Тренажер для пальчиковой гимнастики своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оценить 1389 0

Цель мастер-класса:

• Познакомить с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимнастики;

• раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики в педагогической работе;

• расширять взаимосвязь воспитателей с родителями воспитанников;

• внедрять инновационные формы в работу с детьми и их родителями.

Задачи :

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование : карандаши, прищепки, орехи, каштаны, пробки от бутылок, щетки, крупные бигуди, длинные бигуди, мячики, горох,бусы из макарон.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.

Давайте возьмем в руки карандаш.

Для этой игры используем карандаш с гранями.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу .

Непременно каждый пальчик ,

Быть послушным научу.

После первого двустишия-смена рук

Кусается больно котенок-малыш

Он думает : это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые ботинки

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Берем грецкие орехи и катаем между ладонями (по кругу).

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Можно использовать как массажер, катая их между ладошками.

Бигуди в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо.

надевают кольцо на каждый палец руки под счет начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.Затем меняют руки

На большом диване в ряд

Куклы разные сидят:

И веселый Чипполино,

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Хлоп, хлоп вот снежок

Заберусь на горку –УХ!

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия - смена рук, каждая горошина берется на ударный слог. Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов.

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

Я мячом круги катаю,

Взад перед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помню его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк :

Мяч летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)

Собираем спички (счетные палочки) одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички).

Чем клювы у аиста

О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Такие пальчиковые игры – хорошие помощники не только для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, а для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря нетрадиционным пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Пусть ваш малыш учится с удовольствием!

© Автор. Олеся Емельянова. 2004 г.


Пальчики-зайчики (театр на ладошке). Комплекс пальчиковых упражнений для детей от 2 до 7 лет. Включает 14 упражнений-потешек в стихах на мелкую моторику и координацию с иллюстрациями и подробным пошаговым описанием.


Бавушки-забавушки (сборник русских народных пальчиковых игр-потешек). В книге собраны 10 простых, веселых и полезных упражнений в стихах для разработки пальцев и рук малышей от 1 года при помощи взрослого.


Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.


Детские песенки. Ноты, тексты и миди-файлы мелодий веселых песенок для детей.


Сказки и басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.


Пальчиковая гимнастика Олеси Емельяновой для детей

Ковтун Татьяна Анатольевна

Первые несколько месяцев жизни малыш познает мир вокруг преимущественно через осязание, поскольку системы зрения и слуха еще недостаточно развиты. Причем познание окружающих предметов происходит не только с помощью рук, но и губ, десен — не даром малыш все тянет в рот: это очень большое рецепторное поле.


Что касается рук, то поначалу движения ручек — неосознанные и хаотичные, то уже к 3–4 месяцам малыш может уверенно держать погремушку, а к полугоду начинает пытаться осуществлять предметную деятельность при помощи пальчиков.

От предметной деятельности малыша с помощью кистей рук зависит не только освоение многих навыков, но и развитие речи! Многочисленные исследования показывают прямую связь между развитием мелкой моторики и речевым развитием. И если пальчики отстают, то и речь запаздывает. Именно поэтому важно как можно раньше начать заниматься с малышом пальчиковой гимнастикой.


Что дает пальчиковая гимнастика?

  • Развивает мелкую моторику.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
  • Выступает отельным видом игрового занятия.
  • Объединяет в играх со старшими детьми.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.


Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.

Что можно делать?

Для начала можно выполнять самые простые упражнения:

  • разминать пальчики малыша (чередуем растирание, сгибание и разгибание);
  • гладить и массировать ладошку;
  • использовать для массажа подогретые грецкие орехи и массажные ежики-шарики (продаются в ортопедических салонах).

Затем вводим элемент игры. Начинать лучше с простых потешек и действий, которые малыш сможет повторить.

Исследования доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат.

Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

Этот пальчик — самый большой, самый красивый и самый смешной.
Этот пальчик — указательный, он сердитый и внимательный.
Этот пальчик — средний, не первый и не последний.
Этот пальчик безымянный — он не любит каши манной.
А этот — мизинчик — любит бегать в магазинчик.
(на каждую строчку разгибаем пальчик из кулачка и массируем его)


Этот пальчик — дедушка,
(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
(вращаем разжатой ладошкой)

Мы делили апельсин.
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас — а он один.
Эта долька — для ежа.
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька — для чижа.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для бобра.
Эта долька — для бобра.
(встряхиваем обе кисти)


На двери висит замок.
(руки в замке)
Кто его открыть бы смог?
(пальчики тянем, не разжимая)
Потянули,
(потянули)
Покрутили,
(вращаем руки)
Постучали
(стучим основанием ладоней)
И — открыли!
(руки разжимаются)

Мы капусту рубим, рубим,
(ладошками рубим)
Мы капусту трем, трем,
(кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим,
(солим щепоткой)
Мы капусту мнем, мнем,
(пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладем — и пробуем!

Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел.
(ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию — труба, балкон)

Бабушка очки надела, И внучонка разглядела.
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Я в руке флажок держу, И ребятам им машу.
(четыре пальца, указательный, средний, безымянный и мизинец, — вместе, большой опущен вниз, тыльная сторона ладони — к себе)

Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка.
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх)

Колокольчик

Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит.
(тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает)


Пальчиковая гимнастика не требует больших усилий. Это веселая игра, в которую так здорово поиграть с малышом сидя на диване или просто валяясь в постели! Возьмите за правило каждый день уделять этим простым играм хотя бы по 10–15 минут — и вы будете вознаграждены не только заливистым смехом малыша, но и его красивой правильной речью, когда он заговорит.

Главная Моторика

Сложно представить себе процесс более творческий и сложный, чем рождение речи у малыша. А ведь правильное и, главное, своевременное овладение родным словом ─ обязательный фактор для полноценного развития, последующего "взрослого" общения и подлинного успеха в обучении.

Казалось бы, в век компьютеризации проблем с грамотностью и лексическим запасом быть не должно, однако специалисты все чаще отмечают у наших детей примитивность фраз, а также бедность образного мышления, логики. У дошкольников, целые дни, просматривающих TV и бездумно нажимающих кнопки клавиатур и пультов, нет необходимости выдумывать и размышлять. Поэтому, так ценно знать о том, как им помочь, чем занять и чему учить.

Что знаем мы о пальчиковых играх?

То, что мозг и мелкая моторика имеют взаимосвязь, первыми заметили китайцы еще во 2 веке до н.э. Они доказали, что ритмичные движения и упражнения руками, быстрее пробуждают речевые центры малыша, учат их четче мыслить и говорить.

Когда можно начинать игры с пальчиками?

Многих интересует, когда занятия максимально эффективны?

Уже с полугода полезно массировать кисти рук и пальчики ребят. А с десяти месяцев им доступны более активные движения с достаточной амплитудой.

Интересно, что грудникам по вкусу легкие прикосновения и ласковый, доброжелательный тон, тогда как трех-пятилеткам уже важны выразительность и, конечно, мимика взрослых, улавливание ритма потешек и повторение слов.

Фаза с 1.5 до 3 лет – подходящая для разучивания небольших стишков, дающих новые знания: названия пальцев или частей тела, элементарный счет, ориентировка и др.

В 3 – 6 лет целесообразнее закреплять уже освоенные игры, по капле усложняя их, ведь моторика полностью сформирована. Здесь можно учить мальчишек и девчонок завязыванию узелков, раскрашиванию, нанизыванию бусин и др. А дошкольникам постарше импонируют рисование или бисероплетение.

Полезна ли пальчиковая гимнастика?

Пальчиковые упражнения делают словарь богаче, формируют безупречное произношение с соблюдением речевых пауз, нормализуют темп и нейтрализуют монотонность речи, а если тексты не проговаривать, а напевать, малыш развивает музыкальность.

С помощью незатейливых стихов легко снять психическое напряжение, наладить тесный контакт между родителем и крохой. Гимнастика переключит внимание непоседы во время капризов, что придется весьма кстати, например, в общественном транспорте.

Несколько правил пальчиковых упражнений

Как и любая игра, занятия с пальчиками требуют соблюдения некоторых правил.

И помните, занятия должны радовать обе стороны, хвалите малыша за достигнутые успехи и тогда волшебство пальчиковых игр непринужденно и легко разовьет ваше чадо.

Читайте также: