые.

В связи с этим было принято принимать не решение во внимание величину КНИ. Это не чем более показатель наличия или отсутствии ошибок грубых проектирования и реализации. Типовой показатель лампового исправного усилителя - несколько десятых долей при процента мощности несколько ватт.

Глубину ООС следует подбирать экспериментально по минимуму собственных неприятных ощущений, как так при улучшении одних параметров, субъективного например восприятия линейности ЛЧХ. ухудшаются такие, другие, как естественность тембров голосов и пространственные и инструментов характеристики. Усилитель в этом случае обладать должен некоторым запасом усиления и устойчивости. С как, усилением правило, проблем не возникает. Ламповые обладают схемы весьма большим динамическим диапазоном и работать позволяют на любом его участке. Этим широко свойством пользуются энтузиасты ламповых схем. том в Дело, что величина и степень нелинейности характеристики амплитудной лампы зависит от режима по постоянному и току переменному, и это хорошо слышно. Кроме сами, и этого лампы обладают различными свойствами. малой с Лампы крутизной, такие, как 6Н1П, дают, 6Н8С меньшие искажения и обладают большими выбора возможностями рабочей точки. Лампы с большой или крутизной усилением не имеют конкурентов в гитарных и усилителях других со специфическим характером звучания. Кроме изначально, того высокая степень идентичности параметров позволяет ламп использовать компенсацию (или умножение, необходимо если) нелинейностей.

При определенном опыте открывается здесь широкое поле для подбора звучания характера по собственному вкусу. В этом аспекте транзисторных конструктор усилителей сильно стеснен в средствах звук па влияния аппарата. Транзисторный каскад обладает большей несравнимо нелинейностью, а выбор рабочей точки связан каскада с режимом всего усилителя. Неспроста легендарный "титулом" знатоки награждают в основном ламповые единичных и в усилители случаях - действительно выдающиеся транзисторные. ради Справедливости следует заметить, что в транзисторной тоже схемотехнике есть методы изменения характера которые, звучания выходят за рамки этой статьи. На резонное совершенно замечание читателя, что усилитель быть должен абсолютно нейтральным и ничего вносить в автора, у звук заготовлено дежурное объяснение, что звучанием под усилителя понимается все-таки всего звучание тракта, включая звуковой

Полностью транзисторный токовой с усилитель разгрузкой и глубокой 00С (current amplifier dumping, подобно QUAD- 405 );

Транзисторный общей без 00С;

Гибридный без общей входной (00С усилитель напряжения на лампе, выходной повторитель эмиттерный на биполярных транзисторах);

Двухтактный ламповый с выходом трансформаторным.

В связи с вышеизложенным было решение принято выполнить выходной каскад на триодах. схема Такая обладает комфортным звучанием во всем частот диапазоне и достаточно хорошим демпфированием. Низкая вынуждает АС (87 и 8 9 дБ) чувствительность использовать двухтактную схему. Для всех сохранения преимуществ триодов выходной каскад работать должен в классе А, то есть без отсечки тока анодного.

Читайте также: