Творческий проект по технологии подарок своими руками батик

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

В современном мире каждый старается быть уникальным и хочет выделиться от фабричных стандартов, используя разные техники декорирования текстиля. В рамках представленного проекта предпринята попытка на основе исследований создать творческую работу по технологии свободной росписи батика – вида творчества, который в настоящее время получает всё более широкое применение. Прежде обыкновенное ремесло, теперь это – совершенно отдельная область искусства.
Сегодня возрастает интерес к различным видам рукоделия. Чтобы дом был уютным и красивым, не обязательно покупать дорогие дизайнерские вещи, создать тепло и уют в доме можно с помощью изделий, выполненных своими руками.

Практическая значимость исследования. Изучив особенности техники свободной росписи батика, я могу применять это в своей практике. Надеюсь, что данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно-прикладное искусство и понять его ценность и важность. Материалы исследовательской работы, думаю, будут интересны и использованы на уроках технологии, в практике моих подруг, на внеклассных занятиях и кружке по рукоделию.
Проблема: можно ли создавать картины или другие предметы интерьера, одежду и аксессуары в технике свободной росписи батика, чтобы развивать свои творческие способности? Объект исследования: авторские текстильные изделия. Предмет исследования: техника свободной росписи батика. Гипотезу составляют два предположения. Первое, действительно ли свободная техника одна из самых сложных техник в батике и требует немало мастерства и умения опытного художника? Второе, свободная техника предполагает свободу в выборе и действии и соответственно она проста в исполнении, доступна начинающему художнику.

Цель. Изучить технику свободной росписи батика как об одном из видов декоративно-прикладного творчества, а также выполнить авторские текстильные изделия на основе изученного материала.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Познакомиться с историей развития техники свободной росписи батика.
  • Изучить процесс выполнения батика в свободной технике.
  • Привлечь внимание учащихся к декоративно-прикладному творчеству.
  • Создать творческие работы в технике свободной росписи батика.
  • Разработать рекомендации о технике свободной росписи батика.

Выводы. Свободная техника исполнения батика действительно предполагает свободу в действиях, в творчестве, в материалах и способах выполнения. Но и без определенного мастерства и навыков не получится освоить эту технику. Таким образом, моё первое предположение, что свободная техника одна из самых сложных техник в батике и требует немало мастерства и умения опытного художника верна. А второе, что свободная техника предполагает свободу в выборе и действии и соответственно она проста в исполнении, доступна начинающему художнику, верна частично. Начинающим художникам я рекомендую узелковый батик.

Актуальность:

Я хотела создать вещь для украшения своей комнаты, поэтому я решила создать картину в технике холодного батика. Рукотворное изделие всегда оригинально и неповторимо. Работа в технике батика даст мне возможность воплотить в практической вещи мои творческие художественные способности.

В нашем регионе, эта технология недостаточно развита. Целью работы является пропаганда данного направления и знакомство с технологией изготовления батика.


  • Изучение истории возникновения батика;

  • Изучение технологии изготовления батика;

  • Приобретение и подготовка оборудования для изготовления батика;

  • Создание картины;

  • Презентация картины.

  • Поиск и анализ литературы;

  • Апробация знаний в практической деятельности;

  • Математический расчет изделия.

Возможно, можно выполнить рисунок на ткани в технике батик.

На шелке можно писать картины, можно из расписанной ткани делать платки, шарфы, шить одежду, изготавливать предметы интерьера.

1.1 История развития батика

Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.

Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

1.2. Батик в России

Затем российское общество решило избавиться от батика как мещанского пережитка. Однако полностью батик в нашей стране не пропал. Художники Н.Ламанова, Е.Е.Лансере, М.В.Либаков, В.А.Щуко и некоторые другие решили выразить в своих работах революционный конструктивизм. Ткани стали расписывать орнаментом с советской символикой.

В 50-х годах XX столетия С.Темерин занялся изысканиями в области батика.

Именно благодаря ему остались известны имена А.А.Алексеева, Н.Вахмистрова, Т. Алексахина и других, которые стояли у истоков развития особой техники росписи по ткани, батика. Именно они разрабатывали сюжеты для платков. А позже их композиции нашли применение в изготовлении панно. Постепенно ситуация улучшалась, начали развиваться всевозможные организации, которые и давали новый толчок в развитии и становлении батика, в нашей стране.

Этот удивительный по своему многообразию батик, постепенно распространившийся по всему миру, радует глаз миллиардов людей, принося своим авторам колоссальный доход. Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды.

Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду. Батик это удивительное искусство, которое не прекратит своего развития.

1.3. Композиция и использование текстиля в интерьере

Композиция декоративного текстильного произведения - это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и идейно - образцового содержания.

Работа над композицией, заключается в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельном случае в зависимости от поставленных художником задач, от всего его творческого отношения к миру.

В значительной степени характер композиции определяется ритмом - одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно - прикладного искусства.

Ритм - это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка, способствующее достижению явности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Последовательное распределение элементов композиции художественного произведения - увеличение или уменьшение расстояния между ними, изменение заполнености узором к краям или середине изделия. Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается различными приемами: повторением узора, симметричное построение рисунка, свободным распределением орнамента.

Работа над новым произведением начинается с выбора темы, с назначения изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которое нужно передать с помощью различных художественных средств.

Хорошо сложенная и продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения.

Весьма существенным моментом является выбор масштаба рисунка соответственно размеру и назначению изделия.

Колорит в декоративном текстильном изделии неотъемлемая часть композиции. Прекрасную по рисунку вещь можно загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется.

В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит может быть темным или светлым, холодным или теплым, он может строиться на сочетании больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным и напряженным.

Колорит - одно из средств создания определенного образа, настроения произведения.

Форма и цвет текстурных изделий выявляют особенности функционального назначения изделий, одновременно облегчают зрительное восприятие интерьера и устанавливают взаимодействие между архитектурой и человеком.

Цвет - важнейшее средство орнаментальной композиции тканей. Он обладает большой силой эмоционального воздействия на человека. При выборе цветовой гаммы тканей интерьера, принимается во внимание, желаемое эмоциональное воздействие.

Цвет и рисунок декоративных тканей имеет значение не только для художественного оформления интерьера. Умелым подбором и сочетанием цвета ткани, ковра, панно, можно оптически видоизменить пропорции и размеры помещения: условно увеличить или уменьшить его, создать чувство тесного и низкого помещения или, наоборот - более просторного и высокого.

Сочетание цветов играют важную роль в создании гармоничных композиций.

Красный цвет вселяет в человека жизненную энергию, силу и уверенность, несет в себе агрессивное начало.

Желтый цвет создает оптимистичное и бодрящее настроение.

Оранжевый усиливает ощущение теплоты и жизнерадостности, это цвет веселья и благополучия.

Зеленый – цвет гармонии и покоя, он оказывает успокаивающие воздействие.

Синий цвет бодрит и освежает, имеет множество оттенков.

Фиолетовый в зависимости от тепло-холодности, может по разному воздействовать на человека.

Белый цвет визуально расширяет пространство, создает ощущение легкости.

Черный цвет подавляет психику и приводит в уныние.

Художественный текстиль играет важную роль в современном интерьере жилых и общественных зданий. Каждая из видов ткани или изделий художественного текстиля, выполняя необходимую функцию, создает определенные эмоции и в сочетании с другими элементами интерьера определяет его образ.

Панно в технике батик может быть декоративным элементом, украшающим комнату. Оно может быть выполнено в различных стилевых решениях от строгой геометрии до нежной акварели. Шелковое панно гармонично впишутся в корпоративный стиль офиса, и внесут интересные стилевые и цветочные акценты в интерьер дома.

Картины - батик превосходно вписываются в современный дизайн помещений. Силуэты фигур, символические и условные образы животных, абстрактные композиции прекрасно подходят для оформления интерьеров домов, отелей и ресторанов. Ткань гармонирует с таким естественными материалами, как камень, бамбук, дерево.

Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Наличие контура придает произведениям, выполненных в этой технике, дополнительную декоративность, графичность и декоративность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием.

Прежде чем начать расписывать ткань, ее необходимо постирать. Стирать ткани, предназначенные для росписи лучше всего с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят.

Натягивать ткань на рамку нужно с помощью кнопок как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

После того как ткань будет натянута можно обвести рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Затем необходимо нанести контур.

Контур делают с помощью специального резервного состава: парафин-12г., резиновый клей-50-60 г., бензин-80-90 г.(резерв)

При работе в технике холодного батика резерв наносят на поверхность ткани в виде замкнутого контура. Наносят рисунок на ткань при помощи стеклянной трубочки или специальных баллончиков. Трубочки и баллончики следует вести по ткани равномерно, поскольку там, где движение замедляется, заканчивается или начинается, могут образоваться капли. Отрывая трубочку от ткани, ее следует сразу же осторожно перевернуть кончиком вверх.

После выполнения контура ткани дают просохнуть. Резерв должен стать совершенно сухим. Передерживать ткань с нанесенным на нее резервирующим составом также нельзя. Потому что при слишком длительной выдержке резервирующий состав выделяет жир, вследствие чего краска не подступает к контору вплотную.

Расписывают изделие в пределах контура в соответствии с эскизом. Количество цветов, которые можно использовать в этой технике, практически не ограничено.

Наносят краску кистями, ватными тампонами, губками или трубочкой.

После того как рисунок будет нанесен, ткани нужно просохнуть. Затем сняв ткань с рамки, ее пропаривают с помощью утюга через сухой проутюжельник ( чтобы зафиксировать краску на ткани).


Конец трубочки или насадки закупорился.

2.2.Оборудование, инструменты, материалы.

Для росписи на шелке применяются различные инструменты.


  • рамка;

  • стеклянные трубочки;

  • кисти;

  • палитра;

  • шаблон;

  • резерв;

  • спринцовка;

  • краски (по батику); ( приложение №1)

  • Угол наклона носика должен быть в пределах 110-115˚;

  • Диаметр носиков трубочек может быть разным: 0,6; 0,8; 1,0 мм; от этого будет зависеть толщина линии;

  • Трубочка должна иметь гнездо для спринцовки.

Шелковая ткань - предпочтение отдается китайскому 100% шелку различной плотности: крепдешин, атлас, вуаль, шифон. При выборе шелка необходимо обратить внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Но учитывая наш опыт, можно делать на тонкой хлопчатобумажной ткани, креп-шифоне и на капроне.

Шаблон- перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончательным.

Резерв- состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая будет служить непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые витражные пространства, различные по цвету и тону.


  • краски, которые закрепляются паром (профессиональные);

  • краски, которые закрепляются утюгом (для хобби).

Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик.

Для обработки больших участков можно использовать поролоновые губки. Для закрашивания мелких участков могут понадобиться ватные палочки.

2.3. Себестоимость изделия

С - полная себестоимость;

М3 – материальные затраты;

Рв – стоимость времени.

Используя данные материалы, я рассчитала себестоимость своей картины. На картину я затратила времени 6 часов. Я думаю, что в себестоимости это не стоит учитывать, потому что я выполняла работу в свое удовольствие на школьном кружке. Если сложить все составляющие материалы, то получится:

Политра, кисточки у меня уже были, а спринцовку и рамку мне дала учитель.

Стоимость изделия составляет 101 рубль. Можно считать, что изделие входит в ряд экономичных. Тем более это ручная работа. Данное изделие очень выгодно и не так затратно.

Работа в технике батик расширила мои границы об изобразительном искусстве.


  • плоскостное решение;

  • отсутствие планов;

  • сочетание линий, цвета.

Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи, я полагаю, что их изучение позволит мне следующие работы сделать более интересными и содержательными. Мне очень нравиться заниматься в кружке, открывать для себя что-то новое и увлекательное.

Меня привлекло в технике батика сочетание сугубо практической стороны данного искусства (например, украшение одежды) и её отвлечённая художественная значимость. Поэтому я включила в программу занятия по знакомству с батиком: холодный батик ,узелковый батик и роспись изделий в технике батик. Полагаю, что данный проект может иметь практическую пользу для введения данной техники в программу обучения изобразительному искусству

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Немного истории
РОДИНА - впервые применён туземцами на острове ЯВА (Индонезия). Известен с VI века. В Европе известен с XIX века, в России – с начала ХХ века.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Особенности холодного батика Характеризуется четко выраженным графическим рисунком. По карандашному рисунку, по тем же линиям, на ткань наносят специальные резервные смеси. Для этого набирается резерв в трубочку. Можно так же использовать контур по ткани.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу, и обобщив полученные знания, мы сделали следующие выводы: 1. История батика имеет древние корни, ведь самой древней из известных росписей около 2 тысяч лет. 2. Совершенствование техники батик напрямую связано с развитием науки и техники. 3. Прежде обыкновенное ремесло, сегодня батик совершенно отдельная область искусства. 4. Именно технология холодного батика пользуется сегодня огромной популярностью среди художников профессионалов и любителей, так как данный метод прост, безопасен и доступен.

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Выполнила учащаяся 8в класса КСШ №1 Зимина Анна Александровна Руководитель: Ерёмина Ирина Сергеевна, учитель технологии Каргат 2013 Муниципальное общеобразовательное учреждение города Каргата НСО


Слайд 2


Слайд 3

Цель проекта

1.Оценить возможности в творческой деятельности. 2.Разработать проект, то есть довести возникшую идею до реальных результатов. 3.Применить выполненное изделие на практике. 4.Оценить проделанную работу.


Слайд 4

Задачи проекта

1.Оценить возможности в творческой деятельности. 2.Изучить технику росписи ткани в техники холодный батик. 3. Изучить основные правила по уходу за изделием. 4. Описать технологический процесс росписи ткани в технике холодный батик. 5. Рассчитать себестоимость изделия. 6.Разработать проект, то есть довести возникшую идею до реальных результатов. 7.Применить выполненное изделие на практике. 8.Оценить проделанную работу.


Слайд 5

звёздочка обдумывания для проекта

Роспись ткани холодным батиком Выбор идей История Литература Последовательность выполнения Себестоимость Оборудования Безопасность труда


Слайд 6


Слайд 7

Роспись ткани холодным батиком

Роспись ткани холодным батиком может стать моей проектной работой. Эта работа доступна, цена затрачивается не большая, т.к. многие материалы уже приобретены. Мне интересно будет выполнять эту работу и время для её выполнения есть.


Слайд 8

Вышивка крестом

Она доступна и цена подходящая, но вот интереса к работе и времени для неё так таковой нет. Для моей проекта я эту работу не возьму.


Слайд 9

Вязание крючком

Она мне подходит по всем параметрам: по цене, доступности, интересу к работе, но времени для её выполнения нет.


Слайд 10

Бисероплетение

Для такой работы я нуждаюсь во времени, но так же у меня нет интереса к её выполнению. Цена и доступность при выполнении подходящая.


Слайд 11

Я буду делать работу батиком, т.е. расписывать ткань. Эта работа довольно интересна собой, доступна.


Слайд 12

История возникновения холодного батика

Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.


Слайд 13

Виды батика


Слайд 14

Оборудования

1.Ткань(шелк)2.Рамка3.Кисти4.Батик5.Стаканчик с водой6.Палитра7.Маска8.Кнопки9.Карандаш10.Резерв


Слайд 15

Этапы изготовления изделия

Этап-1. Рисуем на бумаге шаблон будущей работы – линейное изображение. Обводим тонким черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми линиями.


Слайд 16

Этап-2. Натягиваем ткань на подрамник, используя специальные кнопки для шелка (трехзубчатые) или кнопки с тонкой длинной ножкой. Шелк должен быть натянут как барабан.


Слайд 17

Этап-3. Подкладываем шаблон под ткань, обводим контур с помощью мягкого карандаша (лучше простого). При приобретении опыта можно будет сразу обводить шаблон резервом по ткани, немного его подкрасив.


Слайд 18

Этап-4. Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Нужно заметить, что очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной.


Слайд 19

Этап-5. Затем нужно подсушить нанесенные линии резерва, проверить их целостность. Для этого на отдельные закрытые участки нужно капнуть воду и посмотреть, не выходит ли она за контур. Если есть погрешности, то после высыхания нанести резерв на эти участки повторно (лучше с изнанки).


Слайд 20

Этап-6. Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания.


Слайд 21

Этап-7.Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром. После закрепления цвета изделие следует оформить в багет, если это картины панно или обработать край, если это аксессуар (платок, шарф, шаль, парео).


Слайд 22

Себестоимость

Вывод: Я затрачу не много денег так как некоторые материалы у меня уже есть и докупать мне нужно не много.


Слайд 23

Преобладающие цвета в моей работе


Слайд 24

Безопасность труда

Я соблюдала все правила безопасности:При работе с резервом, при работе с красками, ножницами, кнопками и тд. Экологичность труда Выброс некоторых не нужных элементов производилось с целью не навредить окружающей среде. Так после применения резерва помещение хорошо проветривалось.


Слайд 25

Список литературы


Слайд 26

Заключение

Самое главное в творчестве для меня – придать положительную энергетику шелковым изделиям. Никогда не берусь за работу в плохом настроении, иначе рисунок может навеять грусть. Мне очень нравится работать с шелком. Начиная новый рисунок, невозможно предсказать окончательный результат. Краски растекаются в пределах контура, образуя неожиданные неповторимые переливы и затеки. Наблюдать за этим – истинное удовольствие. Кажется, что рисунок создается как бы сам, художник лишь добавляет цвет. Это самое настоящее волшебство, волшебство шёлка. Мне нравится создавать качественные, практичные и функциональные вещи, которые будут радовать владельцев.Поставленные мной некоторые задачи были выполнены. И я считаю что я справилась со своим проектом на все сто.


Слайд 27

Читайте также: