Тиски для горных лыж своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Заточенные, напарафиненные, смазанные — кататься на таких лыжах одно удовольствие, и служат они дольше. Как их правильно обслуживать, ремонтировать и хранить, объясняет инструктор по горным лыжам Александр Марамчин .

После каждого катания: чистить от снега и сушить ботинки

Если завтра снова на склон, очистите лыжи от снега любой мягкой щеткой, например для машины. А дальше их можно оставить как в холодном помещении, неотапливаемом коридоре или гараже, так и занести в тепло. Протирать необязательно: в тепле высохнут сами, а в холоде и влаге просто не успеют заржаветь. Главное, поставить так, чтобы канты не царапали скользяк: раздельно. Либо вставить между ними лыжные скрепки.

Сразу после катания нужно позаботиться о ботинках: расстегнуть клипсы, постучать ботинками друг о друга, чтобы избавиться от снега. Вставить внутрь сушилки для обуви или вытащить внутренники и поставить их в теплое место, у батареи.

Но прямо на батарее лучше ничего не сушить, особенно ботинки с термоформируемым внутренником — так они потеряют форму. Если храните ботинки в прокате, убедитесь, что там их высушат.

В течение сезона: парафинить, циклевать, ремонтировать и точить


Между выездами, прилетев или приехав домой, тщательно протрите лыжи сухой чистой ветошью. Чтобы они были в идеальном состоянии к следующей поездке, можно нанести на канты мягкий базовый парафин. А если не жалко парафина, обработайте всю скользящую поверхность.

Понять, что лыжам нужна обработка, можно по скользяку: он становится сухим и осветляется. Чем хуже условия катания, допустим неухоженные склоны с ветками и мелкими камешками, тем чаще требуется парафин. Можно использовать, к примеру, парафины Swix LF06X или Swix CH6X — они достаточно универсальны по температурным условиям.

Как обработать лыжи парафином


Шаг 1. Пройдитесь жесткой щеткой по скользяку, чтобы почистить его от грязи и смол. От такой обработки остаются чешуйки — не страшно, когда напарафините лыжи, сможете снять их скребком. Для очистки используют щетки из стальной или бронзовой проволоки. Либо комбинированные щетки, такие как Swix T159B с бронзой и нейлоном. Нейлоновая часть пригодится в конце.

Шаг 2. Нанесите на лыжи тонкий слой базового парафина с помощью лыжного утюжка. Нужную температуру нагрева утюжка указывают на упаковках парафина. Затем сразу надо отциклевать, то есть выровнять поверхность плексигласовым скребком, он же цикля.

Лучше, если у вас будут два вида скребков. Один — жесткий, толщиной 3–5 мм, им вы снимете первый грубый слой парафина. Второй скребок нужен более тонкий — 2 мм. Он удобнее для финишного снятия парафина из-за более острой кромки.

Мазь Swix CH6X скольжен. для лыж/сноуб. темп.:-5/-10 тверд. 60гр синий (CH06X-6)

Шаг 3. Возьмите щетку из мягкого нейлона, например Swix T161O , с удобным ремешком на руку. Убирайте остатки парафина, пока не будете довольны внешним видом скользяка.

Если под рукой нет утюжка, парафина и скребка, а подровнять скользящую поверхность надо, можно сделать это фибертексом — мягкой бумагой с абразивным слоем. Она убирает крупные волокна, но не эффективна для мелкого ворса.

Когда нужны мази для скольжения

Хорошо обработанный базовым парафином и отциклеванный снаряд нуждается в мазях для скольжения в трех случаях:

  • очень холодно, примерно –30 градусов (но в такую погоду и кататься не захочется);
  • на улице плюсовые температуры;
  • вы участвуете в соревнованиях.

Принцип скольжения лыж по склону основан на том, что снег от трения плавится и превращается в капельки воды, и мы скользим по этой пленке. Чем ниже температуры, тем меньше воды. Снежинки царапают скользяк, и скорость снижается.

Щетка Swix T161O для лыж/сноуб. 280гр красный/белый (T0161O)

Мазь для низких температур должна работать в холода. Обратите внимание, что на мазях указывают температуру снега, а не воздуха. Мазь, рассчитанная на –15–18 градусов, — как раз для самых холодов.

Когда на улице тепло, лыжи оказываются практически в воде, и возникает эффект поверхностного натяжения. Тут выручают мази для плюсовых температур, на температуру снега от 0 до +4 градусов. Сэкономить помогают комплекты. В наборе Nordway LF Combi , например, три мази для разных температур — от +3 до –12 градусов.

Для нанесения мази понадобится такой инструмент, как растирка. Обычно это брусочек с выемкой под пальцы. Форма растирки значения не имеет, главное, чтобы было удобно держать. Растирки бывают специализированные и универсальные. Например, Swix T0020 из пробки — универсальная, подходит и для лыж, и для сноубордов.

Убирайте в чехол только идеально сухой инвентарь. Смазанные мазью для скольжения лыжи высыхают за несколько минут.

Как убирать глубокие царапины

Глубокие царапины на скользяке, появившиеся, например, от проезда по камням, заливают ремонтным пластиком . Пластик бывает белый и черный, для разного цвета скользяка. Его расплавляют ремонтным пистолетом — специальной горелкой с насадкой — или обычным паяльником.

Как делается заточка лыж

Канты важно вовремя точить, чтобы лыжи держали вас на плотном снеге или льду. Заточку лучше делать в профилактическом режиме, а не тогда, когда канты совсем затупились. Иначе придется снимать сразу много металла, и кант быстро кончится.

Канторез заточит лыжи под нужным углом, 87–90 градусов, в зависимости от стиля и условий катания. Если не хочется осваивать заточку, отнесите лыжи в спортивный магазин или лыжный сервис: там сделают как надо.

В конце сезона: консервировать и хранить

Отправляя лыжи на хранение, пружины креплений скрутите на ноль, обработайте скользяки базовым парафином и отциклюйте. Можно сделать это сейчас или перед первым катанием в новом сезоне. Головки и пятки креплений сбрызните силиконовым аэрозолем . Ослабьте крепления ботинок, всегда храните их слабо застегнутыми.

Лучше и безопаснее всего держать лыжи дома, в сухом гараже или арендованном хранилище. Им не страшен перепад температур, но они боятся перепада влажности: конденсат со временем ведет к коррозии. Поэтому холодные балкон и гараж для длительного хранения не подходят.

Читать : Как перевозить лыжи и сноуборды в машине

Чтобы лыжи не прогибались и сохраняли нужную форму, лучше хранить их вертикально. Горизонтально, под потолком или на стене, тоже можно. Только нужно купить или сделать две направляющих, на которые кладутся носки и пятки лыж.

Создан ли станок для лыж своими руками, или в промышленных условиях — неважно. Кто любит лыжный спорт знает, насколько важно качество инвентаря. Чтобы добиться надежности и стабильности, используют станок для подготовки лыж.

Для чего нужен станок

Чтобы заняться лыжными видами спорта, необходимы навыки спортсмена, и инвентарь, надежный, высокого качества. Обеспечить скорость помогает горнолыжное оборудование, находящееся в хорошем состоянии, с сохраненными заводскими параметрами.

По мнению сервисменов, людей, кто готовит инвентарь к соревнованиям, конструкция для снаряжения играет главную роль. Ведь подготовленное снаряжение лучше скользит. Даже смазывание не так влияет, как станочная обработка.

Особенности конструкции для разных видов лыж

Станок для правки лыж — это двухпрофильная конструкция из металла или натурального дерева, которую размещают по краям алюминиевой основы. На некоторых модификациях на основание крепят опоры, элементы в виде ножек. Основание — это фрагмент, от которого зависит успех пользования в будущем.

Для обработки снаряжение укладывают на конструкцию так, чтобы скользящая плоскость была направлена вверх, а концы прикасались к профилям. В элемент крепежа для ботинок вставляют петлю из металла, которую растягивают до тех пор, пока планки снаряжения примут нужную конфигурацию.

Это положение закрепляется, облегчая дальнейший рабочий процесс.

Для снижения веса устройства основание изготавливают из алюминиевой трубки. Поскольку оборудование требуется в любой момент, носить его можно с собой.

Основные детали

Любителям зимнего спорта необходимо регулярно обновлять инвентарь. Для этого разработан инструментарий, поддерживающий снаряжение в хорошем состоянии. Покупка заводской модели, иногда становится бесцельной. Потому поклонникам горнолыжных развлечений пригодится самодельное приспособление.

Сегодня в продаже имеется много элементов, чтобы изготовить модели, радующие своей простотой и удобством ремонта экипировки. Варианты чертежей таких конструкций можно найти в интернете, и создать ту модель, которая понравилась. Не требуются сложные схемы, поскольку даже на простейшей модели подготавливают инвентарь к тренировкам или соревнованиям.

Нанесенная структура на самодельном оборудовании долго служит. Да и конструкция всегда под рукой. Это позволяет добиваться скольжения снаряжения в удобное время, в любом месте. Любители с удовольствием приводят в порядок инвентарь перед началом сезона катаний.

За состоянием скользящей поверхности нужно тщательно следить:

  • не допускать пересыхания;
  • регулярно смывать отработанную смазку;
  • обрабатывать мазью;
  • для хранения или перевозки инвентаря заливать пластик транспортировочным парафином.

Строгое соблюдение правил ухода за экипировкой позволит подолгу не использовать жесткую машинную обработку с использованием наждачных кругов, необходимую при сильной деформации инвентаря.

Изготовленного вручную станка для обработки лыж достаточно, чтобы обеспечить легкое скольжение, дать лыжникам возможность достигнуть высоких показателей.

Деревянные опоры

Речь идет о создании сборно-разборного оборудования, состоящего из двух частей. Обе части идентичны. Основание — квадратная труба из металла. Поверх нее устанавливается опора, изготовленная из натурального дерева.

От нюансов изготовления конструкции зависит качество обработки. Обязательный момент — правильное расположение и удерживание планок на станине. Важным нюансом считается производство основания.

Основание

При создании этого элемента, внимание нужно обратить на следующие рекомендации:

  1. Деревянная опора крепится к основанию саморезами.
  2. Головку самореза тщательно утапливают.
  3. Опоры должны быть с прогибом, чтобы снаряжение укладывалось на станину правильно.

Основа из металлических квадратных труб, которые соединяются деревянной планкой, вставленной в обе трубы — хороший вариант.

Скобы для удержания лыж

При создании самодельной конструкции надо знать, что скоба — это элемент, к которому крепятся планки в момент подготовки к дальнейшей эксплуатации. Поэтому, от правильности его выбора зависит обработка.

Скоба по высоте регулируется, в соответствии с требованиями. Для долговечности деталь изготавливают из отрезка стали круглого сечения. Чтобы закрепить скобу, лучше ее приварить. Это надежно, ведь чтобы подготовить современный инвентарь перед тренировкой, нужно устройство. Иначе, если конструкция шаткая, выполнить полноценную подготовку невозможно.

Важные нюансы при изготовлении

Использовать для изготовления станка нужно легкие и надежные материалы. Работы проводить, соблюдая технику безопасности. Самодельная конструкция должна отвечать размерам и требованиям, иначе в дальнейшем невозможно будет обработать снаряжение правильно.

Создать самодельную конструкцию без чертежа не получится.

Преимущества станка

Ряд преимуществ, которым обладает устройство, это:

  • мобильность, компактность;
  • прочность конструкции и устойчивость к силовым нагрузкам;
  • удобство в эксплуатации;
  • простота в изготовлении.

Люди, владеющие заводскими моделями, считают самодельные устройства неидеальными, с технической точки зрения. Но нельзя отрицать, что конструкции, сделанные самостоятельно имеют много плюсов. Легкий вес, быстрая установка, регулировка по всей длине планок, устойчивость за счет квадратного профиля в основании. С появлением новых материалов стало возможным создание фантастических вещей.

Выполнение самодельного устройства для обработки зимнего инвентаря полезное, увлекательное занятие. Такая конструкция дает высокие показатели скольжения. А успех в изготовлении одного станка станет полезным навыком в жизни.

Секрет отлично скользящих лыж – опыт мастера

Дмитрий Калачёв более 10 лет профессионально готовит беговые лыжи для спортсменов и новичков, и, разумеется, сам активно занимается лыжным спортом – КМС, как никак.

Задали Дмитрию несколько вопросов, касающихся правильному отношению и правильной подготовке лыж.


Производители поставляют в магазины лыжи в самом дешевом - транспортировочном / техническом или универсальном парафине, чтобы уберечь скользящую поверхность от повреждений при транспортировке. Это точно такой же парафин, который используется в сервисных центрах, но он, понятное дело, нанесен не под конкретные условия состояния снега, влажности, температуры.

Да, конечно, можно сразу идти кататься, но если вы - опытный лыжник, если вас волнует качество вашего скольжения, то для вас такое решение точно не подходит и, конечно, надо такой парафин удалять и наносить новый – под конкретные условия катания.

Если вы – спортсмен, активно занимающийся спортом, если вы – любитель, регулярно участвующий в соревнованиях, то для вас у нас есть специальные дисконтные карты, которые позволяют получать существенные скидки на необходимый вам инвентарь, обувь или одежду.

Какое ваше мнение по поводу самостоятельной подготовки лыж?


Что посоветуете для тех, кто планирует готовить лыжи дома? Какие минимальные приспособления?

Для тех, кто хочет готовить лыжи дома, самостоятельно – вам нужен будет устойчивый стол, к которому можно прикрутить тиски, в которые закрепляется портативный профиль, в котором фиксируется лыжа. Без этого приспособления работать крайне неудобно.

Если у вас новые лыжи в фабричном парафине, то, в первую очередь - удаляете его карандашом из желобка, специальной циклей со скользящей поверхности, очищаете ее. Потом надо нанести базовый парафин – его можно наплавить, прижав брусок парафина к утюгу и прокапав скользящую поверхность или пройти сухим бруском парафина (так расход меньше). После этого горячим утюгом нужно распределить расплавленный слой парафина по всей поверхности лыжи.

Важно! На парафине всегда указывается температура плавления, ее надо выставить на утюге.

Процесс наплавления парафина всегда делается от мыска к пятке, обработку мы проводим именно в таком направлении. После того, как парафин остынет необходимо снять его излишки карандашом (из желобка) и циклей – с плоской части. После этого скользящую поверхность необходимо заполировать – я лично это делаю круговой щеткой с нейлоном. Если мы готовим лыжи к тренировке или соревнованиям, когда качество скольжения нам особенно важно, то выбираем и наносим дополнительный слой парафина, в зависимости от состояния снега и погоды.

Лучше, если в домашних условиях вы сначала потренируетесь готовить старые лыжи, потому что без навыка можно испортить дорогую пару, например - пережечь скользящую поверхность.

А бытовой утюг для самостоятельной подготовки лыж можно использовать?


А если все-таки не убереглись и пережгли… Всё? Лыжи можно выбрасывать?

На сколько километров хватает качественно нанесенного парафина?

По чистому, свежему снегу – на две-три тренировки, то есть километров на 50-70, потом надо смывать остатки старого и наносить новый. Если снег грязный или льдистый, а в условиях больших городов – Москвы, например - он такой очень часто, то после каждой тренировки мыть, чистить, парафинить. Если у вас ответственные соревнования, тем более – марафон, то накануне события лыжи нужно обязательно очищать от старого парафина, промывать специальными смывками и после этого полностью наносить новые слои, нового парафина.

Расскажите про ваши первые лыжи?

Это были деревянные лыжи, самодельные, мой дед сделал. Выстругал из досок, потом опустил в таз с горячей водой, чтобы мыски загнуть. Крепления были – ремни, под валенки. Дед ходил на лыжах, и я с ним.

Как становятся лыжными мастерами? Вы учились где-то?

Я продолжаю кататься, считаю, что мастеру это необходимо. И мне нравится готовить лыжи. А когда для лыж не сезон, перехожу на велосипед. И летом работаю мастером по ремонту и настройке велосипедов.

Консервация. Нужно ли делать?

А перед зимой?

Всё то же самое, как если бы это была новая пара: снять консервационный парафин, почистить, напитать, положить парафин по погоде.


Кто к вам чаще приходит? Новички или профи?

У нас есть все возможности для работы как с теми, так и с другими. Квалификация, расходники, инструменты, станки позволяют сделать любую, даже самую сложную операцию.


Мы также можем сделать вам профессиональную насечку на ваших лыжах – у нас есть база насечек на разную погоду и снежные условия.

Но эти услуги чаще всего для экспертов и амбициозных лыжников, а если вы – любитель, если у вас снаряжение начального или среднего уровня и вы выходите на лыжную прогулку не чаще двух-трех раз в неделю, и это именно прогулка – без особых соревновательных целей и тренировочного плана, то вам достаточно изначально в магазине правильно подобрать инвентарь, в зависимости от вашего веса, роста и провести с вашими лыжами самые простые, базовые операции – даже они существенно улучшат скольжение.

Правильный подбор инвентаря – это очень важно, не надо стесняться продавцов-консультантов. Если лыжник тяжелый, лыжа не будет пружинить. Наоборот – тоже плохо, если лыжи жесткие, а у лыжника не хватает веса, он ее не продавит, скольжение будет никаким.

Если вы будете ставить себе серьезные спортивные цели – пробежать тот же лыжный марафон, то обращайтесь к нам смело – подготовим лыжи, в зависимости от ваших задач.

Базовая, быстрая смазка своими силами. Какие есть варианты, если вечером / утром решили ехать кататься, но нет особого опыта в подготовке лыж, нет инструментов, нет времени на визит в сервис-центр, к профессиональному мастеру.

Насколько я понимаю, брать надо комплект из 2х опор по бокам и центральных, именно, тисков. Есть варианты, где вместо центральных тисков предлагается доп. опора с нятяжкой лыжи веревкой, у меня не вызывает доверия, но народ, вроде, берет.

Вот тут ссылочка, посмотрите, плиз, и посоветуйте что оптимально по соотношению цена/удобство работы

Там, главное, для беговых лыж не купи :-) Мне в Декатлоне манагеры как-то пытались их впарить.

Нормально себя показали в эксплуатации.
Причем центральным креплением пользуюсь через раз.
Вполне нормально лыжи горные держатся и на двух, прижатые винтами.

А беговые, чтоб почистить-напарафинить и утюгом пройтись, - так вообще и не закрепляю. Хватает сцепления на подложке. Циклюю-полирую, правда, не на тисках, а за воротами гаража, т.к. мусора парафинного много порой получается.

Конечно тиски нужны, а не подставки. Или с регулировкой по высоте крайних тисков или с дополнительной опорой вместо центральных тисков, иначе со скользящей поверхностью будет неудобно работать. Цена вроде у всех почти одна и та же.

Все в основном используют тиски типа Toko и Holmenkol за 119,90

Наверное, подешевле тиски не хуже (лично мне поворот верхней части не нужен)

Но обязательно тиски - намного лучше держалки с резинкой (много лет использовал)

Ремонт горных лыж своими руками

Для приятного и безопасного катания лыжи надо специально готовить.

ремонт лыж

Любителю важно стабильное хорошее скольжение. Разницу между хорошим и отличным скольжением можно почувствовать только на соревнованиях, в обычном катании – на очень пологих участках. Поцарапанная скользящая поверхность гораздо меньше снижает качество катания любителя, чем тупые канты. Для сохранения хорошего скольжения важнее чистить ее от любой грязи (масла, старой мази) и смазывать для трудных условий (мокрый или, наоборот, сухой морозный снег).

Плохо, если скользящая поверхность изношена так, что канты выступают, как рельсы. При малых углах закантовки переход от резаного ведения к проскальзыванию становится резким и неконтролируемым.

В идеале канты (рабочая область) должны быть выточены с завалом снизу на 0.5-1° и заострены сбоку на угол 90-86°, они должны быть равномерно острые, но без заусенцев. Углы заточки сбоку выбираются по следующему принципу: чем агрессивнее катается лыжник по жесткой трассе, тем больше угол заточки сбоку и тем меньше завал со стороны скользящей поверхности. Для большинства лыжников рекомендуется слегка притуплять кромки кантов на прилегающих к носку и пятке участках. Скользящая поверхность должна быть вровень с кантами, плоской в поперечнике, ровной и со специальной микроструктурой на поверхности.

Самому или в сервис?

Прежде чем браться за напильник, надо отдать себе отчет в том, что подготовка лыж – дело достаточно трудоемкое. Проще всего сдать лыжи в мастерскую, там сделают все сразу. Но это не всегда удобно.

Большинству любителей имеет смысл взять на себя операции, которые приходится делать регулярно (чистку и смазку скользящей поверхности, подравнивание и заточку кантов сбоку), а серьезную обработку лыж снизу предоставить профессионалам. В сервисе лыжи шлифуют на машине до полного выравнивания скользящей поверхности (глубокие царапины должны быть залиты). Пока канты затуплены несильно, можно поддерживать форму лыж самостоятельно, экономнее расходуя ресурс лыжи. Часто достаточно лишь снять заусенцы и подточить побитые места.

Чтобы специально не возить лыжи в сервис весной, стоит освоить обработку скользящей поверхности парафином. Если на склонах встречаются камешки – полезно научиться заливать царапины.

Приятнее всего работать специальными инструментами от Holmenkoll, Kunzmann, SWIX, Toko. Можно часть инструментов заменить на обычные, они дешевле, но трудозатраты все равно будут весьма существенными.

Пункт приёма сервиса лыж и сноубордов SportZone находится по адресу Киев, Героев Днепра 67.
Тел. 067 661 99 33

Очистка лыж

Для нанесения мази и перед любой обработкой надо очистить лыжи (по крайней мере – скользящую поверхность) от грязи, жирных пятен и старой мази. Мазь остается на концах лыжи и по оси, она постепенно собирает грязь и сильнее мешает скольжению. При точке кантов мазь быстро забивает рабочую поверхность напильников и брусков. Сначала все, что могут почувствовать пальцы, надо снять пластиковым скребком (фирменным или пустой коробочкой от CD).

ремонт лыж

Для полной очистки нужно протереть поверхность растворителем. Лучше использовать фирменный Base Cleaner (он продается в упаковках различной емкости, в том числе и в виде спрея) и фиберлен – синтетическую ткань, не оставляющую волокон. Из обычных растворителей рекомендую Уайт-спирит, но его аромат выветривается очень медленно, поэтому после чистки надо протереть лыжи насухо. Фиберлен можно заменить тряпочкой, но она должна быть совершенно чистой и не оставлять ворса.

ремонт лыж

Заливка царапин

Если на скользящей поверхности есть глубокие царапины, начать работу надо с них, пока в них не попали стружки и парафин.

Ресурс лыжи определяется состоянием кантов и прилегающего к ним пластика в области максимальных нагрузок. Поэтому, если не гнаться за скоростью, ремонтировать надо в первую очередь, глубокие (глубже 0,5 мм) царапины, примыкающие к кантам под грузовой площадкой. Дефекты по оси лыжи, на носке и пятке не так важны.

Свежие царапины после катания по снегу обычно чистые, но в них может оставаться грязь, ее перед началом работы придется удалить – очистить лыжи. Иногда в конце царапины остаются камешки, которые, естественно, также необходимо удалить.

Самый простой способ ремонта – закапывать горящим пластиком. Для ремонта скользящей поверхности (для открытого огня),необходим специальный материал, обычный полиэтилен при горении теряет свои свойства.

ремонт лыж

Достаточно прочная заливка глубоких ран получается с помощью паяльника (мощностью минимум 40 Ватт).

Полоску полиэтилена надо постепенно втирать горячим жалом, по возможности не разрывая куска. Удобнее, когда ремонтная полоска шириной соответствует царапине, чуть толще и длиннее. Выравнивать шов паяльником бесполезно, главное – заполнить дырку и сплавить заплату с основой. К металлу ремонтный пластик не прилипнет, поэтому греть кант не надо. Но если царапина до металла неширокая и заплату хорошо сплавить с краями скользящей поверхности, она будет нормально держаться.

Выровнять заплату заподлицо с поверхностью надо после полного остывания. Лучший инструмент – напильник с фрезерованными зубьями, он режет быстро и не забивается пластиком. Это может быть как специальный лыжный инструмент, так и т.н. протяжка от строгального станка. Заплату из обычного полиэтилена выровнять нелегко, на черной скользящей поверхности будет сильно выделяться неровный мутно-белый шов.

ремонт лыж

Обработка кантов сбоку

Это основная операция, которую имеет смысл освоить любителю.

Пока канты не слишком затупились, такой обработки достаточно для поддержания хорошей остроты кромки. Но сначала надо выбрать инструмент.

1. Канторез

Проще всего приобрести стандартный канторез с пазом, их продается много, все производители предлагают по несколько моделей с фиксированными или переменными углами.

Большинству лыжников вполне подойдет угол в 89-88°, только спортсмены и любители радикального карвинга иногда затачивают середину лыж до 86°. Осторожным лыжникам, которые не закладывают крутые дуги, пойдет и 90°. Начинающему мастеру достаточно одного инструмента на 2 стандартных угла, например 90° и 88°. Такой инструмент удобен и для подточки в горах.

Основной недостаток такой оправки – в нее можно закрепить только тонкие инструменты и расположить их только вдоль лыжи. Длинным напильником лыжи со слаломным радиусом наточить не получится. Так что придется купить специальные короткие напильники и абразивные бруски. Вместо бруска можно применить мелкую или среднюю корундовую шкурку, приклеенную к подходящей по толщине жесткой основе (можно купить готовые фирменные бруски со шкуркой, а можно и сделать нехитрый инструмент самому).

Выбирайте канторез так, чтобы он хорошо лежал в руке, широкий инструмент реже срывается даже у неопытного мастера.

ремонт лыж

ремонт лыж

2. Уголок и напильники

Если цель – регулярно готовить лыжи на всю семью – стоит купить (или сделать самому) уголок с прижимом (струбциной). Это более дорогой и точный, хотя и примитивный на вид инструмент. С ним можно использовать стандартные напильники и абразивы (бруски), располагая их под любым удобным углом к линии канта. Быстро меняя положение режущего инструмента, можно добиться его равномерного (ровного) износа. Такой инструмент требует более твердой руки, чем широкий пластиковый канторез.

Абразив (брусок) для снятия твердых мест должен быть по возможности ровным. Вообще подойдет любой, даже из хозяйственного магазина, но он слишком рыхлый, поэтому станет кривым после первой же заточки, лучше использовать специальные бруски.

ремонт лыж

Напильники нужны различные, но небольшие – до среднего размера, прямоугольные, с мелкой и средней насечкой. Главное – ровные. Кривым инструментом легко завалить углы и поцарапать скользящую поверхность. Старые отечественные напильники обычно кривые, хотя и достаточно твердые. Дешевые китайские поделки кроме этого часто имеют торчащие зубья и заусенцы, да и тупятся они быстро. Фирменные напильники, конечно, лучше, а для экономии можно поискать обычные, не горнолыжные, которые иногда продаются в хороших инструментальных отделах.

ремонт лыж

3. Заточка

При любой точке важно обеспечить удобные условия для работы: лыжу можно удерживать рукой, прижимая к себе и упирая носок во что-нибудь. Конечно, зажав лыжу в специальных тисках на столе, работать гораздо лучше. Ски-стопы надо поднять и надежно зафиксировать. Удобнее всего зацеплять рога тормозов специальными стропками, подойдут и плотные резиновые колечки. Если фиксаторов нет, лучше тормоза вообще снять.

Выступающий над кантом по боковым сторонам лыжи пластик будет мешать работе бруска или напильника, забивать мелкий инструмент. Для начала надо снять этот выступ напильником с фрезированными зубьями, используя канторез с более острым углом. Можно снять пластик вручную, стараясь как можно меньше трогать кант, главное – не завалить кант, задев носком напильника за выступающие части креплений.

ремонт лыж

Перед заточкой напильником надо снять наклеп – очень прочные заусенцы, образующиеся при ударах о камни, при помощи абразивного бруска. Опыт показывает, что это экономит и силы, и напильники. Лучше, если брусок будет закреплен в канторезе или направляющем уголке. При небольшом износе канта такой обработки достаточно, даже напильник не понадобится. Главное – снять торчащие вбок заусенцы (наклеп), затем пройтись по всем темным пятнам и около царапин. Полезно хотя бы в пару проходов прогладить и весь кант. Если брусок не устанавливается в оправку, надо аккуратно снять хотя бы заусенцы, твердо держа камень в руке и стараясь не заваливать канты. Прогладить дальше можно шкуркой на жесткой основе, закрепленной в канторез.

ремонт лыж

Надо выбрать удобное направление рабочего хода (от себя или к себе) и делать движения такой длины, чтобы не перехватывать лыжу, почаще смахивать щеткой опилки с режущей и скользящей поверхностей.

Если напильник скачет (обычно – в самых побитых местах) лучше еще раз пройтись по жесткому наклепу бруском.

Для контроля заточки полезно закрасить кант со стороны боковой поверхности лыжи темным стойким (спиртовым) фломастером.

Если краска равномерно снимается по всей плоскости, кроме самой кромки – происходит заточка на тот же угол. Если краситель снимается от основания к режущей грани – кант затачивается на более острый угол. Можно продолжать работу.

ремонт лыж

Если краска начинает равномерно сниматься от грани к основанию – кант заваливается, стоит остановиться, проверить угол установки кантореза и ровность напильника.

Точить надо до тех пор, пока с боковой стороны канта не будет снят весь краситель. Больше всего работы под грузовой площадкой. Если грань осталась тупой – скорее всего, лыжи пора точить и снизу. Иначе сбоку придется сточить почти весь объем канта. Для экономии ресурса лыжи короткие побитые участки лучше локально выточить глубже, а отдельные глубокие царапины оставить.

ремонт лыж

4. Контроль и доводка

ремонт лыж

Для того, чтобы кант дольше оставался острым, заусенец надо снять бруском (если перед этим кант точили сбоку, то надо снимать снизу). Хорошо бы пройтись еще по разу алмазным файлом или мелким бруском (шкуркой) с обеих сторон. Для окончательной шлифовки спортсмены применяют специальные бруски.

Если не гнаться за сотыми, после бруска можно один раз провести вдоль канта уголком из нулевой шкурки. Для облегчения плоского вращения лыж надо затупить канты у носков и пяток, это также можно сделать шкуркой, но более крупной. Самая трудная работа сделана!

ремонт лыж

Заточка снизу

Обычный напильник справляется только с завалом кантов снизу на ровной скользящей поверхности. Угол задается специальной оправкой (от 0,5° до 2°) или на конец напильника подматывается изолента: 1 слой стандартной ПВХ-изоленты дает примерно 0,5°, при условии, что изолента будет скользить примерно в 50 мм от обрабатываемого канта. Как только напильник начинает скользить по полиэтилену, обработка канта прекращается. При небольшом износе можно заострить канты за счет увеличения завала, но превышать 2° не рекомендуется. Для контроля снова закрасьте кант, теперь со стороны скользящей поверхности, используйте фломастер.

При сильном износе, завале или повреждениях кантов и особенно при выступающих кантах, необходима обработка лыж снизу по всей плоскости. Сделать это правильно в домашних условиях очень трудно, поэтому большинству лыжников рекомендую в этом случае обращаться в сервис. Как правило, это не придется делать чаще, чем раз в сезон, а при не слишком интенсивном катании – и еще реже.

Заливка парафином

Перед заливкой надо несколько раз протереть поверхность чистой сухой тряпочкой. Парафин надо накапать дорожкой по всей длине лыжи и разгладить по поверхности. Разравнивать бесполезно, главное – не перегреть лыжу и залить парафином всю скользящую поверхность. Труднее всего прогладить пластик вдоль кантов, именно там, где это важнее всего.

На лето надо оставить скользящую поверхность под парафином как есть.

Перед катанием или нанесением мази скольжения надо снять не остывший до конца слой парафина пластиковым скребком (фирменным, ребром коробки CD) до скользящей поверхности.

ремонт лыж

Смазка

Мазь скольжения наносят на пропарафиненную и зачищенную скребком поверхность. Спортсменам рекомендуется перед смазкой прочистить структуру скользящей поверхности бронзовой щеткой.

ремонт лыж

Парафины лучше наносить горячим способом заранее. Для временного улучшения скольжения на влажном снегу в большом температурном диапазоне хорошо помогает универсальная фтористая мазь. Если она в салфетке или в жидкой упаковке, ее удобно наносить прямо на склоне (следуя инструкции на упаковке).

ремонт лыж

Техника безопасности

Точка и заливка лыж может принести много неприятностей и мастеру, и домашним.

Даже при легкой правке кантов бруском отламываются опасные заусенцы. Стружки из-под напильника зацепляются за ткань, легко вонзаются глубоко под кожу, доставать их трудно. При случайном срыве кант с заусенцем может глубоко разрезать ладонь. Для защиты рук необходимы перчатки, лучше целиком из кожи и без вентиляционных дырочек.

На пол удобнее всего постелить старый половик или коврик, в котором стружки хорошо застревают. После работы стоит протереть комнату влажной тряпкой (а не салфеткой или губкой).

Стружки полиэтилена и парафин, попавшие на пол, превращают его в каток. Поэтому подстилка и уборка важны при любой обработке лыж. При соскабливании наплавленного парафина стружки очень много, она липнет к инструменту, одежде и мебели. Тут хорошо помогает пылесос, но только сразу, пока парафин не втерся в поверхности.


В заключение

Если вам удалось самому подготовить лыжи, значит, вы еще на шаг приблизились к уровню настоящего эксперта. Каждый следующий раз будет получаться легче и лучше. Постепенно вы научитесь получать удовольствие от работы с любимым спортивным снарядом

Читайте также: