Уаз патриот регулируемая тяга панара своими руками

Обновлено: 07.07.2024

"Мост на панаре" - вполне расхожее выражение в среде джиперов и просто владельцев брутальных внедорожников. Но кто такой этот панара и зачем на него поставили мост, знают далеко не все. И поэтому, сегодня я расскажу про тягу Панара и её предназначение в автомобиле. А для начала, чуть-чуть теории.

Чуть-чуть теории

Преимущества и недостатки различный типов подвески я уже частично осветил вот здесь , в статье про рамы и несущие кузова. Но полагаю, многие и так знают, что автомобиль с зависимой подвеской управляется не в пример хуже своего собрата на независимой (или полузависимой ). Когда-нибудь мы обязательно досконально разберём эту тему, но сегодня о панаре. Так вот, у мостовых схем есть ещё одна маааленькая проблемка. И состоит она в том, что этот самый мост никак не зафиксирован от поперечных перемещений. А теперь смотрим на картинки.

Здесь я очень-очень упрощённо нарисовал схему подвески типа "неразрезной мост". Как видно, для удержания его от продольных перемещений (то есть, чтобы он не укатывался на колёсах назад-вперёд из-под днища) есть продольные тяги. Иногда их называют ещё "клюшками". А вот от поперечных перемещений его в данном случае ничего толком не удерживает.

Да, можно возразить: но ведь там есть ещё куча всяких железяк - к мосту крепятся пружины, амортизаторы, рессоры, рулевая тяга. Но давайте разберёмся.
Пружины и амортизаторы работают исключительно по-вертикали, когда подвеска сжимается-разжимается - не наш случай. Рессоры действительно часто держат задний мост и продольно и поперечно, но положа руку на сердце, скажем - зачастую (например, на серьёзном офф-роаде) этого недостаточно. А рулевая тяга и вовсе закреплена одним концом на поворотном кулаке, другим на рулевом механизме. То есть, с мостом она вообще никак непосредственно не связана. Ведь поворачивая руль мы изменяем положение колёс, а мост-то остаётся на месте. И тут пытливый читатель вправе спросить:

А зачем вообще удерживать мост "поперёк", ведь машина-то движется "вдоль"?!

Так-то оно, вроде, так. Но забыли, что при движении на автомобиль воздействует как рельеф дороги, так и куча всевозможных законов физики.

Пример. Ехали-ехали, а тут поперечный уклон дороги. И всё что выше подвески, стало естественным образом крениться в сторону этого уклона под своей массой. Да не просто крениться - а откровенно съезжать, как холодное масло с горячего тоста. А почему? Правильно. Потому что мост и всё остальное (что выше), ничем друг к другу в поперечной оси не закреплены. Кроме того, при нагрузках на смещение, что мы описали выше, сильно напрягаются сайлентблоки подвески . А при резких перемещениях моста (например, при контакте с бордюром) и вовсе есть риск деформации тех же продольных тяг. Да и сама по себе "болтанка" неприятна для пассажиров и негативно сказывается на безопасности движения на скорости.

Тяга Панара

И наконец, мы дошли до логической развязки нашего повествования. Как уже многие догадались, тяга Панара нужна для фиксации моста в поперечном направлении относительно рамы/кузова . Одним концом эта самая обыкновенная металлическая палка держится за мост, вторым - за ту самую раму или кузов. Вот теперь подвеска у нас не гуляет не только вдоль машины, но и поперёк её. Кстати, что касается названия - разработала эту штуку французская Panhard-Levasseur, ещё в лохматых годах начала ХХ века.

И тем не менее, минусы у такого решения есть. Точнее, он один - несимметричная геометрия перемещения моста. Проще говоря, наш мост может располагаться по центру автомобиля только в одной точке . Если он будет выше или ниже этой точки (а он будет, так как подвеска постоянно работает, да и загрузка меняется) - он будет смещаться либо чуть левее, либо чуть правее. Геометрически, тяга Панара работает как циркуль, центральная нога которого на раме/кузове, а вторая, описывающая окружность - на мосту. Если внимательно помедитируете на гифку ниже, поймёте в чём вся соль. Обычная геометрия, средняя школа.

Реанимируем передний кардан и ставим регулируемую тягу панара

Все началось с усиления подвески — рессоры от барса и пружины Фобос+50. Потом добавилась проставка 3см под опору серег — выровнять зад и перед. И вроде бы существует мнение (на которое я и опирался), что при данных работах тягу панара можно оставить прежнюю, лифт минимальный, и сдвиг переднего моста будет незначительным. В принципе да, мост ушел немного, видно только если присматриваться. Но как-то мне не нравилось все это, и однажды решил все это дело осмотреть основательно:

Кроме того, в противоположную сторону сдвинулся и задний:

Ну и листы рессорные елозят.

Кстати, может и втулки полиуретановые в рессорах лопнули из-за этого? Хотя резина живет там нормально.

Вроде бы жить можно, но решил привести в норму все. Заказал регулируемую тягу. Также давно уже были приобретены фиксаторы от Ваксойла, все руки до них не доходили.

Снял старую, отверстия в норме, только-только начинает подъедать их.

Дальше все просто — вставил фиксаторы, обварил где удобно было, вкруговую не стал, т.к. снимать надо колеса, а мне лень.
По тяге разбег небольшой.

На УАЗе все как обычно — разные болты креплений)

Новую тягу выкрутил по расстоянию между креплениями, и немного добавил еще. Попрыгал на бампере, пошатал машину, и прикрутил. Законтрил, вроде нормально.

Попозже, как все утрясется и встанет на свои места, надо будет еще раз подрегулировать панару.
Ну раз уж залез в яму — вспомнил, что давно уже разболтался и отбился от рук совсем передний кардан.

Люфт присутствовал ощутимый, и вроде опять же — ездить можно, но стал задумываться о кардане на шрусах, но тут вспомнил о чудо методе — стягивании шлицевой сваркой. И сварочный аппарат под рукой, как не воспользоваться? Снял, почистил его. Прошелся спиралью в колец пять. Люфт пропал, двигается туго.

Облагородил его болгаркой как смог.

Ну и помчался в Ваксойл, где мне его за 500р попытались отбалансировать в идеал. Присутствовал при процессе, наблюдал. Все-таки балансировка нужна, вибрация была кабздец какая. Опять же, к идеалу не привели, т.к. на выдвижении чуть люфт был (вот надо же было еще одно кольцо пустить ближе к гайке!)
Хотел покрасить его, да плюнул на это дело, сдается мне, не долго ему, бедолаге ходить. Хотя, может его потом еще раз проварить? Кто-нибудь делал повторную проварку? И вообще надолго это? В общем будем наблюдать.
До кучи снял стабилизатор. Погонял без него, и на скорости, и по кочкарям. На скорости валкости не заметил, вполне себе комфортно, да и обычная скорость 100-110, думаю что не критично на таких скоростях. На кочкарях сильного преимущества, как и ущербности не заметил. В говнах не был, замерзли они, говны… Шум от вибрации кардана ушел (был только на высокой скорости, в городе не чувствовался), теперь в машине тихо, и только шум от стекол напоминает о том, что пора добраться до дополнительных уплотнителей дверей. Но это уже совсем другая история… Цена вопроса: тяга 3800р, фиксаторы 1600р (покупал и на клюшки тоже), балансировка кардана — 500р. Всем удачи и комфортной эксплуатации транспортных средств!

PS: Регулировочные гайки со временем раскручиваются, хоть как их там закручивай и сади на герметик. Через пару недель еще раз подрегулировал тягу, гайки на панаре прихватил сваркой (буквально по капле на пару граней), теперь не ослабляются.

PS2: Хватило кардана на около 1500 км. Фигня все это. Буду заказывать на шрусах.
PS3: Гайки на панаре обварил почти полностью, так как все равно со временем вылез люфт, узел регулировки непродуманный. На переделанном кардане в итоге проехал 56000 км. В итоге кардан поставил от Ваксойла.

Клуб УАЗ Патриот

Изображение

Заказал регулируемую Панару, в четверг должна оказаться у меня. По результатам отпишусь. Ценник на нее стоит 3000р

Изображение

Да в полне жизненная ситуация!

А мне вот инетересно.
На этой тяге что у топик стартера, тоже регулируемая вставка от 2108 стоит?

Сдается мне не катит такое решение для панары,
хлипковато.

Эда деталь расчитана на применение на ВАЗ 2108
и удерживает она одно колесо!

А вы мост цеплятете на уазе.
как говорится мы сами кузнецы своего геммороя

UAZ Patriot 2007 Limited (Euro-2)

UAZ Patriot 2007 Limited (Euro-2)

Ага, и сошку рулевого редуктора в придачу.

Ище идеи есть? а то эта не достаточно гемморойная :D

UAZ Patriot 2007 Limited (Euro-2)

БАРСОПАТР+АКПП UAZ Patriot 2007 Limited (Euro-2)

БАРСОПАТР+АКПП UAZ Patriot 2007 Limited (Euro-2)

Изображение

БАРСОПАТР+АКПП Я себе поставил вот по такому принцепу,чтоб десять раз не снимать

Изображение

Изображение

всмысле из скруток тазовских? говорят ж что не держат они у нас?

я пока думаю повторить конструкцию уазпрофи -

Изображение

колесную шпильку камазовкую М22х1.5

обточить до внутренненго диаметра панары и завпрессовать с обваркой с стороны кронштейна. и выточить стакан как у уазпрофи

Изображение

стакан токарю закажу знакомому

резьба м24 входит внутрь панары не задевая стенок?
если так, то погляжу на стремянки грузовиковые

Comanche писал(а): стакан токарю закажу знакомому

резьба м24 входит внутрь панары не задевая стенок?
если так, то погляжу на стремянки грузовиковые

отвечаю сам себе - внутренний диаметр трубы панары 22.6мм

ваяю конструкцию аля уазпрофи но задешево.
если кому интересно - выложу описание и чертежи
по расчетам зверюшка получается стойкая, палкой прибить не получится )))

Comanche писал(а): стакан токарю закажу знакомому

резьба м24 входит внутрь панары не задевая стенок?
если так, то погляжу на стремянки грузовиковые

отвечаю сам себе - внутренний диаметр трубы панары 22.6мм

ваяю конструкцию аля уазпрофи но задешево.
если кому интересно - выложу описание и чертежи
по расчетам зверюшка получается стойкая, палкой прибить не получится )))

Я помню про обещание, но думаю нет смысла ж выкладывать недоделанное изделие.

Отдал болт на проточку, чтоб его наружный диаметр был равен внутреннему диаметру трубы панары, а токарь слинял в отгулы до майских праздников

как все соберется в кучку - сделаю фотоотчет и выложу

Comanche писал(а): Я помню про обещание, но думаю нет смысла ж выкладывать недоделанное изделие.

Отдал болт на проточку, чтоб его наружный диаметр был равен внутреннему диаметру трубы панары, а токарь слинял в отгулы до майских праздников

как все соберется в кучку - сделаю фотоотчет и выложу

Начну потихоньку предварительно..

Итак, колхоз имени уважаемого деятеля Наширукинедляскуки

Изображение

1. Вытачиваем стакан, который надевается на рассченную тягу панара. Я заказывал Ст.45
Внутренний диаметр сверловки лучше уточнить, промерив наружный диаметр панары. Мой стакан d34 наделся с натягом на тягу, только немного пошкурил

Изображение

2. Покупаем болт камазовский (шпильку) от заднего колеса.
(Шпилька колесная М22*1,5*95 КАМАЗ-Евро задняя)

тоже отдаём его токарю на проточку, предварительно замерив внутренний диаметр трубы тяги панара. Надо чтоб он запрессовался в отрезанный кусок (3см от сайлента, который крепится на кузов) у меня диаметр вышел 22.6

3. покупаем гайку: Гайка М22*1,5 (низкая) крепл. рул. колеса

собираем конструкцию, не забыв высчитать какая длина тяги должна получиться, и удалить кусок тяги нужной длины, обвариваем стакан как на примере уазпрофи (можно аккуратней :) )

а болт вставляем в отрезок тяги и тоже обвариваем по кругу

по деньгам. затраты 130р, но точили мне свои.
стакан думаю потянет рублей на 300, обточка болта - еще копеечка

Скажите мне, родные мои, какова кинематика работы передней рессорной подвески на козле? Пружинный мост имеет панару, и эта панара отодвигает мост вбок при ходе вверх-вниз одного из колес. Тем самым компенсируется удлинение/укорочение связи рулевой сошки с поворотным кулаком. Иначе бы при каждом ходе моста вверх-вниз рулевая тяга все время стремилась удлиниться-укоротиться, и колеса рыскали бы вправо-влево. А в рессорном мосту мост ходит только вверх-вниз или ещё и в сторону смещается? Ведь в рессорном мосту нету ведь панары, а рулевой механизьм аналогичен пружинному.

Панар ставится на для рулевого А для обеспечения устойчивости моста в поперечном направлении. Панар ставится как на передний, так и на задний мост, так как только пружины не обеспечивают четкости хода моста и от этого страдает управляемость и устойчивость в целом. Рессоры в большей степени выполняют функцию тяги панара, поэтому на рессорные мосты их обычно не ставят. Но если хочется улучшить управляемость, то можно и на рессорный мост поставить Панара. В общем, с рулевым тяга Панара практически не связана, вернее, улучшение руления - это побочный эффект :)

Ничо она не компенсирует. Ловит чтоб в бок не улетел и все.
А тяга там почти горизонтальна в нуле и кивки подвески на длинну поперек влияют крайне мало. В пределах люфта убитых наконечников :)

Коля, тут ты вот выступил не по делу. Тяга и панара д.б. и в стандарте-таки реально строго параллельны. Поэтому фактически происходит вращение моста вокруг точки опоры (крепления панары) на раме. Разница в длине панары и тяги очень незначительна, поэтому поворотный кулак остается почти параллелен линии движения.

Если же мост ходит строго вертикально - точки связи сошки и кулака постоянно смещаются - и машина рыскает на неровностях.

Этот косяк уже многократно повторялся строителями безпанарных подвесок, и я сам с Жымом своим чуть не попался на это. Хорошо, продавец Даны-30 предупредил вовремя.

Он тоже сначала сделал переднюю подвеску с верхним А-образным рычагом,и потом всё время ловил свою машину на дороге, пока не вернул панару.

Я то тебя услышал а ты меня нет. Я говорю лишь что в штатном уасе тяга панара фактически параллельна МОСТУ. Следовательно, при ее длине метрслишним, прыжки моста на 15 см вверх-вних относительно нуля - сдвигают его абсолютно исчезающе мало. Около сантиметра. Т.е. меньше по-ходу суммарного его гуляния из-за всяких люфтов и резинок.

а на ниве зачем тяга панара? куда она рулит?

хрень полную ты написал. да, тяги должны быть параллельны, не зря они на леворуких и праворуких зеркально симметричны.

но ее первоочередная задача держать мост. это я тебе как ездивший на пружинном уазе без панара говорю (болты растерял, машине пара месяцев было всего, чудосборка блин. на обоих уазах выпадали, кстати).

На Ниве длина рычага примерно равна длине колена рулевой тяги (там же такая же трапеция, как на обычном ТАЗу, верно? Т.е. длинная средняя тяга, и 2 равные коротышки по краям? Поэтому там ось поворота вращается с таким же радиусом при ходе подвески, что и рулевая тяга. Поэтому нету никаких перекосов. Нарисуй на бумашке кинематику - понятнее станет! :-)))


31 октября 2013 — КУЛИБИНСК КЛУБ

КРОНШТЕЙН КРЕПЛЕНИЯ ТЯГИ ПАНАРА

что такое тяга ПАНАРА

Тяга Панара — элемент конструкции автомобильной подвески , реактивная штанга, препятствующая перемещениям оси (моста) в зависимой подвеске колёс в поперечном направлении. Первоначально была изобретена инженерами французской фирмы Panhard -Levasseur в начале ХХ века, и с тех пор находит широкое применение в автотранспорте.

Тяга Панара служит для уменьшения перемещения моста в поперечной плоскости под воздействием направленной вбок силы реакции дороги, возникающей при повороте и перестроении, не мешая ему при этом двигаться вверх-вниз, обеспечивая рабочий ход подвески. Она представляет собой поперечную тягу, которая одним из своих концов шарнирно закреплена на раме или кузове автомобиля, а противоположным — на балке моста. Шарниры на её концах имеют только одну степень подвижности, обеспечивая движение моста в вертикальной плоскости при работе подвески, поперечное перемещение моста при этом практически исключено.


…/ из Википедии — свободной энциклопедии/

а то захожу в магазин, а там тупые продавцы на меня зенки таращат, когда я спрашиваю, надо саленты или ещё чё нито для тяги ПАНАРА УАЗ

мир наполняется идиотами, которых полно не только за прилавками магазинах автозапчастей — дебилизация населения РОССИИ проходит успешно, но не будем о грустном…

ИТАК ПАНАРА, точнее её кронштейн…

при увеличении угла кастора (наклона колеса вперёд) длинная тяга заходит под кронштейн тяги панара, что черевато при вывороте колёс на бездорожье, или в снегу, выбиванием рулевого наконечника… этот кронштейн и в штатном исполнении слишком близко, а при тюнинговых ШОПКах (УСИЛЕННЫЕ ШОПК для УАЗ) ваще какая то жопа!

вообщем я обошёлся малыми переделками, перенеся только одно ухо кронштейна

далее смотрим внимательно фотки:


на этой фотке видно как нацарапано на длинной рулевой тяге задеванием о кронштейн:

обрезаем кронштейн вот так:

я использовал уголок от кронштейна амортизатора газели:


просто то что под руками подходящее было

далее примеряем, размечаем, прикидываем, сверлим, ставим, прихватываем, обвариваем, зачищаем, подкрашиваем, собираем:

теперь ничё не задевает и отодвинуто достаточно, что бы было безопасно!

всем СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Похожие статьи:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ → Замена сайлентблоков тяги панара на автомобиле УАЗ

Читайте также: