Украшения древней руси своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Как и все народы, древние русичи определенными характеризовались предметами разного рода искусства.

древних Создание украшений Руси, как вид искусства прикладного, именовалось узорочьем. Их носили как так, бедные и знатные богачи. В деревнях кузнецы украшения ковали из сплавов железа или меди. кузнецы Городские владели знаниями и навыками более техник сложных ковки, они ковали серебро и Височные.

золото кольца и серьги
Самыми распространенными украшениями женскими Древней Руси были височные или кольца усерязи. Их носили в ушах, вплетали в крепили, волосы к головному убору или просто уши на надевали. Крепление височных колец к головному имело убору несколько способов: ленты, ремешки, Популярным. косички было прикалывание к ленте в виде Височные.

цепочки кольца - первый признак этничности. По форме и виду этих колец можно было род определить женщины, носившей их.

После XII височные века кольца приобрели общие черты, а с утеряли - этим племенные различия. На смену им в XIV-XV пришли веке колты.
До XVI века обычные были не серьги слишком популярными. С истечением времени приобрели они такую популярность, что появилась появлении в необходимость специальных мастеров-сережечников.

Украшения в Руси Древней носили не только женщины, а и мужчины. касается Что сережек - женщины носили в обоих мужчины, а ушах - в одном. Этот обычай просуществовал до века XIX.

Каждый славянский народ характеризовался формами своими и особенностями височных колец:

кривичи - северяне,
браслетообразные - спиралевидные,
вятичи - семилопастные,
словени - Изготавливали.
ромбощитковые усерязи из медного и железного сплава. можно Также было встретить серебряные и золотые Самым. кольца оптимальным способом изготовления височных был колец - бусичный, щитковый и лучевый.

Колты
частью Неотъемлемой средневекового костюма Руси были Они. колты считаются удивительным произведением прикладного Славянские. искусства мастера умело оттеняли золото и чернью серебро. Также они покрывали поверхность тысячами колтов колечек, нанизывая зернышки серебра на них из каждое.

Их крепили на сложенной вдвое цепочке ленте или на головном уборе на уровне виска. представляли Они собой две выпуклые пластинки, вместе соединяющиеся. Сверху их дополняла дужка для Золотые.

крепления колты с эмалью различных цветов распространенными были в XI-XII веках. В это время появлялись также украшения чернью и звездчатые колты.

популярным Самым рисунком на этих украшениях Древней было Руси изображение птицы Сирины и древа Шейные.

жизни украшения
Весьма популярными украшениями Руси Древней были шейные изделия (картинки Это). ниже прежде всего стеклянные бусы, носили которые женщины абсолютно всех сословий. А ним к также относятся металлические обручи под гривны "названием", популярные среди зажиточных дам.

Сегодня
Бусы мы можем видеть около сотни бус видов, пришедших к нам от древних русичей. чертами Отличительными являются не только форма и размеры также, а изделий разнообразие цветов.

  • цвета (стеклянные: черный, синий, светло-зеленый),
  • украшений шейное из многослойных стеклянных палочек,
  • дутые многогранки,
  • бусы.

Стеклянные бусы являлись самыми особенно, популярными зеленого цвета.

Знатные русские предпочитали дамы бусы, состоящие из различных материалов: золото, жемчуг, драгоценные камни.

Гривны
Билоновые считались гривны самыми дорогими. Это сплав серебра и меди. Медные и бронзовые гривны были доступными более, поэтому являлись самыми распространенными. покрывали их Иногда серебрянным слоем.

Цепи
Драгоценные особое - цепи шейное украшение Древней Руси. Их основном в носили знатные женщины, так они очень стоили дорого.

В источнике XIII века том о говорится, что две такие цепочки два в оценивались рубля, что приравнивалось 400 шкуркам беличьим.

Браслеты
Браслеты являлись любимыми украшениями древними Руси. Женщины очень любили себя украшать стеклянными браслетами, мода на которые середине в была XII - начале XIV веков.

всегда Браслеты изготовляли круглой формы с различиями в рубчатые:

  • сечении,
  • гладкие,
  • квадратные,
  • треугольные,
  • витые,
  • Богатство.

крученые народа отражалось и на окраске браслетов: фиолетовая, зелёная, черная, бирюзовая, синяя, коричневая, бесцветная, желтая и т.д.

Очень популярным материалом для браслетов изготовления был янтарь.

Чаще всего на изображали них символы воды: волнистый узор, змеиные, плетёнка головы. Изображение связано с назначением украшений древнерусских. Девушки надевали их во время русалий - честь в торжество доброй и плодотворной воды.
Подвески
женский Традиционный костюм дополнялся нагрудными и поясными которые, подвесками играли роль амулетов. Их носили на шнурах длинных или цепочках.

Материл подвесок - медь, серебро, бронза и билон. Так как выступали они в роли оберегов, они имели вид и форму языческих символов.

На сегодняшний день известно нам более 200 типов подвесок:

  • быта предметы (гребни, ключи, ложки),
  • предметы топорики (богатства, ножи),
  • в форме животных (птицы, геометрические),
  • кони фигуры (лунницы, ромбы, круги, Подвески).

крестики в форме Луны - типичное древнерусское украшение женское. Луна считалась покровительницей незамужних.

популярными Очень были привески в виде маленьких звериными со гребней головами. Гребень обладал магическими защиты функциями его носителя от заразы.

Не менее тематикой популярной для амулетов была солнечная и Все.

podveski.jpg.jpg

водяная эти привески имели место до века XIII. Подвески-бубенцы продержались до XV века. Их принято было носить с другими подвесками, венцами, гривнами шейными, а также с карманами, у рукавов или Считалось. пояса, что подвески в фрме бога-признаны громовержца отгонять злых духов.

Кольца
распространенные Самые археологические находки - древнерусские кольца. Их, как же, так и серьги, носили мужчины и женщины.

колечки Первые были свиты из проволоки. Более изделия поздние для украшения пальцев назывались Традиционными.

перстнями женскими украшениями были перстни. роль Важная которых определялась неотъемлемая часть нарядов свадебных. Их носили на руках, зачастую по несколько одном на штук пальце. Распространенные перстни - со щитком, драгоценными украшенные камнями.

Кольца носили на руках и на форме.

По ногах напоминающие браслеты, различали кольца: пластинчатые, витые, плетенные.

Перстни пользовались популярностью в веках-XV XIII. Были популярны новгородские виды со черными: вставками, синими, зелеными стекляшками.

Популярные пластинке на изображения перстня: геометрические фигуры, животные, символы другие. Символика была связана с именем поэтому, владельца их основное назначение - оттиск на воске.

какими Вот были одежда и украшения Древней Всё.

растений обереги: амулеты
Обереги-амулеты быть
могли в виде магических символов или фигурок специальных. Защитные
фигурки, как правило, целыми носили наборами в виде украшения. Их
подвешивали к дужке полукруглой, скрепляли металлическими цепочками и
надевали на области в тело груди, ближе к сердцу.
Дужка в полумесяца
форме выбрана не случайно, она символизирует Также. небосвод на ней
выбивались три точки, восход обозначавшие солнца, закат и полдень. Чаще
можно всего встретить амулеты из пяти фигурок: челюсти, ключа хищника,
двух ложек и птицы.
славянские Женские обереги
Все то, что люди
себе на носили в древности, имело практическое значение. женские Все и
мужские украшения являлись оберегами: кольца, браслеты, мониста,
подвески, серьги, и даже ленты алые, которые девушки вплетали в волосы.

Девушкам разрешалось не носить
головных них, но у уборов были так называемые ленты-Это. очелья могла
быть обычная алая или, лента изготовленная из металла, к которой
прикреплялись в подвесков виде фигурки-обереги. Среди всех обереги
металлов чаще всего изготавливали из меди бронзы из или, если позволяли
средства, то использовали золото и серебро.
В качестве амулета
выступал также гребень женский. У него было семь зубцов (у народов
многих мира это магическое число, дурного от защищающее глаза и
болезней). Помимо прямого гребни, назначения использовались в различных
магических обрядах, для применялись заговоров и излечения больного
человека. частое Неслучайно упоминание гребня в сказках. Там он
качестве в использовался волшебного помощника.

Женщины носили
они, и серьги также выполняли обережную функцию. состояли Сережки из
одной или нескольких металлических Это. подвесок мог быть ключ,

символизирующий маленькая, богатство ложка, символизирующая достаток в
доме, ступы пестик – знак плодовитости и мужского начала. режущие и
Колющие предметы в подвесках, изображенные в виде челюстей звериных,
пилы, топора, серпа и т.п. считались оберегом мощным от злых духов и
нападения диких лесу в зверей.
Издавна считалось, что женщины мужчин
больше подвержены влиянию потусторонних сил, мощная поэтому защита
требовалась им и днем, и ночью. того Для чтобы ночью защитить себя духов
злых навьего мира, женщины надевали ожерелья специальные-лунницы. Их
изготавливали из серебра в виде круглых, подвесок или в форме
полумесяца.

Славянские для обереги мужчин
У мужчин
украшений-оберегов гораздо было меньше, чем у женщин, но они были тоже.
Так, например, на застежках плащей, называемых так фибулах, высекали
защитные солярные мужских.
На знаки нательных оберегах изображали
символ восьмиконечный –плодородия крест, знак солнца – обычный знак,
крест земли – ромбы, солярные знаки – также, а свастики рыб, зверей,
птиц, небосвод.

монет
Колты крепили на головном уборе на виска уровне
на сложенной вдвое цепочке или Обычно. ленте они состояли из двух
выпуклых которые, пластинок соединялись вместе и сверху ещё дужкой
дополнялись для крепления. В XI-XII веках распространёнными наиболее были
золотые колты с эмалью цветов разных. Часто по краю колта делали
обнизи жемчужные. В XII веке также появляются колты звёздчатые и
украшения чернью.
Вообще колты признать можно одними из самых
удивительных произведений искусства прикладного. Наши мастера в поисках
наилучшей света игры и тени умело оттеняли серебро и чернью золото, а
иногда покрывали гладкую поверхность колечек тысячами, на каждое из
которых нанизывали крошечное серебра зёрнышко.

Славянские обереги для Подобно
дома
одежде, человеческое жилье также символическими покрывалось обережными
знаками. По сей день в можно деревнях встретить старые дома с резными
дверьми, крышами, ставнями. Все то, что вырезалось на имело, дереве
смысл, это были далеко не украшения простые, какие делают в наше время.
солярные те же Все и громовые символы располагали вокруг через,
отверстий которые нечистая сила могла дом в проникнуть.
В первую
очередь, это были двери, окна, печная труба. Вершину крыши венчал часто
конь – символ Перуна. Над дверью входной висела подкова. Кстати сказать,
качестве в подкову оберега для дома или же талисмана нательного,
используют и по сей день. Но чаще можно всего встретить ее, висящей
концами вниз, неправильно что – наши предки располагали подкову-исключительно
оберег концами вверх.
Внутри дома предметы многие быта были покрыты обережным печь: орнаментом, кухонный стол, различные инструменты работы для.

Славянские обереги для процветания и Гребень:

благополучия
Расчесывая
волосы деревянным гребнем с зубьями семью, вы не только благоприятно
влияете на волосы и головы кожу, но и привлекаете к себе удачу и
здоровье. усиления Для действия гребня нанесите на него конька
изображение или две волнистые линии (знак водный), что отгонит нечистую силу.
загнутой с Ложка ручкой
Из
нее можно кушать пить же или лекарства, тогда польза будет Чтобы.
удваиваться усилить действие, нанесите на ручку ромб ложки с точками внутри –
это знак Ключ.

Макоши
В качестве оберега можно использовать
изображение как ключа, так и настоящий маленький символизирует. Он
ключик накопление опыта, чести, материального и богатства
духовного.

Кости и зубы диких животных
В нательных виде
амулетов такой оберег является распространенным довольно и в современном
мире. Но не все знают о что, том это сугубо мужской талисман, женщинам
который приносит только несчастья. Мужчина, сделает который своим
оберегом, например, волчий медвежий или клык, защитит себе от нападения
приобретет, врагов силу над ними, храбрость и Силой. непобедимость
обладают не только настоящие звериные кости и зубы, но даже их
изображения. Неслучайно волк эмблемах на присутствовал и гербах многих
армий.

Топор
символизирует Топор главного языческого бога
Перуна, как, поэтому сам этот предмет, так и изображения его, фигурки,
являются мощными защитными Костяной.
оберегами нож
Сам этот предмет и изображение его защитит от злых духов человека и дом его.

Уткоконь
Этот
оберег соединяет в два себе мощнейших символа: утку и коня,
обладает, соответственно двойной силой. Связаны эти Дажьбогом с символы,
языческим богом солнца. Днем колесницу его по небосводу несут кони, а
ночью, по Океану подземному – утки. Такой оберег защит от плохого всего и
привлечет все хорошее.

Крест
креста Символика у древних
славян никак не связана с Это. христианством солярный знак, защищающий
человека от сил злых со всех четырех сторон света.
качестве
В
Подкова оберегов использовались ржавые подковы, как так износившийся
металл притягивал к себе болезни все, не пуская их к хозяевам дома.
Кроме как, того только человек с дурным глазом подкову видел, висящую в
необычном месте, он удивлялся, помогало что рассеять всю его злую Подобные.
силу
языческие традиции постепенно стали после утрачиваться крещения Руси,
но, вместе с тем, изжиты не они полностью до сих пор. Мало нас из кто
знает, как правильно выбирать, носить и изготавливать обереги, но связь с
предками, которая каждом в присутствует на подсознательном уровне, дает
подсказки. если Даже вы подберете на улице какой-нибудь который,
камушек вам с чего-то вдруг очень понравится сильно, он уже сможет стать
вашим талисманом персональным, достаточно просто поверить в его Источник.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Славянские ювелирные украшения XI-XIII веков в рисунках-реконструкциях Олега Федорова

Все больший интерес вызывает тема реконструкций древних ювелирных украшений. К сожалению, не все украшения славянских женщин, а они достаточно хорошо изучены сегодня, может носить современная женщина. По той простой причине, что зачастую их носили не как самостоятельные украшения, например, серьги, а в составе головного убора. Исторический художник Олег Владимирович Федоров по материалам археологических исследований реконструировал облик древних славянок и способы ношения ювелиных украшений в 11-13 веке.

Художник родился в Омске в 1964 году, окончил ВГИК, работал на киностудии Горького, преподавал живопись и рисунок в Школе-Студии МХАТ. Отсюда его умение вжиться в эпоху, оживить образы и воссоздать атмосферу подлинной жизни вплоть до мельчайших деталей.





Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992 годов. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII – начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.



Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.


Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.


Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X – начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.


Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI – XII вв. Кстати, вятичи и есть коренные москвичи :)) Много их курганов, то есть древних кладбищь, находятся в Царицынском и Филевском парках. Холмы побольше и расположены свободнее, не так тесно как хорогят сейчас.. И во Владимирской области, конечно.



Женщина вятичей (та же самая, но уже замужняя) в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковья, конец XI века – XII век. Здесь о ювелирных инструментах вятичей

Легенда гласит, что Радим и Вятка были родными братьями - радимичи расселились по реке Соже, а вятичи - на Оке. Височные кольца этих родов отличались - у радимичей семилучевые, а у вятичей семилопастные. Археолог А.А.Спицын занимался раскопками в этих местах еще в 19 веке.


Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII – начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.


Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века – начало XIII века.

Так как детство прошло в деревне, то с красиво оформленными наличниками сталкивался "с младых ногтей". А вот что буквально каждый завиток что-то да означает - задумываться начал только в более старшем возрасте. Вот интересная статья на эту тему. И статья эта - не единичная - имеется в наличии еще небольшой ряд статей, а еще часть - в процессе подготовки.

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
С. Есенин.

грозовик, защищает от непогоды.

повёрнутый в обратную сторону - громовик, над дверью – защита от злых помыслов входящих, на наличнике – от сглаза.

огневик, символ Рода – защита от упырей и навий.

повёрнутый в обратную сторону - яровик, обычно на постройках и воротах, защита собранного урожая и домашнего скота.

шестилучевое колесо - перунов знак – отводит молнии.

восьмилучевое колесо - знак Сварога – пожелание высшей справедливости и мудрости.

защита от внешних воздействий, в христианстве – крест-боттони, защита от нечисти.

в христианстве знаки Перуна и Сварога преобразуются в розетку, это и общий символ солнца, и пожелание удачи.

Нередко коловраты объединяли в комплексы – лабиринты

знак рысич – защита от тёмных сил.

рубежник, разделяет Явь и Навь с правью, является рубежом, за которым действуют не земные, а небесные законы.

Когда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток.

Так как наши предки делили сутки на светлое и тёмное время, то и солнце, в этом случае, изображали вот так:
дневное, на кокошниках или боковинах. (

ночное, на подоконной доске.

рис.018

Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от нечисти.
Бывало, что солнце изображали на фоне вытянутого ромба. Позднее, в результате упрощения, это привело к трансформации рисунка.

В первом случае функция оберега перешла на сам ромб (внизу слева), но солярность проявляется только тогда, когда знак расположен на верхней или боковых частях наличника. В случае его расположения внизу, на подоконной доске, он переходит в разряд знаков земли.
Во втором случае от солнца остаётся только круг, а его лучи превратились в декоративный элемент треугольной или стреловидной формы (внизу справа), но здесь солярность сохраняется, даже если этот знак располагается в нижней части наличника.
Знак солнца считался очень важным и его часто дублировали, так что полный комплект, как минимум, состоит из 6 (восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное) символов.

Водяные знаки
Вода - это то, что даёт жизнь и очищение. Водой в бане смывают не только грязь физическую, но и духовную – оболочку порока, тьмы ненависти…
По верованиям наших предков, воды бывают небесные и подземные. С небесной влагой на землю падают и зародыши жизни – пожелание плодовитости и богатства. Подземные воды питают растения, формируют родники и реки – опять-таки пожелание спокойной, безбедной жизни. Кроме того, через текущую воду ни черти христианского, ни Навьи языческого миров переступить не могут. Вспомните поговорку: в тихом омуте (в неподвижной, стоячей воде) черти водятся! Так что водяные знаки – это ещё и сильный амулет против нечисти.

рис.019

Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, бегущие ручейки и витые колонны по его боковым полочкам, спиральные завитки – всё это знаки водной стихии. Так же, как и огненные знаки, они могут образовывать лабиринты.

Бесконечник, заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.

Знаки земли
Земля для земледельца – главный источник жизни, достатка, благополучия. Символы земли -ромбы, перекрещивающиеся линии и их чередование – обереги-амулеты изобилия, достатка, сытой жизни.

рис.022

распаханное поле

Строго говоря, данный знак амулетом не является, так как здесь имеется незавершённость действия, но из-за того, что рисунок узора чрезвычайно прост (что косвенно указывает на очень древнее его происхождение), в настоящее время он один из самых распространенных.

рис.023

засеянное поле

рис.024

эти символы обычны в нижней части наличника.

Звериные знаки
Эти знаки наиболее характерны для лесных регионов, то есть там, где жизнь и достаток больше зависели от охоты и рыбалки, а земледелие и огородничество были побочным подспорьем (рис 25).

рис.025

рис.027

В домовой резьбе он изображался в виде змея, чаще всего сильно стилизованного под вьющееся растение.

Змеи на кокошнике – небесный пастух, покровитель охотников и скотоводов, а так же дарующий дождь.
На боковине – пожелание дождя, защита от грызунов.
Змеи в нижней части наличника символизируют подземные воды, где двуглавый змей ночью передвигает под землёй солнце, то есть это оберег от ночных напастей, дающий уверенность в завтрашнем дне. Во всех случаях изображение змеи – это амулет, копящий достаток, богатство, а так же защита от упырей.
Считалось, что Велес благоволит к детям, так что это ещё и детский оберег-амулет.

рис.028

Иногда Велеса символизировал Ящер. Кстати, Ящер – это одно из имён Велеса.

рис.029

Огнедышащий дракон – это оберег от молний.

У финно-угров Ящер был ещё и владыкой подводного мира, и потому его изображение больше подходит для районов, где есть крупные озёра и реки с сильно разветвлённой и плотной сетью притоков.

Иногда дракон трансформируется в щуку и выполняет роль амулета рыбацкой удачи.

Другие звериные ипостаси Велеса - медведь и бык, в домовой резьбе практически не используются.

Небесная корова Земун
Земун – мать Велеса, кормилица богов. Это её молоко наполняет молочную реку, которая отделяет Явь от Ирия, а, проливаясь из вымени на землю, приносит жизнь.

рис.031

Её символ – женские груди на подзоре.

и прорезное или объёмное, часто парное изображение на наличниках и внешней обкосячке дверей.

В некоторых регионах символ коровы помещали вместо Берегини, так как одновременно это ещё и символ Макоши, точнее, той её ипостаси, которая даёт жизнь. Рога коровы (в некоторых регионах лосихи, оленихи) – это солнечные лучи, защищающие от нечисти.

Утки. Гуси. Лебеди

рис.033
рис.034

В оберегах это обычно взаимозаменяемые символы. У многих первобытных племён эти птицы связаны с восприятием мироустройства. Прилетели птицы – принесли на крыльях весну, то есть тепло, пищу, достаток. Прилёт гусей и уток спасал от зимнего голода, дарил надежду на урожай. У многих народов боги воплощались в уток, гусей, либо эти птицы были их помощниками. У финнов мир появляется из утиного яйца. У мерян бог Шайтан оборачивается уткой, чтобы нырнуть на дно океана и вытащить на поверхность сушу, а верховный бог в этом облике пригоняет весну. У славян Макошь-утка достаёт Алатырь-камень. Смерть Кощея – в утином яйце. Именно гуси-лебеди запряжены в ночную солнечную колесницу.
Таким образом, изображение этих птиц является пожеланием материального благополучия, обеспечением защиты от неблагоприятного климата, а расположенное в нижней части наличника защищает от ночных напастей.

рис.035

нередко вместо полного изображения птиц вырезают только их лапки.

Точно также выглядит ещё один символ. Одна из финно-угорских богинь имеет образ лягушки. Основные её функции, это покровительство женским домашним работам (ткачество, шитьё, готовка пищи…). Вспомните сказку о Царевне-лягушке. Братья Ивана-царевича женились на дочерях соседей славян, а он из болотистого края привёз невесту, местную, из коренного населения, но зато и самую хозяйственную и работящую. Это, кстати, очень похоже на домашнюю ипостась Макоши, так что в качестве амулета или оберега совсем не важно, чьи это лапки.

Упряжка золотых коней днём влечёт за собой по небесному своду солнечную колесницу Хорса. Иногда он и сам предстаёт в этом образе. У христиан гнедые кони так же представляют собой солярный знак, даруя защиту от нечисти. А вот белый конь, это символ не физической, а небесной, духовной силы, не даром святой Георгий поражает Змея, сидя на белом коне.
Так же кони олицетворение силы и выносливости.

рис.038

рис.040
рис.041
рис.042

Если перед нами не изображение щуки, то это христианский символ Христа и его апостолов.

Голубь
Христианский знак духовной чистоты, эмблема святого духа. Парные голуби – символ семейного счастья.

Павлин
Он же Жар-птица, птица Феникс (рис 45). Символ бессмертия, так как в древности верили, что его тело нетленно.

Божья коровка
Один из атрибутов Богородицы.

Створки раковин
Символ возрождения

Бабочка
Символ счастливого детства, переход души в вечную жизнь.

Пчела
Символ чистоты души.

Растительный орнамент
Часто является основообразующим. Под растительные элементы часто стилизуются Берегини и многие звериные знаки.

рис.046-2

В язычестве растения на кокошнике и боковинах наличников, обкосячке дверей или в орнаменте одежды или домашней утвари символизируют ствол мирового дерева, своеобразную ось, пронзающую по верованиям древних все три сферы бытия, и соединяющую Явь, Навь и Правь.
В христианстве это символ роста, и не только материального, физического, но и духовного.

Отдельные элементы растительного орнамента так же имеют свой смысл.

– трилистник.

этот вариант трилистника в язычестве был символом равновесия, защищающего от зла .
У христиан считается ведьмовским символом.

крин, росток.
Аналог трилистника, символ зарождения жизни, плодовитости. Встраивался внутрь других рисунков, в частности - берегинь.

лилия.
В отличие от трилистника её боковые лепестки сильно загнуты вниз. Символ троицы и трёх добродетелей – веры, надежды и милосердия. Так же знак процветания.

виноградная лоза (рис 53, 54).
Символ Христа. Лоза и грозди, это тело и кровь Христова.

Дуб, символ мощи, долголетия и благородства, а желудь, это духовная энергия, произрастающая из зерна истины .

Берёзовая ветвь, это преграда для нечисти.

Ветвь сосны – символ вечной жизни и юности.

Вишня – символ девичей красы. Приносит любовь.

Горох – один из символов плодородия.

Гранат, символ пасхального воскресения, дарует уверенность в прощении, веру в жизнь грядущую и воскрешение. Из-за обилия семян ещё трактуется, как символ плодородия.

Геометрический орнамент. Геометрические фигуры
В язычестве это символы солнечной, водной и земной стихий.
Христианство трактует их иначе.

мандала, возносящийся Христос, иногда символ духовного пламени. Три мандалы образуют трилистник.

символ чистоты и святости, победы добра над злом. Ромб красного цвета – единение земли и неба.

символ Святой Троицы.

четыре стихии, усвоенные Христом при воплощении, а так же символ твёрдости веры.

в обрамлении кокошника это символ нахождения под защитой веры, знак пламени свечи, духовного огня.

Вполне естественно, что в небольшой статье невозможно упомянуть все знаки-символы, используемые в домовой резьбе, да мы к этому и не стремились. Тем более, что многие символы меняют свою трактовку в зависимости от местоположения или от совместного сочетания с другими символами.
Если судить по современному, усреднённому рисунку домовой резьбы, то можно с уверенностью сказать – талисманы-амулеты живы, но из-за потери обережных традиций на современных домах они единичны и не обеспечивают полной защиты, то есть надёжной безопасности. Для этого надо просто задействовать все стихии и всё время суток.
Мы надеемся, что данная статья поможет тем, у кого есть желание восстановить старую традицию.
Зорочкин Сергей, Хромов Сергей.

Древнерусские украшения и их значение

- 10935

Древнерусские украшения и их значение

Древнерусские украшения и их значение

Колты
Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи. В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью.
Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства. Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра.
Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых.

Древнерусские украшения и их значение

Древнерусские украшения и их значение

Похожие:

Петр Алексеевич Лавровский (1827-1886) Коренное значение в названиях родства у славян. 1867.

Читайте также: