Трехполосная акустическая система в авто своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Данный материал посвящаю всем самодельщикам и желаю им удачи в работе.

Начало

Дорогие друзья, разрешите представиться. Зовут меня Юрий. Имя получил в честь Юрия Алексеевича Гагарина, как и многие мальчики в тот период. Настолько он был популярен, когда я родился. Видимо, энергетика того времени и имени первого космонавта, в какой-то степени передалась мне и стала частью души, требующей активности. В школьные годы активность была разнонаправленной, но не включала в себя учебу. В жизни это не стало помехой. Технический университет закончил с отличием. Профессию свою, выбранную по принципу максимальной сложности специальностей, предлагаемых ВУЗом, в который поступал, не сменил и зарабатываю ею по настоящее время. Учили меня на конструктора гидравлических машин и средств их автоматизации.

Кроме увлечения аудиотехникой, сопровождающего меня по жизни, люблю фотографию, читаю фантастику (обязательно о космических путешествиях – отрабатывает та самая энергетика). И еще одно увлечение – почти дюжину лет мастерю мебель из дерева. Сейчас уже имеется серьезный опыт краснодеревщика, который позволяет изготавливать мебель профессионально.

Создание акустики, о которой пойдет речь - одно из давних моих увлечений. Но, накопленный опыт, сегодняшние возможности и новые желания позволили поставить перед собой сложную задачу – создать акустику для дома, передающую динамику, масштабность и эмоциональность концертного исполнения музыки.

Всем читателям – мое безмерное расположение и наилучшие пожелания.

Я – любитель. Буду стараться писать только о конкретике. Поделюсь своим практическим опытом по созданию акустических систем высокого уровня. Адресую эту информацию таким же любителям, которым нравится качественный звук, получающим удовольствие не от фона, а от прослушивания музыки. Людям, которые в мире звуков, имеют предпочтения и любимые записи.

По предварительным оценкам, возможно завышенным, купить такое оборудование – оказалось не по карману. Размениваться на хорошее доступное – не хотелось. Таким образом, встала задача построить самому акустику максимально высокого класса, доступного в домашних условиях. Без лабораторий, высокоточных измерений, но, чтобы порода, солидность и элитность звука была неоспорима. Чтобы от прослушивания создавалось именно такое впечатление.

Выбор

Технологию изготовления не даю. Раскрой тоже. Учитывая свой опыт работ с деревом – считаю, что у каждого мастера, берущегося за изготовление такой конструкции, будет своя специфика конструирования и работ по изготовлению. Специфика связана с условиями, навыками и набором инструмента. Я привык работать с клеем, отказавшись от металлического крепежа (кроме съемной задней стенки). Это обеспечивает отсутствие технологических реек, забирающих объем, дающих дополнительную геометрию в канале звука, что с моей точки зрения – дипломированного гидравлика – не есть хорошо для движения звуковой волны по каналу. А задача, между прочим, стоит в создании условий для ее плавного, ламинарного (есть такой термин, означающий отсутствие завихрений) движения по каналу. Это снижает вероятность возникновения призвуков, ненужных для высококлассного звука.

Посомневавшись в способности этого динамика играть басы в широкополосной АС, построил сужающийся лабиринт – трансмиссионную волновую линию (ТВЛ). По отзывам в сети – это как раз то, что необходимо. Описываю без подробностей и аргументов в пользу такого решения. Не привожу рекомендаций и зависимостей построения ТВЛ. Все есть в интернете. Эту конструкцию сделал более технологичной: с катетами, без скруглений. Следует отметить, АС получилась более компактных размеров. Вот ее разрез.

Многие авторы в сети упоминают о важности правильно сделанных расчётов трансмиссионно-волнового канала, отсутствия фундаментальных ошибок, сложности конструкции и необходимости точного ее повторения при изготовлении. При этом, кроме геометрии и правил выбора динамиков в их подходе собственно ничего и нет. При вычерчивании конструкции АС с ТВЛ меня сопровождало чувство глубокого понимания механики, но не акустики. Все делал на веру. Ведь много людей делилось уже практическим опытом, достигнутым результатом и фотографиями. Многих устраивал полученных звук. Это ведь весомый аргумент.

Снова взял строительную фанеру. На сей раз, два листа, с учетом остатков от предыдущего варианта. Изготовил быстро и точно. Следует подчеркнуть избыточную жесткость корпусов таких конструкций, даже при использовании фанеры 12мм.

Итак, ощущение от прослушивания – очень хорошо. Недостатки те же. Если нехватка верхов – это конструкция динамика, то нехватка басов – вопрос корпуса. Следует сказать, что бас стал более выразительным и подчеркнутым. Это было отмечено независимо всеми участниками прослушивания. Неожиданность состояла в следующем. Вначале прослушивание велось каждой колонки в отдельности. Хотелось услышать ее возможности, сравнить с другим вариантом. Тем более, первый эксперимент повторения конструкции дал только одну колонку. Потом их подключили вместе. Эффект оказался потрясающим. Возникла не только панорама звука, сцена. Прежде всего, преобразился сам звук. Его мощь, открытость, легкость ошеломили! Да, позднее, прослушивая неравноценную пару АС, пришлось поднять ВЧ и НЧ на усилителе. Но звук был не просто красивым. Он держал, притягивал к себе. Любимые треки звучали так, как будто слушал их впервые. На многих стали слышны оттенки басов и средних частот, о существовании которых раньше с английскими напольниками даже не подозревал. Подруга супруги, присутствующая с ней в доме в соседней комнате во время тестирования пары АС на различной громкости и стилях: камерная музыка, джаз, электроника, уходя, сказала, что побывала в филармонии или на концерте. Эта фраза была не деликатность по отношению к хозяевам, а похожа на правду. Распространение звука по сопредельным комнатам оказалось приятным сюрпризом. Это будет важным моментом при приеме гостей для создания легкого ненавязчивого музыкального сопровождения в нескольких зонах сразу. Аппаратуру стал включать при каждом проходе мимо. И, в конце концов, после трех дней, сдался окончательно и попросил будущего владельца забрать этот тестовый вариант акустики себе домой для прослушивания, пока не наступит время изготовления АС парадного вида.

Мытарства

Все изложенное выше, условно кратко представляет пройденный путь. Описал его для тех, кому интересно создание высококлассной АС своими руками, кто сталкивается с подобными вопросами. Здесь описан процесс разработки АС с нуля, и путь был пройден полностью до создания прототипа. Кто пожелает, может тоже пройти всю дорогу, более осознано. Кому-то будет доступно срезать на ней углы.

Не скрою, понимание цели при акустических расчетах по рекомендациям Рогожина должно быть ясным. На первом этапе это достигается соблюдением данных в материале инструкций и, уже на втором этапе. обретенным опытом. Дабы достичь желаемого результата мне пришлось выполнить множество акустических расчетов для получения оптимумов и построить шесть опытных вариантов с тем, чтобы выйти на седьмой – окончательный. Сравнивая полученный результат в материале и звуке можно уточнить выполненные расчеты и сделать правильный выбор варианта, подогнав его под свои предпочтения, обеспечив великолепное звучание АС.

Тем, кто не устал

Совсем уж практическая сторона. Итак, выбор динамических головок позади, выбор конструктива (лабиринт-канал) тоже. По рекомендации Рогожина установил программу Hornresp австралийского разработчика. Выполнив пошаговые инструкции, получил первый результат. Скажу так, практически вслепую пришлось выполнить не менее сотни расчетов для обеспечения всех требований. К чему нужно стремиться – инструкции даны Рогожиным. Далее делюсь собственным опытом.

Первым делом – фото выполненных попыток найти желаемый звук:

Здесь представлено пять вариантов корпусов для одного типа динамика. Все варианты, кроме последнего (это шестой вариант, полученный переделкой пятого), выполнены в размере 1520 мм в высоту (высота фанерного листа). Ширина и глубина корпусов различная и зависит от расчетного сечения канала. Внутренняя архитектура – тоже различная. Первый вариант (правый корпус на первом фото) выполнен из фанеры 15 мм. Масса корпуса - около 70 кг (без отделки). Все последующие – фанера 12 мм и масса от 35 до 55 кг. Легкие вибрации незначительных участков поверхности на корпусах акустики толщиной 12 мм присутствуют при подаваемой мощности в 100 Вт. Если откровенно – развиваемое звуковое давление на такой мощности в ограниченном пространстве долго не выдержать. Хорошо, что соседей за стенкой нет.

Таким образом, при комфортном уровне громкости вибрации корпуса и призвуки не отмечены. Призвуков, кстати, не отмечено при любом уровне громкости.

    Особенности, выявленные в процессе набора опыта следующие: Сначала было непонятно объяснение в п.9 инструкции Рогожина о параметрах Con (1) и Con (2). Лишь позже понял, что это длины двух участков резонансного канала. Вместе они составляют общую длину канала, влияющую на частоту настройки. И выражаются они в сантиметрах.

На больших динамиках обеспечить предложенный в инструкции вариант сворачивания канала приведет к росту высоты АС. Пришлось изобретать. Окончательный принципиальный вариант, принятый для работы такой:

Конечно, за время строительства шести вариантов была отработана технология изготовления, детали конструкции АС, способы сворачивания большого канала. Вживую внутренности АС имеют такой вид:

Обратил внимание на некоторую некорректность работы программы. Например, при расчете удается обеспечить групповые временные задержки (ГВЗ) в пределах рекомендуемой нормы. При печати результата расчета, диаграмма ГВЗ имеет серьезные искажения, недопустимые выбросы, которые не соответствуют действительности.

Т.е. расчетные выбросы ГВЗ не превышают 20мс (копия экрана - слева), а при печати они же выпадают до значения в 670мс (правое изображение). Внимание, изготовленная по приведенному расчету АС обеспечила ровную работу, без призвуков и неравномерности. Нужно верить левому изображению.

Отладка кроссовера

Выше были описаны подходы и особенности создания акустического оформления АС. Следует отметить, что габариты и масса АС внушительные, мощность используемого динамика высокая. Когда акустические системы задумывались, было убеждение, что слушать их нужно при подводимой мощности в 0,5 Ватта. Это обстоятельство и было одним из ограничений при выборе динамика. Было сомнение, что мощный динамик обеспечит эффективную работу при малой подводимой мощности. Несмотря на имеющийся запас мощности, построенные прототипы АС выполняют эту функцию, обеспечивая великолепное звучание при минимальной подводимой мощности. Причем, не умаляя грандиозности звука.

В настоящее время, полученные АС подключены к усилителю фирмы Sony, у которого градуировка уровня громкости выполнена в децибелах. Поздно вечером, когда уже нет посторонних звуков, акустика великолепно и ярко звучит при громкости минус 66 дБ. Еще отмечу, что запас мощности динамиков гарантирует работу АС с минимальными линейными искажениями при любой громкости комфортного уровня.

Итак, отладка звука в кроссовере.

Первоначально полученный комплект динамиков и заказанные у производителя (компания Beyma, Испания) кроссоверы FD-2XA для этих конкретных динамиков меня разочаровал. Первое включение на малой громкости привело в полное недоумение. Звук был просто ужасен. На малой громкости басы почти отсутствовали. При росте громкости – превращались во что-то совершенно несуразное, издавая невероятное бормотание. Музыки, как таковой, не было.

После 3-4-часового прогона на высокой громкости (70-90 Вт) динамики заработали (прогрелись). Однако неудовлетворенность звуком не исчезла. Ни душевности, ни грандиозности басов, ни желаемых эмоций. Только похвальная детальность звука.

Как я уже упоминал ранее, отработка звучания выполнялась по двум направлениям: поиск оптимальных параметров лабиринта и работа с кроссовером. Наработки по лабиринту даны выше. Кроссовер так же преподнёс свои уроки. Его схема найдена в интернете. Представлял он собой фильтры первого порядка с цепью согласования входного комплексного сопротивления НЧ громкоговорителя. Частота раздела полос, по данным сайта Beyma – 1800 Гц.

Конечно, я мог бы подробно изложить все поиски и повороты настройки полученных фильтров, но что-то подсказывает, такое изложение будет скучным и малоинформативным. Изложу в тезисах.

После таких изменений звук стал очень даже неплохим, но все же, устраивал не совсем. Попытка оставить НЧ динамик без индуктивности L1, не способствовала дальнейшему улучшению звучания АС. Все же, неравномерность АЧХ динамика нужно компенсировать. Индуктивность производителя сохранил на своем месте. Ее влияние хорошо ощущается.

Следует еще отметить тот факт, что катушки индуктивности кроссовера Beyma несерьезны. Они намотаны медным проводом 1мм. Для НЧ динамика параметры индуктивности 1Ом и 1,44 мГн. На больших мощностях потеря энергетики баса гарантирована. Учитывая параметры индуктивности НЧ фильтра, полученные измерением, я заказал индуктивности для НЧ и емкости для ВЧ звеньев более высокого класса.

Итого:

Выполненная работа позволила адаптировать параметры резонансного канала к выбранному динамику и обеспечила звучание АС не ниже ожиданий, нарисованных сознанием. О звуке напишу ниже. Все работы заняли около пяти месяцев (выходные и вечернее время, учитывая наличие запала, время на прослушивание и анализ, на следующие расчеты и т.д.) и потребовали определенных затрат. Уверенно скажу – уровень звучания соответствует акустике ценового диапазона от двух миллионов рублей. Фактические затраты, особенно с учетом имеющегося оборудования несоизмеримо ниже. Пройденный путь был непростым. Созданная АС зазвучала не только благодаря точному или удачному расчету резонансного канала, интуитивно, в какой-то степени, выбранному динамику, своему подходу к моделированию и изготовлению корпуса. Напомню, построенная акустическая система двухполосная, наличие кроссовера обязательно. Работа с кроссовером также позволила внести свою лепту в окончательный звук и получить полезный опыт. Демпфирование в конструкции АС не использовалось. Возможно, предприму попытку оценить влияние демпфирования в конкретном случае. Могу сказать, что наработанный опыт позволил оценить упомянутые в начале два варианта изготовленных АС для динамиков 75ГДШ3-1, увидеть недостатки настройки на басах и внести коррективы.

Сейчас еще нет готового лицевого варианта АС для динамика 15XA38Nd. Есть проект. Выполнен новый расчет АС с динамиком 75ГДШ3-1 с увеличенной отдачей на басах. Новый вариант будет оснащен твитером BC25SC06-04. Учитывая имеющуюся рабочую загрузку и доставку дополнительно заказанных комплектующих, эти проекты будут реализованы не ранее октября-ноября текущего года. Результаты будут представлены. Часть проекта кабинета АС для головки 15XA38Nd показана ниже:

Не исключено, что у меня развитая сентиментальность. Достигнутое звучание двух-полосных АС то на одном, то на другом треках привели к душевному и сердечному трепету, к запиранию дыхания, провоцировали к повторному прослушиванию понравившихся композиций. Правильный или неправильный звук – не обсуждаю. Если звучащая АС вызывает у слушателя убеждение реальности от слышимой музыки, вокала, звуков и призвуков – цель уже достигнута. Если отдельные повороты музыкальной программы могут высушить горло, сделать глаза влажными – задача выполнена по максимуму. Склонен считать, что построенные прототипы будущих АС близки к заветному максимуму.

Скажу откровенно, не получив такого результата, я бы не позволил себе открыто делиться своими наработками. Возможно, кто-то скажет, новичкам везет. Мне же досталось двойное везение. Две пары великолепных АС на базе динамиков 75ГДШ3-1, выпущенных в советское время, вытянувших на себе 35 лет сценической жизни и пары новых, на базе динамиков 15XA38Nd испанской Beyma. Пусть повезло, но тому, кто посчитает возможным сделать подобные АС, учитывая предоставленные в материале дополнительные рекомендации, результат гарантирован. Для таких людей и пишу.

Автор статьи Юрий Кобзарь.


Многие пользователи компьютеров и других устройств приобретают для них колонки — этот аксессуар используется для проигрывания самых разных аудиофайлов. На современном рынке представлено огромное количество разнообразных моделей, которые снабжаются всё новыми и новыми функциями.

Но вовсе не обязательно приобретать новое устройство, если старые колонки сломались или их вовсе не было. Вполне реально сделать их своими руками из автомобильных динамиков. Такая работа не отнимет много времени, а также не потребует большого количества дополнительных материалов. С задачей справится даже новичок, что позволяет значительно сэкономить на приобретении аксессуара для компьютера. Но как же сделать колонки самостоятельно?

Автомобильные модификации

Колонки для автомобилей выпускаются на два или три динамика. Для самостоятельной сборки модели понадобятся листы фанеры. В некоторых случаях используется шпон, покрытый лаком. Чтобы зафиксировать динамик, необходимо сделать отверстие на панели. Следующим шагом устанавливается фазоинвертор. Некоторые модификации изготавливаются с низкочастотными сердечниками. Если рассматривать колонки (самодельные) небольшой мощности, то фазоинвертор разрешается устанавливать без усилителя.

В данном случае для регулировки звуком используется многоканальный кроссовер. Некоторые специалисты клеммники устанавливают за фазоинвертором. Если рассматривать колонки с мощность более 50 Вт, то микросхемы применяются на два усилителя. Диффузор стандартно устанавливается импульсного типа. Перед скреплением корпуса важно позаботиться о виброизоляционном слое. Для клеммника на пластине нужно сделать отдельное отверстие. Некоторые считают, что корпус в обязательном порядке следует зачистить. Провода для колонок подойдут двухжильного типа.


Устройства с тремя динамиками

Колонки (самодельные) с тремя динамиками встречаются очень редко. Данные устройства больше всего подходят для акустической системы многоканального типа. Для сборки модели в первую очередь подбираются листы фанеры. Некоторые также советуют использовать шпоны. Однако модели из натурального дерева стоят на рынке довольно дорого. Динамики следует устанавливать в горизонтальном положении. Также к устройству потребуется усилитель.

Для его фиксации используются металлические уголки. Для соединения пластин понадобятся стягивающие шурупы. В некоторых случаях пластины крепятся клеем. Далее модель придется частично обтянуть кожзаменителем. Следующим этапом устанавливается клеммник. С целью его фиксации на корпусе потребуется сделать отдельное отверстие. Также важно отметить, что есть модели с регуляторами. Микросхемы для них применяются конденсаторного типа. Когда фонят колонки, нужно менять диффузор.

Мощность, резонансная частота и чувствительность

Мощность является важным показателем динамиков, которые надо подбирать с учетом возможностей магнитолы. Мощность последней должна быть несколько ниже на выходе по сравнению с тем, на что способны динамики.

Резонансная частота, характеризуемая низкими показателями, способствует глубине басов. Оптимально, если ее значение будет составлять от 60 до 75 Гц.

Когда колонка отличается высокой чувствительностью, это несет определенные преимущества. Под одним из таких плюсов понимается возможность отказаться от усилителя, что удешевляет систему в целом.

Какие динамики лучшие

Для определения лучших динамиков потребуется их номинирование в зависимости от вида.

Коаксиальные

Компонентные

  1. Morel Tempo 6 – полноценная акустика, характеризуемая высокими техническими параметрами и сборкой на высоком уровне. Ее комплектация предусматривает наличие 2 твитеров, 2 кроссоверов, основных динамиков и бонуса в виде дополнительной чаши. Высокая детализация звука.
  2. Focal Performance PS 165 – система с феноменальным звучанием, гарантирующая сбалансированный звук, имеющий высокую насыщенность. Подходит для использования в качестве фронтальных колонок. В рамках этого бренда производится выпуск действительно качественных динамиков, способных удовлетворить запросы даже заядлых скептиков.
  3. Mystery MJ 105BX – одна из лучших колонок среди себе подобных. Доступная стоимость, высокие технические характеристики и отличное звучание. Под плюсами этой корпусной колонки следует понимать ее компактность и простоту монтажа.

Фильтр кроссовер


Катушки бескаркасные:

  • 0,33 MH, 0,480 Ом, Dr 0,70
  • 0,050 MH, 0,090 Ом, Dr 1,00

Дроссели с сердечниками:

  • 0,47 MH, 0,160 Ом, Dr 1,00
  • 2,0 MH, 0,400 Ом, Dr 1,00

Полезное: Cхема высоковольтного преобразователя напряжения
Резисторы:

  • 3,6 Ом, 5 Вт, металлизированный,
  • 10 Ом, 5 Вт, керамика
  • 4,7 Ом, 5 Вт, керамика,
  • 10 Ом, 5 Вт, металлизированный.

Конденсаторы:

  • 5.6uf IPC / 400 В
  • 15uf IPC / 400 В
  • 2.7uf IPC / 400 В
  • 10uF IPC / 400 В
  • 0,68uf IPC / 400 В
  • 2.7uf IPC / 400 В






Размер

Они все отличаются размерами, что очень важно в плане акустического оформления. Не стоит выбирать динамики, имеющие размер меньше 16 см. В противном случае не удастся добиться приемлемого качества звука на низко и среднечастотных диапазонах. Применительно к высокочастотным этой рекомендации не стоит следовать.

Внимание! Для того чтобы звук на низких частотах приобрел глубину басов, требуются динамики, имеющие значительные размеры.

Если вы не собираетесь использовать сабвуфер, то желательно придерживаться того, чтобы фронтальная акустика соотносилась с размером 16–17 см. Наличие же сабвуфера способно снизить допустимые параметры до 13 см без потери качества звучания.

Стоимость

Не является неоспоримым фактом, что только дорогая акустика гарантирует качественное звучание. В некоторых случаях высокая оплата берется за бренд. Альтернативой дорогой системы могут стать отдельные динамики по доступной цене, характеризуемые вполне приемлемыми характеристиками. Нижний порог цен коаксиальной акустики, имеющей удовлетворительные параметры, – 1500 руб. Если вы хотите получить по настоящему качественное звучание, то надо настраиваться на ценник от 5000 руб.

Внимание! Чтобы исключить ненужные траты, надо подбирать колонки, которые подходят именно вашей автомагнитоле. Обращайте внимание на ее штатные отверстия, ориентированные на подключение динамиков.

Компонентную акустику дешевле 3000 рублей не стоит рассматривать как возможный вариант приобретения. Качественные системы не могут стоить дешевле 5000–7000 руб. При выборе отдельных динамиков следует иметь в виду, что здесь можно сэкономить. Две колонки, имеющие удовлетворительное звучание, могут обойтись в 2000 руб. За более мощные образцы подобной продукции придется выложить значительно больше.

Затраты на аппаратуру высокого класса обычно укладываются в диапазон 20–30 тыс. руб. Такие системы способны удовлетворить запросы большинства автолюбителей. Те, кто стремится к максимальному качеству звука и готов нести соответствующие траты, должны ориентироваться на профессиональные системы с ценником от 40 тыс. руб.

Как поместить содержимое вовнутрь?

Подпишитесь на наши Социальные сети

Студийные устройства

Чертежи колонок для студий предполагают использование мощных динамиков. Диффузор чаще всего применяется импульсного типа. Многие специалисты рекомендуют устанавливать два усилителя. Для нормальной работы акустической системы потребуется стабилитрон.

С целью самостоятельной сборки колонок в первую очередь изготавливается корпус. На передней панели для динамиков делаются круглые отверстия. Также понадобится отдельный выход для фазоинвертора. По оформлению колонки довольно сильно отличаются. Некоторые предпочитают поверхность корпуса покрывать лаком. Однако есть модели, обтянутые кожей.


Модели с одним динамиком

Колонки с одним динамиком являются очень распространенными. Чтобы собрать модель, придется в первую очередь заняться корпусом. С этой целью часто используется фанера. В конце работы ее придется обшить. Однако в первую очередь следует изготовить боковые стойки. Для этой цели придется воспользоваться лобзиком. Динамик для колонки можно подобрать небольшой мощности.

Внутренняя сторона фанеры в обязательном порядке прошивается виброизоляционной лентой. После закрепления динамика фиксируется уплотнитель. С этой целью используется клей. Далее останется лишь прикрепить диффузор. Некоторые для него изготавливают отдельную полку и фиксируют стогующими шурупами. Чтобы подсоединить динамик к штекеру, устанавливается клеммник. Как включить колонки? С этой целью используется кабель от клеммника, который должен вести к источнику питания.

Изготовление АС

Корпус сделан из панелей ДСП и МДФ 18 мм соответственно скручено винтами, дополнительно склеен с помощью Wikol для усиления структуры и уплотнения. Стены внутри заполнены демпфирующим материалом полиэфирного типа, а задняя стенка — битумным покрытием.







Передняя часть корпуса сделана на заказ и является самой дорогой части конструкции, не считая громкоговорителей (хотя их чаще всего достают бесплатно). Фрезерного оборудования не было, вот и пришлось заказать, но вам нет смысла усложнять работу когда будете повторять АС.












Супергаджеты. Самодельные акустические колонки своими руками

Самодельные акустические колонки своими руками

Самодельные акустические колонки своими руками

Процесс виден на фото:

Самодельные акустические колонки своими руками

Следующий этап — сборка кроссов:

Самодельные акустические колонки своими руками

и установка динамиков:

Самодельные акустические колонки своими руками

В результате имеем:

Самодельные акустические колонки своими руками

Рядом видна самоделка на КИНАПах. Она больше, но звучит хуже! Вообще, послушав Чайру, понял что КИНАП — в сад! Также как и JBL E-50. Звук очень ровный и прозрачный, я даже не знал, что на моих CD есть такие звуки! Все кто слушал мои восторги разделяют. Пожалуй все.

Количество полос

Выбор динамиков




Теперь, когда динамики есть, можно приступить к созданию акустики.

Активные / пассивные?

У каждого варианта свои плюсы и минусы. Во-первых, нужно учитывать компактность самих колонок и связанные с этим сложности в компоновке в условиях ограниченного пространства. А монтировать снаружи нет смысла. Во-вторых, отдельные модули как самостоятельные компоненты можно комбинировать в дальнейшем, а также проще ремонтировать в случае чего. Ну и в-третьих, активные колонки – это достаточно дорого. Т.к. если делать приличный усилитель (а бывает и по одному в каждый корпус), то он получится дороже самой акустики. К тому же у меня уже был усилитель. Но в любом случая я за схему – пассивная акустика + усилитель, она более универсальна.

Расчет размеров корпуса

С динамиками определились, теперь необходимо понять, какой корпус для них оптимален. Размеры считаются исходя из характеристик звучания НЧ-динамика. На сайте производителя рекомендации отсутствуют, т.к. динамик предназначался прежде всего для автозвука. Держать специальную аппаратуру для этих целей нет никакого смысла, если только это не ваша работа. Поэтому на помощь приходит толковый чувак со специальным стендом. В результате лабораторных испытаний получаем расчетный размер корпуса 310 х 210 х 270 мм. В процессе замеров также были посчитаны параметры фазоинвертора.

Кстати, многие производители на своих сайтах публикуют рекомендуемые размеры корпуса для динамиков. Когда такая информация есть, логично воспользоваться ей, но в данном случае такими данными я не располагал, поэтому пришлось заняться лабораторными исследованиями.

Материал корпуса

Конструкция и дизайн корпуса

Один из самых важных этапов. Прежде чем ехать за МДФ, советую определиться с конструкцией, чтобы сразу попросить продавца распилить лист по частям, а на нормальной точке продаж всегда есть хорошие станки с точным и ровным распилом. В домашних условиях такой рез получить сложно.

Вот конструкция корпуса:



Конструкция простая. Шесть стенок, склеиваемые друг с другом. Спереди 2 выреза под динамики. Сзади 2 выреза: под фазоинвертор и под клеммник. Прямоугольником 120х80 обозначено место под кроссовер. Внутри фазоинвертор представляет собой еще одну стенку в ширину внутреннего пространства, прикрепленную перпендикулярно под вырезом:


Исходя из чертежа, вырисовывается схема распила листа:


Как будем отделывать корпус? Обклейка пленкой сразу исключилась – акустика должна выглядеть прилично. Как вариант рассматривалась покраска. Отказался от этой идеи, т.к. такие колонки впишутся далеко не в каждый интерьер (по крайней мере в текущий не вписывались). Хочется большей универсальности. В этом плане натуральный шпон больше подходит. Но полностью обклеенная шпоном акустика смотрится скучновато. Поиск комбинированного решения:


В целом варианты — неплохие по внешнему виду, но чисто конструктивно вызывают сложности. В результате было решено боковые стенки отделать шпоном ясеня, а остальные 4 стенки обтянуть по окружности кожей, точнее качественным автомобильным кожзамом. Пищаль красива сама по себе, а вот НЧ-динамик имеет на фронтальной стороне корпуса конструктивную накладку, которая будет смотреться не очень красиво. Поэтому было решено изготовить для него дополнительную декоративную накладку (кольцо), которое будет прижимать его к корпусу, а заодно придаст красоты самой колонке. С конструкцией и дизайном определились.

Инструменты

Прежде чем перейти к следующему этапу, обозначу, какие основные инструменты нужны для работы:
— Циркулярка.
— Электролобзик.
— Дрель.
— Фрезер.
— Шлиф-машина.
— Прямые руки.
Без этого набора лучше заказать корпуса хорошему мастеру.

Распил

Сборка корпуса

Стенки склеиваются ПВА и стягиваются шурупами. Вначале склеиваем корпус без передней стенки.




Далее пилим лобзиком отверстие фазоинвертора.




Можно закрывать коробку.





Дырки от шурупов на внешних поверхностях необходимо заделать перед финальной отделкой. Я использовал эпоксидку. Чтобы не ждать, пока одна поверхность затвердеет, заклеивал каждую поверхность скотчем и принимался за следующую. Когда эпоксидка высохла, прошелся шлиф-машиной.


Отделка

Шпон остался с каких-то древних времен, поэтому покупать не пришлось. Листы были не широкие, поэтому подбиралась пара листов, скреплялась скотчем и клеилась к корпусу. Вначале одна сторона, потом другая.


Шпон нужно защитить. Я покрыл его прозрачным яхтным лаком.


После того, как все просохло, осторожно разрезается и заклеивается внутрь кожа на отверстии фазоинвертора.


Если очень хочется, потом фазик можно как-то облагородить.

Финальный монтаж

Первым делом монтируем кроссовер. Кросс – самопальный, на хорошей элементной базе. Используются катушки с воздушным сердечником, пленочные конденсаторы на пищалку и МОХ-резисторы. Сам я его не паял, а заказал толковым ребятам.




С какого динамика начинать в принципе без разницы. Я начал с пищали. Припаиваем соответствующую пару проводочков от кросса, вставляем динамик и прикручиваем шурупами. Готово.


Мидбасс необходимо как бы подсунуть под кожу, а сверху придавить декоративным кольцом. Припаиваем оставшуюся пару проводочков и монтируем динамик.


Все? Все. Прикручиваем к клеммнику акустический кабель и начинаем испытания.

Испытания

Тест системы производился в следующих конфигурациях:

1. Ресивер Sherwood VR-758R + акустика.

2. Компьютер + Unicorn (USB-ЦАП) + Самопальный стерео-усилитель + акустика.

3. Компьютер + E-mu 0204 (USB-ЦАП) + Sherwood VR-758R + акустика.

Немного о самих конфигурациях. Я лично считаю, что на данный момент идеальный вариант домашнего муз-центра это: комп + USB-ЦАП + усилитель + акустика. Звук в цифре без искажений снимается через USB и поступает на качественный ЦАП, с которого передается на качественный усилитель и после на акустику. В такой цепочке количество искажений минимально. Кроме того, вы можете использовать совершенно разные фонограммы: 44000/16, 48000/24, 96000/24 и т.д. Все ограничено возможностями драйвера и ЦАПа. Ресиверы в этом плане менее гибкий и заранее морально устаревший вариант. Размер современных винчестеров позволяет хранить на них практически всю медиатеку. А тенденции к подписке на Интернет-контент могут и этот вариант упразднить, хотя это не ближайшее время и далеко не для всех подойдет.

Скажу сразу, что во всех трех конфигурациях акустика звучала прекрасно. Я, честно говоря, даже не ожидал. Вот некоторые субъективные аспекты.

1. Адекватный и естественный звук. Что записано, то и воспроизводится. Нет перекосов ни в какую сторону. Как я и хотел.

2. Большая чувствительность к исходному материалу. Все огрехи звукозаписи, если они есть, хорошо слышно. Качественно смикшированные треки слушаются отлично.

4. Очень хорошая проработка деталей. Слышно каждый инструмент. Даже при насыщенной звуковой картинке и приличной громкости звук не съезжает в кашу (усилитель здесь играет не последнюю роль).

5. Хочется сделать погромче ;) Т.е. акустика не орет, а ровно играет. Хотя тут тоже не малая заслуга самого усилителя, т.к. при увеличении нагрузки хороший усилитель сохраняет линейность.

6. От долгого прослушивания не болит голова. У меня лично это частенько случается, а тут целый день играет и хоть бы что.

7. Опасения на счет некорректной панорамы и сильной зависимости звучания от положения слушателя не подтвердились. Насколько мне известно, у автомобильной акустики специфическая фазировка звука из-за особенностей расположения динамиков в салоне. А именно про этот комплект я читал, что мидбасы у него в этом плане более универсальные. Что собственно и подтвердилось. Можно сидеть в центре перед колонками, можно встать рядом боком к ним — звук отличный. Зависимость есть, но очень небольшая.

Что касается самих конфигураций, то наиболее качественного звука удалось добиться при второй конфигурации.

Во-первых, использовался очень качественный ЦАП Unicorn. Здесь можно про него почитать.




Калькуляция по материалам

СЧ/НЧ динамики (пара): 3 000р.
ВЧ динамики (пара): 3 000р.
Кроссовер (пара): 3 000р.
Синтепон: 160р.
Терминал (клеммник): 700р.
Шурупы: 80р.
Лист МДФ, 22мм: 2 750р.
Скотч: 30р.
ПВА: 120р.
Спецклей 88: 120р.
Виброизоляция: 200р.
Фигурное кольцо-накладка: 500р.
Кабель:500р.
Итого: 14 160р.

Некоторые материалы были или достались безвоздмездно, здесь соответственно не учтены.

В заключении

В любом более-менее сложном устройстве или законченной функциональной системе важно абсолютно все. Когда речь идет о музыкальной системе, то на конечный результат влияет большое количество факторов:

— Качество фонограммы.
— Устройство для воспроизведения фонограммы.
— Цифро-аналоговый преобразователь.
— Усилитель сигнала.
— Провода.
— Динамики, установленные в корпусе акустической системы.
— Правильно рассчитанные под динамики и качественно собранные корпуса.
— Схема и комплектуха для кроссовера.

Это основной, но не полный список.

Неверно считать, что главное — усилитель или главное — провода, или главное — динамики. Домашняя музыкальная система — это как оркестр. И если в этом оркестре кто-то будет плохо, а кто-то блестящее играть, то в целом получится — средне. Или, как говорилось в очень точном примере: если смешать бочку говна с бочкой повидла, то получится две бочки говна.

Есть и другая крайность. Хорошая система стоит баснословных денег. Значит каждый компонент должен стоить по полмиллиона. А фонограммы должны быть исключительно в Super Audio CD или на фирменных пластинках. Типа закрытое общество элитных аудиофилов. Фигня это все.

Статья не претендует на истину в последней инстанции, но, надеюсь, что мои мысли и мой опыт кому-нибудь еще пригодится.


Upd. В коментах многие спрашивают про усилитель. Если кому интересно, пишите в личку, я дам координаты.

Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях

Для любого меломана хорошая акустика в машине – самое первое, чему он будет уделять внимание. Немного ранее мы рассматривали, как подобрать и подключить усилитель в машину. Также от качества автомагнитолы зависит красота звучания композиции. Дополнительно есть обзор, как подобрать головное устройство в свое авто.

Теперь поговорим о том, как правильно установить динамики в дверь и что такое акустический экран.

Виды акустики

Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях

Для создания качественного звука в машине используются три типа акустических элементов:

Любители качественного автозвука переделывают широкополосную акустику (штатный звук, которым автомобиль комплектуется с завода) на компонентную. Для второго варианта потребуется дополнительно кроссовер.

Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях

Однако какой бы качественной ни была акустика, если грамотно не подготовить место для ее установки, качество звучания не сильно будет отличаться от штатных громких широкополосных динамиков.

Из чего состоит автомобильная акустика?

В устройство автомобильной акустики может входить большое количество компонентов, которые нужно грамотно подключить, чтобы наслаждаться чистотой музыкальных композиций. Для многих автомобилистов под акустикой в машине подразумевается автомагнитола и парочка динамиков.

На самом деле это просто звукоизвлекающее устройство. Настоящая акустика требует правильного подбора оборудования, места установки и соблюдения требований по звукоизоляции. От всего этого зависит качество звучания дорогостоящего оборудования.

Вот ключевые элементы, из которых состоит эффектная автоакустика.

1. Кроссовер (разделительный частотный фильтр)

Как следует из названия, это устройство предназначено для разделения аудиопотока на разные частоты. Внешне кроссовер представляет собой коробку с разными электрическими деталями, распаянными на плате.

Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях

Это устройство устанавливается между усилителем и динамиками. Существуют пассивные и активные кроссоверы. У каждого из них свои достоинства и недостатки, и они имеют разный эффект по разделению частот.

2. Усилитель

Это еще одно устройство, которое выглядит в виде коробки, установленной между автомагнитолой и динамиками. Оно предназначено для усиления звукового сигнала. Но если автомобилист не меломан, а магнитола ему нужна, чтобы создать общий фон в салоне машины, то покупка усилителя – пустая трата денег.

Усилитель делает звук мощнее, делает его чище и качественней. Это устройство для тех, кого важна не просто музыка, а его чистота – чтобы он смог отчетливо распознать звук виниловой записи.

Прежде чем покупать усилитель, нужно правильно рассчитать его мощность (она должна соответствовать возможностям динамиков и размерам салона машины). Если в машине установлены слабые динамики, то установка усилителя приведет только к разрыву диффузора. Мощность усилителя рассчитывается по мощности колонок (или сабвуфера). Ее максимум должен на 10-15 процентов меньше по сравнению с пиком мощности динамиков.

Помимо мощности (эффект от данного устройства будет, если этот параметр составляет минимум 100 Ватт) необходимо обратить внимание на такие параметры:

  1. Частотный диапазон. Он должен быть не менее 30-20 тысяч Герц.
  2. Фоновый уровень – в пределах 96-98 дБ. Этот показатель максимально снижает уровень шума между композициями.
  3. Число каналов. Особенное внимание нужно обращать на схему подключения акустики с сабвуфером. Было бы хорошо, чтобы для него в усилителе имелся отдельный канал.

3. Сабвуфер

Это динамик, воспроизводящий низкие частоты. Ключевым параметром для выбора этого компонента является его мощность. Существуют пассивные (без встроенного усилителя) и активные (с индивидуальным встроенным усилителем) сабвуферы.

Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях

Чтобы полноценно задействовать сабвуфер так, чтобы он не заглушал работу остальных колонок, необходимо правильно организовать распределение звуковых волн на фронтальных и тыловых колонках. Для этого можно:

4. Динамики

Существуют компонентные и коаксиальные автомобильные динамики. В первом случае ради качества звука придется пойти на определенные жертвы – нужно будет переделывать салон авто (нужно установить не два динамика по бокам полки, а определить место для нескольких динамиков). Например, для монтажа трехполосной акустики придется искать место под шесть динамиков. Причем их нужно правильно установить, чтобы они не мешали друг другу.

Если говорить о широкополосных динамиках, то их достаточно установить на задней полке возле стекла. Для полноразмерной компонентной акустики там не место, потому что, во-первых, она не должна воспроизводить низкие частоты. Во-вторых, она должна создавать объемный звук, чего невозможно добиться при отражении от стекла (звук будет направленным).

Демпфирование дверей

Так как форма двери в машине неровная, то звуковые волны от нее отражаются по-своему. В некоторых композициях это критично, так как музыка может смешиваться с отражаемыми звуковыми волнами. По этой причине следует грамотно подготовить место для установки колонок.

Чтобы устранить подобный эффект, мастера по монтажу качественной автоакустики рекомендуют использовать мягкий материал, который будет поглощать вибрации, предотвращая их распространение внутри двери. Однако, учитывая разную структуру ее поверхности, следует использовать либо мягкую, либо жетскую подложку. Если легонько постучать по двери, там, где звук будет более глухой, следует наклеить мягкий демпфирующий материал. В остальных местах – жесткий.

Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях

Такая процедура очень важна, так как дверь в машине всегда полая, поэтому она работает, как резонатор в гитаре. Только в случае автомобильной акустики это больше вредит красоте звучания, чем делает музыку более приятной.

Но и в случае звукоизоляции нельзя чрезмерно усердствовать. Если установить полностью звукопоглощающие панели, то музыка будет глухой, что для меломана сразу станет ощутимым. Рассмотрим, как сделать качественный звукоотражающий экран.

Схема подавления вибрации дверей

Чтобы определить, какая часть дверей нуждается в установке демпферного экрана, необходимо постучать по наружной части дверей. В тех местах, где звук будет более звонкий и отчетливый, нужно наклеить жесткую шумоизоляцию. Там, где звук более глухой – наклеить мягкую шумоизоляцию.

Но шумоизоляция стальной части двери все равно не до конца устранит эффект резонанса во время работы динамиков. Если внутренняя часть двери будет резонировать, то музыка не будет слышна отчетливо. Будет создаваться впечатление, что колонка установлена в громкоговоритель больших размеров.

Но и с другой стороны не стоит переусердствовать с установкой звукопоглощающих элементов. Излишнее звукопоглощение тоже чревато плохим звучанием акустики. Некоторые звуковые волны потеряют объемность.

Звуковой экран должен состоять из двух частей (помимо шумоизоляции дверей). Одну часть (лист примерно 30*40 сантиметров) необходимо наклеить сразу за динамиком, а другую – в максимальной удаленности от него. В качестве акустического демпфера лучше выбирать материал, не впитывающий влагу, потому что в нее может попадать вода из-под износившегося уплотнителя стекла.

Акустический экран в двери

Больше всего экран нужен для динамиков с высокими и средними частотами. Основная цель использования экрана – обеспечить максимально четкий и вместе с тем глубокий бас. Оптимальный диапазон воспроизведения у такой колонки должен быть не меньше 50Гц.

Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях

Есть два варианта акустических экранов:

  1. Внутренний – материал устанавливается под дверной картой;
  2. Наружный – изготавливается специальный короб, в котором находится громкоговоритель. Он крепится поверх дверной карты.

Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки.

Внутренний акустический экран

  1. Динамик будет выглядеть, как штатная акустика. Если упор делается не только на красоту музыки, но и на внешние изменения, тогда стоит использовать наружный экран;
  2. Бас будет не настолько упругим;
  3. В таком экране громкоговоритель будет установлен только в одном положении. Часто стандартная комплектация направляет звуковую волну от динамика в ноги. Такой вариант экрана не даст возможности изменить угол наклона колонки.

Наружный акустический экран

  • Так как динамик будет крепиться к наружной части экрана, корпус должен быть максимально прочным;
  • На создание конструкции нужно будет потратить время, а также средств на приобретение дополнительного материала;
  • При отсутствии навыков в установке динамиков можно не только испортить звук, но и сломать саму колонку (помимо того, что она при громком звучании сама вибрирует, во время езды колебания усиливаются, из-за чего мембрана может быстро порваться);
  • Требуется соблюдение определенного угла наклона.

Угол излучения звука

Если колонка будет слишком высоко направлена, это отразится на чистоте музыки. Высокие частоты будут хуже передаваться. Опыт показывает, что угол наклона, превышающий 60 градусов, искажает передачу звукового сигнала. По этой причине, создавая наружный экран, следует точно рассчитать эту величину.

Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях

Изготавливая наружную конструкцию, вначале необходимо надежно закрепить внутренний экран. Затем внешний короб либо изначально изготавливается с нужным наклоном к вертикали, либо прикручивается наискось саморезами. Пустоты заполняются шпаклевкой. Вся конструкция обрабатывается стекловолокном и обтягивается соответствующей тканью.

Процесс подключения

Тыльные динамики подключаются к магнитоле при помощи разветвителя-коннектора типа miniJack. Если есть навыки в качественной пайке, то можно распаять подходящий разъем, что облегчит процесс подключения.

Если подключается одна колонка, то можно воспользоваться линейным выходом, который имеется в большинстве магнитол (миниджек). При подключении большего количества динамиков нужно покупать разветвители или в зависимости от модели магнитолы (активная или пассивная) подсоединять непосредственно к разъемам на задней панели.

Если в автомагнитоле нет встроенного усилителя (большинство устройств оснащены стандартным усилителем, который способен обеспечить нормальную работу обычным широкополосным динамикам), то чтобы раскачать басистые динамики, нужно приобрести дополнительный усилитель и кроссовер.

Коротко рассмотрим весь процесс монтажа автомобильной акустики.

Подготовительный этап

Вначале необходимо грамотно проложить всю проводку. Лучше данный процесс совместить с ремонтом салона. Так провода не нужно будет мостить в неподходящих для этого участках салона. Если соединение проводов будет плохо заизолировано, то оно может контактировать с кузовом машины и вызывать либо ток утечки, либо замыкание в цепи.

Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях

При монтаже динамиков в двери необходимо правильно рассчитать их расположение в дверной карте, чтобы при закрывании двери корпус динамика не прижимался к стойке. Провода между подвижными элементами протягиваются так, чтобы при закрывании двери они не перетирались и не зажимались.

Особенности изоляции

Для качественной изоляции не стоит использовать скрутки и изоленту. Гораздо практичней использовать пайку или монтажные планки (так обеспечивается максимальный контакт проводов). Для предотвращения контакта оголенных проводов друг к другу или к корпусу машины необходимо использовать кембрики. Это тонкие изоляционные шлангочки. Они надеваются на соединяемые провода и при помощи воздействия высокой температуры (спичка или зажигалка) плотно усаживаются на месте соединения.

Такой способ изоляции предотвращает проникание влаги на место соединения (не дает проводам окисляться), будто оно находится внутри заводской изоляции. Для большей уверенности поверх кембрика можно намотать изоленту.

Прокладываем проводку

Вдоль салона провода лучше прокладывать под обивкой салона или в специальном тоннеле, к которому имеется доступ в случае необходимости ремонта магистрали. Чтобы провода не перетирались, в местах, проходящих через просверленные отверстия, необходимо установить резиновые уплотнители.

Маркировка проводов

Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях

Это важный этап, который облегчает грамотное подключение проводов. Особенно если автовладелец использует кабель одного цвета. Во избежание ошибок в подключении и простоты ремонта (или поиска этих ошибок) практично использовать провода разного цвета (на один контакт свой цвет).

Подключаем динамики

Если используются широкополосные динамики, то каждый из них подключается к соответствующему контакту в фишке магнитолы. Чтобы проще было это сделать, производитель автомагнитолы кладет в комплект короткую инструкцию по монтажу. В ней указывается назначение каждого контакта.

Каждый динамик должен не просто правильно подключаться, но и иметь свое место в салоне. У всех колонок свое назначение и принцип работы, что влияет на качество музыки.

Завершающие работы

Прежде чем завершить работу и прятать провода под обшивку или в тоннель, необходимо протестировать систему. Качество монтажа проверяется воспроизведением разного рода композиций (у каждой из них свои частоты звуков). Также можно проверить, не перепутаны ли стороны, изменив уровень баланса в настройках магнитолы.

Как правильно расположить динамики?

Качество звучания акустики напрямую зависит от того, насколько прочно закреплены колонки. По этой причине акустический экран изготавливается из дерева. В стандартном исполнении красота звука начинает ощущаться, когда вес всей конструкции составляет более 7кг. Но для достижения максимального эффекта увеличение массы конструкции приветствуется. Главное – чтобы петли дверей выдержали такой вес.

Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях

Когда соединяются экраны, между ними не должно быть зазоров. В противном случае вибрация динамика разъединит элементы, или они начнут дребезжать. Наружный экран нельзя устанавливать без внутреннего. Причина тому – музыка не будет отличаться от звучания обычных колонок.

Что касается саморезов, то они должны быть сделаны из цветного металла. В противном случае они будут намагничиватсья, и искажать работу динамика.

Лучшая автоакустика

Вот небольшой ТОП лучшей автоакустики по доступной цене:

Модель:Специфика:Стоимость:
Focal Auditor RSE-165Как установить динамики в машину – акустический экран в дверях
Коаксиальная акустика; перевернутый в куполе твитер; защитная стальная решетка56 долларов
Hertz K 165 UnoКак установить динамики в машину – акустический экран в дверях
Диаметр динамиков – 16,5 см; компонентная модификация (двухполосное разделение звука); мощность (номинальная) 75Вт.60 долларов
Pioneer TS-A1600CКак установить динамики в машину – акустический экран в дверях
Компонентная двухполосная; диаметр НЧ динамиков – 16,5см; мощность (номинальная) 80Вт.85 долларов

Конечно, предела ни в размерах, ни в громкости автомобильной акустики нет. Существуют мастера, которые при помощи пары дополнительных аккумуляторов, мощного усилителя и огромных колонок спокойно в своих жигулях могут устроить рок-концерт, из-за чего могут вылететь стекла. В этом обзоре мы рассмотрели рекомендации для тех, кто любит красивое, а не запредельно громкое звучание.

Вот небольшое видео-сравнение коаксиальной и компонентной акустики для авто:

Читайте также: