Тумран своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Туманообразование для ландшафтного дизайна и садоводства

Для ландшафтного дизайнера система туманообразования – возможность необычного украшения сада. Но для садовода важнее создание оптимального микроклимата в теплице или месте отдыха.

Система туманообразования основана на подаче воды под давлением через специальные форсунки. Минимальное отверстие форсунки 0,2-0,6 мм. Чем меньше диаметр сопла, тем более плотное облако тумана образуется. Размер микрочастиц воды от 3 до 7 микрон

Область применения и решаемые задачи:

В теплице

  • С помощью генератора тумана поддерживается уровень влажности. Огородник, включая систему, регулирует понижение температуры воздуха. Именно это создает оптимальный для растений микроклимат. Чем выше влажность, тем ниже температура.
  • Через систему увлажнения можно подать раствор микро и макро удобрений для листовой подкормки растений. Следовательно, это будет благоприятно для роста и развития.
  • При необходимости, в систему подаются растворы фунгицидов и инсектицидов. Это защитит посадки от болезней и вредителей. При этом гарантировано равномерное распределение препаратов.

туманообразование и ландшафт

В саду и на террасе

  • Для очистки воздуха от частиц пыли.
  • Охлаждения воздуха в жару.
  • Кроме этого, во влажном воздухе насекомым сложно передвигаться: крылья намокают. Следовательно, вы сможете отдыхать на открытой террасе, но комары и москиты не смогут вам помешать.
  • При культивации грибов, в частности вёшенки. Для увлажнении воздуха не будет нужды опрыскивать мицелий.
  • Создание туманного облака на альпийских горках и у искусственных водоемах. Замечено, что цветы, выращенные с использованием искусственного тумана, имеют более яркую окраску.

Цветы и туманообразование

Внимание! Наибольший эффект достигается при температуре 30-40˚С. А именно превышение +30˚С губительно сказывается на жизнеспособности пыльцы овощных культур. Следовательно, туман увеличит образование плодов.

Система туманообразования своими руками

туман в теплице

Система туманообразования высокого давления

При давлении в системе 20 бар возможно получить полноценное туманное облако с микрочастицами воды в 3-5 микрон.

Расходные материалы

Итак, для сооружения конструкции с использованием высокого давления вам необходимы:

  • медная или алюминиевая, но ни в коем случае ни железная или пластиковая, трубка диаметром от 4 до 6 мм и длиной, соответствующей размерам вашей теплицы;
  • кран для регулировки давления;
  • тройники – фитинги, для стандартной теплицы вам понадобится 35-40 штук;
  • угловые фитинги;
  • для каждого фитинга приобрести форсунки, продающиеся в любом хозяйственном магазине;
  • водяной фильтр тонкой очистки;
  • насос;
  • контроллер-таймер включения подачи воды.

Монтаж системы

После покупки вышеперечисленных материалов приступаете непосредственно к сборке. Теперь все зависит от вашей фантазии, но можно придерживаться следующего алгоритма:

Важно! Какая бы ни была чистая вода в водопроводе, колодце или Артезиане, фильтр установить нужно обязательно. Иначе форсунки забьются и быстро выйдут из строя.

Системы с использованием высокого давления дают тончайшее туманное облако. Оно эффектно смотрится в садовом дизайне. Используется в промышленных тепличных комплексах. Но даже изготовленное своими руками оборудование обойдется в довольно круглую сумму из-за дороговизны комплектующих.

Может быть, вас заинтересует система капельного полива? Более подробную информацию о такой системе вы сможете получить из статьи моего коллеги, нажав вот на эту ссылку.

Система туманообразования низкого давления

В разы дешевле стоит смонтированная своими руками система туманообразования с использованием низкого давления. Микрочастицы воды, конечно, будут крупнее, 7-10 микрон. Следовательно, это скорее водяная пыль, но для использования в небольших теплицах вполне подойдет.

Необходимые материалы и комплектующие:

  • Контроллер, позволяющий включать подачу воды на короткое время, буквально, на несколько секунд, до четверти минуты.

Контроллер туманообразования

  • Насосная станция для подачи воды в систему с ресивером. Потому, что обычный насос просто может не выдержать частых включений-выключений.

насос

фильтр

  • Полиэтиленовая водопроводная труба или слепая капельная ПВХ лента.

Распылительное сопло на трубе

Фитинг на туманообразователь

Сопла на туманообразование

Распылительные сопла низкого давления из нержавеющей стали. Диаметр распылителя 0,2-0,6 мм. Диаметр подключения к разъему метиза 6 мм. Давление от 5 до 20 бар. Имеется противокапельный клапан. Таким образом, при выключении насоса, вода из трубы подачи не каплет через сопло.

Порядок работы аналогичен сборке системы высокого давления.

Нельзя сказать, что организация туманообразования – легко выполнимая задача. Но, при наличии мало-мальских технических знаний и навыков, вполне выполнима.

Люблю узнавать что-то новое, общаться с людьми.Ведь каждый человек - это целый мир. В статьи вкладываю свои знания и мысли. Надеюсь, что мои статьи будут полезны. Очень хотела бы узнать мнение читателей по темам публикаций. Возможно, у кого-то другая точка зрения.

Об искусственном туманообразовании слышу впервые в жизни. Но, прочитав статью, понял, что штука это нужная. Так что садоводам и огородникам об этом стоит задуматься, мне кажется!

Установила систему туманообразования высокого давления Туман Про в зимний сад. Очень выручает, проблем с влажностью нет, говорят летом еще и температуру понижает. Рекомендую.

За зиму соберу полноценные установки в теплицу и для террасы. На Али выписывал детали. Сделал небольшую, пробную. На террасу. От пыли спасает на раз-два-три. Да и прохлада. Но летом нас особенно мучает пыль. Даже сплошные зеленые изгороди не спасают. А туман сразу осаживает и дышать легче

Ник, Вы прямо на террасе планируете использовать? Но наверное у вас ветров нет. Думаю, что туман поможет, если штиль. А у нас ветер не прекращается, весь туман моментально унесет. Или есть какие-то хитрости?

Еще в прошлом году сделал систему туманообразования низкого давления в теплицу. И использовал её для спасения от жары. А в этом году прямо с началом сезона в воду стал добавлять по мере необходимости растворы удобрений в хелатной форме. Боюсь сглазить, но так роскошно растения в теплице не выглядели никогда.Через туман обработал томаты борной кислотой. Заливал хорошо фильтрованный зольный раствор. Огурцы начали плодоносить в неотапливаемой теплице уже в апреле. У соседа такая же теплица и сажал примерно в те же сроки, плодоношение наступило на 2 недели позже. А помидорные кусты унизаны кистями томатов. Пока не зреют, но нет даже намека на заболевания.

Варган, тумран, комус . - это всё названия самого древнего самозвучащего язычкового музыкального инструмента. В той или иной модификации варган встречается в древних культурах большинства народов мира.


Об этом свидетельствует широкий ареал его распространения: от Алтая до Америки, от джунглей Камбоджи до Англии, где им до сих пор пользуются для исполнения своих обрядов и песнопений, кельтские ведуны и ведуньи. Звукоподражательный характер звучания варгана отражается внекоторых его местных названиях.

По всему миру варган имеет около сорока разных наименований.

В Японии варган называют муккури, марчанг в Индии, занбуранг в Иране, дрымба в Украине и Белоруссии, дамбрялис в Литве, мунхарпа в Норвегии, коусян в Китае, дан мои во Въетнаме, маультроммель в Австрии и Германии, марранцано в Италии, шанкобыз в Казахстане, доромб в Венгрии, ооз—комуз в Киргизии, варгас в Латвии, чанг—кобус в Таджикистане, кобыс в Туркмении, темир-чанг в Узбекистане, кубинг в Филиппинах, пармупиллъ в Эстонии, гаошань в Тайване, дромбула в Сербии, генггонг в Индонезии, мондхарп в Нидерландах, друмли в Словении, гимбард во Франции, брумли в Чехии.

Наиболее употребляемые названия варгана: комус (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России), шон-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии).

Вывод: в той или иной модификации варган встречается в древних культурах большинства народов мира.

Об этом свидетельствует широкий ареал его распространения: от Алтая до Америки, от джунглей Камбоджи до Англии.

Звукоподражательный характер звучания варгана отражается в некоторых его местных названиях.

По всему миру варган имеет около сорока разных наименований.

География распространения варгана по России и миру

У народов амуро-сахалинского региона они тоже сосуществуют, но функционально разделены: пластинчатый в обрядах используют женщины, а дуговой – мужчины. Переход к металлической конструкции мог произойти в Северной Индии. Европейские графические источники XIII века позволяют сделать вывод, что варган дугового типа попал на запад уже в готовом виде. Распространение могло идти через Великий шёлковый путь, пути индо-римской торговли или во время нашествия гуннов в IV веке.

Самый древний дуговой варган найден в Японии и Швеции, их возраст составляет 900-700 лет.

Варган в Европе чаще всего служил ансамблевым инструментом. До XIX века этот инструмент был популярен, особенно в Германии и Австрии, где было организовано его массовое производство.

Возникновение варгана не обусловлено конкретными географическими условиями и его изобретение и развитие, вероятно, происходило независимо в разных регионах. В различных частях мира у разных народов варган имел различное применение: от шаманских ритуалов до филармонических концертов.

Наиболее древняя археологическая находка в древнерусской культуре, дуговой варган, датируется 10 веком и была обнаружена в Молдавии. Известны и другие древние инструменты 12-13 веков (Черниговская земля, Полоцкая и Новгородская).

Можно предположить, что появление инструмента у восточнославянских племен могло быть заимствованием варгана у финно-угорских народов. На Урале пластинчатые варганы из кости, рога, меди и бронзы были известны уже с начала первого тысячелетия и известно около сорока соответствующих археологических находок в Удмуртской Республике, Пермском крае и соседних регионах.

Мировым центром варганной музыки сейчас является республика Саха (Якутия), где хомус считается национальным инструментом на государственном уровне.

Якутск по праву стал центром варганной музыки. В 1990 году в Якутске открылся Музей хомуса (варгана) народов мира – единственный в мире специализированный музей.

С момента открытия Музея собрано всего 1475 варганов из 47 стран мира. Основной фонд музея составляет 8674 единиц хранения.

Вывод: первые пластинчатые варганы возникли в Юго-Восточной Азии около 5 тыс. лет назад и далее распространились по Океании до Австралии, по Дальнему Востоку, Сибири и Средней Азии.

Самый древний дуговой варган найден в Японии и Швеции, их возраст составляет 900-700 лет.

На Урале варганы были известны уже с начала первого тысячелетия и известно около сорока соответствующих археологических находок в Удмуртской Республике, Пермском крае и соседних регионах. Мировым центром варганной музыки сейчас является республика Саха (Якутия).

Появление варгана у народов ханты и манси


Варган волшебный и таинственный музыкальный инструмент, который северные народы наделяли способностью перемещать играющего в другой мир.

У народов ханты и манси, сумевших сохранить свои традиции, а вместе с ними и музыкальные инструменты, которых было почти 27 видов, музыкальные инструменты просто музыкальными и не были.

Варган у хантов и манси имел несколько названий - томра, тамрэ, тумран, а также домра, был повсеместно распространен, означал музыкальный инструмент, на котором играют губами.

Варганы у народов ханты делались из костей, либо из дерева. Форма деревянного угорского инструмента типична для аналогичных по материалу варганов у других народов Западной Сибири - кетов, селькупов, эвенков. Он представлял собой узкую пластинку до 10-15 см длиной, с прорезанным внутри тонким язычком и привязанной к его основанию жильной ниткой.

Голос у тумрана – магический и завораживающий, поэтому ханты и манси считают, что он отгоняет злых духов и излечивает больных. Слабый тихий, почти не слышный звук ограничивают репертуар тумрана короткими танцевальными мелодиями, традиционными наигрышами и напевами.

Вывод:варган - волшебный и таинственный музыкальный инструмент, который северные народы наделяли способностью перемещать играющего в другой мир.

На варгане играли преимущественно женщины, но изготовителями всегда были мужчины. У хантов это был инструмент сугубо индивидуальный. Варган — тумран — считается инструментом, способным передать любые человеческие чувства.

• Побуждать детей активно мыслить, давать ответы на поставленные вопросы.

• Формировать умение выразительно исполнять выученную песню.

• Развивать чувство ритма.

• Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах.

• Воспитать интерес к традициям и обычаям народов ханты.

• Познакомить с движениями народного хантыйского танца.

Оборудование и атрибуты

• Бубны (по количеству детей).

• Белый мох-эмоции, рисунок оленя для рефлексии.

• Национальный инструмент народов ханты – тумран

• Прослушать народную музыку ханты.

• Разучить песню на хантыйском языке.

• Разучите танцевальные движения народов ханты

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку, встают в круг

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня замечательный день, вы все красивые и весёлые, правда? Я вас приветствую в нашем музыкальном зале. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся, исполним нашу песенку-приветствие!

Дети исполняют песенку-приветствие:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята (гамма вверх)

Дети: Здравствуйте (Т35 вниз)

Здравствуй, солнце золотое (руки над головой скрестили, пальцы развели в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок (качают руками над головой)

Здравствуй, утро (правая рука в сторону)

Здравствуй, день (левая рука в сторону)

Нам здороваться не лень (поклон)

1. Разминка. Коммуникативная игра-танец

1. Мы с тобой идём по кругу (идут по кругу)

Раз-два-три (ударяют в ладоши перед собой)

Улыбаемся друг другу. Раз-два-три.

Ах, как весело у нас, Раз-два-три.

Мы с тобой пустились в пляс, Раз-два-три.

Припев(2 раза):

Шагаем назад (приставной шаг назад)

Шагаем вперед (приставной шаг вперёд)

А теперь на месте поворот (кружатся, руки на поясе)

2. Скачем мы с тобой по кругу (боковой галоп по кругу)

Раз-два-три (хлопки)

Улыбаемся друг другу. Раз-два-три.

Ах, как весело у нас, Раз-два-три.

Мы с тобой пустились в пляс, Раз-два-три.

Звучит хантыйская народная музыка – на экране видеоролик с изображением народов ханты в национальной одежде.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы знаете, какому народу принадлежит эта музыка?

Дети: Это музыка народов севера – ханты и манси.

3. Музыкально-ритмические движения

Музыкальный руководитель: А как передвигаются народы ханты?

Музыкальный руководитель: Олень кормит ханты, одевает их и даже является их транспортным средством. Очень важное животное. Вот и мы с вами отправимся в путь на оленях. Дорога наша будет непростая. Ведь жизнь в лоне суровой природы для ханты была крайне сложна. Поэтому в пути нам всем нужно быть очень внимательными.

Музыкальный руководитель: Вот и первая преграда нам встретилась на пути. Посмотрите, какой сильный ветер со снегом! Настоящая буря!

Голос вьюги: Я – стихия воздуха, вьюга! Люди всегда меня боялись и преклонялись предо мной! Куда вы путь держите в моём бескрайнем холодном царстве снега и ветра?

Музыкальный руководитель: Здравствуй, вьюга! (Дети здороваются с поклоном.) Мы отправились узнать, что же такое тумран. Вьюга, подскажи, пожалуйста, где нам его искать?

Музыкальный руководитель: Ребята, народы ханты с помощью танца пытались общаться с силами природы. Они верили, что, выполнив определённые движения, стихия может утихнуть. Давайте попробуем и мы с вами выполнить движения под хантыйскую музыку.

Исходное положение: Шестая позиция, небольшой присед; руки опущены вдоль корпуса, кисти свободные.

подняться на носки;

опуститься на пяточки;

подняться на носки;

опуститься на пяточки;

На каждый счет повторяйте движения ногами

Во время работы ног руки выполняют:

1–4 раза плавное движение рук вправо в третью позицию, взгляд за руками, корпус постепенно наклонять влево;

5–8 раз плавно опустить руки, корпус выпрямить

На следующий такт движение повторяйте в другую сторону.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, а ведь вьюга стихла. Можно отправляться дальше.

Музыкальный руководитель: Ребята, перед нами стихия воды. Давайте поздороваемся с ней с поклоном, проявим своё уважение. Может быть, она нам не будет препятствовать в нашем путешествии и подскажет, где же нам искать тумран. (Дети здороваются с поклоном.)

Голос воды: Здравствуйте, ребята! Я река – холодная и быстротечная. Ханты поклонялись стихии воды и считали меня своей защитницей. Ведь лишь от меня зависела удача в рыбном промысле. А вы кто такие? Куда путь держите?

Музыкальный руководитель: Здравствуй, вода! Мы отправились узнать, что же такое тумран. Подскажи, пожалуйста, где нам его найти?

Голос воды: Подскажу, только если исполните мою просьбу. Народы ханты очень бережно относятся ко мне, ведь я – основа жизни на Земле. Они поют песни, чтобы задобрить меня. А вы можете спеть мне свою любимую песню?

Музыкальный руководитель: Ну что, ребята, споём песню, которую мы знаем?

5. Дети исполняют песню о весне

Музыкальный руководитель: Спасибо, ребята! А давайте попробуем спеть на хантыйском языке?

6. Дети исполняют фрагмент хантыйской песни

Музыкальный руководитель: Очень мне понравилась песня ваша. Дам подсказку. Нам поможет тот, кто сильнее всего и страшнее всего, и все его любят. Ну что ж, вижу вы знаете, что это огонь. А вот и он.

Голос огня: Здравствуйте, ребята! Местные жители меня очень почитают, преклоняются предо мной.Со мной нельзя обращаться небрежно: нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – всё это оскорбляет меня или причиняет боль. За непочтительное отношение я могу и наказать пожаром. А вас что привело в наши земли?

Музыкальный руководитель: Что ты, огонь! У нас ребята очень аккуратные и вежливые. А привело нас вот что. Мы ищем тумран. Может быть, ты нам расскажешь, что это такое?

Голос огня: Отчего не рассказать – расскажу. Только сначала, гости дорогие, присаживайтесь, погрейтесь.

Дети садятся перед экраном.

Голос огня: Сидя около очага, женщины всегда занимаются своими домашними делами и передают свой опыт подрастающим дочерям, мастерят куклы-обереги. А когда придёт вечер, рассказывают сказки, играют на музыкальных инструментах. А вы для меня сыграете?

Музыкальный руководитель: Конечно, наши ребята умеют играть на музыкальных инструментах. Ребята, исполним югорские мотивы на бубнах?

Игра на музыкальных инструментах.

Голос огня: Какие молодцы! У народов ханты тоже есть бубен. С помощью этого инструмента изгоняли злых духов и болезни. Вы спрашивали, что такое тумран? Это тоже музыкальный инструмент народов ханты. На нём играли, всё худое изгоняли, всем добрым руководили. А я с вами прощаюсь, ПА ЙАМ ВОЗЭМ, до свидания.

Музыкальный руководитель: Ребята, так что же такое тумран?

Дети: Хантыйский народный музыкальный инструмент.

Музыкальный руководитель: Да вот же тумран. Посмотрите! (Дети рассматривают слайд.) Послушайте, как он звучит.

Ребята, с инструментом познакомились, пора и в путь-дорогу собираться, обратно в детский сад.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот и завершается наше путешествие. А сейчас мы с вами подойдём к волшебному холсту. В чём его волшебство, вы сейчас увидите. Я вам буду задавать вопросы, вы на них правильно отвечайте, а я буду закрашивать часть этого волшебного холста. Посмотрим, что у нас с вами получится.

На ватмане свечкой нарисован олень. Постепенно, на каждый правильный ответ детей закрашивается разведённой в воде гуашью часть рисунка.

1. Каким трём стихиям поклонялись ханты? (Воздух, вода и огонь.)

2. Как ханты боролись со стихией воздуха? (Они выполняли танцевальные движения.)

3. За что почитали стихию воды? (Основа жизни на Земле, защитница, от неё зависел улов.)

4. Какие запреты, связанные с огнём, вы запомнили?

5. Назовите хантыйский музыкальный инструмент. (Тумран)

На волшебном холсте появляется рисунок оленя.

Музыкальный руководитель: А что значит олень для ханты? (Еда, одежда, транспортное средство.)

Вот какие вы молодцы! Давайте мы все вместе угостим оленя.Вот перед вами олений мох разного цвета: белого, голубого и зелёного:

• мох белого цвета, если на занятии у вас всё получилось, вам всё понравилось, и вы уходите с хорошим настроением;

• мох голубого цвета, если что-то не получилось на занятии, что-то не понравилось;

• мох зелёного цвета, если у вас ничего не получилось, занятие вам не понравилось и из-за этого испортилось настроение.

Дети под музыку выходят из зала.

Несмотря на то, что на варгане играли преимущественно женщины, изготавливали их мужчины.

В наши дни известен один мастер, изготавливающий тумран, - Яков Тарлин.

Степень изученности

Первым варган у хантов описал финский этнограф У. Сирелиус, побывавший у них в начале XX в. Он упоминает его под названием tomraa. Бытование инструмента в культуре хантов и манси специально не изучалось. Мы будем благодарны за любую предоставленную информацию.

Бытование в культуре

Специфические приёмы

Музыкальные примеры

Археология/история

Археологическая коллекция варганов из Севеврного Приуралье, датируемая XI-XV вв., относится к месту распространения южных манси. Варганы изготовлены из металла.

Дополнительные материалы

О тумране рассказывает мастер Яков Тарлин

Изготовлении хантыйского тумрана демонстрирует мастер Яков Тарлин, см. с 1:22

Источники

Алексеенко 1988 - Алексеенко Е. А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири. / Сборник МАЭ, т. 42. Материальная и духовная культура народов Западной Сибири. М., 1988

Соколова 2009 - Соколова З.П. Ханты и манси. Взгляд из XXI века. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М. : Наука, 2009 . с. 495-503

Читайте также: