Триз педагогика как сделать уроки яркими интересными и продуктивными

Обновлено: 08.07.2024

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) занимает ведущее место среди инновационных технологий обучения детей творчеству. В данной статье привожу некоторые приемы и методы развития творческого воображения и мышления с использованием элементов ТРИЗ.

Содержимое разработки

ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Использования в школе методики ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное - формируется стиль мышления, направленный на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки, восприятие жизни как динамического пространства открытых заданий - что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.

К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: творческими способностями обладает каждый (изобретать могут все); творчества, как и любой деятельности, можно научиться; особое место в обучении занимает курс Развития Творческого Воображения, предназначенный для преодоления стереотипов мышления, выработку умений работать с нетривиальными идеями
В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) методики и технологии, которые способствуют развитию творческого воображения (РТВ);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабанова Ирина Александровна

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста, всестороннего развития личности, что может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Для достижения этих целей эффективно использовать ТРИЗ-педагогику , способную развивать у обучающихся способности к индивидуальной ориентации в профессиональном поле, умению работать с информацией; выстраивать собственную траекторию познания.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабанова Ирина Александровна

Принципы формирования содержания творческого образования школьников начальной, основной и средней образовательной ступени на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Акмеологическое развитие педагога: теоретический анализ возможности теории решения изобретательских задач

Modern social and economic conditions make new demands to preparation of the competitive expert, a full development of the personality that can be considered as the highest result in any pedagogical technology. For achievement of these purposes effectively to use the theory of the solution of the inventive tasks, capable to develop at being trained in ability to individual orientation in a professional field, to ability to work with information; to build own trajectory of knowledge.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

экономические условия предъявляют новые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста, всестороннего развития личности, что может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Для достижения этих целей эффективно использовать ТРИЗ-педагогику, способную развивать у обучающихся способности к индивидуальной ориентации в профессиональном поле, умению работать с информацией; выстраивать собственную траекторию познания.

Modern social and economic conditions make new demands to preparation of the competitive expert, a full development of the personality that can be considered as the highest result in any pedagogical technology. For achievement of these purposes effectively to use the theory of the solution of the inventive tasks, capable to develop at being trained in ability to individual orientation in a professional field, to ability to work with information; to build own trajectory of knowledge.

На пороге XXI века образование в России претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения серьезно затрагивают цели и стратегические направления образования, что, в свою очередь, приводит к необходимости перестраивать структуру образования, менять технологии и методики обучения в подготовке транспрофессионалов. В переходные, кризисные периоды развития общества возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для периода профессионального становления.

Содержание учебной деятельности будущего специалиста определяется не только логикой науки, но и моделью будущей профессиональной деятельности, что придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Содержание обучения проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет деятельности профессиональной.

При обучении специальным и общепрофессиональным дисциплинам необходимо использовать репродуктивные творческие методы обучения и воспитания, находить средства, повышающие познавательную и профессионально - ориентированную активность студентов. В этом контексте применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т.е. российской, а еще точнее советской) школы Г.С. Альтшуллера [2].

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятель-

ности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач, согласованных с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синек-тика, морфологический анализ, метод фокальных объектов [8].

ТРИЗ учит мыслить системно, понимать происходящие вокруг процессы, решать возникающие проблемы, поэтому перспективная цель ТРИЗ-педагогики - подготовить обучающегося жить и реализовывать себя в профессиональном плане в динамично изменяющемся мире [8].

ТРИЗ-педагогика решает целый ряд задач современного образования, которые другие инновационные системы часто решают по отдельности. Проблема успешности в обучении решается за счет того, что обучающиеся, решая проблемные задачи, существенно более мотивированы к получению необходимых им знаний. ТРИЗ-педагогика не просто ставит проблемы, но дает:

- конструктивные пути решения, помогая достижению успешности в их решении;

- учит понимать первопричины возникающих проблем, которые предстоит решать;

- владеть техникой работы с проблемами и задачами различного уровня сложности;

- уметь прогнозировать возможные последствия своих решений;

- формировать у обучающихся навыки самостоятельного поиска и получения нужной информации [6].

ТРИЗ-педагогика строится на основе:

- системы человеческих ценностей,

- заповедей нравственности и идей гуманизма,

- объективных Законов Развития Социальных Систем,

- предыдущего опыта педагогики, психологии, социального управления, истории развития человечества.

- Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ).

Обучающиеся могут использовать материал любой учебной программы для изучения ТРИЗ, в свою очередь применять ТРИЗ для лучшего понимания и усвоения содержания этой программы, при этом ТРИЗ изучается в интегрированном виде одновременно с другими образовательными программами [7].

Применение ТРИЗ-педагогики на уроках помогает преподавателю:

- использовать полученные обучающимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач;

- выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности каждой личности;

- развивать познавательный интерес обучающихся;

- способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.

Необходимо сформировать у обучающихся умение уходить от стереотипов - инерции

мышления, именно тогда можно найти совершенно неожиданное решение. Сначала задания достаточно простые, но и они вызывают некоторые сложности.

По мере обучения, знакомства обучающихся с методами ТРИЗ, задачи усложняются.

В террариуме зоопарка сотни ядовитых змей. Однажды понадобилось длину каждой из них. Как быть?

Ошибка многих обучающихся при поиске решения на поставленную задачу состоит в том, что они пытаются находить их бессистемно, подготовленные с методикой ТРИЗ-педагогики знают, что необходимо выделить объекты и определить все их признаки, тогда решение задачи находиться практически на поверхности.

Предлагаемые задачи, как правило, решаются на основании знаний законов физики, химии, логики. Они заставляют размышлять, вытаскивать на поверхность и применять ранее полученные знания, всеобщими усилиями находить приемлемые и интересные решения.

В ящике для отходов находится стружка разных марок стали. Как разделить ее по маркам?

Перечислите устройства, в которых применяется один общий элемент, например, шар, спираль, поршень.

На заводе есть станок для резки труб. Отрезанный кусок скатывается вниз по направляющим со страшным грохотом. Как уменьшить грохот?

Найти новое применение отходам производства.

Найдите применение для использованных консервных банок, покрышек, полиэтиленовых бутылок и т.д.

Может ли вода быть строительным материалом?

Использование современных образовательных технологий дает новые возможности для всестороннего развития личности студента, для повышения качества обученности на базе отработки образовательных стандартов, развития исследовательских навыков в процессе обучения, подготовки образовательной базы для дальнейшего самообразования, обучения и трудовой деятельности [5].

Такая работа помогает проявлению интереса к обучению, специальности, способствует осуществлению межпредметных связей, повторению и закреплению полученных в процессе учебной деятельности профессионально важных знаний. Познавательная потребность становится центральным генератором познавательной активности обучающихся, на первый план выступают стремление к самоутверждению, самореализации, связанные с направленностью на удовлетворение профессиональных потребностей, устремлений и интересов.

Такой деятельностный подход при работе требует от преподавателя интенсивного межличностного взаимодействия, а именно:

- обладания личностно-профессиональным опытом;

- терпеливого выслушивания любых точек зрения студента, действительного, а не поддель-

ного интереса к его суждению;

- умения в ходе обсуждения и принятия решения свободно выражать свое мнение, не подавляя при этом окружающих;

- спокойного восприятия возможных ошибок в фактах и в логике рассуждения;

- безоценочного принятия личности студента, позволяющего воспринимать ход его мыслей, его пристрастия, чувства [1].

Если раньше говорилось об использовании преподавателем новых методов, знаний, то теперь он должен уметь преобразовать знания, соотнося их с конкретными целями, детьми, условиями. Актуализируется умение проектировать учебный процесс в условиях быстрых изменений. Это работа с достаточно высокой новизной, которая требует анализа предшествующей деятельности, выявления проблем, постановки и конкретизации новых целей, выбора эффективных способов их достижения, а также корректной оценки результатов.

Поскольку нельзя снабдить преподавателя готовыми решениями в быстро меняющемся мире, появляется необходимость в преподавателе - исследователе, преподавателе-решателе проблем [4]. ТРИЗ-педагогика становится в этом случае необходимым инструментом в решении таких задач.

1. Бабанова И.А. Педагогическое стимулирование профессионального самоопределения студентов ССУЗ технического профиля: диссертация к.п.н., Казань.- 2009.- 197с.

2. Джеус А.В. Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи. Современное научное творчество и изобретательство учащихся / А.В. Джеус, И.В. Романец, Т.В. Погребная, А.В. Козлов, О.В. Сидоркина. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 300 С.

3. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии.- Кишинев, 1988. -271 С.

4. Мурашковска И.Н. / И.Н. Мурашковска // Технологии творчества. - 2000. - №1. - С. 2026.

5. Олейник, П.Н. Методы обучения и их оптимальный выбор/П.Н. Олейник //Среднее специальное образование. - 1990. - №4 - С. 22-26.

Ключевые слова: образовательный процесс, теория решения изобретательских задач, ТРИЗ-педагогика.

Keywords: educational process, theory of the solution of inventive tasks, TSIT - pedagogics.

Цель мастер-класса: рассказать о возможностях использования приёмов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ-педагогики, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат информацию о технологии ТРИЗ, обсудят возможности её применения в процессе обучения.

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. В основе технологии ТРИЗ лежит системно-деятельностный подход, который является одним из механизмов реализации ФГОС. Применение приёмов ТРИЗ-педагогики способствует формированию универсальных учебных действий:

ТРИЗ-педагогика – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. ТРИЗ предполагает анализ разных ситуаций, разрешение противоречий, поиск оптимального решения, воспитание нравственности, стремление к самосовершенствованию, способствует развитию нестандартного мышления. Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г.С. Альтшуллеру. Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 – 24.09.1998) (псевдоним – Генрих Альтов) – автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач – теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), ученый, изобретатель, писатель.

Урок литературного чтения. В учебнике есть закладка, откройте учебники на нужной странице. Прочитайте сказку. Назовите главных героев сказки. Когда вы отправляетесь в путешествие на поезде, что вас просит предъявить проводник перед посадкой в вагон? (паспорт) А зачем? Вот и мы с вами сейчас попробуем создать паспорт одного из героев сказки. Что нам в этом поможет? (текст и рисунки) Предположите, зачем нашим героям паспорт? (ответы участников). Работаем в группе, помним о правилах работы в группе. Как показываем готовность? (домиком). 1 группа составляет паспорт лисы, а 2 группа – волка. При составлении паспорта вам помогут опорные слова. Время работы – 2 минуты. Озвучьте паспорт своего героя (ответы участников).

Паспорт 1. Имя – Лисичка-сестричка. Создатель – русский народ. Прописка – лес. Внешний вид – рыжая, пушистая, небольшая. Впервые встречается – на лесной дороге. Личные качества – хитрая, злая, любопытная, умная, изворотливая. Заветное желание – полакомиться рыбкой.

А мы продолжаем работать со сказкой. Скажите, вы знаете, сколько рыбы утащила лиса у старика? А я знаю. Хотите узнать, сколько? Попробуйте отгадать! Вы должны задать мне как можно больше вопросов – это главное правило, само число не называем – это второе правило, и третье правило – на ваши вопросы я могу отвечать только да или нет. Работаем в группе – один вопрос задаёт 1 группа, второй – 2 группа (вопросы участников). Ведущим задумано число 5. Вопросы: Это число больше 6? Это число меньше 6? Это число больше 3? Это число больше 3 на 1? Это число меньше числа 6 на 1?

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Детский возраст – период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде. Но не у всех детей.

Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

Чтобы стимулировать творческую активность детей, я использую следующие методы и приёмы:

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:

  • как не намокнуть под дождем;
  • как мышам достать сыр из-под носа кота;
  • как выгнать лису из зайкиной избушки;
  • как потушить пожар, если в доме нет воды;
  • как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
  • как оставить кусочек лета в зиму.

Самое главное правило мозгового штурма:

1.) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

4) чужие идеи можно улучшать.

Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

2. Синектика

Это так называемый метод аналогий или эмпатия:

а) личностная аналогия (эмпатия ). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

— дерево в лесу у которого обламывают ветки;

— лиса которой не удалось поймать зайца;

— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, счастливую собаку;

б) прямая аналогия . Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, сосулька – карандаш, нож, ручка, клюв, нос и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. Очень хорошо использовать небольшие стихи. Например: На свете все похоже:

Змея – на ремешок из кожи;

Луна – на круглый глаз…

Журавль – на тощий кран подъёмный;

Кот полосатый – на пижаму;

в) фантастическая аналогия . Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3. Морфологический анализ или кольца Луллия

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Например, изобретаем новый стул. На одном круге отложены возможные формы, на другом– возможный материал, из которого он может быть сделан( дерев. железн. стекл. п ластм.),

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул – для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул – для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т. д.)

Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер и т. д.).

4. Метод каталога .

Данный метод позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря

Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

— наличие положительного и отрицательного героев;

— зло, причинённое отрицательным героем;

— борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

О ком сочиняем сказку?

Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

С кем он дружил?

Кто им мешал? Каким образом?

Как добрый герой боролся со злом?

Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

2. И был он какой.

3. Умел делать что.

4. Делал он это, потому что…

5. Но в это время жила-была…

7. Однажды между ними случилось…

9. Сделала она это, чтобы… и т. д.

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета

5. Данетка или Да — нет

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

6. Метод фантазировани я

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение – увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление – объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) замедление – ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве;

д) оживление неживых объектов и наоборот: Буратино– живое дерево; Снегурочка – живой снег; Колобок – живое тесто и т. д.. Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название. В данном очень хорошо использовать оживлялку приготовленную своими руками (вырезать из полиэтилена круг с ручками, ножками, нарисовать глазки, ротик вот оживлялка и готова), с помощью ее можно оживлять дома, деревья и т.д.

7. Системный оператор

Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность(транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу.

Например: Игрушка (кукла)

прошлое настоящее будущее

Разнообразие материалов для изготовления игрушки

Фабрика игрушек, народные промыслы

Магазин игрушек, театр кукол, в детском саду и т. д.

Материал для изготовления

На втором этапе: Закончи пословицу (Знай больше, а говори… (меньше), Не бойся врага умного, бойся друга… (глупого), Ученье свет, а не ученье…(тьма) и т.д.

На третьем этапе: карандаш пишет-резинка стирает и т.д.

При знакомстве детей с разными объектами, использую метод маленьких человечков (М.М.Ч.). Данный метод позволяет более глубже узнать строение живых и неживых объектов. Например: при моделировании кошки дети используют твердого, жидкого и газообразного человечка, после чего объясняют почему они использовали данных человечков, а не одних твердых или жидких. На прогулке очень хорошо использовать данный приём во время наблюдения за птицами, деревьями и т.д.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения мои дети находят выход из сложной ситуации. В группе создана ТРИЗ игротека, в которой находятся дидактические игры, пособия и оборудование. Дети имеют возможность использовать данное пособие в самостоятельной деятельности.

Формы работы

В своей работе использую разнообразные формы работы. Это и совместная исследовательская деятельность с детьми и досуг, квесты, проект.

А летом ребята с удовольствием принимали участие в квесте, решали логические задания от сказочного персонажа Карлсона, вместе с ним определяли части дерева, классифицировали овощи на огороде, решали задачу ‒ как полить огород имея воду и полиэтиленовый пакет (проколоть в пакете несколько маленьких дырочек) и нашли чудо конфету – подарок от Маленьких Человечков.

Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей. Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям свободно общаться. И я хочу еще раз сказать , что дети действительно развиваются творчески. Это доказывает их успеваемость, общительность в школе. Учителя очень хорошо отзываются об успехах детей, ведь школьная программа требует от детей развития мышления, воображения, а самое главное развитие творчества, где я могу сказать, что у моих детей в основном у всех с этим все в порядке, они не стесняются, говорят все что думают, а самое главное умеют рассуждать.

У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Детский возраст – период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде. Но не у всех детей.

Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

Чтобы стимулировать творческую активность детей, я использую следующие методы и приёмы:

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:

  • как не намокнуть под дождем;
  • как мышам достать сыр из-под носа кота;
  • как выгнать лису из зайкиной избушки;
  • как потушить пожар, если в доме нет воды;
  • как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
  • как оставить кусочек лета в зиму.

Самое главное правило мозгового штурма:

1.) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

4) чужие идеи можно улучшать.

Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

2. Синектика

Это так называемый метод аналогий или эмпатия:

а) личностная аналогия (эмпатия ). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

— дерево в лесу у которого обламывают ветки;

— лиса которой не удалось поймать зайца;

— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, счастливую собаку;

б) прямая аналогия . Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, сосулька – карандаш, нож, ручка, клюв, нос и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. Очень хорошо использовать небольшие стихи. Например: На свете все похоже:

Змея – на ремешок из кожи;

Луна – на круглый глаз…

Журавль – на тощий кран подъёмный;

Кот полосатый – на пижаму;

в) фантастическая аналогия . Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3. Морфологический анализ или кольца Луллия

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Например, изобретаем новый стул. На одном круге отложены возможные формы, на другом– возможный материал, из которого он может быть сделан( дерев. железн. стекл. п ластм.),

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул – для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул – для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т. д.)

Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер и т. д.).

4. Метод каталога .

Данный метод позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря

Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

— наличие положительного и отрицательного героев;

— зло, причинённое отрицательным героем;

— борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

О ком сочиняем сказку?

Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

С кем он дружил?

Кто им мешал? Каким образом?

Как добрый герой боролся со злом?

Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

2. И был он какой.

3. Умел делать что.

4. Делал он это, потому что…

5. Но в это время жила-была…

7. Однажды между ними случилось…

9. Сделала она это, чтобы… и т. д.

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета

5. Данетка или Да — нет

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

6. Метод фантазировани я

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение – увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление – объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) замедление – ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве;

д) оживление неживых объектов и наоборот: Буратино– живое дерево; Снегурочка – живой снег; Колобок – живое тесто и т. д.. Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название. В данном очень хорошо использовать оживлялку приготовленную своими руками (вырезать из полиэтилена круг с ручками, ножками, нарисовать глазки, ротик вот оживлялка и готова), с помощью ее можно оживлять дома, деревья и т.д.

7. Системный оператор

Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность(транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу.

Например: Игрушка (кукла)

прошлое настоящее будущее

Разнообразие материалов для изготовления игрушки

Фабрика игрушек, народные промыслы

Магазин игрушек, театр кукол, в детском саду и т. д.

Материал для изготовления

На втором этапе: Закончи пословицу (Знай больше, а говори… (меньше), Не бойся врага умного, бойся друга… (глупого), Ученье свет, а не ученье…(тьма) и т.д.

На третьем этапе: карандаш пишет-резинка стирает и т.д.

При знакомстве детей с разными объектами, использую метод маленьких человечков (М.М.Ч.). Данный метод позволяет более глубже узнать строение живых и неживых объектов. Например: при моделировании кошки дети используют твердого, жидкого и газообразного человечка, после чего объясняют почему они использовали данных человечков, а не одних твердых или жидких. На прогулке очень хорошо использовать данный приём во время наблюдения за птицами, деревьями и т.д.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения мои дети находят выход из сложной ситуации. В группе создана ТРИЗ игротека, в которой находятся дидактические игры, пособия и оборудование. Дети имеют возможность использовать данное пособие в самостоятельной деятельности.

Формы работы

В своей работе использую разнообразные формы работы. Это и совместная исследовательская деятельность с детьми и досуг, квесты, проект.

А летом ребята с удовольствием принимали участие в квесте, решали логические задания от сказочного персонажа Карлсона, вместе с ним определяли части дерева, классифицировали овощи на огороде, решали задачу ‒ как полить огород имея воду и полиэтиленовый пакет (проколоть в пакете несколько маленьких дырочек) и нашли чудо конфету – подарок от Маленьких Человечков.

Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей. Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям свободно общаться. И я хочу еще раз сказать , что дети действительно развиваются творчески. Это доказывает их успеваемость, общительность в школе. Учителя очень хорошо отзываются об успехах детей, ведь школьная программа требует от детей развития мышления, воображения, а самое главное развитие творчества, где я могу сказать, что у моих детей в основном у всех с этим все в порядке, они не стесняются, говорят все что думают, а самое главное умеют рассуждать.

У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Читайте также: