Творческая работа по педиатрии своими руками

Обновлено: 01.07.2024

Очень польщён таким отзывом, что греха таить. Но хочу напомнить: не сотворите себе кумира, дорогие коллеги. Мне приятно такое признание, но чем больше восторгов тем меньше критического переосмысления, а это в нашей работе чревато.

После семи лет врачебной практики я не ощущаю себя состоявшимся врачом - я все ещё студент, ну может на пару курсов постарше вас. Не могу отвязаться от ощущения, что вот сейчас начну писать советы, но придет настоящий врач и посмеется над нашей с вами наивностью. Я нахожусь на дне "ямы отчаяния" на кривой Даннинга-Крюгера, и уже начинаю сомневаться что она когда-то закончится, и будет подъем (см рисунок). Вот от такого человека вы собрались слушать советы; поэтому не относитесь к ним слишком серьёзно, пожалуйста.

1) Приготовьтесь и настройтесь, первые два-три года работы придется ОЧЕНЬ интенсивно учиться и работать. Примерно также, как на первых курсах института. Первые годы критически важные, вы снова работаете на "зачётку", и если все сложится - зачетка потом станет работать на вас, но это не сразу. Главное в эти несколько лет - никого не убить (в каждой шутке есть только доля шутки).

Учите наизусть симптомы эпиглоттита, менингококкового и пневмококкового сепсиса, бактериального менингита, острого живота, тяжелой пневмонии, кори, тяжелой бронхообструкции, гемолитико-уремического синдрома, онкогематологических заболеваний, детской онкологии (опухоль Вильмса, ретинобластома), лекарственных и бытовых отравлений, аспирации и проглатывания инородных тел (особенно бойтесь плоских батареек и магнитных шариков Неокуба), дебюта сахарного диабета, сольтеряющего криза при адреногенитальном синдроме, наследственного ангионевротического отека и тд - всего, что может быстро убить ребёнка. Смерть пациента, особенно осознание того что ты ошибся или затянул с диагнозом/помощью - могут сломать вас как профессионала и как личность.

2) Не брезгуйте российскими клинруководствами, стандартами, методическими указаниями, СанПиНами, приказами и тд. Как бы вы ни относились к этим документам, именно по ним вам придется держать ответ перед любыми проверками: от заведующей поликлиникой, до прокурорской проверки в рамках уголовного дела. Их надо уметь быстро находить, а в идеале и знать. Для их поиска я пользуюсь сайтом Консультант Плюс: нахожу по ключевым словам самый свежий действующий документ, копирую его реквизиты в гугл, а уж дальше ищу фуллтекст на сайтах, где доступ к фуллтекстам дается без Консультантовых понтов.

3) Подружитесь с международными справочными медсайтами, это ваш единственный способ стать хорошим врачом. Medscape, Pubmed, AAFP - ваши лучшие друзья. А если у вас вдруг есть свободные 30 тр, то купите годовую подписку на UpToDate

4) Подпишитесь в соцсетях на сообщества педиатров, дерматологов, инфекционистов и тд, желательно "доказательных", если это возможно. Читайте кейсрепорты других врачей, выкладывайте свои сложные случаи, обсуждайте, спорьте, отдавайте предпочтение тому варианту, который коллеги смогли грамотно аргументировать ссылками на международные гайды.

В целом, окружите себя качественной медицинской инфой: подписки в социальных сетях, емейл-рассылки, группы и чаты с единомышленниками и тд. Часть инфы будет впитываться в вас без всяких усилий (помните шутки про "если вместо подушки использовать учебник - то информация будет попадать в мозг ночью по законам осмоса"; так вот это почти правда).

5) Учите английский (хотя бы через приложение Дуолингво). Хотя современные автопереводчики позволяют читать даже бумажные книги без знания языка - знать язык очень круто и полезно. Но я сам до сих пор все читаю через переводчики, так что примером быть не могу.

7) Приобретите несколько базовых книг, они должны стать настольными. Трудно дать универсальный совет, но у меня настольными, и ежедневно открываемыми, являются:

- BNF for children последнего выпуска, в нем смотрю дозы при пациенте, если хоть немного сомневаюсь в своей памяти

- На первое время пригодится какой-нибудь наглядный атлас по пропедевтике, типа "Визуальная педиатрия" под редакцией Доскина, Лещенко, Дериновой. Чтобы было где быстро подсмотреть основные психо-моторные навыки ребенка на нужный возраст (первые пару лет вопрос "доктор, а что он должен уметь в этом возрасте" - регулярно ставил меня в тупик; наизусть я ответить не мог, но открывал книги и говорил "а давайте сверимся со справочниками, чтобы ничего не упустить"), узнать как выглядят нечастые но очевидные по внешнему виду болезни, сверять правильность своей техники физикального осмотра и тд.

- Остальными пользуюсь чуть реже, но на обеих работах у меня стоят: Педиатрическая Дерматология Коэна, Детская дерматология Хегера, Нельсон 20 и др. Основной источник знаний - интернет-ресурсы, но книги все же имеют свои преимущества.

8) Купите себе личное оборудование, ни с кем им не делитесь, это как средства личной гигиены.

* Стетоскоп (у меня самый простенький)

* горловой фонарик (я свечу в горло отоскопом без воронки, но вдруг вам удобнее фонарик),

* налобный фонарик; это минимум.

Максимума нет. У меня есть помимо минимума:

- крючки Воячека, винтовой зонд с ватой, и тонкие пинцеты (для удаления серных пробок и инородных тел уха) см фото

- небулайзер (для демонстрации и обучения пациентов)

- мочевые тест-полоски Уриполиан XN11 или Декафан Лейко и запас одноразовых баночек под мочу

- проверенный (многократными сравнениями с ртутным) инфракрасный термометр

- глюкометр с запасом тест-полосок, и тд, наверняка что-то забыл.

9) Помалкивайте при старших коллегах о своей любви к "доказательности", это многих раздражает, наживете врагов раньше времени. Старшие коллеги многому хорошему могут вас научить, не обесценивайте их помощь, даже если они считают американские и европейские гайды - богомерзкой ересью, а полное собрание сочинений Ленина - адекватным источником медицинской инфы. Учитесь дипломатичности и ото всех берите лучшее.

10) Заведите себе экстренную аптечку, пусть она всегда на домашних вызовах будет с вами, вообще не вынимайте ее из сумки. Я таскаю с собой везде пластиковую баночку, а в ней несколько ампул дексаметазона (аллергии, стенозы, острые бронхообструкции и др), латрана (рвоты), и флакон с цефтриаксоном (менингококк) + вода для инъекций + шприцы + спиртовые салфетки. Шире можно, меньше нельзя.

11) Соблюдайте этику с коллегами. Держите себя ровно с врачами. Уважайте и цените медсестер, их поддержка, помощь и опыт дорогого стоят. Но помните, что врач-подкаблучник своей медсестры - жалкое зрелище.

12) Берегите себя от выгорания. Это проще сказать, чем сделать, но хотя бы не взращивайте выгорание целенаправленно - многие с первых дней стараются придать себе высокомерия и желчи, чтобы больше походить на "бывалых". Это как подросток, который учится курить для понтов - взрослее не станет, только себе навредит.

12а) не читайте группы с чёрным юмором и постоянной чернухой, типа "Злой медик". Избегайте разделения людей на два лагеря: тупых пациентов и крутых врачей. Это очень искажает восприятие реальности и разрушает нормальное общение с пациентами.

13) Поддерживайте родителей своих пациентов, берегите их от чувства вины. Не пользуйтесь запугиванием и давлением никогда, кроме случаев, когда действия/бездействие родителей ведет к прямой угрозе жизни ребёнка - эффект запугивания очень кратковременный, и к нему быстро развивается привыкание и пофигизм.

13а) Когда столкнетесь с бытовым травматизмом, очень прошу: засуньте в (зачёркнуто) поглубже свое осуждение и менторский тон: вы спасатели и помощники, а не судьи и надзиратели. Родителям в такие моменты невыносимо тяжело, они вполне осознают степень своей вины, даже если вам так не кажется. Не добавляйте им страданий, осуждать и поучать в такой момент - это подлость, найдите в себе силы не злорадствовать, не добивать, а обнадежить и поддержать их.

. Чуть менее чем все бывалые врачи, особенно хирурги и реаниматологи, заражены этой болезнью: осуждением родителей, допустивших травму ребёнка. "Прикинь, этот придурок оставил ребенка одного в комнате с открытым окном - тот и выпал", "видал эту, которая в коридоре ревет - это она жидкость Крот закрыть и убрать забыла, ребёнок в реанимации, пищевод спасет только пересадка, не факт что вообще выживет".

Это так сладко, осуждать родителя за случившуюся трагедию, и думать что ты лучше его. Я работал с хирургами (сестерил в студенчестве) и тоже так делал, подражая старшим. Пока моя собственная дочь в 6 лет по моему недосмотру не повисла обеими ручонками на остром крае забора из листового железа, и я не примерил положение "родителя, который это допустил" на себе. Ее пожизненно негнущийся в дистальном суставе безымянный палец левой руки - моя крепкая прививка от осуждения родителей (см фото; они из моего семейного альбома).

Кто из вас без греха - пусть первый бросит камень (с).

13б) Старайтесь не раздражаться на родителей за то что не выполняют ваши рекомендации, перепроверяют вас - это все равно бессмысленно и неэффективно. Они действуют в интересах ребенка; лентяев и тупиц среди родителей не так много, как вам сперва покажется. Просто они пока не доверяют вам. Учитесь грамотному общению и наращивайте свой профессионализм - и таких случаев будет все меньше; но никогда их количество не станет нулевым.

14) Первые лет десять вы будете регулярно получать замечания о вашем юном возрасте. Выучите какую-нибудь забавную неядовитую дежурную фразу, чтобы легко парировать, не раздражаться, и быстро возвращать разговор в конструктивное русло, типа "ну, молодость это порок, который быстро проходит. итак, что у вас случилось?" Не врите о своём стаже, наличии у вас детей (если их нет) и вообще ни о чем - ложь всегда потом раскрывается и больно бьет бумерангом.

15) Если это возможно, не живите на своем рабочем участке или в маленьком поселке в котором ведете прием, не гуляйте на одной площадке со своими пациентами, не пускайте их к себе в дом, не добавляйте в друзья в соцсетях. Предельно жестко разделите рабочее и личное. Правильно расставленные личные границы - спасение от выгорания и от многочисленных непониманий и скандалов. Первое время у вас будет огромное желание понравиться своим пациентам, заслужить их доверие - это нормально, но достигать этого следует только профессионализмом, а никак не панибратством.

16) Дайте пациентам хотя бы один канал прямой связи с вами. Самое простое - емейл. Оговорите, что будете отвечать в течение одних-двух суток. Это сэкономит время обоим, увеличит доверие, комплаенс, послужит громоотводом в случае скандалов (напишет вам, выговорится и дальше дело не пойдёт) и тд.

Заведите себе гугл-календарь, вносите в него все что планируете сделать. Работа педиатра это прежде всего колоссальная многозадачность - непременно будете забывать что-то без ежедневника.

17) Улыбайтесь всегда когда это уместно, это очень важно и просто. Улыбайтесь детям, будьте опережающе-приветливы с ними, играйте, шутите, делайте детям комплименты - снимайте страх у ребенка перед вами по максимуму. Если останутся силы, улыбайтесь и родителям.

Во время проведения физикального осмотра проговаривайте все что вы собираетесь делать и что уже сделали. Например, перед аускультацией скажите "сейчас мы послушаем как стучит твое сердечко" - это успокоит ребёнка; после аускультации "все отлично, легкие и сердце звучат хорошо, хрипов нет" (не нужно держать пошаговый доклад, достаточно просто бубнить себе под нос) - это успокоит родителей.

18) Ставьте диагноз на каждой своей справке. Избегайте этой мерзкой привычки многих педиатров писать только назначения. Справка должна содержать ФИО с датой рождения, дату осмотра, диагноз, назначения и фамилию врача. Это дисциплинирует вас, это проявление уважения к другим коллегам, это дает ясность родителям.

19) Заставляйте себя говорить родителям "я не знаю" когда не вы знаете. Охх, как это трудно, особенно сперва. Но это совершенно необходимо.

К педиатру идут с самыми различными вопросами. И когда мы не знаем ответ, возникает большой соблазн додумать его на ходу, опираясь на знания анатомии, физиологии, врачебный опыт и просто свой здравый смысл. Но при додумываниях легко прийти к неверным выводам. Очень многие врачи, боясь ответить "я не знаю" отвечают глупости и нелепицу, а потом постепенно сами начинают верить в нее - так рождаются мифы. Это непрофессионально и глупо.

19а) Гуглите прямо при пациентах: дозировки лекарств, алгоритмы обследования и тд. Лучше лишний раз перепроверить, чем ошибиться; лучше выглядеть глупо, чем быть глупым.

Имейте под рукой (в компе, смартфоне или канцелярской папке с файлами) приказы, памятки, шпаргалки и прочие материалы, которые часто вам требуются - чтобы можно было открыть нужный документ за пару секунд.

19б) Заведите себе за правило, в сложном случае брать таймаут на пару дней и читать по ночам. Пригласите семью на повторный осмотр через день-два, за это время подготовьтесь и скорректируйте тактику и назначения. Если у вас нет двух дней - дайте семье визитку со своим емейлом, пусть напишут вам вечером - скорректируете через емейл.

Выделяйте семьи с тяжелыми или нетипичными случаями из общего потока, давайте им льготы: приглашайте в отдельное время (чтобы посмотреть еще раз, без спешки), давайте емейл (чтобы отслеживать динамику), звоните им сами чтобы отследить динамику и тд - нетипичные случаи это ваш лучший учитель.

19в) Если вы допустили ошибку, и ее можно скрыть, но сокрытие хоть на каплю может навредить ребёнку - соберите всю волю в кулак и признайтесь родителям и/или коллегам в ошибке. Это невероятно сложно, и большинство людей на это не способны, но вы не большинство.

19г) Если нашли ошибку другого врача - смягчайте и защищайте его перед семьёй по-максимуму. "Он мог не видеть на тот момент полной картины", "так тоже можно, но я считаю правильнее поступить вот так" и тд. Но если вопрос встает ребром, и прикрыть коллегу можно только навредив пациенту - интересы пациента всегда важнее.

20) Тренируйте навыки поиска медицинской информации в любое свободное время. Никогда не наступит время когда вы будете знать все и перестанете нуждаться в гугле. Как хирурги тренируют до автоматизма узлы и разрезы, так педиатры должны уметь в три клика открыть нужный гайд, исследование или статью в фармсправочнике. Чтобы проверить себя, убедить пациента, доказать коллеге и тд.

Подробно писал об этом тут:

21) МОЙТЕ РУКИ КАЖДЫЙ РАЗ, ВХОДЯ В КВАРТИРУ С ВИЗИТОМ! "Здравствуйте, я ваш участковый врач, меня зовут Сергей Александрович, можно я здесь повешу куртку, где у вас моют руки?" Родители невероятно злятся, когда вы лезете к ребёнку немытыми руками - и правильно делают.

Носите с собой бутылек Стериллиума или любого антисептика - протирайте руки, стетоскоп и отоскоп после особенно заразных детей (скарлатина, гастроэнтерит, Коксаки и тд) чтобы не заразить следующего пациента.

22) Любите педиатрию - это самая интересная и захватывающая профессия в мире. Любите детей - ведь это так просто и так важно. Уважайте родителей, со всеми их слабостями и недостатками - они честно хотят добра своим детям, просто не всегда поступают логично и верно.

эмблема ПФ тгму мал.JPG

Деканат педиатрического факультета поздравляет всех студентов с Татьяниным днем и приглашает к участию в конкурсе на лучшее эссе/видеоролик "Почему я выбрал эту специальность?" (лечебное дело / педиатрия / стоматология / фармация).

Дорогие студенты, не важно, мечтали ли вы о профессии врача с детства или пришли к мысли выбрать медицину перед самым поступлением в вуз; не важно, сразу ли вы нацелились на конкретный факультет или полюбили специальность в процессе обучения… Нам интересно всё! Расскажите о своем выборе.

К участию в конкурсе приглашаются студенты всех курсов и факультетов.

Не забудьте указать Ф.И.О., факультет и группу!

I тур – голосование в группе Тверского ГМУ Вконтакте (по окончании приема работ). Принимают участие все желающие.

II тур – оценка компетентного жюри.

Подведение результатов конкурса планируется в Международный день защиты детей. Желаем удачи!

Деканат педиатрического факультета.

7.jpg

Конкурсные испытания состояли из теоретического и практического этапов. От участников требовалось продемонстрировать теоретические знания по нозологии, умение поставить диагноз и назначить лечение. Кроме того, оценивались не только практические умения при оказании экстренной помощи и осмотре ребенка, но и уровень профессиональных коммуникативных навыков будущих врачей.

22 апреля в 13-20 в аудитории №3 Тверского ГМУ для студентов 6 курса педиатрического факультета будет прочитана открытая междисциплинарная лекция "Этика и деонтология в практике врача-педиатра".
Лекторы: доцент Ю.С.Апенченко (медицинская коммуникация), доцент А.Ю.Никифоров (этика и деонтология в педиатрии), доцент О.Б.Федерякина (этика и деонтология в неонатологии). Приглашаем всех желающих!

Деканат педиатрического факультета.

Наша команда проверила свои навыки и получила новые знания.


Поздравляем всех участников 6-ой Олимпиады на педиатрическом факультете и ждем выпускников на очередной Олимпиаде через год!

Междисциплинарный зачет у выпускников педиатрического факультета состоится 29 мая в 13-00 (тестирование, компьютерный класс) и 30 мая в 9-00 (практические навыки, ДГБ №1).
Пересдача тестирования 31 мая в 13-00, пересдача практических навыков 1 июня в 10-00.
Третья попытка: тестирование 5 июня, практические навыки 9 июня.

28 апреля 2017 года состоялось награждение сотрудников Детской областной клинической больницы, которые участвовали в эвакуации маленьких пациентов при пожаре в клинике. Среди врачей, которые получили почетные грамоты из рук губернатора Тверской области И.М.Рудени – ассистент кафедры детских болезней Е.А.Лаврова и ассистент кафедры детский хирургии Н.В.Бурчёнкова, дежурившие в ночь происшествия. Поздравляем наших сотрудников с заслуженной наградой!

çÇ.jpg

По окончании семинара президент Медицинской Лиги России Геннадий Григорьевич Онищенко вручил почетные грамоты за активное участие в работе Лиги наиболее опытным экспертам. В числе награжденных декан педиатрического факультета ТГМУ, заведующая кафедрой детских болезней, доцент Юлия Сергеевна Апенченко, на счету которой 6 аккредитационных экспертиз.

Деканат педиатрического факультета поздравляет всех студентов с Татьяниным днем и объявляет новый конкурс.

Кафедре детских болезней (преподавание ведется на лечебном, педиатрическом, стоматологическом и международном факультетах) тоже хочется иметь свою эмблему. Напомним, что эмблема педиатрического факультета - это результат такого же конкурса. Плагиат недопустим, компиляция возможна.

I тур — голосование всех желающих в группе вконтакте после окончания приема работ;

II тур — оценка компетентного жюри.

Результаты объявляем в Международный день защиты детей. Удачи!

Деканат педиатрического факультета

В ноябре 2016 года команда 6 курса педиатрического факультета Тверского ГМУ приняла участие во Всероссийской межвузовской студенческой олимпиаде по педиатрии в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом университете. И хотя в итоге нам не удалось занять призовое место, на этапе решения задач мы, как и в прошлом году, были вторыми. Руководство СПбГПМУ отметило высокий уровень знаний и профессиональной подготовки наших студентов.

Преподавательское жюри по достоинству оценило знания и умения участников конкурсов. С небольшим отрывом победила команда под руководством Дарьи Серегиной. Команде победителю был вручен переходной кубок, всем участникам – дипломы Тверского государственного медицинского университета и поощрительные подарки.

Поздравляем победителей и призеров 5-ой профессиональной Олимпиады на педиатрическом факультете!

Деканат педиатрического факультета рад сообщить вам итоги работы жюри конкурса социальной рекламы. Было принято решение отдельно оценивать видеофильмы и выбрать лучший, отдельно оценивать плакаты и презентации с выделением трех призовых мест.

Фильм 402 группы (прививки) – победитель!

Фильм 108 группы – приз зрительских симпатий (лидер голосования)

Фильм 303 группы – приз симпатий деканата педиатрического факультета

Фильм 501 группы – приз симпатий Минздрава Тверской области

Среди авторов плакатов и презентаций с большим отрывом на 1 месте Евгения Болотова и Мария Румянцева (Верблюжье молоко – верблюжонку). На 2 месте Мария Мамеева (ее электронный плакат по вскармливанию занял 2 место, по прививкам – 3 место). На 3 месте Пател Ааканша (Любим и защищаем детей с прививкой).

Отдельными членами жюри особо отмечены нарисованные плакаты Щит от бактерий, Молоко матери – фундамент здоровья, Какой выбор сделаешь ты? Ребятам просто немного не хватило баллов.

Призы ждут всех участников весной – на итоговой конференции СНО или на одной из педиатрических олимпиад.

Все плакаты, презентации и фильмы переданы в Минздрав Тверской области и будут использованы в детских больницах в качестве реальной социальной рекламы грудного вскармливания и прививок.

Все спасибо за участие!

Голосование закрыто 15 января 2016 года.

Начинает работу жюри в составе:
Носелидзе О.Б. – начальник отдела охраны здоровья матери и ребенка Минздрава Тверской области (председатель),
Донской Д.В. – главный педиатр Минздрава Тверской области,
Стариков С.В. – доцент кафедры инфекционных болезней ТГМУ, замдекана ПФ,
Никифоров А.Ю. – доцент кафедры детских инфекционных болезней,
Седова А.А. – доцент кафедры педиатрии ПФ.

Итоги планируется подвести в Татьянин день. Как обычно, кроме победителей, будут выделены симпатии зрителей и деканата )))

Дорогие друзья!
Открыто голосование по конкурсу социальной рекламы. Голосование продлится до 15 января. Итоги конкурса планируется подвести в канун Дня студентов, 25 января 2016 года.

12-13 ноября 2015 года в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете состоялась II Всероссийская межвузовская студенческая олимпиада по педиатрии. В олимпиаде приняли участие 32 команды из разных регионов.

Олимпиада включала в себя следующие этапы: тестовые задания, практические навыки неотложной помощи, индивидуальное первенство (Своя игра), командная интеллектуальная игра (Что? Где? Когда?), решение ситуационных задач.

Первое место по итогам всех конкурсов завоевала команда СПбГПМУ. Тверской ГМУ занял 10 место, при этом на 5 этапе мы были вторыми!

Кузьмина Ксенья, капитан

Поздравляем участниц олимпиады нынешнего года и ждем дальнейших свершений от будущих участников!

Деканат педиатрического факультета традиционно объявляет новый конкурс.

Внимание!

Прием работ на конкурс продлен до 15 декабря 2015 года. Голосование в группе вконтакте с 16 декабря по 15 января; работа жюри с 16 по 25 января 2016 г.

Ждем ваши работы!

На этот раз – конкурс социальной рекламы. В настоящее время большими проблемами педиатрии являются низкий удельный вес грудного вскармливания и отказ от прививок. Поможем нашим коллегам! Предлагаем две номинации:

Коровье молоко – телятам! (о пользе грудного вскармливания)

Я прививки не боюсь… (о необходимости прививок)

I тур — голосование всех желающих в группе вконтакте после окончания приема работ;

II тур — оценка компетентного жюри, состав которого будет оглашён после Нового года.

Итоги конкурса планируется подвести в канун Дня студентов, 25 января 2016 года.

Призы ждут всех участников, работы победителей будут размещены в детских больницах г.Твери

Искренне ваш,

деканат педиатрического факультета

На кафедре педиатрии педиатрического факультета после прохождения учебной практики состоялась традиционная Олимпиада по уходу за здоровым и больным ребенком между группами студентов 1 курса. Призерами Олимпиады стали 16 студентов 1 курса.

10.00-11.00 – регистрация участников конференции, работа выставки

11.00-11.10 – открытие конференции

11.10-14.00 – время работы конференции:

Секция 1. Методические аспекты преподавания педиатрии и смежных дисциплин (конференц-зал)

Секция 2. Актуальные вопросы диагностики и лечения заболеваний детского возраста (актовый зал)

14.00-15.00 – торжественная часть (актовый зал)

Продолжается традиционное чтение открытых лекций на педиатрическом факультете.

101-102 группы
1 место – Залетаева А.М.
2 место – Жидкова М.А.
3 место – Чекирева П.А.

103-104 группы
1 место – Петрова М.Н.
2 место – Захаров А.И.
3 место – Бердыева Г.А.

105-106 группы
1 место – Колесников А.В.
2 место – Баранова К.В.
3 место – Борисевич Е.В.

107 группа
2 место – Сенатский Я.В.
2 место – Козин И.И.
3 место – Кудряшов И.В.


Дорогие друзья!

Закончился приём работ на участие в конкурсе фотографий. Объявляем I тур голосования — всенародный.

Голосование будет закрыто 15 января, после чего к работе приступит жюри, которое выберет лучшие фотографии с учётом результатов I этапа.

Просим учесть, что вы голосуете не за качество съёмки, а за умение автора через фотографию показать, что его волнует, передать идею, привлечь внимание зрителя.

Ждём вашего мнения! Итоги конкурса — в Татьянин день.

деканат педиатрического факультета

Деканат педиатрического факультета традиционно объявляет новый конкурс. Конкурс продлён до 15 декабря!

На этот раз – конкурс фотографий. Нам интересно, как вы видите медицину Твери и себя в ней.

Предлагаем три номинации:

Моя студенческая жизнь (по фотографии должно быть понятно, что на ней студенты-медики)

Моя больница (медицинские коридоры и интерьеры, по возможности без негатива)

Медицинский пейзаж (природа больничных дворов, с указанием медучреждения)

Во 2 и 3 номинации людей не фотографируем!

Итоги конкурса планируется подвести в канун Дня студентов, 25 января 2014 года.

В процессе конкурса работы будут размещаться на форуме.

II тур — оценка компетентного жюри, состав которого будет оглашён после Нового года.

Искренне ваш,

деканат педиатрического факультета

Дорогие первокурсники.

Деканат педиатрического факультета совместно с кафедрами педиатрии и внутренних болезней стоматологического и педиатрического факультетов предлагают студентам первого курса педиатрического факультета познакомиться с web-картой на основе инструментов Google Maps.

Уже с первой надели Вам предстоит заниматься не только в стенах медицинской академии, но и в городских больницах, где Вы будете постигать основы ухода за больными.
Данная карта призвана помочь Вам ориентироваться в городе. На ней изображены Тверская государственная медицинская академия, детская городская клиническая больница №1 и городская клиническая больница №6, а также представлены схемы проезда из академии в данные лечебные учреждения.

Номинация

Ф.И.О. выпускника

Георгиади Валентина Константиновна

Павлова Анастасия Павловна

Драч Наталья Анатольевна

Косарев Сергей Сергеевич

Трандина Дарья Анатольевна

Ткачева Татьяна Анатольевна

Алиева Самира Мамедгусейн кызы

Козлов Сергей Андреевич

Фокина Мария Владимировна

Ждем вас на выпускном вечере!

Деканат педиатрического факультета

Практическая подготовка (аудитория №5)

  • 17 июня — 601–603 группы
  • 18 июня — 604–606 группы
  • 19 июня — 607–608 группы

Аттестационное тестирование (аудитория №6)

Итоговое собеседование (аудитория №5)

  • 26 июня — 601–603 группы
  • 28 июня — 604–606 группы
  • 29 июня — 607–608 группы

В игровой форме команды продемонстрировали свои профессиональные знания и навыки.

Соревнование состояло из 5 конкурсов:

1 конкурс: Представление команд.

2 конкурс: Блиц (вопрос-ответ).

3 конкурс: Конкурс капитанов.

4 конкурс: Неотложная помощь (первичная реанимация новорождённого и набор препаратов для купирования неотложных состояний).

5 конкурс: Домашнее задание (анамнез выпускника педиатрического факультета).

Оценивало конкурсы жюри, состоявшее из сотрудников кафедры педиатрии педиатрического факультета.

Ждем шестикурсников на очередной Олимпиаде по педиатрии через год!

В пятницу, 17 мая, в 11:00 в актовом зале ТГМА будет проводиться Олимпиада по педиатрии для выпускников педиатрического факультета. Участвуют 2 команды.

1. Представление команд

2. Блиц (вопрос-ответ)

3. Конкурс капитанов

4. Неотложная помощь

Болельщики — студенты 4–6 курса педиатрического факультета.

Приглашаются все желающие.

Опубликован перечень экзаменов и зачётов на педиатрическом факультете ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России.

Внимание!

Лекции по детским болезням для студентов 6 курса перенесены на час раньше, и будут читаться по пятницам еженедельно, в 14:10 в аудитории ДГБ №1.


Дорогие друзья.

Итоги голосования на форуме: приз зрительских симпатий получает ДаниилБосов.

Итоги голосования жюри: 1 место у baranochki (7 баллов).

Награждение победителей состоится весной 2013 года на одном из мероприятий академии.

kosmass: инициатива, команда MedInsite.

Доктор Алексеев: ответственный секретарь приемной комиссии.

Пропедевт: декан педиатрического факультета.

Продолжается традиционное чтение открытых лекций на педиатрическом факультете.


Внимание!

На настоящий момент приём работ завершён, все они представлены на форуме. У нас 6 участников — это первокурсники педиатрического, стоматологического и лечебного факультетов.

Объявляется I тур — голосование всех желающих на форуме до 31 декабря (необходима регистрация). Проголосовать можно один раз — за одну или несколько понравившихся работ.

Ждём вашего мнения.

Поздравляем победителя!

Участники конкурса что-нибудь да получат, зачёта автоматом по-прежнему не будет )))

Summary. In order to extend the admission of a doctor to professional activity, from January 1,2021, it is planned to introduce periodic accreditation of specialists, which will be carried out once every 5 years. Periodic accreditation includes one stage – portfolio assessment. The process of obtaining admission to the professional activity of a doctor involves assessment of his professional knowledge, practical skills and clinical experience. The main tool for solving this problem is portfolio analysis, including the report on professional activities. Currently, the submission of a doctor's report is required during certification for the acquisition / confirmation of a qualification category, a portfolio is required for obtaining the status of "Moscow doctor". The current regulatory documents on the certification and accreditation of specialists do not contain detailed information on the form and content of such reports, which can cause significant difficulties for doctors in their preparation and for members of certification commissions in assessing their content. The authors reviewed the regulatory and methodological documents on this issue and analyzed the medical reports submitted to the expert certification group for the acquisition/extension of the qualification category of specialists with higher medical education in the specialty "Pediatrics" of the Moscow Department of Health for the first half of 2020. Based on the analysis, recommendations were formulated for the preparation of a specialist's report, which would improve the efficiency of its use for assessing the qualifications of a doctor.
Keywords: assessment of the qualifications of a doctor, admission of a doctor to professional activity, report on professional activity, accreditation of medical specialists, acquisition of a medical category, professional portfolio of a doctor, regulatory framework for doctor's activities, pediatrician, district pediatrician

Введение

Работа врача характеризуется повышенным уровнем ответственности за принимаемые решения и проводимые манипуляции. Во всем мире допуск к самостоятельной врачебной деятельности осуществляется на основании оценки профессиональной квалификации 5. В США и большинстве стран Евросоюза это система персональных допусков, выдаваемых государственными органами или профессиональными медицинскими сообществами (ассоциациями) после определенных этапов обучения и успешной сдачи экзаменов 13.

В Российской Федерации обязательным условием для осуществления медицинской деятельности на протяжении многих лет являлась сертификация после успешной сдачи сертификационного экзамена [15]. С 1 января 2016 г. начался поэтапный переход к новой процедуре получения допуска к профессиональной деятельности – аккредитации [6,16]. Сначала была введена первичная аккредитация для лиц, получивших образование по программе специалитета, затем первичная специализированная аттестация – для лиц, окончивших ординатуру и для обучавшихся по программам профессиональной переподготовки. С 1 января 2021 г. планируется введение периодической аккредитации специалистов, которая будет проводиться 1 раз в 5 лет [16, 17] (рис. 1).


Рис. 1. Схема допуска врача к профессиональной деятельности в Российской Федерации

Согласно приказу Минздрава России от 2 июня 2016 г. № 334н [16] для прохождения периодической аккредитации в аккредитационную комиссию представляется отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого за последние 5 лет (далее – портфолио). Периодическая аккредитация состоит из 1 этапа – оценки портфолио [5], поэтому от качества сообщаемой в портфолио информации, его информативности, правильности выполнения анализа результатов профессиональной деятельности зависит успешность прохождения аккредитации.


Рис. 2. Схема аттестации врача для присвоения квалификационной категории

Целью настоящей работы является анализ отчета врача о профессиональной деятельности как инструмента оценки его квалификации и разработка методических рекомендаций по его подготовке.

Материалы и методы


Рис. 3. Распределение аттестуемых педиатров по должности и месту работы (а), по квалификационной категории (б)

На основании изученной документации и результатов анализа содержательной части отчетов были сформулированы методические подходы и рекомендации по улучшению их качества.

Результаты

При анализе нормативных и методических документов авторы статьи не встретили более подробных рекомендаций по составлению отчетов специалистов, что определило необходимость обращения к законодательным актам, регулирующим трудовые отношения и профессиональную деятельность в сфере здравоохранения.

Оценка уровня квалификации врача должна проводиться с учетом:

  • трудовых функций (профессиональных компетенций, которыми он владеет, в том числе вновь приобретенных благодаря обучению (профессиональный рост));
  • профессиональных обязанностей согласно трудовому договору;
  • опыта профессиональной деятельности, описанного с яркими клиническими примерами из собственной практики;
  • вклада деятельности врача в работу медицинской организации;
  • критического анализа как собственной профессиональной деятельности, так и деятельности медицинской организации;
  • предложений по улучшению качества оказания медицинской помощи в медицинской организации, в которой работает врач;
  • объема непрерывного профессионального образования.

Федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти в сфере охраны здоровья сформирована обширная база нормативных актов, регулирующих организацию и оказание различных видов медицинской помощи, а также другие направления деятельности врача. К таким нормативным актам относятся порядки и стандарты оказания медицинской помощи; клинические рекомендации; приказы об организации деятельности медицинских учреждений и отдельных категорий специалистов. Разработаны нормативные документы, описывающие критерии оценки качества медицинской помощи, результатов профессиональной деятельности врача 28.

Все это свидетельствует о том, что врачу, составляющему отчет, необходимо руководствоваться основными нормативными документами, регламентирующими медицинскую деятельность по его профилю. Знание этих документов – залог эффективной работы и высокой оценки труда специалиста.

Однако регулярное изменение законодательной базы в области здравоохранения требует постоянного внимания к данному вопросу и значительных временных затрат. Все это делает актуальной подготовку специализированных обзоров изменений законодательства, регламентирующего деятельность врачей определенных специальностей и врачей, занимающих некоторые должности. К сожалению, нам удалось найти лишь единичные публикации такого рода, отражающие последние изменения нормативно-правового регулирования деятельности медицинских работников [30, 31].

Таблица 1. Типичные недочеты, обнаруженные в отчетах специалистов

Полученные результаты свидетельствуют о значительных резервах улучшения качества отчетной документации.

Выбор критериев, характеристик и показателей для оценки профессиональной деятельности врача может осуществляться на основе регламентирующих ее нормативных документов (профессиональных стандартов, порядков оказания медицинской помощи, приказов об организации деятельности медицинских учреждений, отдельных структурных подразделений и медицинских служб, должностных инструкций конкретного врача).

Для облегчения подготовки отчета о профессиональной деятельности врача (портфолио), в том числе для прохождения аттестации при присвоении/подтверждении квалификационной категории, приводим подготовленные авторами методические рекомендации по его составлению.

  1. Краткие сведения о профильном образовании (вуз, факультет, интернатура, ординатура, профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации и сертификаты специалиста по профильной специальности до отчетного периода, ученая степень, ученое звание (если имеются)) и профильной трудовой деятельности до отчетного периода. Желательно отразить этапы трудовой деятельности, профессиональный рост, успехи на работе.
  2. Краткие сведения о лечебном учреждении, структурном подразделении, в котором специалист работал в отчетный период, характеристику трудовых функций и содержания своей профессиональной деятельности по профилю (должность, объем выполняемой работы (полная ставка или ее доля), даты приема на работу/увольнения). При характеристике деятельности структурного подразделения можно указать его место в структуре медицинской организации, основные задачи и принципы работы, описать оснащенность (для специализированных отделений), штатное расписание, укомплектованность. Важно представить основные показатели работы подразделения за отчетный период по годам в соответствии со стандартной структурой отчета. Рекомендуемая величина этого раздела – 3-4 страницы.

Второй раздел является основной частью аттестационного отчета. В нем содержатся данные о результатах личной работы врача за последние 3 года. Структура отчетных данных должна соответствовать основным направлениям деятельности врача данного профиля. В отчет включаются показатели, применяемые для оценки объема выполнения врачебной функции и эффективности деятельности врача. Проводится анализ изменений этих показателей за отчетный период. Данные о деятельности специалиста могут быть сопоставлены со средними показателями по подразделению и медицинской организации из соответствующих отчетных форм учреждения.

Включение в отчет количественных и качественных показателей, характеризующих основные направления деятельности врача, формирует привычку регистрировать, систематизировать и оценивать результаты своей работы, что способствует профессиональному росту врача и его развитию как специалиста. Для облегчения восприятия цифровой материал необходимо представить в виде диаграмм и сопроводить аналитическим пояснением, раскрывающим причины изменений или постоянства показателей.

Формулирование выводов о результатах собственной деятельности по итогам отчетного периода, выявление нерешенных проблем и формирование предложений по улучшению работы позволяют врачу повысить результативность своей работы, производственные показатели структурного подразделения и медицинской организации.

Дополнительно могут быть приведены сведения об использовании автором новых технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваний. В отчет можно включить анализ проблемных клинических случаев, сведения об участии автора в клинических и научных исследованиях по профилю деятельности и т. д.

Важно подчеркнуть, что этот раздел отчета должен отражать собственные результаты работы врача с учетом особенностей, определяемых специальностью, типом учреждения (амбулатория, стационар, иное специализированное медицинское учреждение), должностью и уровнем квалификации, и представлять данные с учетом соответствующих нормативных документов. Рекомендуемая величина этого раздела – 20-25 страниц.

Таблица 2. Основные направления деятельности врача-участкового педиатра и данные, представляемые во второй части отчета

Направления
профессиональной
деятельности
Содержательная часть работы и основные показатели деятельности врача
1. Характеристика участка и обслуживаемых контингентов Численность и характеристики прикрепленного детского населения. Половозрастной и медико-социальный состав. Распределение по группам здоровья. Сведения о детях с социально-значимыми заболеваниями (туберкулез, онкологические заболевания, сахарный диабет), детях-инвалидах
2. Профилактические осмотры детей, динамическое наблюдение за их развитием и здоровьем Дородовый патронаж беременных, проведение первичного патронажа новорожденных и детей раннего возраста. Динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием прикрепленного детского населения. Работа с новорожденными и детьми первого года жизни. Контроль за соблюдением режима, принципов рационального питания, своевременным проведением мероприятий по профилактике алиментарных нарушений, рахита, анемии и др. Проведение работы по охране репродуктивного здоровья детей. Сведения о передаче наблюдения за детьми во взрослую поликлинику по достижении ими совершеннолетия
3. Проведение иммунопрофилактики инфекционных заболеваний Основные показатели проведения иммунопрофилактики у детей на участке. Данные о передаче извещений в случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнений. Организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний
2. Проведение диагностической и лечебной работы на дому и в амбулаторных условиях Анализ показателей заболеваемости на участке и их динамики за отчетный период. Объемные показатели диагностической и лечебной работы на дому и в амбулаторных условиях; направление детей на консультации к врачам-специалистам, направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное лечение. Данные о динамическом наблюдении за детьми, состоящими на диспансерном учете с хроническими заболеваниями (в том числе с наследственными, онкологическими, орфанными). Данные о мероприятиях по оздоровлению детей и об эффективности диспансерного наблюдения. Сведения о применении современных методов диагностики и лечения. Можно описать интересные клинические случаи из практики (1-2)
3. Работа с инвалидами и группами социального риска Показатели работы с детьми-инвалидами: численность и движение инвалидов на участке, оформление медицинской документации детей для направления на медико-социальную экспертизу; выполнение индивидуальных программ реабилитации; показатели работы стационара на дому, дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получение набора социальных услуг. Деятельность по передаче информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства. Данные о профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции
4. Анализ летальных случаев Анализ летальных случаев по нозологическим единицам у детей обслуживаемой территории на дому и в стационарах в 1-е сутки после госпитализации
5. Консультативная работа Сведения о врачебном консультировании детей по вопросам профессиональной ориентации с учетом состояния их здоровья, подготовке медицинской документации, необходимой для поступления в образовательные учреждения; о выдаче заключений о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения
6. Санитарно-просветительская работа Данные о проведении санитарно-просветительской работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам профилактики детских болезней и формирования здорового образа жизни
7. Участие в обучении медицинского персонала основам профессионального мастерства Сведения о руководстве деятельностью среднего медицинского персонала в кабинете и на участке, работе по повышению уровня его квалификации. Участие в повышении квалификации врачебного персонала, наставничество
8. Дополнительный раздел: новые методы в работе специалиста Данные об освоении и внедрении специалистом новых методов диагностики, лечения, профилактики и реабилитации. Данные о рационализаторской работе (если имеются). Следует описать лечебно-диагностический эффект, достигнутый в результате внедрения новых методов

Третья, заключительная часть отчета должна содержать выводы, логически следующие из данных, представленных в основной части. Необходимо отметить положительные результаты своей деятельности и свои достижения, опираясь на фактический материал, а также выявить проблемы и предложить конкретные пути их решения в рамках трудовых компетенций врача, обозначить перспективы дальнейшего совершенствования своей работы.

В этот раздел нужно включить список процитированной в отчете медицинской литературы по специальности и перечень изученных за отчетный период регламентирующих документов (клинических рекомендаций, протоколов лечения, приказов, локальных нормативных актов, руководств и монографий). Важно, чтобы на все источники, указанные в списке литературы, были ссылки в тексте отчета, а также чтобы список включал документы, опубликованные за последние 3 года. При наличии собственных работ, подготовленных за отчетный период, целесообразно представить их отдельным списком и приложить к отчету (портфолио) их ксерокопии.

В завершающей части отчета важно представить список освоенных за отчетный период программ повышения квалификации и посещенных образовательных мероприятий.

Заключение

Отчет специалиста (портфолио) является эффективным инструментом оценки уровня его квалификации.

Результаты анализа отчетов, представленных специалистами педиатрического профиля, свидетельствуют о значительных резервах улучшения качества отчетной документации.

Отчет специалиста должен быть составлен с учетом соответствующего профессионального стандарта, должностных инструкций, актуальных нормативно-правовых актов Департамента здравоохранения г. Москвы и Минздрава России.

Знание принципов составления отчета специалиста, критериев оценки позволит повысить качество его написания, достоверно отразить уровень профессиональных компетенций специалиста, успешно пройти аттестацию для присвоения квалификационной категории и предстоящую периодическую аккредитацию, получить или подтвердить допуск к профессиональной деятельности.

ПОДГОТОВКА ВРАЧА-ПЕДИАТРА / КРЕАТИВНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / PEDIATRICIAN TRAINING / CREATIVITY / CRITICAL THINKING / AN INTEGRATED APPROACH TO PROBLEM SOLVING / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SOCIAL SKILLS / COMMUNICATION SKILLS / ACTIVE AND INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринько Е. Н.

Подготовка врача-педиатра должна вестись с учетом тех качеств, которые необходимы будущему специалисту. В частности речь идет о креативности , наличии критического мышления , комплексном подходе к решению проблем, эмоциональном интеллекте , социальных навыках , коммуникативных умениях . Формирование этих качеств осуществляется с помощью применения активных и интерактивных методов в учебном процессе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринько Е. Н.

Формирование гибких навыков студентов медицинского вуза - перспективное направление повышения качества профессионального образования в высшей школе

Modern approach to training of pediatricians

Pediatric education should take into account development of intellectual abilities that are necessary for the future specialist. Specifically, they are creativity , critical thinking , an integrated approach to problem solving , emotional intelligence , social and communication skills . These qualities are formed using active and interactive teaching methods .

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

DOI: 10.15690/pf.v16i2.2009 Е.Н.Гринько

Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток, Российская Федерация

Подготовка врачей-педиатров в современных условиях

Гринько Елена Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета

Подготовка врача-педиатра должна вестись с учетом тех качеств, которые необходимы будущему специалисту. В частности речь идет о креативности, наличии критического мышления, комплексном подходе к решению проблем, эмоциональном интеллекте, социальных навыках, коммуникативных умениях. Формирование этих качеств осуществляется с помощью применения активных и интерактивных методов в учебном процессе.

Ключевые слова: подготовка врача-педиатра, креативность, критическое мышление, комплексный подход к решению задач, эмоциональный интеллект, социальные навыки, коммуникативные умения, активные и интерактивные методы обучения.

(Для цитирования: Гринько Е.Н. Подготовка врачей-педиатров в современных условиях. Педиатрическая фармакология. 2019; 16 (2): 111-115. doi: 10.15690/pf.v16i2.2009)

В настоящее время наша страна стоит перед глобальными проблемами, которые затрагивают все жизненно важные области, в том числе медицину и образование. Неслучайно эти области включены в перечень национальных проектов, т.е. определены как стратегически значимые. Глобальные проблемы касаются и медицинского образования, задача которого — обучать и воспитывать врачей для решения не только настоящих, но и будущих вопросов здоровья нации. Сегодня всеми признано, что человечество вступило в четвертую мировую промышленную революцию — цифровую, информационную. Темпы ее не только не спадают, но и, наоборот, ускоряются, кардинально меняя все социокультурное пространство, делая ненужными одни профессии и порождая другие, диктуя новые требования к традиционным профессиям, в том числе и таким, как врач и учитель.

В 2018 г. на Всемирном экономическом форуме был представлен доклад о будущем трудовой дея-

тельности (The Future of Jobs Report), в котором были определены тенденции на рынке труда до 2020 г. [1]. В докладе было также высказано мнение, какими качествами должны будут обладать будущие специалисты, поскольку всех ждет кардинальное изменение требований к знаниям и навыкам. Среди отраслей, в которых изменятся требования к работникам уже к 2020 г. (по сравнению с 2015), названо и здравоохранение [1]. Что касается качеств образованных людей, то в числе десяти наиболее востребованных интеллектуальных способностей и социальных навыков в докладе отмечены комплексное решение проблем, критическое мышление и анализ, креативность, оригинальность и инициатива. Важными признаны также социальные навыки, связанные с общением, — лидерство и социальное влияние, координация и управление временем, эмоциональный интеллект. Все это необходимо учитывать в подготовке не только будущих врачей, но и при повышении квалификации действующих специалистов.

Pacific State Medical University, Vladivostok, Russian Federation

Modern approach to training of pediatricians

Pediatric education should take into account development of intellectual abilities that are necessary for the future specialist. Specifically, they are creativity, critical thinking, an integrated approach to problem solving, emotional intelligence, social and communication skills. These qualities are formed using active and interactive teaching methods.

Key words: pediatrician training, creativity, critical thinking, an integrated approach to problem solving, emotional intelligence, social skills, communication skills, active and interactive teaching methods.

(For citation: Grinko Elena N. Training of pediatricians in modern conditions. Pediatricheskaya farmakologiya — Pediatric pharmacology. 2019; 16 (2): 111-115. doi: 10.15690/pf.v16i2.2009)

В организации учебно-воспитательной работы вузы, безусловно, ориентируются на определенные личностные и профессиональные качества будущего специалиста. Они указываются и в профессиограммах при приеме на работу. Так, например, интерактивный портал службы занятости населения Кировской области отмечает в профессиограмме врача-педиатра следующие профессионально важные качества: аккуратность, хорошая память, наблюдательность, аналитический ум, способность сопереживать, сострадать, быстро принимать решения, коммуникативные способности [4]. А интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края перечисляет требования к индивидуальным особенностям специалиста и прямо пишет: «Для успешной деятельности врачу-педиатру необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: аналитическое мышление; высокая

Рассмотрим внимательнее те качества специалистов, которые потребуются им в ближайшем будущем, и оценим, в какой мере они необходимы врачам-педиатрам. Как мы уже говорили, прежде всего надо иметь в виду такие качества, как способность комплексного решения проблем, критическое мышление, креативность, оригинальность и инициатива, социальные навыки, определяющие успешность коммуникации, — лидерство и социальное влияние, координация и управление временем, эмоциональный интеллект. Охарактеризуем эти понятия.

Комплексное решение проблем представляет собой особый подход к рассмотрению сложной проблемы, при котором учитывается множество различных условий и обстоятельств, исследуются причины возникновения какого-то явления, всесторонне рассматриваются свойства предмета и т.п. Сложные проблемы часто приходится решать в условиях неопределенности, неясности многих параметров, отсутствия необходимых фактов и сведений. По сути, во время постановки диагноза осуществляется процесс комплексного подхода к решению проблемы, поскольку врач из беседы с пациентом или его родителями выясняет время и обстоятельства, при которых возникло заболевание, его течение и остроту проявления симптомов; при осмотре пациента — дополняет картину заболевания, выдвигает первичную версию, которая должна быть подкреплена результатами анализа. В результате целого комплекса действий, их поэтапного осуществления формулируется клинический диагноз.

Критическое мышление и анализ — способность анализировать информацию с позиций логики, научных данных и метода и личностного понимания, того, чтобы выносить обоснованные суждения и решения, применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам [7]. Критическое мышление тесно связано с комплексным подходом к решению проблемы, поскольку, как мы видим, механизм такого решения требует интеллектуальных умений аналитического характера, сочетания анализа и синтеза, точности и логической обоснованности путей решения, широкого кругозора и глубоких знаний.

Критическое мышление является, по нашему мнению, инструментом формирования клинического мышления

Работа по выработке критического мышления у студентов — будущих врачей-педиатров способствует формированию общекультурных компетенций, которые, как мы говорили выше, связаны с развитием способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу и действию в нестандартных ситуациях; компетенций, которые способствуют саморазвитию и использованию творческого потенциала. Умелая организация учебной деятельности с применением технологий критического мышления, с одной стороны, помогает развивать индивидуальные интеллектуальные возможности студентов, а с другой — воспитывать навыки кооперации и сотрудничества, работы в коллективе.

Креативность, оригинальность и инициатива. Креативность — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от комплекса ее психологических характеристик [8].

Социальные навыки, а именно лидерство и социальное влияние, координация и управление временем

представляют собой прежде всего навыки общения, коммуникации, взаимодействия с другими людьми, организации своей работы и работы коллектива.

Коммуникация — процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменения его знаний, социальных установок, поведения [10]. В ходе коммуникации происходит обмен информацией, смыслами, мнениями и убеждениями, осуществляется процесс влияния людей друг на друга, управление людьми. В ближайшее время будет возрастать роль лидеров, способных объединить людей для выполнения общественно значимых задач. При этом координация и сотрудничество, умение создать доверительную обстановку в общении остаются важнейшими условиями эффективной деятельности во всех областях социальной жизни, в том числе и в медицинской сфере — в интерпрофессиональной (внешней) и интрапро-фессиональной (внутренней) коммуникации.

Определение и раскрытие перечисленных понятий показывает, что все они оказываются необходимыми в той или иной мере в профессиональной деятельности врача. Нельзя сказать, что до сих пор в медицинских вузах подобными вопросами не занимались. Однако понимание актуальности именно этих качеств будущего специалиста позволяет обратить на них самое серьезное внимание, расставить соответствующие акценты, по-новому взглянуть на организацию учебно-воспитательного процесса в медицинской вузе, в том числе при подготовке будущих врачей-педиатров.

Подготовка врача-педиатра имеет свою специфику в силу особенностей самой профессии. В ней представлены все виды деятельности, характерные для профессии врача, но они имеют разную значимость и разные аспекты. Так, для педиатра большое значение имеет профилактическая деятельность, особенно на этапе работы с детьми раннего возраста, поскольку важно предупредить болезнь, заложить основы здоровья ребенка, укрепить его иммунитет, обеспечить своевременное проведение

2£ Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Читайте также: