Темброблок для гитарного усилителя своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Ответ:
Нужен ли темброблок настоящему Хай-Энду, или не нужен темброблок настоящему Хай-Энду? – это вопрос неоднозначный, отчасти риторический, не допускающий категорического ответа, а потому и задавать мы его никому не будем. И отвечать на него никому не будем, по простой причине полной несерьёзности и пустопорожности данного мероприятия.
А порассуждаем-ка мы лучше: а каким он может быть – этот хороший и "правильный" темброблок. После чего коротенько сформулируем апрельские тезисы, да и ударим ими по схеме электрической принципиальной ни много ни мало – пятиполосного регулятора тембра, который не только не будет отторгнут доброкачественным УМЗЧ, но и легко позволит получать максимум удовольствия от прослушивания музыки.

Схему по мотивам классического варианта двухполосного регулятора тембра, разработанного в 1952 году английским инженером Баксандалом, мы рассмотрели на странице – ссылка на страницу. Данная схема имеет определённый набор недостатков, но сейчас мы об этом не будем. Наша цель – трёх-пятиполосные регуляторы тембра с минимальными фазовыми искажениями.

Итак, озвучим общую концепцию: Так чего нам нужно добиваться для того, чтобы темброблок мог считаться "правильным"?

1. При установке регуляторов тембра в некое (назовём его "среднее") положение, АЧХ темброблока во всём звуковом диапазоне должна иметь абсолютно ровную характеристику с неравномерностью, не превышающей 1. 2 дБ. Неравномерность фазовой характеристики (ФЧХ) также не должна превышать нескольких градусов.

2. Для минимизации фазовых искажений – фильтры темброблока обязаны быть пассивными!

3. Для минимизации фазовых искажений – прядок фильтров обязан быть: первым!

5. Усилительные каскады в активной части темброблока не должны иметь межкаскадных ООС, т. к. любая межкаскадная обратная связь для Хай-Энда – это серьёзный недуг (причём, чем длиннее, тем серьёзней), а применение ОУ, так вообще, как не крути – полный кирдык!
Предпочтительными активными элементами в каскадах темброблока являются: лампы, полевики, германиевые транзисторы. Не стоит стремиться и к супернизким значениям нелинейных искажений тракта, так как параметр Кг – это вообще не про Hi-end!

Приведённая на Рис.1 схема регулятора тембра была опубликована в американском журнале "Radio-Electronics", 1967, №10, многократно перепечатана в различных источниках, позже была переведена на полупроводники и даже (не понятно зачем) существуют её варианты на операционных усилителях.

 Пятиканальный регулятор тембра на лампах


Рис.1 Пятиканальный регулятор тембра на лампах

По большому счёту, данный темброблок полностью соответствует перечисленным выше требованиям. Однако то ли авторы разработки решили сэкономить на ассортименте используемых элементов, то ли были ещё какие соображения, но резисторы одного номинала внутри каждого из полосовых фильтров – это не есть вери гуд. Основанием для этого заявления является взаимное шунтирование ФВЧ и ФНЧ внутри полосовика и, как следствие, снижение (и без того хилой) крутизны ослабления внеполосных частот.
По-хорошему, было бы правильно разделить ФВЧ и ФНЧ друг от друга, а все резисторы в линейке постепенно увеличивать слева направо (как минимум в 4. 5 раз), тогда и крутизна будет повыше, и значительно уменьшится влияние положения регуляторов на частотные характеристики фильтров.

Давайте проделаем эти несложные манипуляции:

Рис.2 Пятиканальный регулятор тембра на полевых транзисторах

Темброблок предназначен для работы в составе высококачественных УНЧ с чувствительностью 0,25. 1,5В.
Первый каскад на транзисторе Т1 – это истоковый повторитель, имеющий высокое входное и низкое выходное сопротивления.
Регулировка АЧХ осуществляется независимо по всем пяти каналам.
Верхний фильтр (R6, C4) представляет собой ФНЧ с частотой среза 100 Гц. Нижний (С11, R15) – это ФВЧ с частотой среза 6,2 кГц, все остальные фильтры – это ПФ, состоящие из последовательно соединённых ФНЧ и ФВЧ.

Усилительный каскад на транзисторе Т3 суммирует сигналы с фильтров темброблока и обеспечивает усиление, необходимое для компенсации ослабления сигнала, вносимого фильтрами. В качестве нагрузки этого каскада выступает источник тока на транзисторах Т2, Т4, позволяющий существенно снизить общий уровень нелинейных искажений усилительного каскада.
Ещё один истоковый повторитель на Т5 призван согласовать высокое выходное сопротивление усилительного каскада с входными каскадами УМЗЧ.

Задумал сделать предварительный усилитель для электрогитары с темброблоком на 3 полосы. Поискал варианты схем и в результате скомпилировал для себя решение на операционных усилителях TL071 (полагался больше на интуицию, чем на знания в этой области за отсутствием последних).

Привожу схему в Multisim.

Изображение

Также собрал навесным монтажом первую часть схемы на одном усилителе. Подключил к компьютеру, звук вполне устраивает. Но только присутствуют шумы, а когда касаюсь струн или металлических частей гитары рукой, то шумы пропадают. Питание 12 вольт то китайского DIY блока с регулировкой (в экспериментальных целях).

В связи с этим возникают некоторые вопросы:

    1. Имеет ли право на существования данная схема и воплощение ее в железе?
    2. Какие грубые ошибки я допустил?
    3. Правильно ли установлены номиналы R8, R9, R13?
    4. Что может служить причиной шумов и их прекращения при соприкосновении со струнами гитары? Вообще в какую сторону смотреть для решения данного вопроса?


Питание надо применять с хорошей фильтрацией. Да и экранирования никто не отменял.
Вот пример построения усилительного каскада на операционнике с одно полярным питанием.

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет - любой!

Если это устройство будет стоять в корпусе гитары, то надо добавить на выход эмитерный повторитель с R вых =50-100 ом (лучше меньше) тогда наводки будут меньше ловиться. В принципе, в любом случае эмит. повтор. надо в гитару собачить

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

Если я правильно понял, в таких устройствах входное сопротивление должно быть большим (от 1МОм), а выходное маленьким (до 10 кОм).

Второй каскад предусилителя я скопировал с первого.

Не знаю нужно ли в нем такое сопротивление R8, R9, или можно установить номиналы поменьше (десятки кило Ом, как в той схеме, что Вы предложили).

Если это устройство будет стоять в корпусе гитары, то надо добавить на выход эмитерный повторитель с R вых =50-100 ом (лучше меньше) тогда наводки будут меньше ловиться. В принципе, в любом случае эмит. повтор. надо в гитару собачить

Необходим быстродействующий преобразователь питания средней мощности с высоким КПД? Он должен быть компактным и недорогим? Решение – карбид-кремниевые модули средней мощности WolfPACK производства Wolfspeed. В статье рассмотрены основные особенности модулей WolfPACK и показано, что переход на эту универсальную и масштабируемую платформу позволяет не только быстро разработать новые устройства, но и без значительных затрат времени и средств модернизировать уже существующие схемы на традиционной элементной базе.

Повторяю, для уменьшения шумов, УС и повторитель с Rвых=50-100 Ом надо ставить в саму гитару. Кабель лучше -2жилы и экран. Схема по входу лучше, чтобы была симметричной относительно каждого провода звукоснимателя, тогда синфазные наводки будут подавляться. Струны надо тоже заземлять к экрану

Критически важные распределенные системы требуют синхронного преобразования во всех подсистемах и непрерывного потока данных. Распределенные системы сбора данных могут быть синхронизированы как на основе АЦП последовательного приближения, так и на основе сигма-дельта (∑-Δ)-АЦП. Новый подход, основанный на преобразователе частоты дискретизации (SRC), содержащемся в микросхемах линейки AD7770 производства Analog Devices, позволяет достигать синхронизации в системах на основе сигма-дельта-АЦП без прерывания потока данных.

R13 сделайте переменным, R6 похерьте. R2/R3, R8/R9 можно раз в 20 уменьшить. Конденсаторы в ОС ОУ вам точно нужны?

Что может служить причиной шумов и их прекращения при соприкосновении со струнами гитары? Вообще в какую сторону смотреть для решения данного вопроса?


То что при касании струн фон значительно уменьшается - нормальное явление.
Струны заземляются, и при игре вы заземляетесь вместе с ними тоже. Этот эффект менее выражен на активных датчиках, более на пассивных.

Преамп будет установлен в гитару или после нее как "примочка" ?
Не совсем понял функциональное назначение, а от этого зависит что можно посоветовать .

_________________
Чтобы избавиться от всяких котов, лучше всего обзавестись своим собственным.

Преамп будет находиться в комбике на одной плате с усилителем мощности.

Думаю, что во втором каскаде не нужен. А в первом он (на 47pF) выполняет функцию фильтра высоких частот.

Я бы посоветовал попробовать уже зарекомендовавшие себя решения для гитарных дел.
Например классика - ТьюбСкример

Даже если играть все время на чистом звуке, для более правильного гитарного тембра требуется специфическая нелинейная АЧХ.
Несмотря на то что у вас полный темброблок, будет сложно отстроить баланс.
Это если не говорить об перегрузе.
Как правило абсолютно чистый звук на эл. гитаре не используется, даже "клин" это всегда легкий подгруз на обертонах и басовых струнах.
В гитарных преампах эти факторы учитываются.

_________________
Чтобы избавиться от всяких котов, лучше всего обзавестись своим собственным.

Изображение

Скример не совсем преамп. Если классика - тогда уж

Есть, конечно, и у него свои слабости.

Я просто предложил наиболее легкий вариант как для понимания так и для повторения.
В связке со спикосимулятором может дать неплохой результат даже с использованием негитарной акустики.

Но конечно же СансАмп гибче и функциональней.

_________________
Чтобы избавиться от всяких котов, лучше всего обзавестись своим собственным.

Даже если играть все время на чистом звуке, для более правильного гитарного тембра требуется специфическая нелинейная АЧХ.
Несмотря на то что у вас полный темброблок, будет сложно отстроить баланс.
Это если не говорить об перегрузе.
Как правило абсолютно чистый звук на эл. гитаре не используется, даже "клин" это всегда легкий подгруз на обертонах и басовых струнах.
В гитарных преампах эти факторы учитываются.

Я постарался учесть эти моменты и включил в схему темброблок согласно схеме от Fender.
Вот его АЧХ (полученные в Multisim). Все ручки в среднем положении.

Спасибо за предложенные схемы! В связи с недостатком опыта я не рискну собирать SansAmp. А вот Screamer от Ibanez вещь хорошая и простая.

В целом, собрал я предусилитель на макетной плате и усилитель на TDA7377 навесом, питаются от трансформатора TL-66 13V~5A через выпрямитель-фильтр-стабилизатор.
В качестве динамика использую пассивный от Microlab Solo 6C.
Звук на мой взгляд для домашнего музицирования вполне пригодный.
Но китайская гитара дает сильные шумы, если не держаться за ее металлические части.
Скорее всего придется заменить кабель, который шел с гитарой в комплекте и провести мероприятия по ее заземлению и экранированию.

Схем различных регуляторов тембра (РТ) много, но все они имеют свои недостатки. В этой статье хочется предложить несколько иной вариант РТ, призванный устранить некоторые недостатки существующих РТ и поднять качество регулировки тембра в целом.

Простые регуляторы громкости на транзисторах КТ315

В современных (даже дешевых) радиоприемниках и магнитофонах все чаще стали применять цифровыерегуляторы громкости. В любительских условиях ввиду определенной сложности не всегда возможно реализовать такие схемы. Применение же традиционных аналоговых схем имеет ряд недостатков - в стерео нужен .

Схема предварительного усилителя низкой частоты с темброблоком (LM741)

Принципиальная схема самодельного предварительного усилителя низкой частоты (УНЧ) с темброблоком, построена на микросхеме LM741. На рисунке показана схема предварительного УНЧ с регуляторами тембра по НЧ (R2), тембра по ВЧ (R5), громкости (R6) и баланса (R12). УНЧ питается от однополярного .

Схема графического эквалайзера на девять полос (КР140УД608)

Для коррекции частотной характеристики аудиосигналов применяют эквалайзеры.Наиболее удобны графические эквалайзеры. Регулировки уровней сигнала в частотных полосах в них осуществляются переменными резисторами с линейными характеристиками изменения сопротивления и с ручками регулировки, которые .

Самодельный эквалайзер на десять полос (32Гц - 16кГц)

Принципиальная схема самодельного эквалайзера на 10 полос, построен на основе операционных усилителей. Эквалайзер предназначен для регулировки частотной характеристики УНЧ, в котором он применяется, в десяти полосах с центральными частотами: 32 Гц, 64 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1 кГц, 2 кГц, 4 .

Схема трехполосного темброблока на ОУ TL082 (питание +-5В)

Рассмотрена принципиальная схема самодельного трехполосного регулятора тембра, который выполнен с применением ОУ TL082. Данный активный темброблок подойдет для применения в составе УМЗЧ или же как отдельный модуль в составе самодельной звуковоспроизводящей аппаратуры. Доступные на рынке .

Схемы активных фильтров на ОУ для применения в аудиотехнике

В аудиотехнике широко применяются фильтры для разделения всего спектрапоступающего на вход усилителя аудиосигнала на несколько полос. Это нужно, если в системе предусмотрена многоканальная, многополосная схема обработки аудиосигнала, например, чтобы выделить общий низкочастотный монофонический .

Взвешивающий фильтр - звуковой шумоподавитель

Для снижения уровня шумов в отечественных бытовыхкассетных магнитофонах широко используют так называемые динамические фильтры. Принцип действия этих систем шумопонижения (СШП) состоит в автоматическом регулировании полосы пропускания звуковоспроизводящего тракта в зависимости от содержания в .

Регулятор ширины стереобазы, рокот фильтр (К544УД1А)

Электронный регулятор уровня сигнала (К122УД1Б, КТ312)

В электронных регуляторах уровня сигнала функции регулирующих элементов чаще всего выполняют полевые транзисторы с р-п переходом, которые не позволяют построить регулятор с достаточно высокими техническими характеристиками. Так максимальное напряжение регулируемого сигнала между стоком и .

Ответ:
Нужен ли темброблок настоящему Хай-Энду, или не нужен темброблок настоящему Хай-Энду? – это вопрос неоднозначный, отчасти риторический, не допускающий категорического ответа, а потому и задавать мы его никому не будем. И отвечать на него никому не будем, по простой причине полной несерьёзности и пустопорожности данного мероприятия.
А порассуждаем-ка мы лучше: а каким он может быть – этот хороший и "правильный" темброблок. После чего коротенько сформулируем апрельские тезисы, да и ударим ими по схеме электрической принципиальной ни много ни мало – пятиполосного регулятора тембра, который не только не будет отторгнут доброкачественным УМЗЧ, но и легко позволит получать максимум удовольствия от прослушивания музыки.

Схему по мотивам классического варианта двухполосного регулятора тембра, разработанного в 1952 году английским инженером Баксандалом, мы рассмотрели на странице – ссылка на страницу. Данная схема имеет определённый набор недостатков, но сейчас мы об этом не будем. Наша цель – трёх-пятиполосные регуляторы тембра с минимальными фазовыми искажениями.

Итак, озвучим общую концепцию: Так чего нам нужно добиваться для того, чтобы темброблок мог считаться "правильным"?

1. При установке регуляторов тембра в некое (назовём его "среднее") положение, АЧХ темброблока во всём звуковом диапазоне должна иметь абсолютно ровную характеристику с неравномерностью, не превышающей 1. 2 дБ. Неравномерность фазовой характеристики (ФЧХ) также не должна превышать нескольких градусов.

2. Для минимизации фазовых искажений – фильтры темброблока обязаны быть пассивными!

3. Для минимизации фазовых искажений – прядок фильтров обязан быть: первым!

5. Усилительные каскады в активной части темброблока не должны иметь межкаскадных ООС, т. к. любая межкаскадная обратная связь для Хай-Энда – это серьёзный недуг (причём, чем длиннее, тем серьёзней), а применение ОУ, так вообще, как не крути – полный кирдык!
Предпочтительными активными элементами в каскадах темброблока являются: лампы, полевики, германиевые транзисторы. Не стоит стремиться и к супернизким значениям нелинейных искажений тракта, так как параметр Кг – это вообще не про Hi-end!

Приведённая на Рис.1 схема регулятора тембра была опубликована в американском журнале "Radio-Electronics", 1967, №10, многократно перепечатана в различных источниках, позже была переведена на полупроводники и даже (не понятно зачем) существуют её варианты на операционных усилителях.

 Пятиканальный регулятор тембра на лампах


Рис.1 Пятиканальный регулятор тембра на лампах

По большому счёту, данный темброблок полностью соответствует перечисленным выше требованиям. Однако то ли авторы разработки решили сэкономить на ассортименте используемых элементов, то ли были ещё какие соображения, но резисторы одного номинала внутри каждого из полосовых фильтров – это не есть вери гуд. Основанием для этого заявления является взаимное шунтирование ФВЧ и ФНЧ внутри полосовика и, как следствие, снижение (и без того хилой) крутизны ослабления внеполосных частот.
По-хорошему, было бы правильно разделить ФВЧ и ФНЧ друг от друга, а все резисторы в линейке постепенно увеличивать слева направо (как минимум в 4. 5 раз), тогда и крутизна будет повыше, и значительно уменьшится влияние положения регуляторов на частотные характеристики фильтров.

Давайте проделаем эти несложные манипуляции:

Рис.2 Пятиканальный регулятор тембра на полевых транзисторах

Темброблок предназначен для работы в составе высококачественных УНЧ с чувствительностью 0,25. 1,5В.
Первый каскад на транзисторе Т1 – это истоковый повторитель, имеющий высокое входное и низкое выходное сопротивления.
Регулировка АЧХ осуществляется независимо по всем пяти каналам.
Верхний фильтр (R6, C4) представляет собой ФНЧ с частотой среза 100 Гц. Нижний (С11, R15) – это ФВЧ с частотой среза 6,2 кГц, все остальные фильтры – это ПФ, состоящие из последовательно соединённых ФНЧ и ФВЧ.

Усилительный каскад на транзисторе Т3 суммирует сигналы с фильтров темброблока и обеспечивает усиление, необходимое для компенсации ослабления сигнала, вносимого фильтрами. В качестве нагрузки этого каскада выступает источник тока на транзисторах Т2, Т4, позволяющий существенно снизить общий уровень нелинейных искажений усилительного каскада.
Ещё один истоковый повторитель на Т5 призван согласовать высокое выходное сопротивление усилительного каскада с входными каскадами УМЗЧ.

Всем привет! Я делал уже много разных уселитель, а тембрблок ищо не делал и вот он. Для этой схемы нам понадобится: .

Самоедльный 100% рабочий(если руки не из жопы) звукосниматель на акустическую гитару, в этом ролике вы узнаете как .

Всем привет! В видео сборка не сложного темброблока на 3 полосы с однополярным питанием. Вы сможете .

Привет, коллеги-гитаристы! Onboard преампы для гитары (встраиваемые предусилители) давно уже стали частью .

Представляю Вашему вниманию очередной вариант распайки темброблока моей электрогитары, в котором на 2 .

Простое и понятное объяснение того, как сделать любую модификацию распайки инструмента на любом инструменте.

Для самых маленьких детей. Отдельная благодарность: Роме из Саратова. Трехполосный темброблок: С бриллиансом: .

Набор для самостоятельной сборки NM2111 предусматривает монтаж темброблока своими руками, при наличии полной .

Звукосниматель X2 DOUBLE G0: ali.pub/5g6797 Он же: ali.pub/5g8ses Тюнер для настройки: ali.pub/5gdvi2 .

Простой темброблок на операционном усилителе TL072CP. Принципиальная схема, принцип работы, работа устройства .

Громкость Вашего усилителя мощности слаба, возможно потому что мал входной сигнал. В этом видео сборка .

Сравниваем 5 популярных конденсаторов emerson, orange drop, epcos, ceramic и полимерные Получаем советы как .

Видео о том как легко собрать стереофонический темброблок на ОУ NE 5532 ( предусилитель ) Резистор 5шт.

Всем привет сегодня у нас вот такой самодельный звукосниматель вот заготовленный полностью своими руками из .

Материальная помощь автору (на выпрямление рук и развитие мозга): Яндекс.Деньги 410011794030581 WebMoney WMZ .

Собираю конструктор темброблок своими руками если подобные видео интересны - пишите об этом в комментариях, буду .

Как экранировать гитару? Как спаять электронику гитары? Что такое распайка "звездой" и как избавиться от земляных .

Установка системы звукоснимателей в акустическую гитару. Если данное видео будет интересным и полезным для Вас, .

Спонтанное видео про звукосниматель стопроцентной ручной намотки, для одного эксперимента. Более подробно в .

00:00 - Вступление 00:33 - Идея 01:04 - Поиск решения 01:39 - Звуковой процессор, краткий обзор 02:09 - Выбор железа .

Всем привет! В видео сборка cтерео темброблока на микросхеме LM1036, в котором есть 4 регулировки: громкость, баланс .

Читайте также: