Трансформатор тс 160 как сделать зарядное устройство

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Силовой трансформатор - зарядное устройство Силовой трансформатор - зарядное устройство

Навыки обращения с трансформаторами и паяльником у меня имеются, да и физику с электротехникой я изучал еще в советские времена, итак приступим.

Трансформатор ТС-250 и снятие старой вторичной обмотки

Трансформатор ТС-250

Трансформатор ТС-250

Для успешной операции нам потребуется силовой трансформатор ТС-250 или ТС-180. Такие трансформаторы раньше применяли в телевизорах. В этих трансформаторах все рассчитано на большие токи, недаром цифры в модели трансформатора означают мощность в ваттах (250 и 180 ватт). В моем случае был использован трансформатор ТС-250.

Для целей изготовления зарядного устройства нам потребуется лишь первичная обмотка этих трансформаторов. Чтобы избавиться от лишнего груза, надо отмотать всю вторичную обмотку с обеих катушек.

Чтобы приступить к отматыванию вторичной обмотки надо разобрать трансформатор, предварительно пометив выводы, где находится вход питания 220 вольт, то есть первичную обмотку, которую мы оставляем на катушках.

Удаляем все конденсаторы, припаянные к выводам, для зарядного устройства они не нужны.

Мусора и проводов при отмотке старой вторичной обмотки будет много, поэтому это лучше делать в гараже или на открытом воздухе, где не жалко намусорить.

Провод вторичной обмотки 2,5 мм 2

В наше насыщенное время в магазинах доступно практически всё, кроме хороших, лакированных, медных, проводов для намотки трансформатора. О проводах в шёлковой изоляции даже и мечтать не приходится, поэтому было решено использовать обычные медные жилы в ПВХ-изоляции. Такое упрощение значительно снижает качество и надежность трансформатора, но упрощает поиск нужных материалов.

В обычном, строительном, магазине было закуплено 4 метра двухжильного кабеля в двойной изоляции, сечением 2,5 мм 2 . Один виток равен, примерно, 7 см, а потому для 44 витков надо около 3,08 метра провода. С учетом выводов и припусков получается 3,3 метра, но в магазинах с такой точностью вам провод не продадут.

Диодный мост KBPC2501 (MB251) на 25А/100В

Диодный мост KBPC 2510

Диодный мост KBPC 2510

Зарядное устройство, в нашем случае, получится довольно мощное, поэтому надо приобрести достойный диодный мост, предназначенный для выпрямления больших токов.

Диодный мост KBPC2501 с прикрепленным к нему радиатором позволяет вам не заботиться о нагрузке на трансформатор — он полностью перекрывает его возможности, ведь он способен выпрямлять ток величиной 25 ампер, а напряжение вторичной обмотки на холостом ходу будет не выше 18 вольт.

Наматываем вторичную обмотку

Зарядное устройство из трансформатора своими силами

Зарядное устройство из трансформатора своими силами

На подготовленные катушки трансформатора (на них должна остаться только первичная обмотка) наматываем по 22 витка подготовленного провода. Конечно жилы разноцветные, но это очень удобно для идентификации катушек.

Напоминаю, направление витков новой обмотки должно совпадать с направлением витков старой, снятой обмотки — это архиважное условие! Внутренние концы обмоток припаиваем к тем же выводам, где были внутренние концы старой вторичной обмотки и соединяем их перемычкой. Если убирали перемычку первичной обмотки, то восстановите ее на старое место.

Почему 22 витка на катушку, а потому, что я не хочу вас утомлять расчетами обмотки. Если вам требуется зарядник на 24 вольта умножьте количество витков на каждой обмотке на 2 и т.д.

Сборка трансформатора

Катушки с намотанной вторичной обмоткой собираем на О-образный сердечник магнитопровода, соблюдая метки, которые мы нанесли при разборке, иначе загудит на весь дом. Между половинками магнитопровода можно нанести клей, типа момент, но только после испытаний. Клей позволит уменьшить шум до минимума.

Испытания и завершение работы

Готовое зарядное устройство из трансформатора ТС-250

Готовое зарядное устройство из трансформатора ТС-250

К выводам собранного трансформатора надо припаять кабель с вилкой, для включения в розетку 220 вольт и провода для подключения к диодному мосту. Я выбрал гибкие, многожильные, кабели, сечением 2,5 мм 2 .

Диодный мост зарядного устройства

Диодный мост зарядного устройства

К верхней части диодного моста прикрепляем хороший радиатор для отвода тепла. Я использовал радиатор от системы охлаждения процессора AMD Athlon — Thermaltake. Он рассчитан на отвод 100 ватт тепла. Радиатор справляется со своими обязанностями без дополнительно обдува, но значительно нагревается при работе.

Корпус для трансформатора подбирайте по своему вкусу, но обязательно предусмотрите хорошую вентиляцию и виброизоляцию — под нагрузкой трансформатор нагревается и вибрирует (именно вибрирует, гудение будет слышно, если поместить его в коробку, которая служит резонатором).

Резюме

Готовое зарядное устройство обойдется вам в 200 рублей, потраченных на покупку диодного моста и проводов. Сам трансформатор вы вряд ли найдете в продаже, поищите у старых радиолюбителей.

Это зарядное устройство, изготовленное своими руками, позволит заряжать автомобильный аккумулятор за 12 часов, доводя его до нужной кондиции. Например, он позволяет увеличить плотность электролита с 1,20 до летней нормы 1,27 за в зависимости от возраста пациента.

Зима неумолимо приближается и скоро начнется сезон покупки (сборки) автомобильных зарядных устройств. Хотим представить зарядное устройство, которое изготовлено самостоятельно для собственных потребностей в зарядке двух АКБ на 40 и 60 А/ч. Оно работает уже в нескольких экземплярах у разных людей, и зимой особенно необходимо.

В дешевых зарядных устройствах, доступных в магазинах, бывает так что зарядное напряжение в финальной фазе достигает 20 В (такое без стабилизатора при росте сетевого напряжения до 250 В вполне возможно), а электролит превращается в газ. Они не подходят по соображениям безопасности, поэтому лучше о покупке таких девайсов даже не думайте!

При минимальных знаниях и ровности рук можно потратив наименьшее количество денег, используя что есть под рукой, собрать вполне приличную зарядку для авто 12 В.

Схема зарядного к автомобилю


Потенциометр PR1 позволяет регулировать рабочее напряжение компаратора U1 в диапазоне не менее 13,5 … 15 В. Если напряжение батареи ниже чем рабочее напряжение компаратора, то после каждого сброса триггера U2A после дополнительного короткого момента высокое состояние выводится на Q-выход. Конденсатор С1 заряжается, и напряжение на затворе транзистора становится как минимум на 10 В выше, чем напряжение на его истоке — транзистор открывается. Важной характеристикой схемы является то, что описанный цикл зарядки C1 не повторяется в каждой половине работы сети, только каждый полный период, то есть каждые 20 мс. Благодаря этому система всегда будет проходить через четное число синусоидальных полуволн, что полезно для трансформатора, поскольку поглощенный ток не содержит постоянной составляющей.


Данное зарядное устройство построено на хорошо известной микросхеме 4013. Единственное изменение в схеме — это использование CEP50N06 вместо транзистора BUZ11, он имеет еще более низкое сопротивление перехода (19 мОм вместо 30 мОм). Это действительно очень хорошая и многократно проверенная схема, хотя она имеет два недостатка, а именно: отсутствие регулировки зарядного тока и невозможность работать при напряжении аккумулятора ниже 10 В. Трудно сказать каково предельное нижнее напряжение для правильной работы схемы, но подключив разряженную батарею, на которой напряжение без нагрузки было 8 В — система не запускалась, нужно было ненадолго подключить аккумулятор к БП напрямую (чуть поднять напряжение), после чего зарядное устройство справилось.


Корпус от классического блока питания компьютера, в котором всё было возможно разместить. В середине был прикручен трансформатор от поврежденного ИБП, от которого была использована только одна обмотка 17 В. Схема также работает с выпрямительным мостом 25 А, V / A модулем производства Китая. Что касается модуля V / A, его преимуществом является широкий диапазон напряжения питания до 30 В и то, что он может легко запитываться от самого измеренного напряжения. Точность измерения может быть откалибрована с помощью микро потенциометров. Модуль имеет встроенный шунт, диапазон измерения тока составляет 10 А. Выход защищен предохранителем на 15 А.


Вентилятор установлен на задней части корпуса БП, рабочее напряжение его ограничено резистором 220 Ом, 5 Вт (чтоб меньше шумел). Резистор подобран экспериментальным путем, чтобы у кулера не было проблем с запуском, а его обороты были ниже. Он ведь должен не шуметь, а только обеспечивать циркуляцию воздуха. Конечно можно отказаться от вентилятора вообще, но тогда было бы полезно иметь большой радиатор для транзистора.


Расходы на самодельную автозарядку вышли несравнимо меньшие, чем на покупку готовой, пусть даже на дешевом китайском сайте.

При зарядке не нужно отсоединять аккумулятор от автомобильной электроники (схема контролирует выходное напряжение, которое установлено на 14,4 В), и не нужно контролировать время зарядки, когда заряд аккумулятора завершается, ток зарядки со временем упадет почти до нуля.

Максимальный ток, который удавалось достичь на представленной конструкции, составляет 12 А (модуль V / A выдержал) при разряженной батарее до 8 В, о которой упоминалось ранее. При нормальной работе аккумуляторных батарей ток в начальной фазе составляет 6 А, а затем постепенно уменьшается. Его значение зависит от степени разрядки аккумулятора.

Цифровой вольтметр подключен к аккумулятору. Амперметр подключен сразу к диодному мосту. Во время зарядки вольтметр колебался в диапазоне около 0,1 В и это нормальная работа. После зарядки батареи до 14,4 В вольтметр перестал колебаться и постоянно отображал это значение. Во время зарядки амперметр изменял свои показания с максимума на ноль. Ноль показывал строго и не колебался как на вольтметре 14.4 В.

Инструкция по работе с ЗУ к авто

Зарядное устройство работает следующим образом:

  1. Вы подключаете батарею несколько разряженную, предположим что после подключения напряжение составляет 12,3 В. Поскольку сопротивление такой батареи низкое, а напряжение ниже установленного 14,4 В, транзистор открывается и течет постоянный ток. Насколько велик этот ток, зависит от мощности трансформатора и сопротивления аккумулятора. Предположим, что это будет 6 А.
  2. Батарея заряжается, напряжение на ней увеличивается, а ток немного уменьшается.
  3. Напряжение достигает заданного значения 14,4 В, схема переходит в импульсный режим, чтобы ограничить дальнейшее повышение напряжения.
  4. Напряжение больше не будет увеличиваться, но батарея будет подзаряжаться все время, ток будет постепенно уменьшаться, амперметр будет колебаться по показаниям.
  5. Батарея продолжает заряжаться, пиковый ток становится ниже, а при полной зарядке колеблется в пределах очень низких значений. Аккумулятор следует считать заряженный, когда ток составляет около 0-0,3 А.

Схема переходит в импульсный режим подпитки, когда напряжение достигает 14,4 В, и к этому времени ток протекающий через АКБ становится стабильным, амперметр также показывает это. В импульсном режиме амперметр будет показывать около нуля, это означает что батарея полностью заряжена.




Это не первое самодельное зарядное устройство собранное по предлагаемой схеме, предыдущие выглядели так как на фото выше. Все они работают у людей уже давным-давно. Описание ЗУ в оригинале и рисунок печатной платы .

Этот ряд трансформаторов выпускался как на разрезных, стержневых сердечниках из стальной ленты, марки Э-320, так на и броневых сердечниках, изготовленных из штампованных Ш-образных пластин УШ30х60. Все они разрабатывались и предназначались в основном, для питания телевизионных приёмников чёрно-белого изображения и бытовой радио-аппаратуры.

Необходимо иметь в виду, что приведённые здесь моточные данные, могут отличаться на имеющиеся у Вас трансформаторы, в связи с изменениями ТУ, заводов изготовителей, прошествии времени и прочих условий и их следует принимать, только как основу. При необходимости определить более точно количество витков обмоток имеющегося у Вас трансформатора, намотайте дополнительную обмотку с известным количеством витков, замерьте на ней напряжение и по полученным данным просчитайте ваш трансформатор.

Трансформаторы на броневых сердечниках, ТСШ-160, ТСШ-170, ТСШ-170-3.

Трансформатор силовой ТСШ-160, взаимозаменяем с трансформаторами ТСШ-170 и ТСШ-170-3.
Трансформаторы силовые ТСШ-160 и ТСШ-170, отличаются от трансформатора ТСШ-170-3 лишь тем, что у последнего сетевая обмотка выполнена только на 220 вольт, выводы сетевой обмотки у него под номерами 1 - 2 и дальнейшая нумерация вторичных обмоток, продолжается с номера 3, то есть если вместо трансформатора ТСШ-160, или ТСШ-170 ставить ТСШ-170-3, то к лепесткам 3-4 ТСШ-170-3, припаиваются провода, подходящие к лепесткам 7-8 у трансформаторов ТСШ-160 и ТСШ-170, ну и так далее согласно схеме.
Сеть 220 вольт к первичной обмотке трансформаторам ТСШ-160 и ТСШ-170, подключается к выводам 1 и 6, при этом необходимо замкнуть между собой выводы 2 и 5. У трансформатора ТСШ-170-3, сеть 220 вольт к первичной обмотке, подключается к выводам 1 и 2.

Рисунок 1.
Внешний вид и схема трансформаторов ТСШ-160, ТСШ-170, ТСШ-170-3.

Таблица 1. Моточные данные трансформаторов ТСШ-160, ТСШ-170, ТСШ-170-3.

Вот схема ТС-160


Но мне она плохо понятна. Почему некоторые цифры обычные (например, 3), а некоторые с чёрточкой (3')? В интернете пишут, что нужно замыкать выводы 2 - 2', и выводы 3 - 3', а в сеть включать выводы 1 и 1'.
Ещё несколько вопросов, если включать его в сеть последовательно с лампочкой, то какой мощности лампочку брать? И нельзя ли включить его через стабилизатор напряжения, который обещает защиту от перегрузки и КЗ?

Фото самого трансформатора


На нём есть таблица, какие лепестки какое напряжение дают, но она, мне кажется, вообще туда от балды налеплена. Нумерация с действительностью не совпадает

Штрихи говорят о том что данная полуобмотка расположена на другом сердечнике .
2-2" будет перемычка конец-конец полуобмоток на 127 в - ставить надо 3-3" на 220 в .
Проще от другого подать переменноне 6,3 в на толстую обмотку что на фото справа и промерять напряжения на предполагаемой первичке .
Только ж на обе полуобмотки подавать переменное 6,3 в !
Запаянная скрутка это конец-конец накальной .

mystertvister, Теперь до меня кое-что стало доходить. На текстолитовой планке я нашёл нумерацию лепестков, она совпадает с той, что указана на бумажке. Самая толстая обмотка там, похоже, которая на 6,55 вольт и 7,5 ампер (это она накальная?). Т.е. она есть на обоих половинках трансформатора? Источника питания на 6 вольт у меня нет, минимум 9 (маленький сетевой трансформатор). Пойдёт 9, или можно через мощный резистор включить?

romadimaoleg2, дак на фото видно даже куда 220 подавать. Тут судя из таблицы на трансформаторе нет отвода на 127В. Вон она перемычка вверху, а те два вывода это подключение к 220В. Ну в крайнем случае включи через лампочку и померяй на накальной что творится, должно быть около 7-7,5В. Можеш 9В подать через лампочку на 12В на накальную и найти где сетевая.

Ура
9В подал на толстую обмотку, напряжение просело до 1,3В. Померял на предполагаемой первичке - там 53 вольта. Немного расчётов и всё оказалось верно, если на толстой обмотке будет 6,55, то на первичке будет 220.

Включил в сеть аккуратно, трансформатор слегка загудел. Погонял несколько минут, ничего не греется. Напряжения на вторичках более менее соответствуют заявленным. Всем спасибо, задача выполнена

Собрал качер недавно, от 12 вольт разряд не очень большой. А в этом трансе нужные напряжения есть (две обмотки по 33 вольта), хочу от него запитать. Да и так, интересно мне новое и неизведанное познать, с такими вещами никогда ещё не сталкивался

Запустил качер от обмотки на 33 вольта. Уже гораздо лучше, чем от 12-ти
Но тут другая проблема появилась - как соединить параллельно две обмотки, те, что на 33 вольта каждая? Согласно этикетке на трансе, напряжение 33 вольта имеется между лепестками 3 - 6 и между лепестками 2 - 6. Между лепестками 2 - 3, согласно моим замерам, 73 вольта (а на лепестках 3-6 и 2-6 по 36,5 вольт). Значит выходит, что начало одной обмотки соединяется с концом другой в лепестке номер 6. А для параллельного соединения обмоток они в этой точке должны быть разъединены. Ведь так?

Значит выходит, что начало одной обмотки соединяется с концом другой в лепестке номер 6. А для параллельного соединения обмоток они в этой точке должны быть разъединены. Ведь так?


Не так .
Для данного типа сердечника суммирование напряжений обмоток проискодит если замкнуть конец-конец или начало - начало .
Тебе нужно распаять точку 6 и для запараллеливания соединить 2-6" и 3-6 , то есть , конец обмотки 2 (6) с началом обмотки 3 , а начало обмотки под номером 2 с концом (6") третьей .
Это если они на разных сердечниках , если на одном-ты прав .

Рынок буквально наполнен различными техническими новинками. Поэтому приобрести ЗУ для АКБ, тем более что и цена на такие изделия вполне доступная, сегодня не проблема. Но многие автолюбители все-таки предпочитают обходиться простейшими зарядными устройствами. Основных причин две – одни не верят в надежность современных приборов, а другим не нужны их многочисленные функции, и они считают это лишней тратой денег.


Что нужно сделать?


  • Изготовить радиатор. Он необходим, чтобы при длительной зарядке мост не перегревался. Для диодов подойдет ребристая конструкция из алюминиевых (или дюралевых) пластин. Покупной мост достаточно закрепить на основе, подложив под него лишь одну, предварительно нанеся на нее слой термопасты. Ее можно купить в том же радиомагазине.







Принцип работы схемы понять несложно. Ток регулируется самой лампой, так как ее нить накала имеет определенное сопротивление (I=P/U). Мощность осветительного прибора можно подобрать расчетным путем, хотя для упрощения задачи достаточно привести некоторые примеры. Их вполне хватит, чтобы понять, как собрать схему.








Лампочка на 60 Вт обеспечивает в цепи ток в 0,27 А. С учетом диода (он пропускает лишь один полупериод синусоиды) нагрузочный равен 0,318 х I. Чтобы получить I зар = 0,15 А, в цепь нужно включить лампу-сотку.

Постоянно использовать такую примитивную схему для зарядки автомобильного аккумулятора, естественно, не стоит. Но в трудной ситуации, когда нет иного решения, она очень даже выручит.

Представляю вам весьма простую схему зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. В схеме нет ничего лишнего, так мы поднимаем его надежность. В статье представлены несколько простых вариантов зарядников, которые могут собрать даже начинающие. Для АКБ своего мотоцикла решил собрать зарядное устройства, так как генератор себя не оправдал, особенно зимой.


Для того чтобы аккумулятор зарядился нужно источник стабильного тока. В качестве тока будет служить обычный сетевой трансформатор. Вторичная обмотка должен выдавать ток для стандартного зарядного режима, это будет 1/10 ёмкости аккума.


А также схема выпрямителя с регулировкой напряжения-тока. Значение тока меняется при изменении напряжения на АКБ.



Для своего зарядника взял трансформатор ТС-160, его можно найти в советских телевизорах. Снял обмотки и перемотая получил 14 вольт на 10 ампер на выходе, это вполне хватит для зарядки любых аккумуляторов.

Давайте переступим к изготовлению корпуса. Корпус был собран из цинковой жести – быстро и дешево.
Так как у меня стоит вентилятор, для этого сделал отверстие, правда детали не так уж сильно греются, но для надежности этого не помешало бы.

В передней части также делал место для вольтметра и для крокодилов. Далее поставил схему – трансформатор, вольтметр, вентилятор, кстати диодный мост взят с запасом – КРВС-3510. А для избежания всяких помех после моста поставил конденсатор с емкостью 5 тыс. мкФ, можете вместо одного конденсатора поставить несколько, конечно же не изменяя общий емкость.


Вот и устройства готова, правда корпус можно было и делать более красиво и аккуратно, но для быстроты и так пойдет. Зарядное устройства можно применить для зарядки автомобильных аккумуляторов, для питания светодиодных лент(12 вольт) и для настройки преобразователей.

Этот ряд трансформаторов выпускался как на разрезных, стержневых сердечниках из стальной ленты, марки Э-320, так на и броневых сердечниках, изготовленных из штампованных Ш-образных пластин УШ30х60. Все они разрабатывались и предназначались в основном, для питания телевизионных приёмников чёрно-белого изображения и бытовой радио-аппаратуры.

Необходимо иметь в виду, что приведённые здесь моточные данные, могут отличаться на имеющиеся у Вас трансформаторы, в связи с изменениями ТУ, заводов изготовителей, прошествии времени и прочих условий и их следует принимать, только как основу. При необходимости определить более точно количество витков обмоток имеющегося у Вас трансформатора, намотайте дополнительную обмотку с известным количеством витков, замерьте на ней напряжение и по полученным данным просчитайте ваш трансформатор.

Трансформаторы на броневых сердечниках, ТСШ-160, ТСШ-170, ТСШ-170-3.

Трансформатор силовой ТСШ-160, взаимозаменяем с трансформаторами ТСШ-170 и ТСШ-170-3.
Трансформаторы силовые ТСШ-160 и ТСШ-170, отличаются от трансформатора ТСШ-170-3 лишь тем, что у последнего сетевая обмотка выполнена только на 220 вольт, выводы сетевой обмотки у него под номерами 1 - 2 и дальнейшая нумерация вторичных обмоток, продолжается с номера 3, то есть если вместо трансформатора ТСШ-160, или ТСШ-170 ставить ТСШ-170-3, то к лепесткам 3-4 ТСШ-170-3, припаиваются провода, подходящие к лепесткам 7-8 у трансформаторов ТСШ-160 и ТСШ-170, ну и так далее согласно схеме.
Сеть 220 вольт к первичной обмотке трансформаторам ТСШ-160 и ТСШ-170, подключается к выводам 1 и 6, при этом необходимо замкнуть между собой выводы 2 и 5. У трансформатора ТСШ-170-3, сеть 220 вольт к первичной обмотке, подключается к выводам 1 и 2.

Рисунок 1.
Внешний вид и схема трансформаторов ТСШ-160, ТСШ-170, ТСШ-170-3.

Таблица 1. Моточные данные трансформаторов ТСШ-160, ТСШ-170, ТСШ-170-3.

Читайте также: