Трансформатор тока на ферритовом кольце своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 16.09.2024


Когда-то очень давно, в начале 90-х я служил в Литве в г. Каунас на ведущем авиаремонтном заводе ВВС по вертолетам Ми-8. Сказать, что этот завод был большим, значит ничего не сказать. Одно то, что завод выпускал по 22 откапиталенных вертолета в месяц говорит о многом. Но речь не о том. Стал я там начальником смешанного цеха по ремонту вооружения, слесарно-механической обработки, гальваники и пр. и т.д. и т.п.
Чем отличались люди, работающие на авиаремонтных заводах, а это был мой второй завод (я начинал службу в Омске на таком же заводе, только значительно меньшем). Люди отличались высокой степенью "рукастости", то есть самодельщики, да еще вооруженные авиационными знаниями и технологиями.
Как известно, в те годы самодельщикам было очень тяжело, в магазинах практически ничего не было. Высоким статусом обладал гаражный "кулибин", владевший сварочным аппаратом. Вот и у меня давно зрело решение построить свой сварочник. Да еще такой, чтобы работал от простой гаражной розетки.
Перелопатив горы журналов и литературы по самодеятельности, я несколько раз встречал самодельные аппараты построенные на основе ЛАТРов.
ЛАТР — лабораторный автотрансформатор, однообмоточный, позволяющий регулировать напряжение от 0 до несколько большего, чем в сети напряжения, как правило, до 250 Вольт. Но главное полезное свойство для сварочного аппарата у ЛАТРа было то, что изготавливались они на тороидальном или, по-русски, кольцевом сердечнике, не имевшем зазоров и поэтому обладавшим практически 100% КПД, вследствие отсутствия потерь в магнитном зазоре. Мощность ЛАТРов выбиралась 10 А, т.е 2 кВт, что при 40-50 Вольтах на выходе, обеспечивало сварочный ток 40-50 Ампер. Это конечно было хорошо, но хотелось большего.
Теперь, немного теории, я думаю, полезной и для современных кулибиных.
Как известно, мощность трансформатора определяется, в основном, площадью сечения магнитопровода — сердечника, на который установлены, намотаны обмотки. Второй фактор — сечение обмоточных проводов, оно определяется по токам и ограничиваются еще и возможностью уместить обмотки в окна сердечника.
Итак, имеем сердечник, ранее работавший (новый врятли доступен) в трансформаторе известной мощности. Для расчета, радиолюбители-электронщики применяют упрощенные формулы.
Измеряем площадь сечения сердечника. Для Ш-образных пластин, из которых набран сердечник — площадь среднего штыря, куда будет намотана обмотка. Площадь вычисляется в квадратных сантиметрах
Измеряем ширину пластины, умнощаем на толщину набора пластин и вычисляем:
50/S, где 50 — коэффициент для трансформаторов длительной или непрерывной работы, можно применить 40 — для трансформаторов, выключаемых после работы. В результате этих вычислений получаем количество витков на 1 Вольт
Для намоточных проводов применяют правило — 1 квадратный мм сечения на 10 Ампер, ВНИМАНИЕ не путать площадь сечения с диаметром! Вспоминаем школу и вычисляем площадь круга.
И вот, возвращаясь к кольцевым сердечникам, попросил меня мастер слесарно-механического участка помочь ему сделать сварочник.
Не помню уже где, но вычитал идею использовать в качестве кольцевого сердечника статор от асинхронного электродвигателя. Нашел мастер на свалке старый 4 кВт двигатель (тогда еще всё валялось), разобрали мы его, выковыряли обмотки, выбили сердечник. На токарном станке срезали пазы для обмоток внутри сердечника, и я занялся расчетом. Намотали авиационными несгораемыми проводами (ПТЛ-200) вторичку сделали на 50 Вольт. Результат превзошел ожидания! Сварочник варил даже электродом пятеркой. И всё из розетки.
Впоследствии к нему добавили выпрямитель и и регулятор тока, мастер ходил как петух довольный.
Вот сейчас, заимев гараж, захотелось мне в его оснащение добавить этот чудо-трансформатор. О его возможном применении напишу ниже.
На свалке завода "приватизировал" статор от могучего электродвигателя. Весу в нем было, килограмм 60-70, но своё же не тянет, пыхтя, кряхтя и попёрдывая, завалил я его в багажник своей Волги.
Фото его еле нашел


Разбив кувалдой ребристую чугуняку корлуса, я из него добыл сердечник статора. Медь обмоток выковыряли еще до меня.
Сын на работе вырезал на токарном станке пазы и приварил к сжимающим кольцам ножки и ручку для переноски этого тяжеловеса.


Обмерил сердечник, получилось 15 см — толщина набора, 2,5 см — ширина кольца. Площадь сечения — 37,5 кв. см.
Далее, обмотал сердечник стеклотканевой лентой, чтобы предохранить изоляцию проводов.


Далее, рассчитал число витков первичной обмотки. 220 х 50/37,5 = 293 Витка.
Далее — провод. На 20 Ампер (4 кВт из розетки) решил мотать сложенным вдвое проводом БПВЛ-0,7
Несколько запутанную бухту 440 метров перемотали сложив начало и конец.


Для намотки из ДВП я вырезал челнок.


Далее, пошло самое интересное и муторное — намотка. 293 витка — это и много и немного, по сравнению с маломощными трансформаторами.


В результате получилась обмотка в два слоя. Для контроля работы, тем же проводом намотал 2 витка, замерял напряжение — 2,4 Вольта. Всё правильно! В качестве баловства замыкаю концы, они начинают весело светиться.


На этом позавчера закончили. Вчера вечером занимались с Жекой Ascender с его БК Мультитроникс, а сегодня я опять продолжил эксперименты с уже наполовину намотанным трансформатором.
Тут надо прояснить для чего он нужен. Задумывался он как трансформатор для точечной сварки и споттера.
А тут еще назрела переборка передней подвески, решил попробовать его для разогрева прикипевших болтов и гаек.
Накрутил вторичку счетверенным проводом 5 мм диаметром. Концы временно, для экспериментов стянул на болты с большими шайбами.


Она выдала 1,2 Вольта.


Далее — пробы. Беру шпильку М12 с накрученной гайкой. Прижимаю один коней обмотки к свободному концу шпильки, второй — к гайке. Трансформатор глухо зарычал, свет при этом не потух. Секунд 5-10 я держал шпильку под током, потом мне стало горячо, держал-то голыми руками, разогрелись болты, стягивающие провода. И вот, что интересно, испытуемая шпилька была просто теплой, зато гайка почти дымилась. Это можно объяснить худшим сопротивлением в резьбе, по сравнению со сплошным телом шпильки. Основная энергия выделилась на сопротивлении — т.е. резьбе. Это очень хорошо, в закисших соединениях важно разогреть ржавчину в резьбе.


В дальнейшем будем пробовать на объекте, изменяя напряжение и ток.
Еще одно применение данного трансформатора — разделитель. Поскольку первичная обмотка намотана двойным проводом, то, расцепив их, получаем две идентичные обмотки. Это позволит "отвязаться" от "земли" в обычной розетке и пользоваться 220 Вольт в сырых местах, не боясь электротравмы. Ударит только, если тупо взяться за оба провода. Если держаться за один, можно стоять босиком в луже и ничего не произойдет.

Читайте также: