Турбийон своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Более двухсот лет минуло с тех пор, как Авраам Луи Бреге изобрел турбийон. Но до конца ХХ века лишь считанные эксперты часового дела знали, что это такое. И еще меньше людей — несколько коллекционеров — могли сквозь заветное окошко на циферблате полюбоваться вращением этого хитроумного и загадочного механизма.

Красивый и дорогой вихрь
На всякий случай напомним, что турбийон – это усложнение, принцип работы которого заключается в особом устройстве узла баланса, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода часов.

Система баланс-спираль и детали спуска устанавливаются на вращающуюся платформу, делающую, как правило, один оборот в минуту. Из-за этого асимметричный узел меняет положение своего центра тяжести относительно гравитационного поля, и возмущения, вносимые земным тяготением в ход часов, взаимно компенсируются.

Турбийон – очень красивое, но не вполне полезное устройство. Задумывался он для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Число деталей турбийона зачастую переваливало за сотню, причем каждая требовала подлинно филигранного исполнения.

Механизм имел достаточно большие для наручных часов габариты и отнимал много энергии, которая в сложных часах всегда дороже золота корпуса. Добавьте сюда хрупкость турбийона, и от него останется только звучное название, которое, кстати, переводится как "вихрь".

В результате приспособление, обманувшее силу притяжения, притягивало к себе только самых искусных часовщиков и самых богатых покупателей. Клонилось к закату второе столетие века турбийона, а количество произведенных механизмов все еще исчислялось десятками. Хотя даже более сложные в изготовлении репетиры имели куда более широкое распространение.

Bvlgari Assioma

И дело даже не в том, что номинальная цена турбийона несопоставима с его практической ценностью. Часы с турбийоном покупают "за красивый глаз", а еще потому, что истинная стоимость коллекционной и престижной вещи выше адекватного ей денежного эквивалента. А коллекционных вещей не может быть много. То есть турбийонов намеренно производилось меньше, чем теоретически возможно.

О красивых и дорогих турбийонах часовщики вспомнили в конце ХХ века, когда часы превратились в статусную вещь и резко взлетели в цене. Тем более что в 90-х годах в часовое дело активно вторглись современные микротехнологии. Не смогли устоять перед высокоточным автоматизированным производством и турбийоны. Особенно отличилась швейцарская фирма Progress, которая на рубеже тысячелетий запатентовала турбийон новой конструкции Preciplus ("Сверхточный").

Правда, за это эстетическое излишество пришлось расплачиваться дополнительной работой по настройке и регулировке механизма, ведь сбалансирован он должен быть просто идеально. Впрочем, не самый простой из существующих типов турбийона был выбран также из соображений элегантности. Таков стиль работы ведущих часовых марок: придумывать себе неразрешимые проблемы, а затем с блеском их решать. Тем более, Piaget давно и успешно возделывает ниву сверхтонких механизмов: достаточно вспомнить калибры 9P толщиной 1,35 мм и 12P с автоподзаводом высотой 2,33 мм.

Выглядят часы достаточно строго, что вполне объяснимо небольшими габаритами и толщиной корпуса. Зато ничто не отвлекает внимания от окна турбийона, занимающего добрую треть площади гильошированного циферблата. Турбийон расположен не совсем традиционно — на отметке "12 часов", а его исконная позиция "6 часов" отдана индикатору запаса хода, составляющему всего 40 часов. Увы, даже миниатюрный турбийон присваивает значительную часть энергии не слишком "накачанного" механизма.

Революции!
Franсk Muller, в отличие от Piaget, озаботился не столько эстетической, сколько утилитарной стороной турбийонного дела. Хотя представленная им нынешней весной модель Revolution 2, как и всякое по-настоящему изящное инженерное решение, смотрится на редкость эффектно. Иначе и быть не могло, ведь она продолжает славные традиции прошлогодней Revolution 1. Помните те очередные революционные часы Мюллера?

Franck Muller Revolution

Стоило нажать на кнопку, как обе стрелки мгновенно перескакивали в положение "12 часов", а неторопливо вращающийся турбийон, словно чертик из табакерки, выпрыгивал из недр часового механизма к самому стеклу. Часы в это время продолжали идти, и после того как вдоволь покрасовавшийся турбийон отправлялся "отдыхать", стрелки возвращались на положенное им место. Не прошло и года, как прогремела Revolution 2. Теперь для того, чтобы рассмотреть турбийон со всех сторон, не нужно его ни поднимать наверх, ни переворачивать часы.

Как уже говорилось, при горизонтальном положении часов турбийон абсолютно бесполезен, если не вреден. А наручным часам довольно часто, особенно по ночам, приходится отлеживаться. Значит, по хорошему, платформу турбийона надо заставить вращаться вокруг двух осей — горизонтальной и вертикальной, то есть запустить на сферическую орбиту.

Вообще-то идея не нова — запатентована еще в 1978 году англичанином Энтони Рэнделлом и даже реализована в экспериментальных карманных часах. Но уместить сей объемный турбийон в корпус наручных часов не удалось никому. Кроме Франка Мюллера.

Собственно, корпус у Revolution 2 вполне привычный — классическая мюллеровская изогнутая "бочка". Лишь на задней стенке часов пришлось сделать небольшую выпуклость (шаровидная конструкция не вписывалась). Необычный турбийон расположился традиционно – на 6-часовой отметке, по обеим сторонам которой разместились два ретроградных индикатора. Левый показывает время оборота шасси турбийона вокруг оси баланса, размечен от 0 до 60 секунд и может считаться, для простоты, секундной стрелкой.

Зато правый имеет восьмиминутную шкалу — за этот промежуток клетка турбийона совершает полный оборот внутри зубчатого обода, перпендикулярного плоскости циферблата. Удивительно, что очертания платформы турбийона точно повторяют форму корпуса Revolution 2. Картина получается завораживающая, как на выставочном стенде: маленькие часики вращаются внутри больших часов.

Несмотря на заоблачную цену в 800 тысяч швейцарских франков, не все желающие смогут пополнить свои коллекции. Мюллер намеревается производить 6 экземпляров в год. В этом сделал два: один решил поносить сам, а второй пока разъезжает по выставкам. Четыре оставшихся проданы еще до своего рождения.

Чистый кристалл
Еще один аттракцион устроила в этом году Corum, продемонстрировавшая прозрачную модель Tourbillon Saphir 999. Известная своими дизайнерскими устремлениями компания и раньше создавала прозрачные часы, достаточно вспомнить знаменитый Golden Bridge. Девизом нынешней модели может служить формула "скелетон в квадрате". Если турбийон — самый красивый элемент часов, негоже выставлять его в маленьком окошке циферблата, да и в скелетоне он затеряется среди других деталей.

Не лучше ли все несущие части механизма сделать прозрачными, уподобив турбийон золотой рыбке в круглом аквариуме? Над часами колдовал лично Северин Вундерман. Платины и мосты механизма калибра 372.1.2, произведенного Corum самостоятельно, изготовлены из чистого сапфира и скреплены 11-ю металлическими винтами с синими головками под стать цвету стальных стрелок. Все непрозрачные детали вынесены, по возможности, в верхнюю часть корпуса, а нижний полукруг предоставлен в безраздельное владение турбийона. Обилие свободного места под стеклом лишь усиливает магическое воздействие шедевра часового дизайна.

Надо заметить, что в 1998 году Corum уже показывал схожий прозрачный турбийон La Mysteriuse, но тогда эффект был несколько смазан рельефной формой золотого корпуса. Простой, круглый и гладкий корпус Тourbillon Saphir 999 изготовлен из платины бескомпромиссной пробы 999,99.

Corum La Mysteriuse

Обрабатывать такой металл посложнее, чем сапфир. Правда, к Базельской выставке корпус решили украсить бриллиантами, но и без них часы выглядят ничуть не хуже. Что касается турбийона, то форма его верхнего моста точно повторяет эмблему Corum.

Видимо, за неимением циферблата, на котором обычно располагается знаменитый "ключик". Радует, что логотип симметричен и Corum не пришлось столкнуться с проблемами Piaget. Еще одной особенностью механизма является 110-часовой завод, но этот, сам по себе прекрасный показатель давно не является рекордным. Тourbillon Saphir 999 планируется выпускать не более 25 раз в год и заказы уже сделаны на несколько лет вперед.

Все вышеописанные модели были снабжены ремешками из крокодиловой кожи, но X-Ray позиционируются как водозащищенные до глубины в 30 метров. Вряд ли кому-нибудь из обладателей модели стоимостью в 150 тысяч евро и тиражом 10 штук в год придет в голову в них купаться, а вот декларируемый 100-часовой запас хода — вещь полезная. Традиционная конструкция турбийона претерпела в Х-Ray значительные изменения, но они не сказались на энергоемкости механизма.

Турбийон для дам
Не затерялся в общем хоре голос родоначальницы жанра турбийона — Breguet. Все новинки года, даже тончайшие Piaget — мужские часы. Мастера Breguet создали женскую модель Classique Grande Complication (Ref.3358BB/52/986 DD00). Прообразом для нее послужил одноименный мужской турбийон, однако его конструкция была существенно переработана. Использован новый калибр механизма — 558.1T . Часы стали тоньше на миллиметр (8,9 мм) и на 4 миллиметра меньше в диаметре (35 мм).

Даже обычную у Breguet римскую разметку циферблата на этот раз заменили округлыми арабскими цифрами, чтобы они не отвлекали от золотого "вихря" — единственного желтого пятна в палитре часов. Не удалось до конца решить лишь извечную проблему запаса хода в небольших часах с турбийоном. Показатель Classique Grande Complication составляет 50 часов.

10 дней без завода
Многоточие в длинной поэме во хвалу турбийона поставила Patek Philippe. На вас лукаво поглядывают два небольших круглых циферблата модели Ref.5101P 10 Day Tourbillon. Почему лукаво? Потому что наружность часов ничем не выдает присутствия в них самого совершенного из созданных на сегодняшний день турбийонов. На месте положенного окна разместилась секундная стрелка. Над ней видна шкала запаса хода.

Patek Philippe 10 Day Tourbillon

Цифры на шкале не проставлены, но имеется скромная надпись "10 Days" —- 240 часов! Такого еще не было. И лишь в последнюю очередь на нежно-розовом циферблате можно различить искомое слово tourbillon. В принципе эти часы могут ходить без завода 11 дней, но создатели намеренно оснастили заводной барабан ограничителем. Дело в том, что если взвести пружину этих часов до отказа, то заявленную точность -1/+2 секунды в сутки они обретут только спустя 20 с лишним часов.

Сам турбийон, впрочем, рассмотреть можно, но только через прозрачный сапфир задней крышки гладкого, анатомически изогнутого платинового корпуса. Спрятать турбийон под циферблат создателей часов заставило, по их заверению, вредное воздействие на систему смазки самого уязвимого узла высокоточного хронометра, оказываемое солнечным светом. Может и так, ведь десятидневный запас энергии сдвоенных заводных барабанов не должен пропадать в борьбе с трением сложнейшего механизма, который разрабатывался целых три года.

Светлое будущее
Как показало бурное начало третьего тысячелетия, турбийону уготована долгая и богатая приключениями жизнь. Пока большинство часовщиков и любителей высокого часового искусства продолжают относиться к нему с пиететом. Как, например, мастера компании Girard-Perregaux, создавшие модель Tourbillon Sois Trois Ponts d’Or: для людей со слабым зрением, которые могут сразу и не заметить один мост турбийона, дизайнеры навели еще два моста из чистого золота.

Однако наряду с предельно пафосным отношением нет-нет, да и проскочит нечто предельно функциональное, как в часах Royal Oak Concept от Audemars Piguet, в которых турбийон крепится к платине не помпезными золотыми мостами, а скромными амортизирующими гармошками. То есть короли минутных репетиров (а именно ими славится АР) считают, что в часах будущего турбийон будет столь же обычным усложнением, как ныне автоподзавод.

На мой взгляд, это точный прогноз. Ведь ничто же не мешает сейчас некоторым часовщикам с величайшим почтением относиться к тому же автоподзаводу и делать ротор из золота или платины. В конце концов, это турбийон создан для человека, а не наоборот.

Турбийон – это отдельное устройство в механизме часов, которое противодействует гравитации, повышая точность хода часов. Этот механизм сложен в изготовлении, а часы с турбийоном ценятся во всём мире.

Когда возникла потребность в турбийоне?

Устройство турбийона

Устройство турбийона

В конце 18го начале 19-го века популярностью пользовались карманные часы, которые подолгу лежали в вертикальном положении в кармане владельца. Тонкая волосковая пружина баланса подвергалась воздействию силы тяжести, что вызывало неравномерность частоты колебаний и снижало точность карманных часов.

Кто разработал первый турбийон?

Покомпонентное изображение турбийона

Покомпонентное изображение турбийона

Чем отличается карусель от турбийона?

Blancpain Le Brassus Tourbillon Carrousel, калибр 2322

Blancpain Le Brassus Tourbillon Carrousel, калибр 2322

В 1894 году часовщик Бэйн Бонниксен из Ковентри, Великобритания, изобрел модификацию турбийона − карусель. Бонниксен разместил в каретке дополнительное промежуточное колесо, которое увеличило скорость вращения клетки. Первоначально скорость вращения составляла 1 оборот раз в 52,5 мин. Впоследствии время оборота новых типов карусели сократилось до 39 минут, а затем до 4-5 минут. Изготовить карусель было проще и дешевле, чем турбийон Бреге. Этим устройством оснащались недорогие часы в начале 20го века. Сегодня принцип работы карусели использует ряд швейцарских часовых компаний, например, Ulysse Nardin в модели Freak, Blancpain в модели Le Brassus Tourbillon Carrousel калибр 2322.

Наручные часы и турбийон

Изначально Абрахам-Луи Бреге размещал турбийон внутри корпуса карманных часов в задней части механизма. С распространением наручных часов необходимость в турбийоне изменилась. Эффективность турбийона в наручных часах спорна, так как естественное движение запястья обеспечивает аналогичный эффект против силы тяжести. Поэтому часовые компании стали устанавливать турбийон на циферблате для демонстрации мастерства и технического превосходства часов.


Турбийон не считается истинным усложнением как, например, указатель фаз Луны или хронограф. Этот механизм ассоциируется с усложнением из-за сложности изготовления, дизайна и романтизма. Зачастую часы с турбийоном выпускают для поддержания имиджа мануфактуры, и далеко не все модели часов ценятся и продаются.

Современные конструкции турбийона

Дизайн и конструкция турбийона оставались неизменными до 1900х годов, когда появились два новых типа этого устройства: парящий и двухосный. В 1920 году Альферд Хельвиг разработал парящий турбийон. В новой конструкции механизм удерживался только с одной стороны, в отличие от конструкции Бреге, где турбийон поддерживался мостом сверху и снизу.

Двухосный турбийон с цилиндрической спиралью Jaeger-LeCoultre Gyrotourbillon

Двухосный турбийон с цилиндрической спиралью Jaeger-LeCoultre Gyrotourbillon

В 1977 году Энтони Рэндалл изобрел конструкцию двухосного турбийона, а Ричард Гуд в 1980 году создал рабочий образец. Этот дизайн вдохновил Томаса Прешера на создание первого парящего двухосного турбийона для карманных часов, а затем и для наручных часов. Парящий двухосный турбийон вращается вокруг двух осей, каждая из которых совершает один оборот в минуту.


В 2002 году талантливые часовщики Магали Метрейлер и Эрик Кудрей создали первый гиротурбийон, который вращался по нескольким осям. Часы оснащенные гиротурбийоном изготавливала швейцарская компания Jaeger-LeCoultre лимитированными сериями.

Greubel Forsey Quadruple Tourbillon Asymetrique Platinum

Greubel Forsey Quadruple Tourbillon Asymetrique Platinum

В 2004 году швейцарская часовая компания Greubel Forsey произвела сенсацию, представив двойной турбийон 30 ° (DT30). Созданные часы Greubel Forsey оснастила двумя турбийонами. Первый механизм вращался один раз в минуту на 30 ° внутри другой каретки, которая вращалась каждые четыре минуты. Спустя год Greubel Forsey представила часы Quadruple Tourbillon à Différentiel (QDT), в которых независимо использовались два двойных турбийона.

Влияние турбийона на стоимость наручных часов


Цена швейцарских часов с турбийоном класса люкс начинается от 50 тысяч долларов США. Высокая стоимость часов с этим устройством обусловлена сложностью изготовления. Ведь турбийон состоит минимум из 40 деталей, которые размещаются на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. Для изготовления требуются специальные инструменты, а из-за малого размера и сложной конструкции на изготовление турбийона уходит много времени и ручного труда.

TAG Heuer Carrera Heuer 02T Tourbillon

TAG Heuer Carrera Heuer 02T Tourbillon

Как ухаживать за часами с турбийоном?


Турбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов.

Предыстория

В течение всей истории развития часов мастера стремились сделать их более точными и надежными. Это достигалось использованием более совершенных регуляторов хода, использованием машинной обработки деталей, оптимизацией конструкции узлов и деталей. В конце 18 века, когда уровень механизации значительно вырос, и часы стали массовым продуктом, перед часовыми мастерами как никогда остро стояла проблема повышения точности переносных часов. Если с напольными хронометрами проблема была практически решена – погрешность высокоточных маятниковых механизмов составляла доли секунд в сутки, то для создания прецизионных карманных часов требовалось приложить титанические усилия.

Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра. Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться. Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода. Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались прецизионные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов. Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.

Заслугой Бреге является то, что он пошел по другому пути. Он определил, что если часы сначала подержать в одном положении, когда они, к примеру, немного спешат, а затем в другом положении, когда они немного отстают, то часы накопят разницу этих погрешностей. При определенных положениях разность этих погрешностей равна нулю. То есть часы, находясь в различных положениях, как бы компенсируют сами себя. Основной проблемой было то, что часы находились в различных положениях различное время. Если бы владелец держал часы в разных положениях одинаковое время, то погрешности бы взаимно компенсировались. Естественно заставить владельца часов выполнять такую процедуру глупо, однако можно переложить эту работу на механизм часов. Если заставить вращаться балансовый регулятор, то находясь в различных положениях он будет в каждой точке или спешить, или отставать. При полном обороте все позиционные погрешности взаимно скомпенсируются. Для лучшей компенсации требуется, чтобы балансовый регулятор находился в различных положениях как можно чаще.

История турбийона

Турбийон (с французского вихрь) появился чуть более 200 лет назад благодаря Абрахаму Луи Бреге. Он изобрел его еще в 1795 году, а уже в 1801 году Бреге запатентовал конструкцию, в которой балансовый регулятор находился на специальной платформе, вращающейся со скоростью один оборот в минуту. Эта платформа вращалась в осях и стала называться кареткой. Эта конструкция и по сей день считается традиционной. Прецизионность изготовления деталей не улучшилась, однако точность часов за счет самокомпенсации позиционных ошибок незначительно подросла.

Во времена Бреге и позже шли ожесточенные споры о полезности данного устройства. Действительно, в горизонтальных положениях, когда все точки обода баланса находятся в плоскости, перпендикулярной вектору приложения сил гравитации, эффект от турбийона, скорее отрицательный — лишние детали механизма создают дополнительное сопротивление действию пружины, зазоры в осях каретки, ее неуравновешенность могут создать дополнительные погрешности хода. В вертикальных положениях устройство работало только тогда, когда часы владельца находились в различных положениях. То есть сразу можно предположить, что в часах, у которых баланс находится лишь в одном вертикальном положении (например настольных), турбийон может оказаться абсолютно ненужным устройством, лишь снижающим надежность механизма в целом. Видимо эти споры, да и дороговизна изготовления турбийона, сделали его игрушкой для богатых на весьма долгое время.

После смерти Бреге лишь немногие мануфактуры продолжали выпускать турбийоны. Наиболее известными стали часы от компании Girard Perregaux с тремя золотыми мостами. Также выпускали турбийоны компании Patek Philippe, Ulysee Nardin, Urban Jurgensen, Du Bois et Comp. Из недорогих компаний прославились Mobilis, Invicta, Waterbury Watch Co.

Ситуация начала меняться лишь в конце 20 века. Впервые за почти 200 лет в конструкцию турбийона стали вносить из-менения. С учетом современных возможностей компьютерного проектирования и автоматизированного изготовления деталей механизмов появились конструкции, практически неосуществимые раньше.

Устройство и виды турбийонов

Турбийон состоит из баланса, анкерной вилки и анкерного колеса, расположенных на специальной вращающейся площадке — каретке. Триб анкерного колеса вращается вокруг намертво закрепленного на платине секундного колеса, заставляя все устройство вращаться вокруг своей оси. При этом на каретке закреплено намертво колесо или триб, с помощью которого передается энергия от пружины к балансу, а также вращение каретки через колесную передачу превращается во вращение стрелок. Несмотря на то, что сам Бреге турбийоном называл лишь конструкцию, в которой геометрические центры каретки и баланса совпадали, сейчас турбийонами также называют и конструкции, в которых ось баланса смещена ближе к краю каретки (например в Blancpain или в китайском турбийоне).

Наиболее известны два типа турбийона, различаемых по типу каретки: традиционный и парящий. У первого каретка закрепляется в механизме с двух сторон — она имеет оси сверху и снизу. Недостатком (или особенностью) данной конструкции является наличие перекладины (моста) над кареткой, немного загораживающей обзор последней. Для устранения этой особенности создали турбийон с кареткой, закрепленной с одной стороны. Теперь сверху ничто не мешает любоваться этим великолепным устройством. Однако такая конструкция стала несколько сложней, да и надежность ее немного снизилась. Закрепленный в одной точке турбийон стал более чувствителен к ударам. Как разновидность парящего турбийона можно назвать наиболее сложный в изготовлении центральный турбийон, когда каретка находится строго по центру циферблата. Такими моделями может похвастаться Omega и Beat Haldimann H1 Flying Central Tourbillon.

Особенность турбийона вращаться раз в минуту делает его удобным для использования вместо секундной стрелки. При этом в традиционном турбийоне стрелка крепится к продолжению оси каретки, а в парящем турбийоне верхняя часть сделана в виде секундного указателя. В настоящее время модно верхнюю часть каретки украшать драгоценными камнями. Такие модели можно встретить у Zenith и Van Der Bauvede.

По скорости вращения каретки турбийоны делятся на карусельные, минутные и полуминутные. Наиболее распростра-ненными и сложными считаются минутные турбийоны. Однако для их создания требуется высочайшая квалификация. Именно поэтому лишь наиболее сильные производители способны включить в модельный ряд часы с турбийоном. До сих пор лишь несколько мануфактур способны изготавливать свои механизмы. Поэтому часы выпускаются лишь не-большими лимитированными сериями. Наиболее сильными считаются мануфактуры Breguet, Patek Philippe и Audemars Piguet. Имеют свои калибры компании Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, A. Lange&Sohne, Nouvelle Lemania, Girard Perregaux, Piaget, Ulysse Nardin и некоторые другие производители. Многие именитые компании все же не в силах сами разработать турбийон, поэтому они обращаются за помощью в специальные ателье или к независимым часовым мастерам. Остальные довольствуются переделкой чужих калибров.

Тридцатисекундный турбийон пока представила лишь компания Parmigiani.

Тенденции в развитии турбийонов

Если раньше турбийон был весьма дорогим и престижным устройством, то в последнее время наметилась тенденция к уменьшению стоимости часов с турбийоном. Большую лепту в это вложила компания Progress (ныне STT), сделавшая турбийон чуть ли не массовым продуктом. Стоимость часов на базе этого весьма неплохого механизма стала начинаться от 16 тысяч евро. Следующим шагом стало представление в 2000 году на Гонконгской выставке китайского турбийона. Сейчас часы на базе этого неплохого, хоть и сыроватого механизма можно приобрести за сумму от одной тысячи долларов США.

Очень долгое время часы с турбийоном были только с ручным заводом. Только в 1986 году компания Audemars Piguet выпустила калибр с автоматическим заводом. Пятью годами позже появилась версия с индикатором запаса хода. В наши дни все чаще появляются часы, сочетающие различные компликации, например: турбийон, сплит-хронограф и минутный репетир.

В настоящее время также выпускаются модификации турбийонов. Наиболее интересными из них можно назвать турбийон, вращающийся в трех плоскостях, и резонансный турбийон. Первый создан для наручных часов, в которых сами часы могут находиться в любом положении. Турбийон состоит из двух кареток — одна в другой. Внутренняя каретка традиционной конструкции, а наружная каретка позволяет первой каретке вращаться в перпендикулярной плоскости. В 2003 году такую модель представила компания Frank Muller. Появилась такая модель и у Jaeger LeCoultre.

Компания Patek Philippe выпустила уникальную модель часов с турбийоном и десятидневным резервом хода. При разработке калибра сама компания ставила акцент на то, что турбийон является не украшением, а именно устройством, повышающим точность хода. Поэтому турбийон скромно скрыт под циферблатом. Посмотреть на него можно лишь через заднюю крышку.

Резонансные турбийоны наиболее сложны в изготовлении и обычно состоят из двух и более кареток с балансовыми регуляторами, расположенными на одной общей вращающейся платформе. При работе несколько балансов входят в резонанс, делая ход часов более стабильным. Изготовление и настройка таких часов требуют очень высокой квалификации, весьма дорогое по себестоимости, поэтому такие часы изготавливаются весьма небольшими сериями. Такие часы можно встретить в коллекциях Antoine Preziuso, Beat Haldimann…

Часы с турбийоном обычно не заявляются как сертифицированные хронометры, однако их точность укладывается в допуск +6 — 4 сек в сутки, что весьма неплохо для механических часов, но все же значительно хуже, чем точность даже простых кварцевых часов.
























Напомню вам еще что нибудь интересного из мира техники: вот например Робот возрастом в 250 лет работает и сейчас, а вот кто знает, что был Летающий паровоз, ну и вспомните еще про Самый большой автомобильный кран в мире


Обычные часы распечатывали на 3D принтерах не раз и не два. Но вот часы с турбийоном никто еще не печатал, до настоящего момента. Что такое турбийон?


Да, пружину длиной 2 метра тоже напечатали на принтере, и это было бы невозможным без специальной настройки устройства. Для создания такой пружины необходимо выбрать настройку ‘combing’ или ‘avoid crossing perimeters’.

Если у вас есть время, можно посмотреть видео продолжительностью примерно в полчаса. Здесь показаны все особенности таких часов, так что посмотреть есть на что.

Если времени нет, то можно изучить сокращенный вариант видео:

Ну и еще немного, здесь ускоренно показана сборка часиков:

Кстати, конструкция этих часов, по словам автора, аналогична конструкции карманных часов. Но результат получился несколько более крупным, чем обычные карманные часы. Так что нужен либо большой карман, либо часы меньшего размера, чтобы они в этом кармане поместились. Но цепочка уже есть — автор ее тоже распечатал.

Читайте также: