Темброблок на оу своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Любой высококачественный усилитель должен иметь не только возможность регулировки усиления входного сигнала, но и обеспечи­вать коррекцию амплитудно-частотной характеристики для каждого канала, как минимум, в двух частотных областях: верхней и нижней. С такой задачей успешно справляются электронные устройства, называ­емые темброблоками.

Схемотехнические варианты построения темброблоков базируют­ся на применении RC-цепочек. При их включении в цепь прохождения аудиосигнала получается эффект фильтрации отдельно взятой частот­ной области в полосе частот 20…20000 Гц. Это происходит потому, что емкость RC-цепочек зависит от частоты. На RC-цепочках строят фильтры высоких и низких частот, а также широко применяемые в графических эквалайзерах полосовые фильтры.

Некоторые фильтры позволяют изменять амплитудно-частотную характеристику усилителя довольно эффективно. Они способны в процессе корректировки вносить не только затухания, но также и уси­ливать сигнал. Такие фильтры называют активными, поскольку RC-цепочки включаются в цепи обратной связи активных радиоэле­ментов, например, транзисторов или операционных усилителей. К их недостаткам можно отнести искажения входного сигнала вызванные нелинейностью характеристик активных радиоэлементов.

Другой класс фильтров — это пассивные фильтры. Состоят они только из конденсаторов и резисторов. Но пассивные фильтры имеют довольно низкий коэффициент передачи. Например, на средних часто­тах (800… 1200 Гц) они понижают уровень сигнала в 10… 12 раз! Поэто­му при их применении необходимо использовать дополнительные кас­кады усиления сигнала. Кроме того, пределы регулирования низких и высоких частот темброблоком, построенном на пассивных фильтрах, тем шире, чем меньше выходное сопротивление источника сигнала и больше входное сопротивление последующего каскада. Однако в срав­нении с активными фильтрами нелинейные искажения пассивных фильтров минимальны.

Темброблок NK022 построен с использованием пассивных филь­тров низкой (НЧ) и высокой (ВЧ) частоты. Он предназначен для ис­пользования в высококачественных стереофонических усилителях мощности низкой частоты. Темброблок позволяет корректировать ам- плитудно-частотную характеристику усилителя одновременно по двум каналам в соответствии с индивидуальными желаниями слуша­теля, характеристиками акустических систем и особенностей помеще­ния, а также раздельно регулировать тембры ВЧ, НЧ и громкость каж­дого из двух каналов. Напряжение питания устройства 9… 18 В.

Описание электрической схемы темброблока

Внешний вид платы темброблока с установленными на ней элемен­тами и электрическая схема темброблока показаны на Рис. 1 и Рис. 2.

Рис. 1. Внешний вид темброблока


Рис. 2. Электрическая схема стереофонического темброблока

ставляклцая значительно ослаблена этим резистивным делителем. Значит, перемещение ползунка переменного резистора Р1 от верхнего по схеме положения до нижнего приведет к плавному уменьшению спектра НЧ-составляющей на выходе темброблока.

Похожая ситуация имеет место на перестраиваемом ВЧ-фильтре. В точке соединения С9 и Р2 будет максимум ВЧ-составляющей, а в точ­ке соединения Р2 и СЮ — минимум. Перемешая ползунок резистора Р2 сверху вниз, получим плавное уменьшение уровня ВЧ-составля- ющей в спектре выходного сигнала.

Переменный резистор Р4 образует регулируемый делитель напря­жения относительно общего провода схемы, то есть изменяет выходное напряжение темброблока. Предназначен он для частотнонезависимого изменения громкости звучания одного из каналов усилителя мощности.

Аналогично первому каналу работет второй канал темброблока.

Перед сборкой стереофонического темброблока внимательно озна­комьтесь с приведенными в начале этой книги рекомендациями по монта­жу электронных схем. Это поможет избежать порчи печатной платы и от­дельных элементов схемы. Перечень элементов набора приведен в Табл. 1.

Места расположения элементов на плате темброблока и плата с ус­тановленными элементами показаны на Рис. 3. На Рис. За показаны также линии подключения собранного устройства.



Рис. 3. Расположение элементов на печатной плате темброблока: а — места расположения элементов на плате; б — плата с установленными элементами

Отформуйте выводы элементов, установите элементы на плату и припаяйте их выводы; при этом установите сначала малогабаритные, затем все остальные элементы. После сборки проверьте правильность монтажа, особенно внимательно проверьте правильность установки электролитических конденсаторов. Правильно собранный темброблок в настройке не нуждается.

Таблица 1. Перечень элементов набора NK022

Позиция Характеристика Наименование и/или примечание Кол-во
R1,R2, R5, R6. R7, RIO, Rll, R12 10 кОм Коричневый, черный, оранжевый* 8
R3.R4 100 кОм Коричневый, черный, желтый* 2
R8.R9 1 кОм Коричневый, черный, красный* 2
Р1…Р4 50 кОм Резистор переменный, сдвоенный 4
С1…С4 2.2 мкФ, 50 В Конденсатор электролитический 4
С5, С8 0.022 мкФ Конденсатор, 223 – маркировка 2
С6, С7 0.33 мкФ Конденсатор, 334 – маркировка 2
С9, С12 1000 пФ Конденсатор, 1п0 – маркировка 2
СЮ, СИ 0.01 мкФ Конденсатор, 10п – маркировка 2
С13 47 мкФ, 25 В Конденсатор электролитический 1
VT1, VT2 ВС238С Транзистор (замена SC238e или EXDC38) 2
В110 115×38 мм Плата печатная 1
* Цветовая маркировка на резисторах.

Если вы, уважаемый читатель, намерены собрать усилитель мощ­ности для домашнего аудиоцентра, все необходимое для этого вы най­дете в каталоге МАСТЕР КИТ, приведенном в приложении к насто­ящей книге. Это и стабилизированный источник питания, и усилитель мощности, и даже подходящий корпус. Собрать высококачественный усилитель низкой частоты — вполне реальная задача!

Набор для стереофонического темброблока, а также и другие набо­ры, которые могут понадобиться при сборке усилителя, можно приоб­рести в магазинах радиодеталей или на радиорынках.

Представленное ниже устройство обладает хорошим качеством звучания и низким уровнем шумов, а также имеет функцию обхода темброблока (прямая АЧХ), в тоже время простота схемы не отпугнет начинающих радиолюбителей. В основу пассивной части схемы входит разработка, описанная E.J.James'ом еще в 1948 году, а все устройство вместе смахивает на работу Baxandall'a образца 1952 года :) Смахивает использованием усилительного каскада, в данном случае ОУ, которым можно поднять амплитуду, "съеденную" (у этого регулятора амплитуда падает в пять раз или -13дБ!) темброблоком. Анализируя широко известные любому радиолюбителю источники (в коих наблюдается некоторая историческая неточность), было принято решение поэкспериментировать с этой вещичкой:

Схема простейшего блока тембров

Схема простейшего блока тембров

К сожалению, реальные графики АЧХ так и не успел снять, однако приведем результат моделирования в программе Tone Stack Calculator. Данная схема примечательна использованием R5-R6, которые обеспечивают более узкий подъем частот, не затрагивая середину. Этих резисторов нет в разработке E.J.James'a, поэтому симуляция произойдет без них :). Однако на общее впечатление от графика это не скажется, просто полоса подъема высоких частот будет более широкой.

полоса подъема высоких частот

Но мне хотелось бы большего: ещё больший подъем на НЧ и в особенности ВЧ, так сказать с запасом, хотя в вашем случае все может быть совершенно иначе. Вернее не в вашем случае, а в случае вашей акустики :). К примеру из опыта эксплуатации продукции бердского радиозавода ВЕГА 50АС-106 регулировка низких частот темброблока в RRR УП-001 совсем не подходила, поскольку поднимала лишь область верхнего баса (200-250 Гц, басом это трудно назвать, скорее гул). Однако на акустических системах производства рижского радиозавода Radiotehnika RRR S50b, можно было добиться приемлимого качества звучания. Хотя все это считается баловством, поскольку корректирует лишь впечатление от прослушивания, корректировку АЧХ колонок и, если усилитель ущербен, проводят другими схемотехническими изысканиями, к примеру параметрическими эквалайзерами с регулировками не только по усилению, но и с возможностью перемещения подымаемой частоты и добротности. Но мы же здесь не собрались исправлять огрехи дорогой акустики?

АЧХ ТЕМБРОБЛОКА

Итого +6 дБ на основной низкой частоте, и +5 дБ на высокой. Спад -3 дБ в области средних частот решено поднять усилением на ОУ. Признаюсь, стало немного многовато. В схеме поворотом регуляторов трудно добиться ровной АЧХ (вернее совсем не добиться), поэтому решено добавить устройство, отключающее темброблок. Это может оказаться полезным при эксплутации с вашим усилителем более "продвинутого" эквалайзера. Простым замыканием входа и выхода пассивной части или же всего темброблока (в первом случае замыкается конденсатор С3 и как следствие заваливаются верха, во втором - регулировка ВЧ и НЧ сохраняется, правда в небольших пределах) здесь не обойтись. Поэтому можно осуществить элементарную коммутацию на реле с перекидными контактами (типа РЭС-9, РГК-14 и т.д.).

Стоит отдельно затронуть изъезженную тему конденсаторов в блоке тембров. По своему субъективному опыту эксплуатации известного предусилителя Шмелева [2], в конструкции которого применял незадумываясь керамику импортного производства, широкораспространенную в магазинах, выходной сигнал был насыщен гармониками, что ощущалось на слух. Быть может в слепом тесте этого темброблока с другими конденсаторами я бы этого и не заметил, но тем не менее у меня это глубоко отложилось в памяти. В данной конструкции решил использовать исключительно конденсаторы на бумажной основе. Конечно, здесь я не буду описывать опыт использования импортных конденсаторов за сотни долларов, но как говорится, чем богат :). Из накопленных запасов были вытащены конденсаторы серий БМТ-2, БМ-2 и МБМ.

Итак, при использовании данных конденсаторов, первое что необходимо сделать, это измерить их емкость и осмотреть на внешние повреждения (в особенности для БМТ-2). Среди десятка образцов конденсаторов серии МБМ, 90% имели превышение номинальной емкости на 40-50%, что в двое больше их допуска. Измерение емкости позволяет подобрать конденсаторы в пары для 2-х каналов для обеспечения симметричной регулировки. Первое включение и вердикт - однозначно предпочтительнее использования китайской керамики. К своему стыду, мне не удалось отыскать бумажный конденсатор в цепи ВЧ, поэтому применил конденсатор серии КТК, широко использовался в ламповых телевизовах и прочей аппаратуре. Кроме всего прочего данный конденсатор обладает хорошей термостабильностью. Обкладки из серебра на звуке никак не сказались :) (хотя после пополнения багажа знаний о данном конденсаторе, звук постепенно стал становиться краше и. :) ). Графики, которые получилось снять:

Регуляторы повернуты на максимум:

ТЕМБРОБЛОК - максимум регуляторов

Регуляторы повернуты на минимум:

ТЕМБРОБЛОК - регуляторы минимум

Схема получившегося устройства:


Характеристики данного темброблока:

Показатели по КГ, сигнал/шум зависят от примененного ОУ. Выбор пал на TL072, (это сдвоенный ОУ фирмы ST) в силу его дешевизны и распространенности. Отлично сюда впишутся и такие операционники, как NE5532, NJM4558, LM358. Поэкспериментировать можно и с одиночными ОУ (с дальшейшей переделкой ПП) TL071, NE5534, КР544УД1,2, К157УД2 (с цепями коррекции) и так далее. С бумажными конденсаторами и ОУ в золотом корпусе, чем не раритет? Для оперативной замены микросхемы (если отдали предпочтение другому ОУ), рекомендуется предварительно установить на соответствующее место панельку DIP-8.

Для питания активной части устройства используется параметрический стабилизатор напряжения на два плеча + и - без использования каких-либо усилительных элементов, поскольку в данной схеме общий ток потребления меньше номинального тока стабилитронов. Для сглаживания остатков пульсаций, вызванных пульсациями блока питания УМЗЧ, в схеме присутствуют два электролита. Их емкость невелика для обеспечения низкой инерционности. Такой небольшой набор дает низкий уровень фона при эксплуатации устройства.

ТЕМБРОБЛОК - печатная плата

Разумеется, для обеспечения минимального уровня фона этого бывает недостаточно. Снизить фон может помочь заземление корпусов переменных резисторов. У некоторых групп регуляторов для этого есть отдельный вывод (например СП3-33-23). В моем распоряжении оказались широко распространенные резисторы В-группы (для регулировки баланса они не подходят), корпус которых после обработки наждачкой я и заземлил. Земли свел к одной выбранной точке (корпус регулятора низких частот), откуда направил их земле блока питания УМЗЧ. Фотография устройства и печатная плата:

ТЕМБРОБЛОК - детали

Размер печатной платы 140х60 мм, здесь можно скачать файлик в формате .lay. Желаю успехов в повторении! Автор: sheriff.

Форум по обсуждению материала ТЕМБРОБЛОК


Про использование технологии беспроводного питания различных устройств.


Микрофоны MEMS - новое качество в записи звука. Подробное описание технологии.


Переделываем игрушку обычный трактор в радиоуправляемый - фотографии процесса и получившийся результат.


В каком направлении течет ток - от плюса к минусу или наоборот? Занимательная теория сути электричества.

Сложно себе представить современный усилитель звука низкой частоты без темброблока, да и не у каждого современного МП3 проигрывателя являющегося источником звука есть качественный эквалайзер полностью удовлетворяющий острый слух настоящих меломанов. Поэтому предлагаю вам собрать простой и довольно качественный темброблок всего на одной микросхеме LM1036N своими руками. Данная микросхема устанавливается в дорогой аудио аппаратуре и отлично работает в качестве предусилителя звука практически с любым усилителем низкой частоты.

На этом рисунке изображена схема двухканального темброблока имеющего регуляторы: громкость, баланс, тембр НЧ, тембр ВЧ и расширитель стереобазы.

Схема темброблока для усилителя звука НЧ на микросхеме LM1036N

Схема темброблока для усилителя звука НЧ на микросхеме LM1036N

В данной схеме микросхема LM1036N выполняет роль предварительного усилителя звука низкой частоты с регулировкой громкости, баланса, тембра низкой частоты и тембра высокой частоты. Полезной опцией микросхемы является встроенный расширитель стереобазы, который позволяет усилить стерео эффект за счет перекрестного сложения отфильтрованных сигналов левого и правого канала. Как это работает, рассказывать не буду, лучше один раз послушать ушами, чем сто раз прочитать о этом глазами. Стабилизатор напряжения L7812CV позволяет питать схему напряжением от 12 до 30 вольт. Собирать схему желательно на печатной плате, так будет красиво и надежно. Микросхему обязательно надо аккуратно пропаивать стараясь не перегревать ножки иначе может выйти из строя. Ни в коем случае не ставьте микросхему в DIP панельку, от этого качество звука заметно ухудшится и появятся ужасные фоновые звуки. При покупке микросхемы обратите внимание на качество маркировки, буквы должны быть четкие и хорошо читаемые, очень много подделок. Я покупал в Китае на Али Экспресс, прислали на 100% новые и оригинальные. Собранная схема работает сразу и в настройке не нуждается.

На этом рисунке изображена печатная плата темброблока на микросхеме LM1036N.

Печатная плата темброблока для усилителя НЧ своими руками

Печатная плата темброблока для усилителя НЧ своими руками

Для проверки схемы я подключил к темброблоку заранее собранный усилитель низкой частоты на микросхеме TDA7850 о котором я уже писал в одной из своих статей. Качество звука просто превосходное, словами не передать это надо только слышать. Надеюсь настоящим меломанам моя самоделка очень понравиться. Рекомендую!

Радиодетали для сборки

  • Микросхема LM1036N
  • Переменные резисторы Р1, Р2, Р3, Р4 50К
  • Резисторы R1, R2, R3, R4 47К 0.25W
  • Переменные резисторы Р1, Р2, Р3, Р4 50К
  • Конденсаторы С1, С2 0.47, С3 47mF 25V, C4, C6, C9 0.022mF, C5, C8, C15, C16 10mF 50V, C7, C13, C14, C17, C18 0.22mF, C10 100mF 25V, C11 0.1mF, C12 1000mF 25V
  • Стабилизатор напряжения L7812CV
  • Радиатор KG-487-17 (HS 077-30)
  • Тумблер Китайский миниатюрный типа ON-ON

Друзья, желаю вам удачи и хорошего настроения! До встречи в новых статьях!

Рекомендую посмотреть видеоролик о том, как сделать темброблок для усилителя своими руками

Пушка Гаусса своими руками

Простой регулируемый блок питания

Простой регулируемый блок питания 0-30в

Программа sPlan Русская версия с библиотеками радиоэлементов

Программа sPlan Русская версия с библиотеками радиоэлементов

Преобразователь напряжения с 12 на 220В своими руками

Ионофон или поющая дуга из строчника

Ионофон или поющая дуга из строчника

Питание светодиода от одной батарейки

24 comments on “ Темброблок для усилителя своими руками ”

У вас ошибка в схеме 6-й и 15-й вывод должны быть одинаковыми значения конденсаторов по вашей схеме 0.22 мкФ на каждый вывод, а не 0.022 на 6 и 0.22 на 15

Почему Вы так думаете. 15 вывод идет к GND через конденсатор. А вот конденсаторы С6 и С9 должны быть одинаковыми, они отвечают за левый и правый каналы. У меня на видео темброблок собран точно по этой схеме и все отлично работает и регулируется.

Просто есть даташит и там 15 и 6 выводы это бас конденсаторы они должны быть одинаковыми, а 3 и 18 тембр конденсаторы тоже одинаковые. Ну я делал по вашей схеме и у меня баланс в колонках был разный поменял кондёр на й ноге на точно такой как на 15 и все стало нормально, сверялся по даташиту.

Подскажите пожалуйста размеры печатной платы.

Размер печатной платы для темброблока 97х61 мм.

Подскажите пожалуйста размеры печатной платы.

Размер печатной платы для темброблока 97х61 мм.

Спасибо за статью! Очень полезная вышла. Собрал по Вашей схеме темброблок, но никак не могу побороть шум в акустике, менял провода на экранированные сигнальные, не помогло. Можно ли питать данную плату от 35-36В на выходе с трансформатора? Грешу на то что запитал схему отдельным китайским преобразователем с выходом на 12В, возможно поэтому и есть этот надоедливый шум и фон. Спасибо за ответ.

Максимальное напряжение питания платы ограничивается стабилизатором L7812CV, а этот стабилизатор рассчитан на максимальное входное напряжение 35В. Максимальное напряжение питания платы 35В. Если поставить стабилизатор КР142ЕН12А тогда до 37В. Также возможно поставить другой аналогичный стабилизатор с большим входным напряжением главное, чтобы выходное напряжение у стабилизатора было 12В потому, что микросхема темброблока рассчитана на 12В. Чтобы не было шумов питать темброблок надо через выпрямитель состоящий из диодного моста и конденсатора 4700-10 000 мкФ от одной обмотки трансформатора к которой также подключен усилитель. У темброблока и усилителя обязательно должна быть общая GND.

Сергей, также можете добавить схему, если возможно, для подключения наушников?
Спасибо заранее.

Изначально написал вопрос в статью об усилителе tda7850

Сергей, здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, ответы на несколько вопросов по связке Ваш усилитель на tda7850 + Ваш темброблок на LMке:
1. Есть ли шум/фон у Вашей связки на минимальной громкости, когда источник звука не подключен и когда источник подключен?
2. Чем Вы запитываете Вашу связку?
3. Можете добавить в статью схему подключения Вашего темброблока к Вашему усилителю?
4. Собираюсь использовать импульсный БП 12В 10А. При использовании 12В посоветовали у темброблока выкинуть стабилизатор L7812CV. Не будет ли шума/фона, если убрать этот стабилизатор?
5. Если вариант с импульсным БП на 12В мягко сказать не очень, тогда есть вариант использовать ноутбучный импульсный БП на 19В 90W. И темброблок через стабилизатор пропустит такое напряжение без последствий, то как быть с Вашим усилителем на tda7850? Возможно можно поставить какой то стабилизатор?

Ответьте, пожалуйста, на все вопросы. Т.к. буду выбирать какой вариант лучше, склоняюсь больше к ноутбучному БП.

Добрый вечер, Александр!
1. Шума и фона нет. Темброблок соединен с усилителем и источником звука экранированным проводом. Если поставить обычный провод будет сильно фонить.
2. Связка запитана от обычного 12В импульсного блока питания на 10А для питания светодиодных лент. На блоке поднял напряжение встроенным переменным резистором до 14В. Хотя усилители и темброблоки желательно питать от обычного трансформатора, потому, что некоторые импульсные БП могут фонить. Хороший вариант компьютерный БП и мощный и стабильный.
3. В подключении ничего сложного нет. На усилителе соединяете вместе по два канала. Обязательно нужен экранированный провод. Экран паять на общий (земля), а жилки к входу.
4. Усилитель выдерживает напряжение до 15В для нормальной работы ему надо не менее 5А. Просто если возможно поднимите напряжение на БП до 14В. Стабилизатор можно удалить, фона не будет. Микросхема LM1036N рассчитана на напряжение от 9 до 16В. Хотя можно ничего не переделывать, просто подать 12В и все будет прекрасно работать.
5. С БП от ноутбука не стоит заморачиваться, он просто слабоват для усилителя. В БП 2А, а усилителю надо 5А. Лучше всего компьютерный БП и мощный и стабильный. Фона точно не будет.
Микросхему TDA7850 надо искать оригинальную. Китайские подделки фонят, шумят и долго не работают. Удачи Вам!

Александр экранированный провод я брал от старого советского магнитофона, соединяющий магнитную головку с усилителем, полностью медный, центральная жилка в отдельной изоляции на нее одет медный экран и по верх экрана еще одна изоляция. На каждый каждый канал по одному проводу. В крайнем случае можно использовать Китайский аудиокабель AUX от телефона с 3.5 штекерами. Их отрезать и получится две жилки по одной на левый и правый канал и экран. Указанную плату можно не ставить просто подключите наушники к выходу темброблока в нем микросхема играет роль усилителя, для наушников ее мощности достаточно.

Где найти описание как проверить её на работоспособность? саму микруху, сопротивление ножек померить, или что.. вторую заказываю, не работает нифига, хочу проверить исправна ли она, как это сделать мультиметром?

Описания, как проверить данную микросхему я тоже не встречал. Китайские микросхемы надо покупать у проверенных продавцов, очень много подделок, даже б/у с разборки умудряются продавать, ножки очищают от олова. Для своей самоделки я покупал у этого продавца

две микросхемы, обе пришли рабочие, собрал два темброблока до сих пор работают. После сборки для проверки я подключал к схеме наушники, а потом уже усилитель на TDA7850.

Сергей, можете показать схему для подключения наушников к данному термоблоку?

В подключении ничего сложного нет. Мультиметром найдите в штекере от наушников левый и правый, один будет общий. При подключении мультиметра в наушнике будет щелчок. Общий соединяется с GND, а наушники с OUT L и OUT R.

Да! Возможно тембр-блок не плохой! Но!! Как пишут что TA7630P по круче будет по характеристикам, Хотя попробую собрать и сравнить, большое спасибо за схему, довольно интересно. )))

На 6-м выводе 0.022 или 0.22 мкФ по даташиту 0.39 и что не так может быть если один канал нормально играет, а другой тихо, из-за конденсатора может быть?

На 6 выводе 0.022 мкФ. На 3 выводе тоже 0.022 мкФ. Здесь должно быть все симметрично. На громкость могут влиять конденсаторы С1, С2, С9, С6, С15, С16. Попробуйте поменять на входе левый канал с правым, еще регулятор баланса Р2 должен стоять в среднем положении, он регулирует громкость между левым и правым каналом. Если ничего не помогает и громкий звук только на одном канале, тогда проблема в микросхеме.


Во многих современных аудиосистемах, будь то музыкальный центр, домашний кинотеатр или даже портативная колонка для телефона имеется эквалайзер, или, иначе говоря, темброблок. С его помощью можно регулировать АЧХ сигнала, т.е. менять количество высоких или низких частот в сигнале. Темброблоки существуют активные, построенные, в чаще всего, на микросхемах. Они требуют наличия питания, зато не ослабляют уровень сигнала. Другая разновидность темброблоков – пассивные, они слегка ослабляют общий уровень сигнала, зато не требуют питания и не вносят никаких дополнительных искажений в сигнал. Именно поэтому в высококачественной звуковой аппаратуре используются, чаще всего, именно пассивные темброблоки. В этой статье рассмотрим, как сделать простой 2-х полосный темброблок. Его можно совместить с самодельным усилителем, либо же использовать как отдельное устройство.

Схема темброблока


Схема содержит только пассивные элементы (конденсаторы, резисторы). Два переменных резистора служат для регулировки уровня высоких и низких частот. Конденсаторы желательно применить плёночные, однако, если таких под рукой нет, подойдут и керамические. На каждый канал нужно собрать по одной такой схеме, а для того, чтобы регулировка была одинаковой в обоих каналах – использовать сдвоенные переменные резисторы. Печатная плата, выложенная в этой статье, уже содержит эту схему в двойном экземпляре, т.е. имеет вход и под левый, и под правый канал.

Изготовление темброблока


В схеме не содержится активных компонентов, поэтому её легко можно спаять навесным монтажом прямо на выводах переменных резисторов. Если есть желание – можно спаять схему на печатной плате, как я и сделал. Несколько фотографий процесса:

Изготовление корпуса


Готовую схему темброблока обязательно нужно поместить в экранированный корпус, иначе не избежать фона. В качестве корпуса можно использовать обычную консервную банку. Переменные резисторы вывести наружу и надеть на них ручки. По краям банки обязательно установить разъёмы jack 3.5 для входа и выхода звука.


Саму банку следует соединить с минусом схемы для создания защитного экрана, тогда сигнальный провод не будет ловить внешние наводки. Корпус может быть и пластиковым, но в этом случае изнутри его обязательно нужно обклеить алюминиевым скотчем, который так же соединить с минусом схемы.


Теперь самое главное — тесты.
Тестировал на этой карте

Creative Sound Blaster X-Fi Titanium PRO с небольшой доработкой — полностью за экранирована обратная сторона печатной платы, заменён выходной ОУ на OPA2134, все конденсаторы по питанию шунтированы керамикой.
АЧХ (розовым цветом — со входа на выход миную темброблок, синим цветом
— через темброблок — все регуляторы тембра в среднем положении)

Виден небольшой подъём на на низких частотах (ниже 200Гц) и завал на
высоких (выше 6кГц)
Регуляторы НЧ в крайних положениях

Регуляторы СЧ в крайних положениях

Регуляторы ВЧ в крайних положениях

Довольно средний по качеству блок, для домашних поделок пойдёт если устраивает КНИ.
Ставить в планируемый усилить вряд ли буду из за высоких
гармонических искажений. Буду разводить плату сам, и собирать темброблок.
Надеюсь инфа была полезна.

Читайте также: