Украшения казачек своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

немного отдохнуть, погрузится в детские воспоминания и изготовить куклу своими руками.

Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается там навсегда. Детство заканчивается, а любимая кукла хранится в сундучке. Это трогательная частичка нашего детства, нашей семьи, нашей малой Родины.

Кукла в жизни ребенка играет большую роль, имеет воспитательное значение.

В программе, по которой я работаю один из разделов посвящен тряпичной кукле.

Цель этой работы: Создание условий для передачи опыта по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.

Во время занятий я знакомлю детей с традициями и обычаями Донских казаков, с их бытом. Мои воспитанники шьют костюмы, платья для кукол. Шьют самих кукол, а потом играют с ним или дарят их своим друзьям и близким.

Мастерились детские игрушки, в том числе и куклы, в те времена из подручного материала: из глины, из дерева, из веточек, из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину была именно обыкновенная тряпичная кукла. Мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи. Эта кукла хранила в себе тепло материнских рук, тепло родного дома и семейного очага.

Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Когда берешь в руки такую куколку на сердце становится тепло и радостно!

В давние-давние времена, до появления у нас на Дону первых постоянных казачьих поселений, Дон был уже много национальным, и каждый народ принес сюда на Дон свою культуру. В том числе и по изготовлению куклы.

Ведь куклы, изначально выполняли различные роли: это были куклы – обереговые, обрядовые, а позднее и игровые. Кукла Масленичка выполняет две роли, она является и обереговой и обрядовой.

Обереговые: Куватка. Вепская. Пеленашка.

Зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг;

Крупеничка – оберег на сытость и достаток;

Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме; Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;

Обрядовые: Желанница. Многоручка. Зольная. Неразлучники.

Игровые: На выхвалку. Девка –баба.

Считалось, что чем больше, кукол-тем больше счастья в семье.

При изготовлении кукол лица не прорисовывали, чтобы недобрые силы не смогли вселится в нее и навредить человеку.

Изготавливали кукол без использования ножниц и игл. Ткань не резали, а рвали, таких кукол так и называли рванки.

Скрепляли детали с помощью ниток красного или белого цвета, завязывая четное количество узелков. На каждый узелок говорили слова-пожелания: счастья, здоровья, удачи, любви, и т д.

Для работы нам понадобится:

  1. Лоскут белой ткани 30х20см. для верхней части туловища куклы.
  2. Лоскут цветной ткани 25х15 см. для рук
  3. Лоскут цветной ткани 35х15 см. для юбки куклы.
  4. Лоскут однотонной яркой ткани для платка (или косынки) 25х25 см.
  5. Кружево широкое или полоска однотонной яркой ткани для завески (фартука, передника), ширина 7 см., длина 10 см.
  6. Красные нитки (катушка №10 или же шерстяная нить), белые нитки (катушка №30 или №40).
  7. Ватные диски 3 штучки или синтепон для наполнения куклы.
  8. Нитки вязальные для волос черного цвета.
  9. Лента атласная красного цвета 25см длина 1см ширина для банта.

Чтобы кукла не только оберегала, но и радовала, следует подбирать ткань, так чтобы она гармонично сочеталась между собой.

В основе куклы скрутка (закрутка) на основе столбика.

В процессе изготовления куклы можно использовать не только нить белого цвета, но и красную нить, она, как и вышивка, и бусы, и кружево или же тесьма, выполняют роль оберега. Низ завески (фартука, передника), подол юбки можно украсить вышивкой, тесьмой, кружевом. Дополнением к украшению куклы могут служить и бусы.

Пусть она будет радовать и оберегать вас.

Хорошего всем настроения.

Спасибо за внимание.

Список литературы

  1. Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 – 20 веков. – Батайск, 2002.
  2. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. – М., 2007
  3. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994
  4. Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. – М., 1993
  5. Не от скуки – на все руки. – М., 1994
  6. Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-на-Дону, 1979.
  7. Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. – Ростов-на-Дону, 2009
  8. Юрина Н. Игрушки. – М., 1999












Какие обереги использовали казаки?

Виды амулетов

Среди оберегов донских казаков главными считались иконы и ладанки, которые должна была купить мать, жена или сестра. Также, наряду с личным крестиком, носили мешочек с родной землей или обережными травами: крапивой, чертополохом или зверобоем. Изготавливать такой амулет мог старший человек в семье или невеста казака. В роли оберегов выступали вышитые на растущий месяц рубахи, пояса, полотенца, платки и кисеты.

Значительное место среди талисманов занимало оружие казака. Считалось, что переданные по наследству ружья, поясные пистоли и мушкеты обладают особой силой и меткостью. Поэтому делая реконструкцию вещи: выковка новых стволов или курков, замена рукоятей и прикладов — следовало оставить старую основу с инициалами или прозвищами. Оберегами считалось и холодное оружие. Молитвы, заговоры и клятвы вырезались на мечах, саблях, ятаганах, кинжалах или ножах для метания. Особое значение имели и казачьи постройки: на них вырезались защитные символы, вешались иконы, при закладывании основы читались специальные молитвы.

Магические обереги — вышивка, куклы и травяные амулеты, создавались только женщинами, желательно матерью.

Заговоры от недугов

Казачьи куклы



Хорошую защиту от бед в доме такого человека давала Берегиня.

Казачки нижнего Дона


Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели.

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).


После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Читайте также: