Туринг своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Очень может быть, что у вас на антресолях (в кладовке, в гараже, на даче, . ) завалялся старый советский велосипед. Также может быть, что вы прямо сейчас старательно выплачиваете проценты по кредиту за новую яхту и лишней наличности на новый велосипед уже не остаётся. Или вам чисто эстетически приятен вид велосипедов той эпохи. В таком случае у вас есть потрясающая возможность вернуть к жизни старый велосипед и красоваться по улицам родного города, полям и весям родной страны на уникальном аппарате!

Как правило, занимаются возрождением старых велосипедов выпуска ХВЗ (Харьковского Вело Завода): Спорт-Шоссе, Старт-Шоссе и Чемпион-Шоссе, Спутник, Турист, Чемпион, Стартон. Возрождение и модернизация других велосипедов или велосипедов производства России, Белоруссии, Украины времён перестройки также возможно, но представляет меньше интереса ввиду худшего качества "исходного материала". Впрочем, единственное ограничение - ваше желание.

Прежде всего, раз велосипед дожил до наших дней с момента выпуска, например, в 60-х годах 20 века, это уже говорит о его прочности. Современные велосипеды с алюминиевыми деталями легче, но и изнашиваются значительно быстрей, чем их стальные предшественники.

Далее, необходимая степень модернизации зависит от состояния конкретного велосипеда и вашего желания его осовременивать. Чем лучше исходное состояние, тем меньше надо менять. В большинстве случаев полностью меняют колёса — технологии не стоят на месте, да и износу обода весьма подвержены, едва ли сохранились в хорошем состоянии. Наибольшие сложности вызывают каретка и манетки.

Правильно собранная каретка и шатуны на клиньях не разбалтываются, не люфтят, чтобы ни говорили на форумах те, кто ими реально не пользовался. Прямые руки решают всё. Но каретка - один из наиболее изнашиваемых узлов, поэтому имеет смысл заменить на современную картриджную. Вот тут и возникает сложность - дело в том, что в разное время разные изготовители делали каретки разного диаметра с резьбой разных типов. Совсем не факт, что современный картридж удастся установить без дополнительных усилий. Часто оказывается необходимо перерезать резьбу специальным метчиком. Иногда делают специальные переходники с большего диаметра на меньший.

Сложности с манетками заключаются в следующем. Это спортивные велосипеды или близкие к ним с изогнутым шоссейным рулём "бараном". Горные тормозные ручки и манетки имеющиеся почти в любом магазине не подходят. Удобней всего использовать комбинированные шоссейные моноблоки манетка+тормозная ручка. Но они дорогие, а обычно обновление велосипеда стремятся провести с минимальными капиталовложениями. Кроме того, велосипеды тех времён снабжались 3-5 звёздами, а сейчас меньше 7 сложно найти. Отсюда необходимость либо разгибать раму, либо подбирать манетки для работы с трещёткой на 5-6 звёзд, либо придумывать оригинальные комбинации из популярных комплектующих для горников.

Иногда дополнительно на раму наваривают бонки для крепления V-break тормозов, держателей для бутылок, креплений для дополнительных тросиков переключателей. Это уже дело вкуса/потребностей. Например, тормоза вибрейкс найти проще, чем подходящие клещевые U-Образные, если родные пришли в негодность. Если есть возможность и не слишком заботит внешний вид, то проще приварить крепления, чем искать кантилеверные тормоза с длинными "лапками" (расстояние от крепления до обода больше 5см.).

Результат аккуратной модернизации выглядит весьма привлекательно (изящество тонкой стальной рамы и узких колёс) и катит на асфальте лучше, чем МТБ. Разумеется, получается велосипед не для соревнований — спорт и экстремальные нагрузки требуют совершенно другой техники. Как правило, такие велосипеды после восстановления ближе всего к классу туристических (touring, "туринг") или шоссейников для тренировок (вес примерно от 11кг). Впрочем варианты городского велосипеда с высокой посадкой и прямым рулём также не редкость.

Такие модернизированные велосипеды часто называют "крокодилами". Почему именно так уже сложно сказать. Может быть название пошло из-за того, что велосипеды ХВЗ популярные для модернизации исходно были зелёными. Или первые восстановленные были такими страшными. Весьма правдоподобна версия, что так ещё в FIDO называли любой old-school велосипед доработанный владельцем до чего-то уникального (сейчас назвали бы custom bike), впоследствии название распространилось на все модернизированные велосипеды.

Может показаться, что восстановление старых велосипедов - исключительно отечественное развлечение. Всё-таки ХВЗ. но, как вы видели по паре ссылок выше, и англоговорящие страны занимаются реанимацией старых велосипедов и custom-доработкой.

В заключение несколько примеров "крокодилов" с описанием процесса их модернизации.


Описание модернизации и её обсуждение на форуме.


Модернизация в сторону гибрида


Ещё один вездеход.

Туринговый велосипед – что это, рейтинг туринг велосипедов

Для многих езда на велосипеде является не хобби, а частью жизни. Одно транспортное средство стало базой для появления разнообразных видов байков, которые сейчас дают возможность заниматься спортом, ездить на работу, перевозить грузы либо отправляться в туристические походы. Туринговый велосипед — тот вариант двухколесного спутника, который отлично приспособлен к многодневным и даже многомесячным путешествиям. Рассмотрим, что это за байки такие, их достоинства, особенности и советы по выбору.

Что такое туринговый велосипед

туринг велосипед

Туринг или, другими словами, велотуризм — все более популярный вид отдыха. Чтобы насладиться чистым воздухом, наблюдать окружающую красоту природы и ощущать свое полное слияние с ней — с этой задачей как нельзя лучше справляется путешествие на велосипеде. И для такого вида романтического туризма был создан туринговый велосипед — механическое транспортное средство, предназначенное для длительного туристического велопохода по ровной дороге и легкому бездорожью с перевозкой значительных грузов. Правда, большую скорость на нем не разовьешь, но турпоход — это не гонка, потому скорость для такого байка не особо важна.

Еще одно уточнение: у туринговых велосипедов нет проходимости, свойственной горным велосипедам, зато они создают максимальный комфорт в продолжительной поездке, чего нет ни у маунтинбайков, ни у шоссейников. Плюс, даже загрузив такой велосипед вещами под завязку, вы ничего не потеряете в плане управляемости и передвижения.

Особенности

Учитывая, что от путешествия велосипедист хочет получить удовольствие, байк для туризма должен:

  • быть легким и прочным;
  • максимально удобным и комфортным;
  • иметь специальные крепления для разных нужд;
  • иметь доступные запчасти для ремонта.
  • выжимкой цепи и набором шестигранников;
  • камерами и тросиками про запас (и того, и того возьмите по два);
  • тормозными колодками и масленкой;
  • кусачками и велосипедным насосом;
  • ключом для шатунов и плоскогубцами.

Чтобы максимально выполнять роль транспортного средства для дальнобойного велотуризма, туринговый велосипед должен обладать особенностями, которые несвойственны другим видам байков.

рама туринг велосипеда

Для длительных путешествий к раме предъявляются особые требования: она должна быть изготовлена из хромомолибденовой стали, которая прочнее, пластичнее и проще в ремонте, чем карбоновые и алюминиевые рамы, устанавливаемые на другие виды велосипедов.

На раме турингового байка должны быть:

  1. для багажа, который будет размещаться на передней вилке — дропауты и кронштейны;
  2. для багажа, который будет размещен сзади, – отверстия сбоку на перьях и соединительная планка;
  3. на подседельном штыре должны быть хомуты;
  4. на крыльях — петельки.

Вилка

В условиях продолжительной туристической поездки жесткая ригидная вилка — можно сказать, жизненная необходимость. Она сохранит накат тяжелогруженого байка и оптимизирует расход сил райдера.

Правда, жесткая вилка добавляет вибрации, что приводит к переутомлению рук. Однако эта проблема решается за счет велоперчаток (грипсов) с вставками из силикона, которые гасят вибрацию. А еще этот недостаток устраняется рулем, имеющим разные вариации хватов.

Колеса

На туринговый велосипед обычно устанавливают 28 дюймовые дорожные колеса, хотя есть варианты и с 29″, реже с 26″. По сравнению с шоссейными, колеса турингового велосипеда шире, покрышки отлично себя чувствуют не только на асфальте, но и легком бездорожье.

Спицы стальные (из нержавейки), имеется двойной (а лучше — трехстенный) профиль у ободов — еще парочка фишек, которые обеспечивают прочность колес данного вида велотранспорта.

Резина

Размер — 32-35 миллиметров; если будут светоотражающие полоски — это большой плюс при перемещении в ночное время суток.

Трансмиссии

Велосипеды для туринга с планетарными втулками, в которых задние звезды и скоростной переключатель размещены внутри, – безусловные фавориты в среде любителей дальних велопоходов. Закрытый корпус надежно защищает от забивания пылью и грязью, попадания дождя.

Благодаря высокой дискретности между передачами и магнитному переключению, старт велосипеда с места комфортен, набор скорости происходит очень быстро.

Тормоза

тормоза туринговых велосипедов

Не стоит в туринговых велосипедах использовать гидравлические дисковые механизмы – поломка такой системы не то чтобы трудно разрешаема в условиях велотуризма, но доставит массу неудобств.

Для длительной поездки также не подходят механические дисковые тормоза с тросами из стали. При загрязнении пылью и грязью калипера, который прижимает колодки к ротору, точность тормозов будет нарушена. Для решения проблемы потребуется время, специальный инструментарий, а также знание и понимание того, как это делать.

Ободные кантиливерные тормоза — отличный вариант для туринговых байков. У них большой грязевой зазор, потому грязи они не боятся, великолепно отзываются на нажатие и быстро настраиваются. Неполадки в этой тормозной системе быстро и просто устраняются шестигранником.

На туринговые велосипеды устанавливают самые разнообразные рули причудливой формы: бараньи рога, рули-бабочки и т.п. Их главная задача — обеспечить разнообразие хватов рук во время длительной поездки.

Нюансы

На что еще стоит обратить внимание и чем дополнительно должны быть оснащены велосипеды для туринга:

  1. Форма седла должна быть удобной, чтобы райдер как можно меньше уставал, находясь в нем на протяжении нескольких часов подряд.
  2. Велосипедные крылья должны быть расширенные, сделанные из пластика. Для таких великов быстросъемные крылья не подходят, особенно при путешествии по грязной дороге и под дождем.
  3. Туристические сумки должны быть сделаны из непромокаемой ткани. , велосипедные фонари дадут возможность перемещаться в темноте.
  4. Навигатор, зафиксированный на руле, позволит проложить лучший маршрут.
  5. С помощью велокомпьютера можно отслеживать свою скорость, расстояние, которое уже пройдено, и другое.

Основные требования

Если подвести некоторый итог из всего вышесказанного, к велосипеду для поездок на большие расстояния и в любую погоду предъявляются высокие требования:

  • рама для байка должна быть прочной и быстроремонтируемой;
  • руль прямой формы с возможностью осуществления большого количества хватов;
  • детали конструкции должны быть качественными и надежными;
  • колеса диаметром 26-29 дюймов;
  • спицы из нержавеющей стали;
  • колесная база вытянутая, центр тяжести должен быть низко расположен;
  • седло комфортное;
  • наличие креплений для аксессуаров (багажников, фонарей, крыльев, бутылок с водой, велокомпьютера и т.п.).

Рейтинг лучших туринговых велосипедов

Surly Disc Trucker

Surly Disc Trucker — долгое время считался лучшим туринговым велосипедом, практически являлся стандартом для велотуризма. Это дальнобойщик, который был специально разработан для суперэффективного торможения, которое может потребоваться в условиях повышенной нагрузки в плохих погодных условиях на неровном дорожном покрытии. Велосипед отлично себя чувствует, даже если весь увешан багажом, никакого шоркания не производит. Совместим с дисковым тормозом, для ободных тормозов нужна верификация комплектации. Колеса диаметром 26 дюймов. Специалисты геометрию рамы этого турингового велосипеда называют практически идеальной.

Kona Sutra – отличная модель туристического велосипеда, его седло является фаворитом среди велотуристов. Хромомолибденовая рама, пробковая рулевая лента, трансмиссия Shimano Deore 3×9. Более спортивная версия, LTD — выбор тех райдеров, которые любят не только длительные путешествия, но и быструю езду по бездорожью. У модели более толстые покрышки, чем у классической Kona Sutra, и гидравлические тормоза.

Format 5222 — бюджетный туринговый велосипед российского производства. Считается, что это лучший вариант по соотношению цена/качество. Укомплектован задним багажником и широкими крыльями. Имеются бонки для закрепления флягодержателей, сумок и переднего багажника. Хромомолибденовый фреймсет, трансмиссия от Shimano Claris 2х8, неразборная система Proweel.

Marin Four Corners

Marin Four Corners — более дорогой универсальный велосипед для туризма выигрывает за счет комфортной геометрии рамы, что особенно чувствуется в длительных велосипедных путешествиях. По весу – это довольно легкий байк, имеющий большой передний треугольник для объемного багажа. На вилке по 2 бонки с каждой стороны для крепления крыльев и багажника. Колесная база этой модели турингового байка одна из самых больших, что придает ему привлекательную стабильность. Еще одно достоинство — ростовка. Как высокорослые велосипедисты, так и низкорослые смогут подобрать себе подходящий байк этой модели.

Trek 520 – культовый туринг велосипед с более чем 30 летней историей, считается одной из лучших моделей для дальнобойного туризма. Характеристики его говорят сами за себя: дисковые тормоза, отличная геометрия рамы, возможно бескамерное использование, скоростные переключатели на рулевых наконечниках, два фирменных багажника. Велосипед отлично сбалансированный и полностью готов к дальним поездкам.

Советы по выбору турингового велосипеда

рекоммендации по выбору турингового велосипеда

Замечательно то, что велотуризм — это занятие, которое не имеет ограничений ни по возрасту, ни по полу. Однако важно знать, как выбрать туринговый велосипед, чтобы путешествие приносило максимальное удовольствие. При выборе стоит учесть:

  • рост и пол райдера;
  • технические возможности и характеристики транспортного средства;
  • качество комплектующих;
  • модель и торговую марку;
  • стоимость.

Сейчас предлагается огромный выбор моделей туринговых байков от различных производителей и по самым разным ценам. Начинающему велотуристу в первую очередь не стоит покупать дорогую модель. При этом производитель должен быть известным, имеющим положительные отзывы и репутацию. Купив байк от неизвестного производителя, вы рискуете приобрести некачественный транспорт.

Самое главное, чему нужно уделить пристальное внимание, — это комплектующие. На них не стоит экономить, так как в дороге низкое качество деталей может сказаться на целостности и исправной работе вашего двухколесного спутника. Прочный и надежный материал деталей от известных производителей добавит вам уверенности в успешном завершении путешествия.

Заключение

Велотуризм помогает отдохнуть душой, улучшить свое физическое и эмоциональное состояние. Чтобы путешествие проходило наилучшим образом, производители продумали и создали максимально функциональные туринговые велосипеды, специально предназначенные для комфортных путешествий. Выбирая такое туристическое транспортное средство, учитывайте все параметры, которые будут важны в дороге. И тогда, вернувшись домой из одного велопохода, вы с предвкушением и удовольствием будете планировать новую поездку.

Автор статей. Люблю велопрогулки, море, горы и свежий воздух. А еще интересуюсь ЗОЖ и правильным питанием.


С покупки машины у меня их не стояло, узнав их стоимость я понял что это ппц какойто их цена выходит за рамки добра и зла, каждая такая пласмаска стоит порядка 1500 рублей, а поскольку их надо 6 штук, то тута от этого встают волосы дыбом.
Для того чтобы это стояло было принято решение купить одну оригинальную штуку, новую, а остальные 5 распечатать на 3Д принторе что и было зделано.
По оригинальной заглушки был зделан чертеж и залит в 3Д принтер, причем было зделано 2 чертяжа для правой и левой стороны, так как они зеркальные то особых проблем это не составило в итоге вот что получилось:





На последней фотки плохо видно как это должно стоять будет свет получше дополню другой фоткой.
Пока что не ставил их на машину, так как жду клеевой пистолет с али для востановления креплений на остальной облицовки хлопушки, пост по востановлению выложу когда буду делать.
Кстати кому интересно могу распечатывать на заказ по 500р.

От pretory (читательБайкер) Дата 2014-06-16 21:01

1. Потратить на сам байк планирую до +-50 000р. Можно чуть больше, если это будет оправдано ощутимым повышением качества. Осложняется всё тем, что на него хотелось бы повесить Rohloff'скую планетарку (в указанной стоимости не учтена) под дисковый тормоз.

2. Вешу около 65 кг. Рост 182 см.

3. Кататься планирую преимущественно, как по пересеченной местности (грунтовые дороги, песок, жижа всякая, лужи бывают достаточно глубокие, болотины в лесу), так и по асфальту (50/50). Хочу использовать велосипед преимущественно для походов выходного дня 1-2 дня (3-4 раза за сезон для походов на 3-7 дней).

4. В длительных походах - это средний, ровный, спокойный темп. Скорость зависит от качества дорог/троп. На ежедневных покатушках - достаточно высокая скорость по грунтам и асфальту. Прыгать обычно нет нужды.

5. Кататься хочу сразу, как снег сошел - и до тех пор, пока не выпал.

6. Скорость/комфорт - хочется чего-то оптимального, ибо в катании ежедневном хочется погонять, а в походе длительном - гнать нет необходимости. Привык к спортивной посадке.

7. Багажник нужен, для походов. Грузоподъемность – наверно где-то до 20кг.

8. ТО хотелось бы не чаще 1 раза за сезон.

9. Тормоза - дисковые, гидравлические.

Опыт коротких велопоходов на 3-4 дня с велоштанами на багажнике кое-какой имеется (3 раза за сезон в течение 5-и лет), однако, опыта веломеханика, как ни странно, очень мало.
Сейчас пока катаюсь на стареньком GT Avalanche 2.0 и его рама для этих целей меня устраивает:
- оптимальная жесткость и вес аллюминиевой рамы;
- есть крепление для багажника;
- вынос заднего треугольника достаточен, чтобы не задевать пяткой велоштаны, висящие на багажнике :)
- привычная спортивная посадка.

Не устраивает сильно изношенный обвес и желание замены тормозных тросиков на гидравлику, кассет на планетарку, резины на асфальто-грязевую. Все это тянет за собой необходимость замены и всего остального, потому не вижу особого смысла держаться за старую раму :)
Много всякого прочитал про упомянутую планетарку (и хорошего и плохого), потому на 100% еще не определился. Если у кого есть опыт ее использования в походных условиях, большая просьба им поделиться (надеюсь обойдется без холивара :).
То ли по причине низкого опыта механика, то ли из-за велокретинизма, но по описанию с сайтов я так и не понял что особенного должны иметь заднее колесо и рама для монтажа этой планетарки.
Если все-таки буду ставить, то хотелось бы воспользоваться услугами по сборке в местной мастерской.

Буду благодарен, если кто-нибудь предложит что-то еще или посоветует лучшее из перечисленного.
Т.к. я пока еще планирую ставить планетарку, то качество вилки и тормозов явно важнее качества кассет и переключателей.
Время на выбор/покупку/сборку не критично - хочется к осени, но можно и к след. сезону.

От wvax (зетаБайкер) Дата 2014-06-17 12:29

Предложенные варианты разных опер МТД найнеры и гибриды, и даже пара МТБ на 26 колесах затесался, к чему ближе душа лежит? Если планируется пересборка на планетарку, то я бы предложил ориентироваться на вилку, а не обвес, т.е. искать велосипед где уже стоит какой-нибудь Фокс или РокШокс не ниже Ребы, т.к. эти вилки сами по себе стоят по 10-15 тыщ. Хотя если навеску продать на барахолке то сколько то тыщ можно будет компенсировать. Если брать под апргед то смысла переплачивать за трансмиссию нет и из предложенных мне нравится Трек Мамба если он есть в наличии, либо если душа всеже лежит к гибридам то Мерида Кросвей 500.

От pretory (читательБайкер) Дата 2014-06-17 17:29

Да, спасибо, логика понятна. Похоже мне стоит копать в сторону Трек Мамба и его аналогов.
Вот только ума не приложу как на предлагаемых фотках разобрать есть ли крепление под багажник с защитой для велорюкзака, подойдут ли рама и колесо для планетарки и т.п.?

Есть ли вариант подъехать в одну из мастерских, указанных на форуме, и подобрать все комплектующие поотдельности вместе со специалистом, заказать и их и финальную сборку?
Покупая готовый велосипед, я и так переплачу за ненужный мне обвес. Так не лучше ли потратить +- эти деньги на подбор гарантированно совместимых компонентов и работу мастера?

От sp_paha (гектоБайкер) Дата 2014-06-17 19:19

Обычно (обычно!) для планетарок используются специальные рамы, с хитрыми дропаутами - расположенными горизонтально, что позволяет регулировать натяжение цепи (ведь переключателя, натягивающего цепь обычно, нету), плюс планетарки привинчиваются особенными гайками с выступами, для каждого наклона (угла) дропаута, гайка своего цвета.

Подробно и точно я не знаю, но рекомендую более внимательно изучить этот вопрос. Есть сомнения в возможности установки планетарки на обычную раму.
ИМХО поставить реально, но придется вкорячить натяжитель цепи.

upd: выше я писал про гайки, разумеется это шайбы, но сути не меняет.

От Sad Nick (Модератор) Дата 2014-06-17 20:13

У Ролофа другая система - у них кронштейн вешается на перо рамы, как у тормозных втулок. А шайбы это у Шимано.


Кстати, тут видно, что втулка ставится и в раму с вертикальными дропаутами. Но для натяжения цепи придется использовать отдельный натяжитель. Бывают разные, логично взять для установки на петух, вместо переключателя.


Вообще, я бы посоветовал либо апгрейдить под Ролоф этот байк (тем более, если рама всем устраивает), либо просто купить новый. Купить новый и проапгрейдить очень дорого выходит, причем не в коня корм - останется куча железа с туманными перспективами сбыта. И наверное, можно подумать о Шимано Alfine (читается Алфинэ, как утверждает Шимано), как о более бюджетной альтернативе. Впрочем, если бюджет не жмет, Ролоф всяко круче.

Если же хочется и новый байк, и планетарку, то и искать сразу байк с планетаркой, либо покупать по частям, раму с горизонтальными дропаутами, остальное по своему вкусу.

От pretory (читательБайкер) Дата 2014-06-18 17:18

Похоже, в сухом остатке напрашивается вывод, что байк придется собирать по частям.
Не подскажете в какой период года этим лучше заниматься (дешевле комплектуха/больше асортимент)?

Много гуглил по поводу рам, но так и не пришел к единому выводу что надежней для туризма - горизонтальные дропауты или вертикальные, но с натяжителем.
С одной стороны натяжитель - лишний узел, который должен снижать надежность (особенно в грязи и мокрой глине), с другой - не поимею ли я гемор с настройкой положения заднего колеса после пары-тройки кочек и выбоен с горизонтальными дропаутами.

Предшествующее

От Tull (зетаБайкер) Дата 2014-06-18 17:23

Предшествующее

От Tull (зетаБайкер) Дата 2014-06-18 17:32

Читайте также: