Теплоаккумулятор для авто своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Летняя жара, которая постоянно требует прохладного душа для тела, плавит асфальт и перегревает двигатели наших автомобилей не будет длиться вечно. На смену ей придет прохладная осень, а затем и морозная зима. Задуматься об этом заставил меня один из экспонатов выставки "Автотехсервис", проходившей на Нижегородской ярмарке.

Рис. 1
Рис. 2

Что же навело меня на мысли о холодной зиме? Это неброский с виду металлический предмет, лежавший на выставочном стенде украинской фирмы "Мотортехника", напоминающий своими формами и размерами пятилитровый бочонок пива "Балтика", который можно увидеть сегодня в витринах многих коммерческих киосков. Но о холодах, безусловно, напомнил не он сам, а его название — "устройство облегчения пуска двигателя", о котором я и собираюсь Вам рассказать.

Ни для кого не секрет, что любой из двигателей внутреннего сгорания собственно на полезную работу использует только часть вырабатываемой им энергиии, опрделяемую его КПД. Большая же часть этой энергии, получаемой при сгорании топлива, расходуется на нагрев окружающей среды, как посредством отработавших газов, так и через радиатор системы охлаждения двигателя. Тепло это, выбрасываемое во время работы двигателя в прямом смысле на ветер, является остро необходимым при пуске этого же мотора, особенно на зимнем морозе. Но как сохранить тепло тогда, когда оно расходуется напрасно, и использовать его когда в нем возникает нужда? Эта непростая инженерная задача и нашла свое решение в виде описываемого устройства. При этом технически возможны различные спосбы накопления тепловой энергии, но выбранный здесь и использующий в качестве носителя тепла охлаждающую жидкость штатной системы охлаждения представляется наиболее рациональным.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Устройство облегчения пуска двигателя, схема подключения которого показана на рис.2, включает в себя несколько узлов: собственно тепловой аккумулятор (ТА), его вид приведен на рис.1, электронасос (ЭН), датчики зарядки и разрядки (Д) теплового аккумулятора, блок управления и соединительную арматуру. Основным узлом системы является тепловой аккумулятор, внутри которого находится вещество, способное накапливать тепло. Этот узел устанавливается в подкапотное пространство автомобиля с помощью кронштейнов и врезается посредством шлангов в штатную систему охлаждения двигателя. Врезка при этом удобна параллельно с отопителем, но возможны и другие варианты. При прохождении через (ТА) охлаждающей жидкости, имеющей температуру около 90 градусов, он принимает тепло и "заряжается". Благодаря высокоэффективной вакуумно-порошковой изоляции аккумулятор сохраняет тепло длительное время, подобно термосу.
Для наглядности легко представить себе такую жизненную ситуацию. Вы поставили вечером машину на стоянку. Утром — мороз двадцать, тридцать, а то и все сорок градусов. Ваши соседи возятся с паяльными лампами или уже готовят буксирные троса чтобы насиловать двигатели безжалостной буксировкой своих автомобилей за тракторами. Знакомая картина. Не правда ли ? Вы же, подойдя к машине, нажимаете кнопку, которая включает небольшой насос, прокачивающий тосол по системе охлаждения, и через три минуты двигатель Вашего автомобиля уже теплый. Вы спокойно заводите его и едете по своим делам, не теряя ни минуты ценного времени и не тратя нервных клеток.
Через пятнадцать минут после прогрева двигателя до рабочей температуры тепловой аккумулятор опять готов к работе, то есть Вы опять можете глушить двигатель и оставлять автомобиль на морозе, а потом также спокойно его завести.

МАЛЕНЬКАЯ ПОДРОБНОСТЬ
Электронасос, о котором упоминалось выше, имеет мощность 40 Вт, работает от бортовой сети автомобиля и потребляет ток в 3.5 ампера. Всем известно, что на морозе перед пуском двигателя рекомендуется включить дальний свет фар, чтобы прогреть акккумулятор. Здесь же, используя устройство облегчения пуска двигателя, Вы убиваете двух зайцев — включив электронасос Вы прогреваете двигатель и одновременно готовите к работе аккумулятор.

ИСПЫТАНИЯ
Устройство прошло испытания на Горьковском автозаводе. Климатические испытания в течения двух недель и дорожные испытания в течение полугода. Как заявляют разработчики, использование его эффективно не только в мороз, но и просто в холодную погоду.

СРОК СЛУЖБЫ
Срок службы устройства, по словам разработчиков, практически не ограничен. Десять лет? Без проблем. Достаточно просто механически его не повредить. Корпус теплового аккумулятора изготовлен из хорошей нержавеющей стали и проверен на коррозионную стойкость.

ЦЕНЫ
Напоследок о комплектации и ценах. В составе устройства возможно использование различных средств автоматизации. От полного ее отсутствия и наличия только выключателя, до оснащения разнообразными датчиками, дистанционным запуском и таймером. В зависимости от этого колеблется и цена от 450 до 570 долларов.
В заключение остается добавить, что налажено серийное производство устройств для автомобилей различных марок, среди котрых ВАЗ, Москвич, ГАЗ, УАЗ, микроавтобусы и другие автомобили с двигателями с различным рабочим объемом (до 4 литров).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Россия.

ТИП ОБОРУДОВАНИЯ: тепловой аккумулятор.

НАЗНАЧЕНИЕ: предпусковой подогрев двигателя для облегчения холодного старта.

КОМПЛЕКТАЦИЯ: инструкция, тепловой аккумулятор, блок управления, электронасос, хомуты, гидрораспределитель, тройник, соединительные провода.

ХАРАКТЕРИСТИКИ: время подогрева — от 1 до 5 минут, температура эксплуатации — до —35 градусов Цельсия, рабочее напряжение — 12 В (при потребляемом токе 4 А), время эффективного хранения тепла (при температуре —30 градусах Цельсия) — от 36/36/42 ч, тепловая емкость — 0,18/0,23/0,65 кВт/ч, наружный диаметр теплового аккумулятора — 150/150/222 мм, длина — 465/375/405 мм, объем охлаждающей жидкости в тепловом аккумуляторе — 5,1/3,7/3,5 л, масса сухая — 8,2/7,4/19 кг.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: по сути, тепловой аккумулятор — это большой термос, а его конструкция довольно проста и, скорее всего, известна каждому (вспомните школьные туристические походы). Неоспоримое достоинство данного оборудования – универсальность, так как устанавливать его можно практически на любые автомобили с двигателями объемом от одного до девяти литров.

УСТАНОВКА: смонтировать данный комплект под силу каждому владельцу, имеющему навык самостоятельного обслуживания автомобиля, надо только изучить инструкцию и запастись терпением. По словам специалистов, процедура займет примерно 4—5 часов. Но самое главное то, что даже при самостоятельной установке сохраняются все гарантийные обязательства производителя оборудования.

БЕЗОПАСНОСТЬ: время от времени владельцу необходимо проверять герметичность системы. Вышедшее из строя оборудование никоим образом не скажется на нормальной работе двигателя.

ГАРАНТИЯ: один год.

РЕЗЮМЕ

Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашим интернет АУКЦИОНОМ !
Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!

Отзывы пользователей

Свой отзыв оставил:

Свой отзыв оставил:

Свой отзыв оставил:

Свой отзыв оставил:

Свой отзыв оставил:

Свой отзыв оставил:

Свой отзыв оставил:

Свой отзыв оставил:

Свой отзыв оставил:

Свой отзыв оставил:

Proxy
А мне кажется, какая бы не была температура от -10 до -50, или даже -60, УОПД хоть на не много, но все же прогревает двигатель.
Вот часть текста с сайта http:\volt.tomsk.ru/st/?page=1&num=12&rd=1
В АО "ГАЗ" проведены теплотехнические испытания устройства предпускового подогре-ва автомобильного двигателя на основе аккумулятора теплоты УОПД-0.8, разработанного Украин-ским предприятием "МОТОРТЕХНИКА". Испытания проводились на серийном автомобиле ГАЗ 3302 "Газель" в климатической камере при температуре от минус 20 до минус 40С с выдержкой заряженного ТА 16 и 36 часов. Испытания показали высокую эффективность устройства. Так, подъем температуры двигателя после 16 часов выдержки составил 55С (т.е. с минус 20С темпе-ратура поднялось до плюс 35С, а с минус 40С — до плюс 15С), а после 36 часов подъем составил 45. 50С. И это за 5. 6 мин. работы ТА. Устройство развивало начальную тепловую мощность 27 кВт, среднюю — 10 кВт.

Запуск двигателя после прогрева не вызывал затруднений. Испытания дали следующие результаты:
— легкий пуск двигателя при всех перечисленных условиях;
— снижение расхода топлива на прогрев до 250 г на каждом пуске;
— уменьшение пускового тока стартера на 60. 80 а;
— увеличение пусковых оборотов двигателя.

Зачем это нужно?

Практика использования

  • Как сделать теплоаккумулятор для твердотопливного котла из цистерны
  • Как подключить буферную ёмкость в систему отопления с твердотопливным котлом
  • Опыт использования теплоаккумулятора

Самодельный теплоаккумулятор для ТТ котла из цистерны от пожарной машины

Пользователь FORUMHOUSE

Для начала покажем схему системы отопления Sjawa .

Схема, после введения в эксплуатацию теплоаккумулятора, претерпела небольшое изменение, о чём мы расскажем ниже.

Схема, после введения в эксплуатацию теплоаккумулятора, претерпела небольшое изменение, о чём мы расскажем ниже.

А теперь покажем, как пользователь сделал тепловой аккумулятор. Основа ТА — б/у бочка — цистерна на 1.5 м³ от пожарной машины.

Проще и дешевле изготовить теплоаккумулятор из готовой ёмкости, чем самостоятельно варить бак с 0 из стали.

Проще и дешевле изготовить теплоаккумулятор из готовой ёмкости, чем самостоятельно варить бак с 0 из стали.

Важно. Если в качестве самодельной ёмкости под ТА используются бочки/цистерны от ГСМ (горюче смазочных материалов), то, во избежание несчастных случаев, т. к. пары сохраняют горючесть много лет, нужно соблюдать повышенную осторожность при работе , особенно сварке.

Пользователь FORUMHOUSE

Я как-то разговорился с одним бензовозчиком, и он мне рассказал, как у них, на нефтебазе, варят цистерны. Наливают в бак под завязку воду. Ставят вверху плотик с горящей свечой и медленно сливают воду. Вода постепенно вытекает, и всё, что может гореть, тихо выгорает по мере опустошения емкости.

От цистерны, размером 2 (высота)х1.35х0.75 м отрезали всё лишнее.

Стяжки из труб можно использовать как гильзы для установки в ТА термометров или датчиков температуры.

Стяжки из труб можно использовать как гильзы для установки в ТА термометров или датчиков температуры.

Люк цистерны используется как ревизионный и для врезки ТЭНов (трубчатых электронагревателей) со встроенными магниевыми анодами 3 шт. по 2 или 3 кВт.

Дно цистерны ТА усилено профильными трубами сечением 4х4 см.

Вварены патрубки для обвязки ТА с котлом и системой отопления.

Верх ТА также усилен, иначе его выпучит от давления при нагреве воды.

Сварен самодельный коллектор.

В люк вварены муфты под ТЭНы.

Основание под ТА сделано из фанеры и бруса сечением 100х100 мм с прорезями, чтобы трубы, приваренные к низу ёмкости, не давили на основание.

Основание под теплоаккумулятор утеплено пенопластом.

Параллельно с изготовлением ТА для системы отопления пришли комплектующие. Термостатический вентиль.

ТЭНы с магниевыми анодами.

Уплотнение крышки Sjawa сделал по оригинальной технологии. Сначала пользователь уплотнил крышку герметиком. Закрутил крышку на 16 болтов, но, при испытаниях ТА давлением на 2 бар, из-под крыши стала сочится вода. Вырезать прокладку из резины самодельщик не стал. Слишком сложно, да и гарантий герметичности нет. В итоге Sjawa изготовил силиконовую прокладку.

Пошаговая инструкция по её изготовлению.

  • Место, где ставится прокладка покрашено, т. к. силикон при контакте с незащищённым черным металлом активизирует коррозию.
  • При помощи термоклея по окружности крышки приклеены буртики.

Потом пользователь, предварительно рассчитав объем прокладки, взял баллоны с силиконом, и заполнил всё пространство между буртиками, постепенно разглаживая силикон старой кредитной карточкой.

Сразу предупреждаю, что силикон высыхает около недели. Буртики я снял на четвёртый день. Когда все засохло, получилась упругая силиконовая масса. Отверстия я просверлил потом, на больших оборотах инструмента. Болты входят с натягом, и, когда зажимаются гайками, то дополнительно уплотняют место соединения. Бюджет инженерного решения — 3 баллона сантехнического силикона (реально ушло 2,5 баллона).

Кольца (2 шт.) для крышки самодельные, сваренные из скатанных по окружности двух металлических уголков.

Узел — бак-кольцо-крышка-кольцо сначала собран на прихватки и только потом просверлены все отверстия. Это обеспечило высокую точность сопряжения деталей.

Схема горловины крышки теплоаккумулятора.

Итак, самодельный теплоаккумулятор готов. Далее пользователь приступил к рутинным работам — обвязке ТА с котлом и его подключению к системе отопления. И вот, что получилось.

Узлы крупным планом.

Схемы подключения буферной ёмкости к твердотопливному котлу и системе отопления

Тема Sjawa вызвала живой интерес на портале. Пользователи стали обсуждать схему присоединения ТА к котлу.

Пользователь FORUMHOUSE

Посмотрел схему системы отопления. Появился вопрос, а почему вход в ТА находится чуть выше середины бака? Если вход сделать сверху буферной ёмкости, то горячий носитель от ТТ котла сразу подаётся к выходу, без смешивания с более холодным носителем в ТА. Ёмкость постепенно заполняется горячим теплоносителем сверху-вниз. А так, пока не прогреется верхняя половина ТА, а это примерно 500 л, горячий носитель в ТА перемешивается и охлаждается.

По словам Sjawa, ввод в теплоаккумулятор сделан так для лучшей ЕЦ (естественной циркуляции, если отключат электричество) и для уменьшения лишнего перемешивания теплоносителя в момент, когда СО не отбирает тепло или отбирает его мало. Т. к. выложенная в начале схема системы отопления с ТА общая, то пользователь набросал более подробные варианты работы ёмкости.

Преимущества — если свет выключат, то работает естественная циркуляция. Недостаток — инерционность системы.

Преимущества — если свет выключат, то работает естественная циркуляция. Недостаток — инерционность системы.

Аналог первой схемы, но, если в системе отопления закрылись все термоголовки, то верхняя часть теплоаккумулятора самая тёплая и нет интенсивного перемешивания. При открытии термоголовок теплоноситель сразу подаётся в СО. Тем самым уменьшается инерционность. Также есть ЕЦ.

Аналог первой схемы, но, если в системе отопления закрылись все термоголовки, то верхняя часть теплоаккумулятора самая тёплая и нет интенсивного перемешивания. При открытии термоголовок теплоноситель сразу подаётся в СО. Тем самым уменьшается инерционность. Также есть ЕЦ.

Теплоаккумулятор стоит параллельно системе. Преимущества - быстрая подача теплоносителя, но естественная циркуляция в системе под сомнением. Возможно подкипание теплоносителя.

Теплоаккумулятор стоит параллельно системе. Преимущества - быстрая подача теплоносителя, но естественная циркуляция в системе под сомнением. Возможно подкипание теплоносителя.

Развитие третьей схемы при закрытых термоголовках. Недостаток — происходит полное перемешивание всех слоев воды в теплоаккумуляторе, что плохо при естественной циркуляции если нет электричества.

Развитие третьей схемы при закрытых термоголовках. Недостаток — происходит полное перемешивание всех слоев воды в теплоаккумуляторе, что плохо при естественной циркуляции если нет электричества.

Как видно, при открытии и закрытии кранов можно реализовать разные варианты включения, но я настроен на вариант 1 и 2. Низ теплоаккумулятора выше низа котла на 700 мм. Патрубки, входящие в ТА 1 1/2 ', а выходящие в СО 1'. Вариант с верхним размещением патрубком годится для ТА со змеевиками внутри, для косвенного нагрева теплоносителя.

В итоге пользователь немного доработал схему поставив байпасы между входом в теплоаккумулятор из твердотопливного котла и подачей в систему отопления и на обратку.

Это дало возможность менять схему подключения теплоаккумулятора с параллельной на последовательную. Например, закончился отопительный сезон и теплоаккумулятор остыл, но резко похолодало, то, не грея теплоаккумулятор, можно быстро протопить дом котлом.

Эксплуатация теплоаккумулятора с твердотопливным котлом: личный опыт

Интересны выводы пользователя от эксплуатации ТА:

1. Котел выходит на режим +80-85 °C за 10-15 минут. В результате нет копоти и дыма. После двух-трёх топок выгорели смоляные отложения и потеки от прошлогоднего конденсата. Поле двух недель работы в оптимальном температурном режиме, топка котла стала почти как новая, внутри теперь только пепел. Дрова в котле сгорают полностью, с максимальным выделением тепла, а теплогенератор не загоняется в режим тления.

Если опустить температуру теплоносителя ниже 60-65 °C, то в камере сгорания ТТк создаются условия для появления конденсата (вредных кислот).

2. Твердотопливный котел в тандеме с теплоаккумулятором работает с максимальным КПД как зимой, так и в межсезонье, при уличных температурах 0 °C — -5-10 °C. Избыток тепла от хорошо раскочегаренного котла просто сбрасывается в теплоаккумулятор, а потом, по мере необходимости, расходуется теплоноситель.

Это уменьшает количество топок ТТк и повышает комфортность его использования. С ТА не нужно вставать ночью и подбрасывать топливо в твёрдотопливный котёл.

  • Верх — +80 °C.
  • Середина — +65-70 °C.
  • Нижняя часть — +50-60 °C.
  • Термостат установлен на выходе потока из теплоаккумулятора в систему отопления. По его команде, если температура воды опускается до + 40 °C, на догрев включается газовый котел.

При полностью открытом в котле поддувале температура на подаче мах +90 °C. Обычно температура держится + 80-85 °C. Теплоаккумулятор заряжается слоями. Сперва растет температура верха, а потом середины и низа. Например, когда верх нагревается до температуры подачи, начинает расти температура теплоносителя в середине ТА (верх так и остается 80-85 °C), далее температура растёт вниз.

Теплоаккумулятор следует хорошо утеплять и ставить вертикально, т.к. горячая вода концентрируется в верху емкости.

Возникают вопросы, а хватает ли такого объёма ТА на дом в морозы? По расчетам Sjawa на его коттедж, при температуре -25 °C, нужен теплоаккумулятор на 5000 л. Чтобы быстро нагреть такой объём воды потребуется котел мощностью 50-100 кВт. Но тратится на дорогостоящую систему , с большим запасом теплоносителя, только из-за сильных морозов , которые могут продержаться всего несколько дней в году (в худшем случае пару недель), а может и вообще не быть, нерентабельно .

Для объёма моего теплоаккумулятора, по правилам, нужен котел мощностью 20-40 кВт. У меня котел на 20 кВт. 30 кВт было бы идеально, но довольствуюсь тем, что уже куплено. Пусть лучше котел работает на 100%, выдавая свой максимальный КПД, чем брать слишком мощный теплогенератор и гонять его на пониженной мощности.

Узнать все подробности эксплуатации самодельного теплоаккумулятора можно в теме - тепловой аккумулятор из бочки пожарной машины .

Более высокий КПД и степень автоматизации у твердотопливных пеллетных котлов . В преддверии отопительного сезона узнайте, как правильно чистить дымоход . В видео отопление без газа.

Чем обоснована необходимость утепления аккумулятора

Для регионов, находящихся в умеренной климатической зоне, рекомендуемая плотность электролита в аккумуляторных батареях составляет 1,28 г/см3. При такой концентрации раствор серной кислоты не будет замерзать до -65 С. Но означает ли это, что АКБ обеспечит уверенный запуск двигателя в сорокаградусный мороз, если машина простояла около 12-ти часов? На это можно уверенно ответить: — конечно, нет!

Электролит при такой температуре, хоть и частично потеряет плотность, всё же останется в жидком состоянии, и опасности повреждения корпуса батареи из-за его замерзания нет. Но его вязкость значительно увеличится (при -50 С она возрастает в 30 раз), что станет причиной замедления протекания химических реакций. Примечательно то, что резкое увеличение вязкости происходит при температурах, близких к 0 С, то есть взаимосвязь этих величин носит нелинейный характер.

Автомобильный аккумулятор


Определенный температурный режим обеспечивает бесперебойную работу АКБ

С охлаждением возрастает и сопротивление электролита. В результате аккумулятор при пуске будет выдавать ток меньшей мощности. Если мотор автомобиля всё же запустится, то температура электролита постепенно повысится за счёт протекающих в батарее электрохимических реакций и из-за прогрева воздуха в подкапотном пространстве.

Наиболее чувствительны к отрицательным температурам гелевые аккумуляторы – электролит в них изначально более вязкий из-за добавления в него соединений кремния.

В связи с вышесказанным, поддержание определённого теплового режима для электролита представляется одной из первоочередных задач, которые нужно решить, чтобы обеспечить надёжную работу АКБ в условиях сильных морозов.




Термокейс для аккумулятора – отзывы владельцев

Термокейсы с подогревом могут не только служить при морозе, они и в жару защитят аккумулятор от перегрева. Эту способность оценили многие водители. Представляем характерные отзывы на термокейс для аккумулятора с подогревом.

Аркадий рекомендует обзавестись защитной оболочкой всем, у кого стоит автозапуск, машина за день пробегает меньше часа. В таких условиях АКБ не успевает подзаряжаться. Подогрев спасает.

Александр из Новосибирска скептически относился к приобретенной новинке, пока один раз не забыл включить вечером автозапуск. Мороз был за -30 0, салон промерз, и он не ожидая хорошего, повернул ключ в замке зажигания. Авто завелось с первой попытки. Вот тогда Александр оценил термокейс для аккумулятора и написал отзыв.

Валентин из Уфы поведал о том, что термопластины не работают от аккумулятора, они подогревают корпус уже тогда, когда мотор начал работать. Он считает это за благо, так как емкость подогретой батареи увеличивается. Он же считает термокейс ненужным, так как при длительных простоях от не избавляет аккумулятор от глубокого охлаждения.

Способы утепления аккумулятора на зиму

Рассмотрим самые популярные способы.

Приобретение термокейса

Самый быстрый способ решить проблему – купить готовый термокейс для батареи. Термокейс, представленный на фото, представляет собой мягкий чехол, выполненный из теплоизоляционных материалов.

Термокейс для АКБ


Утепленный термокейс

Нагреватель для АКБ

Как заявляет производитель, термокейс способен предотвратить замерзание батареи в морозы ниже -15 С при простое машины в течение 12 часов. Нагревательные элементы работают только при запущенном двигателе, что позволяет избежать истощения заряда аккумулятора. Скорость падения температуры внутри чехла в сорокаградусный мороз составляет не более 1 градуса в час.

Утепление аккумулятора своими руками

Некоторые автовладельцы поступают очень просто – обматывают утеплителем корпус батареи и скрепляют его скотчем или изоляционной лентой.

Утепление аккумулятора


Самостоятельное утепление батареи

Как видите, рачительный владелец предусмотрел несколько слоёв изолирующего материала, пытаясь добиться максимальной защиты.

Короб для аккумулятора

Но перед тем как утеплить аккумулятор на зиму своими руками такими способами, автолюбители обычно не берут в расчёт следующие обстоятельства:

Кроме того, слишком толстый слой изоляции может помешать надёжному креплению аккумулятора и размещению его на машине.

Другие способы

Автопроизводители, производящие грузовую технику, предназначенную для работы на Крайнем Севере или Заполярье, поступают просто – устанавливают в аккумуляторную нишу дополнительный жидкостный теплообменник, то есть радиатор.

Установка аккумулятора


Аккумулятор — важная часть каждого автомобиля

Российские военные учёные разработали аккумуляторы со встроенным ультразвуковым излучателем, который уменьшает вязкость электролита, не нагревая его.

Как видите, инженеры решают проблему не всегда путём утепления аккумулятора в машине зимой, так как защитить электролит от потери тепла при температурах около -50 С практически невозможно за счёт простой термоизоляции.




Утепление фольгоизолом

Фольгоизол — гибкий и удобный материал, который гарантирует пользователю качественную тепловую изоляцию. Для обеспечения более высокой эффективности рекомендуется использовать три слоя изолятора.

Алгоритм действий при самостоятельном сооружении утеплителя:

  1. Пользователю нужно сделать замеры, соответствующие габаритам аккумуляторной батареи.
  2. Затем из фольгоизола, с помощью ножниц либо канцелярского ножа, вырезаются части утеплительного кейса.
  3. Для обеспечения дополнительной защиты от воздействия внешних факторов должен применяться пенопласт. Из этого материала также вырезаются куски соответствующих размеров, его толщина должна составить около 2 см. Пенопласт будет применяться в качестве среднего слоя изоляционного материала.
  4. В качестве третьего — внешнего слоя также применяется фольгоизол.
  5. Стенки из пенопласта рекомендуется соединять с помощью клея, а фольгоизол фиксируется скотчем. По аналогичному принципу делается и крышка резервуара. Затем термокейс нужно установить на АКБ и убедиться в правильности выполненных размеров. Основной недостаток такого резервуара состоит в том, что тепло от двигателя не будет поступать на батарею, а это может привести некачественному заряду.

Стоит ли утеплять аккумулятор

Если автомобиль используется только для того, чтобы доехать до работы и вернуться обратно, то о пользе утепления АКБ говорить просто смешно, если оно не предусматривает подогрева – в течение краткой поездки изолированный от источников тепла аккумулятор не прогреется достаточно за счёт зарядного тока, поступающего от генератора. Если подходить к делу профессионально, то следует заботиться не только о сбережении тепла, но и о его восполнении.

Когда батарея всё же замёрзла, то восстановить её работоспособность можно следующими способами:

В целом же, для жителей центральных регионов достаточно того ухода за аккумулятором, который предписан производителем – то есть следить за уровнем и плотностью электролита и периодически восстанавливать ресурс батареи при помощи зарядного устройства.

Зачем нужен термокейс?

Защита от минусовых температур

При температуре — 20°С и ниже АКБ испытывает огромные трудности с обеспечением стартерного режима работы. Даже применение в двигателе отличного масла не обеспечивает надежный запуск двигателя.

Важно понимать, что холодный аккумулятор плохо заряжается, а в сильный мороз с нормальной зарядкой на автомобиле вообще могут возникнуть проблемы. Особенно это касается городского режима эксплуатации автомобилей с короткими переездами, длительными стоянками.

Постоянно заносить аккумулятор в теплое помещение на время стоянки – дело хлопотное и небезопасное. Без аккумулятора не работают системы сигнализации и автомобиль становится легкой добычей угонщиков или воров.

Многочисленные испытания и эксперименты в реальных условиях суровой зимы убедительно доказывают, что термокейс — незаменимое, простое и недорогое решение для сбережения тепла АКБ, но при соблюдении некоторых условий, о которых речь пойдёт ниже.

Защита от перегрева

А нужен термокейс не только для защиты аккумулятора от мороза, но и от жары.

Когда аккумулятор находится в двигательном отсеке, то та часть, которая обращена к двигателю, нагревается сильнее, чем обратная. Из-за этого нагретые банки лучше заряжаются, а более холодные — недозаряжаются.


Принцип работы термокейса — термос

Попытаемся более подробно разобраться в сути процесса.

Теплый аккумулятор всегда лучше крутит двигатель автомобиля, т.к. химические процессы в нём происходят быстрее. Также подогретая аккумуляторная батарея принимает зарядку в разы быстрее, чем холодная.

Опишем классический случай из жизни многих из нас. Приходите вы утром в -25°С на стоянку, садитесь в свой автомобиль, запускаете двигатель (если получится). Прогреваете автомобиль в течение 5-10 минут и едете на работу или по своим делам. Мотор то у Вашей машины прогрелся, а аккумулятор холодный и он вроде бы берет заряд.

Причина севшего АКБ довольно проста: тот ток, который аккумулятор отдал для первоначального запуска автомобиля, за время поездки не компенсировался и каждый день аккумулятор теряет емкость.

Для того чтобы аккумулятор нормально подзарядился, нужно проехать 40-60 минут, чтобы моторный отсек прогрелся и, соответственно, аккумулятор стал теплый и начал нормально принимать заряд.

Поэтому вроде как и придумали термокейсы – будем засовывать в него аккумулятор, будет поддерживаться положительная температура и всё будет прекрасно.

Термокейс представляет собой теплосберегающую сумку, своего рода термос для аккумуляторной батареи. По сути, это такой мягкий мешок (сумка), внутри которого по всем стенкам размещён отражающий материал. Т.е. не пропускает положительную температуру наружу и отрицательную температуру – внутрь кейса.

При изготовлении чехла для термокейса производители применяют специальный материал – изолон. При испытаниях он подвергался воздействию всевозможных известных агрессивных сред, используемых в автомобилях, в том числе электролита.

Проверить это утверждение очень просто – берём ареометром немного электролита из аккумулятора и капаем на термокейс.


Никакой отрицательной реакции на электролит нет.

По заявлению разработчиков, теплопотеря в термокейсе составляет всего 0,7°С в час.

Основная проблема, возникающая во время зимней эксплуатации автомобиля – пуск силового агрегата, особенно при отрицательных температурах. Сегодня в распоряжении автовладельцев – автозапуск, электрические и автономные подогреватели различной конструкции. Однако если АКБ разряжена, то есть не в состоянии сгенерировать нужный для прокрутки коленвала стартером пусковой ток, эти меры вам не помогут.

Подогрев автомобильного аккумулятора

Именно поэтому в последнее время автомобилисты заинтересовались вопросами защиты АКБ от переохлаждения. Насколько подогрев аккумулятора или его защита от переохлаждения способны решить проблему, мы сегодня и расскажем.

Для чего нужна термозащита аккумуляторной батареи

Одно из самых популярных и недорогих решений – использование термокейса. Что он даёт для аккумулятора:

  • главное предназначение – защита батареи от переохлаждения, что позволяет осуществить уверенный запуск силового агрегата, увеличивая ресурс АКБ;
  • защита от перегрева – летом бывают настолько горячие деньки, что при активной эксплуатации автомобиля электролит закипает не от перезаряда, а от банального разогрева;
  • чехол для автомобильного аккумулятора с подогревом защищает источник питания от внешних механических воздействий, а также от засорения батареи мелким мусором, проникающим внутрь вместе с пылью через отверстия в пробках.

Качественные и дорогие кейсы оснащаются даже средствами оповещения водителя о недостаточном заряде батареи во время пуска мотора.

И всё же главная задача термозащиты – не допустить замерзания электролита зимой, в результате чего активность электрохимической жидкости падает, и батарея не справляется с проворачиванием вала стартера.

Критерии выбора термокейса

Разберёмся далее, на что обращать внимание при покупке чехла с подогревом для автомобильного аккумулятора. Основные факторы, влияющие на удачность приобретения, следующие:

  • тип термокейса – простой утеплитель в виде чехла или резервуар, оснащённый автономной системой подогрева;
  • размер устройства – важно, чтобы он поместился на штатной площадке, для этого предварительно измерьте габариты АКБ/, учтите также наличие клеммных зажимов и проследите, чтобы на площадке было свободное место порядка 1.5 сантиметра со всех сторон;
  • стоимость (без комментариев);
  • приобретаемое термоустройство должно соответствовать методу крепления аккумулятора.

Поскольку типов и видов термокейсов существует немало, важно разбираться в из маркировке. Ознакомьтесь с неполным выборочным перечнем наиболее употребительных маркировок:

  • ТК-А1 – для АКБ небольших габаритов, преимущественно азиатского происхождения;
  • ТК-Е3 – для батарей средних габаритов (европейский тип корпуса и размеры);
  • Т3Г-1А – термокейс для источников питания грузовиков, последняя буква маркировки указывает на модификацию из 4 компонент;
  • Т3Г-4В – устройство для защиты АКБ грузовиков, цифра 4 указывает на размер кейса, символ В – на трёхэлементное исполнение (два термоса для двух батарей и общая крышка);
  • Т3Г-3С – для аккумуляторов грузовых ТС (размер 3), символ С указывает на двухкомпонентное исполнение (общий термос и единственная крышка);
  • НТА-1/2 — нагревательный элемент, первая цифра указывает на размер терморегулятора, вторая – на количество нагревательных пластин.

Термокейс для АКБ на зиму

Как установить чехол с подогревом на аккумулятор автомобиля

Примерный алгоритм монтажа термоустройства:

  • АКБ вставляется в кейс (если имеются нагревательные элементы – вместе с ними);
  • подключаем термокейс к клеммам батареи с учётом полярности;
  • устанавливаем термокейс на штатное место, подключаем аккумулятор к генератору;
  • после пуска мотора девайс активируется, прогревая батарею до 22–25 градусов;
  • после остановки двигателя подогрев аккумуляторной батареи прекращается, а корпус благодаря термоизоляционному боксу длительное время остаётся тёплым.

Самостоятельное утепление АКБ

Выполнить утепление можно двумя способами:

  • изготовить короб с теплоизоляцией;
  • сделать систему с подогревом АКБ.

Начнём из изготовления термокейса.

Короб из пенопласта

  • покупаем лист–два пенопласта толщиной 35 мм (в зависимости от размеров батареи;
  • изготавливаем короб, без верхней части, соединяя боковые стенки и дно с помощью клея, швы должны быть тщательно загерметизированы;
  • монтируем аккумулятор в короб;
  • вырезаем крышку, проделываем отверстия для клеммных выводов точно такого диаметра, как клеммы (зазоров быть не должно).

Всё, подключаем провода и пользуемся.

Утепление фольгоизолом

Многие даже не слышали об этом гибком теплоизоляционном материале, но видели его наверняка все – он продаётся в рулонах (с одной стороны фольга, с другой – синтетический волоконный утеплитель). Для обеспечения требуемой теплозащиты нам потребуется три слоя фольгоизола.

Как своими руками сделать термокейс для аккумулятора из этого утеплителя:

  • как обычно, начинаем с замеров аккумулятора;
  • вырезаем канцелярским ножом необходимые заготовки в тройном количестве;
  • дополнительно утепляем короб пенопластом толщиной 20 мм;
  • сэндвич будет состоять из двух внутренних слоёв фольгоизола, затем пенопласт, и снаружи – ещё один слой гибкого теплоизоляционного материала;
  • пенопласт скрепляем клеем, фольгоизол – скотчем;
  • дальнейшие шаги понятны: устанавливаем АКБ, изготавливаем крышку (тоже четырёхслойную), подключаем аккумулятор.

Термокейс для автомобильного аккумулятора

Такой термокейс будет держать тепло дольше, но при этом он не даст поступать теплу от двигателя.

Кейс из войлока

Изготовление войлочного бокса аналогично предыдущему алгоритму, только вместо фольгоизола используем войлок. При соблюдении технологии изготовления термокейса он окажется самым эффективным, способным удерживать тепло на протяжении 6–8 часов. Недостаток у него тот же – отсутствие теплообмена с моторным отсеком.

А теперь рассмотрим, как можно сделать своими руками термокейс с подогревом для АКБ.

Здесь тоже имеется несколько вариантов для домашнего творчества:

  • применение для обогрева охлаждающей жидкости;
  • использование сопротивления большого номинала от электросети автомашины;
  • подогрев нихромовой нитью.

Рассмотрим все три способа с необходимой детализацией.

Подогрев охлаждающей жидкостью

Самый простой способ, требующий просто вклиниться в магистраль системы охлаждения, проложив шланги вокруг корпуса батареи. Этот участок патрубка можно обернуть ветошью, чтобы защитить пластик от перегрева и деформации.

Отметим и недостаток этого метода – аккумулятор не начнёт прогреваться, пока не нагреется мотор.

Подогрев мощными сопротивлениями от бортовой сети

Подобный вариант обогрева аккумулятора имеет целый ряд особенностей:

  1. Для реализации этого метода необходимо запастись добавочными сопротивлениями, которые следует подключать, соблюдая определённую последовательность. При параллельном подключении сопротивлений их номинал определяется с учётом требуемой температуры нагрева и в зависимости от силы тока. Увеличение количества сопротивлений будет способствовать более сильному нагреву.
  2. Если установить в цепь датчик, позволяющий разомкнуть цепь питания при снижении уровня напряжения на клеммах АКБ до 12 В, подогрев можно оставлять включённым и на ночь. Оставшегося запаса хватит для уверенного пуска силового агрегата.
  3. Можно усовершенствовать систему подогрева таким образом, чтобы не садить АКБ при неработающем двигателе. Для этого потребуется дополнительная батарея, например, AGM-аккумулятор, к которому нужно подключить ИБП.
  4. При желании можно смонтировать в салоне кнопку включения подогрева батареи. Её наличие позволит включать прогрев только перед пуском силового агрегата длительностью 2–4 минуты. Этого времени будет достаточно, чтобы нагреть аккумулятор изнутри, после чего можно будет потратить часть энергии на наружный прогрев. Главное – следить, чтобы оставшегося запаса энергии хватило для пуска стартера и подачи тока на свечи зажигания.

Основной минус использования метода мощных сопротивлений – он начинает работать только после пуска мотора при отрицательной температуре.

Подогрев с помощью нихромовой нити

Этот способ в целом аналогичен предыдущему. Но если там в качестве нагревательного элемента использовались дополнительные сопротивления, то здесь эту задачу будет выполнять нихромовая нить, включаемая в цепь вместо сопротивлений.

Нить из нихрома можно изолировать пластиком, ПВХ или иным диэлектрическим материалом. Кстати, такой метод нередко применяют в системах подогрева руля или сидений, так что его без труда можно найти в любом автомагазине.

Поскольку мощность теплоотдачи в данном случае будет зависеть от сечения нити и её длины, эти параметры нужно тщательно рассчитать. Если на практике результат получится ниже ожидаемого, можно параллельно подключить ещё несколько нитей, заизолировать их и обернуть вокруг корпуса аккумулятора.

Читайте также: