Трал для рыбалки своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Трал — это орудие лова, широко применяемое в мировом промышленном рыболовстве. Это наиболее высокопроизводительное орудие лова, широко распространённое в большинстве зарубежных стран. В России траловый лов также является ведущим. Особенно широко он распространён в Баренцевом море, на Балтике, в Дальневосточном бассейне, Атлантическом, Тихом океанах и других районах.

Трал представляет собой большой сачок сделанный из канатов и сетей (делей). Передняя часть трала (устье) при тралении раскрывается распорными устройствами: траловыми досками по горизонтали и грузами, поплавками, гидродинамическими щитками по вертикали.

В процессе лова трал буксируется специально оборудованными судами — траулерами.

Также трал может буксироваться двумя небольшими судами. В этом случае говорят о близнецовом трале.

Тралы бывают донные и пелагические. Лов донным тралом считается особенно губительным для морских обитателей, так как при его использовании уничтожается донная растительность, кораллы, водоросли и пр.

Trawling Drawing.jpg

Галерея



  • Судовое оборудование
  • Рыболовные снасти

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Рыболовный трал" в других словарях:

ТРАЛ — Морской прибор для определения неровностей два рек, озёр и морей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРАЛ морской прибор, служащий для определения малейших неровностей дна рек, озер и морей. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

ТРАЛ — ТРАЛ, трала, муж. (англ. trawl невод). 1. Сеть в виде мешка, приспособленная для ловли рыбы с судов (спец.). Рыболовный трал. 2. Приспособление для вылавливания подводных мин (воен. мор.). Минный трал. 3. Особый снаряд для исследования дна и для… … Толковый словарь Ушакова

трал — а; м. [англ. trawl] Спец. 1. Большая конусообразная сеть для ловли рыбы с судов. Донный т. Лов трески тралом. 2. Гидрографическое устройство для исследования поверхности дна, его флоры и фауны, а также для обнаружения подводных препятствий.… … Энциклопедический словарь

ТРАЛ — (от англ. trawl) ..1) трал рыболовный конусообразный сетчатый мешок с отверстием, предназначенный для лова рыбы. Буксируются морскими судами при помощи стальных тросов (ваеров)2)] Трал гидрографический устройство для обнаружения подводных… … Большой Энциклопедический словарь

ТРАЛ — (от английского trawl), 1) Трал рыболовный конусообразный сетчатый мешок с отверстием, предназначенный для лова рыбы. Буксируется морскими судами при помощи стальных тросов (ваеров). 2) Трал в военном деле противоминное средство кораблей, танков … Современная энциклопедия

Трал (рыболовн.) — Трал рыболовный, отцеживающее сетное орудие лова, буксируемое в воде специальным судном ‒ траулером; предназначен для лова рыбы (треска, пикша, морской окунь и т.д.) и нерыбных объектов промысла. Т. представляет собой конусообразный мешок из… … Большая советская энциклопедия

ТРАЛ — (1) гидрографический устройство для исследования морских и речных фарватеров, промеров глубин и обнаружения подводных препятствий на определённой глубине, а также для собирания со дна водяной флоры и фауны; (2) Т. минный средство для обнаружения… … Большая политехническая энциклопедия

Рыболовный ледобур — Шнековый ледобур … Википедия

Трал — I (англ. trawl) специальное приспособление (устройство) на кораблях тральщиках (См. Тральщики) и вертолётах, служащее для обнаружения и уничтожения мин (см. Траление мин). Различают корабельные, катерные, авиационные и береговые Т.;… … Большая советская энциклопедия

Представьте ситуацию, когда добыча стоит далеко от берега и возникает проблема: то снасть туда не достает, то невозможно с руки так далеко бросить прикормку. В особенности это касается донных снастей, которые забрасываются на значительные расстояния, порой до 60-80 метров. Что делать в таких случаях.

Поэтому очень многие изготавливают такие приспособления сами, используя доступные материалы. О некоторых самодельных устройствах и приспособлениях я и хочу рассказать.

И так приспособление первое:

Оно изготавливается из обычной пластиковой бутылки емкостью 2 литра. Отрезаем верхнюю часть бутылки вот таким образом (рис1-рис2).

Самодельное приспособление для доставки прикормки в зону ловли

Самодельное устройство для прикармливания рыбы

Получается чаша с лепестками, длина которых примерно 10 сантиметров. На концах лепестков прожигаем, именно прожигаем, паяльником, гвоздем как Вам удобнее. Зто делается для того чтобы края не резали шнур и чтобы шнур не рвал лепестки (рис3).

Изготовление приспособлений для прикармливания рыбы

Следующий шаг: берем капроновый шнур длиной сантиметров 50-60, продеваем оба конца в отрезки термоусадочной трубочки, помещая посредине вертлюг. Эти концы продеваем в прожженные отверстия в лепестках и вяжем удобные для Вас узлы. Шнур сложим пополам (вертлюг посредине) и вяжем узел за вертлюгом. Должна получиться такая конструкция (рис4).

Доставка прикормки в зону ловли

Можно пользоваться. Скатываем шар, помещаем между лепестками, карабин к основной леске и забрасываем в точку лова. Под весом прикормки, при достижении водной поверхности, сооружение переворачивается и высыпает корм. Все просто.

Но возникает еще проблема. Для того чтобы забросить довольно увесистый шар необходимо мощное удилище, да и леску придется сменить на шнур. Не выполнив этих условий, есть немалый риск сломать удилище при первом же забросе. Есть ли возможность изменить ситуацию? Естественно есть.

Два расположены друг против друга и ближе к краю, для крепления шнура. По диаметру дна вырезаю из кусочка пенопласта что-то вроде пробки (рис6)

33

Самодельная ракета для рыбалки

Для большей уверенности можно применит болт с гайкой, не забыв поставить шайбы ОБЯЗАТЕЛЬНО, иначе порвет пенопласт. Затем проделываем операцию со шнуром, как в первом приспособлении и получаем (рис8).

Ракета для рыбалки своими руками

Набиваем кормушку и кормим. Да, кормушку можно сделать из отрезка пластиковой трубы и многого другого. Главное условие поплавок должен перевернуть кормушку!

И наконец, третье приспособление:

Это вообще проще простого. Идея пришла после воспоминаний о детстве. Наверное, все в детстве насаживали на палку огурец, яблоко и т.д. и, размахнувшись, бросали. Правда летит намного дальше? То-то. У меня остался кусок пластиковой трубы после изготовления подставки под удочки, вот я ее и применил. Расписывать сильно не буду все понятно из рисунков (рис9, 10,11).

Прикормка рыбы самоделка для забрасывания

Устройство забрасывания прикормки в зону ловли

приспособление для забрасывания прикормки в место ловли

Труба длиной около 60 сантиметров. На (рис12)

432222

изогнул ее немножко. По-моему немного удобнее бросать, хотя это, по-моему. И что самое главное сделано было перед самой рыбалкой где-то за день, но результат довольно хороший.

Дальность заброса несколько уменьшилась, но возросла точность и количество прикормки по сравнению со вторым вариантом. Да и замена корзинки проста: отрезал часть бутылки, навернул на пробку и будь здоров. Попробуйте должно понравиться. Удачи и еще раз удачи в нашем рыбацком деле.

Сетная часть. Распорные донные тралы представляют собой сшитый из сетного полотна мешок. Раскрытие мешка происходит на ходу судна под действием сопротивления воды движению мешка и специальной оснастки.

Донные тралы строят двухпластными и четырехпластными. Двухпластные тралы состоят из верхней и нижней пластин. Если верхняя и нижняя пластины одинаковы, то трал называют симметричным. Однако чаще применяют несимметричные тралы. Верхняя пластина несимметричных тралов состоит из верхних крыльев, сквера, верхних пластей мотни, мешка и полукутка, а нижняя — из нижних пластей мотни, мешка и полукутка (рисунок 27). Благодаря скверу верхняя пластина трала несколько выдвинута вперед по сравнению с нижней и образует козырек.

Длина сквера тем больше, чем подвижнее рыба, меньше скорость траления, выше вероятность ухода рыбы из предустьевого пространства, больше размеры скопления рыбы перед нижней подборой, лучше условия освещения. С учетом биологических предпосылок длина сквера не должна превышать 10-15 м.



1,2- верхние крылья; 3 - сквер; 4 - верхняя пласть мотни; 5 - верхняя пласть мешка; 6, 7 - нижние крылья; 5 - нижняя пласть мотни; 9 - нижняя пласть мешка; 10, 11 - верхняя и нижняя пласта полукутка.

Рисунок 27 - Сетные детали трала (а) и их сборка (б)

(по В.Н. Мельникову)

Сетную часть трала изготовляют из синтетических материалов - нейлона, капрона, полэтилена, полипропилена, куралона и т. д. Для постройки мелких тралов применяют дель из толстой нитки. Крупные тралы строят из веревок или шнура диаметром 3-4 мм. Фигурные детали тралов выкраивают из стандартных сетных полотен прямоугольной формы.

Сетные детали верхней и нижней пластин соединяют съячеиванием. Такое соединение искажает формы трала, не образует мест концентрации напряжений, малозаметно.

Кромки верхних крыльев занимают не всю переднюю кромку сквера. Просвет между ними Ь'с' (рисунок 27, а) называют верхним гужом. Точно так же просвет между нижними крыльями Гт' называют нижним гужом.

Верхнюю пластину накладывают на нижнюю и соединяют между собой шворкой в рубец с захватом с каждой кромки до 10 ячей. В собранном виде сетные пластины трала показаны на рисунке 27, б. На практике переднюю часть трала сшивают отдельно от мешка и на судах их соединяют.

Известны разнообразные покрои сетной части трала, вызванные стремлением повысить эффективность лова, с учетом особенностей поведения объекта лова и условий внешней среды.

Наряду с традиционными сетными двухпластными тралами для увеличения площади устья трала применяют также канатные четырехпластные тралы. Четырехпластная передняя часть таких тралов иногда переходит в двухпластную. Донные канатные четырехпластные тралы имеют вертикальное раскрытие до 14-15 м.

Оснастка верхней и нижней подбор. Верхнюю кромку устья трала, которую образуют крылья и верхний гуж, сажают посадочной ниткой на посадочный трос из веревки или шнура, забирая в огниво по одной ячее (посадка по крыльям зеркальная).

Посадочный трос бензелями крепят к верхней подборе обычно из комбинированного или оклетневанного стального каната. Посадочный коэффициент по гужу равен 0,5. Посадка по гужу и крыльям показана на рисунке 28.

Рисунок 28 - Посадка по гужу (а) и крыльям (б)

Если сетная часть крыльев достигает концов верхней подборы, то трал называют полным. Если сетная часть короче подборы и заканчивается голыми концами, то такой трал называют тралом с укороченными крыльями.

Верхнюю подбору донных тралов чаще оснащают шаровыми кухтылями со статической подъемной силой или гидродинамическими поплавками.

Из шаровых кухтылей со статической подъемной силой в основном применяют стальные кухтыли, кухтыли из алюминиевых сплавов и пластмасс.

Кухтыли из стали диаметром 200 мм имеют толщину стенки 2,0-2,5 мм, подъемную силу 17-21 Н и работают на глубинах до 600-800 м. На глубину до 1000 м рассчитаны кухтыли из такой же стали диаметром 300 мм с толщиной стенки 5,0 мм и подъемной силой 35 Н. Для работы на больших глубинах (до 2000-3000 м) кухтыли необходимо изготовлять из более прочных высоколегированных сталей и титановых сплавов [5].

Из пластмасс для изготовления кухтылей наиболее широко применяют полистирол и полиэтилен. Кухтыли имеют диаметр от 175 до 240 мм, толщину стенки 12-20 мм, подъемную силу от 15 до 40 Н и глубину погружения 400-1000 м.

Некоторые донные и придонные тралы оснащают подъемными щитками в виде прямоугольной пластмассовой или деревянной пластины со стороной около 1,0 м. Щиток пускают на оттяжках впереди и несколько выше верхней подборы под углом к потоку (рисунок 29). Щиток увеличивает вертикальное раскрытие трала и, главное, отпугивает рыбу вниз в зону облова трала.

Переднюю кромку нижней пластины трала сажают на нижнюю подбору, как и верхнюю, с помощью посадочного троса.

К нижней подборе крепят грунтроп, предназначенный в основном для удерживания нижней подборы у грунта и предотвращения задевов нижней подборы за неровности дна. Помимо этого, грунтроп препятствует износу нижних пластин трала и уменьшает попадание в трал камней, губки и т. п. Известны донные тралы без грунтропов, вместо них к нижней подборе подвязывают отрезки цепей, выполняющих роль грузил.

  • 1 - подъемный щиток; 2 - носовая оттяжка; 3 - кабель;
  • 4 - кормовая оттяжка.

Рисунок 29 - Схема оснастки донного трала подъемным щитком

Грунтропы делят на мягкие и жесткие.

Основу мягкого грунтропа составляет стальной трос, обмотанный старой делью, а затем обвитый веревкой или канатом. На концах троса делают огоны. Полученную таким образом секцию грунтропа соединяют скобами с другими секциями. К нижней подборе грунтроп крепят специальными грунтропными цепочками или отрезком пряди стального троса с таким расчетом, чтобы грунтроп находился на расстоянии 0,5-0,6 м от нижней подборы (рисунок 30). Мягкий грунтроп применяют на легких грунтах (песчаных, илистых и т. д.) без задевистых мест.

На легких грунтах используют также жесткий грунтроп из стального троса с надетыми на него грунтропными чугунными катушками и резиновыми цилиндрическими бобинцами.

Для работы на тяжелых каменистых грунтах применяют жесткие грунтропы с шаровыми бобинцами. Жесткий грунтроп представляет собой стальной трос, на который поочередно насажены большие металлические полые шаровые бобинцы диаметром 0,4-0,6 м, чугунные катушки и резиновые цилиндрические бобинц. Для работы на больших глубинах применяют шаровые резиновые бобинцы.


1 - стальной канат; 2 - старая дель; 3 - растительный канат; 4 - скоба

Рисунок 30 - Мягкий грунтроп и его крепление к нижней подборе

Как и мягкий, жесткий грунтроп состоит из средней (центральной), боковых и крыловых секций. Средняя секция располагается, в вершине кривой, образованной нижней подборой, и имеет более крупные бобинцы. Справа и слева к ней с помощью скоб крепят боковые секции с более мелкими бобинцами. От боковых секций идут крыловые секции. Часто крыловые секции не несут бобинцов, и тогда они представляют собой отрезок стального троса. Крыловые грунтропы идут под небольшим углом к направлению движения трала, и бобинцы плохо выполняют роль катков.

Общее количество секций грунтропа обычно не превышает 5-7 при длине каждой секции 5-10 м.

Оснастка передней части трала. Свободные передние кромки верхних и нижних крыльев сажают на канат, который называют сборочной (рисунок 31).

Концы сборочной соединяют с верхней и нижней подборами. Далее переднюю часть донного трала оформляют с помощью клячовок или по бесклячевому методу.

Клячовки служат для расправления боковых кромок трала. Известны трубчатые и фигурные клячовки. Трубчатая клячовка представляет собой отрезок металлической трубы или деревянный брус. К верхней их части прикрепляют концы верхней и нижней подбор, топенанта, а к нижней - конец грунтропа. Большее распространение имеют фигурные клячовки с шаровым бобинцом, которые соединены между собой скобой. Иногда к верхней части клячовки крепят несколько кухтылей, а к нижней - груз.

Чаще применяют тралы без клячовок. В этом случае концы подбор и топенант крепят к кабелям, которые соединяют трал с траловыми досками. Иногда эти кабели не достигают досок, и вводится дополнительный кабель. Бесклячевая схема обеспечивает непрерывность выборки трала.

Остропка тралов. Для увеличения прочности сетной части, подъема и спуска трал снабжают системой тросов, стропов, канатов, т. е. производят остропку трала.

К боковым шворочным швам, соединяющим верхнюю и нижнюю пластины трала, с помощью бензелей прикрепляют продольную пожилину -топенант (рисунок 31, б) для придания тралу продольной прочности. Топенанты изготовляют из двух частей капронового каната. Первая часть идет по крыльям, скверу и мотне, вторая - по мешку. Концы частей топенанта, имеющие огоны, соединяются между собой скобой. Топенанты мешка для работы на судах бортового траления делают составными. Отдельные части топенанта соединяют цепочками из трех звеньев. Через средние кольца пропускают удавный и денежный стропы.



а: 1 - верхняя подбора; 2 - топенант; 3 - нижняя подбора; 4 - фигурная клячовка; 5 - бобинец; 6 - кабель; 7 - грунтроп;

б: 1 - кабель верхний; 2 - сборочная; 3 - кухтыли; 4 - топенант;

  • 5 - грунтроп боковой; 6 - грунтроп крыловой; 7 - цепь регулировочная;
  • 8 - конец голый; 9 - бобинец; 10 - катушка грунтропная; 11 - кабель нижний;
  • 12 - кабель одинарный; 13 - кабель средний.

Рисунок 31 - Оснастка передней части трала: а - с фигурной клячовкой, б - без клячовки (по В.Н. Мельникову)

Удавный строп служит для подъема мешка-трала на палубу. Он охватывает мешок в виде петли на расстоянии 1 -2 м от его начала. К удавному стропу прикреплен линь удавного стропа. Второй конец линя удавного стропа закреплен на верхней подборе. С помощью линя удавного стропа и лебедки можно стянуть удавной строп и поднять мешок.

При больших уловах для подъема мешка трала применяют также денежный строп (рисунок 32). Он охватывает мешок, как и удавный строп, но ближе к его концу. К денежному стропу присоединяют линь дележного стропа. Конец линя крепят к верхней подборе или оснащают плавом и пускают свободно. Удавный и денежный стропы и их лини обычно изготовляют из синтетического каната.

Мешок трала быстро изнашивается. Для предохранения кутка от истирания о грунт к нижней пластине кутка иногда пришивают фартук из кусков старой дели. Передние кромки дели пришиты к кутку, а задние — свободны (рисуно 32, а).

Прочность трала обеспечивают системой пожилин из синтетических канатов (рисунок 32, б).

К топенанту кутка или к его боковому шву крепят 10-20 кухтылей, приподнимающих нижнюю пластину над грунтом.

На задней кромке кутка вывязывают ряд ячей из веревки. К ним крепятстяжные кольца, сквозь которые пропускают гайтян - тонкий металлический или синтетический канат (рисуно 32, в).


а - фартуками 1 и шкурами 2; б - пожилинами 1 и кухтылями 2; в -дележным стропом 1, стяжными кольцами 2 и гайтяном 3.

Рисунок 32 - Оснастка и остропка мешка трала (по В.Н. Мельникову)

Кабели. Они соединяют сетную часть трала с траловыми досками. Длина кабелей донных тралов колеблется от 20 до 80-100 м. С ростом длины кабелей увеличиваются расстояние между траловыми досками и горизонтальные размеры зоны облова, так как вихревые шлейфы за траловыми досками служат как бы продолжением крыльев трала. Одновременно с этим растут зазоры между крыльями и вихревыми шлейфами, в которые уходит рыба. Кабели должны быть длиннее в условиях зрительной ориентации рыбы, при большей ее подвижности и меньшей скорости траления.

Кабелями служат стальные канаты с разрывной прочностью на 20-25 % меньше прочности ваеров.

Траловые доски. При распорном траловом лове применяют траловые доски, идущие под некоторым углом к направлению движения трала. Результирующее действие потока на доску характеризуется силой, перпендикулярной плоскости доски. Эту силу можно разложить на силу сопротивления, препятствующую движению трала, и распорную силу, перпендикулярную направлению движения трала. Распорные силы двух досок обеспечивают горизонтальное раскрытие трала.

Траловые доски характеризуются гидродинамическим качеством, равным отношению их распорной силы к силе сопротивления. Силы и их отношение зависят от площади и формы доски, условий ее обтекания потоком (у дна, в толще воды), угла атаки доски.

Распорная сила траловых досок растет до углов атаки 25-40°, а затем уменьшается. Сила сопротивления досок на малых углах атаки растет медленнее, так что максимальное значение гидродинамического качества наблюдается на углах атаки 10-15°. Однако на таких углах мало абсолютное значение распорной силы. Вот почему траловые доски работают обычно на углах атаки 25-40°, лишь несколько меньших тех, при которых распорная сила доски достигает максимального значения.

Среди досок для донных тралов широкое распространение получили овальные трехщелевые доски (рисунок 33). Они изготовлены из листовой стали с набором профилированных крыльев и щитков, образующих три щели.

Низ доски утежелен цельнолитым килем, что придает доске устойчивость. Цельнолитой киль и верхняя коробка приварены к крыльям и щиткам, образуя жесткую конструкцию. Овальная форма доски обеспечивает ей хорошие условия обтекания и проходимость. Щели повышают гидродинамические качества доски и устойчивость ее хода. Щели имеют небольшой угол наклона для создания углубляющей гидродинамической силы.

Все траловые доски имеют арматуру чаще в виде двух дуг и рымов. К дугам крепят ваер - стальной трос для буксировки трала, а к рымам - концы, идущие от трала. Величина дуг, размещение дуг и рымов определяют угол атаки траловой доски и в значительной степени влияют на качество ее работы.

Для снятия нагрузок с траловых досок при их включении в траловую систему при спуске трала и выключении при подъеме трала применяют переходный конец. Схема включения-выключения траловых досок на судах кормового траления показана на рисунке 34.


1 - планка для крепления лапок; 2 - дуга; 3 - киль; 4 - щели

Рисунок 33 - Овальная трехщелевая доска (по В.Н. Мельникову)

К рамам траловой доски крепят отрезки каната, которые называют лапками. Свободные концы лапок соединены скобой со шкентелем, на другом конце которого имеется гак. Гак связан с соединительными скобами для подключения кабеля и переходного конца.

С другой стороны к дугам доски прикреплен шкентель траловой доски с гаком на конце, который соединен с концом ваера и переходным концом. Отключение доски сводится к отдаче гаков для соединения с кабелем и ваером.

  • 1 - ваер; 2 - вертлюг; 3 - переходный конец; 4 - гак; 5 - шкентель доски;
  • 6 - доска траловая; 7 - лапки доски; 8 - шкентель лапок доски; 9 - гак;
  • 10 - вертлюг; 11 - кабели.

Рисунок 34 - Схема соединения распорной доски с кабелем и ваером на судах кормового траления (по В.Н. Мельникову)

У тралов для бортового траулера звеном подключения к кабелю вместо гака служит кольцо-восьмерка, сквозь которое пропущен кабель со стопорным кольцом на конце. Во время буксировки трала стопорное кольцо упирается в кольцо-восьмерку, обеспечивая таким образом связь с доской. Схему включения-выключения доски можно собрать из других конструктивных элементов.

Угол атаки траловой доски регулируют изменением положения точки крепления лапок к доске. Для нормальной работы трала и равномерного износа досок они должны идти без крена и дифферента. Крен и дифферент устраняют укорачиванием (удлинением) верхней или нижней лапки или изменением точки крепления шкентеля ваера в отверстиях дуг.

Размеры траловых досок зависят в основном от размеров трала и необходимой величины распорной силы. Обычно при донном траловом лове используют траловые доски площадью 2 - 6,5 м 2 .

Траловые доски часто выполняют правого и левого хода, поэтому при приемке на судно необходимо учитывать парность досок.

Ваера. Их используют для буксировки трала и изготовляют из стального троса. Наиболее часто для этого применяют круглопрядные канаты двойной свивки (тросы) с линейным касанием проволок между слоями проволок в пряди (ЛК). В таких канатах меньше контактные напряжения, чем в канатах с точечным касанием проволок между слоями (ТК). Они лучше выдерживают высокие динамические нагрузки.

Диаметр ваера выбирают в зависимости от размеров трала и мощности главного двигателя траулера. В основном он колеблется от 17 до 28 мм. Необходимая длина ваеров зависит главным образом от глубины места лова и скорости траления. Длина ваеров должна быть в 2-7 раз больше глубины лова (меньшие значения соответствуют большим глубинам). При глубинах лова до 50 м длина ваеров в любом случае не должна быть меньше 250 - 300 м.

Для определения длины вытравленного конца ваера и контроля за равномерностью травления обоих ваеров их разбивают марками на участки по 50 м. На ходовых концах ваеров делают огоны для удобства подключения траловых досок.

В процессе работы ваера могут вытягиваться неравномерно. Чтобы вытравленные ваера имели одинаковую длину, их регулярно промеряют.

Конструкция бимтралов. Бимтралы имеют ограниченное применение на мелких судах при лове в прибрежных водах. Их основное преимущество -меньшее сопротивление из-за отсутствия траловых досок, а иногда и применения одноваерной схемы тяги трала.

Наиболее совершенны конструкции японских бимтралов (рисунок 35). В таких тралах горизонтальное раскрытие создают не деревянным брусом, а двумя легкими бамбуковыми шестами длиной 3-4 м, соединенными пластмассовыми муфтами. Вертикальное раскрытие обеспечивается не тяжелыми салазками, а клячовками, поплавками и грузилами.

Для буксировки бимтралов применяют одноваерную или двухваерную схему. По одноваерной схеме работают одним тралом или двумя (сдвоенными) тралами. По двухваерной схеме работают одним тралом, двумя тралами (по одному на каждом ваере) и четырьмя тралами (сдвоенными на каждом ваере).

В стародавние времена рыболовная сеть имела определенное место в обиходе наших предков. Откуда она появилась, и кто был ее творцом узнать нам не суждено. Вероятно, что предки подглядели данное орудие лова у природы, точнее у пауков, которые виртуозно плетут свои паутины и по сей день. Скорее всего, в те времена сети не отличались особым изяществом, легкостью и прочностью, что характерно современным экземплярам. Все те принципы, которые использовались в старых орудиях лова актуальны и по сей день. По своим конструкционным особенностям рыболовные сети можно подразделить на объячеивающие и отцеживающие.

Объячеивающие (жаберные) сети

Объячеивающие (жаберные) сети

Отцеживающие сети

Отцеживающие сети

Бредень

Бредень – это достаточно прочная сеть, длиною до 20 метров, в средней части которой расположена карна – удлиненный участок сети в виде конуса, в которую кладут или привязывают небольшой груз. По краям сетевого полотна привязаны жесткие палки, для того чтобы с их помощью осуществлять проводку бредня по воде, желательно ближе ко дну. Также бредень можно использовать и в добыче рыбы нагоном (ботаньем). Этот вид рыбалки заключается в том, что бредень устанавливают вокруг небольшого куста и при помощи всевозможного шума, рыбу загоняют в сеть, после чего сеть вынимается из воды.

Рассмотрим процесс добычи рыбы и устройство оставшихся представителей отцеживающих сетей. Это трал и невод.

Трал

Трал – наиболее часто применяемое в промышленном рыболовстве орудие лова. Представляет собой большой мешок, сплетенный из прочных капроновых нитей, буксируемый рыболовецким траулером. В силу конструктивных особенностей устье этого мешка, при буксировке, остается открытым. Проводка трала производится в зависимости от условий лова. Различают: донное, глубинное, и поверхностное траление. Для этих нужд и существуют разноглубинные тралы, которые занимают то или иное положение в толще воды, в зависимости от скорости движения, конструкции траловых досок и углом их раскрытия.

Невод

Невод – достаточно распространенное орудие лова не только в промышленном рыболовстве, но и при добыче рыбы народами, живущими на берегах крупных водоемов. По способу добыче, данную снасть можно разбить на четыре категории: донные, ставные, закидные, обкидные. В свою очередь, закидные невода разделяют по месту лова: речные, морские, озерные (прудовые).

Способы лова различными категориями неводов попытаюсь описать в данной статье, хотя эта рыбодобывающая снасть заслуживает особого внимания, так как их (неводов) существует очень большое количество.

Закидной невод

Закидной невод – одно из самых древних орудий лова и применяется для ловли рыбы, как с берега, так и с лодки. Снасть закидывают в виде дуги, вершиной, направленной к противоположному берегу, после чего, дождавшись ее погружения, вытаскивают на берег или борт лодки. По кромке невода пришиты грузы, так что при погружении получается как бы мешок, который закрывается при вытаскивании его на берег.

Ловля донными неводами – это нечто промежуточное между ловлей при помощи траления и закидного невода. Таким неводом обметывают большой участок водоема, и при помощи лебедки или движения судна начинают тащить данную снасть по дну. В результате движения вода мутнеет, рыба отходит от мутного участка водоема ближе к центру сети. После чего она попадает в замкнутое пространство без возможности его покидания и вытаскивается на берег или борт судна.

В заключение данной статьи хочу отметить, что многообразие орудий лова с применение сетного полотна поистине огромно. Не важно, каким сетями добывают рыбу промышленные рыболовецкие артели, главное, чтобы данный вид ловли не наносил вреда нашим глубинным кладовым.

В своем блоге буду описывать основы технологии судоремонта, методы дефектоскопии, восстановления и упрочнения деталей, виды и методы ремонта судов и механизмов.Будет приведена технологическая документация на ремонт и изготовление деталей.

Оглавление

Траловый лов рыбы.

Общие сведения. В промышленном рыболовстве траловый лов рыбы является одним из главных видов промысла. На его долю приходится более 55% мирового улова. В отечественном рыболовстве на долю тралового лова рыбы приходится более 70% общего улова.

Траловый флот в своём составе имеет суда различного класса: от МРБ, МРС, PC, МРТР, МРТК и др., для работы в прибрежной зоне и внутренних водоёмах, до мощных современных океанических траулеров типа СРТМ, СТР, БМРТ, РТМ, БАТМ, МРКТ, РТМ-С и др., с неограниченным районом и большой автономностью плавания. Эти суда оснащены поисковой и навигационной техникой, современными траловыми орудиями лова и приборами контроля их работы.

Траловый лов — добыча рыбы при помощи мешкообразного сетного орудия лова — трала, который буксируется за судном при помощи двух стальных тросов, называемых ваерами. Тралы подразделяют на донные и разноглубинные (пелагические), для работы с борта и с кормы. Бортовая схема траления применялась на судах старой постройки (до середины 50-х годов). Кормовая схема траления — на вновь построенных и строящихся траулерах.

Первый этап — подготовка трала к спуску за борт, спуск сетной части трала, травление кабелей, отдача траловых досок. На этом этапе судно идёт малым ходом.

Второй этап — травление ваеров и траление (буксировка трала). При травлении ваеров скорость судна увеличивается до среднего-полного хода, а в конце их вытравливания, ход судна уменьшают до малого, для предупреждения рывка трала в момент полного затормаживания барабанов лебёдки (при большой инерции судна ваера могут не выдержать рывка и лопнуть).

Продолжительность траления зависит от концентрации рыбы. При тралении скорость судна близка к полному ходу.

Третий этап — выборка ваеров, приём траловых досок, выборка кабелей и сетной части трала, подъём кутка с уловом, выливка улова.

При выборке ваеров скорость судна снижается до самого малого хода. Перед выборкой последних 100 м ваеров скорость судна на 1,5-2 минут увеличивают для того, чтобы сконцентрировать рыбу в кутке трала. Во время приёма траловых щитов (досок), выборки кабелей, сетной части и подъёма кутка с уловом судно идёт малым ходом.

Для спуска и подъёма трала на траулере устанавливают траловый комплекс. В зависимости от типа траулера на нём устанавливают многооперационные траловые лебёдки, имеющие несколько барабанов для выполнения всех операций тралового лова; операционные лебёдки (ваерные, кабельные, вытяжные (гиневые)), имеющие один барабан и предназначенные для выполнения одной промысловой операции, а также вспомогательные промысловые механизмы и устройства (промыслово-грузовые лебёдки, подвесные блоки, ролы, краны, лебёдка для электрокабеля сетевого зонда).



Техническое обслуживание. Ответственность за техническое состояние траловой лебёдки возложена на четвёртого механика, за электрическую часть — на электромеханика. ТО ваерной, кабельно-вытяжной лебёдок проводят ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежегодно.

При ежедневном обслуживании — осматривают лебёдку, удаляют посторонние предметы, находящиеся вблизи движущихся частей. Очищают открытые неокрашенные части лебёдки от грязи, влаги и коррозии и наносят на них смазку. Проверяют укладку ваеров на барабанах лебёдки, ваероукладчик, убеждаются в отсутствии задиров на деталях и в плавности перемещений каретки. Заполняют колпачковые маслёнки смазкой, затем проворачивают лебёдку вхолостую электродвигателем (гидромотором).

При еженедельном — проверяют наличие масла в редукторе, по необходимости доливают его до нормального уровня.

Зубчатые редукторы летом заполняют трансмиссионным маслом ТАП-15 с присадкой ОТП, а зимой — трансмиссионным маслом ТС-10-СТП с присадкой ОТП. Червячные редукторы заполняют летним автотракторным маслом 542-50.

При ежемесячном обслуживании — проверяют крепление лебёдки к судовому фундаменту и отдельных узлов, и деталей между собой. Убеждаются в отсутствии трещин и других дефектов на деталях лебёдки, очищают от грязи и попавшей смазки поверхности тормозных лент и шкивов.

Производят смазку согласно карте смазки. Осматривают состояние окраски деталей лебёдки. Места с повреждённой окраской зачищают и окрашивают штатной краской. Проверяют работу лебёдки и системы управления по прямому назначению. При необходимости производят регулировку гидросистемы управления.

При ежегодном: два раза в год (весной и осенью) сливают масло из редукторов, барабанов, промывают их и заливают чистым маслом согласно карте смазки, заменяют рабочую жидкость гидросистемы управления. Два раза в год промывают фильтр и всю гидросистему (в случае её загрязнения). Проворачивают приводы и убеждаются в их исправности. Частично разбирают, промывают и осматривают детали и узлы лебёдки и приводов. Убеждаются в отсутствии трещин, изнашивания и других дефектов.

• изгибы ваерных и промежуточных валов, задиры и вмятины, риски на поверхности вала, разбивка шпоночных пазов, забоины резьбы;

• изнашивание рабочих шеек ваерных и промежуточных валов, турачек, зубчатых муфт, поверхностей барабанов от трения ваеров; деталей тормозных устройств — колодок, пружин; деталей ваероукладчика — направляющего вала, каретки, вертикальных и горизонтальных ролов.

• проверка валов ультразвуковой дефектоскопией или другими методами (магнитная, люминесцентная, цветная дефектоскопия) на отсутствие трещин.

Результаты дефектоскопии заносят в дефектно-технологическую ведомость или паспорт ремонта (акт дефектоскопии).

Обнаруженные задиры и вмятины на валу устраняют, а шейки вала шлифуют. Отдельные риски на поверхности вала устраняют шабрением, неглубокие риски — при помощи мелкой наждачной бумаги.

При изнашивании узла вал-подшипник зазор между вращающимся валом и поверхностью подшипника не должен превышать максимального зазора.

При необходимости восстановления шеек вала до номинального диаметра их протачивают и наплавляют с последующей термической и механической обработкой.

При незначительных наработках на кулачковых муфтах, кулачках грузового барабана, зубьях зубчатого венца грузового барабана и зубчатых муфт их зачищают и расхаживают. При значительных наработках производится наплавка и механическая обработка. Изношенные места турачек наваривают и протачивают.

Ремонт тормозов заключается в замене изношенной тормозной ленты, главной и вспомогательной пружин и других деталей.

В случае попадания на ленту масла его удаляют, промасленные места прокаливают, а тормозной шкив обезжиривают и протирают насухо ветошью.

Ремонт ваероукладчика. При сильном изнашивании, трещинах, глубоких забоинах и задирах ходовой винт заменяют, незначительные забоины и задиры на нём зачищают и шлифуют. Сильно изношенный поводок заменяют. При установке новых поводков, прежде всего, нужно проверить, свободно ли поводок переходит из одной нарезки в другую и имеется ли зазор между поводком и нерабочей стороной нарезки.

Параллельность направляющих каретки определяют по зазорам в ее направляющих втулках. Передвижение каретки по направляющим (вручную, при снятом поводке и без ваера) должно быть плавным, без прихватов и заеданий.

Поверхность направляющих каретки должна быть чистой, забоины и задиры следует зачистить и отшлифовать, изношенные направляющие втулки каретки заменить. Проверить лёгкость вращения ролов на осях и состояние их подшипников, изношенные ролы и подшипники заменить.

Болты, шпильки и гайки не должны иметь трещин, надрывов и расслоений металла. Допускается устранять опиловкой отдельные забоины, задиры и вмятины на головках и торцах гаек и шпилек.

В болтах и винтах смещение оси резьбы по отношению к оси гладкой части стержня не должно выходить за пределы допускаемых величин, по отношению к наружному диаметру резьбы.

Центрирующие штифты, шплинты, опорные шайбы и установочные болты при капитальном и среднем ремонтах подлежат обязательной замене.

Шпонки должны быть плотно пригнаны по пазам сопрягаемой детали. Щуп толщиной 0,04 мм не должен проходить между боковыми поверхностями шпонки и пазами детали. Ширина окончательно обработанного шпоночного паза не должна превышать 10% размера по чертежу.

Перекос шпоночных пазов на валах, колёсах, шестернях, барабанах и муфтах относительно их осей не должен превышать 0,05 мм на 100 мм длины.

Резиновые манжеты, войлочные уплотнительные кольца и уплотнительные прокладки должны соответствовать требованиям чертежей.

Подшипники качения при ремонте должны быть очищены, промыты и тщательно осмотрены. При осмотре рекомендуется применять лупу пяти- или семикратного увеличения, после промывки должны вращаться от руки, без заедания, и иметь незначительный шум.

На рабочих поверхностях подшипников не допускаются тёмные пятна или раковины, забоины, вмятины, глубокие риски, царапины, выкрашивание и шелушение.

При ослаблении посадки подшипников разрешается восстановить посадочные гнёзда корпуса или шейки вала хромированием, применением эластомера (ГЭН-150 В) по ТУП-651-69, и другими методами.

Пружины, имеющие трещины, коррозийные раковины, остаточную деформацию на длине не более 2%, подлежат замене.

Читайте также: