Топхельм своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

В предыдущем материале мы рассмотрели две начальные формы шлема: сфероконический и развившийся под влиянием определенных идей, на его базе рейнский тип. Последний, будучи безусловно гораздо более прогрессивной конструкцией, тем не менее недостатки сфероконического шлема в полной мере устранить не мог.

С виду этот шлем, особенно ранние его образцы, представляющие собой приплюснутый цилиндр кажется неказистым и совершенно непрактичным. Так в чем же была его революционность?

Революционность была в подходе. Шлемоделы Европы впервые в мире отказались от идеи заостренной или полусферической тульи, приводящей к соскальзыванию оружия, и сделали ее цилиндрической с плоским верхом в расчете на выдерживание удара. Это позволило добиться лучшей защиты головы, засчет:

А) повышения прочности, так как цилиндрический шлем с прочным верхом проще собрать из более толстых пластин

Б) улучшение аммортизации, поскольку такая форма оставляла дополнительное пространство до головы и позволяла использовать дополнительную аммортизирующую прокладку в виде плотного налобного валика.

Некоторые ученые разделяют топхельм и кюбельхельм, но я считаю это не рациональным, поскольку они не содержат значительных конструктивных различий. Я полагаю, что вполне логично считать их формами одного и того же типа шлема.

Топфхельм появился примерно с первого десятилетия XIII в. и употреблялся в качестве боевого шлема еще в последней четверти XIV в. Однако будучи вытесненным из боевой сферы он сохранился в качестве турнирного доспеха и просуществовал до XVI в.

По мере развития шлем удлиняется с боков и сзади. Топхельм принимает вид прямого или приплюснутого с боков, иногда немного расширяющегося книзу, цилиндра с перфорацией в передней нижней части.

Он склепывался из нескольких пластин стали. На бозенском экземпляре 1280 - 1310 гг. их пять: верхняя и по две спереди и сзади. Теми же заклепками изнутри крепилась кожаная подкладка. Шлем имел ремни для фиксации на голове и собственную подкладку.

Дальнейшее совершенствование топхельма происходит по нескольким направлениям. Шлем удлиняется еще больше, почти доходя до плеч, при этом передняя часть находилась ниже боковых и задней.

Верхняя часть шлема, по мере развития мастерства платенеров, во второй половине XIII в. приобретает форму усеченного конуса и постепенно сужается, при этом верхняя пластина была или выпуклой или даже заостренной.

Округлая передняя поверхность преображается сперва в клиновидную, затем в пирамидальную, что улучшало отражающую способность лицевой части шлема. Для усиления ее защиты на уровне глаз стали укреплять поперечную полосу металла, которая снабжалась одной или двумя прорезями для обзора. Позднее она дополнилась продольной накладкой. Впрочем, такое крестообразное усиление могло изготовляться цельным. Щели для глаз постепенно сужались, края прорезей отбортовывались наружу.

Примерно с конца XIII в. топхельм могли подвешивать к доспеху на цепочке.

На основании формы выреза для лица шлем отнесен к топфхельму, по форме практически идентичен бацинету

На основании формы выреза для лица шлем отнесен к топфхельму, по форме практически идентичен бацинету

Интересная форма представлена двумя относящимися ко второй половине XIII в. образцами из города Фавершема и парижского Музея армии. Верхняя часть коническая с шишечкой в центре, нижняя - цилиндрическая несколько сужающаяся к низу. Лицевой вырез Т - образной формы, отверстия для глаз округлые.

Спереди, с боков и сзади, с целью усиления защиты стыков пластин, по всей высоте шлема вертикально проходят стальные полосы, присоединяющиеся теми же заклепками, при помощи которых скреплялись по краям пластины шлема. Передняя полоса наиболее мощная и образует наносник в центре лицевого выреза.

С сервельером связано довольно широко распространенное заблуждение о том, что сразу после копейной сшибки рыцарь снимал топхельм, забрасывал его на цепи за спину и продолжал сражаться в сервельере. Не думаю, что бы это возможно:

Во – первых это не подтверждается изобразительными источниками. На иллюстрациях относящихся ко времени, когда существовала практика подвешивания вооружения на цепях, всадники после копейной сшибки сражаются в горшковидных шлемах. Например миниатюра из Холкемской иллюстрированной библии XIV в

Изображения рыцаря с заброшенным за спину топхельмом действительно существуют, к примеру, статуя над гробницей Гранде дела Скала 1329 г., но изваянный всадник восседает с копьем в руке на неподвижно стоящем коне, что говорит о том, что этот памятник отнюдь не подтверждает предположение о сбрасывании горшковидного шлема непосредственно после копейной сшибки. К тому же Окшотт указывает на то, что такое положение шлема результат неверной реконструкции после падения статуи в XIX в.

В – третьих болтающийся на цепи шлем серьезно затруднит пользование оружием.

горшковидный шлем тяжелый

в нем плохо видно .

Вес подобных шлемов в разное время варьировался от 2 до 5 иногда 6 кг. Для сравнения вес бацинета с бармицей конца XIV в., достигал 5.7 кг., но его же не сбрасывали перед рубкой!

Можно так же добавить, что последующие типы шлемов: к примеру, бацинеты с хунсгугелями, большие бацинеты и бикокеты, некоторые типы саладов, арме давали ничуть не лучший обзор, и, тем не менее, это не являлось препятствием к их боевому применению.

На мой взгляд, топхельм носили на цепи до боя, когда же приходило время атаковать противника, воин надевал шлем, закреплял его ремнями и сражался в нем, не снимая.

Итак рассматривая изменение формы и конструкции топхельма мы можем выделить следующие идеи, которые оказывали влияние на пути его развития:

1) Повышение отражающей способности засчет заострения купола и придания пирамидальной формы лицевой части

2) Увеличение площади прикрытия засчет использования все более крупных пластин

3) Увеличение прочности конструкции при засчет сокращения числа и укрупнения размеров деталей

4) Увеличение прочности лицевой части слева, засчет отказа от перфорации под влияние практики таранного удара копьем, а так же применению дополнительных накладок.

Т.е. на эволюции топфхельма мы прослеживаем влияние тех же идей, которые сформировали сфероконический шлем. Фактически когда-то уйдя от этой формы шлемоделы вновь к ней придвинулись, используя старые идеи, но уже на новом витке развития ремесленного мастерства.

Мы видим так же совершенствование в части удобства ношения шлема, а именно подъемное забрало.

Поздние топхельмы, по форме были весьма и весьма схожи с бацинетами. Некоторые ученые различают их по форме лицевого выреза. К бацинетам причисляют те, где вырез был открыт снизу и имел форму перевернутой буквы U, к топфхельмам же те, где вырез был ограничен снизу и имел форму буквы О.

Разумеется такая разница малосущественна и служит лишним подтверждением, что терминология вторична. Первичны идеи, которые находят реализацию в разных типах боевых наголовий.

Изображения любезно предоставлены Яндекс Картинками.

Подписывайтесь, ставьте лайки, ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок.

Мастер включает горелку, и металл раскаляется докрасна. Мастер берет в руки молоток, и заготовка грубой формы постепенно превращается в рыцарский шлем. Полтысячи лет назад искусство изготовления рыцарских доспехов достигло уровня создания шедевров. Современные реконструкторы идут по следам кузнецов-виртуозов Средних веков и эпохи Возрождения.

Как спрятать голову в железо: боевые шлемы Средневековья

Горшок для псов-рыцарей


widget-interest

Бросить шлем на поле боя


Описание



Мы добавили отверстия на забрале для хорошего обзора и улучшения дыхания. Отверстия возле ушей для повышения слышимости. В бою это поможет слышать команды и переговариваться с союзниками. Шлем собран с помощью электросварки вместо заклепок. Такое оригинальное решение сборки дает усиление конструкции. Шлем делается без шлифовки под покраску. Это снижает цену и вы сможете разрисовать его по собственному усмотрению.




Top-helm Griffon

Процесс изготовления

Необходимая информация для оформления заказа

Необходимая информация для уточнения цены

полезно знать

При изготовлении большинства шлемов которые сейчас изготавливаются используется электросварка. За счет этого ускоряется время изготовления , понижается цена. Но с точки зрения историчности — ценность данных вещей понижается. Такие шлемы целесообразнее использовать для полноконтактного боя, так-так после одного года интенсивных тренировок и выездов вам возможно придется менять шлем.

Цельнокованые шлемы требуют больших трудозатрат, чем сварные. Особенно из ст65г. Процесс изготовления таких шлемов требует определенных навыков и опыта от мастера, понимание принципов работы райзингом и специального инструмента. Такие шлемы ценятся прежде всего реконструкторами. Теми , кто в первую очередь восстанавливает историю. У нас такие шлемы регулярно заказывают и изготовить такие для нас не проблема но такой будет стоить дороже примерно на+ 250-450долл. Цену уточняйте.

Материал.

Вы можете заказать шлем из ст3, ст65г без закалки, ст65г с закалкой. Раньше мы не советовали каленые шлемы ориентируясь на мнение отдельных бойцов. Но со временем мы установили в мастерской свою печку для закалки, экспериментальным путем вывели как лучше закаливать доспехи. И оказалось что если правильно закалить шлем, то он получается крепче, при этом не трескается и голова в нем чувствует себя отлично. Ведь при такой закалке доспех немного мнется, тем самым забирая немного инерции удара на себя.

Толщина.

Расстояние от головы.

Расстояние между головой и шлемом по умолчанию 2см, а до лба 3см Меньше делать не стоит. Берегите ваш мозг! Ведь если вы занимаетесь таким хобби он у Вас уже не здоров 🙂 Если больше – шлем по пропорциям будет выглядеть неправильно с остальным комплектом.

Подшлемник.

Правильно сделанный подшлемник и система смягчений очень серьезные и ответственные компоненты защиты головы. Хоть наша мастерская требует довольно много замеров с головы, мы не повторяем все изгибы вашего черепа. В этом нету необходимости так как это компенсируется запасом на подшлемник. А вот подогнать толщину смягчения индивидуально под шлем и под голову в удаленном режиме довольно сложно. Также с тоит отметить, что подшлемник после нескольких тренировок сбивается и шлем начинает болтаться на голове. Учитывая все это помните — подгонка подшлемника это очень индивидуальное дело. Никто не сможет лучше вас прочувствовать то, как вы ощущаете шлем на голове. Самое простое — заиметь в хозяйстве шумоизоляцию от для авто. Этот материал имеет амортизирующие свойства, а клейкая сторона превращает его в универсальное смягчение, которое очень легко приклеивается к стенке шлема и закрывается подшлемником. Таким образом можно очень легко подогнать шлем под себя так, ведь в удаленном режиме очень сложно предугадать особенности вашего черепа. Это не значит что мы делаем плохие подшлемники. Просто это мнение основано на опыте и желании сделать этот спорт максимально безопасным и комфортным.

Типы шлемов.

Описание ниже взято с википедии.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Армет — англ. Armet — тип кавалерийского шлема XV—XVI веков, с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имел жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускалось закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции шлем давал отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою, но был весьма дорогим и поэтому доступным только тяжёлой кавалерии.

DSC_4649 (2)

_DSC8692 (2)

Салад — англ. Sallet, Salade нем. Schaller фр. Salir — тип шлема, вытянутый и закрывающим шею сзади. Появился в середине XV века как продукт трансформации шапеля в ходе которой оружейники укоротили поля шапеля спереди и удлиннили на затылке, таким образом улучшив обзор и добавив защиту сзади. Позднее немецкие оружейники стали изготавливать салады с глубоким куполом и смотровой щелью над полями, в основании купола, для лучшей защиты головы владельца. Салад был попурярен в Европе во второй половине XV века, в том числе и в кавалерии, где он потеснил армет. Для всадников ковались глубокие шлемы с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером. Мода на салады прекратилась в начале XVI века, когда в кавалерии вновь стали модными арметы, а в пехоте важность хорошей защиты с распространением огнестрельного оружия уступила место хорошему обзору, более важному для стрелка.

Болонский салад — англ. Balonia Sallet — тип салада без защиты лица. Дешёвый вариант шлема, популярный в основном у стрелков.

Бургундский салад — англ. Burgundian Sallet — кавалерийский вариант исполнения салада. Глубокий шлем с подвижным забралом, опускавшегося до подбородка, и с жёсткой затыльной частью. Был популярен по всей Европе в кавалерии, так как сочетал хороший обзор (при поднятом забрале), подвижность и защиту.

Ковентрийский салад — англ. Coventry Sallet — тип кавалерийского салада, с заостренным куполом. В остальном был похож на бургундский салад: глубокий купол, забрало, закрывающее подбородок, жёсткий затыльник. Заостренный купол — особенность английского стиля в изготовлении таких шлемов, такие салады были популярны в Англии во второй половине XV века.


DSC_5930 (2)

Гранд-бацинет — англ. Great Bascinet — дальнейшее развитие бацинета. Появился в XV веке и от более раннего бацинета отличался защитой шеи спереди в виде стальной пластины, комплектовался остроконечным забралом типа hundsgugel. К середине XV века форма грандбацинета несколько изменилась — он стал более округлым, защита шеи стала пристёгиваться к нагруднику, забрало приобрело полусферическую форму с многочисленными отверстиями, но иногда без смотровых щелей. Гранбацинет был популярен в Германии, где входил в состав немецких миланских доспехов и экспортных миланских доспехов. Вышел из употребления в конце XV века. Основное отличие поздних грандбацинетов от арметов — неподвижная защита шеи и остроконечный купол у бацинета и съёмная защита шеи и шаровидный купол у арметов.

Kettle hat by Maciejowski Bible ArtArmor master Emris

DSC_5512 (2)

Сахарная голова — англ. Sugarloaf helm нем. Kubelhelm — переходная форма топфхелма, имевшая сфероконический цельнокованый купол, как у бацинета и закрытую лицевую часть. Шлемы такого типа появились в начале XIV века как дальнейшая эволюция топфхелма, и как боевой шлем в последней четверти XIV века были полностью вытеснены из употребления бацинетами с остроконечным забралом, но остались популярны как турнирные шлемы из-за высокого уровня защиты. Именно эволюция сахарной головы, направленная на повышение защиты при копейной сшибке и выражавшаяся в том, что защита глаз делалась вытянутой вперёд дабы копьё, попав в неё, соскользнуло, привела в дальнейшем к появлению штеххелмов. Шлем ковался только с цельной лицевой частью — забралом такие шлемы не оснащались.­

DSC_2321 (2)

Топфхелм — нем. Topfhelm англ. Barrel Helm фр. Heaume — он же горшковый шлем — цилиндрический шлем, имевший наибольшее распространение в XII—XIV веках. Появился в конце XII века как развитие потхелма, к которому была добавлена затылочная часть и полноценная защита лица. По сути был первым в Европе полностью закрытым шлемом, из-за чего стал популярен в кавалерии, однако несмотря на простоту изготовления в пехоте не прижился из-за цены и того что сильно закрывал обзор по сравнению с популярным в то время норманнским шлемом. Топфхелмы XIII века ковались полностью цилиндрическими с выступающей лицевой частью, часто с декоративной накладкой на лицевую часть в форме креста. Топфхелмы конца XIII — начала XIV века ковались уже полностью рассчитанными на турнирное использование и на кавалерийский удар копьями, после чего шлем скидывался и дальше кавалерист дрался в кольчужном капюшоне или цервейлере. Соответственно форма их была иная — передняя часть вытянулась, став более обтекаемой, а верхняя часть сузилась кверху. Однако сложность и тяжесть ношения двух шлемов не способствовали популярности топфхелма — от него к концу XIV века полностью отказались в пользу более лёгких и менее стесняющих обзор и дыхание вариантов, таких как бацинет.

_DSC7446 (2)

Цервейлер — англ. Cerveiller, Undercap, он же Черепник — небольшой сферический шлем, появившийся в XIII веке как производный от норманнского шлема, и отличавшийся от последнего сферической формой купола и отсутствием какой-либо защиты лица. Изготовлялся цельнокованным и надевался поверх кольчужного капюшона, однако в силу слабых защитных качеств не был популярным. Но когда в конце XIII — начале XIV века начали изготовлять топфхелмы, которые для рукопашного боя приходилось снимать, цервейлер снова стал популярен — он оснащался с кольчужной бармицей и надевался под топфхелм. Во второй четверти XIV века был вытеснен бацинетом, сфероконический купол которого лучше отражал вертикальные удары.

Среди всего исторического многообразия средневековых доспехов большой горшковидный шлем, топфхельм, занимает особое место. Появившийся на заре эпохи развитого средневековья, он в итоге стал непременным атрибутом всей эпохи Средних Веков в современной популярной культуре. В представлении большинства художников именно так должны выглядеть шлемы рыцарей-крестоносцев. Бесчисленные кинокартины изображают всадника в котте с крестом на груди и с повторяющемся в декоре шлема религиозным символом. Прошедший вместе с тяжеловооруженными конниками через кровавые страницы истории топфхельм – от ранних наголовий до развитой формы турнирного шлема – стал одной из визитных карточек Западноевропейского рыцарства.

цилиндрический шлем с маской

Цилиндрический шлем с маской. Италия, Южная Тироль, XIII век.

Определить, как именно изготавливались ранние топфхельмы и из скольки пластин состояли – задача практически обреченная на провал. Артефакты, которые дошли бы до нас через более чем восемь столетий, отсутствуют, а источниковая база довольно ограничена. Несколько ранних надгробий изображают наголовье с плоским верхом тульи, но особенности композиции – голова усопшего покоится на шлеме – не позволяют рассмотреть даже художественную интерпретацию конструктивных особенностей защитного элемента. Великие печати едва ли могут выступать полноценным визуальным источником – сравнительно небольшой размер оттиска оставляет слишком много пространства для воображения. Одним из лучших источников Гай Френсис Лэйкинг, историк-искусствовед и куратор Лондонского музея, автор пятитомного исследования западноевропейского оружия и доспеха Средних веков, называет рукомойники (акваманилы), которые часто изображали вооруженных всадников [1] . Конечно, использовать их для анализа конструкции купола очень сложно – именно верх шлема был откидной крышкой, через которую в акваманил наливали воду.

Акваманил

Акваманил

Единственная конструктивная особенность, к которой можно прийти на основе анализа сохранившихся изображений - отличительной особенностью ранних шлемов до 1250х гг. была укороченная затылочная часть. Лицевая пластина ранних шлемов была намного длиннее [2] .

Статуя на западном фасаде собора Уэльса

Статуя на западном фасаде собора Уэльса, 1230-40 гг.

Конструкция подвесной системы внутри шлема и подшлемника зависела о того, в каких сочетаниях носили защитное наголовье. Ранние варианты закрытого шлема использовались поверх кольчужного капюшона – коифа и подшлемника. На основании визуальных источников историки-оружиеведы делают вывод, что под коифом мог использоваться и шлем-черепник (цервельер). С развитием полусферического черепника в малый бацинет, нижний шлем с открытым лицом увеличивался в размере, а с ним и большой шлем. Видимо, позднее появилась собственная подвесная система или подстежка большого шлема, прикрепленная к куполу. Судя по конструкции сохранившихся экземпляров, все шлема такого типа имели приклепанные подбородочные ремни, которые застегивались или завязывались и фиксировали шлем к голове.

Великая печать Ричарда I Львиное Сердце

Великая печать Ричарда I Львиное Сердце. 1194 г.

Eneas Romance

Неизвестно, из чего изготавливались нашлемные фигуры в начале XIII века. Нарративные источники говорят нам, что Рено, граф Болоньи, произвел фурор на поле битвы при Бувине в 1214 году с рогами на шлеме, изготовленными из китового уса [3] . Вероятно, что вываренная кожа и папье-маше могли быть в ходу как в начале, так и во второй половине XIII века.

Дополнительным украшением могла быть корона или простая полоса желтого металла, которую носили рыцари всех рангов.

Morgan M.638 Maciejowski Bible

Morgan M.638 Maciejowski Bible, 1244-1254. Folio 40

Начиная с 1250х шлем начинает сужаться кверху. Форма усеченного конуса как правило завершалась слегка выпуклой или плоской площадкой.

Топфхельм из Шлоссберга бей Дарген

Топфхельм из Больцано

Топфхельм из Больцано, ок. 1300. Замок Ангела, Рим, Италия.

Множество найденных шлемов такого типа имеют одинаковую конструкцию – склепаны из пяти отдельных пластин.

Во второй половине XIII века тулья шлема удлинилась и достигла плеч. Лицевая пластина заостренным мысом спускалась на грудь.

Шлем Эдуарда из Вудстока

Заклепки удерживали, вероятно, не только пластины между собой, но и подшлемник внутри купола. Для этой же цели могли служить дополнительные отверстия в куполе. Система, удерживавшая объемный большой шлем на голове владельца, выглядела как широкая полоса кожи, нарезанная треугольниками. Вершины треугольников собирались на макушке на шнурок. К кожаной полосе мог прикрепляться и льняной стеганый подшлемник – его остатки были найдены в шлеме сира Ричарда Пембриджа.

надгробие сэра Ричарда Живерни

Рассмотреть подшлемник можно на надгробии сэра Ричарда Живерни, ум. 1328 г.

Treatise of Walter de Milemete

Визор крепился к тулье в двух точках на висках, и в открытом положении такой шлем изображался практически неотличимо от позднего бацинета.

Нашлемные фигуры оставались распространенным декоративным элементом – они крепились к куполу кожаными шнурками. Отверстия для креплений заметны на многих закрытых шлемах.

Также с 1300х гг. появляются цепи, которыми шлем прикреплялся к защите корпуса. В момент, когда большой шлем не требовался, владелец мог сбросить его за спину, оставшись в кольчужном коифе и небольшом шлеме с открытым лицом – цервельере или бацинете. Для прикрепления цепочки использовалось одно или два отверстия у нижнего края шлема. К примеру, на шлеме Пембриджа для этой цели служат два крестообразных отверстия с двух сторон от центрального ребра лицевой пластины.

Bodley 264 Romance of Alexander

Bodley 264 Romance of Alexander, folio 117v

Статуя Гюнтера фон Шварцбурга

Изображения остроконечных шлемов встречаются на великих печатях Томаса Плантагенета, графа Ланкастера и на печати Робера, графа Булони и Оверни. Первая половина XIV века, к тому же, отмечена и надгробиями с изображениями аналогичных форм тулий.

топфхельм

Надгробие сира Роджера Трампингтона

Надгробие сира Роджера Трампингтона, ум. 1326 (датировка дана по Southwick, 2006)

На протяжении XIV века топфхельм мало изменялся в форме и функциональности. Шлема середины XIV века, самые известные из которых – уже упомянутый шлем Черного Принца и шлем сэра Ричарда Пембриджа – практически не отличаются от более ранних версий из Больцано и Кюзнахта.

Шлем сэра Ричарда Пембриджа

Начиная с 1350-х топфхельм начал уступать место на поле сражения другим типам шлемов, но продолжал широко использоваться в качестве турнирного наголовья. В конце XIV века появилась развитая форма топфхельма с высокой тульей и полукруглой спускающейся на грудь лицевой частью с петлями, которые служили для прикрепления шлема к нагруднику доспеха.

Шлем сэра Ричарда Пембриджа

Шлем сэра Николаса Хауберка для конных поединков. 1375-1400. Royal Armouries, Leeds, England.

Шлем короля Генриха V

Шлем короля Генриха V для копейных сшибок. Поздний XIV – начало XV века.

Однако, эти наголовья сохраняют форму и функциональность боевых шлемов. В изобразительных источниках топфхельмы иногда встречаются в контексте военных действий вплоть до первых десятилетий XV века.

Отличительной особенностью турнирного большого шлема были застежки спереди и сзади, которыми шлем прикреплялся к нагруднику и наспиннику, и горизонтальная прямая линия визора, далеко выдававшаяся вперед. Конструкция шлема полностью защищала лицо и глаза владельца, когда он сидел прямо. Ограниченно видеть перед собой было возможно только наклонившись вперед во время опускания копья перед ударом.

Шлем для джостинга

Функционально шлем не изменился до 1530 гг. Незначительные региональные вариации формы затрагивали только лицевую часть. Конструкционно такие шлема могли иметь съемный визор, чтобы при необходимости трансформировать их в гранд-бацинеты для пешего поединка.

Лицевая пластина шлема

[1] Laking, F. G. (1920) A record of European armour and arms through seven centuries. Vol I. P. 269.

[2] Leslie Southwick (2006) The Great Helm in England, Arms & Armour, 3:1, 5-77, DOI: 10.1179/174962606X99146

[3] Blaire, C. (1958) European Armour: circa 1066 to circa 1700. London, Batsford. P. 31.

Мне всегда хотелось иметь рыцарские доспехи, кольчужку, шлем, рукавицы, которые я изготовил бы сам. Идея изготовления доспехов показалась мне очень заманчивой, и я решил сделать их самостоятельно. Это было бы хорошим подспорьем при занятии единоборством.

Историческая справка.

Я просмотрел материал о шлёмах, которые были в древности. Вот примеры:

image

image

image

image

image

Топхельм – горшковый шлём , шлём эпохи средневековья, возникший в конце 12 века во время крестовых походов. Этот шлем использовался рыцарями и тяжелой пехотой в большинстве европейских армий между приблизительно 1220 - 1540 годами.

В простейшем варианте, топхельм представлял собой стальной цилиндр с плоским верхом, который полностью покрыл голову и имел только очень маленькие отверстия для глаз и рта. Более поздние модели имели более искривленный дизайн, особенно вершина шлема, чтобы отклонить или уменьшить воздействие ударов.

Хотя топхельм обеспечивал большую защиту, чем предыдущие шлемы, такие как шелом и шпангенхельм, при этом он ограничивал обзор владельца, и обеспечило более плохую вентиляцию. Рыцарь мог носить стальную ермолку, известную как цервельер, или ее более позднее развитие - бацинет, под топхельмом. У топхельма так же мог быть кольчужный воротник для защиты шеи владельца, горла и плечей

Топфхмель часто чернился, лакировался или красился, и часто имел художественные оформления такие как:

Топфхельм сегодня особенно популярен среди ролевиков и исторических реонструкторов. Это шлём предоставляет хорошую защиту голове как против острогов, так и против тупого оружия. Его основные недостатки - плохая вентиляция и циркуляция воздуха.

Современные версии топхельма демонстрируют, что эти шлёмы не были чрезмерно тяжёлыми или неудобными. Даже при том, что современные реконструкции топхельма для безопасности изготавливаются из более толстой стали, чем средневековые оригиналы, и весит 1.5 - 3 кг. Также, хотя разрезы забрала обычно приблизительно 20-30 мм шириной, они не сильно ограничивают поле зрения, поскольку расположены близко к глазам владельца.

  1. Определение конкретной задачи и ее формулировка.
  • Работу выполнить самостоятельно.
  • Материалы, которые будут использованы, должны быть экологически чисты, доступны, недороги, легко подвергаться обработке.
  • Работа должна быть выполнена аккуратно, качественно ,изделия надёжными, удобными, чтобы работу было не стыдно показать другим.
  1. Выявление основных параметров, ограничений.
  1. Шлем должен быть удобным, прочным и практичным.

2. Шлём должен соответствовать историческим данным.

3. Изделия должны иметь низкую себестоимость и быть высокого качества.

  1. Анализ идей, выбор оптимального варианта.

Так как шлём должен быть недорогим, практичным , прочным и привлекательным я решил его изготовить из доступного металла, а перчатку из готовых граверных колец которые можно приобрести в магазине и попросить у знакомых автоводителей.

Читайте также: